Как влияют игры на развитие ребенка дошкольного возраста. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста


Для нормального развития здорового ребенка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, сосредоточенность, фантазию, логическое мышление. Поэтому родителям важно помнить, что для детей игра - не только забава, а важное и серьезное дело. Постоянно требуя от ребенка тишины и идеального порядка в квартире, вы обрекаете его на безделье, скуку, капризы, а главное - затормаживаете его общее развитие. Ребенок, не знающий, чем себя занять, становится либо большим шалуном, либо вялым, малоподвижным, неловким в движениях. В итоге ему будет трудно привить устойчивые интересы, что позднее отразится на его обучении в школе. Помните: нужно уважать занятия вашего ребенка, даже если он еще совсем малыш. Отвлечь его очень легко, поэтому если он чем-то занят, не стоит прерывать это занятие ради того, чтобы накормить ребенка минута в минуту или отправить на прогулку. Постарайтесь проявить терпение и предоставьте ему немного времени, чтобы закончить свою игру. Вмешиваться в занятия малыша нужно лишь в некоторых случаях, например, если ребенок испытывает какие-либо затруднения, скажем, не знает, как обращаться с новой игрушкой.

Чтобы занятия детей были разнообразными, а силы и время правильно распределены, необходима организация взрослых. Если деятельность ребенка требует работы одних и тех же групп мышц и участков мозга, он быстро утомляется (как, например, при длительном прослушивании книги или ходьбе на далекое расстояние). При этом родителям также необходимо следить за чередованием различных видов деятельности ребенка. Конечно, взрослые должны разумно руководить играми детей. Но какие действия родителей при этом будут правильными? Как вмешаться в игру и не навредить ребенку, не вызвать его раздражения или скуки?

Если вы взяли на себя руководство детской игрой, основными требованиями к вашему поведению должны стать непринужденность, терпение, такт. Вы можете подыграть ребенку, взяв на себя одну из сюжетных ролей. При этом не забудьте придать вашему голосу соответствующую интонацию - ребенку будет интереснее, и он, наверняка, захочет подражать вам. Резко игру прерывать не стоит, поскольку дети не способны быстро переключаться. Если вам необходимо выйти из игры, постарайтесь обыграть это, например, ваш магазин закрылся на обед, или вы уехали в командировку.

Уделять слишком много внимания игре ребенка не следует, поскольку он при этом может превратиться лишь в пассивного наблюдателя. Если все время вмешиваться в игру детей, брать на себя роль лидера, а зачастую активного участника игры, ребенку ничего не останется, как слушать и смотреть на родителей, а затем лишь подражать им. В конце концов, ребенок из такой семьи постепенно привыкнет к мысли, что только взрослые все умеют делать хорошо и правильно, а сам он никогда не сможет справиться с подобным заданием. Это будет лишь развивать неуверенность в своих силах и страх перед неудачей.

Ошибочным будет считаться и такое мнение, что самое главное заключается в количестве игрушек, а уж ребенок сам сообразит, как лучше организовать игру. Детский уголок у таких родителей напоминает игрушечный магазин, в котором ребенок просто теряется от изобилия и не знает, за что взяться.

В лучшем случае такие дети просто станут коллекционерами игрушек, в худшем - будут переходить от одной игрушки к другой, ничем по-настоящему не увлекаясь, ломать их и требовать новых.

Игрушки бывают следующих типов:

1) игрушка готовая (автомобиль, кукла, мягкая игрушка и др.);

2) игрушка полуготовая, т. е. требующая доделки (кубики, конструкторы, картинки);

3) игрушка-материал (песок, пластилин, проволока и др.).

Готовая игрушка знакомит ребенка со сложными предметами, развивает воображение. Паровоз или трактор обязательно должен перевозить какие-либо грузы; куклы должны спать, ходить в гости, одеваться и раздеваться. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор.

В игре с полуготовыми игрушками перед ребенком ставится какая-нибудь задача, разрешение которой требует не просто фантазии, а дисциплины мышления, логики, понятия о соотношении частей.

Недостаток таких игрушек в том, что эти задачи более однообразны и быстрее надоедают.

