Православное летоисчисление от сотворения мира. Времяисчисление от «сотворения мира. Древнерусская (византийская) система летосчисления


Уже в первых веках н. э. некоторые христианские писатели и историки стремились «перебросить» хронологический мост от описанных в Библии событий к тем, которые происходили на их глазах. Они и начали подсчеты числа поколений «от Адама до Авраама», «от Авраама до Давида» и т. д. (независимо это делали и еврейские книжники), надеясь «поточнее» установить число лет, истекших от описанного в Библии «сотворения мира». Так было создано около 200 эр от «сотворения мира», по которым промежуток времени от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитывает от 3483 до 6984 годов. Но почему в среднем около 5500 лет? И почему на основе одних и тех же данных в Библии их создано так много?

На картинке слева вы можете увидеть родословную пород собак. Интересно, что даже здесь «примитивная собака», в данном случае волк, цитируется как прародитель. Это заметно у всех видов. Никогда не наблюдалось, что животное рождало другое животное, чем животное своего вида, - не говоря уже о том, что это был совершенно новый вид животного. Розы производят розы, даже если они имеют разные цвета.

Вопрос в том, почему миллионы лет назад животные должны были делать что-то, что сегодняшние животные больше не могут делать: родить потомка, который не имеет своего рода, но совершенно нового вида! Эволюционная фантазия для этой проблемы - это резкая эволюция, о которой уже говорилось. Это не займет много времени, но в следующем поколении будет завершен новый вид.

Почему 5500? Определенную роль во всех проводившихся в то время хронологических «изысканиях» сыграли представления евреев и первых христиан о тесной связи между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования и, в частности, такое содержащееся в Библии утверждение: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний...» (Псалтирь, 89, 5), которое встречается и в новозаветном «Втором послании апостола Петра»: «...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (3, 8). Потому-то в Талмуде вполне однозначно утверждается, что «шестидневное число творения мира было для свидетельства и означения, что мир продолжится 6 тысяч лет». На этом же основании раввин Елиезер утверждал, будто 84-летний период и составляет «1 час дня Господня» и по истечении его Солнце и Луна возвращаются к тому самому пункту, из которого вышли при творении.

Оставалось только надеяться, что эта «трансформация» произойдет во второй раз в непосредственной близости, в то же время, и с теми же видами птиц и, мы надеемся, аналогию с мужчинами или женщинами. Для расчетов Библия в основном использовалась как источник, в котором написано «шесть дней творения». Поскольку Библия была собрана из многих разных писаний и существует также несколько различных версий Библии, Ушер выбрал еврейскую Библию в качестве основы для своих расчетов.

Библейские данные были согласованы с известными историческими данными, такими как завоевание Иерусалима в 597 году до нашей эры. В расчет были включены даже исторические данные из других культур, таких как халдейские, персидские или римские. Однако, согласно Библии, Христос родился во времена царствования Ирода, умершего с 37 до 4 года до нашей эры.

И вот, исходя из предпосылки, будто «Адам был создан в середине шестого дня творения», христианские богословы и пришли к выводу, что «спаситель мира Христос» снизошел на Землю в середине 6-го тысячелетия, т. е. около 5500 г. от «сотворения мира». Подсчет же времени по продолжительности жизни упомянутых в Библии патриархов и царей приводил к некоторому «уточнению» этой даты.

Христос как год творения. Чтобы определить точную дату создания, Усшер составил еврейский календарь и установил первое воскресенье после осеннего равноденствия. В еврейской традиции суббота - это день отдыха, и именно поэтому Бог должен был начать создание в воскресенье. Французский дипломат Исаак де Ла Пейрре выразил сомнения в теории Ушера только через пять лет после публикации расчетов и оправдал это, среди прочего, археологическими находками. Он опубликовал книгу, в которой он выразил свое противоположное мнение, но отозвал свою диссертацию в ходе инквизиции, чтобы не быть обвиненным в ереси.

Почему 200? Для ответа на этот вопрос мы сначала приведем слова одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского: «Хотя в священных книгах лета событий не считаются от одной какой-либо эры..., но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам священного писания, можно приходить к общему определению времени, протекшаго от начала рода человеческого до Иисуса Христа». Но... «Как ни прост, по-видимому, метод исследования Библейской хронологии, однако он сопряжен с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное».

Его книга была сожжена в Париже. По сей день христианские общины полагаются на расчеты Ушера, такие как «Молодежный креационизм». Например, уважаемый британский церковный историк и бенедиктинский монах Беда-Венерабиз рассчитывал еще в год 731 года создания, в том числе голландец Джозеф Юстус Скалигер, один из величайших ученых. Эти три вещи, которые вы должны сделать сегодня!

СМИ скрывают это, но это печальная правда! Сегодня вы получите бесплатное откровение. Пройдите это внимательно! Он рассказывает вам, какие 3 вещи вы абсолютно должны сделать сейчас! В противном случае самая большая финансовая катастрофа в Европе разрушит ваше состояние! Получите специальный отчет с откровением сейчас бесплатно!

А теперь напомним, что к началу нашей эры, кроме еврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже был ее перевод на греческий язык («Септуагинта»), осуществленный в г. Александрии по инициативе царя Птолемея VIII около 130 г. до н. э. как для нужд большого количества проживавших там эллинизированных евреев, так и для «всех прочих во вселенной находящихся». Тысячелетием позже именно с текста «Септуагинты» был произведен перевод Библии на славянский язык. В IV в и. э. епископ Иероним перевел еврейский текст Библии на латинский язык («Вульгата»).

