Традиции Грузии: обычаи, особенности национального характера, культура. Традиции и обычаи грузии


Несмотря на то, что официальным государственным языком Грузии является грузинский язык , лингвистическая карта страны достаточно пёстрая.

Грузинский язык составляет основу делопроизводства, литературы, музыки и СМИ. Тем мне менее, родным он является лишь для 80% населения Грузии.

На северных регионах и в непризнанной Тбилиси Абхазии имеет место абхазский язык , стоящий в отдельной языковой группе. На этом же языке говорят в некоторых северных районах Грузии в общей сложности более 100 тысяч человек.

На границе с Кабардино-Балкарией, в регионе Сванети, существует достаточно крупная этно-группа, говорящая на сванском языке . По последним данным, он является родным для 30 тысяч человек, что по меркам Грузии является достаточно большой цифрой.

Самым же крупным языковым меньшинством Грузии является мегрельский язык . На нём, только по самым скромным подсчётам, разговаривают более 500 тысяч человек, проживающих в западных областях Грузии и близ черноморского побережья.

Каждый из языков Грузии имеет как минимум одно печатное СМИ.

На русском же языке в Грузии принято говорить в крупных туристических зонах, в отелях и на курортах. Количество постоянно проживающих в Грузии носителей русского языка резко сокращается с каждым годом.

Религия

Согласно данным переписи населения, большая часть грузин относят себя к православной ветке христианства, а именно - Грузинской православной церкви . Это одна из старейших ветвей православия, окончательно утвердившаяся на этих землях уже в 467-м году.

Собор Святой Троицы в Тбилиси

Второе место в списке религий современной Грузии занимает ислам . Официально его исповедуют 10% грузинских граждан. Мечети можно увидеть в Тбилиси и ряде крупных городов.

На третьем месте по количеству верующих в Грузии - Армянская апостольская церковь . Всего армян в Грузии около 250 тысяч, и почти все они являются прихожанами национальных храмов.

Католиков в Грузии мало - всего 2% от общей численности населения. В Тбилиси существует большой приход римско-католической церкви, а также армянской католической церкви.

Меньше всего в Грузии иудеев - всего 13 тысяч человек, по последним данным.

Праздники

Особенности культуры

Главное, что нужно помнить о грузинах, отправляясь на их землю - это один из самых гостеприимных народов. Качество это взращивается с самого детства, но и гость должен понимать, что злоупотребление гостеприимством грузина равносильно величайшему оскорблению.

Если вы гостите в грузинском доме по приглашению хозяев - не забудьте подарки для каждого члена семьи. Для грузин обмен подарками - это ритуал, и в ответ на подарок от гостя также принято что-нибудь подарить. Вещь не должна быть дорогой, но она должна быть подарена от чистого сердца.

Согласно древним законам грузинского этикета, любой гость имеет право жить в хозяйском доме три дня , а на утро четвёртого дня - вежливо спросить, сколько ему можно оставаться в гостях.

Мужчина в традиционной грузинской семье - глава, защитник и основной источник дохода. Женщины исторически занимались домашним хозяйством и воспитанием детей, к XX веку с массовой эмансипацией эти грани начали стираться.

До сих пор в грузинских семьях сильно почитание старших в роду. Если кто-то из родителей против свадьбы молодожёнов, то все приготовления сворачиваются.

Также грузинский жених обязан поладить с будущей тёщей. Если до свадьбы между ними вспыхивают ссоры - жених имеет право разорвать помолвку.

Похищение невесты из романтичного ритуала в современном грузинском обществе превратилось в жизненную необходимость. Согласно традициям, если невесту похитили перед свадьбой - то пышного и дорогого торжества не будет, и свадьба справляется в узком семейном кругу. Многие семьи на таком национальном обычае экономят огромное количество денег.

Национальные наряды на грузинскую свадьбу

Застолье в Грузии - важнейший элемент национальной культуры. На любой, даже незначительный праздник принято приглашать всех близких родственников и друзей. Отказ от приглашения сесть за праздничный стол - страшнейшее оскорбление хозяина.

Настоящий грузинский тамада - это или хозяин застолья, или выбранный хозяином уважаемый человек из числа гостей. В обязанности тамады входит произнесение тостов и пожеланий собравшимся. Тамаду принято внимательно слушать, на время, отложив еду, какой бы вкусной она ни была.

Тосты в грузинской традиции пиршества произносятся в следующем порядке: тост-приветствие собравшихся гостей, потом должен прозвучать тост о поводе праздника, после него обязателен тост за родителей и предков, и тост за мир в семье. В числе последних, звучат тосты за здоровье тамады и последний обязательный тост - бокал во славу Святых небесных покровителей.

Как правило, гостя иностранца на традиционном застолье всегда просят произнести алаверды - ответный тост в благодарность хозяевам праздника.

Народные гуляния в Грузии никогда не обходятся без музыки - легендарное хоровое пение здесь можно услышать на любой улице любого города, включая шумный и современный Тбилиси.

Из традиционных грузинских танцев наиболее известны три: Картули, Хоруми и Арачули.

Самый популярный благодаря грузинским фильмам танец - картули . Всегда исполняется в паре мужчиной и женщиной, которые изображают двух влюблённых. Это среднетемповый танец, но всегда исполняемый под динамичную народную мелодию.

Хоруми исполняет большая группа мужчин, одетых в национальные костюмы. Это военный танец, который, по канону, обязаны исполнить 40 танцоров. В последние годы канон часто нарушается, и на небольших мероприятиях танцуют малые группы, иногда даже без музыкального сопровождения.

Танцевать арачули имеют право только незамужняя женщина и неженатый мужчина. Многие путают его с лезгинкой, но это в корне неверное сравнение.

Культурная жизнь сегодняшней Грузии является чем-то средним между ближневосточным и европейским стилем, причем в основе этого единства лежат, конечно же, местные многовековые традиции. Издавна Персия и Турция имели влияние на культуру страны, но сами грузины больше ориентировались на европейские ценности.

Так, неповторимое грузинское многоголосие в песне зародилось еще в пятом веке. Оно присутствует как в церковных, так и в светских песнях. В 8 — 10 века культура практически не развивалась, так как страна переживала нашествие арабов. Но уже в период с 11 по 12 век для Грузии наступила эпоха Возрождения, монахи высказывали свои гуманистические идеи. Следующий расцвет культуры приходится на 19 век, когда стало более сильным влияние европейских идей. Именно в это время искусство Грузии стало широко известно во всем мире. В 19 веке был так же создан танцевальный ансамбль им. Сухишвили, который прославил Грузию. Он существует до сегодняшнего дня и продолжает радовать зрителей всего мира.

Храмовая архитектура зародилась в Грузии примерно 1500 лет назад. Она сильно отличается от русской своей консервативностью. Здесь вы не увидите готики, барокко или модернизма. Грузинская церковь не ставила экспериментов, поэтому храмы ее весьма своеобразны. Один из самых ранних сохранившихся храмов относится примерно к 477 году.

Языческих храмов не сохранилось, остались разве что фундаменты, по которым определяют принадлежность строения к храму. Самым крупным из них называют фундамент рядом с монастырем Некреси.

Все храмы построены на основе двух типов — купальные или базилика. Базиликой называют четырехугольное здание, которое имеет двухскатную крышу. Первые храмы практически все построены по этому типу.

