Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? Сочинение «Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода)» (Герой нашего времени) Как максим максимыч ждал встречи с печориным


Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча - пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется - «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование. Встреча героев происходит случайно: во время ожидания в гостинице Максим Максимым узнает, что хозяин щегольской коляски и избалованного лакея не кто иной, как Печорин. Они не могут встретиться сразу: Печорин уже ушел ужинать и ночевать к полковнику. Попросив лакея передать Печорину, что Максим Максимыч здесь и ожидает его, старик уверен, что Печорин «сейчас прибежит». Ждать ему приходится до завтрашнего утра. С помощью приема тайной психологии автор раскрывает читателю душевное состояние штабс-капитана, через внешние проявления и через поступки рисуя его внутренние переживания. Максим Максимыч стремится не показать случайному попутчику свое разочарование и обиду, но он напряженно ждет, и драматизм этого ожидания нарастает: он до позднего вечера сидит за воротами, отказываясь даже от спокойного чаепития, он долго не спит - кашляет, ворочается, вздыхает… Чтобы не объяснять свое состояние чужому человеку, он отделывается на вопрос, не кусают ли его клопы, ответом, что да, кусают, но ведь ясно, что не поэтому он не может уснуть.

Печорин появляется утром, в отсутствие старика. Он бы мог и не дождаться Максим Максимыча, но рассказчик напомнил ему о бывшем сослуживце. Максим Мксимыч бежит к Печорину через площадь, представляя собой жалкое зрелище: взмокший, задыхающийся, выбившийся из сил. Печорин приветлив, но и только. Старик жадно бросается к Печорину, он так взволнован, что не может говорить, - Печорин отвечает, что ему пора. Максим Максимыча переполняют воспоминания - «Печорин «чуть-чуть побледнел и отвернулся»: ему, видимо, неприятно вспоминать о Бэле и о прошлом. Он тропится в Персию, и ему даже не нужны оставшиеся у штабс-капитана бумаги: Максим Максимыч волнуется, что ними делать, - Печорин отмахивается: «Что хотите!» Такая антитеза в поведении героев помогает автору ярче раскрыть автора и служит следующей ступенью к дневниковым записям Печорина - самораскрытию характера героя.

В главе “Максим Максимыч” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” изображена последняя встреча Г. А. Печорина со штабс-капитаном Максимом Максимычем спустя пять лет после того, как они виделись. Несмотря на то что старик долго, с нетерпением ждал своего давнего друга, а когда тот прибыл, побежал навстречу ему “что было мочи”, Печорин ответил на это холодной улыбкой и простой вежливой фразой. Ошеломленный, “со слезами на глазах”, старик не знал, что сказать. Он в ту минуту представлял из себя жалкое зрелище: ” едва

мог дышать; пот градом катился с лица его. колена его дрожали”. Слегка успокоившись, Максим Максимыч начал вспоминать жизнь в крепости, охоту, Бэлу. После чего Печорин “чуть-чуть побледнел и отвернулся”.

Эта сцена вызывала и вызывает многочисленные споры и критиков, и читателей. Почему Г. А. Печорин так поступил с бедным старым офицером? Что двигало его поступком? Кто перед нами в ту минуту: эгоист или несчастный человек, безжалостное, грубое существо или тактичный аристократ, защищающийся от новых страданий?!

Я думаю, что Печорин в этой сцене – несчастный человек, которому еще раз напомнили о горько пережитом

прошлом. Он прекрасно знает Максима Максимыча, представляет и вопросы, которые тот начнет задавать, и воспоминания, которыми тот начнет делиться. Поэтому и избегает встречи со старым сослуживцем. Увы! Избежать ее не удалось. И случилось то, что предвидел герой Лермонтова. Максим Максимыч, забыв о тактичности и не думая о чувствах своего друга, сразу же завел разговор о Бэле, той самой девушке, чья смерть вызывает у Печорина не только грусть, но и глубочайшее чувство вины. Образно говоря, лучший по крепости друг с первой минуты встречи начинает “сыпать соль” на душевную рану Печорина. И что остается герою? Нагрубить старику? Резко оборвать его? Нет! Срочно уехать! Прервать эту неожиданную и неприятную для него встречу.

