Учебно-методический материал по развитию речи на тему: Использование картин на занятиях по развитию речи. Устное рисование (словесное рисование)


Учитель: – А теперь найдите в первой строфе самые яркие определения – признаки , с помощью которых автор описывает осенний лес.
Укажите их в тексте:
Дети: Слова расписной, лиловый, золотой, багряный являются признаками, которые создают яркий образ осеннего леса.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пёстрою
стеной
Стоит над светлою поляной.
Учитель: – Помните: лес сравнивается автором с теремом ? Загляните в словарик, прочитайте значение этого слова. Ученик обращается к словарику, чтобы прочитать значение слов.
Словарик читателя (работа со словариком читателя):
Терем –
верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
Учитель: – А почему терем расписной? Запишите свой ответ в тетради. (Ученик пишет ответ в тетради.)
Учитель: – Прочитайте ответ на этот вопрос, данный другим учеником. Прав ли он?
Учитель: – В начале стихотворения автор рисует лес. И он сравнивает его с теремом. Его расписала осень разными цветами красок: желто – золотыми, лиловыми, багряными.
Словарик читателя:
Расписной
расписной кистью, живописью, красками; пестрый.
Лиловый
светло-фиолетовый, сиреневый; смесь цветов розового и голубого, голубоватый, ало-голубой.
Багряный багровый, красный.
Учитель: А почему терем лиловый ? Почему терем багряный ? А теперь скажите, на какой вопрос отвечают все три слова: расписной, лиловый, багряный. Какой частью речи они являются? Каким членом предложения?
Учитель обобщает ответы детей, вводя новые понятия . В этом стихотворении Иван Бунин использовал особое изобразительное средствохудожественное определение – эпитет. Запишите это определение.
Работа со словариком читателя
Эпитет –
художественное определение.
Учитель: Эпитет помогает автору выделить предмет, сделать его не похожим на другие. Устно укажите, где простое определение , а где эпитет в стихотворении И.А. Бунина
Учитель: Теперь вы знаете новое изобразительное средство – эпитет . Оно помогает авторам создавать образы природы. Теперь и вы сможете создавать свои тексты, в которых расскажите о природе, своем отношении к ней. И в этом вам поможет знание слов-художников : прилагательное как часть речи; определение как член предложения и эпитет как художественное определение.
Игра «Редакторы». Формирование речевой грамотности
Учитель:
Сейчас вы побываете в роли редакторов и художников.
Задание №1 (индивидуальное задание для сильного учащегося у доски)
Дорисуйте картину прилагательными.
Признак по цвет форма или оценка
времени года размер
небо …цвета с облаками окутывало нас светом .
(Осеннее небо серебристого цвета с громадными облаками окутывало нас волшебным таинственным светом) Какие из этих прилагательных являются художественными определениями – эпитетами (еще раз повторить сведения о том, что не всякое определение – эпитет).
Задание №2 (для сильных учащихся)

По карточкам. Ученик заполняет пустоты и читает работу.
Учитель: А теперь почитай, пожалуйста, свою работу в классе. Спроси у ребят о том, верно ли выполнено задание.
Задание №3 (для менее сильных учащихся)
«Раскрасьте» ваш рисунок «Дождь в лесу» (выполнен в графике)
Детям предлагается нераспространенное предложение . Каждый из вышедших к доске учеников, может добавить только одно слово – определение
1. Идет дождь.
2. Идет мелкий дождь.
3. Идет мелкий, холодный дождь.
4. Идет мелкий , холодный, осенний дождь.
5. Осенью идет мелкий, осенний, холодный дождь.
Какие части речи вы добавили?
Какими членами предложения являются эти слова?
Какой недочет вы заметили в последнем предложении?
Задание №4 индивидуальное у доски – 1 ученик)
Вставьте пропущенные определения, выразив свое отношение к осени; продолжите текст (2 предложения); сделайте синтаксический разбор второго предложения.
1) Щедра … осень!
2) Шуршат под ногами … монетки из … листьев. Учитель проверяет вместе с учащимися все задания.
Здоровьесберегающая зарядка для глаз (2мин.).
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6 (повтор. 4-5р)
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счёт 1-4. до усталости глаза не доводить, посмотреть вдаль на счет 5-6 (повт. 4-5 раз)
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль, прямо на счет 1-6. (повтор. Влево, вправо, вниз, вверх) 4-5 раз.
4. Перенести взгляд на диагональ: направо – вверх, налево-вниз и наоборот – 4-5 раз.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