После крещения Грузии, которое датируется 327 годом, царь Мириан построил в своем саду во Мцхета первый храм. Его назвали Светицховели. Сейчас трудно представить, что на этом месте когда-то был храм. После этого был возведен храм Самтавро, но и от него тоже ничего не сохранилось. Перестройка Светицховели была произведена Вахтангом Горгасалом в конце пятого века. Именно это строение существует до наших дней.

Из наиболее старых построек стоит упомянуть Болнисский Сион, который относится к 477 г. Это небольшое сооружение, куда помещался сам священник и еще не более трех человек. Все храмы, которые строились ту эпоху, по площади были очень маленькими. Впоследствии их чаще всего перестраивали.

В период персидской оккупации храмы строили в труднодоступных местах, в горах и ущельях. Это были в основном купольные храмы: их невысокие стены с приземистым куполом легко узнаются. Они чем-то напоминают плоскую пирамиду.

8 — 10 века можно назвать "темными веками" грузинской архитектуры и зодчества. Страна подверглась нашествию арабов, которые разрушали все на своем пути. В это время был образован Тбилисский Эмират, но ни одного строения в виде мечети не сохранилось.

Кахетия пострадала меньше, так как не подверглась нашествию, поэтому ее храмы не были разрушены. Позже было начато строительство на территории Тао-Кларджети. Сегодня эти храмы являются собственностью Турции.

Уже начиная с 11 века, архитектура возрождается. Наступает, так называемый, «золотой век». В этот период завершается полное объединение страны и начинается активное строительство (храм Баграта в Кутаиси, храм Никорцминда). Символом данной эпохи считают собор Самтависи.

В этот период был построен самый высокий собор в Алаверди. Он долгое время был не только самым высоким, но и самым большим по площади.

В в этот период был построен Сионский Собор, который мы можем видеть и сегодня. А в Имерети возведен монастырь Гелати.

Множество зданий и церквей той эпохи было разрушено во время монгольского нашествия. И только после присоединения Грузии к России некоторые из них были восстановлены.

Современная архитектура в Грузии активно стала развиваться после прихода к власти М.Саакашвили. Началось интенсивное строительство и перестройка старых объектов. Многие отмечают, что дизайн объектов для государственных учреждений сильно изменился. Были построены впечатляющие здания, сегодня они являются достоянием общественности. Это главный офис для банка Грузии, само здание Центрального Банка, здание Тбилисского аэропорта. Было выстроено новое сооружение для грузинского парламента. Нельзя не упомянуть пешеходный мост Мира, который находится в Тбилиси недалеко от Сионского собора. А все здания МВД созданы из стекла, поэтому ломают устаревшие убеждения о секретности этих гос. объектов.

Начиная с 2003 года, началось восстановление Троицкого Храма или Самеба. Сегодня это — грандиознейшее и красивейшее строение, возвышающееся над городом, символ обновленной Грузии.

Культура и традиции Грузии

Грузинское творчество давно завоевало признание во всем мире, как одно из самых самобытных и древнейших. Слава грузинских деятелей искусства распространились далеко за пределы страны. Из современных художников хорошо известны во всем мире имена Ладо Гудиашвили, Нико Пиросмани, Елена Ахвледиани. Художники сочетают в своем творчестве не только грузинские традиции, но и европейскую школу. Такие скульпторы, как Зураб Церетели, Ираклий Очиаур и Амашукели известны далеко за пределами Грузии.

Из литературного наследия нельзя не упомянуть Шота Руставели и его знаменитую поэму «Витязь в тигровой шкуре», «Толковый словарь» известного деятеля Орбелиани, поэмы Бараташвили и Тициана Табидзе, эпические произведения Важа Пшавела, Константина Гамсахурдия, Анны Каландадзе.

Из грузинских композиторов нужно отметить Баланчивадзе, Аракишвили, Палиашвили. За пределами Грузии известны певцы Паата Бурчуладзе и , пианистка Элисо Вирсаладзе, скрипачка Лиана Исакадзе.

Еще в начале 19 века Георгий Эристави основал первый театр в Грузии. Сегодня театров насчитывается уже более 30. Среди них есть драматический, музыкальный, академический театры, театр марионеток и, конечно же, театр оперы и балета им. Палиашвили.

Грузия древняя страна, богатая своими традициями. Именно традиции в сочетании с верой давали силы выжить.

О грузинских традициях узнает почти каждый гость, приезжающий в нашу страну. Но эти традиции меняются быстрее, чем нам кажется. Многие традиции возникли в последнее время, хотя большинство из них - это отголоски нашей истории, например гостеприимство, святость дружбы и преданность семье.

Грузинское застолье - важнейшая деталь грузинских традиций. Это один из символов Грузии. Структура грузинского застолья проста - вино, хлеб (общее понятие еды), тосты и песни. Своеобразное сочетания этих четырех элементов и их гармония и создают грузинское застолье.

В каждом регионе Грузии существуют свои особенности застолья, отсюда и понятия «гурийский стол», «имеретинский стол», «кахетинский стол» и т.д.

С традицией грузинского застолья связана традиция виноделия. Грузинский народ на протяжении тысячелетий создавал культуру виноделия, создавались как столовые вина (кахетинское, картлийское, имеретинское, рачинское, абхазское и другие), так и десертные вина. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, при которых были найдены древнейшие атрибуты виноделия: глиняные кувшины, золотые, серебряные и бронзовые фиалы и другие изделия.

В общем, в Грузии много вина пьют, но дело в том, что редко напиваются до-пьяна.

Французский путешественник Шарден писал о Грузии в 17 веке: «нигде такое пахучее и в таком количестве не пьется вино, как в Грузии».

Пиво :

Жители горных районов Грузии традиционные праздники отмечают пивом собственного производства. Праздников всегда было много, что действовало прямо-пропорционально росту качества пива.

Это обстоятельство выделяется во всех народных празднествах. На этих празднествах всегда собиралось народу, где можно было показать свою силу и удаль, что закладывало основы гостеприимства, родства и духовного единства народа.

Грузинская народная музыка и танцы :

Грузинские народная музыка и грузинские национальные танцы - это предмет гордости каждого грузина.

МУЗЫКА. Отмечают, что при ознакомлении с грузинской народной музыкой, поражает ее разнообразие. Грузинская народная музыка насыщена древним вокально-инструментальным наследием. Русский музыковед В. Беляев писал: «Основная особенность грузинского народного музыкального искусства является оригинальное согласованное многоголосие, которое также применятся в церковном пении, зародившемся в 10в. как национальная музыкальная письменность». Грузинский фольклор богат также разновидностью жанров. Различают песни, исполняемые во время труда, в быту, традиционные, свадебные, исторические, героические, любовные, шуточные, частушки и другие. В основном все они исполняются в три голоса, но каждая на свой манер. Дошедшие до нас трудовые, бытовые, танцевальные мелодии исполняются в четыре голоса.

ТАНЦЫ. Первый отличающийся признак грузинского человека в глазах иностранцев - это его ярко выраженный артистизм, театральность. Артистизм состоит из трех компонентов: мимики, речи и пластики. Именно пластика характеризует главным образом грузинского человека.

