Еврейский исход. Лаборатория альтернативной истории. Гнев Моисея и милость Божья


Исход евреев из Египта

Когда же произошел исход евреев из Египта?

Ученым хорошо известно следующее:

«Примерно в середине II тысячелетия до н. э. (1500-1400 г. до н. э.) семитские племена, известные окружающим народам под именем хапиру, начали вторгаться в Палестину. Палестина была заселена уже в древнейшие времена. Коренное население страны издавна составляли хананеи или ханаанеяне, от названия которых страна и называлась Ханааном. Палестиной она стала называться впоследствии от названия одного из народов - филистимлян, вселившихся в страну примерно в одно время с евреями… Ко времени вторжения еврейских племен в Ханаане уже существовали города с довольно многочисленным оседлым населением, занимавшимся преимущественно земледелием. Вторгшиеся… беспощадно уничтожали местное население и захватывали его достояние. Однако полностью истребить ханаанеян или вытеснить их из Палестины евреям не удалось, а с частью их они в дальнейшем смешались…

Как все, что было изготовлено и собрано в засушливой пустыне Синай? И ответ здесь «да» - был один такой период. Это было вокруг смерти еретика Фараона Эхнатона, который постановил, что все поклонения должны быть направлены на единственного бога Адена, диска солнца, а всех других богов следует понизить до второго ранга. Чтобы навязать свой новый религиозный порядок, Эхнатон закрыл старые культовые центры Саккары и Луксора, закрыл там храмы, отказался от своих священников и основал новый город Акхетатен, названный Горизонтом Атен, на главном участке, далеко от старого центры.

В конце прошлого века археологи нашли в египетской деревне Тель-Амарна большую коллекцию глиняных табличек с клинописными надписями. Это оказался архив фараонов… живших во второй половине 15-го века и, может быть, в начале 14-го века. Находка оказалась исключительно важной для историографии Древнего Востока. По интересующему нас здесь вопросу она также дает интересный материал.

Сколько лет водил Моисей евреев по пустыне

Как он мог быть построен так быстро? Говорят, что он использовал тысячи рабов, работающих под командованием военных мастеров. Это был крупнейший проект мудбрика в египетской истории, и потребовались тысячи каменщиков и миллионы кирпичей. Он использовал армию для надзора за работорговцами и заставлял их работать так же быстро, как требовал фараон.

Скитание евреев по пустыне

Новый город был в Эль-Амарне, на восточном берегу Нила, где было много мягкой грязи для кирпичей, но мало соломы. Благодаря рабскому труду, модельный город Эхнатона был построен в рекордные сроки, но это продолжалось недолго. Спустя всего 16 лет Эхнатон умер, его реформы были глубоко непопулярны, и когда он умер, его новая религия была оставлена, а также его город. У Эхнатона и его прекрасной жены Нефертити не было сына, всего шесть дочерей, и это был один из сыновей-инсалов, которые его преследовали: Тутанхамон, знаменитый царь-мальчик Тут.

На многих табличках оказались письма и донесения… фараонам их наместниками в различных подвластных им местностях. Некоторые из этих наместников… жалуются на то, что им приходится выносить постоянный военный натиск со стороны народа хапиру… Историки пришли к выводу о том, что, по всей вероятности, хапиру - это предки древних евреев. Таким образом, оказывается, что уже в 15 в. до н. э. предки евреев находились в Палестине».

У него была обременительная задача восстановления старого порядка, старой религии, старых богов и их священников, и он был под угрозой, если бы не сделал этого. В реституции стела говорится, что старые боги наказывали бы его, если бы им не были отданы старые права и должности.

Хапи, андрогинный бог Нила, сделает его воды непригодными для употребления; Кермит, богиня плодородия, выпустила свою лягушку, чтобы роиться над землей; Осирис, бог кукурузы, не помешал бы саранчи поглощать его злаки, а Ра, бог солнца, отказался бы сиять. Законы преемственности уже были изменены, не было первородного сына, чтобы преследовать Эхнатона, только дочь и зять.

А вот еще одно сообщение истории:

«В древнейшие времена в прибрежной части Палестины жило одно из эгейских племен «народов моря» - филистимляне, в остальной части страны - семитское племя хананеев. В 15-14 в до н. э. в страну начинают проникать племена хапиру, т. е. еврейские племена. В процессе борьбы еврейских племен с хананеями и филистимлянами в северной части Палестины возникает Израильское царство…"

Когда новый город был заброшен, произошел срыв в правопорядке, и израильские рабы увидели их шанс убежать. Как и другие уходящие жители, они взяли с собой любое сокровище, на котором они могли бы положиться. У каждого фараона была переносная боевая святыня, чтобы пойти с ним на войну, чтобы он мог проконсультироваться с божеством и посмотреть на него для руководства на поле.

