Значение слова рельеф в словаре терминов изобразительного искусства. Школьная энциклопедия Схематический процесс создания скульптурной формы
РЕЛЬЕФ (в искусстве) РЕЛЬЕФ (в искусстве)
РЕЛЬЕ́Ф, в искусстве - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды - барельеф (см. БАРЕЛЬЕФ) и горельеф (см. ГОРЕЛЬЕФ) .
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое "РЕЛЬЕФ (в искусстве)" в других словарях:
В искусстве вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды барельеф и горельеф … Большой Энциклопедический словарь
- (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия
Рельеф, скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность Р. Важнейшие выразительные средства, присущие Р., ‒ развёртывание композиции на …
Эхнатон и его семья. Стела. Каирский музей. Египет Рельеф древнеегипетский характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальности с начала династ … Википедия
I Рельеф (франц. relief, от лат. relevo поднимаю) (географический), совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Р. слагается из… … Большая советская энциклопедия
1. Скульптурное изображение на плоскости. Может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2. Конфигурация поверхности земельного участка (рельеф местности). Источник: Словарь архитектурно строительных терминов… … Строительный словарь
Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, развёртывание… … Архитектурный словарь
А; м. [франц. relief] 1. Выпуклое изображение на плоскости. Прощупывать р. букв (способ чтения слепого по специальной азбуке с таким изображением). Вышивать рельефом (создавать рельефный рисунок на ткани). 2. Скульптурное произведение с выпуклым… … Энциклопедический словарь
Бронза в искусстве, с глубокой древности материал для декоративно прикладных изделий и скульптуры (большей частью оловянная Б., в которую при литье колоколов, а в средневековом Китае и при литье сосудов добавляли серебро). Порошок и тонкие листки … Большая советская энциклопедия
- (франц. haut relief, от haut высокий и relief рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Горельефы часто использовались в архитектуре.… … Художественная энциклопедия
Книги
- Рельеф в России 18 - начала 19 века из собрания Русского музея , . Издание знакомит с историей русского рельефа с момента его появления в искусстве Петровской эпохи и до наших дней на примере произведений из собрания Русского музея. Альбом иллюстраций…
Рельеф, скульптурное изображение на плоскости
Рельеф (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, - развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, так называемого живописного , рельефа). Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение.
По отношению изображения к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф, или рельеф "en creux" - анкрё, то есть вырезанный на плоскости контур) получил распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике (см. Инталия). Разновидностью углубленного рельефа является так называемый контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа . Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространён: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии , Индии , Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельеф на фронтонах, метопах и фризах
Существует много разновидностей скульптуры по форме, назначению, материалу.
По форме скульптура может быть круглой и рельефом.
Круглую скульптуру можно осматривать с разных сторон, она окружена свободным пространством. Её главные виды: бюст, статуя, скульптурная группа.
Э. Фальконе «Зима» (1771). Мрамор. Эрмитаж (Петербург)
Рельеф
В рельефе фигура (фигуры) отчасти погружены в плоский фон и выступают из него.
Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Скульптор Иван Иванович Теребенев
Существует три вида рельефа:
барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину);
контррельеф (фигура не выпуклая, а вогнутая)
Барельеф
Барельеф – распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы – наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях.
Скульптор С.Е. Черепанов. Мемориальная доска на доме, в котором прожил последние годы жизни с 1990 по 1998 писатель-фантаст Г. Альтов (Альтшуллер). Установлена 15 октября 2003 г. Петрозаводск
Горельеф
Горельеф – разновидность скульптурного рельефа, когда изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Контррельеф
Контррельеф – углублённый рельеф, получающийся от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Мог использоваться в качестве печати для получения выпуклого оттиска.
Древнеегипетский контррельеф
Разновидности скульптуры по предназначению
Монументальная скульптура
Монументальная скульптура связана с архитектурой. Это памятники и монументы, которые создаются для увековечивания памяти известных людей или знаменательных событий. Монументальная скульптура отличается крупными размерами и идейностью. Монументальное искусство получило название от латинского monumentum, от moneo – напоминаю), оно всегда должно быть возвышенным и даже величественным. Произведения монументального искусства должны создаваться в гармонии с архитектурой и пейзажем.
Генри Мур. Скульптура в гавани Рисбах (Цюрих-Зеефельд)
Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.
Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). Псков
Монумент – очень значительный по размерам памятник. Существуют целые мемориальные комплексы – территории c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.
Мемориальный комплекс Хатынь – деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 г. карательным отрядом как месть за убийство нескольких немецких военнослужащих. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
С. Селиханов. Главный памятник в Хатыни
Не менее известны мемориальные комплексы Брестская крепость (Брест), Мамаев Курган (Волгоград), парк Победы (Москва) и др.
