Платонов котлован краткое анализ. "Котлован": описание и анализ повести из энциклопедии


В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьезно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приему обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают ее в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвященному «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.

Краткий анализ

История создания - Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идеи его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР ее впервые опубликовали в 1987 г.

Тема - Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция - По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую - рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр - Повесть.

Направление - Антиутопия.

История создания

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализированное произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако, даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью - декабрь 1929 - апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

В СССР «Котлован» напечатали в 1887 г.

Тема

Анализируемая повесть - обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести - строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы : человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др.. Основа проблематики - социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет помогает произведения, символическое значение образов - ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт - чувства людей, находящихся на «острии перемен» и внешний - столкновение старого и нового.

Композиция

В«Котловане» анализ стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую - рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесенной зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр

Жанр произведения - повесть, направление -антиутопия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 290.

Проблематика повести А. Платонова «Котлован»

Повесть А. Платонова «Котлован» описывает события индустриализации и коллективизации, которые происходили в России в 20–30 годы прошлого столетия. Как известно, это время в истории нашей страны отличалось драматическими перегибами и нелепостями, оборачивающимися трагедией для огромного большинства людей. Эпоха крушения всех прежних основ и стала предметом авторского внимания в повести. Платонов выбирает очень специфическую форму для изложения событий - все в его повести перевернуто с ног на голову, все искажено, гипертрофировано и полно парадоксов.

Таким образом, и форма у Платонова становится содержанием. Парадоксальное изложение событий и исковерканный официальными штампами русский язык показывает, насколько глупо, нелепо и страшно все происходящее в стране.

Местом действия Платонов сделал неизвестный городок и его окрестности, а также безымянную деревню. На протяжении всего развития действия люди работают. Они почти не отдыхают. Они роют котлован, как будто хотят «спастись навеки в пропасти котлована». И здесь сразу же возникает парадокс: как можно спастись на дне пропасти, да еще и навеки? Люди живут страшной и ужасной жизнью, которую даже существованием назвать сложно. Автор постоянно сравнивает их с мертвецами: они живут «без излишка жизни», они «худы, как умершие», падают после работы, «как мертвые», а иногда и спят в гробах. Замуровав умершую женщину в каменном склепе, рабочий Чиклин произносит: «Мертвые тоже люди». Все это напоминает «Мертвые души» Гоголя: о мертвых говорят, как о живых, а живые уподоблены мертвым. Только в повести Платонова гоголевская символика обретает еще более страшный и жуткий смысл.

Следующий парадокс в том, что люди, копая все глубже вниз и углубляя котлован, строят гигантский высокий «общепролетарский дом». Чем глубже они копают, тем труднее поверить в то, что огромный дом - башня будет выстроен на месте этого котлована. В отношении людей, работающих на строительстве котлована, возникает очень интересная параллель с героями горьковской пьесы «На дне». Землекопы тоже живут на дне жизни, и каждый из них придумал «идею спасения отсюда». Один желает переквалифицироваться, второй - начать учиться, третий (самый хитрый) уйти в партию и «скрыться в руководящем аппарате». Невольно возникает вопрос: а что изменилось со времен написания пьесы? Люди живут в таких же, да еще и худших условиях, и не подняться им на поверхность.

Герои почти не думают о том, что они делают. Весь ритм жизни не позволяет им делать это, а бесцельная работа отупляет так, что ни одной мысли просто уже не остается. Однако в повести есть свой герой-правдоискатель. Мы смотрим на происходящее его глазами. Это Вощев, человек, который не может найти себе место в новом мире именно потому, что все время задумывается над тем, какая цель у всего происходящего. Уже сама фамилия его ассоциируется со словом «вообще».