Где же тогда была его битва? Израильтяне увезли его. Можно предположить, что он был похож на Рамсеса Великого, чья боевая святыня изображена на стенах его храма в Абу-Симбеле. Это было двухкамерное передвижное здание, расположенное в большом дворе; внутренняя камера была квадратной и содержала ковчег божества, защищенного двумя крылатыми птицами, а внешняя комната была в два раза больше для священников-поклоняющихся.

Историкам по сей день доставляет много хлопот установление даты исхода. В научных кругах и по сей день ведется горячая полемика.

О чем же свидетельствует Библейская история и хронология?

Авраам родился в 1996 г. до Р. Хр. Когда ему было 75 лет, он покинул Харан и отправился в Ханаан. Это и было началом общего странствования Авраама и его потомков, и в Ханаане и в Египте. Авраам со своей семьей находился в продолжение 215 лет в Ханаане. Общее странствование продолжалось 430 лет, а поэтому в Египте сыны Израилевы находились 215 лет.

То Тутанхамона было захвачено бегущими израильтянами и обращено ремесленниками Бецалелем и Охолиабом, как было сказано Моисеем, чтобы стать переносным Мишкан или Скиния, которые сопровождали их через пустыню и приземлились в Силоме, в Ханаане. Таким образом, он был сделан из самого прекрасного материала, как и все остальное, что Тутанхамон оставил позади, включая мебель с переносными столбами и золотой сундук, окруженный херувимами. Это была дата Исхода? Знакомства - сложная тема, и трудно понять, как Библия на иврите может дать нам точные даты, как они считались в древности?

Перевод д-ра Хэйла текста Исх. 12,40 ясно показывает, что 430 лет - это общее странствование народа Израильского как в Ханаане, так и в Египте. Мы читаем: «Теперь обитание сынов Израилевых и их отцов, которые обитали в земле Ханаанской и в земле Египетской было 430 лет».

«По прошествии 430 лет, в этот самый день, все ополчение Господне вышло из земли Египетской ночью» (Исх. 12,41).

Но Библия дает нам две твердые даты. Во-первых, дети Израиля были в Египте ровно 430 лет, от входа в Исход. Другая «фиксированная» библейская дата состоит в том, что Соломонический храм был построен через 480 лет после Исхода. Это номинальная дата, так как автор будет считать 12 поколений и умножил их на библейские расчёты 40 лет за поколение. Но эта цифра слишком высока, как поколение, ибо даже в библейские времена это было больше похоже на 30 лет.

Доказательства или нет для Исхода? И это сделало бы Эхнатона фараоном угнетения и молодого Тутанхамона фараоном Исхода. Институт археологических исследований Олбрайт, Иерусалим. Главные события Ветхого Завета. Предки народа, который позже назывался Израилем, отправились в Египет во время голода. Позднее они были угнетены фараонами Египта. Бог избрал Моисея, чтобы освободить свой народ и привести их к лучшей жизни на Земле, которую он обещал своим предкам много веков назад.

Израильтяне вышли из Египта в ту ночь, т. е. 430 лет спустя после призвания Авраама в 1921 г. до Р. Хр. (1996 - 75).

Следовательно, дата исхода Израильтян - 15 числа месяца Авива, 1491 года до Р. Хр. (1921 - 430).

В 1451 году до Р. Хр., после 40 лет странствования, произошло «завоевание Ханаана» (Палестины). Значит евреи могли в это время уже производить «военный натиск» на другие народы, живущие в Ханаане.

Фараон не хотел, чтобы израильтяне ушли, и поэтому Бог послал ему бедствия. Затем людям разрешили уйти, и они путешествовали по пустыне. Поскольку израильтяне не послушались Бога и часто нарушали его заповеди, они были наказаны 40-летним блужданием перед тем, как прибыть в Землю Обетованную.

Как Бог раскрывается в Ветхом Завете?

Бог проявляет себя в Ветхом Завете как Бог, который создал мир из любви и остается верным людям, даже когда они отпали от него в грехе. Бог дает возможность испытать его в истории: с Ноем он устанавливает завет, чтобы спасти все живое. Он призывает Авраама, чтобы сделать его «отцом множества народов» и благословить «все семьи земли» в нем. Народ Израиля, возникший из Авраама, становится его особым владением. Моисей вводит себя по имени. Он освобождает Израиль от рабства в Египте, устанавливает завет с ними на Синае, и через Моисея дает им закон.

Библия также дает на этот счет некоторые указания. В 3Царств 6,1, сказано: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской. В четвертый год царствования Соломонова над Израилем… начал он строить храм Господу».

Соломон вступил на престол в 1015 году до Р. Хр., значит постройка храма началась, примерно, в 1011 г. до Р. Хр. Если евреи вышли из Египта за 480 лет до этого срока, стало быть, это событие произошло в 1491 г. до Р. Хр., (1011 + 480), т. е. в 15-м веке до н. э.

