Какие памятники были в древней руси. Памятники художественной культуры древней руси


Посещая европейские страны, мы удивляемся - замкам и церквям может быть более 1000 лет, они хорошо сохранены и извне просто поражают. Но где же наше наследие древности - памятники Киевской Руси?

Десятки, если не сотни, войн, время и равнодушие уничтожили большинство из них. Многие из величественных городов Киевской Руси сейчас стали провинциальными городками, но часто могут похвастаться уникальными достопримечательностями, другие - стали мегаполисами и прячут бесценные сокровища за частоколом небоскребов. Но даже эти малочисленные памятники - бесценные для украинского народа. Так где же их найти?

Памятник легендарным основателям Киева - Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь. Источник фото: kyivcity.travel.

Киев

Собор Святой Софии

Столичный град сохранил в себе наибольшее наследие тех древних времен. Конечно, самой известной достопримечательностью является , который построили во времена Ярослава Мудрого. Главный храм тогдашней Восточной Европы сейчас имеет статус объекта мирового наследия ЮНЕСКО. Историки доказали, что храм заложил еще Владимир Великий в 1011 году, а закончил его сын Ярослав в 1037 году.

После монгольского нашествия храм частично оставался в руинах. Киевские митрополиты старались поддерживать храм в адекватном состоянии, однако большая реставрация состоялась аж во времена Ивана Мазепы. В то время храм приобрел тот облик, который мы видим сейчас. Тогда же была построена колокольня, которая является одним из символов столицы.

Источник фото: obovsem.kiev.ua.

Михайловский Златоверхий собор

Достопримечательность архитектуры Киевской Руси стала жертвой советской власти. вместе с величественным собором существовал с 1108 года по 1936, когда его взорвали коммунисты. Построил его внук Ярослава Мудрого Святополк Изяславич. В 17 веке он приобрел формы украинского барокко. Отстроили его только в 2000 году. Сейчас это действующий монастырь и храм УПЦ КП.

Так собор выглядел на фотографии 1875 года. Источник фото: proidysvit.livejournal.com.

Михайловский Златоверхий в наши дни. Источник фото: photoclub.com.ua.

Киево-Печерская лавра

Одну из главных святынь православных христиан, духовный центр украинского народа, тоже не обошла печальная участь войны - главный храм лавры разрушили в 1942 году. Историки поныне ищут виновных, то ли советские войска, то ли Вермахт - неизвестно. Но храм восстановили только в 2000 году.

Построили Успенский собор 1078 году во времена сына Ярослава Мудрого Святослава Ярославича. Монастырь на этом месте существовал все время, до сегодняшних дней. Сейчас - это одна из основных святынь православных христиан, принадлежит УПЦ МП.

Источник фото: litopys.com.ua.

С тех времен до сегодня пришли еще 2 памятника Киевской Руси, которые расположены на территории лавры - церковь Спаса на Берестове и Троицкая Надвратная церковь. Все они были значительно перестроены и приобрели свой современный вид в 18 веке.

Церковь Спаса на Берестове. Источник фото: commons.wikimedia.org автор - Константинъ Буркут.

Выдубицкий монастырь

Еще одним украшением Киева является . Его история начинается с 1070-х годов, когда был построен Михайловский храм, который является старейшим на территории монастыря. Он также неоднократно перестраивался и восставал из руин, а сегодняшний вид приобрел после 1760 года.

Кирилловская церковь

Один из интереснейших памятников древнего Киева. Построен в середине 12 века. Вокруг храма существовал Кирилловский монастырь, который был разрушен в 30-х годах 20 века, а церковь была превращена в музей. В 17 веке была реставрирована и приобрела черты украинского барокко. В том же виде дошла до сегодняшних дней. Изюминкой являются замечательные росписи 12 века, которые были восстановлены Михаилом Врубелем. Среди древних фресок есть и работы мастеров киевской школы 19 века - Николая Пимоненко, Харитона Платонова, Самуила Гайдука, Михаила Климанова и других.

Золотые Ворота

Это единственный памятник каменного оборонного зодчества времен Руси, который сохранился до наших дней, хотя и частично. Они были построены во времена Ярослава Мудрого, то есть им около тысячи лет. От аутентичного сооружения до нас дошли руины, вокруг которых воссоздали сами уже во второй половине 20 века. Сегодня можно только представлять величие старого Киева, увидев их реконструкцию.

Источник фото: vorota.cc.