Грузинские танцы дошли до нас из глубины веков, это доказывают памятники архитектуры и письменности. Древнейший памятник грузинского танцевального творчества танец охоты - «перхули». В двадцатом столетии огромная заслуга в возрождении и популяризации грузинских национальных танцев принадлежит Д. Багратиони и Д. Джавришвили. Неоценима заслуга Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, ансамбль под их руководством с триумфом обошел весь мир. Наряду с песней грузинская пластика неповторима. Она записана в генетическом коде грузина и идет из глубины тысячелетий. Поэтому вполне закономерно, что в ХХ столетии, в период благоприятных условий для развития, двум гениальным грузинам Чабукиани и Баланчину (Баланчивадзе) удалось осуществить переворот в мире балета как по исполнительной, так и по постановочной части. С новой силой вспыхнул грузинский гений в прима-балерине Нино Ананиашвили. Весь мир восхищен ею. На мировых балетных сценах проводятся гала-концерты с названием:»Нино Ананиашвили и звезды мирового балета».

Грузинская национальная свадьба.

Свадьба - важнейший день в жизни человека. Различны обычаи его проведения у разных народов. У грузин тоже существуют свои свадебные ритуалы согласно характера и традиций жизни. Грузинский свадебный церемониал предусматривает несколько ступеней; свети, обручить, забрать, сделать свадьбу. Юмор, веселье, песни и танцы, игры - обязательные атрибуты свадебной церемонии

Типы домов.

Своеобразие стилей жизни и разные характеры отражаются в первую очередь на жилых домах. В Грузии у жителей разных регионов различались и строения домов. Это было обусловлено не только особенностями природы, но и историческим наследием.

Распространенные дома в Грузии.

  1. В высокогорных районах Грузии, как на западе, так и на востоке распространены шатры животноводов.
  2. Мегрело-абхазские пацхи с конусообразной крышей, на покрытие которой использовалась солома разных видов. В центре пацхи расположен очаг, труба от которого выходит через открытый вход.
  3. Дома Сванитии - «Кор» со своими защитными башнями.
  4. Замок-башня горной Рачи относится к тем типам домов, в которых вместе помещаются люди и домашний скот со всеми припасами(жилые и хозяйственные помещения расположены в вертикальном порядке под одной крышей).
  5. Хевсурский дом - трехэтажный, строился обычно в виде террас, здесь комплексно помещались люди и домашний скот, что подчеркивало своеобразие местной архитектуры.
  6. Аджарский дом - сосновый фундамент фасада упирается в землю, задняя часть стоит на камнях. Крыша из теса. Нижний этаж был предназначен для домашнего скота. Вход на второй этаж вымощен балками. Очаг расположен в середине, глубже обычного на засыпанных землей балках. Для дыма оставлено отверстие на крыше.
  7. Западный, вернее мегрельский деревянный дом «ода» строился на каменном фундаменте и покрывалось тесом и черепицей. Хозяйственные кладовые расположены сзади «оды». Иногда место для хранения сухофруктов и других продуктов было внутри дома. Вместо очага - камин. Вдоль фасада - достаточно широкая веранда, на которой помещались диваны для отдыха. Перед домом - большой двор, покрытый зеленой травой и засаженный цветами. Во дворе колодец.
  8. «Дарбази» - зал, крестьянский дом на востоке Грузии. В основном такие дома встречались в Картли. В разных провинциях этот тип домов имеет разные виды. «Дарбази» имеет горизонтальное расположение всех жилых и хозяйственных помещений под одной крышей.
  9. Городской дом (Тбилисский) в основном двухэтажный, с верандами вокруг, которые соединяют жилые комнаты с хозяйственными помещениями, с внутренним двором. Черепица сменилась железным покрытием. Уличную сторону украшают ажурные балконы с рядами-арками, резными перилами, белые рамы на небесном или светло-зеленом фоне.

Грузинская национальная одежда.

Грузинский народ как и другие народы с древних времен своеобразно, оригинально одевался.

Археологические раскопки, проводимые на территории Грузии, удостоверяют, что для изготовления одежды с давних времен применялись ткани из конопли, льна и шерсти. Для закрепления использовались пуговицы, крючки, пряжки, булавки и т.д. Историю национальной одежды Грузии, наряду с археологическими раскопками, дополняют рассказы иностранных путешественников.

История войлока.

Овцеводство в Грузии было развито еще до нашей эры в районах летних и зимних пастбищ. С первого века известна разновидность овец, дающих мясо и шерсть. Более, чем в других регионах в Тушети можно увидеть изделия из шерсти: ковры, бурки,шапки, тапки и другие вещи.

Валяный войлок и изделия из него в Грузии исторически изготовлялись в Тушети, Кахетии, Джавахети. Овцеводы и пастухи использовали войлок как покрытие для шатров. Бурка, одна из достопримечательных изделий из войлока, изготовлялась в Тушети. Тушинский войлок отличался изысканным и вместе с тем простым орнаментом.

Вначале для изготовления войлока использовалась неокрашенная шерсть натурального цвета: белая, коричневая, черная. В V - VI веках появляются изделия из крашеной шерсти. Окрашивали шерсть натуральными красителями. Красный получали из корней клубники, кизиловый - из боярышника, зеленый - из наружной скорлупы зеленого ореха.

Также войлок изготовляли женщины - кистинки, наблюдать за работой которых и в наши дни доставляет большое удовольствие. Орнамент на их изделиях отличается отчетливыми формами, но мягкими, теплыми тонами.

Национальные игры.

«Аскинкила» - детская игра во время которой надо прыгать и передвигаться на одной ноге. Один на одной ноге догоняет остальных или две команды соревнуются в беге на одной ноге. Или носком передвигают плоский камень из одного нарисованного на земле квадрата в другой, не нарушая границ, прыгая при этом на одной ноге. Квадратиков от 8-10. р. Прыжками на одной ноге «наказывали» проигравшую сторону. Известны и более старые варианты таких игр.

«Аспарезоба» - состязания. В Грузии развиты были всевозможные конные состязания, игры с мячом, состязания на броски. Состязательные игры и охота были двигателем физического развития народа. На современный лад - это состязания в любых видах спорта.

«Берикаоба» - национальный театр масок. Этот термин происходит от грузинского слова «бер» - «дитя» и означает праздник восхваления деторождения. Сценарий представлений на протяжении веков изменялся, пополнялся новым содержанием и передавался из поколения в поколение. Представление полностью зависело от таланта в передаче слова и мимики «берика»- актера. Отдельные мистические сцены до сих пор исполняются в некоторых районах Грузии. С течением времени «Берикаоба» потеряло свое религиозно-культовое назначение и стало средством изображения жизни и переживаний трудового народа. Многие сюжеты изображают борьбу народа против завоевателей, сцены из жизни князей, правителей, служителей церкви. До нас дошли более 100 разных сюжетов. В большей части сюжеты - комические и основаны на бытовых сценах. Представления имели разную структуру: игра на площади, на сцене, прогулка с представлениями по улице

«Тарчия» - старинная грузинская конная игра. Игра проходит на площади или в поле. Время определяют заранее. Вызывают четырех желающих играть мужчин, потом они выбирают в качестве судьи девушку, которая в свою очередь прикрепляет яркую косынку на руку или шею одного из игроков, которого называют «Тарчия». Затем игроки расходятся от судьи на 100м и по знаку судьи начинается игра. Цель игры - игроки догоняют «Тарчия», а он в свою очередь должен вывернуться от всех и вернуть косынку судье. Если это удается ему его награждает судья этой же косынкой. Игру прекращает тот, кого кто-либо из игроков поймает, далее расходятся уже на 50м и начинают игру сначала. Так до полной победы

«Лахтаоба» - перетягивание каната, национальная игра. Парни голосованием делятся на две равные группы. Одна группа - нападающие, другая - защитники. Эта игра очень популярна была в Грузии издавна. Здесь могли парни показать свое мужество и сил

«Лело» -вид спорта, напоминающий современный регби, распространенный в западной Грузии, командная игра с мячом. По Мнению академика Нико Мари игра, подобная «Лело» была популярна среди Басков, победители выражали радость возгласами «ЛЕЛО!», это было имя солнечного божества. В Гурии и Мегрелии в эту игру играют до сих пор

«Кабахи» - «Мачта» старая грузинская конная игра. На верхушке мачты расположен кубок, который надо сбить стрелой. Правило такое: всадники с луками ровняются на стартовой линии, по знаку судьи первый всадник скачет к мачте и на определенном расстоянии пытается сбить стрелой кубок, далее продолжает путь к финишу, который для него становится стартом для следующей попытки. Результат определяется количеством сбитых кубков за минимальное время.

