Что такое символические образы. Символические образы и их смысл в поэме А.Блока «Двенадцать. Аверинцев С. С праздника Благовещения


Полнотекстовый поиск по базе:

Главная >> Сочинение >>

Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На всем божьем свете!

Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX-XX веков. Будучи поэтом-символистом, Блок сумел в ярких и многозначных образах передать грандиозные события и предсказать грядущее. Блок услышал загадочную музыку времени, перелил ее в свои стихи, благодаря которым эта мелодия звучит и для нас, его потомков.

Во многих произведениях искусства сенсорное восприятие автора кажется отличным от обычного или повседневного, как будто все более интенсивно говорит о чувствах, так что цвет, свет, движение и т.д. гораздо ярче, чем как правило, проводятся по-настоящему. Это напоминает, что Юнг говорит в том же тексте о художественных образах, которые являются результатом «провидческого творения».

Аверинцев С. С праздника Благовещения

Здесь термины преобразуются: вопрос или опыт, который содержится в фигурации, неизвестен; его сущность чуждо, ее природа, аркана, как если бы она возникла из симов времен до человека или из мира, свободного от сверхчеловеческой природы, первобытного опыта, который угрожает заставить человеческую природу поддаться слабости и недоумению. Ценность и сила опыта заключаются в его огромности, которая возникает странно и холодно, или значительная и величественная, от вневременных глубин или с гротескно-демоническими вспышками, разрывая человеческие ценности и красивые формы в ужасающий беспорядок, который приходит вечного хаоса.

Читая поэму «Двенадцать», мы слышим взволнованную речь автора - очевидца и участника того великого события. Поэма «Двенадцать» - своеобразная и правдивая летопись большевистской революции. Блок оригинально и образно попытался запечатлеть для потомков свое время, «остановить мгновение» хотя бы в своем произведении.

Завивает ветер

На протяжении всей истории образ был средством выражения всех культур и обществ. Важность объяснения этого в контексте заключается в том, что произведение искусства в корне является историческим фактом. С другой стороны, если произведения искусства, созданные «провидческим творением», переводят архетипы коллективного бессознательного, тогда художественная иконография хранит сокровище скрытых значений в своей коллекции символических образов.

Значение, которое иконографическое измерение искусства заряжает для тезисов Юнга, проистекает из того факта, что для швейцарского теоретика эстетическая форма не является произвольной. Символическое отношение человека с архетипическим изображением не дается условно, но бессознательно и поэтому естественно. Таким образом, архетипический символ противопоставляет общепринятый знак своей внутренней силой представления. Чтобы понять важность художественной иконографии, нужно понимать, что в искусстве форма никогда не может быть отделена от содержания, и этот смысл уже несет в себе свои символические ценности.

Белый снежок.

Под снежком - ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит - ах, бедняжка!

Два цвета преобладают в поэме: черный и белый. Все события происходят вечером или ночью. Почему Блок выбирает это время суток?

Поздний вечер. Пустеет улица. Один бродяга Сутулится, Да свищет ветер... Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь - самое подходящее для них время суток. Да еще ветер бушует, сбивает с ног. Это природное явление и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное.

Неосознанный элемент, который Юнг видит в художественном образе, делает иконографический анализ более гибким и универсальным, хотя и менее простым, что не может состоять в механическом поиске каждого изображения в индексе, словаре или каталоге. Архетипы возникают из бессознательного, которое, если оно кодифицировано, не будет бессознательным, и ни один художник не проконсультирует словарь, чтобы решить, какой образ символизирует то, что он хочет, но пусть он возникает и выражается в его работе.

Он говорит в своей книге «Архетипы» итальянский ученый-эссеист Элемир Золла, относящийся к архетипам и «идеям» в аллегории пещеры Платона. Синонима «идея»должна подчеркивать интуитивную природу восприятия архетипов, необходимость архетипического просветления, которое нельзя заменить простым изучением или накоплением данных. Идеи возникают, возникают из ниоткуда, появляются, посещают ум. Вы добираетесь до них, они происходят.

Ветер веселый

И зол, и рад.

Крутит подолы,

Прохожих косит,

Рвет, мнет и носит

Большой плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию»...

В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную силу. Недаром впереди революционного патруля оказывается Иисус Христос. Блок только обозначил будущее, оно еще высветится ярко и зримо в других его произведениях. Здесь же крепко «держится», стараясь не отстать от настоящего, призрак старого мира - голодный пес. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого, оно неотступно преследует по пятам каждого.

