Женские образы русской литературы. Образ идеальной женщины в русской литературе


ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Русская литература всегда отличалась глуби­ной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жиз­ни, гуманным отношением к человеку, правди­востью изображения. Русские писатели стреми­лись выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной дру­гой национальной литературе мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличаю­щихся верным и любящим сердцем, а также сво­ей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много вни­мания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги.

Достаточно вспомнить полный красоты и лириз­ма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны. Она - воплощение любви и вернос­ти. Ее печаль в разлуке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к си­лам природы, просит помочь не только ее «ладе», но и всем его воинам. Автор «Слова» сумел при­дать образу Ярославны необыкновенную жизнен­ность и правдивость. Он первый создал прекрас­ный образ русской женщины.

А. С. Пушкин нарисовал незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна - «русская душою», это автор подчеркивает на протяжении всего ро­мана. Ее любовь к русскому народу, к патриар­хальной старине, к русской природе проходит че­рез все произведение. Татьяна - «натура глубо­кая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без искусства, послушная влеченью чувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую лю­бовь к Евгению Татьяна сочетает с чувством дол­га к мужу:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему долгу, у нее глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты воспитала в ней связь с народом и приро­дой, создавшими поистине русскую женщину, че­ловека большой душевной красоты.

Пушкин создал и другой, казалось бы, менее яркий образ - скромную русскую девушку Машу Миронову («Капитанская дочка»). Автор сумел по­казать и серьезное отношение к любви, глубину чувства, которое она не умеет выразить красивы­ми словами, но верность которому сохраняет на всю жизнь. Она готова пойти на все для любимого человека. Она способна пожертвовать собой для спасения родителей Гринева.

Незабываем и другой образ, полный красоты и трагизма - Катерина в драме Островского «Гро­за», в котором, по мнению Добролюбова, отрази­лись лучшие черты характера русского народа: душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Кате­рина - «светлый луч в темном царстве», исключи­тельная женщина, натура поэтически-мечтатель- ная. Попав в атмосферу лицемерия и ханжества, выйдя замуж за нелюбимого человека, она глубо­ко страдает. Но как ярко вспыхивает ее чувство, когда она в этом «темном царстве» встречает че­ловека, близкого ей по своим настроениям. Лю­бовь к нему становится для Катерины единствен­ным смыслом жизни: ради Бориса она готова пе­реступить свои понятия о грехе. Борьба между чувством и долгом приводит к тому, что Катерина публично кается перед мужем и, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабайихи, кончает жизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит «страшный вызов самодурной силе».

Большим мастером в создании женских обра­зов, тонким знатоком женской души и сердца был И. С. Тургенев. Он нарисовал целую гале­рею портретов изумительных русских женщин. Перед нами встает Лиза Капитина - светлая, чи­стая, строгая. Чувство долга, ответственности за свои поступки, глубокая религиозность сближа­ют ее с женщинами древней Руси («Дворянское гнездо»).

Но Тургенев создал образы и «новых» жен­щин - Елены Стаховой и Марианны. Елена - «необыкновенная девушка», она ищет «деятель­ного добра». Она стремится выйти из узких рамок семьи на простор общественной деятель­ности. Но условия русской жизни того времени не допускали для женщины возможности такой деятельности. И Елена полюбила Инсарова, ко­торый всю жизнь посвятил делу освобождения своей родины. Он увлек ее красотой подвига в борьбе за «общее дело». После его смерти Елена остается в Болгарии, посвящая свою жизнь святому делу - освобождению болгар­ского народа от турецкого ига.

Подлинным певцом русской женщины был Н. А. Некрасов. Ни один поэт ни до него, ни после не уделил столько внимания русской женщине. Порт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что «ключи от счастья женского утеряны давно». Но никакая рабски-приниженная жизнь не сможет сломить ее гордость и чувство собственного достоинства. Такова Дарья в поэме «Мороз, Красный нос». Как живой встает перед нами образ, чистый сердцем и светлый.

С большой любовью и теплотой пишет Некра­сов о женщинах-декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Трубецкая и Волкон­ская готовы делить с ними, пострадавшими за счастье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.

Наконец, революционный демократ Н. Г. Черны­шевский показал в романе «Что делать?» образ женщины нового времени - Веры Павловны, реши­тельной, энергичной, самостоятельной. Как страст­но рвется она из «подвала» на «вольный воздух». Вера Павловна правдива и честна до конца. Она стремится облегчить жизнь многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной. Многие женщи­ны зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Вере Павловне.