Народные праздники.

Грузия богата народными праздниками, причем в каждому региону свойственны свои праздники.

Грузинские традиционные праздники

«Каландоба» - отмечается в Гурии, по определению Сулхан-Сабы означает годовщину, новый год. Гурийцы всегда торжественно встречали этот праздник. В доме ставят «Чичилаки» - ажурное белое дерево, выточенное из свежего стебля ореха, которое украшают конфетами, национальными сладостями. «Чичилаки» называют грузинской елкой. Это ритуальный предмет, который изготовляется в канун Нового Года. Он - символ Нового Года, достатка и радости. Можно с уверенностью сказать у грузинов соавторов этого символа нет и он может поспорить по давности с новогодней елкой.

«Алило» - «Коляда».Двадцать один век назад в зимнюю холодную ночь появился на свет наш спаситель - Иисус Христос. В каждую рождественскую ночь, по окончании литургии в звездную ночь, предшественники апостолов - пастухи, вестники радостной вести рождения Иисуса Христа, с глубокой древности до сегодняшнего дня оповещают весь мир о великой тайне Рождения Иисуса Христа.

Мужчины, переодетые в одежды пастухов, дети с пастушьими посохами и факелами в руках, пением аллилуйя обходят каждый дом и извещают о великой вести. «Алило» от греческого «аллилуйя» означает «Восхваляйте Господа». По окончании пения хозяин одаривает всех сладостями и деньгами.

Христово Воскресение - самый большой и важный праздник для каждого грузина с многовековой историей. Люди обращаются друг к другу со словами «Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес». Этот обычай очень древний. Говорят, до воскресения Иисус Христос разослал своих учеников в разные места для распространения радостной вести. С проповедью направилась по миру и Мария Магдалина, излеченная Господом от семи бесов, которая присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного Явления.

«Ломисоба» - («ломи» в переводе с грузинского «лев») седьмая неделя Воскресения. Истоки этого праздника лежат в дохристианской эпохе. Он отмечается в долине рек Арагви и Ксани. До христианства «Ломиса» - божество, которому поклонялись. Храмы поклонения «Ломиса» до сих пор стоят в Грузии.(У устья рек Арагви и Ксани и в деревне Млета). По традиции служители церкви песнопениями выносят флаги и водружают на вершину горы, где проходит празднование и жертвоприношения. Согласно легенде «Ломиса» -это Святой Георгий, который освободил семь тысяч пленных и перевез их на гору Млета. «Ломисе» поклонялись и просили, чтоб он принес здоровье, подарил детей, дал большой урожай и размножил скот. Согласно легенде «Ломиса» - воин, сидящий на огненном коне, с плетью в руке, при взмахе которого злого охватывает пламя и он сгорает.

«Лашароба» - отмечается 1 октября. Храм Лашары - главный храм в Пшави, расположен в верховье долины Арагви, в деревне Хошара, на так называемой «Горе Лашары». Крест Лашары считался божеством войска, который словно «летящий на гагатовых крыльях конь» предводительствовал и направлял войска. Как и двенадцати покровителям Пшави, ему поклонялись и просили о мире, здоровье, о достатке, урожайности и защите. Крест Лашары считался одним из самых богатых божеств, ввиду множества подношений сокровищ, в том числе и от грузинских царей. Бытует мнение, что Храм Лашары построен Лаша- Гиоргием, ему приписывает построение и народная молва, хотя исходя из исторических данных это должен быть языческий Храм. «Лашароба» отмечают в Тианети, Хевсурети и Пшави. Согласно старой традиции проводится ритуал жертвоприношения. Предводитель рода выносит святое знамя и благославляет присутствующих. После проходят культурные мероприятия, скачки и развлечения.

«Важаоба» - народный праздник посвящен Важе-Пшавела, который ежегодно проводится в августе-сентябре в родной деревне поэта - Чаргали, где в настоящее время дом-музей. Этот праздник собирает известных поэтов и писателей, араторов, общественных деятелей, студентов и учащихся, всех, кто любит творчество великого грузинского поэта Важа Пшавела. Проводятся вечера поэзии

По достоинству грузинское гостеприимство может оценить только тот, кто побывал в этой стране. Оно вместе с гордостью впитывается каждым грузином с молоком матери. Каждый грузин уважает гостя — он для него дорог, как близкий родственник. Обычай радушно принимать у себя в доме человека существует давно, и зачастую, приезжая из солнечного края домой, вы начинаете понимать, что у вас на родине многое по-другому.

В Грузии гостей встречают и провожают с особым почетом, относятся к ним внимательно, ничего не жалеют. Например, по древней традиции гость должен был перед входом в дом отдать свое оружие старшему в доме или хозяину. Этим он как бы говорил, что пришел с благими намерениями, внушал доверие, настраивал на мир и дружбу.

Свадебная

Свадьба – одно из самых памятных и важных событий в жизни. На празднество приглашают абсолютно всех родственников с обеих сторон, застолье получается огромным и веселым. Отказаться от приглашения – значит нанести обиду семье.

Перед свадьбой проводят две церемонии. Это мачанклоба или сватовство, и нишноба – обручение.

Один из известных обычаев (когда у молодых и у семьи нет возможности отпраздновать такую большую свадьбу) — похищение будущей жены. Похищение бывает распланировано: заранее предупреждают невесту, и с ее согласия уже происходит обряд. После этого молодые считаются женатыми. Иногда саму свадьбу играют позже, когда молодые накопят денег.

Перед входом в дом жених выпускает голубя в небо. Невесте на пороге высыпают изюм на голову (чтоб сладко жилось) и рис (чтоб жили в достатке). Парню дают вино в бокале, он отпивает и кладет кольцо для невесты. Невеста пьет и отдает бокал обратно, откуда уже жених достает и дарит кольцо с красивыми словами о любви и верности.

На пороге молодым подают красивую тарелку, которую они должны разбить одновременно ногами — это ритуал на счастье. Кстати, никогда на грузинской свадьбе вам не удастся услышать слово «горько», как это принято, например, в России.

Невесте родственники жениха обычно дарят золотые украшения. Это торжественное событие не обходится без танцев и песен, на стол подают традиционные грузинские явства. Перечень их нескончаем, но хачапури, сациви и шашлык присутствуют всегда. На свадебном столе бывает несколько сортов вин, и веселье длится целую ночь.

