Модельеры: абхазский национальный костюм никогда не выйдет из моды. Абхазия


Аннотация серии статей

Немного об авторах и самой книге. Роджер Джесси - англичанин, несколько лет назад приехавший в Абхазию как турист, и решивший поселиться в этой стране постоянно. Он преподает в Абхазском Госуниверситете. Перевел на английский язык несколько книг об Абхазии, что дало ему возможность теснее познакомиться с историй страны, ее традициями. Идея создания книги возникла из любви Роджера к составлению всякого рода списков по любому поводу. Республика Абхазия становится объектом все более пристального интереса со стороны мирового сообщества. В этой книге мы хотели показать страну с разных сторон, включив в наше исследование материалы по 10 темам (традиции, достопримечательности, растительность, кулинария и т.д.) и затем 10 наиболее значимых, с нашей точки зрения, разделов в каждой из тем. Хотя такой выбор дает только поверхностные сведения, мы надеемся, что читатель почувствует интерес к удивительной древней стране - Абхазии и у него появится желание к дальнейшему исследованию. Максим Гвинджия - абхаз. С 1999 он работал в МИДе Республики Абхазия, с апреля 2010 года по октябрь 2011 - в качестве министра. Его увлечение историей древних цивилизаций (особенно культурами майя и инков) помогли ему писать об Абхазии. Галина Джесси - белоруска, гражданка России, супруга Роджера Джесси.

По мнению ученых, древнейшим видом одежды абхазов была бурка (ауапа) - своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока. Наиболее характерной частью мужскогo комплекта всегда являлась черкеска (ахтырпал). В качестве головного убора служили башлыки, войлочные шапки и папахи. Важной принадлежностью экипировки была «алабашьa» - деревянная палка с заостренным (металлическим) концом. Но главным атрибутом мужского туалета считалось оружие.

АБХАЗСКИЙ ЭТНОС

Находясь на границе Европы и Азии, Абхазия представляет собой перекресток, где в разные времена сталкивались интересы могущественных государств и проходили пути цивилизации, что наложило свой отпечаток на формирование этноса. Был ли Шабан Абаш, житель села Адзюбжа, потомком чернокожих рабов, завезенных в Абхазию морем, или его предки сами добрались сюда с африканского континента - это до сих пор загадка для этнографов.

Hарод Абхазии представляет собой уникальное многонациональное образование (русские, армяне, менгрелы, сваны, грузины, евреи, греки и т.д.), ядро которого формируют абхазы со своей философией “апсура”, включающей в себя понятие “аламыс” как национальную житейскую систему взглядов и норм морали.

НАРОДНЫЕ СХОДЫ

Богатые традиции устной речи дали обширный материал для развития ораторского мастерства. Искусство владения речью, убеждения, в чем абхазы традиционно преуспевали, играло важную роль на многочисленных собраниях, которые являются неотъемлемой частью народной культуры. Исторические сходки и собрания, на которых обуждались судьбы страны, обычно проводились на знаменитой поляне “Лыхнашта”. Сегодня там регулярно проводятся празднества с конными соревнованиями. Так что “поло” - развлечение не только британского высшего общества.

Аналогичная ему игра была популярна в Абхазии с незапамятных времен.

ПОСЕЛЕНИЯ

Старинные абхазские поселения обычно располагались в глубине страны вдали от моря. Они состояли из отдельных семейных усадеб - хуторов, разбросанных на значительном удалении друг от друга. Там до сих пор во многом сохранился неторопливый традиционный уклад жизни. С другой стороны, первые греческие города (Диоскурия, Питиунт, Гиенос и др.) возникли на побережье около 2500 лет тому назад и их основатели постепенно ассимилировались в местную среду. Диоскурия (Сухум) занималa лидирующее положение в списке исторических поселений городского типа.

В Яштухе, пригороде Сухума, первые обитатели появились полмиллиона лет тому назад (согласно Л. Соловьеву и др.).

Типичный абхазский дом представляет собой двухэтажное строение с галереей по фасаду. Традиционная усадьба включает жилые и хозяйственные постройки, двор, огород, пашню, пасеку. Двор в усадьбе должен быть просторным: в больших семьях жизнь не замирает - свадьбы, поминки, рождение. Под сенью старых деревьев, оплетенных виноградными лозами, в летний период проходит жизнь семьи, там же справляются семейные торжества и обряды, которые требуют присутствия всех родственников, близких и далеких, а это порой около тысячи человек.