D8 ad8888ba, ad888888b, ad88888ba 8888888888
,d888 8P" "Y8 d8" "88 d8" "88 88
,d8" 88 d8 a8P 8P 88 88 ____
,d8" 88 88,dd888bb,d8P" Y8,d88 88a8PPPP8b,
,d8" 88 88P" `8b a8P" "PPPPPP"88 PP" `8b
8888888888888 88 d8 a8P" 8P d8
88 88a a8P d8" 8b, a8P Y8a a8P
88 "Y88888P" 88888888888 `"Y8888P" "Y88888P"

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Аспекты культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи. Правильность речи как коммуникативное качество. Устранение речевых ошибок в приведенных предложениях. Лексическое значение и стилистическая окраска фразеологизмов.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Стилистическая организация речи как система языковых элементов внутри литературного языка. Реализация cтилей в определенных формах и типах текстов. Совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей письменной речи в различных жанрах.

    реферат , добавлен 23.05.2009

    Культура речи. Стили речи. Богатство русской речи. Вкус эпохи и мода. Слово, являясь это первоэлементом языка, играет многогранную роль в речи. Оно характеризует человека как личность, передает опыт поколений и меняется вместе с ними.

    реферат , добавлен 12.10.2003

    Функциональный стиль научно-технической речи как объект переводоведения. Прогресс науки и техники как фактор создания особого стиля речи. Грамматические особенности и лексические закономерности научной прозы. Терминология, тенденции ее развития.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Выделение частей речи по семантическому принципу. Синтаксическая функция как возможная субституция в линейной речевой цепи. Классификации частей речи немецкого языка. Разделение слов на части речи как предварительный этап их грамматического описания.

    реферат , добавлен 03.04.2010

    Функциональные стили и смысловые типы современного русского литературного языка, возможность выразить различные оттенки и значения речи. Профессиональная и терминологическая лексика, культура научной и деловой речи, художественный характер описания.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Основные условия выразительности речи. Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи, выразительные возможности грамматики, лексики и фразеологии. Паралингвистические средства и функциональные стили в их отношении к выразительности речи.

    Словесное иллюстрирование на уроках литературного чтения.

    Иллюстрирование - прием творческой работы учащихся, используемый на уроках чтения, а также при написании сочинений и изложений. Иллюстрации берутся готовые, заранее подобранные, или создаются самими детьми. Используются приемы устного (словесного) рисования. Словесное иллюстрирование (рисование) – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Обучение словесному рисованию начинаю с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране. На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картины.

    На первом этапе обучения словесному рисованию необходима зрительная опора, в качестве которой можно использовать так называемую «динамическую», постепенно возникающую на глазах детей картину. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги постепенно прикрепляются картинки, соответствующие только что, «нарисованным» устно. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Так по ходу работы создается законченная картина к эпизоду, которая и служит зрительной опорой для возникших в воображении учеников представлений. Кроме того, можно также использовать демонстрационное пособие из трех листов, которые прикрепляются один на другой к доске последовательно, а по мере возникновения устной картинки открываются перед детьми.

    На следующем этапе можно использовать такие приемы:

      Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации.

      Дети словами «рисуют» картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по литературному чтению.