Монументально-декоративная скульптура
Она включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура и др.).
Атланты
Атлант – это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия здания, балкона, карниза и т.д. Название этого архитектурного элемента восходит к Древней Греции: А́тласом или Атла́нтом в древнегреческой мифологии назывался могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Атлант является символом выносливости и терпения.
Атланты (Эрмитаж)
Кариатиды
Кариати́да – статуя одетой женщины, которая заменяет собой колонну или пилястру в сооружении. Эти фигуры использовались ещё в архитектуре Древней Греции.
Кариатиды. Афины (Греция)
Кариатиды в качестве пилястры
Фриз
Фриз (фр. frise) – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей часть архитектурного сооружения.
Скульптурный фриз на одной из подмосковных церквей эпохи ампир
Фронтон
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронтон здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах
Фонтаны (обычно это гидротехнические сооружения, выполняющие декоративную функцию) часто украшают скульптурами.
Фонтан «Самсон» в Петергофе
«Писающий мальчик» – одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя. Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.
Скульптор – Жером Дюкенуа (1619)
Эту статую неоднократно похищали, а также наряжали в костюмы.
«Писающий мальчик» в форме американских ВВС
Садово-парковая скульптура
Садово-парковая скульптура предназначена для отделки садов и парков. Может иметь декоративный, пропагандистский, обучающий и мемориальный характер.
Скульптура «Амур и Психея». Мастерская Лоренцо Бернини XVII в. Летний сад (Петербург)
Существуют также недолговечные виды скульптур: ледяные, из песка, более долговечные из глины, дерева, а также лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.
Занятие № 1
Вводное занятие. Знакомство с материалом (2 часа)
Лекция: «История развития керамики. Керамика как вид декоративно-прикладного искусства», «Эклектика»
Тема: «Декоративное панно»
Несколько минут дается на зарисовку, обобщенный эскиз работы.
Лепка декоративных пластин разнообразных форм и размеров, заключающих в себе цельную композицию, соединенную впоследствии, веревкой. Пластины декорируются геометрическим орнаментом, оттиском растений. Техника плоский рельеф с вдавленным контуром.
Эклектика. За основу могут браться мотивы разных народностей и эпох. Например: индейские, японские, древне — греческие мотивы.
В качестве сбора материала преподавателем предоставляется несколько фотографий по теме.
Изделия сохнут. Далее окрашиваются (в какой-то из следующих занятий) ангобой или после обжига глазурью.
Материал : серая глина (керамическая)
Занятие № 2
(2 часа)
Лекция: «Рельефы Древнего Мира»
Тема: «Любимый город», «Старый город»
Декоративный рельеф, композиция городской архитектуры, вписанная в геометрическую форму на плоскости.
Композиционное построение архитектурного рельефа сочетает в себе ритмы горизонталей и вертикалей, динамику и статику, что особенно отражается в мотивах городского пейзажа.
(Предварительно заготавливается эскиз, зарисовка, фотография «Любимого города»)
Преподаватель предоставляет сбор материала по теме (иллюстрации, фото).
Материал: красная шамотная глина
Занятие №3
Лекция: «Скульптура средневековья. Рельефы растительного орнамента в архитектуре»
Тема: «Растительный рельеф», «Жизнь цветка»
Рельеф сквозной. Лепка растения, цветка или группы цветов с натуры. Исполнение в сквозном рельефе.
Несколько минут работы над эскизом, в котором обобщенно намечаются темные и белые пятна, области закрытые рельефом и сквозное пространство.
Растительный орнамент объемного рельефа может быть, как строго вписан в геометрическую форму, заданной рамкой, так и иметь произвольную форму.
Гармоничное сочетание пространства, воздуха с закрытым силуэтом рельефа. Воздух, разбивая композицию внутри рельефа на сквозные отверстия разного размера, играет важную эстетическую роль в создании заданного ритма композиции.
Окрашивание изделия, техника по сырому — ангобы
Материал: красная глина или серая
Трансформация растения в графике, композиция для исполнения в керамике.
Занятие № 4
Лекция: «Керамика Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись»
Тема: «Декоративная ваза»
Лепка миниатюрной вазы из цельного куска глины. Ваза – пиала, чаша, на ножках, декорируется лепным орнаментом или росписью.
Материал: красная или серая глина, роспись глазурью.
Занятие № 5; 6; 7
(6 часов) примерно(+/-)
Лекция : «Абстракционизм в искусстве, в скульптуре»
Тема: «Водный, подводный мир», «Чудо океана»
Объемная скульптура.