Вот почему Г. А. Печорин так быстро расстается со своим старым приятелем.


Другие работы по этой теме:

  1. Во второй повести романа Михаила Юрьевича Лермонто­ва “Герой нашего времени” “Максим Максимыч” происходит встреча Печорина со своим старым боевым товарищем на гла­зах основного повествователя –...
  2. Текст по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени Почему Печорин так холодно обошелся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? В главе “Максим Максимыч” описана...
  3. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно....
  4. 1. Печорин и его окружение. Раскрытие характера героя. 2. Печорин и Максим Максимыч. 3. Печорин и Грушницкий. 4. Роль Вернера в повествовании. Григорий Александрович Печорин,...
  5. Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча Когда открываешь Роман Лермонтова “Герой нашего времени”, забываешь, что он написан более ста лет назад. Писатель вводит нас в...
  6. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – один из первых русских психологических романов. Через образ главного героя романа, Григория Александровича Печорина, автор передает основные...
  7. В романе Лермонтова “Герой нашего времени” отражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями уходящей эпохи. Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом...
  8. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе....

Сочинение.

Две встречи Печорина с Максим Максимычем (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Выполнил ученик 9 «Ж» класса

Иванов Ксенофонт

Время…. Время стало непреодолимой стеной между двадцатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбросило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость в ожидании грядущих перемен. Все осталось там, за тридцатым июля 1826 года, страшным днем казни декабристов. Не услышишь больше слова «свобода», и «средь бурь пустых томится юность» Лермонтова и его сверстников. В пятнадцать лет Лермонтов, впереди у которого была целая жизнь, писал:

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

«Немытая Россия, страна рабов, страна господ» - страдание и боль Лермонтова. В этой России оказался «лишним» человеком и Печорин.

Когда открываешь «Героя нашего времени», забываешь, что написана книга более ста лет назад. С первых же страниц погружаешься в мир, где живут такие разные люди – Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, «чудесная душа, золотое сердце», и Печорин.

Две главы – две встречи. Только потом мы узнаем еще о прошлом героя, о том, как судьба забросила его в дикие края, только потом полностью перед нами раскроется душа Печорина. А пока….

В небольшой крепости на Кавказе тихо и мирно служит старый штабс-капитан Максим Максимыч. И целое событие в его жизни – приезд нового человека. «Его звали…. Григорием Александровичем Печориным», - немного медленно, растянуто, словно само имя доставляет ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс-капитана. «Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», - так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах – вся ласка, вся доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную юность. Даже сейчас, говоря незнакомому человеку, о Григории Александровиче, Максим Максимыч волнуется, словно заново переживает свои лучшие минуты. Можно представить, как раскрылся он навстречу этому «тоненькому» офицеру. «Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч», - сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан». Да и сам Максим Максимыч замечает странность Печорина, его непохожесть на других и относит его к разряду людей, у которых «на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Впрочем, для себя Максим Максимыч более просто объяснил чудачества Печорина богатством. Простой, добродушный Максим Максимыч полюбил нового офицера. И хотя жалко ему погибшую Бэлу, хотя в душе обвиняет в смерти ее Печорина, все равно для него молодой человек – «бедняжка». «Печорин был долго не здоров, исхудал, бедняжка», - говорит он попутчику. Только одним предложением Лермонтов передает и все горе, пережитое Печориным, и не остывшую к нему любовь Максима Максимыча.