Календа принимает свое название от первых слов латинского текста этой особой литургической композиции. Первоначально он был частью Первого Часа, который больше не существует в нынешней Бревиарии и был объявлением тайны, отмеченной этим Управлением. Рождественскую Календу, предназначенную как объявление о праздновании, можно провести, чтобы отразить Пасхальное Всенощное Извлечение, даже если они имеют очень различную историю и литургическое значение. В настоящее время в папской мессе в Риме она провозглашается в песне перед мессой ночи, и было бы хорошо, чтобы эта практика была подражана во всех церквях мира.

Ну и, наконец, немалое влияние на попытки упорядочить события мировой истории в эре от «сотворения мира» имел многотомный труд Иосифа Флавия (ок. 37 - ок. 95) «Иудейские древности», в котором дано изложение истории еврейского народа и его соседей «от Адама» почти до конца I в. н. э.

И, как оказалось, в тексте Библии, которым пользуется еврейский народ по крайней мере с конца II в. н. э., и в латинском переводе с нее продолжительность жизни «древних патриархов», правления царей и др. указана совершенно иная, чем в греческом переводе II в. до н. э. и, естественно, в славянской Библии. Приведем несколько примеров (в скобках даны числа славянской Библии): Адам до рождения Сифа жил 130 (230) лет, Сиф до рождения Еноса - 105 (205) лет, Енос до рождения Каинана- 90 (190) лет и т. д. Продолжительность правления Иисуса Навина указана в 14 (32), царя Кира 9 (32) лет и т. п. Легко вообразить, сколь бурными были взаимные обвинения христиан и евреев в порче «священного текста». Утверждалось, что сделано это было христианами (увеличены промежутки времени) для обоснования того, что после «сотворения мира» уже прошло «предсказанное» число лет - 5500 и Христос-Мессия уже пришел. И, наоборот, с точки зрения христиан, евреи, полагая, что время Мессии еще не наступило, где-то в начале II в. н. э. сократили упомянутые выше промежутки времени, так что к началу нашей эры насчитывают всего 3760 лет.

Когда эта практика была введена, Календа была исполнена среди первоначальных ритуалов мессы, но теперь ее ожидали как реальное объявление, которое витает в тишине, полной ожиданий той конкретной ночи, и это достигается с помощью шествия вход. Эта литургическая процессия всегда вызывает тайну Бога, которая приходит навстречу своему народу, таинство, которое достигло своего апогея с вступлением Христа в мир, поэтому очень уместно оценивать его именно в рождественских массах. Текст Календа представлен в «Мартирологии», в литургической книге, в которой перечислены святые, которые помнятся каждый день в году.

К тому же библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения евреев (586 г. до н. э), поэтому при подсчете лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам. Именно поэтому христианские историки, каждый по-своему оценивая тот или другой промежуток времени, и создали около 200 различных вариантов эры от «сотворения мира»...

Начиная с первых дней Церкви, в каждой христианской общине существовало осторожное сохранение памяти о своих мучениках. Таким образом, совесть Церкви, основанная на крови мучеников, находит одно из его главных литургических выражений вместе с размещением их реликвий в основании алтаря, на котором сообщество празднует Евхаристию. Память о имени мучеников была тесно связана с днем ​​их смерти, называемой умирает наталисом, и до места, где их останки покоились. Эти книги со временем обогатились известием о возможных переводах мощей самих мучеников, посвящения церквей и имен святых, а не мучеников.

Несколько других важнейших эр . Очевидно, что при сопоставлении упоминаемых церковными историками событий конца I тысячелетия до н. э. и первых десятилетий н. э. важно следующее: на какой год той или другой независимой эры - счета лет по олимпиадам или от «основания Рима» - они относят «рождество Христово». После этого можно определить, насколько удалена эпоха эры от «сотворения мира» от эпохи нашей эры.

Они построили знак признания и братства среди разных христианских общин, которые признали себя в тех же святых, особенно в те времена, когда ереси бушевали, и для выживания церквей важно было установить отношения с другими общинами, верными истине. Более того, сегодня они являются источником ценной информации для изучения истории литургии и Отцов Церкви. На Востоке они находят корреспондента в Синассаре и в Православном Менуче.

В Мартирологии каждое имя сопровождается очень короткой запиской с местом смерти, статусом святого или благословенного, церковным статусом, основной деятельностью и харизмой. Но в день Рождества, начало пасхальной тайны того, кто является «причиной и образцом каждого мученичества», предлагаемый текст особенно богат.

Едва ли не первым из христианских богословов, создавших эру от «сотворения мира», был антиохийский епископ Феофил. Эпоха эры, которая получила название антиохийской,- 1 сентября 5969 г. до н. э. (впрочем, некоторые источники указывают число 5515, другие - 5507 г. до н. э.). Составлена она была около 180 г. н. э. Климент Александрийский (190 г.) «нашел» другое число - 5472 (впрочем, указывают и число 5624). Римский епископ Ипполит (200 г.), а вслед за ним и Секст Юлий Африканский (221 г.) определили этот промежуток времени ровно в 5500 лет. Описывая события последних 500 - 700 лет, Секст Юлий Африканский в своей «Хронографии» упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т.д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500-й год по этой эре приходится на 2-й год до н. э. В хронике Евсевия Кесарийского от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитано всего 5199 лет.

Структура Календа похожа на структуру Пролога Евангелия от Иоанна, провозглашенного на мессе в Рождество, потому что они долгое время пребывают в «великом» облике, вечном танце Троицы в Прологе и универсальной истории в Календе, а затем внезапно перейти к сосредоточению на «маленьком» времени и месте, в рождении Иисуса Христа во плоти. Созданный до веков, он начал существовать во времени, чтобы восстановить вселенную в вашем дизайне, Отец, и вернуть к тебе потерянное человечество, в нем сегодня таинственный обмен, который искупил нас, светит в полном свете: наша слабость принимается Словом, смертный человек поднимается до вечного достоинства, и мы, объединенные с вами в чудесном общении, разделяем вашу бессмертную жизнь.