Он ищет смысл общего существования. Он говорит, что своя жизнь ему не загадка, ему хочется увидеть некий общий смысл жизни. Он не вписывается в жизнь и не желает подчиняться бездумной деятельности. Вощева уволили с завода «вследствие … задумчивости в нем среди общего труда». Он твердо убежден, что «без думы люди действуют бессмысленно». Он произносит очень важную фразу: «Как будто кто-то один или несколько немногих извлекли из нас убежденное чувство и взяли его себе». Люди живут только по указке сверху. Они радио ставят для «заслушания достижений и директив», а активист «при непогашенной лампе» всегда на посту, потому что он ждет, не подъедет ли кто среди ночи с очередным указанием.

Вощев обеспокоен даже не тем изнурительным трудом, который ему приходится выполнять, как и всем остальным. Его волнует, что душа его «истину перестала знать». Слово «истина» воспринимается в повести как нечто смущающее общую картину бессмысленности. Один из героев, Сафонов, боится: «Не есть ли истина классовый враг?». И если ее избегать, то она может присниться или предстать в форме воображения.

В фамилии Вощева угадывается не только намек на слово «вообще», в ней явно слышится и слово «тщетность». Действительно, все попытки главного героя найти истину остаются тщетными. Поэтому он завидует птицам, которые могут хотя бы «воспеть грусть» этого общества, потому что они «летали сверху и им было легче». Он «тоскует» о будущем. Само сочетание несовместимых слов уже наталкивает на мысль о том, какое же будущее ждет людей.

Тема будущего воплощена в образе девочки Насти, которую рабочие приводят на котлован после того, как у нее умерла мать (или оттого, что она «буржуйка, или от смерти»). Сафонов, сделав «активно-мыслящее лицо», говорит: «Нам, товарищи, необходимо иметь здесь в форме детства лидера будущего пролетарского света».

Имя девочки - Настя - тоже оказывается у Платонова говорящим. Анастасия переводится с греческого языка как «воскресшая». Таким образом, в ней воплощается надежда на воскрешение. Тема воскрешения также становится очень важной в повести.

Так, Вощев собирает всякие «умершие» предметы и складывает их «на будущее». Он подбирает, например, «отсохший лист», кладет его в сумку и решает хранить его там, как все то, что «не имеет смысла жизни», как и он сам.

«Когда же что-нибудь настанет!» - восклицает безымянная крестьянка. Видимо, никогда. Девочка Настя умирает, а одна из стенок котлована становится ее могилой. Смертью «воскресшей» завершается повесть. Это логический итог строителей коммунизма. Вощев, стоя над умершей Настей, думает о том, а возможен ли коммунизм на свете и кому он нужен? Не случайно автор соединяет имена этих двух героев в финале. Надежды на воскрешение оказываются тщетными. У той жизни, которую ведут герои котлована, нет смысла, нет и будущего - это глубокое убеждение автора. И даже если будет построено это «счастливое» будущее, то кто в нем будет жить?

Они все равно умерли, зачем им гробы!

А. Платонов. Котлован

ПовестьА. Платонова «Котлован» написана в непрос-тые для Советской страны годы (1929—1930), оставшиеся в памяти многих как время окончательного разорения кре-стьянства и формирования колхозов, переиначивших не только жизнь, но и сознание людей. Эти и многие другие сопутствующие процессы (вечные поиски правды, попытка построить счастливое будущее и т. д.) отражены в повести с помощью монолитного сплава комической формы и тра-гического по сути содержания.

Юмор Платонова мне кажется чем-то родственным юмору Булгакова: это не просто «смех сквозь слезы», а смех от понимания того, что так не должно быть, как оно есть, — своеобразный «черный юмор». Действительность периода коллективизации была настолько нелепой, что, кажется, грустное и смешное поменялись местами. И по-этому нам становится не по себе, когда мы смеемся над деревенским мужиком, отдавшим лошадь в колхоз и ле-жащим после этого с привязанным к животу самоваром: «Улететь боюсь, клади... какой-нибудь груз на рубашку». Не только улыбку, но и щемящую тоску вызывает негоду-ющий возглас маленькой девочки Насти перед похорона-ми Козлова и Сафронова: «Они все равно умерли, зачем им гробы!» Действительно, зачем мертвым гробы, если те-перь в них так хорошо спится живым строителям «свет-лого будущего» и если там так уютно чувствуют себя дет-ские игрушки?!

