Кто создал людей в греческой мифологии. Мифы о героях


Контрольная работа

«Древнегреческая мифология»

Введение

1. Общая характеристика древнегреческой мифологии

2. Мифы о богах

3. Мифы о героях

Заключение

Список литературы

Введение

За последние годы в нашей стране возрождается интерес к классике. Новая роль церкви в обществе способствует популяризации библейских и евангельских сюжетов. Попытки воссоздать утраченные было связи с домом европейской культуры заставляют обращаться к античной мифологии и ученых, и литераторов, и режиссеров, и педагогов. Переиздаются сборники древних мифов, их переложения, переводятся труды европейских исследователей, пишутся пересказы мифологических сюжетов для детей и романы для взрослых.

Известно, что боги греческой древности имели неограниченные полномочия. Они могли делать абсолютно все, что было в их умах с их смертными предметами. Но между теми, кто, как полагали, жил на Олимпе, было немало других, и здесь у нас есть бесчисленные примеры: от Афин и Гефеста до Аполлона и Дафна, от Посейдона и Деметры до Ариадны и Тезеу.

Мы предлагаем вам узнать историю пяти самых известных попыток соблазнения греческой мифологии. Дафна была дочерью одного из богов реки, Пенеуса и Аполлона богом света и искусств. Нимфа вовсе не был впечатлен силами сына Зевса, но, наоборот, его попытки покорить ее заставляли его бояться. Итак, однажды Аполлон отправился в Дафн после леса, и она, испугавшись, обратилась к отцу и Зевсу, чтобы помочь ей. Затем он превратился в штыковое дерево, из которого Аполлон сломал ветку и положил голову ей на голову, чтобы всегда помнить любовь, которую она дала нимфе.

Роль религиозного фактора в жизни древних обществ, без сомнения, трудно переоценить, поэтому исследование проблем древнегреческой мифологии является важнейшим и необходимым элементом изучения истории и культуры древней Греции. Изучение древнегреческой мифологии позволяет понять не только специфику мышления живших в то время в Элладе людей.

Древние греки взяли на себя эту идею, превратив ее в привычку увенчать самые важные личности своей культурной, спортивной и военной жизнью. «Аполлон и Дафн», написанные Франческо Албани. Как и Артемида, богиня, последовавшая за ним, Нимфа Аретуса отказывается иметь какую-либо связь с любым человеком. С другой стороны, Алфей, бог реки с таким же именем, не заботился об этом и пытался всеми возможными способами покорить сердце того, кого он любил. Хотя, когда он вошел в воды, защищенные Альфеем, ему удалось скрыться, Аретуса не имел такой же удачи в следующий раз, потому что, будучи преобразованным Артемидой в весну, его поймал тот, кто следовал за ней и обратился к его поворот в реке.

Актуальность и значимость данной темы определяется и тем, что история мифологии и степень ее влияния на развитие политической и других сфер жизни общества в различные исторические эпохи является одной из центральных проблем современного гуманитарного знания. Неоценима также та роль, которую сыграла древнегреческая мифология и религия в становлении европейской культуры и в ее последующем развитии.

Альфей и Аретуса, картина Луиджи Гарзи. Гефестис не был одним из самых выдающихся богов в греческой мифологии. Говорят, что из-за его появления и проблем со здоровьем при рождении его мать, Гера, выбросила его с горы Олимп. Хотя он был женат на Афродите, Гефест пытался изнасиловать ее в Афинах, которая известна как одна из трех богинь девственниц. Говорят, однако, что сперма бога упала на Землю, и родился Эрихтоний, один из первых легендарных правителей Афин. Богиня-покровительница города была тем, кто дал ей этот шанс, и именно она предложила поднять Эрихтония после того, как его мать оставила при рождении.

Цель работы - исследование некоторых вопросов истории изучения и теории мифа, комплекса мифологических представлений древних греков, проблемы соотношения религии и мифологии.

Задачи работы:

Представить общую характеристику древнегреческой мифологии;

Охарактеризовать мифы о богах;

Выявить специфику мифов о героях.

