Другие специалисты связывали тэртерийскую письменность с Критом, но здесь провал во времени достигает уже двух тысячелетий. Генетические связи винчеанцев


Культура Винча (Турдаш, Градешница) - северобалканская археологическая культура эпохи неолита (Старая Европа , VI-V тыс. до н. э.).

Поселения представлены землянками с глиняными печами . На поздней стадии встречаются укрепленные поселения, что связывают либо с войнами, либо с возросшей социальной дифференциацией. Появляются мегароны 3900-3600 гг. до н. э. Дома-мазанки с двускатными крышами насчитывали до 5 комнат, полы были деревянными. Над входом в дом укрепляли голову быка.

Основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство (крупный рогатый скот , козы , свиньи). От культуры Винча сохранилась древнейшая металлодобывающая шахта Европы - Рудна-Глава .

По мнению археолога В. А. Сафронова «совпадение ряда черт культуры Чатал Хююка и культуры Винча, настолько разительно, что учитывая уникальность сравниваемых признаков из области духовной культуры, исключающих конвергентность, можно говорить о генетической связи Чатал Хююка с Винчей».

См. также

Напишите отзыв о статье "Винча (культура)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Винча (культура)

– Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль.
– Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.
– А! – сказал Анатоль. – Ну садись.
– Что ж, садись! – сказал Долохов.
– Постою, Федор Иванович.
– Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке.
– Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство?
– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
– Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?
– Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только.

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.

4500 г. до н.э. приток в Европу второй значительной волны племен с их малоазийской прародины (Четал Хойюк). Пришельцы утвердились в Подунавье и прилегающих областях, породив культуры Винча - Лендель.

ВИНЧАНСКАЯ КУЛЬТУРА
4.500 – 3.700 до н.э.

Ранняя Винча появляется в ареале распространения культуры Старчево – Криш – Караново I-II , причем, характер взаимодействия пришлой культуры Винча с культурой субстрата был мирный . Это заключение основывается на совстречаемости в одном культурном слое поселений старчевской и винчанской керамики, включением некоторых форм кухонной керамики Старчево в винчанский комплекс. Ранний период развития культуры Винча (Винча – Тордош I-II; или Винча А-В) характеризуется отсутствием укрепленных поселений, что также подтверждает мирный характер включения носителей винчанской культуры в массив носителей культуры Старчево – Кереш. С появлением культуры Винча в Европе, на Северных Балканах, происходит распад одной культуры или культурно - исторической общности линейно-ленточной керамики (яфетиды) и исчезновение другой – Старчево- Криш (Кереш).

Распространение : Югославия, все Подунавье (от Западного Причерноморья до Словакии, Баната включительно).

Винча и Четал Хойюк

Радивойе Пешич систематизировал элементы азбуки, найденные в Лепенском вире (А - D - L), и словесные знаки, найденные на раскопках Винчанской культуры. Он сравнил винчанскую АзБуку с этрусским письмом и с современной азбукой и установил, что речь идет о едином алфавите .
Для Винчи и Четал Хойюка характерны определенным образом оформленные храмовые комплексы, главной чертой которых является монументальный очаг, с которым связаны ритуальные захоронения. Кроме очага, украшались стены в Четал Хойюке. В Винче сохранились столбы, которые, как и в Четал Хойюке, украшались черепами быков, оленей. Черепа животных выполняли охранительную функцию и вывешивались над входом в храмах Винчи.
В Четал Хойюке выход охранялся зооморфным божеством с разведенными в сторону руками и ногами. Это же божество изображается на стенах Чатал Хююка и в рельефе, и в рисунке. В культуре Винча на сосудах в рельефе изображались зооморфные и антропоморфные божества с поднятыми вверх руками, что известно и трипольцам.

Стилистически совпадает орнамент на сосудах Винчи и сцена терзания умерших людей большими хищными птицами, изображенная на стене храма в Чатал Хююке, Тождественны уникальные предметы - костяные шкатулы, которые Сафронов рассматривал как предметы культа. Сравнительно-типологический анализ пластики Винчи и Чатал Хююка показал уникальное и множественное сходство в репертуаре сюжетов, в деталях исполнения, в разнообразии форм, особенно на фоне многочисленной пластики неолитических культур Европы и Азии, что уже указывает на неслучайность реконструируемых связей двух культур.

Винчанская пластика - керамическая, а скульптура Четал Хойюка сделана, по большей части, из камня. К числу общих сюжетов следует отнести "Акт рождения", "Мадонна с младенцем", "Богиня на троне", "Близнецы". Аналоги ряду из них тоже находятся в трипольской культуре на землях будущей Руси.
В обеих культурах представлены фигурки мужские и женские, сидячие и стоящие, одетые и обнаженные, с прической, реалистические и условные. Положение рук: вытянуты вдоль туловища, соединены на поясе, скрещены на груди. Очень выразительные параллели знаменитой богини с леопардами и винчанской "Мадонны", сидящей на пятках. Орнаментация шкуры леопарда кружками на скульптуре Чатал Хююка повторяется в орнаментации, нанесенной на бедра женской в Винче. Уникальная скульптура из сдвоенных фигур "Близнецы" повторяется в Винче и не повторяется в других культурах неиндоевропейского круга.
Близнечный культ распространен в индоевропейских религиях, отражен в их мифологии. Кроме Винчи, встречен еще в пластике Гумельницы. В Четал Хойюке имеются пинтадеры, которые сопоставляются с глиняными плошками культуры Винча и Лендьел, на которых, кроме орнаментов, наносились и знаки письменности. Наконец, уровень развития культуры Четал Хойюка, определяемый исследователями как протоцивилизация, сопоставим с уровнем более поздней цивилизации Винча.

Поселения

Поселения ранних этапов культуры Винча располагаются на равнине, на грядах, защищенных от половодий, и представляют собой мощные культурные напластования, однако интенсивное нарастание слоев по вертикали еще не служит доказательством существования в культуре Винча поселения ближневосточного типа – телля. Мощные слои винчанских поселений в Винче, Жарково, Баньице, Предионице, Фафосе, Горной Тузле и др. говорят об оседлом образе жизни винчанского населения и существовании таких форм земледелия, которые обеспечивали длительное проживание на одном месте. На ранней стадии существования Винчи не приходится говорить о возможности - появления города как укрепленного культурного центра.
На раннем этапе развития культуры Винча строения на поселениях представлены как землянками , так и наземными сооружениями .

Землянки рассматриваются как временное сооружение и как явление, не характерное для домостроительства культуры Винча.

Гораздо чаще встречаются и типичные для этой культуры наземные сооружения. Дома по форме различны. Основная форма – в виде прямоугольника с известными отклонениями. Дом может иметь одну или больше комнат; стены сделаны из плетня, обмазанного глиной.

На стадии Винча – Тордош II зафиксированы в зависимости от размеров дома столбы, поддерживающие кровлю. Столбы размещали по длине дома.

Были жрецы – хранители традиции народа; была военная прослойка, которая ведала охраной общества; существовали вожди, правители. Обособление ремесел вызвало выделение архитекторов-зодчих, строительных мастеров; гончаров и металлургов, знатоков горного дела. Существовала торговля, поскольку во многих могилах этой эпохи помещались ожерелья из раковин Spondylos. Наряду со всеми группами населения основа жизни общества подготавливалась трудом рядовых общинников – земледельцев и скотоводов.
Ок. 4.000 г. до н.э. на Балканах осваивается медь.
Специализированный характер медеплавильного производства реконструируется обнаружением в поселении Винча медеплавильных печей, в которых были найдены шлаки от плавки ципобарита. Винча – это первая металлоносная культура в Европе. Находка цинобарита отмечается еще в старчевском слое поселения Винча, однако единичность находки говорит в пользу ее винчанской атрибуции: именно носители культуры Винча, мирно внедрившиеся в среду старчевского населения, владели искусством плавки металла из руд, родина которого – Малая Азия. Это положение подтверждается еще и тем, что в Югославии, в Майданпеке, найден огромный рудник с винчанскими атрибутами: в руднике, где добывалась медная руда – цинобарит, были найдены предметы винчанской материальной культуры. Работа на руднике, требующая больших физических затрат, совершенного владения сложной производственной технологии, знания горного дела и т.д., предполагает обособленность труда металлургов и рудокопов.
В Болгарии и Румынии в IV тыс. до н.э. широко использовалась металлобработка и в частности - литьё. Археологи в этих местах обнаружили множество литых медных изделий, но литейные формы в раскопках отсутствовали. Видимо материалом для литейных форм служил графит, который в изложницах сгорает.
Керамические печи говорят о размерах керамического производства, которые, конечно, превышали потребности одной семьи, а также выделении мастеров-керамистов, которые могли в совершенстве владеть сложной технологией изготовления чернолощенной керамики с капелированным декором только при условии их занятости этим производствомполностью и высвобождения от общехозяйственных забот. Керамические склады подтверждают большие размеры производства керамики, которая заготовлялась впрок.