Гротескные ситуации, созданные автором (или самим временем?), удивительно сочетают в себе реальное и фан-тастическое, живой юмор и горький сарказм. Люди стро-ят непонятный, никому в действительности не нужный дом счастья, а дело продвигается не дальше рытья все-общей братской могилы — котлована для фундамента, потому что в той нищете, голоде и холоде, которые окружают людей в настоящем, выживают немногие. За-бавен и страшен одновременно эпизод с мужиком, кото-рый «на всякий случай» приготовился умереть: он уже несколько недель лежит в гробу и периодически самосто-ятельно подливает масло в горящую лампаду. Создается впечатление, что мертвые и живые, неодушевленное и наделенное сознанием поменялись местами. Что уж тут говорить, если главный и уважаемый враг кулаков и друг пролетариев — медведь Медведев, молотобоец из кузни. Чутье никогда не подводит зверя, работающего на «сча-стливое будущее» наравне с людьми, и он всегда верно находит «кулацкий элемент». Материал с сайта

Еще один неисчерпаемый источник юмора и сарказма Платонова — речь персонажей повести, в полной мере ото-бразившая очередную область перегибов и бессмыслицы этого несуразного времени. Пародийное переосмысление и ироническое обыгрывание политического языка насыщает речь героев клишированными фразами, категорическими ярлыками, делает ее похожей на причудливое соединение лозунгов. Такой язык — тоже неживой, искусственный, но и он вызывает улыбку: «с телег пропагандировалось молоко», «вопрос встал принципиально, и надо его класть обратно по всей теории чувств и массового психоза...» Страшно же то, что даже язык маленькой Насти уже ока-зывается чудовищным сплавом речей и лозунгов, которые она слышит от вездесущих активистов и пропагандистов: «Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!»

Таким образом, переплетение комического и трагичес-кого в повести А. Платонова «Котлован» позволило пи-сателю обнажить многие перекосы в социальной и эко-номической жизни молодой Советской страны, болезнен-но отозвавшиеся на жизни простого народа. А ведь давно известно: когда люди уже не имеют сил пла-кать — они смеются...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • повесть котлован система персонажа повести трагическое и комическое В ПОВЕСТИ
  • сочетание трагического и смешного котлован

Анализ эпизода из повести А.К.Платонова «Котлован»

На рассказе А.К. Платонова «Впрок» И.В. Сталин написал: «Подонок». И вот передо мной отрывок из еще одного произведения этого «подонка» - повести «Котлован». Хочется понять, чем же писатель заслужил столь резкую оценку «вождя всех народов».

Повесть была написана в период с декабря 1929 по апрель 1930 года, то есть не по следам важнейших исторических событий, а во время их: - во время ускоренной индустриализации и сплошной коллективизации.

Известно, что отношение к этим событиям в то время было далеко не однозначным. Какова же точка зрения Андрея Платонова?

Своеобразной увертюрой к пониманию авторской позиции для меня стал первый абзац предложенного отрывка. Как-то вдруг мне подумалось, а почему действие происходит в переулке, то есть, как свидетельствует словарь, короткой улице, служащей для связи продольных (то есть параллельных?) улиц? Одна из этих улиц – старая, дореволюционная дорога жизни, а другая – то счастливое будущее, во имя которого совершена революция? Платонов скажет, что по переулку «насквозь никто не проходил, потому что упирался в глухую стену кладбища». (!!!). Там теперь «безлюдно», никого нет, только «один неизвестный старичок». Почему так ласково, любовно, с симпатией: старич ок ? Не потому ли, что тот собирался отправиться обратно в старину ?

Видимо, ярым сторонником революционных перемен А.Платонов не является.

Мотив дороги, заявленный в первом абзаце, повторяется несколько раз в таком же ключе. Идут обычно вперед и вверх. Чиклин же «с силой стыда и грусти» вошел в старое здание и «провалился куда-то в нижнюю темноту». Женщина уходит из жизни, потому что ей «стало скучно», она «уморилась».