Снова и снова Бог посылает пророков к своему народу, чтобы призвать их к обращению и обновлению завета. Пророки провозглашают, что Бог установит новый и вечный завет, который приведет к радикальному обновлению и окончательному искуплению. Этот завет будет открыт для всех людей. Царство Израиля созрело в беззаконии, и результаты были неизбежны. Ассирийцы взяли их в плен в 721 году. Теперь Иуда столкнулся с такой же судьбой.

Приёмный сын фараона

Иуда имел историю войн и договоров с соседними странами и испытывал постоянные внутренние проблемы. В Иудее царили двадцать царей с момента разделения двух царств, пока Иуда не упал до вавилонян, но лишь немногие из этих царей были праведными. Возможно, эти праведные короли стали причиной того, что Иуда пришел на сто лет дольше, чем царство Израиля.

В. Л. Ранцов в своей Хронологии соглашается с вышеизложенной датировкой, относя «построение храма Иерусалимского» к 1010 г. до Р. Хр.

Не принимая во внимание факт, что первые Иудейские цари правили некоторое время одновременно, некоторые ученые богословы сдвигают дату воцарения Соломона к 975 - 970 г до н. э. К таковым относятся Г. Гече, Б. Геце и др. А Сильвестр Блисс в своей Хронологии относит царствование Соломона к 1030 - 990 г. до н. э., дату же исхода обозначает 2514 г. по сотворении мира, т. е. 1491 г. до н. э.

После того, как народ Израиля был захвачен на севере ассирийцами, жителей южного царства Иуды возглавил царь Езекия, который, как говорится в Писании, «делал то, что было справедливо в глазах Иеговы». Это заставило исчезнуть высокие места идолопоклонства и проституции и образы ложных божеств, которые были среди людей. «Ибо он следовал за Господом и не отходил от него, но соблюдал заповеди, которые Господь предписал Моисею, и Господь был с ним, и куда бы он ни пошел, он процветал». Благодаря чудесной помощи Господа, Езекия и его народ были спасены от могущественной ассирийской армии.

Если относить пребывание евреев ко времени Рамсеса II, то выходит, что еще в 13-м веке до н. э. Израиль все еще находился в Египте.

В 1906 г. Флиндерс Питри нашел плиту размером 3 х 1,5 м из черного гранита, на которой упоминаются покоренные Марнептой (Марнептахом) царства в Палестине: «Ханаан разграблен. Израиль опустошен». Это первое упоминание имени Израиль на египетских памятниках. Плита эта хранится в Каирском музее. Марнепта - это четвертый фараон 19-ой династии, а третьим фараоном этой династии был Рамсес II.

Сын Езекии, Манассия, в возрасте двенадцати лет, был возведен на престол. Он перестроил высокие места, посадил рощу деревьев и поместил на нем кумир. Позже он заставил своих детей пройти через огонь посвящения бога Молока, использовал чары и общался с гадателями и магами. Люди пошли по их стопам и «не слушали», и Манассия заставил их сделать больше зла, чем народы, которые Иегова разрушил перед сынами Израиля.

Когда Иосия, праведный царь, пытался восстановить праведность среди людей, он не ответил. Незадолго до пленения Иезекииль уподобил Иудею своей «старшей сестре», Самарии и его «младшей сестре», Содому. Народ Иудеи продолжал следовать языческим и идолопоклонническим действиям соседних народов вместо того, чтобы повиноваться заповедям, которые Иегова дал через Моисея и пророков. Каннингем Гейки описал этот период следующим образом.

«Фараон Меремпт (он же Марнептах, Марнепта) правил в Египте с 1224 г. до н. э. и был вынужден защищать свои владения с севера».

О фараоне Рамсесе II известно, что он был «плагиатор, приписывающий себе достижения своих предшественников». Он «заявляет, что построил Питом (Пифом) и Раамсес израильскими рабами. В 1883 г. Навиль обнаружил Питом, в котором он нашел надпись Рамсеса II, на которой было написано: «Я построил Питом в устье востока». Здесь он также обнаружил прямоугольное здание с весьма необыкновенно толстыми стенами, на кирпичах которого были оттиски с именем Рамсеса II. В 1905 г. Питри определил местонахождение Раамсеса. В 1922 г. Фишер, археолог Пенсильванского Университетского Музея, нашел в Бетшане, в Палестине, надгробный обелиск Рамсеса II, высотой в 2,5 м и шириной в 25 см., на котором он написал: «Раамсес построен азиатскими, семитскими (еврейскими) рабами». Эти две надписи свидетельствуют о том, что Рамсес II был фараоном, для которого были построены эти города. Он был угнетателем Израиля, и таковым был его преемник Мернепта, фараон времени исхода. Всем хорошо известно и то, что Рамсес II был великим плагиатором, приписывающим себе успехи своих предшественников и дописывая свое имя на их памятниках. Археологи, придерживающиеся взгляда ранней даты Исхода при Тутмосе III и строителе этих двух городов, объясняют эти надписи следующим образом, именно, что Рамсес II произвел починку этих городов евреями, которые не вышли с Моисеем. В общем, мы думаем, что существуют более убедительные доказательства того, что Аменхотеп II был фараоном во время выхода евреев из Египта».