Широкую известность в свое время получили эры двух александрийцев - Панодора и Анниана. Около 400 г. н. э. Панодор отнес дату «рождества Христова» на 5493 г. от «сотворения мира», причем первый год по этой эре начался 29 августа. Через несколько лет Анниан перенес начало отсчета на полгода вперед - на 25 марта. Внешне эти эры как будто различались между собой незначительно. Однако сопоставление упоминаний об исторических событиях последних лет до и после «рождества Христова» показало, что Анниан отнес «рождество Христово» на 5501-й г. своей эры, который соответствовал консульскому году Сульпиция Камерина и Гая Поппея, а это 9-й год н. э., тогда как на 1-й год н. э. приходился 5493 г. эры Анниана. Чтобы уложить дальнейшие события в своей эре, Анниан, уменьшал на один-два года годы правления римских императоров вплоть до конца I в. н. э....

Все эти тексты вводят нас в понимание празднования тайны воплощения, описывающего ее как та же сакраментальную динамику: общение невидимой благодати Бога через событие, которое может быть испытано с чувствами тела, а затем превзойти их и привести телесного человека в его сущность. божественно. Поэтому существует близость между Рождеством и литургией. Если Пасха - это содержание и сила литургии, Рождество выражает эту фундаментальную структуру.

Богословское растение Рождественских масс также красноречиво: созерцание воплощения как вечного поколения и рождения в истории, к которому должно следовать духовное рождение в душе христианина. В тексте, предшествовавшем последней литургической реформе, также был гипотетический рассказ о годах со дня творения, пять тысяч девяносто девять, сегодня более пудически выражается как «много веков». Эта точность имеет непосредственное значение, чтобы подтвердить истину о том, что Христос родился по-настоящему во плоти, против всего гностицизма, искушения, которое даже сегодня скрывается.

Эру Анниана использовали многие византийские историки до IX в. н. э., однако почти сразу после ее «изобретения» ее эпоху перенесли обратно на 29 августа 5493 г. до н. э., а вскоре передвинули и на два дня вперед - на 1 сентября 5493 г. до н. э. Начало года с 25 марта византийские хронологи посчитали неудачным, так как в каждые 532 года пасха 20 раз приходится перед 25 марта, и поэтому столько раз в одном году эры Анниана приходилось по две пасхи, тогда как в других - ни разу. Эру Анниана с эпохой 29 августа 5493 г. до н. э. было принято называть александрийской.

Но его глубокая причина идет дальше: это сильно означает, что в нем вся эта история находит смысл. Священная история, но также и оскверненная: Иисус Христос является Господом времени и истории, «к нему принадлежат время и веки». Бог вводит время, потому что все человечество находится в глубине души. Ничто из наших событий не равнодушно относится к Богу, даже к самым незначительным обстоятельствам жизни. Бог видит, что все это не угроза, а великое утешение. «Полнота времени» проявляет выполнение Божьего плана по истории, потому что вся созданная реальность находит свой смысл и свою глубокую сплоченность только по отношению к Христу, образованную Богом «альфа и омега, начало и конец», потому что «в Христос Вселенная создана, и все в нем существует».

Широкую известность в средние века получила «Пасхальная хроника» - труд анонимного византийского писателя, составленный вскоре после 628 г. н. э. В эту хронику включены сведения из Библии и «житий святых», но по мере перехода к более поздним временам ее автор все больше обращается и к документальному материалу. Свое название «Хроника» получила от того, что в ней давалось руководство по установлению даты пасхи. Исходной датой здесь принято 21 марта 5509 г. до н. э.

Таким образом, Христос является «истинным светом мира»: «Тот, кто следует за Христом, совершенный человек, также становится больше человеком». Рождество - это цель долгого пути с четким направлением и четкой иерархией: милость, проявленная Богом в чудесной работе творения, становится еще более очевидной и потрясающе реальной, когда происходит искупление этого больного творения. Он говорит о собрании мессы дня: «О Боже, который чудесным образом сотворил нас по образу твоему и самым чудесным образом ты обновил и искупил нас».

Искупление - еще большее чудо одного и того же творения, взятого у Бога из ничего. Интересна деталь луны, то есть фаза Луны, которая, очевидно, меняется каждый год и должна быть рассчитана именно потому, что лунный цикл не соответствует числу дней каждого месяца. В этом году пятнадцатая луна. Поэтому с самого начала Календа, ссылка на сегодня, потому что литургия - это не смутное воспоминание о прошлых событиях, а уверенность в присутствии тайны. Это означает праздновать Рождество. Сегодня он встречается, видит, прикасается, ощущает в своих таинствах.

Дошла на Русь и так называемая болгарская эра, по которой «сотворение мира» имело место в 5504 г. до н. э. Однако наиболее важное место в хронологических расчетах на Руси на много столетий заняли две византийские эры. По первой из них летосчисление велось с субботы 1 сентября 5509 г. до н. э. Эта эра была создана при императоре Констанции (правил с 337 по 361 гг.), но так как он в своих религиозных взглядах не был «последовательным христианином», то в дальнейшем и его и составленную при нем эру некоторое время стремились как бы «забыть». С VI в. в Византии начала использоваться другая эра от «сотворения мира» с эпохой 1 марта 5508 г. до н. э. (эта эра имеет также название константинопольской и еще - древнерусской). Данная эра выглядит «лучше согласованной» с Библией: счет в ней вели «от Адама», который «был сотворен» в пятницу. На пятницу и приходилось 1 марта 1 года этой эры.