В Киеве сохранилось больше всего памятников Киевской Руси. Непоправимый ущерб нанесли большевики с их манией уничтожения церквей. Михайловский Златоверхий, церковь Богородицы-Пирогощи на Подоле, Васильевская и Георгиевская церкви, храм на месте древней Десятинной церкви и некоторые другие - все они были уничтожены в 30-х годах 20 века, простояв до этого не одно столетие.

Церковь Богородицы-Пирогощи в Киеве. Сегодня на ее месте отстроили храм, близкий по формам к первоначальному. Источник фото: intvua.com.

Чернигов

Чернигов был одним из богатейших городов Киевской Руси. В какой-то мере он конкурировал со столицей. Даже сейчас в нем осталось много памятников Киевской Руси.

Спасо-Преображенский собор

Одна из главных святынь древней Руси и главный храм Черниговской земли. Он ровесник Софии Киевской и является одним из старейших храмов на территории Украины. Его строительство начали в 1035 году. Строение заложил брат Ярослава Мудрого Мстислав Храбрый. частично перестраивался на протяжении своей истории, однако сегодня является одним из хорошо сохранившихся храмов Руси на территории Украины. В интерьерах частично сохранились древние росписи 11 века.

Источник фото: dmitrieva-larisa.com.

Борисо-Глебский собор

Неподалеку от Спасо-Преображенского собора находится другая достопримечательность древнего Чернигова - . Он был построен между 1115 и 1123 годами. Перестраивался в 17-18 веках в стиле украинского барокко, однако во времена Второй мировой в него попала авиабомба, которая разрушила свод храма. После войны в 1952-1958 годах проводилась реставрация собора, в ходе которой храм приобрел свой первозданный вид. Сегодня в нем находится музей. Из его ценнейших экспонатов - серебряные царские врата, изготовленные на средства Ивана Мазепы.

Источник фото: invtur.com.ua.

Ильинская церковь

Небольшая древняя церковь с почти тысячелетней историей. Находится на склонах - живописного урочища в Чернигове. Храм появился как церковь у входа в - ровесницы пещер Киево-Печерской лавры. По легенде, их также основал Антоний Печерский. Неоднократно перестраивалась и приобрела свой вид в 17 веке в стиле украинского барокко. Сегодня является музеем заповедника «Чернигов древний».

Источник фото: sumno.com.

Успенский собор Елецкого монастыря

Чернигова. Был построен в середине 12 века. Во время татаро-монгольского нашествия был частично разрушен, но затем восстановлен. Как и многие другие храмы, был перестроен в стиле украинского барокко, в котором дошел до сегодняшних дней. В интерьере собора сохранились небольшие остатки росписей времен Киевской Руси.

Источник фото: uk.wikipedia.org, автор - KosKat.

Остер

Небольшой провинциальный городок на берегах Десны, казалось бы, ничем не может привлечь туриста. Однако в нем сохранились руины Юрьевской Божницы - алтарной части древнего Михайловского храма, который окончательно был разобран в конце 18 века. Сама церковь была построена по указу Владимира Мономаха на рубеже 11 и 12 веков. На ее стенах сохранились уникальные росписи 12 века, однако сейчас памятник требует значительного внимания, есть угроза потерять ценные росписи из-за неадекватной консервации храма.

Канев

В этом городе довольно неожиданно можно встретить древний храм 1144 года - . Его построил князь Всеволод Ольгович, храм очень приближен в архитектурном плане к Кирилловской церкви в Киеве. Был поврежден татарами и турками в 1678 году, однако был восстановлен через 100 лет в современных формах. В нем был похоронен казачий атаман Иван Подкова, который еще при жизни стал легендой. В Успенском соборе два дня находились останки Тараса Шевченко во время его перезахоронения согласно завещанию поэта. Сегодня это действующий храм УПЦ МП.

Источник фото: panoramio.com, автор - hranom.

Овруч

Небольшой городок Овруч на севере Житомирщины может вас приятно удивить - здесь сохранилась , которую построили около 1190 года при содействии князя Рюрика Ростиславича. Храм разрушался неоднократно, но постоянно отстраивался, пока в 1907-1912 годах ни была проведена масштабная реставрация и восстановление здания в его древнерусских образах. Руины старой церкви вошли в состав восстановленных стен храма. В интерьере сохранились остатки оригинальной росписи.

Источник фото: we.org.ua.

Владимир-Волынский

Некогда величественный город Киевской Руси и столица Волынской земли, сегодня небольшой городок. О былом величии и славе вам расскажет , который еще называют храмом Мстислава по имени его основателя, князя Мстислава Изяславича. Строительство собора относят к 1160 году. За время своего существования претерпел не одно разрушение, однако в 1896-1900 годах был воссоздан в первоначальных формах. Вместе с епископскими палатами образует замочек - укрепленную часть старого города.

