Конспект нод для детей старшего дошкольного возраста былины-кладезь народной мудрости. Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества


Народная мудрость в произведениях устного народного творчества окунает нас в духовную культуру наших предшествующих поколений.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Народные песни, сказки, загадки знают все. В глубокой древности не было письменности, и каждый человек рассказывал сказку или былину свою.Таким образом творцом всех песен, и былин становился народ. Вся мудрость народа передавалась в песнях, сказках. Люди заметили что с песней веселее работалось. И песни изменялись в них появилась ритмичность. С песней легче было возделывать землю, валить лес.
Первобытные люди верили в различных духов и богов в силы природы. Они слагали песни прославляющих их. В сказках люди рассказывали о своем труде, о каких-то исторических событиях. Сказки учат детей быть честными, и трудолюбивыми, мужественными. В сказках дается ответ на простой вопрос: «Что такое добро и зло? »


Загадки — составленные народом отличаются оригинальностью и поэтичностью. Помогают детям развивать фантазию.

В пословицах и поговорках отражается жизненный опыт людей. В Русских пословицах можно понять как и чем живет человек на пример: «Кудри завивай да про дела не забывай» «Лицом и туда и сюда, а делами не годится не куда».

Труд в жизни наших предков занимал огромное место. Да и в нашем времени эти пословицы очень актуальны. Ведь они несут большой воспитательный заряд в себе. Вот пословицы о Родине:

Пословицы говорят о ценности нашей земли, воспитывают и вдохновляют нас:
«С родной земли-умри, не сходи».
«Один в поле не воен».
«Смелость города берет».

Народная мудрость в произведениях устного народного творчества (к таковым традиционно относятся былины, сказки, поговорки, загадки, пословицы, песни) составляют сокровищницу народной художественной культуры, тем самым представляют интересный источник познания родного языка, и народного быта.

Былины – это один из самых древних жанров литературы. Это старинные сказания, в которых сохранились воспоминания народа о далеком прошлом: о войнах с врагами народа, о борьбе трех всем нам известных богатырей с чудовищами и разбойниками, о легендарных героях, совершивших подвиги во имя народа.

Читать былины ребенку сложнее, чем другие жанры литературы: сказки, стихотворения, рассказы. Сразу же поясним, почему так: в этих сказаниях (в отличие от других жанров) нет динамики, т.е. они рассчитаны на медленное, спокойное чтение. Здесь очень вдумчивая структура текста, слишком подробное описание всего. А ребенок любит быструю смену действий. У ребенка КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. он мыслит образами. Следовательно, для того чтобы перед ним возникла картинка происходящего в сказке, хватит одной фразы. Например, «снесла курочка яичко» — и сразу образ! Не так ли? А чтобы при чтении былины возник образ, понадобится гораздо больше слов:

«Во стольном городе во Киеве,
А у ласкового князя у Владимира,
Заводился у князя почестный пир
А на многи князя, на бояра
И на все поляницы удалые.
Все на пиру напивалися,
Все на пиру наедалися,
Все на пиру да пьяны-веселы»…

Из этого следует и то, что ребенку не нравится читать произведения такого жанра, для него это сложно и неинтересно. Возникает вопрос:

Как читать былины?

1) надо насытить их образами так, чтобы ребенок привык к их сложному языку!

2) надо проработать все!!! непонятные слова и выражения . Ведь в былинах используется много слов устаревших для создания образы старины, а теперь эти слова не используются. Ребенок должен понимать, о чем речь идет. И для этого надо понимать слова.

Только по проработке данных шагов ребенок будет готов к полноценному чтению и восприятию былин.

Как это сделать:

— Первое чтение былины должно быть образцовым (либо читает взрослый, либо звучит чтение диктора).

— Найти и объяснить все непонятные слова и выражения.

Вспомогательный материал при работе с былинами:

1. Рисовать картинки: богатырей, князя, войска и т.д. Но перед этим прочитать те строки, которые помогут нам представить эту картину, а затем сформулировать мысль более простыми, понятными ребенку словами, чтобы сразу возник образ.

2. Можно лепить из пластилина героев повествования.

3. Можно подготовить для ребенка рисунки, а он пусть подберет, к каким строкам они подходят. А если эти рисунки черно-белые, пусть он их еще и разукрасит!

4. Попробовать устроить домашний спектакль из игрушек на былину. Озвучивать речь героев, сперва упрощая ее, а потом как есть, со сложными оборотами. Это, кстати поможет в развитии речи вашего ребенка.

5. Поиграть в ролевую игру, например: «Ты богатырь, а я – Соловей-разбойник». Это поможет сделать сюжет более динамичным.