Около одной из стен в земляном полу устраивался открытый очаг, над которым подвешивали сплетенную из прутьев и обмазанную глиной трубу.

Этические нормы семейной жизни, базирующиеся на обычаях, подразумевают подчинение младших старшим и женщин мужчинам на основе принципа взаимного уважения и неразрывной связи поколений. Мужья в Абхазии никогда не опускались до побоев или проклятия жен, рассматривая такое поведение, как противоречащее обычаям. Веками выработанные традиции устанавливают взаимоотношения в семье, регламентируют поминки, свадьбы, рождение, крещение, сопровождающиеся обычно пиршествами, на которых присутствуют все члены рода и множество гостей.

Самый важный момент свадебной церемонии - “Приход невесты в новую семью”. По современной традиции - либо в экипаже, либо в лимузине. Традиционная колыбель передается от поколения к поколению.

ПРАЗДНЕСТВА

В течение столетий население находилось под постоянной угрозой нападения, угона скота, похищения людей, и нужно было отстаивать это в кровавых стычках. В традиционных фестивалях поэтому доминируют конноспортивные соревнования, дающие возможность показать мастерство владением лошадью и оружием. Это нашло отражение и в фольклоре (сказания о богатырях-нартах), в песнях и танцах. Скачки в Абхазии очень популярны, накал страстей на абхазских конных состязаниях “Лыхнашта” не меньше, чем на английских “Royal Ascot” (королевских скачках).

Интересно: танцевальное движение "проход на носочках" по преданию, появилось потому, что возле старинных печей для выплавки железа земля так раскалялась, что вытащить изделие можно было, только подбежав на носочках.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА

По мнению ученых, древнейшим видом одежды абхазов была бурка (ауапа) - своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока. Наиболее характерной частью мужскогo комплекта всегда являлась черкеска (ахтырпал). В качестве головного убора служили башлыки, войлочные шапки и папахи. Важной принадлежностью экипировки была «алабашьa» - деревянная палка с заостренным (металлическим) концом. Но главным атрибутом мужского туалета считалось оружие. Оно издревле ценилось у абхазов превыше всего и являлось предметом особой гордости.

В женском комплекте преобладали приталенные платье с клинообразным вырезом и металлическими застёжками на груди и кафтаны-бешметы.

Особенности быта, одежды, жилища, утвари, орудий труда и т.д. определяют этническую принадлежность народа. Производство меди, бронзы и позже железа было неотъемлемой частью местной промышленности. Гончарное производство даже предшествовало этому периоду. Большая часть одежды в старину изготовлялась дома из местных материалов. Трудовому воспитанию девочек придавалось большое значение, в частности, они осваивали шитье, кройку, вышивание, ткачество и т.д.

Народная одежда абхазов как нельзя лучше характеризует творчество народа, его искусство и эстетические предпочтения. Глухой ворот, длинные рукава, туго перехваченный поясом стан - таков в идеале костюм абхазов последних полутора столетий, представляющий собой предмет национальной гордости.
Формирование основных компонентов одежды абхазов восходит к глубокой древности. Вплоть до настоящего времени сохранились такие элементы одежды, как войлочная плащ-бурка, туникообразная рубаха, ноговицы. По составу и форме абхазский народный костюм был похож на одежду генетически родственных абхазам народов: черкесов, адыгейцев, кабардинцев.
Сырьем для изготовления одежды служили лен, шерсть, шелк и хлопок. Материал для одежды, обуви и головных уборов - шкуры животных, войлок, домотканое сукно, льняное полотно, а в более позднее время - привозные фабричные ткани.
Искусство ткачества восходит к древнейшему периоду. Подготовка, обработка, выделка сырья для тканых изделий, предметов домашнего обихода и одежды были делом рук самой абхазки. Абхазская женщина славилась не только как искусная рукодельница, пряха, кружевница и ткачиха, она обладала также мастерством обработки и выделки шкур для сафьяна. Абхазка «обшивала буквально с ног до головы всю семью» и могла на глаз, без мерки отлично подогнать по талии черкеску или бешмет.