Источник фото: mapio.net.

Любомль

По дороге на загляните в провинциальное волынское местечко Любомль. В нем находится , которую заложили в начале 1280-х по приказу волынского князя Владимира Васильковича. Как и много других храмов древней Руси, неоднократно подвергался разрушениям, однако затем перестраивался. В конце 18 века церковь приобрела современный вид.

Источник фото: mamache.wordpress.com.

Галич

Один из древнейших городов Киевской Руси, впервые упоминается в венгерских хрониках еще в 898 году. Наибольшего своего расцвета достиг во времена Ярослава Осмомысла, который воспет в «Слове о полку Игореве». Хоть короля Даниила принято именовать Галицким, но как раз он перенес свою столицу из Галича в Холм. В городе и его окрестностях сохранилось 2 церкви, памятники древней Руси в Украине. Самой яркой является в Крылосе, селе под Галичем. Она уникальна тем, что сочетает в себе привычный для Руси византийский стиль с романским. Построена около 1194 года Романом Мстиславичем, отцом Даниила. В 1998 году храм был в последний раз отреставрирован, тогда он приобрел современный вид. Что интересно, в церкви сохранились древние средневековые надписи на стенах. Некоторые из них сохранились еще с княжеских времен.

Источник фото: photographers.ua, автор - Игорь Боднар.

Еще одной древней церковью Галича считают , который был построен во второй половине 13 века. Сведения об истории церкви весьма скупы. Была отреставрирована в 18 веке, а современный вид приобрела после последней перестройки 1906 года.

Источник фото: hram-ua.com.

Львов

Как известно, Львов был основан еще Даниилом Галицким и назван в честь его сына Льва. Однако с того времени до нас дошли всего 2 сооружения - и . Это древнейшие здания Львова. Хоть костелы были совсем не характерны для древней украинской архитектуры, но во Львове его построили по просьбе жены князя Льва Констанции, которая исповедовала латинский обряд. Приблизительная дата строительства - 1260 год. Кстати, костел находится неподалеку от , центра княжеского Львова. Сейчас в костеле музей древнейших памятников Львова.

Относительно Николаевской церкви историки расходятся во мнениях. Ее возвели в период между 1264 и 1340 годами, ориентировочно во время правления князя Льва, который даровал этой церкви землю. Или это был княжеский храм-усыпальница, или ее построили на средства местных купцов - неизвестно. Несмотря на многочисленные перестройки, храм дошел до нас в хорошем состоянии.

Источник фото: photo-lviv.in.ua.

Ужгород

Уникальный памятник средневековья находится в Ужгороде, точнее в пригороде Горцы - . Ученые по сей день спорят, кто и когда ее построил, поскольку достоверных исторических источников не сохранилось. Однако есть веские основания считать, что она была построена во второй половине 13 века, когда Закарпатье входило в состав Галицко-Волынского княжества. Подобные сооружения были также в Галиче, Холме, Киеве и Владимире, однако большинство из них не сохранилось. Интересным в Горской ротонде является внутреннее убранство - фрески выполнены в стиле итальянской школы живописи, возможно, учениками Джотто.

Источник фото: ukrcenter.com.

К сожалению, большая часть нашего прошлого превратилась в археологию. Называть княжеские города можно долго, но очень мало дошло до нас из тогдашних памятников Киевской Руси. Поэтому стоит ценить и гордиться тем, что нам досталось в наследство от наших предков!

В одиннадцатом – двенадцатом веках произошёл подъём развития культуры киевского государства . Культурными центрами становятся крупные города, которые приобрели за счёт реформ статус европейских центров (Киев, Галич, Новгород).

Проведённые в этих землях раскопки показали учёным, что народ, обитавший в то время по большей части был грамотный (хотя бы на базовом уровне). Об этом сделали выводы, основываясь на сохранившихся деловых расписках, челобитных, распоряжениях о хозяйственных делах и других документах.

Кроме того, доподлинно известно, что и до того как было принято христианство, Русь знала письменность. Первые рукописные книги сохранившиеся с того времени представляют собой уникальные произведения искусства. Написаны они, как правило, на очень дорогом пергаменте, который изготавливался из обработанной козлиной, телячьей или бараньей кожи, а украшали их превосходные цветные миниатюры.

Большая часть дошедших до нас книг , которая относится к данному периоду, имеет религиозное содержание (из ста тридцати книг около восьмидесяти содержат базовые знания христианской морали и вероучения). Однако наравне с этим, тогда была и религиозная литература для чтения.