Керамика культуры Винча – серая и чернолощенная; восстановительного обжига, тонкостенная, орнаментированная каннелюрами - дает, с одной стороны, высокий стандарт форм, а с другой – вариабельность по выполнению отдельных деталей: ручек-налепов, места нанесения орнамента и многое другое.

Косторезное ремесло в Винче также, бесспорно, имело место. Это следует из существования в этой культуре массы костяных изделий, определенной стандартной и в то же время разнообразной формы. По назначению эти предметы, вероятно, – идолы или амулеты.
В культуре Северо-Восточной Болгарии – Хотница – по сообщению Ангелова есть косторезные мастерские. Эта культурасинхронная с культурой Винча. В Северо-Западной Болгарии есть и просто культуры винчанского круга типа Градешницы. В самой культуре Винча производились костяные предметы, которые очень напоминают амулеты, схематочно изображающие божества. Эти костяные предметы стандартизованы и многочисленны.

В поздний период развития Винчи – Винча – Плочник I-II многослойные винчанские поселения сменяются укрепленными поселками, расположенными на труднодоступных холмах и скалах; появляются также однослойные поселения с незначительным культурным слоем. Эти факты свидетельствуют о значительных переменах, как в исторической обстановке, так и появлении каких-то внутренних факторов, вызвавших необходимость защиты от внешней опасности. М. Гарашанин, например, связывает изменение формы поселения с развитием металлургии. Внешний вид поселков Винчи на поздней стадии развития подобен цитаделям, крепостям микенского времени. Так, поселение Валач в Югославии находилось на отвесной скале, было ограждено каменной стеной из необработанных или частично обработанных камней. На поселении Градац под Злокучаном (Югославия) зафиксирован кольцевой ров, сопровождаемый палисадом.

Укрепления появляются в балканском регионе в конце V тыс. до н.э. не только в культуре Винча, но и в ряде культурных групп и культур, связанных с продвижением культуры Винча на запад и север (культура Сопот, группа Бичке, группа Лужанки, культура Лендьел).
Укрепления появляются к западу от основной территории культуры Винча приблизительно в период перехода от Винчи – Тордош к Винче – Плочник и были связаны с необходимостью защиты от автохтонов поселений-колоний, выдвинутых культурой Винча. В то же время возникает и задача защиты поселений Винча на коренной территории, занимаемой культурой Винча.
Укрепления поздневинчанских поселений – достаточно сложные фортификационные сооружения, состоящие из рвов, валов,палисадов,каменных стен. Естественно укрепленные места усиливались искусственными сооружениями. Круговые обводные валы предполагали существование определенной планировки с центром и застройкой по радиусам. В качестве примера можно привести укрепления селища культуры Градешница, которое было обнаружено с рвом шириной 10 м. и земляным валом высотой 1 м с деревянным палисадом. На селище было 63 жилых постройки.

МЕГАРОН

На поздней фазе развития Винчи – Винча – Плочник – дома чаще многокомнатные и больших размеров. Так, дома в Винче и дома из Якова – Кормадина–трехмастные.
Появляются дома типа "мегарона".

Мегарон – это архитектурный комплекс, состоящий из прямоугольного зала с очагом в центре, вход в который идет через портик (пропилеи) и еще один портик (вестибюль). Мегарон как архитектурный ордер был изобретен в Европе носителями культуры Винча на поздней фазе ее развитии (3 900 – 3 600 гг. до н.э.).
Так, в поселении Баньица исследован дом прямоугольной в основании конструкции с сенями-портиком размером 16,5X8,5 м. Подобная конструкция в культуре Винча является основанием для отнесения ее к балкано-анатолийскому комплексу, так как, по общему мнению, дома типа "мегарона" появляются впервые на Древнем Востоке ( . 7.300 – 5.800 лет до н.э. средиземноморцы.).
Подобные дома в Винче ничего общего не имеют с большими домами в культуре линейно-ленточной керамики и культуре Кукутени-Триполье.
Наряду с большими домами (размером больше 200 кв. м) существовали небольшие дома (размером до 30 кв. м), трехчастные с очагом в средней части. Над очагом укреплялся священный символ – букраний. Можно отметить, что в домах пол был либо деревянный (продольно, поперечно и крестообразно настланный), либо из утрамбованной земли или щебенки.
Поздненеолитические поселения культуры Винча в Воеводине демонстрируют новые городские решения. В период поздней Винчи дома имеют исключительно двускатную крышу коньковой конструкции, и довольно часто над входом помещалось пластическое украшение с ясной апотрофической охранительной функцией.
На поздневинчанских поселениях зафиксированы три группы объектов, которые могут быть определены как "дворцы", "храмы", "святилища" и просто как "жилой дом".
Дворцы

К ним могут быть отнесены строения больших размеров, имеющие необычную, нестандартную планировку, которая отмечается, как правило, один раз на одном поселении для одного строительного горизонта.
На поселении Баньица фазы Винча – Плочник в двух строительных горизонтах зафиксировано два дома, размеры которых являются наибольшими для культуры Винча в целом. Дом № 4 в горизонте II имел размеры 20х11 м. Дом № 7 в горизонте III имел размеры 16,5х8,5 м. (там же), являлся мегароном. Следует допускать особое назначение зданий в культуре Винча, площадь которых 150 - 200 кв. м., учитывая, что площадь основной и наиболее распространенной постройки в культуре Винча - 15 - 30 кв. м.

В Анатолии мегарон находят в . Эта архитектурная традиция не прерывается и в Трое II, где обнаружены две царские резиденции в форме мегарона.

В Греции появились мегаран в IV тыс. до н.э. (культура Димини ) и несколько ранее (в позднем Сескло ), как основной элемент в планировке зданий общественного назначения или резиденций правителя непрерывно существует и доживает до середины I тыс. до н.э., уступая место новым античным ордерам, сложившимся на его основе.
В III тыс. до н.э. раскопками в Фессалии В.Милойчичем было показано, что в позднем неолите региона – в начале III тыс. до н.э. – в культуре Димини, находившейся, по мнению одних исследователей, под сильным культурным влиянием Винчи, а по мнению других, возникшей в связи с перемещением культуры Винча к югу, появляются постройки типа мегарона.
В более позднее время в Греции на раниеэлладских поселениях конца III тыс. до н.э., строения площадью 25X12 кв. м. с мегароном определяются как жилища правителя.
В среднеэлладское время (поселение Дорион IV в Мессении, XIX - XVIII вв. до н.э.) крупнейшее жилое здание "Большой дом" с мегароном на акрополе общей площадью не превышало 130 кв. м. и трактуется исследователями как центр административной власти и как дом правителя, а поселение называется "протогородом или поселением городского типа".
Если к раннеэлладским мегаронам еще не примыкают жилые постройки, то в ахейскую эпоху мегарон становится центром, вокруг которого размещаются жилые комнаты, склады и т.д. и всегда выполняет функции парадного помещения.
В микенскую эпоху в Микенском, Тиринфском и Пилосском дворцах площадь центрального помещения, которое также по планировке было мегароном, как и винчанский дом № 7 в Баньице, находилась в тех же пределах, 150 - 200 кв. м. (143 кв. м. - площадь пилосского мегарона). Мегарон составлял "неотъемлемую и наиболее важную часть любого микенского дворца" и был сердцем его. Здесь устраивались "пиршества, официальные приемы и аудиенции". Такой зал мог вместить около 300 человек, тогда как булевтерий в Афинах IV в. до н.э. вмещал в себя 600 человек, имея площадь 23X23 кв. м.
В более позднюю античную эпоху мегарон еще сохраняется в греческой архаике (VIII в. до н.э.) как центральная часть жилого дома и общественного строения, о чем можно судить по глиняным моделям домов из Аргоса и Перахоры.
В зданиях античной Греции мегарон явился основой для создания усложненных производных в виде различных архитектурных ордеров.