Афины, отказываясь от Гефеста, продвигаются, картина Парижа Бордо. Эти двое были детьми Реи и Кроноса, которые в свою очередь были братьями. Вскоре после конфронтации между титанами и олимпийцами Посейдон попытался изнасиловать свою сестру, но она, по крайней мере, на мгновение, убежала. Затем богиня превратилась в кобылу и спряталась в стаде лошадей, но ее брат сделал то же самое, а затем изнасиловал ее. В объединении этих двух детей участвовали двое детей: Ареон и Деспоина.

Деметра и Посейдон, написанная Аннибале Карраччи. Ариадна была дочерью короля Миноса и королевы Пасифа. Она известна в греческой мифологии как тот, кто помог Тезеу, афийскому герою, который отправился на Крит, чтобы убить Минотавра, чтобы выйти из лабиринта Дедала. Однако тезис не был впечатлен чувствами Ариадны к нему, но, напротив, он позволил ей умереть на острове Наксос. Есть несколько вариантов этого эпизода: один из них напоминает Ариадну, висящую, в другой версии она спасена Дионисом, в другой истории упоминается, что Ариадна замужем за Дионисом, но просит Тезеу помочь ей бежать в Афины.

1. Общая характеристика древнегреческой мифологии

Представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления .

Ариадна и Тезеу, написанной Николо Бамбини. Цитирование можно сделать в пределах 250 знаков. Со временем люди видели у пчел сложные существа, которые несут все мастерство творения. Пчелы - самые глубокие существа, существа, которые знают, как создавать и наслаждаться плодами своей работы. В мифологии пчела рассматривалась как сказочный персонифицированный персонаж, который даже помог создать мир благодаря своей мудрости. Легенды подтверждают интеллект пчелы, ее работу и умение, с которыми она организует свою жизнь.

Пчелы - это семя мудрости и материализации духа, оно несет божественное послание, часто связанное со знанием и посвящением. Пчелы часто появляются в египетской мифологии. Не будучи непосредственно очевиденными, они были прямо связаны с великими божествами. Пчелы часто появляются в египетских иероглифах и предпочитаются фараонами. В Египте считалось, что пчелы появились от слез верховного Аммона или бога Амона-Ра. Древние египтяне использовали мед в качестве подсластителя, предлагая своих богов и даже в качестве жидкого ингредиента для бальзамирования.

В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс - в Додоне и Олимпии, Аполлон - в Дельфах и на Делосе, Афина - в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий - в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Медовые торты были запечены египтянами и использовались как жертва для богов, а мед имел священную роль в родах, смертельных случаях и браках. Считалось, что мед полезен для обеспечения энергии и вдохновения для создания ребенка. В доколумбовой мифологии Америки майя был бог-защитник, Ах Музенкаб; подобный бог, Анигал, также существовал в кавалеанской алано-слоговой мифологии. Для греков и римлян пчела была священным символом красноречивого красноречия. В греческой мифологии пчела иногда отождествлялась с Деметрой, богиней земли и культур.

Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Согласно легенде, на устах Пиндара и Платона с детства были помещены пчелы, которые прививали божественную милость прекрасной речи. Греческая традиция утверждает, что Пифагор ничего не ел, просто мед на протяжении всей своей жизни. В Дако-Римлянах в Капато-Дунайском районе хранителем пчел была Диана, богиня лесов и зверей, и даже получила эпитет Дианы Меллифика, то есть «производство меда». В румынской мифологии мертвые, чтобы пересечь царство другого мира, должны были сражаться с бесстрашным Цербером.

Чтобы добавить к нему, мертвец должен был предложить ему медовый торт с медом, пирог, который был помещен в гроб вместе с мертвым человеком. Этот обычай также сохранился у римлян с коловой. Во всех церемониях, посвященных богам, важную роль играли мед и воск. И греки, и дако-римляне наливали вино на могилы, устанавливали медовые пирожные, и только свечи зажигали свечи. Затем они украсили множество роз. Таким образом, существует связь между божественностью и пчелой с ее продуктами. Религиозная церемония, используемая сегодня римлянами для того, чтобы предлагать закуски тем, кто вступает в брак с куском сотов с медом, также напоминает мифологию.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц .

Есть надежда, что жизнь невест будет сладкой, счастливой и безупречной. В румынском мифологическом фольклоре пчела рассматривается как волшебный оживленный посланник, святое насекомое, которое помогло создать мир с Богом. Похоже, что миф похож на миф, подобный таковому у египтянина, согласно которому пчелы появились из слез Богоматери, когда она воскликнула о смерти Иисуса Христа. Пчелы были защищены Санзаем и другими волшебными существами.

Одна из легенд говорит нам, что у пчелы первоначально был белый цвет. Пока он был в этом цвете, Бог послал его к дьяволу, чтобы спросить его, хорошо ли будет управлять солнцем во вселенной. Чтобы найти правильный ответ, пчела сидела на голове дьявола, не видя его, чтобы прочитать все его мысли. С мыслями, собранными в связке, пчела полетела на небеса. Но дьявол почувствовал, что его избили и ударили пчелой хлыстом. С тех пор пчела имеет тело с черными полосками и серединой горла.

Древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, и смысл мифов следует искать в них самих.

Сущность хтонического периода развития греческой мифологии заключается в следующем. Во время создания первых мифов люди всецело зависели от природных условий. Все непонятное представлялось им проявлением божественной силы, спастись от гнева которой невозможно. Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде, все окружающее материализуется, одушевляется, наделяется непонятными слепыми силами. Земля представляется живой, все из себя рождающей. Поэтому древнейшая мифология и называется хтонической. Средоточие силы – фетиш, и вся мифология представляла собой фетишизм. Духовная жизнь человека тоже отождествляется с фетишизмом. Первые боги – ужасные создания, нередко выглядящие как люди с головами или туловищами животных. Однако к олимпийским богам иногда можно было обращаться с просьбами и надеяться на их выполнение.

Пчела присутствует в легенде рядом с человеком, который пал в грехе, лежа в Эдемском саду Небес. Она убеждена змеей просить у Бога о своей природе. Таким образом, Бог просит, чтобы весь человек, которого он ударил, чтобы умереть. Бог принял его просьбу, но с утверждением, что это может произойти только тогда, когда она собирает дециметр меда через год, иначе ей придется умереть после того, как ее ударил мужчина. Последняя часть этих легенд, однако, является тем, что сбывается, потому что пчела не может получить столько меда в год.

Когда вы попадаете в нее, остановите и набухайте плоть вокруг жало!

Другая версия той же легенды гласит, что Он сказал, когда Бог создал мир и живых, дал каждому животному оружие защиты. Некоторые давали им острые края, а другие когти рвались. Вместо этого Альбина протянула ему маленькую иглу и сказала.

Но пчела была разочарована своим оружием

Боже, но мое оружие так мало. Увы, пчела, но ты плох к сердцу! Пусть ваш мед станет самым сладким, но, поскольку вы так плохо думали, когда вы наносили кому-то боль, и вы умрете, а не больно. И так осталось, как решил Бог. В другой легенде это бедная женщина, у которой было двое детей: мальчик и девочка.

В мифологии олимпийского периода появляются герои, которые успешно борются с демонами и чудовищами. Это связано с тем, что многие природные процессы люди уже в состоянии объяснить. Вместо мелких богов и демонов появляется один верховный бог – Зевс, которому подчиняются все остальные божества. Так в мифологии отражается переход к патриархату.

Они вышли в мир, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Мальчик вошел в ученика к владельцу холста, и его лицо забило камнями каменщиков. Во время смерти моя мать позвала своих детей рядом с ней. Девушка пришла немедленно, но мальчик не захотел приехать. Мать простила его, но после ее смерти девушка превратилась в пчелу и мальчика-паука. С тех пор паук живет один, вечно один, без братьев, без сестер и без родителей. Он убегает от света и вечно плетет свой холст сквозь темные места, и он настроен угрюмо и расстроен, и люди призывают его, и где бы он ни находил его, он ломает холст и летит и убивает его.

2. Мифы о богах

В греческой мифологии проявляются представления людей о происхождении мира, причем прослеживается аналогия с другими древними религиями.

Прежде всего остального в мире существовал бесконечный Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и людей. Греки представляли себе хаос в виде некоей разверстой пасти (само это слово родственно греческому "зевать") . Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.