Л. Н. Толстой, выступая против идеологии де- мократов-разночинцев, противопоставляет обра­зу Веры Павловны свой идеал женщины - Наташу Ростову. Это одаренная, жизнерадостная и реши­тельная девушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу, к его жизни, любит его песни, де­ревенскую природу. Патриотический подъем, ко­торый пережили все слои русского общества при вступлении армии Наполеона в Россию, охватил и Наташу. По ее настоянию подводы, предназна­ченные для погрузки имущества, были освобож­дены для раненых. Но жизненный идеал Наташи Ростовой - счастливая семья.

Крупнейшие русские писатели в своих произве­дениях раскрыли во всем богатстве душевные, нравственные и интеллектуальные качества рус­ских женщин, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе.

сайт - Красота — категория вечная. Читая произведения литературы, каждая из нас, восхищалась, сопереживала, а порой могла видеть себя в образе знаменитых героинь книг. Женщина для многих писателей является воплощением земной красоты. Мужчины писали, и всегда будут писать о женщинах, создавая идеальные образы или запечатлевая навеки в своих строках женщин, волшебных и притом вполне реальных. Так почему бы и не представить себя одной из главных героинь какого-нибудь романа? Вообразить себя тем образом, который в разное время считался идеалом красоты, как внешней, так и внутренней.

Возможно, вы уже ассоциируете себя с одной из прекрасных героинь, в другом случае, данная статья станет открытием новой вас в облике литературной героини.

Татьяна Ларина

Она молчалива, застенчива, любит погрустить у окна, не любит шумные игры и девичьи разговоры подруг. Поэтому в своей семье представляется «чужой девочкой», она не умеет попросить родных о ласке. Однако героине знакомы тончайшие душевные порывы: они просто не раскрываются для других. Она - романтическая личность. Обожает читать книги, ярко переживает с их героями разнообразные чувства и приключения. Ее привлекает все таинственное, загадочное. Когда героиня влюбляется, глубина ее романтической натуры раскрывается. Вчерашняя робкая девушка оказывается неожиданно смелой. Она первая признается в любви, первая пишет письма. Ее любовь идет от самого сердца, это чистое, нежное, застенчивое чувство.
Это образ олицетворяет чувствительность, женственность, мечтательность личности.

Булгаковская Маргарита

Маргарита стала для героя музой. Именно она, прочитав первые страницы его романа, нарекла своего возлюбленного мастером. Благодаря ей он написал великолепный роман, имеющий огромную художественную ценность. Героиня всегда была верна своей любви. Все это время героиня чувствовала себя несчастной, она не жила, а существовала. Долгое время героиня хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом.
Ради любви она идет на все, отбросив любые страхи и опасения.
Героиня, верная во всем и всегда следующая за своим возлюбленным, от начала до конца разделила с любимым его судьбу. Именно этот образ стал воплощением истинной преданности, всепоглощающей любви, пленяющей женщиной-вдохновением.
Булгаковская Маргарита образ, несомненно, яркий, своеобразный любящий свободу, и с вечною мечтой: покинуть ненавистную реальность и перестать быть пленницей рамок и запретов окружающего героиню общества.

Анна Каренина


Анна Каренина - по сюжету, светская женщина, занимающая высокое положение в обществе. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений.

Любовь ее была несчастливой. Хотя герои и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.

Трагическая обреченность любви, связана не только с пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Она - свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое».

Это образ статной, властной и одновременно мягкой и сомневающейся в своих собственных принципах и позициях женщины.

Тургеневская девушка



Героиня — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Жизненный трагизм объясняет ее обратную сторону: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. Она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Героиня излучает нравственную чистоту, искренность, способность к сильным страстям, мечтам о подвиге.

Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Она понимает жизнь простых людей как своего рода подвиг. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.
«Тургеневская девушка» - это девушка, которая имеет независимый, своенравный характер, способная совершить подвиг во имя любви и не только.

Женщина-мечта



Несомненно, наш мир совершенствуется, модернизируется. Взгляды на мир меняются, стремление к идеалу вечны. Образы, застывшие на страницах книг по сей день будоражат наше сознание. Женское совершенство, которое многие гениальные писатели и поэты пытались увидеть и раскрыть, волнуют и сейчас. Героинь искали, фантазировали, порой этот образ оставался лишь мечтой, а кому-то все же, удавалось его найти. Ибо женщина раскрывала себя настоящую. Ведь женщине невозможно быть идеальной и хорошей для всех… главное всегда оставаться собой!

Закройте глаза. Видите? И в вас есть волшебная частица женщины совершенной, женщины-мечты.