6. Кроме всего вышеперечисленного после прочтения былины для облегченного ее понимания посмотрите с ребенком ее экранизацию (мультфильм).

Все эти способы помогут вам приблизить ребенка к миру литературы и показать ему, насколько увлекателен такой жанр как былины!

И вам на десерт я приготовила такую картинку: Пословицы и поговорки о богатырях.

Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.

Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.

Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.

Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.

Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.

Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.

Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

    Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов

  • Сочинение-рассуждение Человек и мир природы

    На планете Земля проживает около семи миллиардов человек. Не важно, живёшь ты в большом городе или в глухой деревушке, природа всё равно окружает тебя всю жизнь.

  • Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения

    После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события прошлого, обратился к эпохе правления Петра I

  • Одним из второстепенных персонажей произведения является Анна Павловна Шерер, представленная писателем в образе владелицы модного в великосветских кругах петербуржского салона.

    Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

Татьяна Гусельникова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Былины-кладезь народной мудрости

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Былины- кладезь народной мудрости

Цель :

Формирование нравственно-патриотических чувств.

Задачи :

1. Дать представление о былинах , их происхождении, авторстве, содержании, значении.

2. Вызвать интерес к русскому народному творчеству : языку былин , сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

3. Обобщить и систематизировать знания детей о былинных образах богатырей : Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича; их жизни, подвигах, видах оружия, доспехах.

4. Активизировать словарь детей словами : Древняя Русь, былины , сказители, богатыри, кольчуга, шлем, щит, меч.

5. Развивать познавательный интерес к истории и литературному наследию страны.

6. Формировать художественно-речевые навыки.

7. Воспитывать любовь к родному языку и Родине.

8. Индивидуальная работа с Игорем А., Настей С. - закрепить знания детей о героях-богатырях .

Приоритетная область : социализация.

В интеграции : познание, чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура, музыка.

Возраст воспитанников : 5-7 лет.

Материалы и оборудование : репродукция картины В. М Васнецова "Богатыри", былина "Илья Муромец и Соловей- разбойник", телевизор и диск с мультфильмом "Илья Муромец", мольберт, грамзапись гуслей, мелок.

Предварительная работа :

1. Рассматривание картин : В. М. Васнецова "Богатыри"; К. Васильева "Битва на Калиновом мосту"; В. М. Васнецова "Битва на распутье"; Н. Рерих "Илья Муромец".

2. Чтение : "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", былины "Никита Кожемяка".

3. Рассматривание иллюстраций о былинных богатырях в книгах .

4. Дидактические игры : "Собери богатыря в дорогу", "Герои русских былин " (см. приложение №1)

5. Разучивание игры-хоровода "Дуб- дубок" и подвижной игры "Петушиные бои". (см. приложение №1)

6. Заучивание народных шуток , прибауток, пословиц, поговорок, богатырских потешек. (см. приложение №2)

7. Изобразительная деятельность "Герои русских былин ". (см. приложение№3)

8 Разучивание гимнастики "Богатырские яблоки".(см. приложение №4)

Литература :

"Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет : занятия по былинам , богатырские игры и потешки". Авторы-составители : Т. М. Пименова, В. В. Архипова. Издательство "Учитель" 2013г.

1. Организационный момент.

(Дети стоят в центре группы)

В грамзаписи слышны гусли.

Воспитатель :

Сегодня мы начнем удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Это путешествие по русским былинам . Если вы спросите меня : "Что такое былина ?", я, наверное, не смогу ответить точно. Это сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто рассказ. В былинах вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения. Вместе с русским богатырем Ильей Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем- разбойником, а с богатырем Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора, их сочинял русский народ . Сочинял в те древние времена, когда наша Родина- Россия называлась Русью. Это было очень давно. Тогда еще не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Сказители старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие- многие времена почти без изменений. В былинах , словно в чудо- зеркале, можно увидеть всю жизнь наших предков, их радости и печали, каждодневные заботы и праздничные хлопоты.

2. Чтение былины "Илья Муромец и Соловей- разбойник".

(Дети садятся на ковёр по- турецки.)

Воспитатель :

Сегодня мы познакомимся с главными былинными героями . Это богатыри русской земли. "Славна богатырями земля русская",- гласит народная мудрость .

А кто же такие богатыри? (ответы детей ) .

А каких богатырей вы знаете? (ответы детей )

А сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. (просмотр фрагмента мультфильма "Илья Муромец")

Вы узнали героя? (ответы детей : Илья Муромец) .