Обнаружены мегароны в позднеубейдских слоях Тепе Гавра (слой ХIа), датирующихся 3.500 - 3.300 гг. до н.э.

Абсидные дома

Так обозначаются исследователями дома с закругленной торцовой стенкой. В культуре Винча такой дом был найден на эпонимном поселении на глубине 4,1 м. (Винча, Винча С ). Размеры этого типа домов не уступают размерам мегаронов (дом в Винче имел размеры около 100 кв. м.). Закругление стены влечет за собой изменение в конструкции кровли, и, стало быть, подобное изменение в планировке дома вызвано важными обстоятельствами - композиционно выделить часть дома, имеющую какое-то постоянное предназначение.
Поиски аналогии уводят в Грецию , где они обнаружены в неолитической культуре Рахмани . Эта архитектурная традиция характерна для Греции, где встречается в конце IV и III тыс. до н.э. в домостроительной архитектуре вплоть до рубежа III/II тыс. до н.э., а для II тыс. до н.э. сохраняется только в погребальной архитектуре.
В раннеэлладской Греции в Лерне III (конец VI тыс. до н.э.) отмечены постройки с абсидным завершением, две из них небольшого размера. Только одна приближается к размерам мегарона. В Дорионе IV – среднеэлладском поселении – было раскопано "320 домов, большей частью состоящих из прямоугольных помещений, иногда подковообразных (заканчивающихся абсидой)" наряду с домами типа мегарона.
Новые пространственные решения в планировке дома, видимо, не стали популярными у ахейских зодчих; абсидпые дома не встречаются в архитектуре микенской эпохи, но получают распространение в XV - XIV вв. до н.э. такие формы погребальной архитектуры, как толосы – купольные гробницы, которые представляют собой соединение круга в плане и прямоугольника, т.е. тех же геометрических форм, которые сопрягаются и в абсидной конструкции. "Микенские династы увековечивали себя в монументальной архитектуре, имевшей в III тыс. до н.э. сакральное значение". Эта архитектура созвучна круглым домам, известным в моделях с Кикладских островов.
С определенной степенью достоверности можно заключить, что абсидная конструкция использовалась для постройки домов с особой функцией, возможно, сакральной. Такие дома представляют собой столь же единичное явление, как и мегароны, имея почти такие же размеры, что выделяет их из рядовых строений.

Жилые строения

К ним следует относить дома столбовой конструкции с двускатной крышей, с одной и более комнатами. Эволюция жилого дома Винчи идет в направлении увеличения площади до 50 кв. м. и увеличения числа комнат.
В поздневинчанских поселениях встречаются дома из 2-5 небольших комнат с очагами в центральной комнате. Дома были столбовой конструкции, наземные; стены сооружались из плетней, обмазанных глиной. Полы различались тем, что их делали или из деревянного настила, или из утрамбованной глины (толщиной 10 см), из щебенки и камня.
Над входом в дом укрепляли голову зверя – быка, оленя и др.
Типичным домом можно назвать строение 2 в Кормадине (размены 6,7X4,7 кв. м.). разделенное на 3 части (4,7х1,6 кв. м.; 4,7X2,4 кв. м.; 4,7X2,6 кв. м.). В среднем отделении дома была печь с ямой перед ней для золы. Над очагом на стене был укреплен букраний.
В многокомнатных домах устанавливалось по несколько печей. В Винче прослежено несколько типов печей, из которых часть использовалась в гончарном производстве, часть – для плавки руды, а часть – для выпечки хлеба, для приготовления пищи. Печь также декорировалась, как и очаги, и жертвенники, пластическим орнаментом.
Хотя плотность жилых построек возрастает на поздневинчанских поселениях, застройка достаточно свободна, хотя и компактна. Население культуры Винча сооружало дома, которые соответствовали размещению одной малой семьи 7-10 человек, в отличие от больших домов культуры линейно-ленточной керамики - жилища большой семьи.
Очаг занимал центральное место в интерьере дома и, вероятно, считался священным (букрании подвешивались над очагом). Культ домашнего очага в развитом виде мы встречаем у греков и римлян, в пантеоне которых есть богини - охранительницы очага, а позднее у всех индоевропейских народов. В рядовых жилых постройках обнаруживаются атрибуты домашнего культа – разнообразная зооморфная пластика, антропоморфные изображения, маленькие глиняные алтарики.
Наряду с наземной столбовой конструкцией жилой постройки в культуре Винча существовали землянки и шалаши столбовой конструкции.

Храмы. Предметы культа. Религия. Институт жречества.

В Древней Европе в круге индоевропейских культур как в догосударственный, так и в государственный период (древние германцы, древние ирландцы, славяне и др., а также ахейские греки и эллины, италики и римляне), совершение обрядов и ритуалов происходило либо за пределами города, поселения (святилища), либо в храме, который не являлся одновременно административным центром. Эта европейская традиция восходит к культуре Винча, в которой выделяются светские здания – общественные дома или резиденции правителя – и храмовые постройки, характер которых устанавливается на основании деталей интерьера (жертвенники, священная символика) и комплекса находок (пластика, кости жертвенных животных).
Культовые постройки имели определенную планировку, неоднократно перестраивались. Это были не монументальные сооружения и потому храмами могут быть названы условно. На поздневинчанских поселениях такие постройки с определимой функцией культового места исследованы, например, в Кормалине. Эти строения имели трехчастную конструкцию общей площадью около 30 кв. м., или двухчастную. В северной части устраивался монументальный жертвенник, над которым на столбах развешивались священные символы – букрании. Жертвенник украшался лепным декором, метопами. Орнаментальные мотивы – криволинейные, спиральные, угловые и прямоугольные. Общая орнаментальная схема такова, какая применялась и в орнаментике керамики. Кроме жертвенника, в подобных постройках находились и печи. В разных углах культовых строений находились кости жертвенных животных, зооморфная и антропоморфная пластика.
Исследователи винчаских поселений отмечают, что эти постройки имеют несомненное культовое предназначение.

Важным дополнением к характеристике винчанской религии служит сенсационная находка Н. Влассы в Тэртэрии культово-религиозного объекта в яме, впущенной с древнейшегослоя поселения эпохи Винча – Турдаш (Румыния). Он включалв себя 26 идолов из глины, 2 алебастровых идола; 1 гривну из раковин Spondylos, 3 таблички из глины с резными знаками. Рядом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека (что служит указанием либо на ритуальный каннибализм, либо на обычай расчленения погребения).
Существовали и ритуальные захоронения – над очагом в Парцах. Скелет лежал на правом боку, был покрыт ненарушенной лепниной.

ПИКТОГРАФИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Древняя цивилизация – это культура классового общества, овладевшего письменностью.
Винчанское письмо представлено знаками геометрического линейного типа и толкуются как древнейшие из известных нам надписей пока еще не разгаданной системы письма. Таких знаков Иванов приводит 210. Гимбутас иллюстрирует письменность древнебалканских культур только 39 знаками. Тодорович, Церманович – исследователи винчанского поселения Баньица – приводят таблицу знаков, повторяющихся в ряде винчанских памятников.
Знаки наносились на дно и придонную часть сосудов, на их плечевую часть. Ими украшались и культовая пластика, и бытовая керамика.
Винчанское письмо сложилось в жреческом кругу еще до того, как оформились все признаки культуры и экономики, которые позволяют нам утверждать существование цивилизации, археологически представленной культурой Винча. Письменность – это необходимое, но недостаточное условие для определения уровня развития общества как цивилизации.
Две таблички из Тэртерии имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали.
На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. Между ними помещен колос. Подобный сюжет встречается и на шумерских табличках.
Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения - тотемы.
Круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре, снова бросится в глаза поразительное совпадение. Первый знак на шумерской табличке - голова животного, скорее всего козленка, второй изображает скорпиона, третий, по-видимому, - голову человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак - какое-то строение, шестой - птицу. Таким образом, можно предположить, что на табличке изображены тотемы: "козлёнок", "скорпион", "демон", "рыба", "глубина-смерть", "птица".

Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности.
На круглой тэртерийской табличке прочерчены письменные знаки, разделённые линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртерийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических показателей еще не существовало.
На круглой табличке написано следующее:
4. NUN KA. SHA. UGULA. PI. IDIM KARA 1.
Эта табличка была переведена так: "В княжение сороковое для уст бога Шауэ старейшина по ритуалу сожжен. Это десятый". Имя местного бога Шауэ идентично шумерскому богу Усму.
В документе из Джемдет-Насра содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы-правительницы были в Тэртерии. В надписи из Тэртерии упомянут бог Шауэ, причем имя бога изображено точно так же, как и у шумеров. Судя по всему, тэртерийская табличка содержала краткие сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления.
Сравнили знаки на черепках Турдаш-Винчи с тэртерийскими: сходство было очевидным. Письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в середине VI - нач. V тыс. до н.э. пиктографической письменности балканской культуры Винчи.
Особый интерес представляет большой ритуальный кувшин, относящийся к раннему периоду винчанской культуры. На нем мы видим рисунок, вероятно, внешнего вида святилища, причем изображение это опять-таки очень напоминает святилище древних шумеров.
Жрецы как хранители традиции, бесспорно, существовали в обществе Винча. Это следует из того факта, что культура Винча очень устойчива в своих проявлениях и оказывала воздействие на окружающие народы и культуры, но обратного воздействия не испытывала. Такое состояние возможно только при бесспорном более высоком уровне всех сторон культуры Винчи сравнительно с уровнем культуры аборигенного населения. Как было показано выше, много фактов говорит в пользу высоко развитых религиозных воззрений, распространенных в кругу винчанского населения. Винчанские колонисты несли вместе с формами экономики, хозяйствования, продуктами ремесел свои взгляды на мир, человеческое бытие, т.е. были проводниками своей идеологии. Многие черты материальной и духовной культуры были восприняты от Винчи в связи с образованием ряда культур в Средней Европе и удерживались там по меньшей мере еще 1000 лет, точно так же, как и на коренной территории культуры Винча специфические черты культуры практически не видоизменились вплоть до образования баденской культуры, т.е. сер. III тыс. до н.э. Вероятно, все достижения культуры Винча, ее производственные и экономические, ремесленные, инженерные "секреты" были закреплены в культово-религиозной форме, в определенной обрядности и ритуале. Однако это косвенное доказательство осуществления руководящей роли той части населения культуры Винча, в функцию которого входило сохранение культурной традиции народа.
Только существованием института жречества можно объяснить сложение системы письма. Распространение этой системы письма в разных по происхождению культурах неолита и энеолита Средней и Юго-Восточной Европы (культура Желиз – Железовце Венгрии, Словакии; культура Боян в Румынии; культура Кукутени – Триполье в Румынии и Молдавии; культура Коджадермен – Калояновец – Караново VI в Болгарии) и в культуре винчанского круга в Северо-Западной Болгарии и Олтении – Градешница С говорит и о внедрении культуры Винча, ее традиций в окружающую среду в форме прямого идеологического воздействие, осуществляемого через институт жречества. Массовые находки со знаками письменности происходят - из памятников культуры Винча и генетически связанных с ней культур Курило и Градешница С. К этому же кругу можно отнести и памятники культуры Лендьел, на керамике которой встречаются резные линейные знаки при том, что резной орнамент, вообще не характерен для этой культуры. Учитывая характер и массовость находок письменности, эту систему письма правильнее называть винчанской по месту ее изобретения.
Таблички Винча, найденные на Балканах, связаны не только с Шумером, но и с письменностью "Книги Велеса". Слово «СлаВяне» (более старый вариант «СлоВени») неправильно выведено из этрусской графемы (VI в. до н.э.): "КолуВены" (Солнцу Лоза, то есть Солнца Род).
Знаки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое (нач.III тыс. до н.э.).
Вторым признаком для констатации цивилизации является классовое общество. Укрепления, дворцы, храмы, равно как и соответствующая этим косвенным атрибутам дифференциация общества – выделение сословий воинов и жрецов, а следовательно, и военных руководителей – вождей – появляются только на поздней фазе существования культуры Винча.

Антропоморфная, пластика

В ряду синхронных и соседних культур неолита Европы культура Винча выделяется самой развитой системой религиозных воззрений, если даже основываться только на большой группе антропоморфной и зооморфной пластики (глиняные мужские и женские фигурки, а также глиняные фигурки животных). Глиняная пластика культуры Винча поражает своей высокой стандартизацией и наряду с монолитностью материальной культуры может свидетельствовать в пользу существования в среде винчанского населения общих культов, наряду с местными и домашними культами.
Большое число идолов, находимых как в одном месте (Тэртэрия), так и в разных местах, разнообразных по форме и деталям изображения и в то же время отличающихся высоким стандартом, может указывать на сложившийся пантеон в винчанской религии с обособлением функции каждого бога. М.Васич дал первую классификацию винчанской пластики, выделив в ней 11 групп: 1 – стоящие фигуры; 2 – сидящие фигуры; 3 – куротрофные женские фигуры; 4 - стоящие мужские фигуры; 5 – фигуры разного облика и значения; 6 – фигурки животных (коров, овец, коз, свинец и птиц); 7 – вотивные фигурки.
Изображения антропоморфной фигуры на стенках сосудов с разведенными ногами и воздетыми руками с растопыренными пальцами встречаются на керамике ряда культур, начиная от Винчи, моравском варианте культуры Лендьел, в росписи и гравировке на стенах гробниц КШК Тюрингии.
Черты лица на антропоморфной пластике передаются как выступом носа, так и врезными линиями. Линия глаз в виде сегментов, которые могут огрубляться до треугольников, непрерывно переходят в две параллельные линии – продолжение линии носа. Пластика отличается стандартностью приемов изображения. Этот высокий стандарт служит культурно-дифференцирующим признаком винчанской культуры в море пластики культур расписной керамики, культуры Лендьел, культур эпохи неолита Балкан, Андриатики, Восточного Средиземноморья.
Антропоморфная пластика дополняется крышками с антропоморфных сосудов: глаза изображались также сегментами, ресницы – заштрихованными треугольниками; волосы- лентой с точечными наколами; юбка–шашками с точечными наколами. Линия эволюции этих сосудов доходит до античной эпохи (Греция) и даже до первых веков н.э. (в круге культур железного века Северной Европы). Столь долгое существование их во времени может объясняться их сакральным предназначением.

В материальном комплексе культуры Винча встречены костяные предметы неопределенного назначения ("костяные шпатулы"). Форма этих предметов разнообразна и аналогична некоторым глиняным и алебастровым идолам с той лишь разницей, что идолы – объемные фигуры, а "костяные шпатулы" – плоскостные. Серии костяных предметов близкой формы встречены в культуре Варна, культуре шнуровых керамик, а также в ямной и раннекатакомбной культуре Восточной Европы и кубано-терской культуре Северного Кавказа.
В антропоморфной пластике выделяются сдвоенные фигуры, как бы предвосхищая общеиндоевропейский культ Близнецов, известный из мифологии индоевропейских народов (человеческая первопара Яма и Ями в "Ригведе"; первовождь среди иранских скотоводов Йиме, имя которого этимологически восходит к значению "пара, близнецы" в "Авесте"; Юпитер – Юнона – в римской мифологии; Гера – Зевс, Апполон – Артемида, Кастор – Полидевк – в греческой мифологии и т.д.).
Скотоводческий культ культуры Винча выражается в помещении головы животного над входом в дом; над очагом, жертвенником; в зооморфной пластике, сосудах в виде животных – по всей вероятности, это культ бога – покровителя стад и охранителя животных. Параллель этому культу можно видеть в изображении бога света, покровителя искусств Аполлона в виде барана.