    На следующих этапах обучения устному иллюстрированию используются такие приемы:

    1) выбирается эпизод для словесного рисования;

    2) «рисуется» место, где происходит событие;

    3) изображаются действующие лица;

    4) добавляются необходимые детали;

    5) «раскрашивается» контурный рисунок.Усложнение работы возможно, за счет того, что «раскрашивание» будет проводиться попутно с «рисованием», во-вторых, при переходе от коллективной формы работы к индивидуальной.

    Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры сделать словесное рисование к тексту. («В учебнике нет иллюстрации. Попробуем создать ее сами».) Словесное рисование (иллюстрирование) повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Обычно словесные картинки рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.

    Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.

    Список литературы:

      Горецкий В.Г. и др. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь»: Кн. 1, 2, 3; Книга для учителя. - М., 1995.

      Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.

      http://www.pedagogyflow.ru/flowens-641-1.html

      http://fullref.ru/job_cf28d84de3278e2be75ee32f39c7a012.html

    Фрагмент урока «Открытия нового знания» по теме «Бальмонт Константин Дмитриевич Стихотворение «Осень»»

    Цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения, усвоения учащимися литературного приема «олицетворение» и обучение словесному рисованию.

    Личностные результаты

    Развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят

    Формировать способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению

    Формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

    Метапредметные результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    Оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самооценивания

    Формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя

    Осознавать и принимать учебную задачу

    Познавательные универсальные учебные действия:

    Учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    Доносить свою позицию до других людей

    Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

    Строить осознанно высказывание в устной форме

    Предметные результаты

    Научить определять основную мысль произведения и его настроение

    Научить использовать прием олицетворения.

    Задание «Словесное рисование».

    Словесное рисование

    Давайте представим себе, что мы с вами художники.

    Какие краски вы выберите для рисунка? (бордовый, синий, желтый) Найдите свои слова-подсказки в тексте. Опишите свою картину.

    Кто будет главным героем нашей картины (Осень)

    Как можно изобразить осень? (В образе человека)

    Что делает девочка – осень?

    Какое выражение лица? Грустное или радостное? Почему?

    От чего плачет девочка – осень?

    Какое явление природы хотел изобразить поэт под слезами девочки?

    Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте. Разделитесь на команды по 4 человека и обсудите свои краски.

    Поспевает брусника – бордовый,

    Синее море – синий,

    Солнце реже смеется – желтый,

    В разноцветном уборе – желтые, красные, коричневые.

    Кто главный персонаж на рисунке?

    Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?

    Как поэт относится к Осени, которая скоро заплачет?

    Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)

    Регулятивные УУД

    (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

    Эффективным средством, стимулирующим развитие творческого воображения, обогащающим внутренними видениями, является устное описание картин, которые возникают или должны возникать в воображении читателя, воспринимающего художественное произведение. К сожалению, в процессе обучения выразительному чтению к этому приему прибегают редко.

    Работу следует начинать не с создания детьми собственных словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин. Часть учитель организует сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае О. Кубасова предлагает следующие задания:

    · · подобрать рисунок (картину) к тексту;

    · · найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана;

    · · сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста;

    · · сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.

    Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии.

    На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

    1. Выделяется эпизод для словесного рисования.

    2. «Рисуется место, где происходит событие.

    3. Изображаются действующие лица.

    4. Добавляются необходимые детали.

    5. «Раскрашивается» контурный рисунок.

    Усложнение работы возможно, во-первых, за счет того, что «раскрашивание» будет проводиться попутно с «рисованием», во-вторых, в переходе от коллективных работ к индивидуальным, когда ученик предлагает один элемент иллюстрации, остальные при необходимости корректируют.

    Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическими произведениями данный прием следует применять предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до детали, нельзя конкретизировать поэтические образы.