Застолье

Во время застолья все соблюдают порядок и этику. Для этого выбитают главу застолья – тамаду, он руководит ходом событий. От его находчивости и красноречия зависит, собственно говоря, весь праздник. Если хозяин дома пригласил гостей, то тамадой бывает обычно либо он сам, либо кто-либо из приглашенных гостей – уважаемый человек с большим весом в обществе. За столом нельзя много разговаривать, тамада следит за тем, чтоб никто не был обижен, чтоб гости не захмелели в самом начале.

Тосты может произносить как сам тамада, так и другие гости. Люди желают друг другу процветания, здоровья, славят молодых, их искренние и горячие чувства, желают им счастья.

Первым обычно произносят тост-приветствие, поздравляют друг друга со встречей и только затем поздравляют с тем событием, которое собрало их вместе. Последними бывают тосты за ведущего застолье и за святых, которые всех оберегают.

Грузинские традиции и обычаи. «Алаверды»

Во время пиршества или застолья тамада вправе передать речь гостю, и каждый должен быть готов продолжить ее. Но часто тамада предупреждает будущего оратора, при этом произносит «алаверды».

Слово произошло от арабского (дословный перевод «Бог дал»). У многих народов сейчас застолье сопровождается «алаверды». Иногда тосты бывают очень длинными и витиеватыми. В речь включают историю с поучительным концом, цитатами и пословицами. Эта традиция, как считают грузины, происходит со времен, когда правил князь Чолокашвили. Он после просьбы о помощи у ксанского эмира получил ответ — «алавердс». Эмир этим ответом обещал послать помощь к празднику, который называется «Алавердоба».

Подвиги на поле боя вспоминают до наших дней и произносят «алаверды». В Грузии есть так же древний монастырь, название у которого «Алаверди».

Алило

Одной из наиболее популярных традиций на Рождество можно выделить «Алило». Перед праздником певцы-монахи ходят по домам. Они поют и собирают для бедных и неимущих пожертвования. Эта традиция зародилась несколько столетий назад и сейчас певцы несут с собой корзины. Люди же отдают им одежду и еду.

В Тбилиси шествие начинается на площади Свободы, куда приходят не только христиане, а также служители других церквей. Граждане различных вероисповеданий помогают бедным. Впереди идут дети с венками на головах, за ними «пастухи» и люди, поющие рождественскую песню.

Семейные традиции

Многих туристов поражают традиции и обычаи грузинского народа. В Грузии всегда были большие семьи, даже если в семье было мало детей. В это понятие включают родственников и всех близких, с которыми семья поддерживает теплые, дружественные отношения.

В то время как в Европе во время замужества далеко не каждая женщина меняет фамилию, грузинка обязательно это сделает.

Еще одна традиция, когда младший сын не имеет права покинуть родной дом, потому что в его обязанность входит досмотреть родителей, ведь они не должны нуждаться. Старшие сыновья к этому отношения не имеют. И потом младшему же достается дом в наследство.

Можно отдельно выделить интересные традиции грузинского народа и привычки:

  1. Когда на столе нет соли и хлеба, то считается, что есть нечего.
  2. Грузины могут сами придумывать номера для машин. Новые номера содержат три цыфры и четыре латинские буквы. Поэтому можно встретить имена на номерах или смешные слова.
  3. Многие водят машину без прав, вместо этого можно показать любой документ.
  4. В начале года (1 и 2 января) и на старый новый год обсыпают конфетами друг друга, чтоб в семье был всегда достаток.
  5. Часто дома носят вещи наизнанку, веря в то, что это приносит удачу.
  6. Лучший друг у грузин зовется так же, как и внутренние органы «джигари».
  7. Часто во время разговора повышают голос, выделяя необходимые слоги интонацией.
  8. В грузинском нет понятия женский, мужской род. Его определяют по контексту. В словах нет заглавных букв, алфавит состоит только из строчных. Все слова и звуки как слышатся, так и пишутся.
  9. На Западе грузии фамилии кончаются на –дзе, в Восточной на –швили. В некоторых уголках есть окончания на –ули или -ая.

Танцы

Чтоб так зажигательно танцевать, как грузины, надо родиться в этой солнечной стране. После нескольких концертов в Европе ансамбля Сухишвили, грузинские танцы завоевали огромную популярность во всем мире, они стали любимыми и почитаемыми. Танцоры отточенными, великолепными движениями увлекают зрителя. Это незабываемое зрелище, в котором участвует не только тело, но и сама душа!

В Грузии много танцев — от медленных и грациозных, до зажигательных. У каждой местности не только свои танцы, но и одежда. Она отличается неповторимой красотой.

Самым известным является танец «Картули». Его исполняют на свадьбах мужчина и приглашенная женщина. Мужчина стремится движениями выразить любовь, уважение и почитание: кажется, что больше для него нет других женщин, кроме той, что танцует с ним. Чтоб отобразить красоту танца, такого простого на первый взгляд, надо быть поистине великолепным танцором. Женщина в паре двигается медленно, слегка переставляя ноги, как будто плывет, ее глаза опущены. Этот танец всегда танцевали на свадьбах, его для сцены и не создавали. Но сегодня и на сцене он смотрится великолепно.

Популярным можно назвать и «Хоруми», военный мужской танец. В нем одновременно принимают участие до сорока мужчин. Они выражают смелость, показывают военную жизнь, в движениях сквозит отвага. В конце танца они показывают победу над врагом.

Еще один легкий, изящный танец «Ачарули», в котором участвуют и женщины, и мужчины. В нем сквозит флирт, игривость, грациозность, кокетство. Девушки заигрывают с парнями. Очень привлекателен в этом плане и «Хевсурули», где танец начинается с легкого флирта между двумя молодыми людьми. Но тут на сцене появляется третий участник, еще один парень, и между ними разгорается соперничество. После исчезновения девушки парни нападают и дерутся. Когда девушка возвращается, драка утихомиривается.

Еще один, уже городской танец привлекает своим вниманием – «Кинтоури». Это танец мелких торговцев на улицах. В танце используются элементы с красным шелковым платком, который висел у них на серебрянном эффектном поясе. Танцем мужчины выражали предприимчивость, проворство, показывали свою непринужденность. Хитрость уличного завсегдатая сквозит в каждом движении. Ритм танца напоминает то восточный, то азиатский, с добавлением шаловливых жестов. Фарс и виртуозность сквозит в каждом движении. Для того чтоб танцевать так технично и четко, танцорам приходится много тренироваться, проделывать многочасовые многочисленные упражнения.

Грузинская культура и традиции. Виноделие

С древних времен в Грузии процветал культ виноделия. Здесь выращивают ценные сорта винограда. Особенно славится Алазанская долина и Кахетия — это первый винодельческий район. Благоприятные условия способствуют выращиванию особых сортов винограда и выведению новых. Только здесь растет сорт «Ркацитела», из которого изготавливают особый сорт вина.

Это возможно из-за географического положения долины, которая защищена горами. Близость реки и уникальный состав почвы дают возможность вырастить небывалый урожай. Из него делают вино с замечательным ароматом, оригинальный вкус которого славится за пределами Грузии.

Из основных сортов можно выделить «Цинандали», это мягкое вино с тонким ароматом. «Киндзмараули» — самое популярное за границей полусухое сладкое вино цвета неспелой вишни. «Саперави» — темно-красного цвета вино с терпким ароматом. «Хванчкара» — вино для любителей сладких вин, оно по праву является жемчужиной среди вин Грузии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. История Грузии

Грузия -- название региона и современного государства в Закавказье, на побережье Чёрного моря, на южных склонах Главного Кавказского Хребта. Основным населением Грузии являются картвелы, народ европеоидной расы.