Погребения

Погребальный обряд культуры Винча также свидетельствует о развитых религиозных представлениях ее населения. Культура Винча принесла в Европу экстрамуральные могильники. Тип могильников – грунтовый. Захоронения были одиночные и парные. Обряд погребения – левый и правый бок. Погребенного сопровождали керамические сосуды, кости жертвенных животных, ожерелья из раковин, каменный и костяной инвентарь, в их числе – секиры.
Кроме обряда трупоположения, практиковался и обряд трупосожжения . Правда, исследователи (Гарашанин, Брукнер) предупреждают осторожнее относиться к фактам кремации в культуре Винча. Сообщается, что в основании винчанских слоев в Винче найдены кальцинированные кости, однако сосуд с барботинной орнаментацией мог относиться и к предыдущей культуре – Старчево. В Вырщице найден сосуд с кальцинированными костями и каменной секирой. В Фессалии могилы с трупосожжением встречены в группе Лариса, у которой фиксируются связи с винчанской группой.
Культура Винча принесла в Европу развитый погребальный обряд, в котором отразилось зрелое состояние религии винчанского населения, которая объясняла строгой регламентацией культа мертвых загробное существование человека. Если учесть, что в культурах раннего неолита Средней и Южной Европы – культуре линейно-ленточной керамики, Старчево – Кёреш – обряд погребения почти неизвестен (интрамуральные погребения на площади поселения, без погребального инвентаря), черты винчанского ритуала–положение погребенных на боку, скорченно; существование погребального инвентаря – керамика, бусы из раковин и топоры из камня – в культуре позднего неолита Средней Европы, Лендьел, не случайны и возникли в ходе прямой преемственности идеологии Винчи.

Земледелие

Особенностью земледелия культуры Винча было выращивание пшеницы при почти полном отсутствии ячменя. Сеяли просо, видимо привлекавшее быстрым вызреванием, овес. Бобовые растения не играли существенной роли. Крупный рогатый скот или свиньи преобладали в составестад, которые еще не были большими, и воздействие человека на окружающие леса не могло быть серьезным. Охота велась на благородного оленя и кабана.

Культура Винча существует с сер. V тыс. до н.э. до сер. IV тыс. до н.э., параллельно с ее существованием возникает новая послевинчанская Европа как результат ее воздействия на культуры субстрата. Причем, почти за полуторатысячелетнюю историю своего существования Винча не прекращала своего воздействия, испытывая слабые влияния со стороны вновь образующихся культур и культур субстрата. В этом проявляется уникальное свойство ее культуры устойчивость. Окончательно исчезает Винча,определив консолидацию центрально-европейских культур под баденской вуалью.
Формы влияния Винчи на Центральную Европу многообразны; в археологической терминологии они выглядят в качестве вариантов самой Винчи, как культуры, в основе которых доминирует винчанский комплекс (дочерние культуры), и как культуры, в которые Винча вошла компонентом (типа Лендьел) и т.д.

3.760 г. до н.э. ЭТРУССКИЙ сдвиг магнитного полюса.
3.760 лет до н.э. произошёл ДАРДАНОВ ПОТОП .

В слое, датированном серединой IV тыс. до н.э. в Уре археологи обнаружили трёхметровый слой чистого песка без каких-либо следов человеческой деятельности. Катастрофа (потоп), охватившая обширную территорию внезапно прервала культурные слои Убейдиского Ура.
Вся плодородная долина между горами Элама и плато Сирийской пустыни была затоплена, все деревни разрушены, и, очевидно, лишь немногие города, расположенные на искусственных холмах, уцелели после такого бедствия. Другие, и в том числе Эль-Убейд, были покинуты жителями и заброшены надолго или навсегда. Потоп уничтожил культуру Эль-Убейда.

Глобальная аридность вызвала смещение в горные районы носителей культуры Винча.

Культура Гумельница (Втор. пол. 4 - нач. 3 тыс. до н.э.) является культурой, производной от Винчи.

В то время на месте современной Болгарии, Румынии, Грузии и Украины существовало большое и сильное государство атлантов - Аратта (Ванское царство).

Из глиняных табличек подунайской Аратты известно, что бог земных недр Кулла и богиня степей Гатумдуг (имя которой открывает мифологическую летопись Каменной Могилы или Шунуна, "Руки-закона владычицы") прекратили ссоры и объединились против нашествия "воинов богини Ишхары" (очевидно, предтечи хурритской Ужхары и арийской Ушас). Аратта выиграла битву за Причерноморье и остановила волну ариев, которая катилась в направлении Междуречья. Гиперборейцы были вынуждены остановить своё наступление на юг.

4.500 - 3.500 - 3.200 гг. до н.э. Располагалась в степях Приазовья между Днепром и Доном. Умерших хоронили в подземных могилах (без курганных насыпей), в скорченном положении на боку, посыпали охрой; около умерших клали посуду с едой, орудия труда, статуэтки людей и животных. В антропологическом отношении носители среднестоговской культуры представляли собой смешение двух расовых типов: неолитического населения Юга Украины со значительной долей южных европеоидов средиземноморского расового типа и поздних кроманьонцев «нордического» расового типа.

|| ||

Предки русских жили в Европе 7 тыс. лет назад
Почему хетты, пеласги, фракийцы, и венеты - это наши предки?