    Обычно после выделения из контекста образной картины, созданной писателем, словесное рисование проходит примерно по таким вопросам: «Что нарисуем на первом плане? Почему? Как оба этом сказано у автора? Что нужно изобразить неподалеку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы еще не нарисовали?» Потом дети подбирают цветовое решение, особое внимание уделяя общему колориту картины, выражающему эстетические переживания писателя. Очень важным, как считает О.В. Кубасова, является постоянное внимание к авторскому языку, особенно к эпитетам. (7)

    Используя данный прием, учитель сам должен быть готовым ярко обрисовать картину, на которую иногда только намекается в тексте.


    Со словесным рисованием некоторые сходства имеет и другой вид работы - составление диафильма.

    Диафильм - это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжен титрами (подписями).

    О.В. Кубасова предлагает следующий порядок работы по составлению диафильма. ()

    2. Разделить текст на части (картинки, кадры).

    3. Выделить в первой части «главные» предложения (для титров).

    4. Представить себе мысленно картинку к первой части текста.

    5. Устно «нарисовать» картинку к первому кадру.

    6. Графически изобразить кадр (выполняется по желанию, не на уроке).

    7. На основании выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру (устно или письменно).

    8. Проверить соответствие рисунка и титров.

    9. Проделать аналогичную работу с каждой частью рисунка.

    Если в тексте имеются диалоги, то можно использовать прием озвучивания кадров.

    Наводящие вопросы.

    К какому бы приему ни прибегал учитель на уроке, он применяет метод беседы, помня, что она должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель. Своими вопросами учитель реагирует на ошибки детей в чтении, например: «А нужна ли здесь пауза? Какая? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какое чувство вызывает эта фраза? Почему?».

    Конечно, учитель прибегает к беседе не только в случаях, когда учащимся допускаются ошибки в чтении. К беседе, связанной с обучением выразительному чтению, учитель может переходить сразу после образцового чтения текста. В таком случае методист Б.А. Буяльский предлагает продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке.

    Вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста

    Вопросы, побуждающие представить нарисованную автором картину;

    Вопросы, помогающие определить отношение автора к изображаемому им, его чувства, настроения;

    Вопросы, цель которых - выяснить отношение учащихся к произведению;

    Вопросы, подталкивающие детей к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.

    Хоровое чтение.

    Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.

    Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией. Но это не тождественные понятия. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей. Хоровое чтение имеет свои достоинства и недостатки. По мнению Б.А. Буяльского, недостатки хорового чтения состоят в том, что «от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотоном». (8) Чтобы этого избежать, советуют Б.С. Найденов, Т.Ф.Завадская, «необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения». (12) По мнению этих методистов, «в школе не должно быть невыразительного хорового чтения. Выразительное хоровое чтение скажет существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи у учащихся». (11)

    М.А. Рыбникова высоко ценила данный прием. «Заставьте отдельного ученика прочитать стихотворение - до многоголосного чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным». (24)

    Следует отметить еще один из недостатков хорового чтения, который выделяет Т.Ф. Завадская, - хоровое чтение лишает чтеца индивидуальности, подчиняя общему хоровому звучанию, заставляет подражать.

    Б.А. Буяльский, напротив, видит в этом некоторое достоинство хорового чтения. «известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней,… хор заражает общим подъемом, общим настроением, тоном, который задает учитель своим показом». (18)

    Как видим, мнения методистов достаточно противоречивы, но все же большинство из них склоняются к пользе данного приема.

    Как же следует организовать работу, используя на уроке хоровое чтение? Б.А. Буяльский предлагает организовать ее в следующем порядке: (18)

    1. Образцовое чтение отрывка учителем.

    2. Чтение ученика со средними способностями.

    3. Разметка (при необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев, текстов.

    4. Повторное чтение размеченных тактов и звеньев.

    5. Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнительных уточнениях ил переделке.

    6. Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, если чтение ученика оказалось неудачным.

    7. Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим.

    На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников. Для того, чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения.

    Чтение в лицах.

    Этому приему М.А. Рыбникова придавала важное значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике.

    Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.

    Подготовку к чтению в лицах Б.А. Буяльский, например, предлагает проводит в такой последовательности. (18)

    1. Краткая беседа, помогающая детям выполнить либо уточнить особенности характера и речи героев.