Неудивительно, что перу самой знаменитой английской писательницы принадлежит образ главной героини британской литературы: речь, конечно, об Элизабет Беннет из романа «Гордость и предубеждение» - второй книги Джейн Остин. Именно с ней предпочитали себя ассоциировать юные девушки страны, а также пытались ей во всем подражать: в XIX веке был настоящий культ Элизабет, сравнимый с популярностью образа гетевского «страдающего Вертера» в немецком обществе XVIII столетия. Причинами успеха литературного персонажа (помимо ) является то, что он изначально противопоставлялся представлениям о благовоспитанной девушке. В отличие от реальных англичанок того времени, которым подобало во всем слушаться семью, быть всегда сдержанной и даже холодной, Элизабет была живой и естественной. , признать свою неправоту, если нужно, и даже пойти на нарушение норм приличия - естественно, юным британкам, уставшим от гнета строгих правил, импонировало такое поведение.

Любопытно, что этот образ вообще стал каноническим для литературы XIX века: если присмотреться, многие героини произведений той эпохи хоть в чем-то да похожи на Беннет. Даже Лев Толстой как-то вскользь признавался, что, работая над образом Наташи Ростовой, он читал романы английских писательниц - в том числе и Джейн Остин.

Япония: принцесса Отикубо

Как известно, долгое время была закрытой страной, и поэтому общественные стереотипы и нормы поведения там изменялись куда реже, чем в Европе. Один из первых образов идеальной женщины, повлиявший на многих будущих национальных писателей, появился в японской литературе очень рано, еще в X веке, когда неизвестным автором была написана «Повесть о прекрасной Отикубо». Больше всего этот текст напоминает сказку о Золушке: прекрасную падчерицу, живущую в каморке, изводит своими поручениями мачеха, а отец и другие сестры поддерживают ее в этом деле. Она обшивает весь дом, убирает, готовит, но нрав мачехи так и не смягчается.

Только счастливый случай однажды сводит ее с молодым человеком из благородного японского рода, который влюбляется в нее. Главным для нас (и для японцев) здесь является то, что сердце мужчины Отикубо покоряет не только своей красотой, но также и трудолюбием, добротой, тонким вкусом и умением слагать блестящие стихи. Все эти качества особенно сильно ценились японцами в женщинах, и любая обязана была разбираться в искусстве, чтобы неловким замечанием не опозорить своего мужа. Также интересно и то, что, в отличие от «Золушки», злые родственники здесь отнюдь не были наказаны в конце истории - напротив, Отикубо простила их и уговорила своего возлюбленного всячески помогать несчастному отцу, мачехе и сестрам с братьями.

Россия: Татьяна Ларина и Наташа Ростова

Все мы помним, как в школе писали сочинения на тему «Женские образы в русской литературе». И обойти вниманием произведения Александра Пушкина и Льва Толстого было просто невозможно. Еще бы: имена Татьяны Лариной и Наташи Ростовой стали нарицательными, а их манера поведения и характер долгое время были настоящими . Так, например, ценность семьи и верность мужу ставилась превыше личных интересов и желаний, и принцип «но я другому отдана и буду век ему верна» должен был стать, при случае, жизненным кредо для девушек. Что касается Наташи Ростовой, то здесь все очевидно: Лев Толстой стремился в ее образе представить идеальную женщину - по крайней мере, в его представлении. Роль матери и надежной опоры для мужа - главное ее предназначение, тогда как о светских раутах и балах лучше поскорее забыть.

При этом стоит отметить, что образ и Татьяны Лариной, и Наташи Ростовой не был результатом долгих наблюдений писателей за жизнью российских дам - нет: Пушкин, работая над «Евгением Онегиным», многое перенял из современной ему французской литературы, а Лев Толстой - из английской. Все это, впрочем, совсем не помешало литературным героиням стать своеобразными национальными символами - вот что значит писательский талант.

США: Скарлетт О’Хара

Главная героиня американской литературы, безусловно, Скарлетт О’Хара. В данном случае слово «героиня» более чем уместно, жизнь девушки отнюдь не была легкой, однако она всегда находила силы взять себя в руки и поверить в свою знаменитую фразу: «Об этом я подумаю завтра». Скарлетт обожали все американки и американцы, о чем свидетельствует колоссальный успех книги в США, а также восемь «Оскаров», которые получила его знаменитая экранизация. Роман был переведен на 70 языков, и образ Скарлетт стал вдохновлять и служить примером для многих женщин по всему миру - в этом смысле в литературе не так уж много похожих на О’Хару персонажей.