Какой сюрприз преподнесла учёным открытая в Болгарии археологическая "культура Винча"? Кто первым создал в Европе городскую цивилизацию - ещё 7000 лет назад? Когда впервые отмечена отчётливая буквенная письменность на территории Европы? Где возникла первая цивилизация - в долине Нила, в долине Инда, в Месопотамии или в бассейне реки Дунай? На что похожа письменность цивилизации "Винча"? Куда двинулось расселение жителей "культуры Винча"? Кто создал Венецию? Какой народ основал "Трою"? Кто был предком этрусков? Почему римляне стёрли память об этрусках? Как появились славены и расены? Как венеты расселиись по всей Европе - от Франции до Прибалтики? Когда появилось первое независимое государство славян (в их современном виде)? Почему возникло несколько Русей в Европе? Почему "венеты" - это арийцы? Как возник русский народ? ©

~~~~~~~~~~~



Керамика культуры Винча


Писатель-историк Вячеслав Манягин излагает свою точку зрения на историю славян и других народов западной части Евразии.
Вячеслав Манягин: — Почему мы заговорили о фракийцах? Дело в том, что фракийцы занимали ту территорию, которую до них занимала некая культура, которая, кстати, тоже была совершенно недавно, в 20 веке открыта археологами, это были болгарские, сербские археологи, потому что культура эта занимала огромную территорию от устья Дуная до Адриатического моря, называется она по первому месту раскопок, культура Винча. Такое местечко Винча где-то в Болгарии есть, вот по этому месту она и называется культурой Винча. И, оказалось, что эта культура была абсолютно уникальной для Европы того времени, а относится она примерно к 5 тысячелетия до нашей эры, то есть ей сейчас 7 тысяч лет исполнилось, этой культуре.

Чем она была уникальна? Это была первая в Европе культура, для которой характерна городская цивилизация, то есть они строили действительно настоящие города, очень большие по площади, и это первая в Европе культура, в которой была письменность, причем, это была именно письменность буквами и письменность, не иероглифы, ни руны, это были именно буквенные знаки. И вот я просто хочу процитировать еще одного, скажем так, авторитетного ученого, доктора исторических наук, академика Владимира Александровича Сафронова, который занимался этим вопросом. Он пишет в своей книге, посвященной культуре Винча, так: «Культура Винча может быть названа одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, долины Нила и Инда». То есть, собственно, цивилизация пошла вот с этого места. А кто там жили?

Там жили предки славян, русских. И вот эта вот затем письменность, которая характерна для этой культуры, она тоже удивительно похожа и на письменность пеласгийской, и на письменность этрусков, то есть там совпадения, исключающие случайность, да? Вот, я в своей книге привожу таблицы, где показаны параллельно, и та, и другая письменность. И вот эта письменность культуры Винча, она затем стала распространяться и на Эгейское море, и на Балканский полуостров, к северу. И носители этой письменности, они затем уже продвигались двумя потоками, одни в обход Адриатического моря, по Балканскому полуострову, по северо-западному побережью Адриатики, пришли туда, где нынче находятся славный город Венеция, происходящий от племени венетов, которые создали область культурную в северо-западной Италии, да, Венета такая.

А другая часть носителей этой письменности, она жила, как я уже сказал, на побережье Эгейского моря, и в результате того, что Троянская война была проиграна, бежавшие оттуда уцелевшие представители этой культуры, они уже морем через Сицилию, через острова попали то же в северо-западную Италию и стали основателями культуры этрусков. То есть у нас в северной Италии появилось 2 культуры. Севернее это венеты, создавшие затем Венецию, да? И южнее северной Италии это были этруски. Два близкородственных народа, которые пришли в Италию немножко разными путями, но у них была близкородственная письменность, и вот эту письменность они пронесли сквозь века.

Что происходит дальше в истории? Дальше происходит следующее, возникает Рим, Рим начинает жесткую агрессию по отношению к окружающему народу. Первоначально они с этрусками и венетами выступают как союзники против напавших на них, допустим, там, кельтов. Но затем уже в самое ближайшее после этого время Рим просто поглощает и этрусков, и венетов. А после этого, да, вот, начинается самое ужасное, начинается культурный геноцид. Римляне уничтожают все памятники письменности этрусков. Все, до чего они могли дотянуться, вплоть до того, что существовало написанная одним из первых римских царей история этрусков, тоже была уничтожена, не говоря уже о памятниках самих этрусков. То есть нам осталось, что? Нам остались надписи на каких-то предметах быта, на гробницах, на погребальных урнах, на стелах.

К счастью, от венетов осталось памятников больше, потому что они были завоеваны позднее, и, более того, их культура, она расширяла и расширяла, венеты имели такую интересную привычку, они, например, могли писать на скалах в горах. Сохранились, допустим, найдены свинцовые ядра, которые использовали катапульты, на которых есть надписи венетские. Сохранились надписи на горшках. И что самое интересное, сохранились учебные таблицы для школ, которые полностью содержат вентский алфавит, с обучением склонений, таблица склонений и так далее. Вот она тоже была расшифрована словенскими и сербскими учеными, благодаря чему мы можем увидеть, что венетский язык и русский язык – это языки-братья, это просто диалекты одного языка. И вот венетской письменности сохранилось, уже на настоящий момент найдено более трехсот образцов венетской письменности, именно от этих венетов, да, которые прекрасно переводятся на словенский язык.

Понятно, что раз они переводятся на словенский прекрасно, они понятны прекрасно вообще славянам. Ведь русский – это русский, их само название «словены» и «россияне», да, это связано очень просто. Когда Римская империя развалилась, первым независимым славянским государством стало государство, возникшее на территории бывшей римской провинции Норик, которая являлась частью ареала вот этих венетов, живших на берегу Адриатики, создавших Венецию. В этой провинции Норик сохранилось огромное число, опять же, надписей, да, вот в этом алфавите, который идет с Балкан. А Балканы, как мы знаем, даже из летописей написаны Нестором, да, Дунайская Болгария, да, Дунай, Русь Дунайская, это место, откуда, собственно, все славяне произошли, если верить летописи.

Как вообще вот венеты расселились из Норика, да? Когда я говорю «венеты», надо понимать, что я говорю «славяне». Сейчас я объясню почему, вообще, как можно связать славян с венетами. Вот, как венеты расселились по всей Европе, да, там чуть ли не во Францию, в Британии, Южная Прибалтика? Та же Аркона, о которой мы говорили. И вот все те Руси, которые перечислялись у доктора исторических наук Кузьмина, да, все вот эти вот бесчисленные Руси по всей Европе, откуда они взялись? Под нажимом врагов различных, которые шли на Норик, и с Запада, и с Востока, славянам пришлось отступать в разные стороны. Они постепенно таким образом и расселились по всей территории Восточной Европы и Центральной Европы.

Они стали называться венеты, в одном месте венеты, в другом месте венеды. Был такой исследователь известный Гильфердинг, который написал историю балтийских славян. Он писал, что венеты – это те же арийцы, потому что «венеты» и «арийцы» - это слово одного и того же значения, означает достохвальный или славный. И до сих пор, пишет Гильфердинг, у индусов есть слово «венд», обозначающее хвалить или прославлять. То есть венды по-русски будет славяне, да? То есть прославляем, хвалимые люди. Поэтому, когда мы говорим «венды», да, «венеты», мы должны понимать, что это мы говорим «славяне». Также, когда мы, допустим, говорим, я упоминал о хеттах, Хеттское государство возникло на территории реки Алосон в Малой Азии, которая впадает в Черное море, и они сами назывались алосоны, да, то есть это на русский язык тоже переводится как «прославляемый», «славный». Поэтому все взаимосвязано на самом деле, русский народ, он не возник на пустом месте, как нас пытаются в школе убедить, что, там, до, наверное, до 7-8 века вообще русских, ни славян не было, были какие-то протославяне, да, которые тут где-то жили под гнетом гуннов, там, аваров и прочих завоевателей, а потом вдруг неожиданно возникло русское государство.

Нет, любой народ имеет своих предков, имеет свою культуру, которая очень долгие века и тысячелетия остается неизменной, поэтому у нас, у русских, живущих сейчас на территории Восточной Европы, тоже были свои предки, и вот эти предки являются как раз хетты, пеласги, фракийцы, этруски, венеты и венеды, да, то есть это один и тот же народ, который в разные эпохи назывался немного по-разному, с некоторыми изменениями, но всегда это название имело одно и то же значение славный, славяне, хвалимый, прославляемый. Неважно, где мы жили, в Малой Азии мы жили, на Кавказе, на Балканах, в Южной Прибалтике, да, или сейчас на территории Восточной Европы, на Среднерусской равнине, это абсолютно неважно. Важно, что мы один и тот же народы. И вот эту письменность, да, мы пронесли на протяжении всех этих даже не веков, а тысячелетий.

И вот ту, что сохранилось на протяжении, ну, как минимум, двух с половиной тысяч лет, огромное число образцов письменности славянской, венетской, да, такой, как лемносской пластины, киргизские пластины, да, ацтекские таблицы, это вот как раз таблицы, по которым венеты учились, когда учили своих детей в школе в своей, причем, этим таблицам две с половиной тысячи лет. Это все, как бы, письменность, которая, может быть, немножко отличается, но является, как пишет известный историк, профессор Пешич, диалектами одного и того же славянского языка, то есть все языки.