Мужская одежда
Традиционными элементами мужской одежды в середине XIX-начале XX вв. были рубаха и штаны из тонкого льняного полотна домашней выделки. В конце XIX века начали носить укороченные, до колена, рубахи с накладными карманами на груди. Поверх штанов надевали суконные либо сафьяновые ноговицы, плотно охватывавшие икры ног. С 1920-1930 гг. начали носить штаны типа полугалифе, слегка расширенные в боках.
Верхней одеждой начала XX века была черкеска. Черкеска дворян отличалась от крестьянской богатством украшений, качеством материала и длиной. Характерная особенность черкески - нашивные карманы с мелкими отделениями для трубочек (газырницы), в которых сохранялись заряды пороха. В качестве праздничного костюма черкеску носили как в сельской местности, так и среди горожан вплоть до 1990-х годов.
Важным элементом мужской одежды был бешмет. Кроем он был схож с короткой черкеской: плотно прилегал к стану до талии и затягивался на плетеные пуговицы. Бешмет совмещал в себе функцию нательной и верхней одежды.
В зимний период верхняя одежда дополнялась буркой - войлочным плащом. Различали два вида абхазской бурки - короткая бурка колоколообразной формы длиной выше колена и трапециеобразная бурка с узкими прямыми неширокими плечами, расклешенная в полах. Бурка была приспособлена для наездничества, являясь непременным походным снаряжением горца-кавказца.
Пояс, изготовленный из коровьей кожи, - неотъемлемая часть мужского костюма. Им подпоясывали как распашную, так и глухую одежду. Пояса надевали поверх черкески, бешмета либо рубахи. Различались праздничные и бытовые пояса. Традиционная мужская одежда абхазов не мыслилась без соответствующего снаряжения холодным либо огнестрельным оружием. Это были кинжал в ножнах, пистолет в кобуре за поясом, сабля либо нож.

Женская одежда
Абхазская женская одежда конца XIX - начала XX вв. характеризовалась разнообразием украшений и используемого материала. Различалась будничная, праздничная и ритуальная одежда. Одежда также дифференцировалась в соответствии с возрастом и семейным положением женщины. Женский костюм представлял собой переплетение древних и поздних видов одежды. Материалом для традиционного костюма служили изделия домашнего производства из шерсти, льна, позже - хлопка и шелка.
Составляющими компонентами женского костюма были рубахи, платья, кафтанчики, безрукавки и длинные штаны. Женщины носили головные уборы - разной формы косынки, шали, шапочки и обувь - сафьяновые чувяки, сапожки, позже - туфли на каблучках.
Многофункциональным элементом одежды была рубаха. Будучи нательной, она являлась и верхней одеждой, так как в ней допустимо было выйти за пределы дома и усадьбы. Возможные цвета - красный, белый, оранжевый, также использовались ткани в полоску либо мелкий цветочек. Рубаха-платье шилось с высоким стоячим воротником, небольшим прямым разрезом ворота, скрепленным пуговицей, и прямыми рукавами, собранными у запястья в сборку.
В конце XIX - начале XX вв. абхазки носили штаны двух типов. Первый тип - традиционного покроя штаны, схожие с мужскими. Второй тип - шаровары, сшитые из двух цельных кусков ткани. Цвет шаровар был символичен: белые надевала девушка, красные - женщина, синие - вдова. К середине XX века штаны укоротились до колен, их заправляли в чулки.
Самыми различными типами были представлены платья абхазок. Еще один вид традиционной женской одежды - кафтанчик из домотканого сукна или бархата с различными видами кроя. В качестве верхней одежды абхазки надевали безрукавку с небольшим овальным вырезом на груди.

Обувь
В XIX - XX вв. повсеместное распространение в быту абхазской деревни имела кожаная обувь на мягкой либо твердой подошве. Выделка и шитье обуви из сыромяти была обязанностью мужчин, а выделка и шитье из сафьяна - женщин.
Среди абхазских крестьян имели повсеместное распространение постолы. Это была домашняя обувь, а также ее носили пастухи и охотники. Постолы как женская обувь уже со второй половины XIX века стала вытесняться сафьяновой обувью, а также туфлями кустарного производства.
Выходной обувью и мужчин, и женщин служили чувяки из сафьяна. В 1920 - 1930-х годах широкое распространение в абхазской деревне получила кожаная обувь на твердой подошве. Достоянием зажиточных слоев населения были мужские и женские сафьяновые сапожки. Ноговицы - специфический элемент мужского костюма - надевались поверх узких штанов, плотно охватывая икры ног.
Наряду с постолами, чувяками, сапожками женщины носили обувь на деревянной подошве. В начале XX века женской домашней обувью была вязанная крючком обувь с глубоким выемом впереди. Уже в середине XX века традиционная обувь уже полностью исчезла из быта, ее заменила обувь кустарного и фабричного пошива.