В заключительной части Календа мы также встречаем причину воплощения: «желая освятить мир». Решение Бога является бесплатным, именно он хочет все время прикоснуться к полноте в этом вопросе, но не в том, что положение достигается случайно или другими способами, которые обязывают его воплощаться. Нет ничего волшебного, поскольку это не волшебство, которое ловушки Бога в таинствах. Напротив, мы можем созерцать тайну Божьей милости, которая никогда не уходит из истории, направляя ее провиденциальной любовью.

В нем все начинается, и все делается. Однако все неизбежно остаются в восторге от мира, созданного английским автором, из которых война Кольца - всего лишь небольшой фрагмент. Третий век фактически, тот, который закрывается с отъездом кольцевых носителей и последними эльфами из Средиземья, является лишь последней частью бесконечно большей мозаики, начатой ​​Эру-Илватаром, когда ничего не существовало, кроме него и ничего. Сам Саурон, который в «Властелине колец»представляет злобу и ненависть к миру, начинает играть эту роль после тысячелетия подчиненной работы в Мелькоре, что эквивалентно Люциферу в толькенском пантеоне. импровизированный злодей, но тот, кто на протяжении веков играл центральную роль во всем, что случилось с Ардой, и во время кольцевой войны это всего лишь бледная память о том, что было в прошлом.

Католическая церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но уже в конце IX в. ее взгляды изменились. Так, архиепископ вьенский (Франция) Адои (около 879 г.) в своем труде отдал предпочтение хронологии латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора (1545 г.), на котором этот перевод Библии был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала «короткая» хронологическая шкала. Так, по одной из эр от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитывают 4713, по другой - 4004 года.

В основе эры - циклы. Интересно проследить, как был получен промежуток в 5861 год, отделявший 69 год эры Диоклетиана от «исходного момента», найденного в 353 г. составителями византийской эры.

Напомним, что христианская церковь связала годичный цикл своих «передвижных» праздников с лунно-солнечным календарем и что в комбинации юлианского календаря с лунно-солнечным имеются такие важные циклы: 28-летний (солнечный), после которого дни недели приходятся на те же календарные даты, и 19-летний (метонов), после которого фазы Луны (как мы уже знаем, не очень точно) приходятся на те же даты солнечного календаря. Годы в каждом цикле пронумерованы. Так же ведется счет лет и в 15-летнем цикле по индиктам.

В то время, когда начались попытки установить византийскую эру от «сотворения мира», определенная система счета лет в упомянутых циклах уже сложилась. В частности, 69-й год эры Диоклетиана был 9-м годом в 28-летнем солнечном цикле, 9-м годом в лунном («сирийском») 19-летнем цикле и, наконец, 11-м годом в 15-летнем цикле индиктов. Перед составителями новой системы летосчисления стояла задача - найти год, на который приходится начало всех трех циклов одновременно. «Убедительным доводом» должен быть такой: «не может быть, чтобы мир был создан не в начале циклов»...

Математически это можно изобразить так. Обозначим год искомой эры через R. Далее учтем, что к 69-му году эры Диоклетиана истекло неизвестное число х солнечных, у лунных и г индиктовых циклов. Учитывая порядковые номера 69-го года эры Диоклетиана во всех трех циклах, можно записать год R поочередно в 28-летнем солнечном, 19-летнем лунном и 15-летнем индиктовом циклах так:

R = 28х + 9, R = 19y + 9, R = 15z + 11.

Эти уравнения говорят о том, что от начала летосчисления прошло х 28-летних циклов и еще 9 лет, у 19-летних циклов и 9 лет, z 15-летних циклов и 11 лет. Это дает возможность найти соотношение между количеством циклов в виде так называемых диофантовых уравнений:

28х = 19 у, 28x - 15z = 2.

Задача решается методом проб: подбираются целые (!) числа х, у и z так, чтобы выполнялись приведенные здесь равенства. Это имеет место, если x = 209, у = 308, z = 390.

Тогда R = 28*209 + 9 = 5861.

Отсюда и следует, что 69-й год эры Диоклетиана был 5861-м годом эры начала трех упомянутых сложившихся циклов, которая и была принята в качестве эры от «сотворения мира».

Отметим, что совпадение начала всех трех циклов повторяется через каждые 28 *19 *15 = 7980 лет. И, конечно же, составители упомянутой выше эры приняли 5861-й год, а не, скажем, 7980 + 5861 = 13 841-й, потому, что они ориентировались и на непосредственные подсчеты числа поколений «от Адама»...

Любопытно, что в древней Грузии для целей летосчисления использовался цикл в 532 года под названием хроникой или короникон. При датировке событий указывали число целых корониконов, истекших от начала эры, и порядковое место данного года в текущем корониконе, которое также именовалось корониконом. Впервые летосчисление по корониконам было введено в Грузии в 780 г. и использовалось на протяжении более чем тысячи лет.

Наше летосчисление

Сегодня почти во всех уголках нашей планеты летосчисление ведется от «рождества Христова». Эта эра была введена в 525 г. римским монахом, папским архивариусом, скифом по происхождению, Дионисием Малым. Часто год по этой эре обозначают буквами AD, что на латинском языке означает Anno Domini - «года Господа», но чаще всего говорят «такого-то года нашей эры», так как эта эра является совершенно условной.

Факты и домыслы. Заслуга Дионисия перед церковью заключается в том, что как только Западная церковь начала использовать составленную им пасхалию, расхождений по вопросу о праздновании пасхи между Восточной и Западной церквами вплоть до реформы календаря в 1582 г. не было. Достиг этого Дионисий следующим образом: во-первых, он вслед за Викторием Аквитанским рассчитывал фазы Луны, используя 19-летний метонов цикл во вторых же, и это самое главное, он, по обычаю Восточной церкви, относил пасху на 15 Нисана, если только оно приходилось на воскресенье (а этого как раз раньше в Риме не допускали!).