Иеремия и другие пророки говорили им, что союз с декадентским Египтом был тщетной надеждой, потому что эта нация не могла спасти их от амбициозной и сильной Бабломы, которая завоевала Ассирию и в настоящее время осуществляет свою власть на Востоке. Но лидеры Иудеи не хотели слушать пророков. Они бросили Иеремию в яму и попытались убить Легия. Господь снял свой дух, и все было готово к другой национальной трагедии. Навуходоносор, царь Вавилонский, дважды напал на Иуду; дважды он брал пленников и дважды оставил Иерусалим неповрежденным, думая, что евреи извлекли урок.

Вопрос проясняется, когда узнаем у К. Керама следующее: «… всякая датировка тем сложнее, чем более отдалены от нашей эпохи те или иные события».

На этой же странице Керам приводит мнения разных ученых: «… когда произошло объединение Египта под властью царя Менеса (Мины), то есть, год, с которого, собственно, и начинается история Египта: Шампольон - 5867 г. до н. э., Лесюер - 5770, Бек - 5702, Унгер - 5623, Мариэтт - 5004, Бругш - 4455, Лаут - 4157, Шаба - 4000, Лепсиус - 3892, Бунзен - 3623, Эд-Мейер - 3180, Вилькинсон - 2320, Пальмер - 2224. В наше время, однако, дату начала истории Египта снова отодвигают в более далекое прошлое: Брэстед относит ее к 3400 году, немец Георг Штейндорф - к 3200 году. По самым новейшим данным, это событие относят к 2900 году».

Странствия евреев по пустыне

Но это было не так, и когда Навуходоносор закончил свое третье нападение, Иерусалим был в руинах; Тысячи людей погибли, а остальные, кроме горстки выживших, были доставлены в Вавилон. Как и его сестра с севера, Иуда теперь собрал вихрь, который он посеял с беззаконием его жителей.

Однако это не будет так же, как царство Израиля. Иуда не погибнет от истории. Наконец, после Христа, они отправятся в другую ссылку, которая будет длиться веками. Даже в лучшем случае это будет нация, управляемая иностранцами. Это был бы свисток и упрек. Несмотря на это, любые попытки уничтожить его потерпят неудачу. Но такие дары возникли из-за его горя и гонений.

Дата, принятая советской историографией - «около 3200 года до н. э». Во «Всемирной истории», т.1, М,1955, указывается более общая дата - вторая половина 4 тысячелетия до н. э. Так или иначе мы имеем целый ряд доказательств того, что пребывание Израиля в Египте и его исход - события, исторически имевшие место и не являющиеся мифом.

Почему же нет прямых и полных исторических свидетельств, которые бы называли евреев по их именам? Почему не встречаем этого в найденных египетских записях?

Как плена повлияла на еврейскую нацию?

Мы не можем не задаться вопросом, каков был бы его вклад, если бы он не отвернулся от своего Бога. Навуходоносор атаковал Палестину двумя армиями. Один был направлен против Тира и Сидона, городов Финикии, за их восстание; другой осажденный Иерусалим. Сайт длился восемнадцать месяцев, в течение которого жители Иерусалима страдали от голода до достижения каннибализма. Когда окончательная защита упала, и у вавилонян была победа в руках, Седекия и его армия бежали в Иордан, где они были схвачены. Седекия был вынужден засвидетельствовать убийство своей семьи, а затем вавилоняне приступили к тому, чтобы сжечь глаза и взять его в плен в Вавилон.

Лопухин отвечает:

«Причина такого молчания египетских памятников о евреях объясняется особенностями египетского отношения к тем или другим фактам исторической жизни страны. Египтяне были чрезвычайно чутки к чести и славе своей страны, и поэтому, если они всеми силами старались увековечить на памятниках те исторические факты и события, которые могли служить к прославлению Египта, то с другой стороны, всячески старались изгладить все, что могло служить напоминанием о фактах и событиях противоположного свойства. Этим, между прочим, объясняется и тот замечательный факт, что несмотря на несомненное и долголетнее владычество гиксосов в Египте, египтологам приходится с трудом отыскивать случайно уцелевшие следы этого периода, неприятная память о котором стерта с памятников фараонами туземных династий. Нередко бывали случаи, когда новый фараон разрушал все памятники, воздвигнутые почему-либо ненавистным ему предшественником, и изглаживал память о нем с лица земли».

По какой пустыне Моисей водил евреев?

Город был сожжен, храм Соломона разрушен, и царство Иудеи подошло к концу. Согласно Иеремии, вавилоняне взяли пленников и привели остальных жителей в Вавилон, за исключением тех, кто остался под мандатом победителей. Таким образом, Навуходоносор смог контролировать Иудею, удерживая лидеров в плену и оставляя бедных в стране для работы с урожаем полей. Разделение и передача евреев подавляли угрозу любого национального возрождения. Территория была в руинах, а это означало, что многие люди, которые остались в Иерусалиме, решили эмигрировать в Египет.