История Грузии охватывает длительный период времени, начиная с памятников Аббевильской Культуры и кончая событиями современности. Наряду с регионами Кавказа, Грузия входит в число мест обнаружения древнейших памятников человеческой цивилизации и считается местом зарождения металлургии. Первым в истории Грузии союзом племён, а позднее государством стало Диаоха, упоминаемая в древневосточных источниках с конца II тысячелетия до н. э.

Золотой век Грузии пришёлся на период между началом XI и началом XIII веков. Пиком расцвета стало время правления царицы Тамары, прозванной Великой (1184--1210). При её царствовании Грузия достигла наибольшего расцвета, был написан шедевр грузинской литературы -- поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».. В течение длительного периода после Золотого века Грузия была под монгольским, персидским и турецким владычеством, лишь периодически обретая независимость. В результате нашествий единое грузинское царство распалось на Картли, Кахети, Имерети и Самцхе-Саатабаго. Из-за усиления феодалов Имеретинское царство потеряло контроль над Мегрельским и Гурийскими княжествами, а также над Абхазией.

Постепенное возрождение Грузии началось после объединения Картли и Кахети. В 1783 году между Россией и Грузией был подписан Георгиевский трактат. В период с 1801 по 1864 годы грузинские царства и княжества вошли в состав Российской империи, в составе которой пробыли до 1918 года, когда было образовано первое грузинское демократическое государство -- Грузинская Демократическая Республика. 25 февраля 1921 года Грузинская Демократическая Республика была ликвидирована частями красной армии. В марте 1991 года Верховный Совет Грузии принял декларацию независимости. 31 июля 1992 года Грузия стала полноправным членом Организации Объединённых Наций.

2. Символы государства

Нынешний флаг принят в 2004 году, специальным «Законом о Флаге». На второй странице этого закона даётся схема флага с указанием его пропорций. Отношение длины к ширине -- 3:2. Ширина креста равна 1/5 ширины полотнища.

Герб Грузии является государственным символом Грузии. Современный герб принят 1 октября 2004 года. Он представляет собой щит красного цвета с изображением серебряной фигуры покровителя Грузии -- Святого Георгия на коне, поражающего копьём дракона. Щит увенчан золотой короной, держат его два золотых льва. Под щитом находится лента с девизом «Сила в единстве». Частично герб основан на средневековом гербе грузинского царского дома Багратионов (Багратиони).

В период существования Грузинской Демократической Республики герб представлял собой семиконечную звезду, обрамлённую золотистым орнаментом. В центре располагался грузинский щит с изображением Святого Георгия на белом коне с золотыми копытами. В правой руке он держит готовое к бою золотое копьё с серебряным наконечником, а в левой -- щит (на локте, с левого бока коня). Прямо над головой Святого Георгия сияет восьмиконечная золотая звезда; слева от звезды -- месяц, а справа -- солнце. Ниже месяца и солнца расположены ещё по две восьмиконечные звезды. Конь опирается задними ногами на горную вершину. Автор герба -- известный русский художник Евгений Лансере (с 1922 года -- профессор Академии художеств Грузии). После восстановления независимости в 1991 году герб 1918 года был принят заново. После входа Красной армии в Грузию 28 февраля 1922 года декретом Ревкома ГССР был принят новый герб. Герб Грузинской ССР состоял из круглого красного поля, в верхней части которого изображена светящаяся пятиконечная звезда с простирающимися по всему полю лучами. Внизу -- снежный хребет голубого цвета. На правой стороне -- золотые колосья и на левой -- золотые лозы с виноградными гроздьями. Концы колосьев и лоз переплетены между собой у основания хребта в нижней части поля. Большую часть середины занимает изображение золотого серпа и молота, которые упираются в светящуюся звезду, внизу -- в вершину хребта, а по бокам -- в колосья и лозы. Вокруг поля помещена надпись на грузинском, абхазском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Герб ГССР был окаймлён узором из орнаментов в грузинском стиле.

3. Особенности искусства и культуры Грузии

3.1 Архитектура

Грузинское искусство, начиная с IV-V вв. вплоть до рубежа XVIII-XIX ВВ., прошло долгий и сложный путь развития, который органически связан с развитием грузинского народа и грузинской государственности. Как и всякое живое искусство, грузинское было тесно связано с искусством соседних стран Передней Азии и Средиземноморского бассейна. Эти связи обогащали грузинское искусство, но и оно, со своей стороны, вносило весомый вклад в развитие средневекового мирового искусства. С одной стороны, несомненна генетическая связь с искусством дофеодальной эпохи, с другой стороны, наблюдается расширение диапазона, углубление и обогащение содержания; именно в средние века особенно ярко проявились самобытные национальные черты грузинского искусства.

Базилика Анчисхати

Монументальная грузинская архитектура развилась в средние века, в связи с развитием государственности и распространением христианства и храмовым строительством. В V - VI веках распространённым типом грузинских храмов была базилика. Известен ряд ранних грузинских базилик:

Анчисхатская, Цкароставская, Урбинисская. Наибольшей известностью пользуется Болнисский сион, постройка которого начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. С севера и юга были устроены галереи с более кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня.

Вид на крепость Греми

В конце VI и в VII веке базилики заменяются различными типами центрических зданий. Купольные перекрытия видимо опираются отчасти на местные традиции зодчества Закавказья. Строения созданные в это время отличаются деталями плана, но объединены стремлением создать единое внутреннее пространство, перекрытого куполом или сомкнутым сводом. Наиболее ранними храмами этого типа являются церковь в Дзвели-Гавази в Кахетии (VI век), кафедральный собор в Ниноцминди (середина VI века) и др. Итог этим поискам подводит храм Креста в Мцхете (мцхетский Джвари), построенный в 590-604 годах. Архитектором его возможно был Микел Тхеди. Здание воздвигнуто на вершине горы при слиянии рек Куры и Арагви и органически вырастает из скалистого массива. Храм издалека виден в долинах обеих рек и является центром всего ландшафта.

Крепость Греми (Кахетия) является архитектурным памятником XVII века.

3.2 Скульптура

«Мать Картли» - монумент в столице Грузии, городе Тбилиси, ставший одним из символов Тбилиси. Монумент был построен на вершине холма Сололаки в 1958 году, когда город Тбилиси отмечал свой 1500-летний юбилей. Автором монумента высотой 20 метров является грузинский скульптор Элгуджа Амашукели. Первоначально, в 1958 году монумент был выполнен из дерева. В 1963 году он был заменён на алюминиевый. За скульптуру Мать Картли Элгуджа Амашукели был удостоен в 1965 году Государственной премией Грузинской ССР им. ш. Руставели.

Статуя символизирует грузинский национальный характер: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг.

Батуми постепенно все больше и больше усовершенствуется, становится красивым разными зданиями и статуями. Один из них как раз и есть та статуя, которую называют "LOVE". Ее автор грузинка художник/скульптор Тамара Квеситадзе. Статуя представляет собой фигуры женщины и мужчины. Они стремятся друг к другу, в течение 8-10 минут они двигаются очень оригинально и красиво. А в конце они сливаются так, что как будь то одна целая статуя. Согласно источникам музой статуя стала известный роман Kurban Said-a «Али и Нино» (роман описывает любовную историю грузинской девушки Нино и Муслима юноши Али). Работа сначала была представлена в Венеции а потом в Лондоне. Несколько лет назад грузинский народ про эту статую узнал от передачи Р. S. (аналитическое ток шоу на канале Рустави2), но тогда ни кто не мог представить что статуя будет установлена в Батуми.