Во времена Дионисия техника расчета даты пасхи была уже надежно разработана. Возьмем к примеру 1988 г. Отняв от числа года 284 (номер года эпохи эры Диоклетиана; ведь мы ведем расчет так, как его должен был бы делать Дионисий) и разделив остаток на 19, находим в остатке порядковый номер года в 19-летнем александрийском цикле - золотое число. Оно равно 13. Из табл. следует, что весеннее полнолуние в 1988 г. приходится на 24 марта ст. ст. Пасха будет в ближайшее воскресенье - 28 марта ст. ст. = 10 апреля н. ст.

Обычно александрийские епископы составляли таблицы пасхи на 95 лет (так называемый малый пасхальный круг) и рассылали их всем христианским церквам. В новом 95-летии в каждых трех из четырех лет пасха приходится на те же даты, что и в предыдущем, в четвертом же году (из-за несовпадения високосных лет) она передвигается на одно число вперед, а один раз примерно в каждые 27 лет - на 6 дней назад. Поэтому составитель новой пасхалии вносил поправки, проверяя соответствие фаз Луны и дней недели. Именно так александрийский патриарх Кирилл составил пасхалию на время от 153 до 247 г. эры Диоклетиана, т. е. по 531 г. н.э. включительно.

Дионисий Малый решил следующее: «Так как осталось от этого круга всего лишь шесть лет, то мы решились продлить на последующие 95 лет». При этом он отказался от эры Диоклетиана (дескать, не приличествует христианам вести летосчисление от прихода к власти императора, который их жестоко преследовал) и ввел счет лет от «рождества Христова», а по другим данным - ab incarnatio Domini- от «воплощения Господа», т. е. от «праздника благовещения» (уже тогда он отмечался 25 марта).

Но Дионисий нигде не объяснил, из каких соображений, на основании каких расчетов он отнес начало своей эры именно на то, а не на другое место в непрерывной смене лет. По этому поводу историки высказывают различные догадки, хотя ни одна из них не представляется убедительнее другой. Так, существует предположение, будто при составлении своей эры Дионисий принял во внимание предание о том, что Христос умер на 31-м году жизни и воскрес 25 марта. Следовательно, на этот день приходилась «первая пасха». Ближайшим годом, в котором, по расчетам Дионисия, пасха приходилась снова на 25 марта, был 279-й год эры Диоклетиана. Сопоставив свои расчеты с евангелиями, Дионисий мог предположить, что и на самом деле «первая пасха» отмечалась 532 года назад от 279 г. эры Диоклетиана. Прибавив к числу 532 еще 31 год (предполагаемый возраст Христа) и отсчитав от 279 г. эры Диоклетиана эти 563 года назад, Дионисий будто бы и «установил» начало эры от «рождества Христова», т. е. что 279 г. эры Диоклетиана = 563 г. от «рождества Христова».

Нами, однако, уже отмечалось ранее, что предание, будто Христос воскрес 25 марта, популяризовалось восточными церковными писателями. Представители же западной церкви, в частности римский епископ Ипполит, христианский писатель Тертулиан (ок. 150 - 222 гг. н. э.) и др. утверждали, что Христос был распят 25 марта, а воскрес он будто бы 27 марта. Это различие во взглядах отражено, в частности, в следующих документах, принадлежащих соответственно христианскому Востоку и Западу: «Константинопольском списке консулов 395 г.» (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV) и «Хронографическом сборнике 354 г.» (Chronogra-phus anni CCCLIIII). Оба документа опубликованы в 9-м томе сборника «Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum. - Berolini, 1892».

В первом документе после проставленного позже числа года - 29 г. н. э.- и имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина имеется приписка: «His conss. passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem»-«при этих консулах пострадал Христос в день 10-й до апрельских календ и воскрес в 8-й день», т. е. пострадал 23, а воскрес 25 марта. В «Хронографе 354 г.» под тем же годом после указания консулов читаем: «His consulibus dominus Iesus passus est die Ven. Luna XIIII» - «в их консульство Господь Иисус Христос пострадал в пятницу при возрасте Луны 14 дней», а в разделе XIII «Римские епископы» находим дополнительные сведения: «Imperante Tiberio Caesare passus est do-minus noster Iesus Christus duobus Geminis cons. VIII Kal. Apr.» - «во время правления Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день 8-й до апрельских календ». Следовательно, смерть Христа здесь отнесена на 25 марта, воскресенье - на 27.

Однако с помощью таблиц Приложений I и III нетрудно убедиться, что оба варианта - «первая пасха 25 или 27 марта» - являются неприемлемыми с «чисто календарной» точки зрения. Прежде всего, 25 марта в 29 году приходилось на пятницу, и уже поэтому «восточный вариант» не проходит. Но что самое главное - еврейская пасха (15 Нисана) приходилась в 29 г. на воскресенье 17 апреля, следовательно, почти месяцем позже субботы 24 марта, где ей следовало быть для согласия с евангелиями...

Более того, составляя свою пасхальную таблицу, Дионисий не мог не заметить, что на основе 19-летнего метонова цикла «в исторически реальном промежутке времени жизни Иисуса Христа» пасха на 27 марта вообще не приходится (согласно формальным расчетам в I в. н. э. христианская пасха приходилась на 27 марта трижды: в 12, 91 и 96 гг.). Таким образом, Дионисий волей-неволей вынужден был принять восточнохристианскую точку зрения, согласно которой «первая пасха» («воскресенье Христово») имела место 25 марта.

Увы, и здесь Дионисий потерпел неудачу, хотя и не зная об этом. Ведь если он искренне полагал, что «первая пасха» была 25 марта 31 года н. э., то он грубо ошибся, экстраполируя неточный метонов цикл назад на 28 кругов. На самом же деле 15 Нисана- еврейская пасха - в 31 г. н. э. было не в субботу 24 марта (где, повторим еще раз, ему следовало бы находиться для соответствия с евангелиями), а во вторник 27 марта!