Любовь читающей публики принадлежала не только литературному образу, но и самой писательнице, создавшей ее. Маргарет Митчелл, прошедшая через несколько не самых удачных романтических историй, как и ее героиня, никогда не сдавалась и работала над собой. Только травма лодыжки помешала ей стать успешным корреспондентом, но жалеть об этом слишком сильно она не стала, взявшись за перо, чтобы написать свой единственный роман «Унесенные ветром».

Франция: госпожа Бовари

Вряд ли Флобер мог представить, что его нелюбимая героиня, госпожа Бовари, станет не только именем нарицательным, но еще и вызовет всеобщее сочувствие женщин во всей Франции. Он, будучи известным моралистом, рассчитывал как раз на совершенно другой эффект. В его глазах Эмма Бовари, которая пытается подняться над пошлостью и скукой быта посредством адюльтера, заслуживает яростного осуждения и самого высшего наказания - смерти. Собственно говоря, знаменитый французский романист потому и «отравляет» в конце книги Бовари, решившуюся изменить своему нелюбимому мужу.

Однако многие не согласились с такой позицией автора и вот уже более ста лет спорят, достойна ли Эмма сочувствия. Романтические натуры, конечно, всячески поддерживают ее поведение, делая женщину символом протеста против условностей общества: действительно, она послушалась своего сердца, но ведь ничего преступного в этом нет. Впрочем, моралисты обычно дают яростный отпор романтикам.

Как бы то ни было, Флоберу удалось создать образ «провинциальной француженки» столь талантливо, что скучающая Эмма стала одной из главных героинь французской литературы, а обычные женщины зачитывались романом и сочувствовали ей, нередко узнавая в грустной судьбе Бовари черты своей собственной жизни.

Женские образы в литературе XIX в.

Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. - начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития.

На мой взгляд, русская классическая литература настолько богата и разнообразна, что может нам поведать о любой проблеме, актуальной и поныне.

Как много существует в русской литературе произведений, рассказывающих о женской судьбе. Это и «Светлана» В.А. Жуковского,
«Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений
Онегин» А.С. Пушкина. Героини этих произведений жили примерно в одно время и находились в одинаковых обстоятельствах. Софья, племянница
Стародума из комедии «Недоросль», Софья Фамусова из пьесы «Горе от ума», Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» …и это далеко не полный перечень героинь, с которыми связаны лучшие страницы русской классической литературы.
Изучая эти произведения на уроках литературы, я стала все чаще и чаще задумываться над женской долей этих девушек. Раньше мне казалось, что их жизнь полна чего – то необычного, таинственного, но со временем я стала понимать, что ничего загадочного здесь нет, они обычные, светские дамы, со своими проблемами и недостатками. Но так просто ничего не бывает, и какими простыми они ни были бы, в каждой из них есть свои особенности, качества, за которые следует их ценить и уважать. И вот поэтому меня заинтересовала тема женской судьбы, поставленная в произведениях поэтов и писателей XVIII в. – начала XIX в.
Одни авторы, создавая свои творения, стремились показать женскую красоту и очарование, рассказывая о своем «милом идеале» женщины.
Другие говорили о женственности, душевной чистоте, искренности, силе характера.

Самыми известными, на мой взгляд, являются Софья Фамусова из пьесы
А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Татьяна Ларина из романа А.С. Пушкина
«Евгений Онегин».

Чтобы лучше понять их, осознать глубину их характеров, я и взялась за исследовательскую работу. Ведь эти героини чем – то похожи на нас, сегодняшних. Мы также стремимся найти ответ на вечный вопрос: «Что такое любовь?» Мы тоже хотим понять это чувство, хотим любить и быть любимыми, но при этом делать свой выбор осознанно, не теряя собственного достоинства.

Я считаю, что между Софьей Фамусовой и Татьяной Лариной есть много общего. Они жили примерно в одну эпоху, когда женщинам полагалось сидеть дома, воспитывая детей, и только благодаря тому, что они дворянки, родители позаботились об образовании для своих дочерей, но и это могло быть только в лучшем случае.