В каждой культуре есть определенные визуальные формы, которые однозначно, условно, относятся к точному значению. Таким образом, с начала палеохристианского искусства, например, голубь символизирует по соглашению дух, а также, в христианском иконографическом коде, Троица принимает определенные формы конкретного художественного представления. Человек является культурным существом, а язык коллективного бессознательного всегда дается в культуре и частично выражается в образах, соответствующих этой культуре.

Однако это не дает нам возможности сократить такие изображения до полых условностей, но мы не можем заморозить архетипическое производство в списке фиксированных форм. Нет ничего более неподвижного или неподвижного, чем бессознательное. Бессознательное - это чистый динамизм. Золла так ясно говорит в цитированной выше книге.

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!

Скалит зубы - волк голодный -

Хвост поджал - не отстает -

Пес голодный - пес безродный...

Как беспощадно и правдиво Блок показывает гибнущий привычный мир! Он ведь тоже принадлежит к нему. Но такова действительность, и автор не может покривить душой. Временами в поэме четко слышится радостное возбуждение лирического героя, он приветствует ветер перемен. А поэт, что ждет от будущего сам Блок? Скорее всего, он предвидит свою гибель вместе со старым, привычным и ненавистным миром, но противостоять этому невозможно, как немыслимо остановить стихию. И велика заслуга поэта, что он не просто сумел услышать время, а запечатлел его в своей поэме.

Это не просто «образ», потому что архетип является продуктивным и творческим, и ни один образ не может представлять его всегда и исключительно. Архетип того, что можно назвать, смутно и поспешно, «продуктивной пассивностью» или «божественной милостью», представляет собой Мать, знак рака, пустую пещеру, глубокую воду, полнолуние и молоко, Но каждое из этих изображений может представлять что-то другое. Его архетипическая функция зависит от перегиба фразы и тона общего отношения. Кумарасвами предложил создать музей символов, который мог бы установить самую стойкую цепь архетипических ассоциаций, в которой, например, архетип шарнира или оси космоса можно было бы иллюстрировать серией изображений, от подошв до пуговиц и стремян солнечный, в то время как архетип Восхождения на Небеса соответствовал бы лестнице Иакова, многоуровневым колоннам, деревьям, вырезанным шаманами, майскими палочками, украшенными мачтами, фаллическими символами Шивы, к центральному полюсу палаток кочевников, к брахманическим столбам для жертвоприношения, к цепям стрел.

Трах-тах-тах! -

И только эхо

Откликается в домах...

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах...

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Похожие работы:

  • Реферат >>

    ... образа -символа; к концу поэмы они – уже вершители революции, её апостолы (двенадцать ), их «мерный шаг» - символическое ... символов в поэме Блока "Двенадцать" очень велика. Если их обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы - это не...

    Таким образом, на примере архетипа Восхождения на Небо можно было включить различные иконографические варианты: например, распятие, которое является частью религиозного искусства Запада. Упругое достаточно, возможно, сказать, кстати, не отказывать в применении в этой статье юнгианской концепции архетипа к масштабу, в принципе чуждой ему, иконографическому анализу произведений искусства. Что касается архитектуры, символическая вписывается в более широкую область иконологии, то есть при изучении культурного значения образов, с той особенностью, что символическое имеет метафорический смысл, отличный от его буквального значения.

- [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия

ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ - последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском () и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… … Православная энциклопедия

Символично, например, признать в представлении артишоки, обновлении жизни, воскресении Иисуса или постоянстве царя. Это не символично, например, представление фигур Ветхого и Нового Завета, которые признают себя такими, какие они есть. Состав главного церковного портала символичен тем, что между фигурами существует целенаправленная взаимосвязь между знаками Церкви и ее историей. Небесная иерархия, сходящая от серафимов и ангелов-музыкантов к христианским святым и мученикам, к царям и пророкам Ветхого Завета, организованным в архивольтах, которые охватывают тимпан, не дает свидетельства о пришествии Христа - Евангелиях, которые прямо на этом же тимпане, со своими авторами, вокруг Бога-Отца.

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III - Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… … Православная энциклопедия

Ниже справа от портала находятся Апостолы, которые позже распространили свое свидетельство на четыре угла мира. Поэтому в Новом Завете оно занимает видное место. Бог-Отец снова появляется на вершине портала, увенчав Деву. Филипы де Ленскастре, которые, как символы силы, уже получили лечение, разработанное на боковом портале. В этом случае появляется полное пальто с грифоном, шлемом и щитом.