С тех пор Пчела весело и весь день летит от одного цветка к другому и вместе с родителями, братьями и сестрами живет вместе. Люди любят ее и любят ее, потому что она делится со всеми, что она собирает, и дает ей мед. Мальчика зовут Альбин и дочь Тии. Принц королевства хотел жениться на Тие, поэтому он послал людей, чтобы привести ее во дворец. Они убили Альбина мечами, и они привели ее к правителю. Тейя отказал в просьбе о браке правителю и вскоре умер, будучи похоронен в пустынном месте.

На ее могиле выросла известь, цветы которой приходят каждый год пчелой, стремящейся продолжить любовный роман между Тией и Альбином. В румынских сказках, но и в универсальной литературе, пчела - это насекомое, всегда благодарное человеку. Он вознаграждает его, давая ему крыло, которое, если он даст ему огонь, или он увидит, что это будет бесполезно. Также сказано, что пчела является безбрачной, потому что она отказывается от просьбы о браке своего поклонника, шмеля, каждую весну, из-за работы, которая требует ее максимума, и потому, что она чувствует слабость после тяжелой зимы.

Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.

Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов восстать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.

Греки называли период правления Крона золотым веком. Однако этому новому владыке мира было предсказано, что он, в свою очередь, будет свергнут своим сыном. Поэтому Крон решился на ужасную меру - стал проглатывать своих сыновей и дочерей. Первой он проглотил Гестию, затем Деметру и Геру, далее Аида и Посейдона. Само имя Крон означает “время” и не зря люди говорят, что время поглощает своих сыновей. Последнего ребенка - Зевса его несчастная мать Рея подменила завернутым в пеленку камнем. Крон проглотил камень, а юный Зевс был спрятан на острове Крит, где его вскормила своим молоком волшебная коза Амалфея .

Когда Зевс стал взрослым, он сумел хитростью освободить своих братьев и сестер, и они начали борьбу с Кроном и титанами. Десять лет они сражались, но победа не давалась ни той, ни другой стороне. Тогда Зевс по совету Геи освободил томящихся в Тартаре сторуких и циклопов. Отныне циклопы стали ковать Зевсу его прославленные молнии. Сторукие же обрушили на титанов град камней и скал. Зевс и его братья и сестры, которые стали называться богами, одержали победу. Они, в свою очередь сбросили титанов в Тартар (“туда, где скрыты корни моря и земли”) и приставили стеречь их сторуких великанов. Сами же боги начали править миром.

Считаем целесообразным охарактеризовать некоторые, наиболее известные, божества.

Зевс олицетворяет переход к патриархату поскольку воспринимается как верховное божество отец богов и людей, главу олимпийской семьи богов. Его появление символизирует переход к олимпийскому периоду, поскольку Зевс для утверждения в качестве верховного бога вынужден бороться с чудовищами – Тифоном и гигантами. В то же время Зевс близок людям и, как нам представляется, лишь номинально обладает всеобщей властью. Он порой борется за власть с другими богами (Герой, Посейдоном, Афиной), периодически у него появляются дети от смертных женщин(Геракл, Персей, Минос, например). Верховенство Зевса проявляется также в насаждении им моральных устоев и государственности(именно Зевс вложил в людей стыд и совесть как предвестники морали; мораль – предтеча права, а право возникает одновременно с государством).

Во внешнем облике перечисленные и другие важнейшие качества Зевса проявляются в том, что его обычно изображают в виде могучего великана в расцвете сил с длинными волосами и бородой(символ житейской мудрости). Атрибуты Зевса – эгида, скипетр, иногда молот(символы верховенства власти).

Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов(на Аполлона – пророчество, на Деметру – плодородие и.т.п.). В честь Зевса устраивались Олимпийские игры как символ единения и взаимного согласия полисов .

Тем не менее, некоторые элементы в образе Зевса являются рудиментами хтонической мифологии. Зевс нередко появляется в образе животных(похитил Европу, приняв облик быка), одна из ипостасей Зевса – чудовище Минотавр; Зевс живет в полигамном браке: у него три жены – Метида, Фемида и Гера(только с приходом патриархата люди все меньше вспоминают о многоженстве верховного бога).

Афина Паллада – в греческой мифологии богиня Геры (или океаниды Метиды) . Любимая дочь Зевса.