    2. Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам.

    3. Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо).

    4. Поправки учителя к этому чтению (если необходимо).

    5. Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах (начитывание текста глазами или вполголоса).

    6. Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в процессе подготовки.

    7. Отбор исполнителей, который можно организовать либо по принципу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или вариант готовится к исполнению определенной роли.

    На начальном этапе обучения выразительному чтению учитель, естественно, должен дать образец интонационного анализа, пользуясь памяткой:

    Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. дикция.

    Правильная расстановка ударений.

    Верность соблюдения длительности пауз.

    Выбор точного темпа чтения.

    Соблюдение мелодики чтения, то есть движения тона по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса).

    Эмоциональность прочтения.

    Выражение отношения чтеца к читаемому.

    При этом учитель может облегчать задания, предлагая одной части класса делать замечания по произношению, другой - в смысловых оттенках, третьей - в отражении чувств, и обмениваться этими заданиями, чтобы избежать однообразия в работе класса.

    Необходимо создавать условия, при которых каждый учащийся внимательно следит за чтением учеников. Учителю самому следует постоянно с карандашом в руке следить за чтением учеников, исправлять, направлять и поощрять их; говорить сначала о достоинствах, даже если они незначительны, а потому о недостатках; объяснять, почему ему нравится или не нравится чтение ученика. Учитель и ученики, поправляя других, должны заботиться о том, чтобы замечания были конкретными, обоснованными и доброжелательными.

    Чтению по ролям, как одной и форм драматизации (инсценирования), придает большое значение О.В. Кубасова. «Существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя из с учетом возрастных возможностей детей и целей урока». (10) назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

    Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

    Постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»;

    Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);

    Чтение по ролям;

    Драматизация развернутой формы.

    Среди существующих приемов и методов обучения выразительному чтению также можно выделить художественное (выразительное) чтение прозы и художественное рассказывание .

    Художественное рассказывание - это свободная передача произведения при исполнении которого образцом является искусство народных художников - сказочников. Если школьники овладеют данным приемом, то им будет легко перейти к художественному чтению прозы, то есть к дословной передаче прозаического произведения.

    Важное место в школе должна занимать работа учителя по развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса. Учитель, речь которого должна быть образцом для учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, постоянно совершенствовать ее и проводить в этом направлении целенаправленную систематическую работу с учащимися. В большинстве случаев надо использовать такие упражнения, которые позволяют одновременно тренировать дыхание, дикцию и голос.

    Таким образом, проанализировав методическую литературу, мы выделили достаточно много разнообразных методов, приемов и видов работ по развитию выразительности чтения. Используя все вышеперечисленные методы и приемы, учителю следует учитывать возрастные особенности детей, уровень сформированности у них необходимых умений и навыков, а также свои возможности и требования программы.

    Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет, им обозначаемый (Б-Л. Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею!»). Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными . То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет (96) прямой наглядности изображений. Обращаясь к видимой реальности, писатели в состоянии дать лишь ее косвенное, опосредованное воспроизведение. Литературой осваивается умопостигаемая целостность предметов и явлений, но не их чувственно воспринимаемый облик. Писатели обращаются к нашему воображению, а не впрямую к зрительному восприятию.

    Невещественность словесной ткани предопределяет изобразительное богатство и разнообразие литературных произведений. Здесь, по словам Лессинга, образы «могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями». Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями, ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. Об универсальности литературы говорилось неоднократно. Так, Гегель называл словесность «всеобщим искусством, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание». По его мысли, литература распространяется на все, что «так или иначе интересует и занимает дух».

    Будучи невещественными и лишенными наглядности, словесно-художественные образы вместе с тем живописуют вымышленную реальность и апеллируют к зрению читателя. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой . Живописания посредством слов организуются более по законам воспоминания о виденном, нежели как непосредственное, мгновенное претворение зрительного восприятия. В этом отношении литература – своего рода зеркало «второй жизни» видимой реальности, а именно – ее пребывания в человеческом сознании. Словесными произведениями запечатлеваются в большей степени субъективные реакции на предметный мир, нежели сами предметы как непосредственно видимые.