Одна воспитана в деревне и потом приезжает в Москву. Другая живет в
Москве, но затем, по всей вероятности, окажется на какое – то время в деревне. И книжки они, вполне возможно, читали одни и те же. Для отца
Софьи в книгах – все зло. А Софья воспитывалась на них. Скорее всего, именно на тех, которые были доступны и «уездной барышне», пушкинской
Татьяне – Ричардсон, Руссо, де Сталь.
Софья выросла в доме своего отца - Павла Афанасьевича Фамусова, в младенчестве потеряла мать. Воспитывала её мадам Розье, которая была её гувернанткой. Софья получила хорошее образование

«Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему…», - говорил Фамусов.
В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», как говорит о ней восхищенный Чацкий, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже её отец.
Важную роль в ней играет та непосредственность, неиспорченность её натуры, которая позволила Гончарову сблизить грибоедовскую героиню с пушкинской Татьяной Лариной: «…она в любви своей точно так же готова выдать себя, как и Татьяна: обе как в лунатизме бродят в увлечении с детской простотой».
Но есть и существенная разница. Татьяна не только сама идеальный характер русской женщины, какой представлял его себе автор романа
«Евгений Онегин». Она и любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств.
Избранник Софьи, к сожалению, иной. Поэтому и мы по – иному должны оценивать ее поведение, ее смелость, так пугающую этого избранника.
Сопоставляя Татьяну и Софью, Гончаров писал, что «громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее, но и выбор Татьяны тоже был случайным…».
Но он же отмечал далее, что «не безнравственность» (но и не «бог», конечно) «свели» ее с Молчалиным. А просто «влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права». Так считает Гончаров.

Ее характер сразу нам не понять. В её поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями.

Несмотря на то, что воспитана она «дураком отцом и какою – нибудь мадамою», её идеал противоречит правилам фамусовского общества. Хоть он и возник под влиянием «французских книг», но в нем чувствуется стремление к самостоятельному выбору своей любви и своей судьбы, несогласие с уготовленной участью. Софья готова защитить свою любовь – правда, методами воспитавшего её общества: обманом и сплетнями.
Это проявляется, в отношении Чацкого. Она пускает слух, будто Чацкий сошел с ума, пытаясь этим отомстить ему.

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить.
Софья не скрывает своей отчужденности, а затем и враждебности к нему, хотя она и понимает, что притворство с этим зорким наблюдателем ее поведения «облегчило» бы ей жизнь. Она даже, не притворствуя, открывает ему свою симпатию к Молчалину, признается доверчиво и прямо:

Я не старалась, бог нас свел.

Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких;

Чужих и вкривь и вкось не рубит, -

Вот я за что его люблю.
Софья живет только любовью, невысокое и зависимое положение Молчалина как будто даже усиливает её влечение к нему. Чувство её серьезно, оно дает ей смелость не бояться мнений света и идти против всех норм и традиций своей среды.

Что мне молва? Кто хочет, так и судит…

Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?

Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят.
Свой выбор она делает самостоятельно и не стыдится, почти не скрывает его.

Молчалин! Как во мне рассудок цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

В.Г Белинский в отношении Софьи замечает: «В ней есть какая – то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностью его, словом не по расчету, а, напротив, уж слишком не по расчету…». И в самом деле, несколько подозрительно, что девушка дворянского происхождения обращает свое внимание не на друга детства, которого должна она знать лучше, а на слугу, главные таланты которого – хитрость и умение приспосабливаться.
Но, узнав, как с ней поступил Молчалин, Софья с презрением его отвергает, велит завтра же оставить дом, грозя в противном случае, всё открыть отцу.

Отстаньте, говорю, сейчас,

Я криком разбужу всех в доме,

И погублю себя и вас.

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Ценя в человеке ум, самоотверженность, уважение к людям, Софья вызывает жалость к себе, потому что она жестоко ошиблась в Молчалине.
И эта ошибка наносит ей жестокий удар.