Исполняется в скульптурной глине на каркасе, задачей является за одно занятие (2 часа) слепить работу, а на следующем формовать ее в гипсе под чутким руководством преподавателя. Далее, в готовую гипсовую форму закладываются пласты керамической глины, шамота, и части формы соединяются между собой. В таком состоянии, работа должна будет схватываться, сохнуть какое-то время. Затем разбирается, расписывается, обжигается.
Абстрактная стилизация морского животного, рыб, рептилий, живого организма из океанических глубин.
Глина позволяет изображать окружающий мир, преображая его в более обобщенные, знаковые формы, выделяя при этом их сущность. Это преобразование формы в знак, позволяет вычленить сущность характера в данном случае морских обитателей.
Объемная скульптура, подразумевает обозрение со всех сторон, она должна жить в пространстве «как рыба в воде».
Задачей является достижение гармонизации, создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм в скульптуре, с помощью языка абстракции.
Абстрактная скульптура, сама по себе вызывает разнообразные ассоциации, игру воображения и развитие фантазии…
Занятие № 8; 9
Лекция: « Современные художники – авангардисты. Авангард в керамике
Тема: «Космическое пространство», «Вселенная внутри…»
Данная тема, позволяет создающему, творящему человеку заглянуть в свой внутренний мир и с помощью глины, ее пластической специфики отобразить нечто космическое, абстрактное, авангардное.
Здесь имеет место быть простор фантазии, разнообразие форм, неожиданных решений. И так шамотная глина раскрывается в руках своей необузданной природой. Не заключенная, всего лишь как материал, а зажившая в своей первозданной наготе, такой, какой видит ее творец. Творящий из пластов глины удивительные образы, абстрактные композиции, подсмотренные где-то в глубинах сознания…
Важное значение в этом задании является цветовое решение скульптуры, где будет использована техника «кракле» (франц. Craquele), (эффект потрескавшейся глазури), что придаст скульптуре образ, как бы легкого прикосновения временем…
Материал: шамотная глина
Занятие №10
Лекция: «Ассирийские рельефы»
Тема: «Обитатели дикой природы, животные, рептилии»
Изображение диких зверей в рельефе. Панно.
Материал: шамотная глина
Занятие № 11; 12
Лекция: «Анимализм в скульптуре»
Тема: «Дикая природа. Анималистическая скульптура»
Объемная скульптура дикого животного. Лепка животного в скульптурной глине, затем формовка и перевод в шамотную глину. Далее анималистическая скульптура окрашивается красками ангобы.
Занятие № 13
Лекция: «Знаковое искусство», «Творчество скульпторов Вадима Сидура и Генри Мура»
Тема: «Образ человека как знак в искусстве»
Абстрактная скульптура человеческой фигуры
Материал: шамотная глина
Занятие № 14
Лекция: «Рельефы Древнего Египта (изображение бога Пта и др.)»
Тема: декоративное панно «В мире птиц»
Рельеф сквозной, объемный — птица или группа птиц на природе.
Материал: шамотная глина, глазурная роспись
Трансформация реалистического образа в декоративный, который создается в материале (графический вариант).
Занятие № 15
Лекция: «Любовь в искусстве, скульптуре»
Тема: «Символическое изображение любви»
Скульптурная композиция, символизирующая любовь.
Романтическое представление чувств воплощенное в неком символическом образе, знаке.
Отображение субъективного видения художника на заданную философскую тему.
Композиция может состоять как из нескольких отдельных фигур собирающихся потом вместе, так и из монолита, куска глины.
Материал: керамическая глина, покрытие глазурью (одного тона), после обжига и протирание затем шкуркой для создания более интересного художественно-декоративного эффекта.
Стоимость — 18 000 р.
/ весь цикл,
варианты оплаты:
— целиком 100%;
— помесячно (5000р. в месяц);
— 50/50 по 9500р. за половину курса;
— одно занятие — 1500р.