Метида была первой женой Зевса. Зевс проглотил ее, так как по предсказанию мойр (либо по словам самой Метиды) после Афины она должна была родить сына, который станет властителем неба. Но через некоторое время он почувствовал страшную головную боль и приказал Гефесту разрубить себе голову. Из расколотого черепа Зевса и вышла в полном вооружении, в шлеме, с копьем и щитом воительница Афина Паллада.

Являлась одной из наиболее почитаемых богинь Греции, соперничая по значимости с Зевсом. Силой и мудростью была ему равной. Отличалась независимостью и гордилась тем, что навсегда осталась девой.

Афина изображалась в образе Паллады (победоносной воительницы) или Полиады (покровительницы городов и государств). От имени Паллада произошло слово «палладий»(деревянное изображение Афины, обладавшее чудотворным действием). Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, рассказывавшая о том, что он упал с неба. После Троянской войны Эней привез его в Рим и с тех пор палладий хранился в храме Весты.

Атрибуты - олива, сова (символ мудрости) и змея (рудименты хтонической мифологии, когда все живое пугало человека и представлялось ему олицетворением могущества). Являлась покровительницей змей (в храме в Афинах обитала огромная змея - страж Акрополя).

Ее постоянный эпитет – «светлоокая» (точнее, «совоокая») - свидетельствует о том, что в глубокой древности богиню представляли в виде совы, которая позже стала священным животным (отсюда поговорка «носить сов в Афины» - делать лишнее дело). Также носила эпитеты «Тритонида» из-за места рождения у озера Тритон в Ливии, «Пестровидная змея», «Работница», «Городская», «Градозащитница».

Афина - покровительница Афин. В споре за обладание Аттикой и за право дать имя городу (впоследствии Афины) победила Посейдона. Спор, состоявшийся на холме Ареса, решали двенадцать богов, включая Зевса - чей дар Аттике был более ценен. Посейдон выбил трезубцем из бесплодной скалы соленый источник (по другой легенде - создал лошадь), а Афина глубоко вонзила в землю копье и выросла священная олива (маслина).

Афина считалась основательницей государства, изобретательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Научила ткачеству, прядению и кулинарии. Кроме того, Афина учредила законы и ареопаг - высший суд в Афинах .

Помогала Гераклу, Прометею в похищении огня для людей, а также покровительствовала аргонавтам, Одиссею, Ахиллу, Персею. Когда Персей победил горгону Медузу, ее голову он подарил Афине, и та украсила ею свой щит – эгиду.

Среди жертв Афины - царевна Арахна, превращенная богиней в паука, и Тиресий, случайно увидевший ее во время купания и ослепленный за это богиней.

Афине были посвящены праздники первого прорастания хлеба, начала жатвы, дарования росы для посевов, отвращения дождя.

Афродита – богиня любви и красоты, дочь Зевса и Дионы. Однако древнее хтоническое происхождение богини выражено в мифе, согласно которому она произошла из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену. Кроме того, это богиня плодородия.

Покровительство любви проявляется прежде всего в облике богини. Афродита – признанная красавица, признания которой добиваются многие боги. Но словно в подтверждение тому, что любовь не зависит от внешности, супругом Афродиты является самый некрасивый бог Олимпа – хромой Гефест.

Поступки Афродиты тоже в первую очередь связаны с покровительством в любви. Например, она обещает Парису любовь Елены и выполняет это обещание. Помогая любящим, Афродита наказывает тех, кто отвергает любовь. Она покарала Иполлиту и Нарцисса.

Фетишистским рудиментом в образе Афродиты является ее пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения.

Святилища богини имелись в разных областях Греции.

Гермес – вестник богов, проводник душ умерших, покровитель путников, воров и торговцев. Он – посредник между богами и людьми и иногда насылает вещие сны. С развитием скотоводства Гермес воспринимается также как покровитель пастухов, умножающий приплод скота. Позднее его также считали покровителем торговли.

Покровительство Гермеса проявляется в поступках бога. Он вручил Нефеле – матери Геллы и Фрикса златорунного барана, на котором дети спаслись от мачехи; Персею вручил меч для убийства Медузы горгоны; Одиссею помог избежать колдовства Кирки.