Отлично сохранился «Физиолог» - сборник небольших рассказов о легендарных и реально существующих камнях, деревьях и птицах (в конце каждого повествования была религиозная притча, связанная с данным существом или предметом). К этому же времени исследователи относят и такие выдающиеся литературные церковные памятники как «Слово о законе и благодати», приписываемое перу митрополита Иллариона, а также проповеди Кирилла Туровского. Ещё существовали «апокрифы» (от греческого слова «потаённый») – рассказы, нетрадиционно истолковывающие библейские сюжеты. Самым популярным из них считается «Хождение Богородицы по мукам».

Выдающимся литературным памятником считается и «Поучение» Владимира Мономаха, являющегося поучением княжеским детям и содержащим поучения о том, как должны в миру вести себя отпрыски дружинников.

И наконец, самым значительным колоссом древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» , основой которому послужил поход, предпринятый Игорем Святославичем против половцев. Огромной утратой считается то, что единственная рукопись данного текста сгорела в Москве во время пожара (1812 год).


Содержание:

Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.

Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов. Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов. Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.

Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других. С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.

Выходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость. Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности. Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.

На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций. Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно. Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.

Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой. В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.

Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.

Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие - это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Десятинная церковь

С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.

Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна. Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.

В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.

Золотые ворота

Символом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.

Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой. Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.

Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них - золотые пластины не найдены до сих пор.

По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли. Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей. Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.

Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.

Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.

Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны. Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.

Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.

Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.

Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное - это белокаменная резьба. Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами. Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.

Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.

Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.

Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо. Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.

Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.

Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах - четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.

Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.

Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.

Самым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.

Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города. Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.

Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.

На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер - образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.

Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.

Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.

Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.

В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный - выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения. Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

София Киевская

С принятием в 988 г. христианства, пришедшего в Древнюю Русь из Византии, славянские народы приобщились и к новому способу художественного мышления, который наиболее ярко выразился в иконописи и зодчестве.

Византийская цивилизация была знакома Киевскому княжеству еще с X века, и в последующие столетия только укреплялись вновь созданные формы архитектурного творчества. Князья и посольства присутствовали на богослужениях в константинопольских храмах, где их завораживали и красота обряда, и величие храмов: по словам свидетелей этого чуда, «мы не знали, на земле ли мы или на небе».

Важно и другое: Византия в X веке была единственным великим хранителем античного наследия, фундамента всей европейской культуры. С этой традицией и соприкоснулась Киевская Русь, а потому в ее памятниках зодчества, скульптуры и живописи слились воедино и европейские традиции, и древнерусская культура.

В те времена на Руси шло интенсивное строительство городов, коих вскоре насчитывалось около 300. Воздвигались оборонные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри, соборы. Летописи и былины передают, что наиболее богатые деревянные жилища были украшены росписями и включали разнообразные композиции из многочисленных башен, переходов и крылечек.

Возникает и монументальное строительство. Древнейшие сохранившиеся до нашего времени каменные постройки культового назначения относятся к середине XI в., то есть ко времени правления Ярослава Мудрого, когда Киевская Русь приближалась к вершине своего расцвета. В те годы были построены самые величественные храмы, в числе которых Спасо-Преображенский в Чернигове и собор Святой Софии в Новгороде.

Строил князь Ярослав храмы и в Киеве, почитавшемся «матерью городов русских». Один – Георгиевский, поскольку христианское имя Ярослава звучало как Георгий; другой именовался Ирининским – так звали жену Ярослава, шведскую принцессу Ингигерду, которую на Руси окрестили Ириной.

А главную церковь земли Русской великий князь посвятил мудрости – Софии. Древние греки чтили мудрость в образе богини Афины, в Византии ей поклонялись в образе Богоматери, а вот на Руси возобладала иная традиция, восходящая к древним христианским представлениям о том, что крещение есть приход «премудрости богини», то есть Софии.

Собор был заложен в 1037 г. на месте победоносной битвы киевлян с печенегами. Это был самый высокий холм близ Днепра, а потому путнику, через какие бы ворота он ни вошел в город, храм открывался сразу во всей своей красе и величественности. Это давало возможность не возносить храм высоко, а свободно выстроить его на земле, гармонично расположив его и вширь, и в длину, и ввысь. Кстати, первоначально София не была выбелена, как сейчас. Кирпич, из которого она вся была выложена, чередовался с розовой цемлянкой (т. е. тонко размолотым боем кирпича), что придавало стенам особую нарядность и живописность.