    Пластическому началу словесного искусства на протяжении многих веков придавалось едва ли не решающее значение. Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись –«немой поэзией»). Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII-XVIII вв. Один из теоретиков искусства начала XVIII столетия Кейлюс утверждал, что сила поэтического таланта определяется числом картин, которые поэт доставляет художнику, живописцу. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: «Литература (97) –это искусство пластического изображения посредством слова». Подобные суждения свидетельствуют об огромной значимости в художественной литературе картин видимой реальности.

    Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах. С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику. В качестве преддверья XIX – XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника». И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта. – В.Х .) разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам». В этом духе (и еще резче!) порой высказывались и писатели нашего столетия. М. Цветаева считала, что поэзия – это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический».

    Тем не менее «живописание словом» далеко себя не исчерпало. Об этом свидетельствуют произведения И.А. Бунина, В.В. Набокова, М.М. Пришвина, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина. Картины видимой реальности в литературе конца XIX в. и XX столетия во многом изменились. На смену традиционным развернутым описаниям природы, интерьеров, наружности героев (чему отдали немалую дань, к примеру) И.А Гончаров и Э. Золя) пришли предельно компактные характеристики видимого, мельчайшие подробности, пространственно как бы приближенные к читателю, рассредоточенные в художественном тексте и, главное, психологизированные, подаваемые как чье-то зрительное впечатление, что, в частности, характерно для А.П. Чехова.

    Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения

    Художественная литература – явление многоплановое. В ее составе выделимы две основные стороны. Первая – это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. Вторая – собственно речевые конструкции, словесные структуры. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает (98) в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное). На наш взгляд, вымысел и собственно словесное начало точнее было бы охарактеризовать не в качестве двух разных искусств, а как две нерасторжимые грани одного феномена: художественной словесности.

    Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности; и, во-вторых, в качестве предмета изображения – кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Литература, иначе говоря, способна воссоздать речевую деятельность людей, и это особенно резко отличает ее от всех иных видов искусства. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы – язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» – это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».

    Как видно, образность литературного произведения двупланова и его текст составляет единство двух «нервущихся линий». Это, во-первых цепь словесных обозначений «внесловесной» реальности и, во-вторых, ряд кому-то принадлежащих (повествователю, лирическому герою, персонажам) высказываний, благодаря которым литература впрямую осваивает процессы мышления людей и их эмоции, широко запечатлевает их духовное (в том числе интеллектуальное) общение, не дано иным, «внесловесным» искусствам. В литературных произведениях нередки размышления героев на философские, социальные, нравственные, религиозные, исторические темы. Порой интеллектуальная сторона человеческой жизни здесь выдвигается на первый план (знаменитая древнеиндийская «Бхагавадгита», «Братья Карамазовы» Достоевского, «Волшебная гора» Т. Манна).

    Осваивая человеческое сознание, художественная литература, по словам В.А. Грехнева, «укрупняет стихию мысли»: писателя «неотразимо притягивает мысль, но мысль, не охлажденная и не отрешенная (99) от переживания и оценки, а насквозь пронизанная ими. Не итоги ее явленные в объективно спокойных и стройных структурах логики, а ее личностный колорит, ее живая энергия – прежде всего это притягательно для художника слова там, где мысль становится предметом изображения».

    Б. Литература и синтетические искусства

    Художественная литература принадлежит к числу так называемых простых, или односоставных искусств, опирающихся на один материальный носитель образности (здесь это – письменное слово). Вместе с тем она тесными узами связана с искусствами синтетическими (многосоставными), соединяющими в себе несколько разных носителей образности (таковы архитектурные ансамбли, «вбирающие» в себя скульптуру и живопись; театр и киноискусство в их ведущих разновидностях); вокальная музыка и т.п.