Рудиментом хтонической мифологии в образе Гермеса является прежде всего его имя, которое можно перевести как «груда камней» -- своеобразный символ бессмертия. Другие фетишистские рудименты – золотые крылатые сандалии и золотой волшебный жезл, при помощи которого Гермес насылает на людей сны.

Гермес почитался на анфестериях – празднике пробуждения весны и почитания умерших.

Гера в греческой мифологии супруга и сестра Зевса. Брак Геры с братом – рудимент древней кровнородственной семьи. Гера олицетворяет, как уже было сказано ранее, устойчивую моногамную семью. Именно этим объясняется ее ненависть к внебрачным детям Зевса – в частности, к Гераклу, которому Гера чинит всяческие препятствия. Благодаря моногамному браку с Зевсом Гера получает верховную власть над другими богинями. Еще одна важная функция Геры – помощь роженицам. Она вытекает из основной миссии богини – охраны прочности брачных уз. Гера – мать богини родов Илифии, которую она подослала, чтобы ускорить роды Никиппы и тем самым способствовать воцарению Эврисфея вместо Геракла.

В то же время образ Геры свидетельствует о падении матриархата. Когда Гера в отместку Зевсу рождает без супруга Гефеста, ребенок получается уродливым, и со зла Гера сбрасывает его с Олимпа, отчего Гефест становится хромым.

Архаичность Геры проявляется в том, что ее сыном считается один из самых кровавых богов доолимпийского периода – бог войны Арес. Кроме того, в хтонический период Геру обычно изображали с глазами коровы, что также является рудиментом древней мифологии.

Деметра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса.

В мифе о Деметре, оформившемся в древнем центре её культа - аттическом поселении Элевсине, отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира; дочь Деметры - Персефона (Кора) была похищена богом подземного мира Аидом, и разгневанная Деметра лишила землю плодородия; поэтому Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время же между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мёртвых.

Распространённый во многих местностях Греции культ Деметры слился в Древнем Риме с культом италийского растительного божества Цереры.

Аполлон – сын Зевса и Лето. В образе этого бога слились архаические и хтонические черты, поэтому божество выполняет противоречивые функции – как губительные, так и благодетельные. Однако считается, что Аполлон появился уже в олимпийский период, поскольку он с Артемидой родился на плавучем острове Астерия, поскольку Гера запретила Лето вступать на твердую землю за измену Зевса, что свидетельствует о повышении роли семьи . Аполлон – достаточно жестокий бог: он своими стрелами посылает внезапную смерть старикам, участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом, борется с Гераклом, губит детей Ниобы, сдирает кожу с сатира Марсия за дерзость последнего. В то же время он врач, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны, защитник от бед, прорицатель, основатель и строитель городов, покровитель певцов и музыкантов.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже отождествлении с вороном, лебедем, волком, мышью, бараном .

В олимпийский период Аполлон помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов. Образ божества также претерпевает изменения: отныне Аполлон воспринимается как идеал мужской красоты.

Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Культ Диониса появился в Греции в олимпийский период. Это проявилось в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов. Дионис обучает людей виноградарству и виноделию, стремится избавить их хотя бы на время от забот. Это проявляется в облике вечно юного красавца Диониса. В то же время архаическое зооморфное происхождение Диониса отразилось, в частности, в мифе о пиратах, которые хотели продать Диониса в рабство, но оковы спали с рук божества, а снасти оплели виноградные лозы. Разбойники превратились по желанию Диониса в дельфинов.

3. Мифы о героях

Как уже говорилось ранее, мифы о героях появляются в олимпийский период развитии мифологии и символизируют победу человека нрад силами природы. Рассмотрим, как это отражается в мифах о героях.

Можно выделить следующие черты, позволяющие отнести персонажей греческих мифов к героям.

Во-первых, все они имеют божественное происхождение. Прометей – сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса, его мать – океанида Климена. Персей – потомок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Тесей со стороны матери происходит от Зевса, а отец его – сам Посейдон. Орфей – сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Геракл – сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Дедал – внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона.