То есть все языки, начиная с тысячелетней давности, двух тысячелетней, трех тысячелетней, и на наше время просто диалекты одного и того славянского и русского языка, который был распространен, опять же, как профессор Пешич говорит, от Черного моря до Средиземного, и от Прибалтики до Карпат и до острова Крита. Опять же он, профессор пишет, это сербский историк, не заслуженно, кстати, замалчиваемый, как много из того, что мы сегодня говорим, он говорил, что однозначно можно ставить знак равенства между этрусками, венетами и славянами.

Среди многочисленных интересных находок обнаруженных в ареале распространения культуры Винча, встречается группа артефактов - просоморфные крышки от сосудов, которые своими очертаниями напоминают совиное лицо (кстати, я не знаю, у совы - морда или лицо?).

Культура Винча - древнейшая неолитическая земледельческая культура Европы, датированная 6-5 тыс. до н.э. Интересна своими символами на керамике, которые трактуют, как протописьменность. По мнению археолога Сафронова В.А. культура Винча имела генетические связи с анатолийской культурой Чатал Хююка.


У крышек заметны "ушки", большие глаза, сформирован птичий клюв. И все они имеют обильную орнаментацию.


Такие штуки использовались для закрытия амфор, как показано на заглавном фото. Очевидно, основная функция такой крышки - магическая, они должны были защищать содержимое сосуда от злых сил.


Узнаваемые совиные очи - глаза крышек - можно связать с "защитными оками", которые известны у разных народов, разных времен.


Магические силы именно совиных очей были связаны с её способностью поворачивать голову на 180 градусов. Рисунок совы с повернутой назад головой принадлежит еще ориньякской эпохе (палеолит). То есть еще палеолитические люди понимали, что такая особенность сов дает защиту от зла, идущего со всех сторон свет. Совиные очи поистине всевидящи и всебодрствующие. Сама сова олицетворяет, как мудрость, так и зловещие силы ночи.


Так же эти крышки можно рассматривать, как ритуальные маски, коих тоже не мало среди артефактов культуры Винча. Такие маски имели магическую силу защитить человека или даже жреца, от мощной энергии божества, с которым он контактирует.

Одна из древнейших археологических культур, которая по настоящему интересуют широкую ненаучную общественность, это культура Винча. Произошло данное явление потому, что с одной стороны, Винча была активно пропагандируема как древнейшая письменная культура в истории, а с другой, благодаря вниманию которое уделил этой культуре в истории индо-европейцев В.А. Сафронов и его последователи, она была представлена широким массам как праиндоевропейская культура.

Автор книги "Индоевропейские прародины" профессор В.А. Сафронов (М., 1989) считает, что индоевропейская цивилизация, развивалась одновременно, как минимум, в трех регионах: в Малой Азии, на Балканах и в Центральной Европе. Важное место в его книге занимает исследование культуры Винча (середина V - конец IV тыс. до н.э.), которую он считает "древнейшей цивилизацией Старого Света, более древней, чем культуры Месопотамии, Нила и Инда". Винча достигла высокого уровня развития, имела сложную архитектуру, прикладное и сакральное искусство, до сих пор не расшифрованную письменность, развитую религию, классовую иерархию и обширную систему внешних связей. "В истории Европы культура Винча имела значение, сравнимое лишь с ролью Греции и ее воздействием на "варварский мир". Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения пространства (колонизация, торговля, путешествия, но не завоевания), а также в длительности и глубине воздействия". От цивилизации Винча, истоки которой еще недостаточно изучены, произошли, по мнению Сафронова, культурные общности Сопот-Лендьел в Хорватии и Словении, Бичке - в Задунайской Венгрии, Биня - в Западной Словакии и Лужанки в V - IV тысячелетии до нашей эры.


Вот что пишет о Винча Сафронов. В истории Европы культура Винча имела значение, сравнимое только с ролью Греции и ее воздействием на "варварский" мир. Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения пространства (колонизация, торговля, путешествия, но не завоевание), а также в длительности и глубине воздействия.

Миграции протоиндоевропейцев и появление ИЕ народов.

Винча существует с середины V тыс. до н. э. до середины IV тыс. до н. э. (по одним данным) или до первой четверти III тыс. до н. э. (по другим данным, см. ниже), параллельно с ее существованием возникает новая послевинчаиская Европа как результат ее воздействия на культуры субстрата. Формы влияния Винчи на Центральную Европу многообразны; в археологической терминологии они выглядят в качестве вариантов самой Винчи, как культуры, в основе которых доминирует винчанский комплекс (дочерние культуры), и как культуры, в которые Винча вошла компонентом (Лендьел) и т. д.

Сенсационные археологические открытия последних 20 лет на памятниках Подунавья и центральнобалканского неолита – в Румынии, Югославии и Болгарии, а также уточнение дат этих памятников в пределах V -IV тыс. до н. э. на основании созданной колонки радиокарбонных дат для европейского неолита заставляют изменить устоявшиеся представления о рассматриваемом регионе как периферии древневосточных цивилизаций. В свете этих открытий Юго-Восточная Европа в ареале распространения культуры Винча может быть названа одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, долины Нила и Инда.

Диагностическим признаком цивилизации является такой уровень развития производящей экономики, когда появляется прибавочный продукт, высвобождающий часть общества для осуществления технического и культурного прогресса. Этому сопутствуют значительные перемены в социальной структуре: оформляется иерархия сословий; регулирующей жизнь общества становится власть вождя (царя) и института жрецов. Все эти явления оставляют след в материальной культуре, а следовательно, могут быть зафиксированы в археологических памятниках. Так, характерным внешним выражением перехода к цивилизации является появление города (на базе даже одной территориальной общины – Дьяконов, 1982, с. 34-36), а в нем – дворцов или храмов; разнообразных строений, связанных с разными их функциями, специализированных мастерских, свидетельствующих о выделении некоторых ремесел, и, наконец, письменности, без которой нет цивилизации.

Древняя цивилизация – это культура классового общества, овладевшего письменностью. Рассмотрим, как эти признаки цивилизации преломляются в археологических памятниках культуры Винчи и насколько специфическими (т. е. культурно-дифференцирующими) для этой культуры они являются.

Храмы. Институт жречества. Если на Древнем Востоке (в догосударственный и раннегосударственный периоды) храмы были бифункциональны: являлись средоточием административной и религиозной власти, то в Древней Европе в круге индоевропейских культур как в догосударственный, так и в государственный период (древние германцы, древние ирландцы, славяне и др., а также ахейские греки и эллины, италики и римляне), совершение обрядов и ритуалов происходило либо за пределами города, поселения (святилища), либо в храме, который не являлся одновременно административным центром. Эта европейская традиция восходит к культуре Винча, в которой выделяются светские здания – общественные дома или резиденции правителя – и храмовые постройки, характер которых устанавливается на основании деталей интерьера (жертвенники, священная символика) и комплекса находок (пластика, кости жертвенных животных).

Культовые постройки имели определенную планировку, неоднократно перестраивались. Это были не монументальные сооружения и потому храмами могут быть названы условно. На поздневинчанских поселениях такие постройки с определимой функцией культового места исследованы, например, в Кормалине. Эти строения имели трехчастную конструкцию общей площадью около 30 кв. м, или двухчастную. В северной части устраивался монументальный жертвенник, над которым на столбах развешивались священные символы – букрании. Жертвенник украшался лепным декором, метопами. Орнаментальные мотивы – криволинейные, спиральные, угловые и прямоугольные. Общая орнаментальная схема такова, какая применялась и в орнаментике керамики. Кроме жертвенника, в подобных постройках находились и печи. В разных углах культовых строений находились кости жертвенных животных, зооморфная и антропоморфная пластика.

Жрецы как хранители традиции , бесспорно, существовали в обществе Винча. Это следует из того факта, что культура Винча очень устойчива в своих проявлениях и оказывала воздействие на окружающие народы и культуры, по обратного воздействия не испытывала. Такое состояние возможно только при бесспорном более высоком уровне всех сторон культуры Винчи сравнительно с уровнем культуры аборигенного населения. Как было показано выше, много фактов говорит в пользу высоко развитых религиозных воззрений, распространенных в кругу винчанского населения. Винчанские колонисты несли вместе с формами экономики, хозяйствования, продуктами ремесел свои взгляды на мир, человеческое бытие, т. е. были проводниками своей идеологии. Вероятно, все достижения культуры Винча, ее производственные и экономические, ремесленные, инженерные "секреты" были закреплены в культово-религиозной форме, в определенной обрядности и ритуале.