Игрушки-материал - самые дешевые, но самые сложные в игре. Если ребенок может занять себя такими игрушками, значит, у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. Такие естественные материалы как вода, песок, глина предполагают наличие творческой фантазии, позволяют детям объединяться в небольшие группы для коллективной игры. С песком можно проводить самые разнообразные операции: копать, рассыпать, придавать всевозможные формы. Тот же песок может заменить любой груз или угощения. Все эти занятия открывают широкие возможности для общего развития ребенка. Часто родители по вполне понятным гигиеническим соображениям не разрешают детям играть с песком, но этого делать, конечно же, не стоит.

Игры с водой не менее полезны. Активизирующее влияние подобных игр связано с общим тонизирующим воздействием воды и резким увеличением положительных эмоций. Дети, играющие с водой, реже запаздывают в речевом развитии. Конечно, это не означает, что вы должны немедленно организовать дома бассейн или купальню. Достаточно будет использовать для этих целей емкость с низкими краями. Дети должны получить возможность плескаться в воде, переливать ее из одного предмета в другой, купать кукол, мыть игрушечную посуду и пускать кораблики. Купание детей может превратиться из неприятной, но необходимой процедуры, сопровождающейся часто капризами и слезами детей, в интересную, занимательную игру, если вы позволите ребенку свободно позаниматься с игрушками в начале и в конце купания.

Какому же типу игрушек отдать предпочтение? Наилучший вариант - комбинация всех трех типов, но не в избыточном количестве, иначе ребенку сложно будет сосредоточиться.

Главное в детской игре - добиться того, чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил и т. д., т. е. был увлечен по-настоящему. Только в этом случае игра пойдет ему на пользу. Важно, чтобы он не бросался от одной игрушки к другой, не переключался на несколько задач, а доводил свою игру до конца. Ребенок должен быть хозяином в своем игрушечном мире, следить за порядком, хранить и беречь свои игрушки, а в случае поломки стараться починить их. К сожалению, дети часто ломают игрушки, из-за чего у родителей появляется негативное отношение к приобретению новых: “Пять минут поиграет, сломает и бросит”. Почему же дети ломают игрушки, и как к этому относиться взрослым? Надо ли наказывать ребенка за сломанную игрушку и отказывать за это в приобретении новой? Наблюдения психологов показывают, что ребенок ломает игрушки потому, что устает от однообразия и пресыщения.

Чаще всего это происходит с заводными механическими игрушками, поскольку с ними трудно создать сюжетную игру, они могут выполнять лишь одну функцию или однообразное действие. Первое время ребенок, конечно, смотрит на такую игрушку с восторгом, но долго быть пассивным наблюдателем надоедает, он начинает скучать и в скором времени либо забрасывает ее, либо пытается приспособить под игру с другим придуманным сюжетом, а для этого частенько приходится что-то “реконструировать”. То есть ребенок ломает игрушки из лучших побуждений или из чистого любопытства, чтобы посмотреть, а что там внутри. За это ругать его не нужно - вы можете погубить в ребенке желание к исследованиям.

Возможные причины того или иного поведения ребенка необходимо внимательно анализировать. Прежде чем наказывать за сломанную игрушку, постарайтесь выяснить, при каких обстоятельствах это случилось. Бывает, что дети, ломая только что подаренную игрушку, выражают протест против человека, подарившего ее, поэтому не стоит недооценивать детскую проницательность и остроту чувств.

Для того чтобы правильно руководить игрой ребенка, родителям полезно будет знать, что до 5-6-летнего возраста он предпочитает играть один, редко допуская участие одного-двух детей. Он охотнее играет своими игрушками, а не чужими, и в некотором смысле является собственником. Это время можно назвать временем комнатной игры, когда в большей степени развиваются личные способности ребенка. Он пока еще не умеет играть в группе, ссорится с другими детьми, с трудом находит с ними коллективный интерес. Не беспокойтесь, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом, предоставьте ему возможность играть в одиночестве, индивидуально и не навязывайте нежеланных компаньонов. Такое навязывание приводит только к нарушению игрового настроения и привычке нервничать и раздражаться.

Постепенно, у одних детей раньше, у других позже, начинает проявляться интерес к групповой игре, к общению со сверстниками. Переход к этой, новой для него, стадии игры легче осуществить при помощи подвижных игр на свежем воздухе, вне стен квартиры. Поначалу особенно необходимой будет правильная организация подобных игр старшим, более опытным ребенком или одним из взрослых (см. приложение № 2).