По «календарю 354 г.»? Согласно Дионисию, эпохой нашей эры является 1 января 753 г. от «основания Рима», 43-го года правления Августа, 4-го года 194-й олимпиады, в этот день вступили в свои консульские должности Гай Цезарь и Эмилий Павл. С 21 апреля 1 г. н. э. начался 754 г. от «основания Рима», с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год правления Августа. Нелишне напомнить, что сам Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта, а 25 декабря 1 года принятой им эры будто бы родился Христос.

Любопытно проверить, а не мог ли Дионисий при установлении эпохи своей эры воспользоваться чьими-то уже готовыми расчетами или предположениями. В частности, что говорили о годе «рождения Христа» христианские писатели III - IV вв.?

Оказывается, лионский епископ Ириней и Тертулиан считали, что «Христос Господь пришел в мир около года 41-го правления Августа». Евсевий Кесарийский говорит конкретнее: «это был 42-й год царствования Августа, а властвования над Египтом 28-й». «Святой» Епифаний указывает даже консулов и год от «основания Рима»: 42-й год Августа, 752 г. от «основания Рима» при консульстве Августа в 13-й раз и Сильвана. Секст Юлий Африканский пишет: «около года 29-го после битвы при мысе Акций». Несколько позже греческий историк Иоанн Малала (491 - 578) отнес «рождество Христово» на год (01. 193.3), 752-й от «основания Рима», 42-й Августа, а «Пасхальная хроника» - на 28-й год властвования Августа в Египте, «в консульство Лентула и Писона».

Упомянутый выше документ от 395 г. «Consularia Constantinopolitana», как и Епифаний, относит это событие на год консульства Августа и Сильвана: «His conss. natus est Christus die VIII Kal. Ian.» - «при этих консулах родился Христос в день восьмой до январских календ» (т. е. 25 декабря).

Как видно, все перечисленные авторы указывают на 3-й или 2-й год до н. э., «Пасхальная хроника» - на 1 г. до н. э. И все они противоречат евангелию от Матфея, в соответствии с 2-й главой которого Христос будто бы родился во время правления иудейского царя Ирода. Ведь Ирод умер в 750 г. от «основания Рима», т. е. в 4 г. до н. э.

Можно предполагать, что упомянутые писатели (как и многие другие не названные здесь) пользовались каким-то одним источником. Вероятно, им были следующие указания евангелиста Луки: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее,... был глагол Божий к Иоанну...» (Лк. 3, 1-2). Иоанн будто бы начал свою проповедь и вскоре крестил Христа в Иордане. При этом «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати...» (Лк., 3, 23). Император Тибе-рий Клавдий Нерон управлял Римской империей с 14 по 37 г. Тертулиан и другие писатели, по-видимому, принимали, что Иоанн Креститель начал свою деятельность в 14+14 (число полных лет правления Тиберия) = 28 г. н. э., в начале 29-го он крестил Иисуса, которому «было около 30 лет». Отсюда и следовало, что Христос родился во 2 г. до н. э. По-видимому, никто из упомянутых выше писателей не знал года смерти Ирода (или, что менее вероятно, не был знаком с евангелием от Матфея).

Имеется указание на год «рождества Христова» и в «Хронографе 354 г.». Здесь это событие отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т. е на 1 г. н.э. (!!). Запись о «рождестве Христовом» в «Хронографе 354 г.» звучит так: «Нос cons, dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV» - «при этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны».

«Хронограф 354 г.» (рис.) - это серьезный труд, содержащий, в частности, перечень всех римских консулов, начиная с 245 г. от «основания Рима» (с 509 г. до н. э.) по 354 г. н. э., списки префектов Рима за сто лет (251-354 гг. н. э.) и римских епископов от апостола Петра до Юлия (умер в 352 г.). И, конечно же, Дионисий, занимая к тому же должность папского архивариуса, не мог не знать о документе, содержавшем столь важные хронологические сведения. Ну, а если он знал о «Хронографе 354 г.», то вполне мог использовать цитированное выше упоминание о годе «рождения Христова» при установлении исходной точки отсчета своей эры (быть может, эта запись и натолкнула его на мысль ввести счет годов от «рождества Христова»?).

Рис. Заголовок сохранившегося в копии римского календаря 354 г. н. э. содержит следующие пожелания некоему Валентину: процветай в боге, живи процветая, живи радуясь и управляй счастливо

Конечно, нельзя исключить и другую возможность. Ведь упоминание о рождестве Христовом «при консульстве Цезаря и Павла», содержащееся ныне в копиях «Хронографа 354 г.» (оригинал давно потерян), может быть вставкой, сделанной уже после Дионисия. Следует, однако, думать, что это не так. В пользу предположения о подлинности обсуждаемой записи говорит уже отмеченное выше упоминание в «Хронографе 354 г.» о дате смерти Христа. Ведь после пасхальных расчетов Дионисия, проведенных им на основе 19-летнего метонова цикла, вряд ли было возможным возвращаться к грубо ошибочному утверждению о 29 годе!

Напомним, что у Дионисия был еще один предшественник: на тот же год (1 г. н. э.) полагал «рождение Христово» и Панодор.