Группа: вторник в 19-30 (идет набор)
В группе от 5 до 8 человек
- рельеф - Совокупность форм (неровностей) земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. География. Современная энциклопедия
- рельеф - рельеф I м. Строение земной поверхности. II м. 1. Выпуклое изображение на плоскости (обычно скульптурное). 2. перен. То, что заметно выделяется среди чего-либо однородного. Толковый словарь Ефремовой
- РЕЛЬЕФ - РЕЛЬЕФ - платеж вассала сеньору при получении феода. РЕЛЬЕФ - в искусстве - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды - барельеф и горельеф. РЕЛЬЕФ (франц. relief, от лат. Большой энциклопедический словарь
- рельеф - РЕЛЬЕФ, а, м. 1. Строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна. Горный р. Р. местности. 2. Выпуклость, выпуклое изображение на плоскости. Глобус с рельефами. Толковый словарь Ожегова
- рельеф - Рельефа, м. [фр. relief]. 1. Выпуклое изображение на плоскости (спец.). 2. Строение земной поверхности (геогр., геол.). Пересеченный рельеф местности. Горный рельеф. Большой словарь иностранных слов
- рельеф - Релье́ф/. Морфемно-орфографический словарь
- рельеф - РЕЛЬЕФ -а; м. [франц. relief] 1. Выпуклое изображение на плоскости. Прощупывать р. букв (способ чтения слепого по специальной азбуке с таким изображением). Вышивать рельефом (создавать рельефный рисунок на ткани). Толковый словарь Кузнецова
- Рельеф - (лат. relevo – поднимаю) – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф и горельеф. Словарь по культурологии
- рельеф - -а, м. 1. Выпуклое изображение на плоскости. Я любовался на китайскую мебель --- с рельефами и деревянной мозаикой. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Пользоваться нотами слепому вообще трудно. Они отдавливаются, как и буквы, рельефом. Малый академический словарь
- рельеф - РЕЛЬЕФ, -а, м. Фигура, формы (о теле). Качать (или работать на) рельеф - наращивать мышцы. - из спорт. Толковый словарь русского арго
- РЕЛЬЕФ - (франц. relief, от позднелат. relivium - освобождение, разрешение) - феод. платеж вассала своему сеньору, предусматривавшийся феод. правом стран Зап. Советская историческая энциклопедия
- Рельеф - Скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Архитектурный словарь
- Рельеф - (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю * a. relief, topography, terrain; н. Relief, Oberflachengestalt der Erde, Bodenerhebungen; ф. relief;... Горная энциклопедия
- Рельеф - См. Ваяние. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- рельеф - Рельеф, рельефы, рельефа, рельефов, рельефу, рельефам, рельеф, рельефы, рельефом, рельефами, рельефе, рельефах Грамматический словарь Зализняка
- рельеф - РЕЛЬЕФ м. франц. (случайное созвучие со сл. рель) что-либо выпуклое, возвышенное на плоскости; более говор. о ваянии, лепке, резьбе, чеканке. Рельефная работа, толстая, обронная, вальяжная, вальящатая; толстую работу различают, по степени выпуклости: во всю плоть, в полплоти, в четь-плоти и пр. Толковый словарь Даля
- Рельеф - (франц. relief) - выпуклые образования на плоскости, на детали, на материале. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Энциклопедия моды и одежды
- рельеф - орф. рельеф, -а Орфографический словарь Лопатина
- Рельеф - I Релье́ф (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю) (географический), совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Большая советская энциклопедия
- Рельеф - (фр. relief от лат. relevo - поднимаю) - совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выгнутых) и отрицательных (вогнутых) форм. По масштабу различают: макрорельеф, мезорельеф, нанорельеф. Экологические термины и определения
- рельеф - РЕЛЬ’ЕФ, рельефа, ·муж. (·франц. relief). 1. Выпуклое изображение на плоскости (спец.). Рельефы бывают слабо выпуклыми - барельефы и сильно выпуклыми - горельефы. 2. Строение земной поверхности (геогр., геол.). Пересеченный рельеф местности. Горный рельеф. Толковый словарь Ушакова
- рельеф - сущ., кол-во синонимов: 19 барельеф 2 бедленд 1 высокогорье 1 горельеф 3 ландшафт 10 макрорельеф 1 маскарон 3 мегарельеф 1 мезорельеф 1 мелкосопочник 1 микрорельеф 1 нанорельеф 1 низкогорье 1 палеорельеф 1 панно 7 среднегорье 1 тондо 2 топография 1 фоторельеф 1 Словарь синонимов русского языка
- рельеф - РЕЛЬЕФ Совокупность неровностей земной поверхности. Может быть разнообразным по размерам, формам, ориентации. Элементы рельефа: хребет, отрог, гора, холм, бугор, выступ, уступ, терраса, бровка, склон, подошва, седловина, котловина, яма, долина, лощина... Словарь спортивных терминов
- рельеф - РЕЛЬЕФ а, м. relief m. 1. Выпуклое изображение на плоскости. БАС-1. Зала о четырех ярусах украшена выпуклостями (reliefs) из лучших драматических содержаний. 1821. Сумароков Прогулка 2 40. Я любовался на на китайскую мебель.. Словарь галлицизмов русского языка