Головные уборы
Головные уборы - наиболее консервативная часть одежды абхазов. Материалом для их изготовления служили шкуры домашних животных, войлок и сукно. Во всех типах традиционных головных уборов неизменной остается островерхая форма, которая была характерна для абхазов и адыгейцев. Традиционным и исконным является башлык - головной убор с капюшоном и длинными концами, украшенный плетеной тесьмой, тонкой полоской кожи либо галуном. В 1920-х годах появились овальные войлочные шапки с небольшими полями и плетеные шапки из соломы и полой травы.
Одинарный треугольный большой платок был у абхазок основным видом головного убора. Другим видом до начала XX века был шарф, который накидывался на голову либо завязывался на затылке. Также абхазки носили различных форм домотканые платки из шелка, шерсти или хлопка. Уже в 1920-х годах девушки надевали шапки-береты. В настоящее время лишь в среде старшего поколения продолжают сохраняться различные виды платков и косынок.

Украшения
Украшения одежды абхазов были обусловлены многовековыми традициями, сложившимися на протяжении истории народа. Украшения выступали в едином ансамбле с особенностями материала, покроя и гаммы цветов костюма. Абхазы отдавали предпочтение съемным украшениям из серебра, бронзы, золота, кости, рога, дерева. Одним из основных украшений женского костюма были разных форм застежки из серебра или бронзы. Среди зажиточных слоев были распространены женские пояса разных видов.

Абхазский и абазинский народы – носители самобытной культуры и традиций, многие из которых формировались тысячелетиями и сохранились до сих пор. Предлагаем читателям портала ВААК цикл этнографических очерков о различных сторонах быта, искусстве, ремеслах и национальных обычаях этих народов, имеющих общие корни и общую историю.

Астанда Ардзинба

Абхазы и абазины - братские народы, проживающие на северо-западе Кавказа и принадлежащие к абхазо-адыгской группе коренных народов Кавказа. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.

Территория проживания абхазов

Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну - «Апсны».

Исторически абхазский народ проживал на территориях от реки Ингур до реки Бзыбь - Большая Абхазия - и от реки Бзыбь до реки Мзымты - Малая Абхазия.

Территория внутри государственных границ современной Абхазии простирается от реки Ингур на востоке до реки Псоу на западе. Северная граница проходит по отрогам Главного кавказского хребта. Население Абхазии - около 250 тысяч человек, этнических абхазов среди них около 120 тысяч человек. По разным оценкам от 200 до 500 тысяч абхазов проживают за пределами исторической родины. Значительная часть абхазской диаспоры за рубежом представлена потомками абхазов, насильственно изгнанных в XIX веке с исторической родины.

Культура и традиционные занятия абхазов

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты - сооружения из огромных каменных глыб - прим. ред. ) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII-VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, - это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.

В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища - общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю - нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.

Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.

Абхазия - один из древнейших очагов виноделия. Изготавливать вино здесь начали за несколько тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют и археологические находки. В дольменах (сооружения мегалитической культуры - прим. ред . ), которые возводились здесь в III-II тысячелетиях до нашей эры, были найдены кувшины с остатками косточек винограда. А в селе Бомбора близ города Гудауты была обнаружена бронзовая статуэтка в виде человека с винным рогом в руках, которая датируется примерно II тысячелетием до нашей эры.

Абхазские жилища, костюмы и национальная кухня

Абхазы с давних времен селились отдельными усадьбами, разбросанными по холмам. Рядом с большим просторным двором жилого дома и хозяйственными постройками были кукурузное поле, пасека и фруктовые сады. Облик абхазской усадьбы не изменился до сих пор: стоит выехать за пределы современных абхазских городов, как тут и там на холмах и предгорьях покажутся дома и дворы.