Из летописей известно, что появление киевского архитектурного шедевра – не случайное явление: в древности были и пятиглавые храмы, и даже деревянная тринадцатиглавая София в Новгороде. Софийский собор в Киеве первоначально также был увенчан тринадцатью куполами. Невиданное по масштабам строительство осуществлялось в несколько этапов. Сначала возвели основное ядро собора, окруженное с трех сторон открытой одноярусной галереей. Затем у западного фасада построили две башни для входа на хоры. И наконец построили арк-бутаны и внешние открытые галереи, а над внутренними галереями был надстроен второй этаж. Строительство такого грандиозного сооружения, требовавшее огромных расходов, было, тем не менее, весьма рациональным и экономичным.

Как уже говорилось выше, в основе замысла Софийского собора лежат традиции константинопольской архитектуры, однако он превосходит современные ему византийские образцы и размерами, и структурной сложностью. Число нефов крестовокупольного собора доведено до пяти. Опорами служат двенадцать мощных крестообразных столбов. Надо всем доминирует центральная глава с ее двенадцатиоконным барабаном, свет заливает и обширные княжеские хоры, над которыми расположено еще двенадцать световых глав.

Таким образом, в плане Софийский собор – это пятинефный (т. е. с главным пространством, разделенным пятью рядами колонн на части) крестовокупольный храм, окруженный с севера, запада и юга двойным рядом галерей. Именно такие галереи плюс многокупольность и отличали Киевскую Софию от константинопольского собора.

Особо сильное впечатление на современников производили размеры сооружения. Его ширина равна 55 м, длина 37 м, высота – примерно с 13-этажный дом. Храм вмещал до 3 тысяч человек – почти все взрослое население Киева того времени. Не удивительно, что горожане считали свое святилище одним из чудес света.

Над перекрестьем центрального нефа выше всех поднимается главный купол, а над помещенными между рукавами пространственного креста возведены еще четыре купола, вокруг них и ниже расположены следующие восемь куполов.

При входе в собор зрителю открываются арочные просветы внешних, а затем полутемных внутренних галерей, утопающее в торжественном и таинственном полумраке пространство с вереницей внутренних столбов. Изумляет залитое ярким светом центральное полукупольное пространство, украшенное многоцветными мозаиками и фресками.

Почти весь второй ярус храма был занят хорами – огромными полатями для князя и его свиты. В центре пространство развивалось свободно, продуманно подчиняясь архитектурному решению. В этом пространстве хоры открывались тройными арками, что приводит на ум параллель с триумфальными сооружениями римских императоров.

Под главным куполом совершались важнейшие государственные церемонии. В самом алтаре располагалось высшее духовенство, наверху на хорах стояли князь и его приближенные, а внизу собирался народ, с благоговением взиравший на сверкающие золотом мозаики и на поверхность главного купола с изображением Христа-Вседержителя. На центральной же апсиде – полукруглом выступе стены – царила гигантская фигура Софии-Богоматери. Она склонялась над людьми на вогнутом своде, словно обнимая молящихся распростертыми руками. В таком образе София олицетворяла не только мудрость, но и Небесную Заступницу, хранительницу и опору мира. Не зря в годы испытаний народ называл ее «нерушимой стеной».

Во внутреннем убранстве собора, как уже говорилось, главную роль играли мозаики. Первоначально они занимали огромную площадь, около 650 кв. м, из которых сохранилась лишь треть, правда, дошедшая до нас в первозданном виде. На самом почетном месте (на плоскости арки, очерчивающей апсиду) в трех круглых медальонах помещена композиция «Моление». Плоскость этой арки находится в глубине и хуже освещена, поэтому внимание мастеров было больше обращено на силуэты подгрудных изображений в медальонах и на колорит одежды. Пурпурный хитон и синий плащ Христа, одежды Богоматери и Иоанна Предтечи гармонируют с золотым мозаичным фоном. Золотые аметисты, темно-красные и синие камни, золото оклада Евангелия в руках Христа и четырехцветное окаймление медальонов (белое, красное, изумрудно-зеленое и коричнево-красное) подчеркивают богатство и колорит фигур «Моления».

Вся архитектура храма, его живописное убранство внушали молящимся, что государство должно покоиться на авторитете верховной власти, такой же незыблемой, как власть самого Вседержителя, царящего высоко в куполе в окружении архангелов, которых один греческий богослов назвал «небесными чиновниками, блюдущими страны, земли и языки». Так небесное и земное переплеталось в высшей славе и навеки утвержденном владычестве.

Возведение Софии было не только великим национальным явлением, укреплявшим на Руси христианскую веру. Храм играл огромную роль в светской и культурной жизни Древней Руси, а также служил резиденцией правителям «митрополии русской». При соборе был создан центр летописания и основана первая на Руси библиотека. Тут происходили торжественные церемонии, как то: восшествие князя на великокняжеский престол, приемы послов и пр.