3.3 Живопись

Благодаря сохранившимся росписям VII - XIII веков в Атенском Сионе, Бетании, Гелатском монастыре и Кинцвиси теперь достоверно известно о культурной славе средневековых художников Грузии. На весь мир известны имена великих художников, внесших огромный вклад в культуру Грузии: Ладо Гудиашвили, Елена Ахвледиани, Давид Какабадзе, Корнелий Санадзе, Симон Вирсаладзе, Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Екатерина Багдавадзе, Сергей Кобуладзе и Гиго Габашвили. Искусство Грузии настолько изящно, что с особым изыском и утонченностью сочетает в себе грузинские традиции и европейскую школу. Недаром грузинские скульпторы Зураб Церетели, Элгуджа Амашукели и Очиаури Ираклий внесли значительный вклад не только в культуру Грузии, но и в мировое наследие.

Традиционное грузинское прикладное искусство в основном представлено высокохудожественными изделиями из керамики, металла, дерева, кости. Грузия славится своим ювелирным мастерством, гравировкой по металлу, оружейным мастерством.

Первые образцы керамической посуды появились на территории Грузии в VII тысячелетии до н. э. Позже, в IV - III тысячелетиях до н. Э., наряду с керамикой появляются первые металлические изделия. Первые серебряные предметы на территории Грузии относятся к III тысячелетию до н. э. В следующем тысячелетии до н. э. количество образцов ювелирного искусства растет. В это время ювелирное дело достигает своего расцвета. Ювелиры в совершенстве владели искусством филиграни, скани, чеканки, литья. Но апогея славы средневековое ювелирное искусство достигло в XIХII! веках.

Период многочисленных завоеваний тоже не прошел бесследно для прикладного искусства. Оно попадало под влияние европейского, персидского, азиатского искусства, но не утратило своих традиционных технических приемов и глубоко национального содержания.

В XIX веке в Грузии наивысшего расцвета достигло искусство златокузнецов. Лучшие образцы золотых столовых изделий (кубки, чаши, кувшины, рога-канци) и украшений создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Изделия обильно украшалось чеканкой, сканью, чернью.

С древних времен грузинские мастера при художественной обработке благородных металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX-XII веках. Эмалью, особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения: церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. И в наше время это искусство не утратило свою силу, грузинские мастера по сей день продолжают работать в технике эмали.

В XVIII-XX веках действовало несколько центров керамического производства, где изготовлялись керамическая посуда и строительные материалы (кирпич, черепица).

В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори, Цхавати. В Западной Грузии - Шроша, Кутаиси, Ацана, Намиколоу и т. д.

Большое место в быту грузинского народа занимала керамика с глазурью. Мастера всегда старались придать изделию красивый внешний вид, изысканные, утонченные формы.

Многовековую историю в грузинском народном декоративно-прикладном искусстве имеет шитье бисером. До последнего времени оно сохранилось у грузинских горцев. С XVIII века центрами вышивки бисером являлись Тбилиси, Гори, Кутаиси, Ахалцихе.

Грузинское народное декоративно-прикладное искусство обращает на себя внимание своей простотой, пластичностью, традиционными неповторимыми формами.

4. Особенности женского и мужского костюма данного периода

Законодателем мод во все времена в Грузии был, конечно же, Тбилиси.

Здесь, где наравне с грузинами проживали представители разных народов, разных вероисповеданий, выкристаллизовывались, наполнялись необыкновенным содержанием, раскрашивались в чудные цвета наряды, платья и костюмы. Как пишут Ю. Анчабалзе и Н. Волкова, исследовавшие этнографию старого Тбилиси, полиэтничность города получила зримое отражение в традиционной одежде грузин.

В одежде этой, как роскошной и изысканной для знати, так и попроще, для ремесленников и людей победнее, были и строгая элегантность мужественности, и нежная грациозность женственности, в ней были ярко высвечены характер человека, род его занятий, привычки. И она несла людям радость бытия и умиротворение, потому что не было равнодушных к своему внешнему виду.

Национальная одежда в Грузии была широко распространена вплоть до конца XIX- начала ХХ вв.

4.1 Мужской костюм

Традиционная мужская одежда состояла из нижней рубахи перанги, сшитой из ситца, шелка или холста, нижних штанов шеидиши, широких верхних штанов шарвали из черного ластика или сукна черного или гранатового цветов.

Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахал охи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи опоясывалось узким ременным поясом с серебряной чеканкой. К поясу подвешивался кинжал.

Лицам дворянского, княжеского происхождения в качестве верхней одежды служила каба, которую обычно шили из плотного шелка. Она отличалась по покрою от «простонародной» чохи. Каба обшивалась черным шелковым шнуром, из которого делались также пуговицы для застежки на груди и у запястья.

Парадной одеждой дворян была куладжа - короткое верхнее платье из яркого бархата, опушенное мехом, иногда обшитое галуном. При куладже обязательными были кинжал или сабля и определенный головной убор - высокая каракулевая папаха.

В зимнее время состоятельные горожане надевали шубу - курки, вышитую золотом или серебром. Общераспространенной одеждой в

непогоду была войлочная бурка - набади. В качестве головного убора ¬высокая, остроконечная, из черной овчины папаха, у знати она была сделана из дорогого каракуля.

Богатые носили башмаки на высоком каблуке без задника - коши, мягкую обувь без каблука - мести и туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги - цаги, украшенные драгоценными камнями, с острыми носами на эластичной подошве.

Крестьяне носили лапти из сыромятной кожи - каламани и голенища из грубой домотканой шерсти.

Комплекс одежды без оружия считался неполным, поэтому даже представители неимущих классов непременно старались при обрести хотя бы кинжал, по возможности богато отделанный.

Кинжалы могли быть выполнены из стали, мельхиора, серебра и даже из золота. Почти всегда были отделаны богатой инкрустацией.

Грузинские дворяне и князья в торжественных случаях носили на себе помимо кинжала шашку, саблю и пистолет. Оружие служило не только в качестве украшения, но часто применялось и по своему прямому назначению.

Некоторые особенности мужской одежды позволяют отличить этнографические группы. Так, например, в Кахети и других районах Восточной Грузии мужчины носили, а иногда и сейчас носят небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку. Очевидно, такие шапочки в средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня как своего рода реликт.

В Западной Грузии головным убором служит конусообразный башлык кабалахи из тонкой шерстяной материи с длинными концами и кистью на капюшоне.

В Сванети распространены обшитые тесьмой круглые конические шапочки с короткими полями.

Но особенно красочна одежда хевсуров. Их мужские и женские костюмы из шерстяной материи напоминают ковровую ткань с ярким цветным узором. На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой, вышиты кресты. Ноги обуты в мягкие чувяки -каламани, икры и голень закрыты высокими гамашами из грубой домотканой шерсти или же пестрыми шерстяными чулками. На голове - упомянутая выше шапочка-подшлемник или же косматая пастушеская папаха.