Обращаю внимание на лексический повтор слова теперь: «мне теперь почти что все равно», «мне теперь стало тебя не жалко и никого не нужно», «буржуйки все теперь умирают», « нынче каждый последний и тот в кожаных штанах ходит»… Не чувствуется счастья и бурного ликования по поводу настоящего, не правда ли?

Кроме настоящего есть и прошедшее. Оно описано подробно, с любованием и тоской от потери его во внутренней речи безвестного мужика с желтыми глазами: « Его тоскливому уму представлялась деревня во ржи, и над нею носился ветер и тихо крутил деревянную мельницу, размалывающую насущный, мирный хлеб. Он жил так в недавнее время, чувствуя сытость в желудке и семейное счастье в душе; и сколько годов он ни смотрел из деревни вдаль и в будущее, он видел на конце равнины лишь слияние неба с землёй, а над собою имел достаточный свет солнца, звёзд». Явное желание, как и у того неизвестного старичка, отправиться обратно в старину !

А как обстоит дело с изображением будущего? Почему герои Платонова не стремятся к нему с восторгом, даже активист Сафронов и то мечтает о том, чтобы «произошел бы энтузиазм». Значит, нет его? Что же есть? «Констервация»? Мечтает о будущем Жачев: «Жачев ещё с утра решил, что как только эта девочка и ей подобные дети мало-мало возмужают, то он кончит всех больших жителей своей местности; он один знал, что в СССР немало населено сплошных врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьёт когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство». Для Вощева и других землекопов будущее – это «успокоенная земля, набитая их костьми». Безрадостная картина… что-то не хочется в такое будущее… Наверное, не о таком мечтали. «Жачеву же, и наравне с ним Вощеву, становилось беспричинно стыдно от долгих речей по радио; им ничего не казалось против говорящего и наставляющего, а только всё больше ощущался личный позор». Может быть, поэтому Чиклин «нехотя» сообщает, что он из пролетариата? А мечтает объяснить весь свет ребенку, «чтобы он умел безопасно жить».

Мотив страха, который отчетливо проявился в повести, свидетельствует о гениальной прозорливости ее автора, сумевшего задолго до 37-го года почувствовать и предсказать страшные события. Опасения заставляют мудрого старичка складывать «для внимательного выраженья свое чтущее лицо». Страх за судьбу дочери диктует предсмертные слова матери: «Никому не рассказывай, что ты родилась от меня…» «…боюсь! А то бы давно ушел», - неоднократно повторяет неизвестный старичок.

(«Обратно в старину», помните?) А девочка, этот росток будущего, «она ведь знала, что присутствует в пролетариате, и сторожила сама себя, как давно и долго говорила его мать». «Безвестный мужик с жёлтыми глазами скулил в углу барака про одно и то же своё горе, только не говорил, отчего оно, а старался побольше всем угождать»…

Кого же так боятся герои? В этом отрывке нет ни их фамилий, ни указания на их должности. Но они есть, я тоже их боюсь, потому что они «заморят», «заарестуют», «тронут» так, что мало не покажется, «скажут» такое, что устанешь оправдываться… Всего четыре глагола-сказуемых в неопределенно-личных предложениях, а ведь узнали себя те, кого имел в виду писатель, узнали! Отсюда и запрет на издание романа. Известно, что впервые «Котлован» был напечатан лишь в 1987 году.

Чем больше читаешь это произведение Платонова (как, впрочем, и другие его книги), тем весомее, информативнее кажется каждое его слово. Открывается такое, чего ранее не замечала. Вот, например, Чиклин в разговоре с Настей заявляет, что он «ничто». А в ушах у меня бравурная мелодия и слова: «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем!». Может быть, именно на это и рассчитывал автор и это не что иное, как так называемая аллюзия?