С исторической точки зрения важно и то, что в течение многих лет Софийский собор был местом погребения великих князей и митрополитов. В 1054 г. в нем был похоронен основатель храма князь Ярослав Мудрый; в 1093 г. – его сын Всеволод и внук Ростислав Всеволодович; в 1125 г. – Владимир Мономах, а в 1154 г. – его сын Вячеслав Владимирович.

В архитектурном плане особый интерес представляет мраморная гробница Ярослава Мудрого, размещенная в апсиде левого бокового нефа. Это белый мраморный саркофаг, напоминающий античное здание, покрытое двухскатной крышей. Все плоскости саркофага покрыты рельефным орнаментом, выполненным с необычайным мастерством.

Говоря в целом о строениях, подобных Софии Киевской, стоит заметить, что строители в XI в. накопили немалый опыт деревянного зодчества и, возможно, в то время были лучшими в своем ремесле. А вот что касается возведения построек из камня, то здесь отечественные мастера многому научились у иноземных специалистов, проявив при этом природную смекалку, напористость и здоровое честолюбие.

Что касается внешнего вида Софийского собора, то надо отметить, что позднейшие пристройки и надстройки сильно изменили его облик. В конце XVII в., когда над собором построили шесть новых куполов, были изменены и пять древних куполов, которым придали грушевидную форму, характерную для украинской архитектуры XVII–XVIII веков, а окна были украшены наличниками, близкими к московской архитектуре XVII века.

В дальнейшем собор не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В 1744–1748 годах при митрополите Рафаиле Забаровском фронтоны и барабаны собора были украшены лепными орнаментами, а столетие спустя, в 1848–1853 годах, были возобновлены утраченные лепные украшения, позолочен центральный купол и главки остальных куполов.

Впрочем, перестройки Софии ни в коей мере не лишили ее ощущения главного: зодчие Киевской Руси сумели в оригинальной художественной форме выразить понимание триумфальности вступления государства в круг народов и цивилизаций, столь ярко выраженное в многочисленных памятниках того времени, ставшего легендарным.

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

218. Контур древней Руси Еще в XIII в. «светло-светлая и украсно украшенная русская земля» очаровывала современников, но уже в XIV в. от нее остались только осколки, быстро захваченные Литвой. Стремительный взлет Литвы кончился… присоединением ее к Польше, благодаря чему

Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

На Древней Руси Летописная сказочка про «испытание вер» повествует, что евреи тоже хвалили князю Владимиру свою веру. Ехать для общения с евреями в иные земли необходимости у князя не было ни малейшего: если бы князь хотел, он мог пообщаться с иудаистами, не выходя из

Из книги Запрещенная Русь. 10 тысяч лет нашей истории – от Потопа до Рюрика автора Павлищева Наталья Павловна

Князья Древней Руси Еще раз оговорюсь: на Руси князья были, что называется, испокон веку, но это были главы отдельных племен и племенных союзов. Зачастую размерами своих территорий и населением эти союзы превышали государства Европы, только жили в труднодоступных лесах.

Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

ГИБЕЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ Татары произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей… Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежащие в поле… Плано Карпини. История монголов. Половцы были старыми и

Из книги Крещение Руси – благословение или проклятие? автора Сарбучев Михаил Михайлович

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Тема 3 ИСТОКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Лекция 7 Языческие традиции и христианство в Древней Руси Лекция 8 Обыденные представления древнерусского

Из книги По следам древних культур [с иллюстрациями] автора Коллектив авторов

Памятники древней Владимировки В Кировоградской области, на правом берегу реки Синюхи (приток Южного Буга), проведены раскопки поселений Владимировна. Это - самое большое из известных нам трипольских поселений; оно представляет особенный интерес для изучения быта

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Из книги Громкие убийства автора Хворостухина Светлана Александровна

Братоубийство в Древней Руси В 1015 году умер знаменитый князь-креститель Владимир I, младший сын князя Святослава Игоревича, прозванный в народе Красным Солнышком. Его мудрое правление способствовало расцвету Древнерусского государства, росту городов, ремесла и уровня

Из книги Тайны древних пирамид автора Фисанович Татьяна Михайловна

Глава 4 ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ АМЕРИКИ Сходство пирамид мираКуда бы ни отправились исследователи памятников древней Америки, в какой бы ее части ни оказались - Северной, Южной или Центральной, - они обязательно замечали величие загадочных памятников древних цивилизаций