Руководить групповой игрой детей труднее, поскольку они уже более самостоятельны и, к тому же, уже не всегда находятся в поле зрения родителей. Но, тем не менее, это необходимо. Вы должны внимательно изучить, в какую группу детей попал ваш ребенок, так как их влияние не всегда может быть позитивным. Во время групповых игр дети нередко ссорятся и жалуются друг на друга. Чаще всего любящие родители стремятся принять сторону своего сына или дочери, и в итоге сами ввязываются в ссору с родителями обидчика.

Если ваш ребенок вернулся домой расстроенным, со слезами на глазах, спокойно расспросите его о том, что произошло, постарайтесь представить себе реальную картину. У детей редко виновной является какая-то одна сторона. Постарайтесь объяснить ребенку, что в коллективной игре нужно быть уступчивым и искать мирные выходы из конфликтов. Желательно закончить ссору примирением вашего ребенка с противником, а не агрессией и злобой.

На всех стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, важнее всего это влияние в самом раннем возрасте, когда, кроме родителей, у ребенка еще нет других руководителей. Но не менее важно оно и в старшем возрасте, когда от ребенка требуется уже не только умение играть, но и умение общаться с людьми. А первыми помощниками в этом должны стать самые близкие люди - родители.


Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ………………………..6

      Понятие игры, виды игр …………………………………………….7
      Общая характеристика игры ……………………………………….11
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ……………………………………………………… ………...16
2.1. Ведущие виды деятельности детей дошкольного возраста………...16
2.2. Влияние игры на развитие ребёнка – дошкольника…………...........19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...29
ПРИМЕЧАНИЕ ………………………………………………… ………....31

ВВЕДЕНИЕ

Примерно двадцать лет назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация изменилась.
Для того чтобы ребёнка приняли в хорошую школу (а значит, для того, чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в нашей трудной жизни) ему уже в 6 лет нужно выдержать солидный экзамен на "готовность".
Поэтому родители спешат, как можно раньше начать его обучение. Так называемое "раннее развитие" в наши дни очень популярно и модно. Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и пр. И родители за такое дошкольное образование готовы платить немалые деньги - ведь для будущего ребёнка ничего не жалко!
В результате система дошкольного воспитания всё более превращается в низшую ступень школьного обучения. Несмотря на прогрессивные и гуманистические концепции учёных и призывы сохранить детство, страх перед будущим берёт своё и "готовность к школе" становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов, работающих в детских садах.
Данная тенденция является не только неоправданной - ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной, несущей с собой непредсказуемые социальные последствия. Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. 19

____________________

Дети не могут учиться, только потому, что этого хотят взрослые. И не потому, что они ленивые и непослушные, а потому что они дети. И беда не в том, что они ничего не приобретают от такого преждевременного обучения, а в том, что они теряют необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. 19
Исследование особенностей игры в деятельности и воспитании современных дошкольников и ее влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей.
Цель настоящей работы заключается в изучении роли игры развитие современных дошкольников
В качестве объекта настоящего исследования выступает игра, её типы и разновидности.
Гипотеза исследования: современные изменения социо-культурных

____________________
19 Электронный ресурс. Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/

условий жизни детей влечет за собой изменение подбора игр и игровых материалов, содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня их развития.
Задачи исследования заключались в следующем:
1. Анализ научной литературы.
2. Выявление специфики игр и содержания сюжетно-ролевой игры у современных дошкольников.
3. Исследовать влияние игр на развитие психических процессов у детей дошкольников.
4. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у современно дошкольника.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ

Обращаясь к истории изучения игры, можно обнаружить, что человечество пошло долгий путь, прежде чем признало за игрой какие - либо «полезные функции». Не случайно большинством исследователей она рассматривалась, прежде всего, как активность, доставляющая удовольствие, наслаждение и противопоставлялась «работе». Такое положение вещей было связано с тем, что искали «сиюминутную» полезность игры. И действительно, находили ее только в том, что игра просто обеспечивала занятость ребенка.
Пожалуй, одним из первых, кто указал на перспективную полезность игры, был немецкий ученый Карл Гроос, предложивший рассматривать детскую игру как инстинктивную подготовку к будущей «взрослой» жизни: игра девочек в куклы - это упражнение материнского инстинкта, игра мальчиков в войну - проявление охотничьего инстинкта. К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.
Современные ученые далеки от того, чтобы приписывать детской игре инстинктивную природу и приравнивать ее в этом смысле к игре животных, как это делал К. Гроос, но высказанное им предположение об огромном значении игры для всей будущей жизни ребенка принимается теперь исследователями всего мира за аксиому.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми 8 .