Как заметил К.А. Полевой: «Софья необходимое лицо пьесы, где видите вы современное общество". Она является как бы начальным этапом будущих коварных, злоречивых, бесчувственных Хлестовых, Хрюминых, Тугоуховских, которые в свое время, конечно, были Софьями, но, лишенные воспитания нравственного и умственного, сделались сплетницами и губительницами молодых своих дочек, внучек и племянниц. « Ум и душа, всегда праздные и погруженные в мелкие пересуды и чванство жизни, означаемой только обедами и балами, непременно должны принести те плоды, которые собрал
Фамусов в конце комедии», - к такому заключению пришел К.А. Полевой в своей статье, посвященной Софье.
Но Софья не такая как они, она гораздо умнее своих сверстниц, тоньше их чувствует. Она слишком полна чувствительности. В ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстной и женской мягкости…«она прячет в тени что – то свое, горячее, нежное, даже мечтательное», - говорил А.И. Гончаров. Софья не любит пустое умничанье, острословие и злоязычие, которыми отличались люди XIX в.
Поэтому она и не может понять Чацкого: его беспощадные остроты она тоже относит к злоязычию.
Мне искренно жаль Софью: она со своим живым умом, самоотверженностью стала жертвой общества, в котором господствуют лицемерие и корысть, а настоящие чувства обесцениваются. Её урок – это и мне урок в жизни. Она поддалась влиянию людей, её окружающих; проявила слабость, а значит, нужно держаться своих жизненных принципов, и доверять только близким и верным людям, которые могут и в самом деле дать дельный совет.
Как заметил в свое время И.А. Гончаров: «Софья – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты её круга…»
И нам не известно, как сложится дальнейшая судьба Софьи, но хочется верить, что она сумеет сохранить в себе то лучшее, что было дано ей природой.
Татьяна Ларина – это еще одна героиня, судьба которой сложилась не так, как хотелось бы ей самой. Её любовь носила, скорее всего, трагичный характер. Хотя, я не думаю, что Татьяна разочаровалась в жизни. Может быть, это было всего лишь испытание, которое она с достоинством вынесла.
Татьяна – очень редкое имя для XIX в. и может быть, называя так свою героиню, А.С. Пушкин уже подчеркивал необычность, особенность, исключительность её натуры. Употребляя частицы НЕ и НИ в описании
Татьяны, он рассказывает не столько о том, какой она была, а скорее о том, какой Татьяна не была: обычной.

« Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива…

…Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела…

Задумчивость и мечтательность выделяют ее среди поместных обывателей, она чувствует себя одиноко среди людей, не способных понять ее духовных запросов. Ее вкусы и интересы не совсем понятны нам:

…страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей…

…Она любила на балконе

Предупреждать зари восход…

…Ей рано нравились романы…
Единственным настоящим удовольствием и развлечением Татьяны были книги: она читала много и без разбору.

«Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо»
Эти романтические книжные герои и послужили Татьяне примером для создания идеала своего избранника. То же мы наблюдаем и у Софьи.
В.Г. Белинский, объясняя характер Татьяны, говорил: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило её душу; ум её спал… Девические дни её ничем не были заняты, в них не было своей череды труда и досуга… Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший её внутренний огонь, что её ум ничем не занят…».
Пушкин пишет о своей героине серьезно, уважительно. Он отмечает ее одухотворенность, поэтичность.

Под влиянием прочитанных книг Татьяна создает свой романтический мир, в центре которого – волею судеб – оказался Онегин, необычность и глубину личности которого Татьяна сразу почувствовала. Должна заметить, что Онегина и Татьяну объединяет многое: умственная и нравственная неординарность, ощущение чуждости своей среде, порой острое чувство одиночества. Но если к Онегину Пушкин относится двойственно, то к
Татьяне – с открытой симпатией. С «милой Татьяной» связаны представления поэта о русском национальном характере. Пушкин наделил свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
«воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным».
Не зря автор замечает:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму…
Она думает и чувствует как истинно русский человек. Она умеет ценить естественную природную красоту. Недаром, когда Таня узнала, что отправляют её в Москву, с первыми лучами солнца она встала и поспешила в поля:

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;
Природа оказывает на нее большое влияние. Благодаре ей Татьяна не сломилась, выдержала боль, нанесенную ей Онегиным.
А.С. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в провинциальной усадьбе, с бытом, поверьями, фольклором народа.

«Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Её тревожили приметы;»

Об этом также свидетельствует и сон Татьяны, он говорит о ее естественности, честности, искренности, настолько близко ей народное, фольклорное восприятие мира.

А вспомним Софью: ведь она тоже говорит о сне. И здесь впервые самой
Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценивал
Гончаров. Сон Софьи важен для постижения ее характера, как важен сон
Татьяны Лариной для постижения характера пушкинской героини, хотя
Татьяне её сон снится на самом деле, а Софья сон сочиняет, чтобы обмануть отца.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим – будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок…Знаете, кто в бедности рожден…

Татьяне в ее сне привиделся Онегин. «Она узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!
Как заметил В.Г. Белинский в своей статье: Татьяна – «это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине…
… И вдруг является Онегин. Он весь окружен тайной: его аристократизм, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром… не могли не действовать на фантазию Татьяны». С пониманием Пушкин описывает, как просыпается чувство любви у Татьяны:

Давно её воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала…кого – нибудь,

И дождалась … Открылись очи;

Она сказала: это он!