Вот что описывает Геллей о подобных действиях фараона Тутмоса III: «Выражая к ней (Хатшепсут) свою ненависть Тутмос III, после ее смерти, прежде всего повелел уничтожить все ее статуи и снять ее имя с памятников. Статуи в Бари были разбиты в куски, выброшены в каменоломню и остались там покрытыми сыпучими песками. Лишь недавно они были обнаружены Метрополитанским музеем».

«Потому-то так трудно бывает провести последовательную линию царствования династий и фараонов, и с особенной трудностью сопряжено исследование того периода, который относится к владычеству гиксосов. Так как с пребыванием израильтян в Египте и, особенно, с исходом их связаны факты и события, которые могли считаться весьма унизительными для гордой страны и ее надменных фараонов, то последние и уничтожили все памятники, которые могли служить напоминанием об этих неприятных событиях.

Но историю невозможно было уничтожить даже и неограниченному самовластию фараонов. Если были стерты и уничтожены частные памятники, касавшиеся этого несчастного и позорного для Египта периода, то все-таки общий уклад жизни и социально-государственные отношения дают картину, настолько поразительно верную библейскому повествованию, что достаточно одной этой общей картины, чтобы увидеть сокрытую тайну египетской истории. Но, кроме этого, сохранились и частные памятники, которые своим содержанием поразительно напоминают события, связанные с историей пребывания израильтян в Египте и с их угнетением со стороны фараонского правительства. Один папирус, относящийся к рассматриваемому времени, живо воспроизводит перед нами картину делания кирпичей (плинфоделания), составлявшего часть работы, наложенной на израильтян. «Двенадцать каменщиков, - говорит автор папируса, - кроме людей, занимающихся выделкой кирпичей в своих городах, приведены были сюда работать над построением домов. Пусть каждый из них выделывает положенное число кирпичей каждый день. Они не должны ослаблять труд в новом доме. В этом я повинуюсь приказанию, данному мне моим господином». Эти каменщики и их чернорабочие кирпичники, приведенные из своих городов для построения каких-то домов и обязательно работающие «урочное число», если не отождествлять их с израильтянами, все-таки указывают на то социальное положение, в котором и находились последние во время рабства египетского. На месте бывшего города Раамсес, построенного израильтянами, можно видеть огромные кирпичи из нильского ила, высушенного на солнце и смешанного с соломой, и даже по мнению такого осторожного исследователя, как Эберс, не будет смелостью думать, что эти кирпичи были приготовлены руками израильтян. Но наиболее замечательный памятник египетского плинфоделания открыт в гробнице на холме Абд-эль-Курнах, относящейся ко времени Тотмеса-III. Этот памятник представляет картину, изображающую каторжный труд выделки кирпичей и построения какого-то здания. Рабочие заняты различным родом труда: одни таскают в ведрах воду из пруда, другие ломают глыбы глинистой земли, иные выделывают кирпичи, переносят их на особых коромыслах к месту кладки и, наконец, некоторые заняты самою кладкой здания. Среди этой работающей толпы ясно выделяются надзиратели, из которых один заносит свою палку на спину ленивого рабочего, а другой спокойно сидит на близлежащем камне, держа однако же свою палку довольно угрожающим способом. Сопровождающая эту картину надпись объясняет, что это пленники, которых привел Тотмес-III для построения храма богу Аммону, и тут же описывается роль надзирателей. «Главный надзиратель говорит строителям: палка в руке моей. Работайте живо руками. Не лениться. Не отставать!» Некоторые из этих пленников носят довольно ясные черты еврейского типа и имеют бороды, отличающие их от египтян. На кирпичах обычно клались печати фараонов, при которых производились те или другие постройки, и Вилькинсон замечает, что «кирпичей, носящих имя Тотмеса-III, найдено гораздо более, чем кирпичей всякого другого фараона», а Росселини прибавляет, что «кирпичи, найденные в Египте и относящиеся к этому царствованию, всегда имеют в себе примесь соломы, хотя в некоторых, получше выделанных, она оказывается в очень небольшом количестве». В этом нельзя не видеть поразительного подтверждения Библейского повествования о том, что израильтяне должны были доставать солому для выделки урочного числа наложенных на них кирпичей.

Для удобства заведования работами они избирали из самих израильтян подручных себе надзирателей, на которых и возлагалась ответственность за исправность тех или других непосредственно вверенных работ».

И еще более ясным это станет, если принять во внимание следующее:

Мудрых людей из евреев, которые занимали высокие посты в Египте, египтяне называли своими египетскими именами: «И нарек фараон Иосифу имя Цафнаф-Панеах» (Быт. 41,45).