-Былина , с которой я вас сейчас познакомлю, рассказывает о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал богатырем, узнаете о его первых подвигах. (чтение былины "Илья Муромец и Соловей- разбойник" в сокращении).

3. Беседа по вопросам.

Как назывались город и село, где родился Илья Муромец (город Муром, село Карачарово)

Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем (Отнялись у него ноги резвые и парень- крепыш ходить перестал)

Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, предложив испить воды студеной)

Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления (К родителям в поле за благословением нести богатырскую службу)

Как называлось место где он встретил Соловья-разбойника? (Черная Грязь, у реки Смородинки)

Как Илья Муромец победил его (Стрельбой из лука)

Куда отправился Илья Муромец после победы над Соловьем- разбойником? (В Киев-град к князю Владимиру)

4. Игра-хоровод "Дуб-дубок".

Воспитатель :

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Как вы думаете, почему? (Он огромный, могучий, сильный, как богатырь. Он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям.)

Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой дубовый листок и горсть родной землицы. Этот обычай - брать с собой горсть родной земли- сохранился до сих пор с тех далеких времен наших предков.

Давайте и мы поклонимся дубу.

(Дети встают в хоровод)

Игра-хоровод "Дуб-дубок":

У нас рос дубок- вот таков! Сидя на корточках медленно поднимаются, тянут руки вверх.

Корень его- да вот так глубок! Наклоняются вниз, показывая корень.

Листья да его- вот так широки! Разводят руки в стороны.

Ветки да его- вот так высоки! Тянут руки вверх.

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч! Медленно поднимают сцепленные руки вверх.

На ветру ты, дубок, скрипуч! Покачивают руками.

Дай мне силы, отваги, добра! Правая рука на сердце.

Чтобы землю родную

защищать от врага!

5. Рассматривание репродукции картины В. Н. Васнецова "Богатыри" .

(Дети стоят у мольберта.)

Воспитатель :

Ребята, подвиги русских героев- богатырей отражены не только в былинах , но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину "Богатыри". Давайте ее рассмотрим :

Кто изображен на картине? (ответы детей )

Правильно. На картине вы видите Илью Муромца со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, они несут караульную службу на заставе. Богатыри отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец- крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алеша Попович, сын попа. Они в трудную минуту готовы помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Их всех объединяют общие качества. Как вы думаете, какие? (Сила, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость.)

6. Подвижная игра "Петушиные бои".

Звучит музыка "Богатырская сила", музыка А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

Воспитатель :

На Руси всегда любили помериться силой богатырской, а вы желаете?

(Дети встают в круг.)

(Проведение игры : см. приложение)

Ребенок читает богатырскую потешку :

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

7. Загадки.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель :

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а отгадками станут доспехи и оружие русских богатырей :

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

8. Подведение итогов.

Воспитатель :

Какое путешествие мы начали?

Что такое былина ?

Кто изображен на картине В. М. Васнецова "Богатыри"?

О ком сегодня мы прочитали былину ?

Воспитатель :

Много богатырей на Руси. Невозможно сразу обо всех рассказать, поэтому мы обязательно с вами продолжим наше былинное путешествие .

Приложение №1

Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу".

Задачи : закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря; закрепить в речи их названия.

Материал : изображение русского богатыря, разнообразные детали костюмов воинов разных народов .

Ход игры : Воспитатель предлагает собрать богатыря в путь -дорогу. Дети выбирают из предложенных костюмов те, что подходят русскому богатырю.

Дидактическая игра "Герои русских былин ".

Задачи : упражнять в складывании из отдельных частей картины; развивать восприятие.

Материал : иллюстрации и разрезные картинки.

Ход игры : Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из отдельных частей такую же картину по выбранному образцу.

Подвижная игра "Петушиные бои".

Задачи : учить соблюдать правила игры : не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной; развивать ловкость, координацию движений; поощрять дух соперничества.

Материал : мелок.

Ход игры : На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой) . По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу- тот и выиграл.

Приложение №2

Богатырские потешки.

Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый-

От врагов защищена

Наша матушка- земля.

Ой, вы гой еси, люди добрые.

Много ходим мы по родным степям,

Охраняем землю русскую

От врагов лютых, гостей непрошеных!

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит - не шелохнется.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать коням землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Не держать в плену наших девушек!

Пословицы и поговорки о смелости и отваге русских воинов.

Кто смел, тот и цел.

Смелость города берет.

Богатырь ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Кто смел, тот на коня сел.

Храбрый побеждает, а трус погибает.

Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать.

Не родом богатырь славен. а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Мое богатство- сила богатырская, мое дело- Руси служить, от врагов оборонять.







2024 © mgp3.ru.