Интерес вызывает сочетание кого – нибудь. Разве можно ждать просто кого – нибудь? А Татьяна ждала, и, наверное, потому она полюбила человека, не зная его. Она знала лишь, что Евгений не такой, как все вокруг, - этого оказывается достаточно, чтобы заинтересоваться, а потом полюбить. Она очень мало знала жизнь, людей и даже себя. « Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое – нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни
Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать», - говорил В.Г. Белинский
Но её любовь – настоящее, большое чувство, как бы ни было оно заимствовано из книг. Она любила всем сердцем, всей душой отдавалась этому чувству. С какой искренностью писала она письмо Онегину, и это притом, что она первая заявила о своей любви, первая пошла на рискованный шаг, абсолютно не принятый в обществе.
Письмо Татьяны – это порыв, смятение, страсть, тоска, мечта, и при этом оно все – подлинно. Оно написано русской девушкой, неискушенной, нежной и одинокой, чувствительной и застенчивой.
Такой поступок вызывает только уважение. Ведь даже в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь.
Но проходит время, Татьяну выдают замуж, хотя в ее сердце по – прежнему живет первая любовь. Но она остается верна своему долгу. При встрече она говорит Онегину:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».
И сейчас, в наше время, каждый молодой человек ищет свой идеал женщины. И я думаю, что у многих этот идеал ассоциируется с Татьяной
Лариной, потому что в ней сочетаются те качества, которые делают женщину прекрасной. Проходят годы, меняются люди, общественные условия, эстетические принципы, но всегда будут в чести те душевные качества, которыми обладает «милый идеал» великого русского поэта А. С. Пушкина.

Подводя итог сказанному мной, я возвращаюсь к сравнению Татьяны
Лариной и Софьи Фамусовой.

Для читателей Татьяна стала идеалом для подражания. Убедительным, психологически правдивым образом русской девушки, молчаливой и грустной, робкой и в то же время решительной, искренней в своем чувстве.
А Софья - примером юной девушки, в которой борются наивность и лицемерие, жажда любви и препятствия, создаваемые обществом и воспитанием.
Героиня пушкинского романа проходит значительную и очень важную часть своего жизненного пути и предстает перед нами как сложившийся, законченный автором характер. Героиня грибоедовской пьесы по сути получает лишь первый жестокий урок. Она изображена в начале тех испытаний, которые выпадают на ее долю. Поэтому Софья – характер, который может быть еще развит и раскрыт «до конца» только в будущем.

В процессе изучения этой темы, я поняла на сколько сложно было женщинам делать свой выбор, особых прав они не имели, поэтому с их мнением никто не считался. И насколько мы, оказывается, счастливее их.
Ведь нам, живущим в XXI в., открыты все пути и дороги. Но как важно не ошибиться в выборе и сохранить себя. В этом, несомненно, нам помогают и
Софья Фамусова и Татьяна Ларина.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одной из отличительных черт русской классической литературы является глубина ее идейного содержания. В ней наблюдается неустанное стремление к разрешению вопроса о смысле жизни, гуманное отношение к людям, правдивость изображения.

А также русские писатели в своих произведениях стремились найти образ идеальной русской женщины. Они выявляли ее лучшие черты, которые присущи нашему народу. Мало в какой литературе мира можно найти столь прекрасных и чистых представительниц слабого пола. Их отличает любящее и верное сердце и неповторимая душевная красота.

Лишь в русской литературе так много внимания уделяется описанию внутреннего мира и сложнейших переживаний женской души. Сквозь все произведения просматривается образ русской женщины, которая является героиней, у которой большое сердце и пламенная душа, которая готова на подвиги.

Русская душою Татьяна

Одним из центральных образов женщины в русской поэзии является незабываемый образ Татьяны Лариной, созданный А. С. Пушкиным. На протяжении всего романа «Евгений Онегин» автором подчеркивается то, что она - «русская душою». Показывается, как она любит русский народ, русскую природу, патриархальную старину, ее обычаи, предания.

Татьяна предстает перед читателем как человек, которому свойственна глубина натуры и страстность чувств. Она отличается такими качествами, как цельность, искренность, простота. Поэт пишет, что любит Татьяна «без искусства», она поддается влечению чувств.

В тайну своей любви к Евгению она не посвящает никого, кроме няни. Но глубина любовного чувства не может перевесить чувства уважения и долга по отношению к мужу. Она не хочет лукавить и сообщает Евгению, что любит его, но всю жизнь будет верна своему законному супругу.

В этом романе А. С. Пушкин дал образ русской женщины, которая очень серьезно относится к жизни, к любви и долгу. Она отличается глубиной переживаний, сложностью душевного мира. Автор дает понять, что эти черты напрямую связаны с русской природой, русским народом, под влиянием которых сформировалась поистине русская женщина, человек с большой и красивой душой.