И только один р со своей души. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное», - признается он Максиму Максимычу. Больно и страшно за человека, которому «горька остылой жизни чаша и уж ничто души не веселит». «Я один, никто меня не понимает», - пишет Лермонтов в одном из стихотворений. Так мог бы сказать и Печорин. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в этой затерянной крепости, знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который «просит бури». Нет, любовь Бэлы, вся история с Казбичем и Азаматом не «буря». Все это прошло. И снова скука, скука, скука…

Минуло пять лет. Вторую встречу мы уже видим глазами самого автора. Что изменилось? Максим Максимыч все тот же. Не ради встречи с Печориным бросает «в первый раз от роду… дела службы», позабыв о своих годах, бежит к нему. И вдруг… «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» - слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч, а ведь «он хотел кинуться на шею Печорину». Слезы душат его, дружеское «ты» приходится заменять на «вы». А как обидно! Тяжелый удар получил от судьбы Максим Максимыч, нечем «заменить в лета» его «надежды и мечты». «Забыть! Я-то не забыл ничего» - укором Печорину звучат его слова. Но стоит ли укорять? Были ли они «приятелями»? максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть другом ему Печорин, на разных полюсах стоят эти люди.

Пожалуй, по-настоящему несчастлив именно Печорин. Полный сил, ума, энергии, мечется он по свету. Куда деть ему «силы необъятные»? что ждет его? Тоска, смерть. «Бедный старик». Но «беднее» его Печорин.

Закрыт роман, но в памяти еще две встречи. Две встречи – и перед нами встало все время Печорина и Максим Максимыча. Сколько людей, умных и талантливых, погибло только от того, что они не хотели довольствоваться пустой жизнью! Гнев наполняет сердце – такой была Россия. Жить, жить полной, прекрасной жизнью, чувствовать себя не «лишним» - этого хотел Печорин. Этого хотел Лермонтов. Только две встречи…. Но роль их огромна и для идейного раскрытия содержания романа, и для познания самого Печорина. Снова задумываешься, как и почему Печорин оказался чужим Максиму Максимычу. Скорее открываешь следующие главы, стараясь найти ответ. И вопросы, которые поднимал Лермонтов в своем произведении, вечные вопросы дружбы, любви, до сих пор волнуют нас.

P.S. Умело отобран фактический материал, на основе которого делаются умные и горькие выводы, а за ними стоит личное отношение к героям, собственное понимание произведения, адекватное его объективному смыслу.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято. Все повести разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

В повести «Максим Максимыч» описывается финал событий, изображенных в «Герое нашего времени». В последний раз показывается фигура мятущегося, не находящего себе пристанища героя. Особенный смысл в этой повести имеет противопоставление Печорина и Максима Максимыча. Здесь нет развернутого действия. Эта повесть построена как дорожный эпизод.

Максим Максимыч и рассказчик узнают, что во двор их гостиницы приехала коляска Печорина. Пожилой штабс-капитан очень взволнован этим и жаждет увидеть старого товарища. Он уверен, что как только Печорин узнает, кто ожидает его, сразу же прибежит и будет очень рад встрече. Максим Максимыч даже выбегает за ворота встречать его. Но Печорин не торопится возвращаться из гостей. Появляется он лишь на следующий день, чтобы тут же отбыть в Персию. Таков сюжет этого эпизода. Но с помощью таких незамысловатых событий автор раскрывает характеры своих героев.



Печорин появляется после разнообразных жизненных событий, описанных в остальных частях романа. Позади остались Петербург, Пятигорск, Тамань, Кавказ. Читатель уже узнал, кто такой Печорин, но он был показан глазами Максима Максимыча. Теперь мы видим героя глазами рассказчика. Тонкое наблюдение за внешностью Григория Александровича позволяет набросать его внутренний портрет. В характере Печорина, передаваемом через его портрет, есть несколько особенностей. Автор подчеркивает через внешность сложность и противоречивость личности Печорина. Его «крепкое сложение», «широкие плечи» противоречат «чему-то детскому» в улыбке, «женской нежности» кожи, небрежности и ленивости в походке.
Особенность походки Печорина заключалась еще и в том, что «он не размахивал руками». Автор отмечает, что это «верный признак скрытности характера». Лермонтов уделяет внимание передаче жизненной усталости своего героя: «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…». Говоря о глазах, зеркале души каждого человека, автор отмечает: «… они не смеялись, когда он смеялся!… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
Перед нами - уставший от жизни молодой человек, обладающий яркой индивидуальностью и сложным внутренним миром.