8 Михайленко Н., Короткова Н. Почему ребенок играет?// Дошкольное
воспитание, 1995. №4. 21-24с.

      Понятие игры, виды игр
Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Эго проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
Эльконин считал, что игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы. Первая груша - это подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, со скакалкой, пятнашки, прятки и т. д. В таких играх есть правила, которым должны подчиняться все играющие. Подвижные игры имеют очень большое значение для развития ребенка. Они являются прекрасным средством физического воспитания дошкольников; в процессе игр дети учатся подчиняться правилам и у них воспитываются навыки поведения в коллективе. 17
Ко второй группе относятся игры в лото, в «бирюльки», в разноцветные пирамиды и т. д. Каждая такая игра имеет свою образовательную задачу. В этих играх дети знакомятся с различными предметами и явлениями действительности, у детей формируются представления, развиваются наблюдательность, восприятие, память, мышление. Такие игры имеют большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста. 9
Третью группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей дошкольного возраста творческие ролевые игры. В этих играх дети изображают взрослых людей, деятельность которых почему-либо привлекает их. В ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим

______________________________ ____
9 Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. - 128с
17 Эльконин Д. Б. Психология игры М., Просвещение 1987

игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Ролевая игра, в которой дети воспроизводят жизнь взрослых, является в дошкольном возрасте одной из форм участия их в жизни взрослых.

По определению, игра - Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
    Коммуникативную: Освоение диалектики общения;
    Самореализации: В игре как полигоне человеческой практики;
    Игротерапевтическую: Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
    Диагностическую: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
    функцию Коррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
    Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
    Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются:
      воображение и фантазия
      коммуникативные способности
      способность к символизации и преобразованию
      функция обобщения
      произвольность поведение (сила воли)
      идеальный план
      умение думать и др.
Именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:
      в движении
      в общении
      в познании
      в самореализации, свободе, самостоятельности. 14
______________________________ ____
14 Шацкий С. Т Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1; 1980г. Букинистическое издание.
      в радости, удовольствии
      потребность быть «как взрослый».
Огромное количество талантливых психологов и педагогов уделяют большое внимание теме развития основных психических процессов у детей посредством игры. Существуют методики подвижных игр, дидактических, развивающих и т.д. Например, Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина авторы известной методики развития детей с помощью целой серии интеллектуальных игр. Никитин Борис Павлович, известен по выступлениям в печати о воспитании детей, книгам об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка.

1.2. Общая характеристика игры

У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).
В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. При исполнении роли покупателя, например, ребенок, постигает, что он не может уйти, не уплатив за то, что он выбрал. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры. Так, покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары, чтобы с ним обращались так же, как с остальными покупателями.
Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры. 20
______________________________ ____
20 Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Игра

Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала малыш легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии», - писал Д.Б. Эльконин.
В игре ребенок использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы-заместители. О последней группе следует сказать особо. Замещение возникает в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет - палочка будет вместо ложки. Истинное замещение возникает только в том случае, когда ребенок называет предмет-заместитель в соответствии с его новой функцией, т.е. наделяет сознательно новым значением. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом-заместителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым. Поэтому ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник. А вот мяч нельзя использовать вместо ложки, так как им не зачерпнуть пищу. Использование предметов-заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию знаково-символической функции сознания. 17
Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. А, следовательно, выбор сюжета всегда
______________________________ ____
17 Эльконин Д. Б. Психология игры М., Просвещение 1987.

опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.
Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причем воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжетов тесно связано с богатством детского воображения. В то же время создание сюжетов игр стимулирует развитие детской фантазии, творческой деятельности.
Самым маленьким детям сюжет подсказывает игрушка или атрибут, который попал в их поле зрения, привлек внимание. Игра малышей недлительна, сюжеты очень неустойчивы, однообразны. Обычно они состоят из одной, реже двух сюжетных линий. Например, мама и дочка убирают дом или моют посуду.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей.
В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.

Рисунок. 2. Предположения родителей о готовности детей к обучению в ДОУ

Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. 16

______________________________ ____
16 Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. Издательство Академии педагогических наук. – 1985 г. – 180с.

У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.

ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА

2.1. Ведущие виды деятельности детей дошкольного возраста

К концу раннего детского возраста начинают складываться новые виды деятельности, которые определяют психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
На 2-ом году жизни ребенка игра носит процессуальный характер. Действия однократные, неэмоциональные, стереотипные, могут быть не взаимосвязанными. Л. С. Выготский назвал такую игру квазиигрой, что подразумевает подражание взрослому и отработку двигательных стереотипов. Игра начинается с того момента, когда ребенок овладевает игровыми замещениями. Развивается фантазия, следовательно, повышается уровень мышления. Этот возраст отличается тем, что у ребенка нет системы, по которой бы строилась его игра. Он может либо повторять одно действие многократно, либо производить их хаотично, беспорядочно. Для ребенка не имеет значения, в какой последовательности они происходят, ибо между его действиями не просматривается логика. В этот период для ребенка важен сам процесс, а игра носит название процессуальной.
К 3 годам ребенок способен действовать не только в воспринимаемой ситуации, но и в мысленной (воображаемой). Один предмет замещается другим, они становятся символами. Между предметом-заместителем и его значением становится действие ребенка, появляется связь между реальностью и воображением. Игровое замещение позволяет отрывать действие или назначение от названия, т. е. от слова, и видоизменять конкретный предмет. 7

______________________________ ____
7 Лощенкова З.Б. Возрастная психология. Москва; 2009 – 118с.
При становлении игровых замещений ребенку нужна поддержка и помощь взрослого.
. Этапы, благодаря которым ребенок включается в игру-замещение:
1) ребенок не реагирует на те замещения, которые производит взрослый во время игры, ему не интересны ни слова, ни вопросы, ни действия;
2) ребенок начинает проявлять интерес к тому, что делает взрослый, и повторять его движения самостоятельно, но действия ребенка пока автоматические;
3) ребенок может производить замещающие действия или их имитацию не сразу же после показа взрослого, а по прошествии времени. Ребенок начинает понимать разницу между реальным предметом и замещающим его;
4) ребенок сам начинает замещать один предмет другим, но подражание все еще сильно. Для него эти действия пока не носят осознанного характера;
5) ребенок может самостоятельно замещать один предмет другим, при этом давая ему новое название. Чтобы игровые замещения были успешными нужна эмоциональная вовлеченность взрослого в игру.
К 3 годам у ребенка должна сложиться вся структура игры:

    сильная игровая мотивация;
    игровые действия;
    оригинальные игровые замещения;
    активное воображение.
Очень важна роль игры для ребёнка, поступившего в ДОУ. Такие дети проходят тяжёлый адаптационный период, покидая обычный и привычный им «домашний» образ жизни и режим дня. 17 Игра, безусловно, является ведущим видом деятельности для данной категории детей, поскольку, они могут увлечься процессом, заинтересоваться посредством игры не только её сюжетом и содержанием, но и при умелом подходе воспитателя осознать и правильно

______________________________ ____
17 Эльконин Д. Б. Психология игры М., Просвещение 1987г.
понять своё новое положение – все положительные составляющие посещения детского сада. Коллективные игры, помогаю ребёнку в адаптационном периоде познакомиться с коллективом детей, с сотрудниками детского сада и т.д.

    Рисунок 3. Сравнительная диаграмма адаптационного периода детей в ДОУ.
2.2. Влияние игры на развитие ребёнка – дошкольника

Вся детская деятельность синкретична, то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.
Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Это так, если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, тогда термин «творчество» действительно неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
и т.д.................

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Игра - добровольная свободная деятельность, предполагающая единство мысли и действия.

Детская игра - способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. Роль игры в развитии ребенка.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Игра - добровольная свободная деятельность, предполагающая единство мысли и действия.

Детская игра - способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Игра - важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».

Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут… ».

На мой взгляд, можно выделить следующие правила игры:

1.Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.

3. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.

6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.

7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.

8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успех и определять, когда и какую из игр «включать».

9. Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.

13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.

15. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре.

Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.


Дошкольный возраст – период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2–3 лет) до момента систематического обучения (6–7 лет); этап психического развития, когда ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.

В начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. И ребенок стремится войти в этот мир. По словам Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, его функций и задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.д.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения и действовать внутри этой модели – это сюжетно-ролевая игра , которая становится ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте.

Предмет этой деятельности – взрослый человек как носитель общественных функций и отношений, потому социальная ситуация, характерная для дошкольного возраста, называется “ребенок – общественный взрослый”. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко изучена в работах Л.С. Выготского,
Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др.

По мнению Д.Б. Эльконина, игра исторически возникла на грани перехода родового строя в новые общественные формации, когда началось общественное разделение труда. В это время ребенок был как бы вытолкнут из сферы материального производства и предоставлен самому себе. Появились “детские сообщества”, в которых дети воспроизводили жизнь взрослых.