Братья Иосифа представились фараону как пастухи, чтобы поселиться отдельно от египтян в земле Гесем. «Ибо мерзость для египтян всякий пастух овец» (Быт. 46,34). Значит, если с ними (пастухами) для египтян было мерзостью встречаться, тем более писать о них в своих летописях.

Окрестные же народы считали евреев, живших в Египте, за египтян: «И видели жители земли той, хананеи, плач в Горенгаатаде, и сказали: велик плач этот у египтян!» (Быт. 50,11).

После того, как забыли Иосифа и его заслуги перед Египтом, - а это было легко, если учесть, что Иосиф носил египетское имя, - евреев, как презираемый народ, легко поработили и они стали как прочие рабы, характеристику которых не было нужды описывать в египетских летописях и хрониках.

События, связанные с исходом, происходили в короткий срок. Чудесам, которые творили Моисей и Аарон перед фараоном, не придавали никакого значения из-за жестокости фараона, а также из-за того, что некоторые из чудес, смогли сделать «своими чарами» и египетские волхвы (Исх. 7,11). «И призвал фараон мудрецов и чародеев: и эти волхвы египетские сделали то же своими чарами» (Исх. 7,22; 8,7). Из-за последовавших затем бурных трагических событий, это легко могло уйти из памяти, если еще учесть то обстоятельство, что это служило бы к позору, а не к славе фараона.

Наконец, критики Библии говорят, что если исход был при фараоне Меренптахе, то не было бы его мумии в гробницах, ведь по Библии, он утонул в Чермном море.

Это вопрос затрагивает в своей книге З. Косидовский, говоря:

«В подземной галерее не нашли мумии фараона Мернепта (Меренптаха). Это обрадовало тех, кто считал Библию достоверным историческим источником. Мернепта был тем фараоном, который бросился в погоню за бежавшими из Египта евреями и утонул в Красном море. Отсутствие его мумии в гробнице якобы подтверждало эту библейскую легенду.

Однако 12 лет спустя было сделано новое большое открытие. В Долине царей была найдена гробница Аменхотепа-II с тринадцатью другими мумиями. Среди них находилась и мумия библейского Мернепта. Из этого следовало, что он не утонул в море, а умер естественной смертью. Существовало, правда, предположение, что останки его были выброшены морскими волнами на берег, и только после этого набальзамированы. Однако, анатомические исследования не обнаружили следов разложения тела, какие должны были наступить под действием морской воды».

Действительно, когда читаем книгу Исход 14,27-28, находим: «И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место: а египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море: не осталось ни одного из них».

Однако, ниже, уже через стих, Библия открывает нам другую картину - море потопило войско фараоново и выбросило тела на берег: «И увидели израильтяне египтян мертвыми на берегу моря» (ст. 30).

Отсюда становится ясно, что тела египтян, потонувших в Чермном море, не остались в его водах, а были выброшены волнами на берег еще до утра. Следовательно, подобраны и похоронены, по обычаям египтян. А что «анатомические исследования не обнаружили следов разложения тел, какие должны были наступить под воздействием морской воды», - как замечает Косидовский, то это естественно, ибо египтяне были потоплены «в утреннюю стражу» (Исх. 14,24) «и к утру вода возвратилась в свое место, а египтяне бежали навстречу воде» (ст.27). «И увидели израильтяне египтян мертвыми на берегу моря… в день тот» (ст.30). Так что за такой короткий срок вода не могла разложить тела. Кроме того, здесь нужно учесть и сложный процесс бальзамирования, который использовали египетские врачи.

Но вот, что отвечает на это сам Косидовский:

«Я получил несколько писем от читателей, обративших внимание на расхождение между вышеприведенным утверждением и отчетом, содержащимся в книге В. Боултона «Вечность пирамид и трагедия Помпеи». Автор приводит письмо, которое в 1929 году опубликовал в лондонской газете «Таймс» археолог Э. Смит. Там написано, что мумия фараона Мернепта (изрубленная, впрочем, могильными грабителями) носила «симптомы инкрустации кристаллами соли», что должно было служить доказательством, будто фараон действительно утонул в море.

Прежде всего следует обратить внимание на странный факт: такая важная подробность была опубликована только спустя 30 лет после открытия мумии.

Кроме того, новейшая наука отвергла это доказательство по следующим причинам. Останки фараона были набальзамированы, а длительный и сложный процесс бальзамирования, наверное, должен был устранить всякие, даже мельчайшие следы морской соли. Если на мумии действительно найдены кристаллы соли, то они могли происходить из других источников. Следует помнить, что Мернепта вместе с другими фараонами был перенесен из первоначальной гробницы в коллективный склеп».


| |

Библия и наука.