В противовес ему дается Максим Максимыч. Это открытый человек, полностью обращенный к своему ближнему. Старый штабс-капитан всей душой верен прошлой дружбе с Печориным. Узнав о том, что Григорий Александрович наконец появился во дворе гостиницы, он бросил все свои дела и побежал навстречу старому товарищу: «Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос… приклеились ко лбу; колена его дрожали…».
Увидев долгожданного друга, Максим Максимыч хотел броситься ему на шею, но Печорин лишь дружественно протянул руку. И это неудивительно, ведь он не считал штабс-капитана своим другом или товарищем. Для Печорина это был очередной человек, с которым его на время свела судьба, и ничего больше.
Можно сказать, что Максим Максимыч был случайным свидетелем его очередной душевной драмы. При краткой беседе штабс-капитан напоминает Печорину о Бэле. Становится понятно, что молодой человек не желал бы вспоминать об этом: «Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся». Это еще один тяжкий груз на его душе, который ему не хотелось бы показывать. Поэтому он говорит о юной черкешенке, «принужденно зевнув».
Этот человек никому не позволяет проникнуть в свою душу, понять, какие чувства он испытывает. Печорин настолько замкнут в себе, что теряет способность проникнуться хотя бы ненадолго волнением, тревогами, запросами души другого человека. Он не желает уделить Максиму Максимычу ни одной дополнительной минуты, чем сильно обижает старика. И нахмуренный штабс-капитан говорит Печорину: «Не так я думал с вами встретиться…». Тут в герое на секунду просыпаются дружеские чувства, и он обнимает Максима Максимыча. И тут же уезжает, давая понять штабс-капитану, что они навряд ли еще когда-нибудь встретятся. Максим Максимыч обижен в своих лучших чувствах.

Благодаря этому эпизоду и сопоставлению с пожилым штабс-капитаном можно ярче увидеть фигуру Печорина. Он не может думать о других людях: Печорин для этого слишком закрыт и сконцентрирован на себе. Доброта и искренние дружеские чувства Максима Максимыча не вызывают в нем никакого отклика. Читатель видит, что за прошедшее время Печорин окончательно заболел неизлечимой скукой и безразличным отношением не только к другим, но и к своей судьбе. Поэтому после эпизода последней встречи автору ничего не оставалось, кроме как «умертвить» своего героя.

Сочинение «Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода)» (Герой нашего времени)