Традиционный тип жилища - плетеные домики, покрытые соломой, и апацхи (традиционные соломенные строения абхазов, выполнявшие роль кухни - прим. ред .). Апацха также была плетеной, в центре нее был очаг, которому абхазы придавали особое значение. В средние века они стали строить дома из досок на столбах «акуаскиа». Крышу на таких домах делали из дранки, а по фасаду протягивали украшенный резьбой балкон.

Традиционный мужской абхазский костюм включает в себя стеганый полукафтан, зауженные шаровары, черкеску, бурку, башлык или папаху и пояс с кинжалом.

Женщины носили платья с вырезом в виде клина, который закрывался с помощью металлических застежек. Праздничное платье дополняли серебряным поясом.

Национальная абхазская кухня предлагает множество блюд из кукурузной муки. Здесь превалируют блюда из продуктов растительного и молочного происхождения. Пищу приправляют острыми специями, самая знаменитая из которых - абхазская аджика.

Народ абаза

Наиболее близкий абхазам народ - абазины или абаза, как они сами себя называют. До XIV века абаза жили на северо-западном побережье Черного моря. Предки абазин переселялись на северные склоны Кавказского хребта постепенно, и, как отмечают некоторые исследователи, начиная еще с VI века нашей эры. Причины переселения называют разные, в том числе византийско-персидские войны в VI веке, арабское нашествие в VIII веке и татаро-монгольское нашествие, а вслед за ним - распад «царства абхазов и картлийцев» на ряд враждовавших между собой царств и княжеств в XIII веке.

Абазины заняли верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды. Сегодня они компактно проживают в таких селах Карачаево-Черкесской Республики, как Красный Восток, Кубина, Псыж, Кара-Паго, Эльбурган, Инжич-Чукун, Тапанта, Абаза-Хабль, Мало-Абазинск, Старо-Кувинск, Ново-Кувинск, Апсуа и Койдан. Общая численность абазин в России, согласно переписи 2010 года, составляет около 43 тысяч человек.

Общий протоязык и родственные языки

Абхазы и абазины - древнейший народ, о чем можно судить по архаичности их языков. Пять тысяч лет назад общий для абхазо-адыгских народов протоязык распался на три ветви: абхазский, адыгский и ныне вымерший убыхский языки. В древнеабхазском языке было множество диалектов, представлявших собой языки родственных племен. Постепенно племена объединялись в княжества, а затем, в VIII веке нашей эры, создали государство, Абхазское царство. Так сформировалась единая абхазская народность, и установилось единство абхазского языка.

Ушедшие за перевал этнические группы отделяла от территории исторической Абхазии естественная преграда в виде гор Большого Кавказа. Это способствовало самостоятельному развитию абазинского народа, формированию его языка. Исследователи указывают на тот факт, что ашхарский диалект абазинского языка более близок абхазскому. Из этого делают вывод, что ашхарауа, носители этого диалекта, отделились от общей этнической группы абхазов и абазин позднее, чем другой абазинский субэтнос тапанта.

Вероисповедание абазин и абхазов

Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, абхазы в большинстве своем - православные христиане. Но в памяти обоих народов сохранились традиционные языческие верования. Например, и абазины, и абхазы некогда придавали чудесные свойства деревьям. Важное место в системе традиционных верований отводилось явлениям природы, таким, как гром и молнии. И абхазы, и абазины почитали «покровителя лесов и диких зверей» и «владычицу вод».

Некоторые занятия и черты быта абазин

Абазины занимались земледелием и скотоводством. В том числе, отгонным (основанном на сезонных перегонах скота - прим. ред . ), как и абхазы. В своих садах абазины выращивали яблони, груши, кизил, барбарис и фундук. Важной отраслью хозяйства было пчеловодство. Обязанностью женщин считалась обработка шерсти и шкур.