Как было отмечено, существует предположение, будто Дионисий «установил» год «рождения Христова» после определения года и даты «первой христовой пасхи» - 25 марта 31 г. н.э. Увы... В этом как раз не повезло не только ему, но и многим другим христианским писателям и «отцам церкви». Ведь «календарная ситуация» такова, что 15 Нисана (еврейская пасха) приходилось на субботу (а канун пасхи - «день распятия Иисуса Христа» - на пятницу) лишь в 26 г. н. э. (23 марта), в 33 г. (4 апреля) и в 36 г. (31 марта). Не случайно поэтому сегодня (и, по-видимому, с относительно недавних времен, уже в XX в.) христианская церковь в качестве наиболее вероятной даты «первой пасхи» принимает воскресенье 5 апреля 33 г. н. э. . В 28 же году, на который относит «первую пасху» аквитанский епископ Виктор, 15 Нисана приходилось на вторник 30 марта, в 29 - на воскресенье 17 апреля, в 30 г.- на четверг 6 апреля. А ведь если говорить о годе смерти Христа, то со времен Тертулиана и Ипполита Римского ее позже 29 г. на Западе не ставил никто. И, следовательно, ошибались, не умея достаточно надежно проводить расчеты фаз Луны...

Ошибся и Дионисий, если он действительно исходил из того, что «первая пасха» («воскресение Христово») была 25 марта 31 г. И не только потому, что на самом деле весеннее полнолуние в указанном году было во вторник 27 марта. Даже если бы метонов цикл, использованный Дионисием при расчетах, был идеально точным, то все же 25 марта 31 г. в принципе не могло быть принято за дату «воскресения Христова», так как по александрийскому 19-летнему кругу получалось, что оно соответствует 15 Нисана (первому дню еврейской пасхи), тогда как, согласно евангелию от Иоанна, Христос воскрес «в 16-й день Луны». Именно из этих соображений столь упорно настаивал на своей дате - 25 марта 42 г. н. э. Анниан: в этом году на 25 марта приходился «17-й день Луны», а это вполне соответствовало первым трем евангелистам, хотя и было грубейшим анахронизмом, так как Пилат из Иудеи был отозван еще в 37 г., да и римским императором в 42 г. был уже не Тиберий, а Клавдий.

Кстати, в средневековой литературе очень много «изысканий» было проведено для выяснения взаимного расположения на небе планет, которые могли бы «позвать в дорогу волхвов на поклонение новорожденному Мессии». Ведь, как говорил еврейский раввин Абарванела (XV в.): «Наиболее важные перемены в подлунном мире предзнаменуются соединениями Юпитера и Сатурна. Моисей родился три года спустя после такого соединения в созвездии Рыб...».

Соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб было в 747 г. от «основания Рима» - 7 г. до й. э., причем расстояние между ними в это время составляло около полградуса (что равно диаметру Луны). В следующем году к этим планетам присоединился и Марс. И в качестве курьеза отметим, что на основании расчетов положений упомянутых планет на небе Кеплер сделал «вывод», будто Иисус Христос родился в 748 г. от «основания Рима». Стремясь отстоять свое представление о возможной эпохе эры от «рождества Христова», Кеплер датировал свою книгу «Новая астрономия» так: «Anno аегае Dionisianae 1609», подчеркивая тем самым полную условность введенной Дионисием эры.

Для удобства расчетов? Вполне возможно, что Дионисий ввел свое летосчисление исключительно для удобства расчетов даты пасхи. Как мы сейчас убедимся, это летосчисление позволяет проводить такие расчеты, не заглядывая в предыдущие пасхальные таблицы. Исходным в этом летосчислении является предположение о том, что в году, непосредственно предшествовавшем 1 г. н. э., новолуние пришлось на 21 марта (но это новолуние расчетное, повторяющееся каждые 19 лет в соответствии с метоновым циклом; на самом же деле астрономическое новолуние - конъюнкция - в 1 г. до н. э. было 24 марта).

Возьмем к примеру 1986 год. Разделив число года на 19, находим, что от начала введенной Дионисием эры прошло 104 полных 19-летних цикла (они нас не интересуют) и в остатке имеем а =10. В последнем году до н. э., а следовательно, и в последнем году 19-летнего «дионисиева» цикла новолуние (расчетное!) наступило 21 марта, а весеннее полнолуние - на 15 дней позже, т. е. 5 апреля. За каждый год весеннее полнолуние смещается на 11 дней назад или (берем очередное) на 19 дней вперед. Величина 19а +15 указывает, на сколько сместилось полнолуние в интересующем нас году. Разделим ее на 30 - число дней в одном лунном месяце. Остаток и покажет, как далеко отстоит ближайшее, весеннее полнолуние от 21 марта (от весеннего равноденствия).

Конкретно для 1986 г. находим 19а + 15 = 205, 205: 30 = 6 и в остатке d = 25. Следовательно, весеннее полнолуние приходится в этом году на 21 +25 = 46 (-31)= 15 апреля ст. ст. = 28 апреля н. ст. В ближайшее воскресенье 21 апреля ст. ст. = 4 мая н. ст. и будет пасха. Этот вывод, остающийся верным для любого года, можно проверить, используя точный метод Гаусса.

Как видно, все здесь очень просто, нет даже необходимости смотреть в таблицы фаз Луны, сверяться с пасхалиями, составленными другими авторами. По существу, все здесь проделанное - это первый этап определения даты пасхи по формуле Гаусса: так находится расстояние полнолуния от даты весеннего равноденствия. Конечно, Дионисий рассчитывал не конъюнкции, а неомении. Но результат тот же самый. Как раз в 1 г. до н. э. расчетная неомения приходилась на 23 марта (строго говоря, она наблюдалась 23 марта в 532 г. н. э.). Значит, возраст Луны на 23 марта в последнем году до н. э. принят равным 1-лунная эпакта EL = 1 (обозначалась и так: luna I). Расчетное пасхальное полнолуние, которое обозначали как luna XIV, приходилось на 13 дней позже неомении. Это как раз тождественно утверждению, что оно приходится на 15 дней позже конъюнкции.