Согласно библейским текстам, Моисей, родившийся и сорок лет проживший в Египте, был вынужден бежать оттуда, потому что убил издевавшегося над евреями надсмотрщика. Он пересек пустыню и поселился в землях племени Мадиам. Здесь будущий пророк женился на дочери священника, завел детей и жил до восьмидесяти лет, пока Бог не приказал ему идти в Египет выручать народ израильский из неволи. Явившись к фараону, Моисей попросил его отпустить евреев на три дня в пустыню помолиться. Фараон отказал, за что Бог наслал на его государство «Десять казней египетских», убедивших правителя в том, что просьбу надо удовлетворить. Но когда евреи уже подходили к Чормному морю, лежащему на границе Египта, фараон передумал и послал вдогонку войско. Воды моря расступились, пропустили беглецов, а затем, сомкнувшись, потопили шедших следом египтян. После было путешествие до горы Хорив (Синай), где Моисей получил от Бога десять заповедей и сорок лет водил свой народ по пустыне, пока его преемник, Иисус Навин, не привел евреев в Ханаан (Землю обетованную).




Библейская история о том, как восьмидесятилетний старик – пастух овец, взяв в руку посох, посадив на осла жену и двух сыновей, отправился воевать с фараоном в Египет, где освободил из плена израильтян «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» и еще «множество разноплеменных людей», победил «колесницы и всадников всего войска фараонова»… Вернувшись домой к священной горе Хорив, стал вождем двухмиллионного народа, дав ему Закон и Религию, написал пять первых книг Библии… Когда ему было 120 лет, победил Сигона, царя Есивонского и Ога, царя Васанского…настолько сказочная, что с 18 века многие ученые считали ее таким же мифом, как и мифы об античных богах Греции или Египта. Еще в 50-е годы 20 века в Большой Советской энциклопедии (второе издание) напротив слова Моисей стояло «Мифическая личность». Ныне большинство ученых считают, что тот исторический фон, на котором разворачивалась история жизни Моисея, достаточно достоверен. С большой долей вероятности доказано, что события Исхода состоялись в первой четверти 13 века до н.э. при фараоне Мернептахе – тринадцатом сыне Рамсеса II (Великого). Но и ныне неизвестна истинная история Исхода, реальное лицо его главных участников: Моисея и Аарона, .

Голова мумии фараона Мернептаха, анфас (правил приблизительно в 1212-1202 гг. до н.э.). Мумифицированное тело Мернептаха, сына Рамсеса II и фараона Исхода - а тому имеются все свидетельства - нашел исследователь Лоре в 1898 г. Это произошло в Фивах в Долине Царей, после чего тело доставили в Каир. Развернуто оно было 8 июля 1907 г. Эллиотом Смитом.




Синай, гора Хорив. Фото из книги "Египет Френсиса Фрита 1858-1860 гг".

Иная версия.

Очевидно, что в Библии описания реальных событий перемешаны с литературными и религиозными мифами. Первую ее часть — Ветхий Завет — стали создавать в V-VI веках до Рождества Христова. Тогда в единое целое компоновалось множество свитков, в которых описывались история, литература, религия, культура, поэзия израильского народа. Соответственно и вторая библейская книга «Исход» родилась, в основном, из соединения содержания двух свитков: описания реальных событий зафиксированных их очевидцем, и легенды о жизни Моисея, написанной один-два века спустя, когда израильтяне уже жили в Палестине. Вычленив из текста Библии «записки очевидца», мы попытались воссоздать подлинную историю «Исхода» и в самом сжатом виде представляем ее на суд наших читателей.

В тринадцатом веке до новой эры в Северной Аравии жили племена кочевников-пастухов, которые называли себя «Израиль». Время от времени они воевали с египтянами, попадали к ним в плен и становились рабами, а затем использовались на различных работах и, в том числе, при строительстве новой египетской столицы, города Раамсес. Некоторым удавалось бежать, и они скрывались на границе Египта, в окрестностях Горьких озер Красного моря. Этот участок границы, который многие называли Камышовым морем (Ям-Суфом), считался непроходимым, а потому не охранялся. Но обитавшие здесь беглые рабы (Камышовые братья) знали тайные тропы и могли переправляться на другую (восточную) сторону озер. Однажды несколько таких беглецов добрались до израильских племен и предложили им совершить набег на Раамсес. «И сказал Бог Моисею… пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им… и они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю египетскому…и дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками…и оберете Египтян». (Исх.3,16-22).

В тот момент фараон Мернептах с войском был в Ливии, и столица оставалась без охраны. Мобильный отряд воинов-израильтян, возглавляемый молодым вождем левитов Моисеем, незаметно подошел к Раамсесу. Ночью воины перебили охрану лагерей, где содержались рабы-израильтяне, и освободили соплеменников. Вместе они напали на город. Было убито много египтян, разграблены дворцы и храмы. «И сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца». (Исх. 12,30). «И сделали сыны Израилевых по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых…и они давали ему, и обобрал он Египтян». (Исх. 12, 35-36). Израильтянам удалось захватить огромные ценности, но Моисей хорошо понимал, что фараон не простит разгрома столицы, и приказал как можно скорей покинуть город. «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса…до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей, и множество разноплеменных людей вышли с ними (количество людей, очевидно, сильно преувеличено – прим. авт.), и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое». (Исх. 12, 37-38). Вместе с ними шли и пленные египтяне, в том числе жрецы и писцы из храмов Раамсеса, которых использовали как носильщиков захваченных сокровищ.