Из книги История России автора Иванушкина В В

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Культура Древней Руси За время государственного единства Киевской Руси сложился единый древнерусский народ. Это единство выражалось в выработке общего литературного языка, заменившего местные племенные диалекты, в формировании единой азбуки и развитии грамотности, в

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 7. Культура Древней Руси Культура Древней Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований видеть в ней «две культуры» - культуру господствующего класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине, что классы в

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Памятники допетровской Руси Троице-Сергиева лавра Троице-Сергиева лавра была основана в середине XIV в. двумя братьями-монахами – Стефаном и Варфоломеем. Долго искали они подходящее место для будущего монастыря и, наконец, обнаружили холм под названием «Маковец»

Первые подробные исторические сведения о жизни наших предков, восточных славян, относятся к IX — X вв. Есть и более древние свидетельства, но они такие смутные, что ученые до сих пор спорят, говорится о славянах или о каких-то других народах. Конечно, это не означает, что в IX в. наши предки не имели своей истории. Просто природные и общественные условия, в которых они жили, не способствовали сохранению информации. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Здесь не очень много камня, но много древесины. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. Каменные постройки появились на Руси только с принятием христианства, в конце X в. Именно с этого момента надлежит начинать рассказ о восточнославянской архитектуре. Конечно, есть все основания полагать, что и до крещения славянские строительные мастера возводили великолепные сооружения, но дерево — очень непрочный материал, и об архитектуре дохристианской Руси мы не имеем почти никаких сведений.

Реконструкция Софии Киевской

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Десятинная церковь в Киеве. 989-996 гг Попытка реконструкции Ю. С. Асеева

Первой известным нам каменным зданием на Руси стала так называемая Десятинная церковь, возведенная в 989 — 996 гг по приказу князя Владимира Святого в Киеве. К сожалению, она не сохранилась, и сейчас мы можем видеть только линии ее фундамента и сделанные учеными реконструкции. Церковь была создана византийскими строителями и почти полностью повторяла классическую византийскую крестовокупольную схему.

Древнейший русский христианский храм, сохранившийся до наших дней, — это знаменитая София Киевская, возведенная в 1037 — 1054 годах по приказу Ярослава Мудрого. Образцом для нее также служили византийские церкви, но здесь уже проявляются своеобразные национальные черты, учитывается окружающий пейзаж. За века, прошедшие со времен княжения Ярослава, София несколько раз перестраивалась, и ее первоначальный вид был изменен. Подробнее мы расскажем о ней в статье, специально посвященной архитектурным памятникам Украины. Одним из старейших памятников архитектуры Киевской Руси является также Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный князем Мстиславом Владимировичем.

Спасо — реображенский собор в Чернигове

Следующий этап в развитии архитектуры Руси больше связан не с Киевом, а с Новгородом, крупным торговым городом на северо — западной границе славянских земель. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. Основы ее конструкции похожи на византийские прототипы, но внешний вид и общее впечатление, которое производит храм, далекие от этих прототипов. Главный объем здания своей форме приближается к кубу, но каждый из пяти нефов имеет свое собственное скругленные перекрытия. Церковь венчают шесть куполов, сначала имели шлемовидную форму, а затем были заменены на лукообразную. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Массивные стены Софии Новгородской лишены любых украшений и лишь в немногих местах прорезаны узкими окнами. Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем.

Апсида Спасо — Преображенского собора в Чepнiговi

Церковь Николы на Июле близ Новгорода. 1292р.

В XII в. в Новгороде была установлена ​​республиканская форма правления. Это политическое событие нашло свое отражение в развитии архитектурного стиля. Вместо больших монументальных соборов начинают строить сравнительно небольшие церкви. В это время возникает тип одноглавой церкви, которая становится впоследствии классической.

Типичным образцом такого архитектурного сооружения является церковь Спаса — Нередицы, построенная близ Новгорода в конце XII в. Она представляет собой простой кубический объем, увенчанный единственным куполом на восьмигранном барабане. Такие церкви строят в Новгороде и в XIV в. Очень похожей на новгородскую является архитектура соседнего Псковского княжества, хотя ее памятники более массивные.

София Новгородская

Новгород. Георгиевский собор Юрьевского монастыря

Псков. Собор Ивановского монастыря. Первая половина XII в.

Все это время на Руси продолжают строить не только из камня, но и из дерева. На это указывает хотя бы то, что в развитии стилей каменной архитектуры очевидно заметное влияние архитектуры деревянной. Однако большая часть деревянных памятников, доживших до нашего времени, была построена позже, и о них будет сказано отдельно.