Эпизод кончается идиллической картиной любования Настей, этим ростком будущего, (ведь это малое существо будет господствовать над их могилами и жить на успокоенной земле, набитой их костьми) такими разными людьми: задумавшимся Вощевым, утомленными до изнеможения землекопами, ненавидящим всех Жачевым, активистом … Их всех объединила мечта о светлом будущем. Только придет ли оно? Вряд ли, даже если совместными усилиями герои «как можно внезапней» закончат строительство котлована.

Платонов как бы предваряет финал произведения, вкладывая в уста Сафронова такие слова: «фактический житель социализма» лежит перед ними «без сознанья», «покоится»…

И вспоминается блоковское: «Упокой, Господи, душу рабы твоея…»

И ведь не зря: финал-то романа известен…

Трагическое и комическое в повести А. ПлатоноваПовесть А. Платонова “Котлован” написана в непростые для Советской страны годы (1929-1930), оставшиеся в памяти многих как время окончательного разорения крестьянства и формирования колхозов, переиначивших не только жизнь, но и сознание людей. Эти и многие другие сопутствующие процессы (вечные поиски правды, попытка построить счастливое будущее и т. д.) отражены в повести с помощью монолитного сплава комической формы и трагического по сути содержания.Юмор Платонова мне кажется чем-то родственным юмору Булгакова: это не просто “смех сквозь слезы”, а смех от понимания того, что так не должно быть, как оно есть, - своеобразный “черный юмор”. Действительность периода коллективизации была настолько нелепой, что, кажется, грустное и смешное поменялись местами. И поэтому нам становится не по себе, когда мы смеемся над деревенским мужиком, отдавшим лошадь в колхоз и лежащим после этого с привязанным к животу самоваром: “Улететь боюсь, клади… какой-нибудь груз на рубашку”. Не только улыбку, но и щемящую тоску вызывает негодующий возглас маленькой девочки Насти перед похоронами Козлова и Сафронова: “Они все равно умерли, зачем им гробы!” Действительно, зачем мертвым гробы, если теперь в них так хорошо спится живым строителям “светлого будущего” и если там так уютно чувствуют себя детские игрушки?!Гротескные ситуации, созданные автором (или самим временем?), удивительно сочетают в себе реальное и фантастическое, живой юмор и горький сарказм. Люди строят непонятный, никому в действительности не нужныйдом счастья, а дело продвигается не дальше рытья всеобщей братской могилы - котлована для фундамента, потому что в той нищете, голоде и холоде, которые окружают людей в настоящем, выживают немногие. Забавен и страшен одновременно эпизод с мужиком, который “на всякий случай” приготовился умереть: он уже несколько недель лежит в гробу и периодически самостоятельно подливает масло в горящую лампаду. Создается впечатление, что мертвые и живые, неодушевленное и наделенное сознанием поменялись местами. Что уж тут говорить, если главный и уважаемый враг кулаков и друг пролетариев - медведь Медведев, молотобоец из кузни. Чутье никогда не подводит зверя, работающего на “счастливое будущее” наравне с людьми, и он всегда верно находит “кулацкий элемент”.Еще один неисчерпаемый источник юмора и сарказма Платонова - речь персонажей повести, в полной мере отобразившая очередную область перегибов и бессмыслицы этого несуразного времени. Пародийное переосмысление и ироническое обыгрывание политического языка насыщает речь героев клишированными фразами, категорическими ярлыками, делает ее похожей на причудливое соединение лозунгов. Такой язык - тоже неживой, искусственный, но и он вызывает улыбку: “с телег пропагандировалось молоко”, “вопрос встал принципиально, и надо его класть обратно по всей теории чувств и массового психоза…” Страшно же то, что даже язык маленькой Насти уже оказывается чудовищным сплавом речей и лозунгов, которые она слышит от вездесущих активистов и пропагандистов: “Главный - Ленин, а второй - Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!”Таким образом, переплетение комического и трагического в повести А. Платонова “Котлован” позволило писателю обнажить многие перекосы в социальной и экономической жизни молодой Советской страны, болезненно отозвавшиеся на жизни простого народа. А ведь давно известно: когда люди уже не имеют сил плакать - они смеются…







2024 © mgp3.ru.