Сначала израильтяне пошли на восток к Сокхофу – центральной крепости на границе Египта, а затем повернули на юг, по дороге к Красному (Чермному) морю. Ранее, согласно библейской версии, Бог обещал сынам Израилевым избавить их «от руки Египтян и вывести их в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Амореев, Ферезеев, Авеев и Иевусеев» (Исх. 3, 8). Однако затем почему-то передумал, в результате чего Моисей 40 лет водил свой народ по пустыням Синая, а затем лишь двое представителей колена Израилева – Халев и Иисус смогли попасть в Ханаан, где «течет молоко и мед». В Библии читаем: «Никто из людей сих, из сего злого рода не увидит доброй земли…и только Халев, сын Иефоннин, увидит ее…и Иисус, сын Навин…войдет туда». (Втор. 1, 35-38). Через много лет после этих событий, живший в земле Филистимской (которая стала называться так через сотни лет после Исхода) библейский автор, стремясь объяснить, почему Бог изменил свое решение, писал: «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, не возвратился в Египет». (Исх. 13,17). Этот библейский автор не знал, что Ханаан во времена Исхода был полуколонией Египта, и в его городах стояли сильные египетские гарнизоны, а местные царьки платили фараону дань. Так что отряд Моисея, с захваченными сокровищами Раамсеса, никак не мог пойти в сторону Ханаана. Единственная возможность спастись от армии египтян заключалась в том, чтобы перейти Камышовое море и скрыться в каменистых полупустынях Синая. “И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал... Фараон запряг колесницу свою... и взял шестисот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими... и он погнался за сынами Израилевыми”. (Исх. 14, 5-8).

Лагерь израильтян расположился между Камышовым морем (Ям-Суфом) и небольшой крепостью - Мигдолом, за стенами которой укрывались на ночь от разбойников караваны азиатских и египетских купцов. Перед ними лежал маленький городок Пи-Гахироф, а на холме стоял храм Ваал-Цефону - ханаанскому богу, построенный азиатскими купцами, караваны которых часто проходили мимо этого места по пути к Красному морю... “И сказал Господь Моисею... Скажи сынам Израилевым, чтобы они расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном”. (Исх. 14, 1-2). ...Израильтяне уже начали переправляться в брод через «Горькое озеро» (Ям Суф), когда их настигла погоня – передовой отряд египетского войска на колесницах. «И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона… и настигли их расположившихся у моря… сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними; и весьма устрашились и возопили». (Исх. 14, 9-10). В лагере израильтян началась паника, и только Моисей сохранил спокойствие. Он приказал поджечь прибрежный камыш. Дул “сильный восточный ветер” (Исх. 14, 21) и клубы дыма закрыли лагерь от приближающихся войск фараона. Мчащиеся кони стали пугаться огня и дыма, и египтянам пришлось остановиться. «И столб облачный…вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освящал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь». (Исх. 14, 19-20). В это время первая колонна израильтян с самой ценной добычей, с помощью «камышовых братьев» тайными тропами начала переход на другой берег. «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им…по правую и левую сторону». (Исх. 14, 22). Другая часть израильских воинов, вооруженных пращами и луками, спряталась в камышах. «И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской». (Исх. 13, 18).

Следующим утром египтяне начали атаку, но дувший всю ночь восточный ветер нагнал воду на песчаный берег, и узкие колеса тяжелых колесниц сразу же увязли в мокром песке. «И отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом» (Исх. 14, 25). Оказавшись на открытом пространстве, остановившиеся египетские колесницы стали легкой добычей для засевших в камышах лучников и пращников врага. “И увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря”. (Исх. 14, 30) Подошедшие сюда через некоторое время пехотинцы фараона обнаружили лишь трупы своих соотечественников. Преследовать своего врага египтяне не могла. Идти через топкое Камышовое море, не зная брода, было безумием и солдатом оставалось только помочь раненым и унести убитых, чтобы похоронить их как подобает согласно египетским обычаям.

Это историческое событие произошло в 430 день царствования фараона Мернептаха. «В этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской». (Исх. 12, 41) А израильтяне, вступив на восточный берег Камышового моря, принесли большие жертвоприношения своему Богу, который дал им великую удачу и спас их от воинов фараона. Затем у них будет долгая и трудная дорога через каменистые пустыни Синая, создание походного храма – скинии завета. Египетский жрец Аарон станет первым первосвященником израильтян, а писец Ор запишет историю Исхода для будущих поколений...







2024 © mgp3.ru.