Итак, не исключено, что свое летосчисление Дионисий мог ввести для наибольшего упрощения «пасхальной арифметики», хотя он, возможно, неожиданно для себя вступил в конфликт с историей... Ведь, как мы знаем, Ирод, царь иудейский, при котором будто бы родился Христос, умер в 4 г. до н. э.

Заканчивая этот обзор различных предположений о возможной дате рождения Иисуса Христа, имеющий, как мы видели, непосредственное отношение к проблемам календаря, отметим: сегодня наши отечественные ученые все более склоняются к мнению, что Христос как историческая личность реально существовал. Вот что по этому вопросу пишет академик Б. М. Кедров: «Защитники христианского учения долгое время пытались объединить вопрос о реальности Христа с утверждением о его божественной сущности. А в истории атеизма у некоторых авторов опровержение христианской легенды опиралось на то, что ряд исторических свидетельств о Христе представлялся как интерполяции, как позднейшие вставки, сделанные защитниками христианской доктрины». В настоящее время на основании исследований ученые стремятся четко «отделить вопрос о Христе как реальной личности от христианской легенды о его божественной природе. Представления о Христе как о реальной личности нашло свое отражение не только в современных исторических исследованиях, но и в художественной литературе. Вопрос о реальности личности Христа непосредственно ведет к представлению о его человеческой природе и тем самым позволяет свести христианскую легенду о божественной природе Христа к ее земной основе».

Апробация эры . Эра, введенная Дионисием Малым, была вскоре использована некоторыми историками и писателями, в частности современником Дионисия Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже - Юлианом Толедским, а еще позже - Бедой Достопочтенным. На протяжении VIII-IX вв. она получила широкое распространение во многих государствах Западной Европы. Эта эра была апробирована в 607 г. папой Бонифацием IV, она встречается и в документах папы Иоанна XIII (965-972). Но лишь со времен папы Евгения IV (1431 г.) эра от «рождества Христова» используется в документах папской канцелярии регулярно. Что же касается Восточной церкви, то она, по свидетельству Э. Бикермана, избегала пользоваться ею, так как споры о дате рождения Христа продолжались в Константинополе до XIV в. Впрочем, по-видимому, бывали исключения. Так, в таблице дат пасхи, составленной в IX в. на весь 13-й индиктион (877-1408) Иоанном Пресвитером, рядом с годом от «сотворения мира», кругами Солнца и Луны, эпактами проставлен также и год от «рождества Христова».

14 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает новолетие, или начало нового богослужебного года. Согласно принятому в Византии и допетровской Руси летоисчислению, начинается 7524 год от сотворения мира. Как возникло и попало на Русь это летоисчисление? Как рассчитали дату сотворения мира? Как праздновали сентябрьский новый год в старину?

19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Так Россия перешла на принятое в Европе счисление лет, хотя до 1918 года между российским юлианским и европейским григорианским календарем оставалась постоянно увеличивающаяся разница, сейчас составляющая 13 дней - потому и сейчас в январе мы, помимо официального, празднуем и «старый новый год». Но наши предки, жившие до Петра, праздновали новый год 1-го сентября (но новому стилю - 14-го), причем начало летосчисления относилось на 5509 год до нашей эры. Этот календарь, вместе со старым стилем, до сих пор признается Православной Церковью - именно в сентябре начинается годовой цикл богослужений

Летоисчисление от сотворения мира пришло на Русь из Византии вместе с православием. Причем как на Руси, так и в Византии началом года в разное время считались 1 марта и 1 сентября, из-за чего современные историки часто сталкиваются с путаницей в летописных датах.

Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. Наряду с этой эрой существовали и другие - римские, александрийские, еврейские и многие другие, в которых дата сотворения мира отличалась от константинопольской на сотни, а то и тысячи лет. Дело в том, что Библия не содержит точных датировок, и рассчитать время жизни Адама можно либо по генеалогиям, либо по пророчествам. Но в генеалогиях слово «сын» может означать и отдаленного потомка, а пророчества могут толковаться разными способами.

Православное летоисчисление часто является объектом насмешек атеистов: «Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в Законе Божьем - пять тысяч?» (Николай Островский, «Как закалялась сталь»). Но, по мнению византийцев, в 5509 году до н. э. произошло не начало, но завершение творения мира. То есть, в этом году был создан Адам и началась человеческая история. Дочеловеческую историю, шесть дней творения, это летоисчисление не рассматривает - ведь «для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день».

Византийцы относили на VI тысячелетие до нашей эры начало истории человечества, что не так уж и сильно расходится с современными представлениями. Археологи датируют наиболее ранние раскопки первых цивилизаций, первые города, про которые можно сказать, что они были построены людьми в современном понимании этого слова, а не пещерными троглодитами, VII–IX тысячелетиями до н. э. Так что если византийцы и ошибались с возрастом человеческой цивилизации, то в пределах допустимой для их времени погрешности, а вовсе не на порядки.

Впрочем, в средневековой Византии, да и на Руси, в повседневной жизни летоисчисление от сотворения мира практически не использовалось. Византийцы, а за ними и русские, считали годы либо от начала правления очередного императора или князя, либо по индиктам - 15-летним периодам, начинавшимся также 1 сентября.

Почему же первым днем года в счете как от сотворения мира, так и по индиктам, было принято 1 сентября? По одной из основных версий, эту дату ввел первый христианский император, святой равноапостольный Константин Великий в 312 году, в противовес летосчислению языческого Рима, в котором новый год праздновался 1 марта (в память об основании Рима Ромулом и Ремом). По указу Константина 1 сентября, с окончанием основных полевых работ, проводилась оценка имений, определялись размеры налогов. Именно тогда был введен цикл пятнадцатилеток-индиктов, изначально носивший прикладной экономический характер.

Впрочем, традиция праздновать новый год 1 марта также сохранялась в Византии до Х, а на Руси - даже до XV века.







2024 © mgp3.ru.