Игры бывают разные: это подвижные игры с правилами, игры-драматизации, результативные игры, игры – развлечения, дидактические игры и другие.

По мнению Д.Б. Эльконина, игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер (рисунок 2).


Рисунок 2. Виды деятельности дошкольника

Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, ненатуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру “гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека”. Детская игра – воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

Предпосылки игры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок уже овладел знаковой функцией сознания, использует предметы-заместители и вырастает из предметно-манипулятивной деятельности. Уже в конце раннего возраста появляется так называемая режиссерская игра – игра, в которой манипуляции ребенка с предметами наделяются игровым смыслом. Например, кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах мальчика в машину.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

Действия взрослых;

Взаимоотношения взрослых.

2. Разнообразные роли, усваиваемые ребёнком:

Эмоционально-привлекательные (мама, доктор, учитель, капитан и др.);

Значимые для игры, мало привлекательные для ребёнка (директор школы, магазина и др.).

3. Сюжет, который ребёнок берёт из жизни:

Бытовой;

Общественный.

4. Правила определяются в процессе игры самими детьми. Например, учитель не бегает на перемене.

5. Игровые действия являются обязательными компонентами игры.

Могут быть выражены символически (“как будто”, “понарошку”). Например, тушить пожар, водить машину и т.д.

6. Разнообразные игрушки, используемые в игре:

Готовые;

Самоделки;

Предметы-заместители.

Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.
В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности – только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда. Содержанием развернутой, развитой формы сюжетно-ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами, не человек – предмет, а человек – человек. Так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений, происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок.

Роль (в игре) – функции взрослого человека, обобщенно воспроизводимые ребенком с помощью символических средств. Именно роль и органически связанные с ней действия и являются единицей игры. Следует подчеркнуть, что игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения.

Значение роли как ведущего компонента сюжетно-ролевой игры выкристаллизовывается постепенно. Д.Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры, отража-ющих динамику ее развития на протяжении дошкольного детства.

Первый уровень: центральным содержанием игры являются преимущественно предметные действия. Роли фактически есть, но они не определяют действия, а сами проистекают из характера производимых ребенком действий. Как правило, роли не называются детьми, а обозначаются после завершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.

Второй уровень: центральным содержанием игры по-прежнему остаются предметные действия. При этом на передний план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. Логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяются число и виды игровых действий.

Третий уровень: основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь.

Четвертый уровень: основным содержанием игры является выполнение действий, отражающее отношение к другим людям. Роли ясные и четкие. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения.

Сюжет ролевой игры – окружающая действительность, отражаемая ребенком. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты и содержание игр. Поэтому, естественно, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, тогда как у старшего они чрезвычайно разнообразны. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, морковку. Они поглощены самим процессом выполнения действий и порой забывают, для чего и для кого они это сделали. Игровой сюжет так же как и игровая роль, чаще всего не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадется ему под руку. Действия разных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому. Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет “нарезанный” хлеб поставить перед куклами и не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли, причем правильность выполнения правил ими жестко контролируется.

Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом другой. Игровые действия – действия со значениями, свободные от операциональной стороны, носящие изобразительный характер.
В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

В игре возникают особые формы общения детей. От ребёнка в игре требуется проявить инициативу, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

2–3-летние дети играют в основном по одиночке (“Одиночные игры”). Ребёнок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают играть рядом, объединяясь только внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка. Такие контакты не изменяют самого существа игры – каждый ребёнок играет сам по себе. Интерес к игре сверстника приводит к попытке объединения для установления определённых взаимоотношений по поводу игрушек.

В 3–5 лет ребёнок активно ищет повода для совместной игры, для установления отношений. Продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями. Взаимодействие ребёнка со сверстником носит ещё кратковременный характер. Содержание игры ещё не способствует устойчивому общению.

К 4–6 годам, с развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают объединяться для игры и общения на более длительное время. Сама игра требует этого и способствует этому.

Ребёнок стремится воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения.
Это приводит к необходимости иметь партнёра для игры. Возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.

Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с игрой по правилам (таблица 4).

Таблица 4. Особенности игровой деятельности

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название, в соответствии с которым и действует. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в"большой мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться. Играя, он относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.







2024 © mgp3.ru.