    Исторически ранние синтезы являли собой «сочетание ритмованных, орхестических (танцевальных. – В.Х.) движений с песней-музыкой и элементами слова». Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А.Н. Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма), имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией. В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих. Все были и сотворцами, и участниками-исполнителями совершаемого действа. Хороводное «предыскусство» для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). По Платону, «петь и плясать должны решительно все, все государство целиком и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно».

    По мере упрочения художественного творчества как такового все большую роль обретали искусства односоставные. Безраздельное господство синтетических произведений не удовлетворило человечество, так как оно не создавало предпосылок для свободного и широкого проявления индивидуально-творческого импульса художника: каждый отдельный вид искусства в составе синтетических произведений оставался стесненным в своих возможностях. Не удивительно поэтому, что (100) многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности.

    Вместе с тем в XIX в. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч. Иванов, А.Н. Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам. Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических ранних синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним. Он говорил об огромной разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, –и «истинным искусством», адресованным «к чувственному организму во всей его полноте» и соединяющим в себе различные виды искусства. Такова в глазах Вагнера опера как высшая форма театрально-драматического творчества и искусства в целом.

    Но подобные попытки радикальной перестройки художественного творчества успехом не увенчались: односоставные искусства остались неоспоримой ценностью художественной культуры и ее доминантой. В начале нашего века не без оснований говорилось, что «синтетические искания <...> выводят за границы не только отдельных искусств, но и искусства вообще», что идея повсеместного синтезирования вредна и являет собой дилетантский абсурд. Концепция вторичного синтезирования искусств была связана с утопическим стремлением вернуть человечество к подчиненности жизни обряду и ритуалу.

    «Эмансипация» словесного искусства произошла как следствие его обращения к письменности (устная художественная словесность имеет синтетический характер, она неотделима от исполнения, т.е. актерского искусства, и, как, правило, связана с пением, т.е. с музыкой). Обретя облик литературы, словесное искусство превратилось в односоставное. При этом появление печатного станка в Западной Европе (XV в.), а затем и в других регионах обусловило перевес литературы над устной художественной словесностью. Но, получив самостоятельность и независимость, словесное искусство отнюдь не изолировало себя от иных форм художественной деятельности. По замечанию Ф. Шлегеля, «произведения великих поэтов нередко дышат духом смежных искусств».

    Литература имеет две формы бытования: она существует и как (101) односоставное искусство (в виде произведений читаемых), и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. В наибольшей мере это относится к драматическим произведениям, которые по своей сути предназначены для театра. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Да и сами книги нередко предстают как синтетические художественные произведения: в их составе значимы и написание букв (особенно в старых рукописных текстах, и орнаменты, и иллюстрации. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.

    Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации

    В разные эпохи предпочтение отдавалось различным видам искусства. В античности наиболее влиятельна была скульптура; в составе эстетики Возрождения и XVII в. доминировал опыт живописи, которую теоретики обычно предпочитали поэзии; в русле этой традиции – трактат раннего французского просветителя Ж.-Б. Дюбо, полагавшего, что «власть Живописи над людьми более сильна, чем власть Поэзии».

    Впоследствии (в XVIII, еще более – в XIX в.) на авансцену искусства выдвинулась литература, соответственно произошел сдвиг и в теории. Лессинг в своем «Лаокооне» в противовес традиционной точке зрения акцентировал преимущества поэзии перед живописью и скульптурой. По мысли Канта, «из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия ». С еще большей энергией возвышал словесное искусство над всеми иными В.Г. Белинский, утверждающий, что поэзия есть «высший род искусства», что она «заключает в себе все элементы других искусств» и потому «представляет собою всю целость искусства». (102)

    В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов. Именно музыка, по убеждению А.Н. Скрябина и его единомышленников, призвана сосредоточить вокруг себя все иные искусства, а в конечном счете – преобразить мир. Знаменательны слова А.А. Блока (1909): «Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего <...> Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира <...> Поэзия исчерпаема <...> так как ее атомы несовершенны – менее подвижны. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке».