Во-вторых, они осознают свое происхождение, в чем-то противопоставляют себя богам, сохраняя при этом чисто человеческие черты. Они совершают подвиги, недоступные простым смертным, или обманывают богов, на что другие люди не способны. Прометей объединяет черты архаического божественного покровителя племени, обладает функциями добродетели и включается в систему родственных отношений новых богов: не помогает титанам в борьбе с Зевсом, но противостоит последнему в том, что касается приниженного положения людей. Именно поэтому Прометей крадет божественный огонь и отдает его людям, за что героя сурово наказывает Зевс.

Персей побеждает горгону Медузу, спасает от морского чудовища Андромеду, а народ острова Сериф освобождает от власти тирана Полидекта, превратив последнего в камень при помощи головы Медузы.

Сизиф дважды обманом избегает смерти: сначала пленив бога смерти Таната (благодаря чему люди несколько лет не умирали), а потом – запретив приносить жертвы по случаю его кончины и скрывшись якобы для того, чтобы напомнить родственникам об этой обязанности из Аида. За совершение этих поступков Сизиф жестоко наказан богами после смерти.

Образ Тесея – сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты ранней классики(происхождение от Посейдона) и черты олимпийского периода развития мифологии(подвиги). Тесей побеждает множество чудовищ и разбойников(Дамаста, Перифета, кроммионскую свинью, Минотавра).

Орфей – певец и музыкант, наделенный силой искусства, которому покорялись не только люди, но и боги. Он участвовал в походе аргонавтов, усмиряя волны пением и музыкой. Он покорил музыкой даже владыку царства мертвых Аида, его жену Персефону и пса Кербера. За это Аид даже согласился отпустить погибшую супругу Орфея Эвридику, но из-за нарушения Орфеем запрета Аида жена певца так и осталась в царстве теней.

Геракл победил множество чудовищ: киферонского и немейского львов, лернейскую гидру, стимфалийских птиц, добыл пояс царицы амазонок Ипполиты и золотые яблоки Гесперид, очистил Авгиевы конюшни и даже спустился в Аид, чтобы привести оттуда Кербера. После мучительной смерти от яда Геракл вознесся на Олимп и был причислен к богам.

Дедал – изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор. Он построил лабиринт для Минотавра и подсказал Ариадне, как при помощи клубка ниток помочь выйти оттуда Тесею. Дедал смог подняться с сыном Икаром в небо, изготовив крылья из птичьих перьев, скрепленных воском. Так Дедал спасся от царя Миноса, хотя при этом его сын погиб.

Многие мифологические сюжеты выражают победу человека над хаосом природы.

Древнегре́ческая мифоло́гия (мифология Древней Греции ) - мифология древних греков, тесно переплетающаяся с их религией. Оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры , записанных линейным письмом Б . Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo - Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

  • «Илиада » и «Одиссея » Гомера
  • «Теогония » Гесиода
  • «Мифы» Гигина
  • «Метаморфозы » Овидия
  • «Деяния Диониса » Нонна

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры (см. Культура Древней Греции).

Происхождение богов

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде даёт следующую периодизацию древнегреческой религии :

  • 30 - 15 вв. до н. э. - крито-минойская религия.
  • 15 - 11 вв. до н. э. - архаическая древнегреческая религия.
  • 11 - 6 вв. до н. э. - олимпийская религия.
  • 6 - 4 вв. до н. э. - философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
  • 3 - 1 вв. до н. э. - религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (др.-греч. Χρόνος или Кронос означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины , названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Völker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer , ), как и многие другие системы и теории , игнорировавшие момент эволюции .

Постепенно приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская » школа): отсюда локалистическое толкование мифов - с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer ) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера , нем. К. О. Müller ).

Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы , другие - на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но - не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений - оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы - преимущественно к солнцу , или луне , или к грозам .

Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически , как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins , ). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.

Списки богов, мифологических существ и героев

Первое поколение богов

  • Сначала существовала Мгла (Скотос). Из неё возник Хаос .
  • От Мглы и Хаоса родились Никта/Нюкта/Никата (Ночь), Эреб (Мрак) и Эрос (Любовь). (В некоторых версиях детей было шесть - помимо упомянутых были Гея (Земля), Тартар (Бездна) и Уран (Небо)).