Королевский и княжеский щиты будут повторяться по всему монастырскому набору, в гробницах, ключах хранилища, оконных флагах, стенах, на кафедре трапезной, в витраже и фресках. Храм четырнадцатого века, найденный в Часовне Основателя, подчиняется точному символическому кодексу, который, помимо личного оружия, объединяет военные достоинства и девиз каждой гробницы, практику, которая была закреплена в династии Авис. Валюта состоит из заголовка и изображения.

ОБРАЗ - художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто —… … Литературный энциклопедический словарь

Валютный орган сам по себе является метафорическим. Такое устройство формирования изображений было частью обширной программы подтверждения королевской власти, которая призвана быть более сакрализованной и централизованной, чем когда-либо. В Батале нет полного здания, которое свидетельствует об этой реальности, вопреки тому, что происходит, например, в Томаре. Тем не менее, очевидно, намерение дать форму такой программе, как витражи главной часовни, так и капитулярный дом, флаги и монастырь Королевского монастыря и, прежде всего, портал Несовершенных Часовни, который должен был принять в качестве логической последовательности завершение строительства в том же духе.

ИКОНОЛОГИЯ - направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа изобразительного искусства и архитектуры. И. является продолжением иконографии, но в отличие от нее использует расширительный метод интерпретации, истолкования, обнаруживая за… … Православная энциклопедия

В главной часовне к королевской геральдике добавляется, как и на западном фасаде церкви монастыря Христа, представление слева и справа, соответственно, о духовной кавалерии и временной кавалерии, через две фигуры знаменосца. Отношения власти между короной и доминиканцами ясны путем замены святых защитников царской пары, изображенной там, двумя проповедническими монахами. В витраже капитулярного дома они связаны со сценами Страсти, представленными в ланцетах, царственной геральдикой, доминиканцем и инструментами Страсти.

Крест Христа и поясничная сфера снова появятся, хотя и незаметно, на каменных флагах больших окон Королевского монастыря. Артишок связан с тайной Воскресения; улитка является символом периодической регенерации, смерти и возрождения. Особое место занимают горгульи, наделяемые символическим смыслом, иногда рассеянными, иногда неразборчивыми. Они в основном монстры, состоящие из частей различных животных или даже фантастических существ, иногда наделенных особым чувством абсурда или непристойности. По этой причине их интерпретировали разными способами: защитные существа, отражения карнавального видения мира, предельное пространство творческой свободы для скульпторов и т.д. их величайшая заслуга, кажется, заключается в богатстве интерпретаций, которые они предлагают, и в стимуле, который они представляют для воображения всех.

Христианская символика - Христианская символика совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами. Содержание 1 Появление христианских символов 2 Хара … Википедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV - Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия

В любом случае, в битве, многие горгульи были заменены или просто переделаны во время реставраций восемнадцатого века, что затрудняет приближение к возможной средневековой иконографической программе. Помимо метафорического значения того, что фигурирует или написано, в монастыре Батала присутствует еще одно символическое измерение, более абстрактное. Известно, что дизайн религиозных зданий в средние века подчинялся символическим заветам в отношении их геометрии, а именно в плане, и числовых отношений конструктивных и размерных элементов.

Тип - (греч. отпечаток, модель). Проблема Т. и типизации не является специфической проблемой литературоведения. Она имеет место в науках разных областей знания. Вопрос о Т. и типизации в литературе характеризуется своими особенностями, к рые… … Литературная энциклопедия

Второе появление требует большей интерпретации из используемой измерительной системы; в противном случае невозможно прийти к исходным численным отношениям, которые всегда основаны на единицах измерения, их кратностях и подмножествах. Что касается геометрии зданий, символические аспекты распознаются с некоторой легкостью. Помимо наиболее очевидного латинского креста церковного растения, которое, по-видимому, связано с номером восемь с определенной настойчивостью, в конструктивных и тщетных элементах, символизм пантеонов является печально известным.

Украинская литература - Устная народная поэзия. Библиография. У. л. до конца XVIII в. Библиография. У. л. первой половины XIX ст. У. л. 60 90 х гг. У. л. конца XIX и начала XX ст. Библиография. Укр. советская литература. Устная народная поэзия. &nbs … Литературная энциклопедия

Тип - ТИП (Τυπος удар, знак от удара, печать, образ, у Аристотеля общее представление). Предмет или явление, заключающие в себе черты, повторяющиеся в большом ряде других, подобных им, явлений или предметов почитаем мы типичными. Элементарным… … Словарь литературных терминов







2024 © mgp3.ru.