    Подобные суждения (как «литературоцентристские», так и «музыкоцентристские»), отражая сдвиги в художественной культуре XIX – начала XX вв., вместе с тем односторонни и уязвимы. В противовес иерархическому возвышению какого-то одного вида искусства над всеми иными теоретики нашего столетия подчеркивают равноправие художественной деятельности. Не случайно широко бытует словосочетание «семья муз».

    XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.

    В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть «киноцентристскими», а ко второй – «телецентристскими». Практики и теоретики киноискусства неоднократно утверждали, что в прошлом слово имело гипертрофированное значение; а ныне люди благодаря кинофильмам учатся по-иному видеть мир; что человечество переходит от понятийно-словесной к визуальной, зрелищной культуре. Известный своими резкими, во многом парадоксальными суждениями теоретик телевидения М. Маклюэн (Канада) в своих книгах 60-х годов утверждал, что в XX в. произошла вторая коммуникативная революция (первой было изобретение печатного станка): благодаря телевидению, обладающему беспрецедентной информативной силой, возникает «мир всеобщей сиюминутности», и наша планета превращается в своего рода огромную деревню. Главное же, телевидение обретает небывалый идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрительской массе тот (103) или иной взгляд на реальность. Если раньше позиция людей определялась традицией и их индивидуальными свойствами, а поэтому была устойчивой, то теперь, в эпоху телевидения, утверждает автор, личное самосознание устраняется: становится невозможным занимать определенную позицию дольше, чем на мгновение; человечество расстается с культурой индивидуального сознания и вступает (возвращается) в стадию «коллективной бессознательности», характерной для племенного строя. При этом, полагает Маклюэн, у книги нет будущности: привычка к чтению себя изживает, письменность обречена, ибо она слишком интеллектуальна для эпохи телевидения.

    В суждениях Маклюэна много одностороннего, поверхностного и явно ошибочного (жизнь показывает, что слово, в том числе письменное, отнюдь не оттесняется на второй план, тем более – не устраняются по мере распространения и обогащения телекоммуникации). Но проблемы, поставленные канадским ученым, являются весьма серьезными: соотношения между визуальной и словесно-письменной коммуникацией сложны, а порой и конфликтны.

    В противовес крайностям традиционного литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность в наше время является первым среди равных друг другу искусств.

    Своеобразное лидерство литературы в семье искусств, ясно ощутимое в XIX–XX вв., связано не столько с ее собственно эстетическими свойствами, сколько с ее познавательно-коммуникативными возможностями. Ведь слово – это всеобщая форма человеческого сознания и общения. И литературные произведения способны активно воздействовать на читателей даже в тех случаях, когда они не обладают яркостью и масштабностью в качестве эстетических ценностей.

    Активность внеэстетических начал в литературном творчестве порой вызывала у теоретиков опасения. Так, Гегель полагал, что поэзии угрожают взрыв со сферой чувственно воспринимаемого и растворение в стихиях чисто духовных. В искусстве слова он усматривал разложение художественного творчества, его переход к философскому пониманию, религиозному представлению, прозе научного мышления. Но дальнейшее развитие литературы не подтвердило этих опасений. В своих лучших образцах литературное творчество органически соединяет верность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обоб(104)щений автора. Мыслители XX в. утверждают, что поэзия относится к другим искусствам, как метафизика к науке, что она, будучи средоточием межличностного понимания, близка философии. При этом литература характеризуется как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом». Выполнение литературой внехудожественных функций оказывается особенно существенным в моменты и периоды, когда социальные условия и политический строй неблагоприятны для общества. «У народа, лишенного общественной свободы, – писал А.И. Герцен, –литература –единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».

    Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов. (105)







2024 © mgp3.ru.