Национальный костюм в День Флага Абхазии 24.07.2014

Реп.: А. Ардзинба, Р. Камкия

Корр.: Одной из самых красивых традиций, связанных с днем Флага, является облачение всех, от мала до велика, в абхазские национальные костюмы. Национальная одежда подчеркивает творчество народа, его эстетические представления и искусство. Длинные рукава, глубокий ворот, туго перехваченный поясом стан - таков в идеале абхазский костюм, представляющий собой национальную гордость. Формирование основных элементов народного костюма восходят к глубокой древности, однако и сегодня в одежде уже современных юношей и девушек сохранились элементы традиционного костюма, которые часто можно встретить и в повседневной жизни. Что уж говорить о праздниках, которые стали настоящим дефиле, демонстрирующим публике все великолепие и разнообразие национальной абхазской одежды.

Лайф

Корр.: Вдень Государственного флага, кажется, будто машина времени перебрасывает нас на несколько веков назад. По набережной неспешно прогуливаются мужчины в черкесках и башлыках, местные красавицы щеголяют в нарядных платьях в пол. К этому дню жители города готовятся с особой тщательностью, заранее заказывали и шили себе наряды. В этом году стали пользоваться большим спросом услуги проката традиционной одежды. На празднике представлены самые разнообразные костюмы, здесь и наряды княжеских особ с характерными длинными рукавами, крестьянские одеяния, повседневная и праздничная старинная одежда из атласа, парчи, тафты, бархата Важный элемент в костюмах ручная вышивка, аппликация, серебряные пояса. В общем, вся гамма красок и цветов.

СНХ: 1. Валерия Джинджолия

2. Виталий Бганба

Корр.: Молодые абхазские дизайнеры считают, что традиционная одежда в Абхазии переживает новое рождение. Наблюдается большой спрос на приобретение национальных костюмов среди жителей республики, особенно у молодежи. У каждой модницы страны в гардеробе обязательно имеется национальное платье - апсуа цкы, являющаяся лучшим украшением многочисленных празднеств. В последнее время популярными становится и стилизованное под старину одежда. Работы у мастеров, занимающихся пошивом национальной одежды, постоянно увеличивается.

СНХ: Мадонна Аргун, дизайнер

Корр.: Для каждого народа традиционная одежда имеет особое значение, это неотъемлемая частьего культуры, которая связывает народ со своей историей.Любовь жителей Абхазии к своей национальной одежде демонстрирует желание абхазов сохранить свою самобытность, древние традиции и культуру. Народные гуляния в праздник Дня Государственного флага являются еще одним тому подтверждением.

Сегодня, в эпоху глобализации, когда происходит постепенное стирание границ, вопрос сохранения национальной культуры становится все более актуальным. Одежда - это неотъемлемая часть культуры народа. Для каждого народа традиционная одежда имеет особое значение. Она связывает народ с прошлым его предков, является частью духовной и материальной культуры. Сегодня наблюдается большой интерес к традиционной абхазской одежде, особенно, среди молодежи, родители покупают национальные костюмы даже маленьким ребятишкам. В последнее время не редки случаи, когда молодожены на свадьбах вместо современных свадебных нарядов одевают национальные костюмы. Вот уже два года подряд празднование Дня Флага - 23 июля - становится еще и торжественным шествием в национальных костюмах. Ученики выпускных классов приобретают эти костюмы на выпускные вечера. Необходимо отметить, что спросом пользуются не только традиционные костюмы, но и стилизованная повседневная одежда. Спрос рождает предложение и наоборот. Выбор мастеров, занимающихся пошивом национальной одежды также увеличивается.

Среди женщин особым спросом пользуются платья, сорочки. Если платье повседневное, то его, как правило, шьют из сукна, летом - льна. Если праздничное, то используют, к примеру, бархат. Важно понимать, чем больше ручной работы - тем выше цена костюма. К примеру, пуговицы плетут сами мастера, узоры может нашить мастер или использовать готовые аппликации.

Член Союза художников Абхазии и Союза дизайнеров России, директор Центрального выставочного зала СХ РА, художественный руководитель студии по созданию национальной одежды Эльвира Арсалия считает, что ручная работа делает костюм убедительней. «Люди, приобретшие национальный костюм, часто потом обращаются к нам в студию за разными дополнениями к нему. Нам заказывают также свадебные костюмы, костюмы для детей. В студии никогда не создают два одинаковых платья. При создании костюмов используют бархат, тафту, домотканые материалы, натуральные ткани», - рассказала Эльвира Арсалия корр. АПСНЫПРЕСС. При этом она отметила, «должна быть грань между стилизацией костюма и собственно национальным костюмом».