В главе «Максим Максимыч» М. Ю. Лермонтов показывает Печорина
накануне его отъезда в Персию. Хронологически эта глава
является последней: из предисловия к журналу Печорина мы узнаем,
что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов нарушает
хронологический порядок частей, чтобы глубже и ярче раскрыть
характер Печорина. В главе «Максим Максимыч» мы видим, каким
стал Печорин к концу своей недолгой жизни. Главный герой изображен
равнодушным, пассивным, потерявшим интерес к жизни. Он
не хочет притворятся и поневоле обижает безразличием своего старого
приятеля Максима Максимыча.
Пятью годами раньше Печорин служил в крепости на Кавказе
под началом Максима Максимыча. Старый штабс-капитан считает,
что с тех пор они стали «друзьями закадычными». К тому же героев
связывает не только служба, но и печальная история Бэлы. Узнав,
что Печорин тоже находится проездом во Владикавказе, Максим
Максимыч просит лакея сообщить барину о старом приятеле, ожидающем
в гостинице. Штабс-капитан уверен, что Печорин поспешит
встретиться с ним. Максим Максимыч словно забыл, что сам
говорил о Печорине как о «странном человеке». Еще во время службы
в крепости молодой офицер удивил Максима Максимыча жалобой
на смертельную скуку, ранней разочарованностью в жизни, эгоистическом
поведении в отношениях с Бэлой. Максим Максимыч напрасно
ждет Печорина перед гостиницей до позднего вечера. Штабс-
капитан расстроен, он не понимает, почему «закадычный», как он
считает, друг немедленно не прибежал встретиться с ним. Лермонтов
сочувственно описывает простодушного Максима Максимыча,
однако мало удивляется отсутствию Печорина: штабс-капитан сам
обрисовал бывшего сослуживца как законченного эгоиста.
Утром Максим Максимыч вынужден уйти по служебным делам.
Вскоре во дворе гостиницы появляется Печорин и, никого не расспрашивая
о штабс-капитане, так долго ждавшем его, приказывает
закладывать коляску. Автор рисует портрет главного героя и делится
предположениями по поводу его характера. В Печорине сразу
виден светский и богатый человек, аристократ, наделенный благородной
внешностью и физической силой. В его движениях подчеркивается
какая-то расслабленность, лень, небрежность. Особенно
запоминается автору «проницательный и тяжелый» взгляд Печорина,
который «мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно
спокоен».
Максим Максимыч едва успевает застать старого приятеля. Как
выясняется впоследствии, он впервые «бросил дела службы для собственной
надобности». Штабс-капитан бежит к гостинице, он задыхается
и не может говорить в первую минуту, а Печорин обращается
к нему с дежурной вежливостью. Максим Максимыч готов «кинуться
на шею Печорину», но видит «довольно холодно» протянутую руку.
Лермонтов строит описание короткой встречи героев на приеме контраста.
Максим Максимыч весь выражает искреннюю радость от
встречи с другом, а Печорин говорит с ним спокойно, равнодушно,
даже нехотя. Речь Максима Максимыча полна отрывистых восклицаний,
вызванных бегом и волнением: «А... ты?... а вы?... сколько
лет... сколько дней... да куда это?...» Печорин отделывается ничего
не значащими фразами. О себе он может сказать только, что едет
«в Персию - и дальше...», а все пять лет он «скучал». Правда, при упоминании
о Бэде Печорин бледнеет, отворачивается и принужденно
зевает. Максим Максимыч затронул больную для Печорина тему.
Несмотря на явную апатию, Печорин еще способен переживать при
воспоминании о прошлом, но он старается избегать этого. Максим
Максимыч одним своим появлением бередит тяжелые воспоминания.
Может быть, этим отчасти объясняется нежелание Печорина
задержаться и пообедать с бывшим сослуживцем. Когда Печорин
произносит на прощанье: «Благодарю, что не забыли», Максим Максимыч
не может сдержать обиды: «Забыть! - проворчал он, - я-то
не забыл ничего... Ну, да бог с вами!...» Печорин чувствует неловкость
оттого, что расстроил старика. Он обнимает его дружески
и замечает:«... неужели я не тот же?». Замечание Печорина справедливо:
он никогда не называл себя другом Максима Максимыча, как,
впрочем, и любого другого человека; всегда отличался равнодушием
к окружающим и не скрывал этого.
Максим Максимыч сохранил в свои годы детскую веру в человека,
а Печорин походя разрушает ее. Видно, что главный герой едет
в Персию, чтобы хоть как-то развлечься. «...Авось где-нибудь умру
на дороге!» - пророчески заявляет Печорин еще во время службы
в крепости. Он безразлично относится к собственным дневникам,
оставшимся у штабс-капитана, хотя еще недавно записывал в них
сокровенные мысли и желания. В следующих частях романа Лермонтов
использует дневниковую форму, чтобы заглянуть в глубину
души героя. В «Максиме Максимыче» мы можем только догадываться
о причинах жизненного краха Печорина, но крах этот очевиден.
И старый штабс-капитан переживает не только из-за равнодушия
бывшего приятеля. Максим Максимыч жалеет, что такой умный
и сильный человек не нашел себя в жизни: «А, правда, жаль, что он
дурно кончит... да и нельзя иначе!»..






2024 © mgp3.ru.