Скромная Маша Миронова

В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин вывел образ русской скромной девушки - Маши Мироновой. Казалось бы, он совсем не является выдающимся. Но если рассмотреть его более внимательно, то можно увидеть, и глубину ее чувств, и серьезное отношение к любви. Она не может выразить их словесно, но всю жизнь хранит им верность. Маша проявляет готовность пойти на все, чтобы спасти любимого человека, пожертвовать собой ради жизни родителей.

Крестьянки и декабристки

Особняком в отечественных поэтических произведениях стоят образы русских женщин Некрасова. Этого замечательного поэта называют их певцом. До этого и после этого ни один из стихотворцев не уделял им так много внимания.

С неподдельной болью Николай Алексеевич рассказал о трудных судьбах русских крестьянок. Он писал, что ключи от их женского счастья являются давно утерянными. Но, несмотря на это, рабская приниженная жизнь не сломила присущие им чувства гордости, собственного достоинства. Такой является Дарья, знакомая нам по поэме «Мороз Красный Нос». Образ этой русской крестьянки - это образ светлого человека, чистого душой и сердцем.

Большая любовь и теплота чувствуется в изображении Некрасовым женщин-декабристок, которые, нисколько не сомневаясь, последовали в Сибирь за мужьями. Княгини Волконская и Трубецкая готовы в полной мере разделить с ними все невзгоды, бедствия и лишения, тюрьму и каторгу.

Светлый луч - Катерина

Нельзя не отметить и этот образ русской женщины, который полон одновременно красоты и трагизма. Это Катерина из «Грозы» Н. А. Островского. По мнению Н. А. Добролюбова, в ней отразился ряд лучших черт, характерных для русского народа. Речь идет о душевном благородстве, стремлении к свободе и правде, готовности к протесту и борьбе.

Все помнят, что критик назвал Катерину лучом света, который пробился сквозь темное царство удушливого патриархального купеческого мира Кабанихи и Дикого. Эта женщина характеризуется как исключительная, обладающая поэтической, мечтательной натурой. Очутившись в атмосфере ханжества, лицемерия, будучи выданной замуж за нелюбимого, она испытывает неподдельные глубокие страдания.

Но когда она в «темном царстве» встречается с человеком, близким ей по ее настроениям, в ней ярко вспыхивает романтическое чувство. Любовь становится для героини главным и единственным смыслом ее жизни. Однако чувство долга в ней побеждает, и она кается перед мужем. И хотя в финале Катерина погибает, бросившись в Волгу, тем самым она бросает «вызов самодурной силе».

Знаток И. С. Тургенев

Еще одним большим мастером в создании образов русских женщин является И. С. Тургенев. Он был тонким знатоком женской души и сердца и вывел изумительную галерею образов. В «Дворянском гнезде» перед читателем предстает чистая, светлая и строгая Лиза Калитина. С женщинами Древней Руси ее сближают такие черты, как глубокое религиозное чувство, чувство долга и ответственности за свои поступки.

Однако писателем изображены и женщины нового типа. Такими являются Елена Стахова из романа «Накануне» и Марианна из «Нови». Так, Елена пытается вырваться из узких семейных рамок, окунуться в бурный поток общественной деятельности. Однако условия жизни, существовавшие в то время, не давали женщинам такой возможности. После смерти любимого человека Стахова посвящает жизнь святому делу. Она участвует в освобождении народа Болгарии от турок.

Женщина для семьи

Одним из любимейших и наиболее разработанных образов женщины в русской литературе является образ Наташи Ростовой в «Войне и мире» Льва Толстого. Великий писатель противопоставляет его образу Веры Павловны у Чернышевского в романе «Что делать?». Будучи несогласным с идеологией демократов-разночинцев, Толстой рисует образ женщины, созданной не для общественной деятельности, а для семьи.

Наташа - девушка решительная и жизнерадостная, близкая к народу. В ней присутствует хозяйственность и практичность. При вступлении в Москву Наполеона она, как и многие представители самых разных слоев русского общества, испытывает неподдельный патриотический подъем.

Но жизненные идеалы героини не являются сложными, они находятся в области семейной сферы и ярко проявляются в конце романа, когда читатель видит Наташу в окружении счастливого семейства.

Таким образом, крупнейшим из русских поэтов и писателей удалось вывести целую плеяду прекрасных образов русских женщин, во всем богатстве раскрыв все их качества, к которым относятся ум, чистота, стремление к счастью, борьбе, свободе.







2024 © mgp3.ru.