Титаны

Титаниды:

Младшее поколение:

  • Гелиос (персонификация солнца)
  • Селена (персонификация луны)
  • Эос (персонификация утренней зари)
  • Ихтиония

Олимпийцы

Дети титана Кроноса и титаниды Реи:

  • Зевс - рим. Юпитер . Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: лабрис , орел, молния, гром, дуб, колесница.
  • Гера - рим. Юнона . Покровительница семьи и брака, покровительница рожениц, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар, колесница.
  • Посейдон - рим. Нептун . Владыка морей. Брат Зевса. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена - Амфитрита .
  • Аид - владыка подземного царства мёртвых. Брат Зевса, рим. Плутон , Гадес, Орк, Дит. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец), колесница. Жена - Персефона (Прозерпина).
  • Деметра - рим. Церера . Богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
  • Гестия - рим. Веста . Богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня-девственница.

Потомки детей Кроноса и Реи:

Боги и божества водной стихии

  • Амфитрита - богиня моря, супруга Посейдона
  • Ахелой - речной бог с телом быка и лицом человека. Его рог, отрубленный Гераклом , стал рогом изобилия
  • Лимнады - нимфы озёр и болот
  • Наяды - нимфы родников, источников и рек
  • Нереиды - морские нимфы, сестры Амфитриаты
  • Океан - персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
  • Океаниды - дочери Океана
  • Понт - бог внутреннего моря
  • Посейдон - бог моря
  • Речные боги - боги рек, сыновья Океана и Тефиды
  • Тефида - титанида , жена Океана, мать океанид
  • Тритоны - свита Посейдона и Амфитриты
  • Тритон - бог, вестник глубин

Боги и божества воздушной стихии

  • Аура - персонификация лёгкого ветра, воздуха
  • Борей - олицетворение северного бурного ветра
  • Зефир - западный сильный ветер, считался также вестником богов (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
  • Нефела - богиня облаков
  • Нот - южный ветер
  • Эвр - восточный ветер
  • Эол - полубог, повелитель ветров

Боги смерти и подземного мира

  • Аид - бог подземного царства мёртвых
  • Персефона - супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
  • Минос - судья царства умерших
  • Радамант - судья царства умерших
  • Геката - богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений
  • Мелиноя - богиня духов, одна из служанок Аида. Присматривает за неупокоенными мертвецами, бродящими по земле. Каждую ночь выходит из царства мертвых, чтобы попугать смертных
  • Керы - духи войны, насилия, болезней и немощей. Питаются кровью погибших
  • Танатос - бог смерти
  • Гипнос - бог забвения, сна, брат-близнец Танатоса
  • Эринии - богини мести.

Музы

  • Каллиопа - муза эпической поэзии
  • Клио - муза истории в древнегреческой мифологии
  • Мельпомена - муза трагедии
  • Полигимния - муза торжественных гимнов
  • Терпсихора - муза танца
  • Талия - муза комедии и лёгкой поэзии
  • Урания - муза астрономии
  • Эвтерпа - муза лирической поэзии и музыки
  • Эрато - муза любовной поэзии

Циклопы

  • Арг - «молния»
  • Бронт - «гром»
  • Стероп - «блеск»

Гекатонхейры

Дети Урана и Геи:

  • Бриарей - сила
  • Гиес - пашня
  • Котт - гнев

Гиганты

(некоторые из примерно 150)

  • Агрий
  • Ипполит

Другие боги

  • Ника - богиня победы
  • Селена - богиня луны
  • Эрос - бог любви
  • Гименей - бог брака
  • Ирида - богиня радуги, вестница богов
  • Ата - богиня заблуждения, помрачения ума
  • Апата - богиня обмана
  • Фобос - бог страха, сын Ареса
  • Деймос - бог ужаса, родной брат Фобоса
  • Асклепий - бог врачевания
  • Морфей - бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
  • Гимерот - бог плотской любви и любовного наслаждения
  • Ананке - божество-воплощение неотвратимости, необходимости
  • Алоэй - древнее божество обмолоченного зерна
  • Пан - бог лесов, покровитель охотников и пастухов. Спутник Диониса
  • Эрида - богиня хаоса.






2024 © mgp3.ru.