После упадка Киева в XII в. каменное строительство активно развивалось также во Владимир-Суздальском княжестве. В правление князя Андрея Боголюбского, который сделал город Владимир своей столицей, в нем было возведено много замечательных памятников. Владимирские соборы служили образцами итальянским мастерам, когда в XV в. возводили соборы московского Кремля.

Церковь Покрова на Нерли. Владимир — Суздальское княжество

Церковь Федора Стратилата на ручье в Новгороде (1360-61 гг)

Архитектура Владимир-Суздальского княжества не была такой суровой, как северная русская архитектура. Фасад здесь могли украшать тонкие полуколонки, соединенные небольшими арочками, и сложные орнаменты. Наиболее нарядным храмом стиля считается Дмитриевский собор во Владимире. Среди его украшений мы видим и стилизованные листья, и даже фантастических животных, грифонов.

Московский Кремль и его знаменитые соборы

Владимир. Золотые ворота

В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Из провинциальной крепости Москва превращается в столицу огромного государства, а князь начинает называться царем. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Именно в это время был возведен тот Кремль, стены и башни которого знакомы нам всем с детства по многочисленным рисунками и фотографиями. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Вводились и новые мотивы. Да, именно в этот период начали строить колокольни, стоящие отдельно от основного церковного сооружения. В первой половине XVI в. приобрели популярность каменные церкви с шатровым покрытием, т. е. увенчанные куполом, который имеет форму вытянутой вверх пирамиды. До сих пор такое покрытие было характерно только для деревянной архитектуры или светского строительства. Первой каменной шатровой церковью стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, ее поставил царь Василий III в честь рождения своего сына, будущего царя Ивана Грозного. Сейчас этот памятник находится в черте города.

Дмитриевский собор во Владимире

Москва. Колокольня Иван Великий. 1505-1508 гг

Успенский собор московского Кремля

1475- 1479рр. Зодчий Аристотель Фиораванти

Особое место среди архитектурных памятников Московской Руси занимает построенный в XVI в., Но уже во времена царствования Ивана Грозного, Покровский собор, более известный под названием собор Василия Блаженного. Он расположен на Красной площади в Москве, и все видели хотя бы его изображения. Собор представляет собой девять столбов, которые поднимаются из цокольного этажа, окруженные единой галереей. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Яркий храм производит впечатление разрисованной узорчатой ​​игрушки, но одновременно кажется величественным. Ведь собор Василия Блаженного был возведен в честь великой военной победы Московского государства — взятия столицы Казанского ханства.

Успенский собор московского Кремля. 1475-79 гг План и анализ пропорций

Благовещенский собор московского Кремля. 1484-1489 гг

Церковь Вознесения в Коломенском

В течение XVI в. Московское государство вело постоянную вооруженную борьбу с соседним Великим княжеством Литовским. Кроме того, с севера ей угрожали шведы, а с юга крымские татары. Поэтому в этот период возводится много укреплений. Часто роль военных крепостей брали на себя монастыри, расположенные в стратегически важных районах страны. К таким монастырям — крепостям принадлежат Троицкий монастырь под Москвой,

Собор Василия Блаженного

Кирилло — Белозерский монастырь в Вологодской области, Соловецкий монастырь на Белом море.

Москва. Церковь Троицы в Никитниках (1631-1634 гг.) Общий вид и план

XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Поэтому большое строительство в настоящее время не ведется. Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений. Для их отделки изготавливают специальный фигурный кирпич, из которого выкладывают декоративные детали. Мелкие выступающие части окрашивают в белый цвет, и они ярко выделяются на фоне красного кирпича. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». К таким памятникам относятся церковь Рождества Богородицы в Путинках и церковь Троицы в Останкино. Во второй половине XVII в. вышел указ московского патриарха Никона о борьбе со слишком мирским украшением храмов. В этом указе, между прочим, было запрещено шатровое покрытие культовых сооружений, как заимствованное из мирской архитектуры. По представлению патриарха православные церкви надлежало увенчать традиционными лукообразными куполами. После приказа шатровые храмы исчезают в столице, но их продолжают строить в провинциальных городах и особенно в деревнях. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом.

Ярославль. Ансамбль в Коровниках

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. План

Кафельное панно вокруг окна среднего алтаря (конец XVII в.)

Но искусственно введенная строгость этот раз надолго не удержалась в архитектуре Московского государства. Новым толчком для развития нарядного яркого стиля стало присоединение Украины, где уже было распространено западноевропейское барокко и рождался самобытный национальный вариант этого стиля. Через Украину барокко пришло и к русским.

Собор на территории ростовского Кремля







2024 © mgp3.ru.