Имеретинцы покрывали голову папанаки - круглым или квадратным кусочком плотного сукна темного цвета. Папанаки бывали настолько малы, что едва закрывали макушку. Чтобы они не сползали с головы, их завязывали под подбородком шерстяными шнурами.

В Аджарии, Гурии и Мегрелии господствовал иной тип одежды.

Короткая куртка, доходящая до бедер, расшитая позументами, несколько напоминает колет тореадора; обтягивающие брюки, заправленные в плотно облегающие ногу мягкие сапоги. На голове - башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.

Примечательным был костюм тбилисских кинто (торговцев): архалук, подпоясанный массивным серебряным поясом с крупной пряжкой, широкие черные шаровары, заправленные в сапоги. Чоху кинто не носили вообще. Часто носили сапоги гармошкой, считали особым шиком золотую цепь от часов, спускавшуюся из внутреннего кармана архалука.

Ремесленники карачохели были полной противоположностью кинто.

Вся их одежда - чоха, архалук, шаровары, папаха - обязательно была черного цвета (отсюда название карачохели «носящий черную чоху»). Инкрустированная серебром трубка, расшитый золотом кисет, пестрый платок, заложенный за пояс, лихо заломленная на голове островерхая овчинная папаха - чем не красавец-мужчина?

4.2 Женский костюм

Не менее своеобразна была женская одежда. Стянутое в талии длинное платье - карту ли, с плотно облегающим лифом, отделанным бисером, золотой тесьмой, жемчугом, с длинной широкой юбкой, закрывающей ноги до ступней. Пояс был из бархата, шелковой или муаровой ленты. Его широкие концы, богато расшитые золотом или шелком, спереди спускались почти до пола.

Головной убор состоял из лечаки - треугольной белой тюлевой вуали (престижными считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные), копи - тонкого валика из шелка и ваты и чихта - обшитого бархатом картонного ободка, который точно соответствовал размеру головы. Сверху накидывали гладкую, обычно темную, со скромным узором косынку багдади или большие коленкоровые покрывала чадри, в которые закутывались с головы до ног, оставляя открытым только лицо, иногда - только глаза.

Лечаки и багдади закреплялись на ободке, ниспадая на плечи и спину; впереди из- под лечаки выпускались букли волос, причем один конец лечаки свободно спускался по спине, закрывая косы, другим концом замужние женщины закрывали шею.

Знатные грузинки шили платья из дорогих, чаще привозных шелковых тканей, из атласа ярко-красного, желтого, белого, голубого, синего, зеленого цветов.

Верхнюю женскую одежду - катиби шили из яркого бархата или шелка на меховой или простеганной на вате шелковой подкладке.

Знать носила коши - туфли на каблуках без задника, с загнутыми вверх острыми носами из яркого бархата. Бедные горожанки обходились своеобразными лаптями из грубой кожи - каламани.

Из украшений в моде были четки из мелкого красного коралла, гишера, янтаря. Традиционной была прическа из нескольких кос и коротких локонов, закрывавших виски.

Грузинки румянили лицо, красили брови, чернили волосы. Ногти, а часто и ладони красили хной.

Покрой свадебного платья оставался прежним, но он отличался отделкой и был белым. К праздничному платью пришивали серебряные с позолотой и аппликацию. В качестве свадебного головного убора одевали бархатную шапочку, покрытую легким ажурным платком.

Заключение

С незапамятных времен Грузия была источником культуры, науки, теософии, философии, поэзии и искусства целого региона. Хотя ближайшие к Грузии соседи были Турция и Персидское царство, грузинскому государству ближе по духу была Европа. Недаром XIX век был ознаменован существенным подъемом культуры Грузии, появлением богатой грузинской литературы и развитием науки.

Грузия страна с древнейшей и богатейшей самобытной культурой, толщи которой про стираются в глубь тысячелетий. Знание о ней и признание ее богатства, давно пересекло национальные границы и вышло на международный уровень, так как является культурным достоянием и наследием всего человечества.

Грузинская монументальная архитектура, музыка, книжная миниатюра, богатая духовная и светская литература, красочные проникновенные танцы, работы ювелиров, чеканщиков и художников, и конечно сам гостеприимный и хлебосольный грузинский народ, все это является частью древней страны.

Своеобразное географическое расположение Грузии на стыке Европейского и Азиатского континентов отразил ось на развитии ее культуры, впитавшей в себя ближневосточные, европейские и местные кавказские традиции. Важные торговые пути, идущие через территорию Грузии и соединяющие север с югом, а восток с западом стали источником проникновения сюда элементов новых культур, традиций, веяний, тенденций учений и т.д. Здесь, в Грузии, сошлись неторопливая мудрость Востока и прогрессирующая динамичность Запада.

Период XI - ХН вв. - это Эпоха возрождения грузинского государства, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. Уже в эти средние века в Грузии процветали философия и историография, теология и право, поэзия и искусство. Развивались архитектура, астрономия, география и другие отрасли знания. Стало зарождаться прикладное искусство. Особенно ювелирное дело и художественная обработка металла (чеканка), процветающие до сих пор.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Грузинское гостеприимство как одна из традиций страны. Самый известный, романтичный и знаменитый обычай свадьбы - похищение невесты. Приемы и особенности мужского и женского танца. Национальная одежда и кухня Грузии. Анализ значения музыки в жизни грузин.

    практическая работа , добавлен 19.01.2015

    Социокультурные реквизиты современного общества. Этнолингвистическое разнообразие и относительная локализация народов кавказского региона. Сочетание элементов разных типов культур на Северном Кавказе. Сохранение культа старейшин, традиции гостеприимства.

    реферат , добавлен 21.06.2016

    История создания ансамбля народного танца Грузии. Эволюция и реформа грузинского танца, национальный характер балета. Ансамбль народного танца Грузии на современном этапе. Ансамбль народной песни и танца "Эриссини", грузинские полифонические мелодии.

    реферат , добавлен 12.07.2010

    Художественные искания, образы массовой культуры и философские поиски в культуре. Направления искусства: абстракционизм, сюрреализм, авангардизм, поп-арт, кинетическое искусство, перформанс. Устойчивые художественные признаки форм современного искусства.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Проблема современного кризиса культуры и его причины. Сущность современного понимания культуры. Материальная, социальная и духовная культура. Информатизация общества. Распространение нигилизма. Средства и пути преодоления современного кризиса культуры.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства. Система финансирования и отношения собственности в сфере культуры и искусства. Анализ системы хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры и искусства г. Тюмени.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2008

    Крушение цивилизаций и стремительное установление новых порядков в XX веке. Анализ влияния государства на развитие культуры в XX веке, определение степени ее политизации. Влияние репрессий против старой интеллигенции на развитие культуры России в XX веке.

    доклад , добавлен 23.11.2015

    Таиланд как сочетание современного цивилизованного мира и неописуемой красоты природного мира с его яркой и красочной флорой и фауной. Государственное устройство страны. Растительный и животный мир Таиланда. Особенности культуры, литературы и музыки.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Искусство в контексте культуры, игровая природа искусства. Искусство - это мастерская культуры. Результаты художественного творчества являются не только произведениями искусства, но и фактами культуры, так как они концентрируют в себе черты своего времени

    реферат , добавлен 15.01.2004

    История развития культуры, её основные черты. Две стороны культуры по З. Фрейду. Конфликт между ценностями культуры и государства. Особенности общинного и общественного типа социальных отношений. "Законы исторического развития" по Н. Данилевскому.







2024 © mgp3.ru.