Модельеры, с которыми удалось пообщаться, отмечали большое количество заказов в прошлом году на День Флага, на выпускные вечера. По их словам, уже есть заказы на День Флага и выпускные балы этого года.

Директор салона по пошиву национальной одежды Амра Шакая также отмечает большой спрос на традиционные национальные костюмы, особенно в последние несколько лет. «С одной стороны, это связано с тем, что растет число различных творческих коллективов, а с другой, молодежь стала проявлять интерес к такой одежде. Люди стали одевать ее на различные торжества», - сказала Амра Шакая.

В ее салоне работают пять человек, здесь же можно выбрать ткань для костюма. «Мы принимаем, как индивидуальные заказы, так и коллективные. Естественно, больше всего заказов от различных хореографических ансамблей», - уточнила А. Шакая. Мужской костюм, в который входят: азиатские сапоги, бурка, бешмет, черкеска, башлык, папаха, брюки-галифе, ремень, кинжал, посох, стоит до 50 тысяч рублей. В салоне, что немаловажно, можно взять одежду напрокат. «К нам нередко приходят и за национальными свадебными нарядами. Цена женского платья напрокат - от 15 тысяч рублей», - отметила она. Много заказов на пошив башлыков, папах, галифе». Башлык из сукна, к примеру, стоит три тысячи рублей. Обувь также можно заказать отдельно или приобрести вместе с костюмом. Спросом также пользуется и стилизованная повседневная одежда: рубашки, платья, полу-черкески. Родители часто заказывают одежду для детей разного возраста, даже для грудных младенцев. Детский костюм для малыша до пяти лет может обойтись примерно в шесть тысяч рублей.

По словам модельера Дианы Джинджолия, у нее много заказов на мужскую одежду. У мужчин пользуется спросом башлык, зимний вариант которого шьют из натурального сукна. Также мужчины заказывают черкески, галифе, рубашки.

Художник-модельер Марина Авидзба отмечает, что девушки часто заказывают стилизованную повседневную одежду. Среди девушек стало модно шить башлыки из кружева или с кружевной отделкой, особенно в подарок. Что касается свадебных платьев, то они обходятся от 20 тысяч рублей и выше. Платье можно шить из плотного атласа, тафты, парчи, к нему необходим пояс. Важный элемент - ручная вышивка или аппликации.

Кто-то может сказать, что приобретение национального костюма - удовольствие не из дешевых. В этом, бесспорно, есть своя доля правды. Но, с другой стороны, такой костюм - «не на один день», а облачившись в него, вы сможете почувствовать себя совершенно иначе. Словно приобретя машину времени, вы сможете окунуться в далекое прошлое.

Справка АП:

Этнограф Елена Малиа пишет, что женская одежда XVIII - начала XX веков состоя-ла из: платья - «ацкы», длинного каф-танчика - «акьач», «албаада ду», либо короткого - «албаада кьач», рубахи - «ахарпштанов - «аикуа»; различного рода головных уборов: косынки (платок) -«акасы», шали - «ащал», шапки - «ахылпа». На ноги надевали чулки - «акалпад», постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», либо сафьяна - «ацвышеимаа», сапожки - «амагу», позже, туфли на каблуке - «ащаца». Цветовая гамма одежды была не яркой.

В мужской гардероб середины XIX -начала XX веков входили: рубаха - «ахарп», штаны - «адзикуа», беш-мет - «акаба», черкеска - «акумжвы», войлочная куртка - «агубанакь», бурка (ауапа), шубы - «ахамы»; головные уборы: башлык - «ахтарпа», либо вой-лочной шапки - «ауапцва хылпа» или меховой шапки - «ахылапарч». На ногах носили постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», которые надевали на босую ногу. Зимой постолы носили поверх суконных носков - «амест», либо вязанных шерстяных носков - «акалпад». Поверх шта-нов на икры ног натягивались ноговицы - «аимсы», либо войлочные чулки - «ашватлеи». На колени одевались спе-циальные наколенники - «ашамхтырпа».

Выходной обу-вью считались чувяки из сафьяна домашней выделки - «ацвыш еимаа» или кожи - «ачабыр еимаа», надеваемые поверх са-фьяновых, либо суконных носков - «амест».







2024 © mgp3.ru.