Винчанское письмо представлено знаками геометрического линейного типа и толкуются как древнейшие из известных нам надписей пока еще не разгаданной системы письма. Таких знаков Иванов приводит 210. Гимбутас иллюстрирует письменность древнебалканских культур только 39 знаками. Тодорович, Церманович – исследователи винчанского поселения Баньица – приводят таблицу знаков, повторяющихся в ряде винчанских памятников. Знаки наносились на дно и придонную часть сосудов, на их плечевую часть. Ими украшались и культовая пластика, и бытовая керамика. Известны и глиняные таблички.

В существовании в Винче письменности исследователи, начиная с первооткрывателя этой культуры М. Васича, не сомневались и до находки глиняных табличек в Тэртэрии. Датировка поселения в Тэртэрии ранним этапом культуры Винча – Винча-Тордош – и обнаружение в этом слое табличек с письменностью свидетельствует о том, что винчанское письмо сложилось в жреческом кругу еще до того, как оформились все признаки культуры и экономики, которые позволяют нам утверждать существование цивилизации, археологически представленной культурой Винча. Письменность – это необходимое, но недостаточное условие для определения уровня развития общества как цивилизации. Вторым признаком для констатации цивилизации является классовое общество.

Хронология культуры Винча до сих пор является предметом острых дискуссий среди археологов. Власса, например, строит свои хронологические выводы на сходстве знаков табличек Тэртэрии со знаками древнейших пиктограмм Урука III-IV, датируемого последним столетием IV тыс. до н. э. или началом III тыс. до н. э. (по средней хронологической шкале – Биккерман, 1975) и делает вывод, что Винча-Тордош или Винча А, к которой относится Тэртэрия, датируется 2900 г. до н. э. не подкрепляя свои ассоциации какими-либо типологическими доказательствами. Этот метод датировки Винчи и Тэртэрии порочен, исходит из заведомого приоритета письменности Шумера и основан на традиционном представлении о большей древности древневосточных цивилизаций. В. Георгиев датирует табличку из Градешницы серединой IV – второй половиной IV тыс. до н. э. и считает ее винчанской письменностью, вероятно, принимая во внимание синхронность Градешницы с поздней Винчей и происхождение Градешницы из Винчи. Примерно такие же даты дает априорная и схематичная, но базирующаяся на современных хронологических исследованиях синхронизация X. Тодоровой, в которой исследовательница выделяет три хронологических пласта в культуре Винча.

Датировка раннего хронологического этапа культуры Винчи находится, судя по радиоуглеродным датам самих винчанских памятников, в пределах всей второй половины V тыс. до н. э.: Осентиван (Венгрия) -4510±100 гг. до н. э.; Винча В (Югославия) – 4220±60 гг. до н. э.; Предиониха (Югославия) – 4320 гг. до н. э. Датировка позднего хронологического периода Винчи более проблематична, чем датировка раннего периода. Большинство радиоуглеродных дат винчанских памятников этого хронологического периода укладываются в первую половину IV тыс. до н. э; Винча Д – 3885±160; ок. 3930±80; Бапска – 3860±80; Баньица – 3931±160, 3750±80; Баньица В – 3640±160; 3470±120 гг. до н. э.; 3750±100; 3620±160; 2797±60 гг. до н. э.

Происхождение культуры Винча нельзя считать выясненным. Югославские исследователи полагают решенным вопрос генезиса включением Винчи в систему балкано-анатолийского комплекса младшего неолита. Однако памятника, адекватного Винче на территории Малой Азии, до сих пор не называют. Возможно, это связано с неисследованностью западной оконечности Малой Азии.

Этническая атрибуция культуры Винча определяется, исходя из ее генетической связи с культурой праиндоевропейского состояния Лендьел, с одной стороны, а также связью с раннеиндоевропейской пракультурой Чатал Хююка, с другой стороны. Промежуточное положение позволяет говорить о ней как о пракультуре среднеиндоевропейского состояния, ввиду хронологической близости к началу позднеиндоевропейской эпохи – рубеж IV/V тыс. до н. э.

А вот что сообщает о Винче крупнейший археолог А.Л. Монгайт. Наряду с земледелием и скотоводством важными занятиями населения Винчи были охота и рыболовство. Рыбу на Дунае ловили сетями, на крючок и с помощью гарпунов из оленьего рога. В качестве плотничьего инструмента служило каменное тесло с одной выпуклой стороной, встречаются мотыги и тесла из оленьего рога, орудия из обсидиана и мелкие предметы из меди. Оружие - наконечники стрел и булавы - редко. Жилищем служили землянки, а позже длинные столбовые дома с плетеными и обмазанными глиной стенами. Дома обогревались сводчатыми печами

Керамика удивительно разнообразна. В нижних слоях находят посуду с искусственно неровной поверхностью. Черная и красная лощеная керамика (кубки на высоких поддонах и острореберные чаши, украшенные ребристым и углубленным орнаментом, ручки в виде голов животных) встречается почти во всех слоях. Широко распространена посуда, покрытая красным ангобом, расписанная по красному фону. Украшение керамики с течением времени усложняется Наиболее характерный элемент орнамента - лента, заполненная точками и образующая обычно спиральные и меандровые узоры Культура винча в целом неолитическая, но верхние слои телля Винча доходят до бронзового и раннего железного веков.

Однако, отметим, что Сафронов всегда выбирает те датировки Винча, которые максимально удревняют эту культуру. Учитывая тот факт, что он сам признает проблемность датировки, необходимо отметить, что скорее всего объективное рассмотрение культуры Винча скажется не в пользу ее искусственного удревнения. Даже главный исследователь Винча - Васич замечает (M. Vasič. "Преисториска Винча", т. I-IV. Beograd. 1932-1936.) что стратиграфия винчанских памятников прослеживается весьма нечетко. В удревлении Винча сейчас больше пиара, чем науки.

Учитывая тот факт, что винчанская культура знала производство меди, можно с уверенностью говорить о том, что необходимо сдвигать датировки с сторону более пессимистических цифр, таким образом, что Винча занимает переходный период между энеолитом и ранним бронзовым веком. А если вспомнить, что археологическими памятниками Винча схожа с крито-микенской культурой (Монгайт А.Л. Археология Западной Европы) то концепция Сафронова оказывается выстроенной на довольно зыбком фундаменте. Также археолог М. Гимбутас, изучая и пытаясь расшифровать письменность Винча отмечала "несомненное сходство древнеевропейских "букв" со знаками линейного письма А, минойского письма.

Доказать языковую связь Винча с индоевропейцами объективными средствами науки невозможно, так как то, что предполагается считать винчанской письменностью расшифровке не поддается. Конечно эту письменность уже давно "расшифровал" В.А. Чудинов, но его исследования ставятся под сомнения с связи с фэнтэзийным характером, когда данный автор читает любые тексты любых эпох и народов на современном русском языке.

Пример "чтения" винчанской "письменности" Чудиновым

Очевидно, что даже сам факт наличия письменности у Винча не доказан, так как то, что считается ей, может с таким же успехом быть и геометрическим орнаментом. Поэтому до момента расшифровки данный вопрос остается открытым. Впрочем, если мы отказываемся от удревнения Винча и соотносим ее с вероятными предком минойской (крито-микенской) культуры, то можно с уверенностью говорить о неиндоевропейском характере Винча и неарийском их происхождении, как об этом пишет крупнейший археолог Г. Чайлд: "В течение периода, известного нам как раннеминойский, 3300-2200 годы до н.э., количество брахицефалов, на острове (Крит) сильно возросло, и некоторые минойские правители более позднего времени явно принадлежали к анатолийскому типу. В развитии культуры прослеживается определенная преемственность вплоть до прихода ахейцев около 1250 года до н.э. Неиндоевропейские элементы характеризуют минойскую культуру в целом. Поэтому у нас нет оснований считать, что она была создана индоевропейцами."

Напомню еще раз - первая археологическая культура которая может быть безошибочно отнесена к индо-европейцам и протоариям это ямная культура. Ямная культура - общность археологических культур эпохи энеолита - ранней бронзы (3-е тыс. до н. э.) в Каспийско-Черноморских степях. Занимала территорию от Южного Приуралья на В. до Днестра на З., от Предкавказья на Ю. до Среднего Поволжья на С. Внутри Ямная культура выделено 9 локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Основной объединяющий признак Ямная культура - погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами (древнейшими из известных доныне). В развитии Ямная культура выделяются 3 периода. Уже на раннем этапе отдельные группы племён Ямная культура вторгаются в Подунавье и на Балканский полуостров. На втором этапе (3-я - начало 4-й четверти 3-го тыс. до н. э.) возникают локальные варианты этой культуры. Поэтому нет смысла удревнять происхождение индоевропейцев, когда синхронно Винче существовала ИЕ культура. О моем взгляде на происхождение ИЕ можно .

Европейский энеолит и культура Винча.


Расовые типы в Европе позднего энеолита и бронзы.

Если мы посмотрим на карту распределения культур, а затем сравним ее с картой распространения по Европе расовых типов, то обнаружим, что Культура Винча находиться как раз в зоне размещения пришедших с Востока альпинидов, в то время как индо-европейцы принадлежащие к нордической расе локализуются в районе днепро-донецкой культуры , которая однозначно трактуется как индоевропейская. Так что выводы о культуре Винча каждый может сделать сам, благо материал для этого имеется.







2024 © mgp3.ru.