Памятник екатерины 2 1873 год. Скульптура Италии в России при Екатерине II Великой


Памятник Екатерине II

Пам. монументального

искусства (федеральн.)

1863-1873 - арх. Гримм Давид Иванович - пьедестал, общая компоновка

Худ. Микешин Михаил Осипович -

Ск. Опекушин Александр Михайлович - 9 статуй на постаменте

Ск. Чижов Матвей Афанасьевич - фигура Екатерины II

Арх. Шрётер Виктор Александрович

Еще в начале 60-х годов, академик скульптуры Микешин, предложил Государю Императору проект памятника императрице Екатерине II-ой, для постановки в Петербурге. Проект этот, однако, не понравился Государю и был переслан на рассмотрение в Императорскую Академию Художеств, которая, выслушав заключение Д. И. [Гримма], обратила внимание на отсутствие должной монументальности в проекте и указала на необходимость полной его переработки. Второй проект, переработанный ак. Микешиным, и вновь представленный в Академию художеств, постигла та же участь. Тогда, уже в 70-х годах, Государь Император Александр II поручил Д. И. составить, сообща с академиком Микешиным, новый проект. Этот последний и был Высочайше одобрен и немедленно принят к исполнению. В 1872 году памятник императрице Екатерине, поставленный на названной вследствие этого Екатерининской площади в Петербурге, был торжественно освящен и Д. И., в знак особого Царского одобрения, получил чин Тайного Советника.

<…> работы по сооружению в С.-Петербурге памятника императрице Екатерине II до 1871 года производились по проекту, Высочайше утвержденному 4-го Февраля 1865 года. 24 декабря 1870 г. и 15-го Февраля 1871 г. последовали Высочайшие повеления, по которым проект памятника изменился, а именно: по первому Высочайшему повелению увеличена покатость тетив и ступеней на три дюйма, по второму расширены на шесть вершков база и карниз и увеличен объем постамента. Последнее вызвано необходимостью поместить вокруг постамента, сверх определенных по проекту 1864 года семи статуй, еще две — графа Орлова-Чесменского и Чичагова. Сверх сего, 6-го июля текущего года Высочайше повелено развести вокруг памятника сквер и при нем устроить тротуар, а памятник окружить тумбами, соединив их бронзовыми цепями, и поставить четыре канделябра. Вследствие этого стоимость построения памятника увеличилась против первоначально исчисленной суммы (241,740 руб.) на 215,156 р. 85 к., составив, таким образом, сумму 456,896 р. 85 к. На работы по сооружению памятника отпущено по 1872 год включительно 327,428 р. 67 к. Ныне испрашиваются к ассигнованию на 1873 год остальные 134,468 р. 18 к. (Моск. Вед.)

«Зодчий», 1872, Вып. 12, С. 195

Обратимся теперь к обширной статье ближайшего помощника Д. И. Гримма - Николая Максимилиановича Бихеле:

Сооружение памятника Императрице Екатерине II

<…> Как известно, в 1860 году Академия художеств объявила конкурс [к столетию со дня восшествия на престол императрицы Екатерины II]на сочинение проекта монумента императрице Екатерине II, назначенного для постановки в Царском Селе; к определенному сроку на соискание были представлены проекты гг. профессоров: Иенсена и фон Бока, академиков: Штрома, Залемана и Меннерта и художника г. Микешина. Последний проект экспертами Академии художеств одобрен, и в 1862 году Государь Император соизволил удостоить художника Микешина заказом памятника Екатерине II, по модели, представленной им в 1861 году на конкурс. Почти одновременно, в одном из заседаний с.-петербургской городской думы, сочувственно был принят вопрос о сооружении памятника императрице Екатерине II в принадлежащем столице Александринском сквере, причем дума выразила желание, чтобы изображение действительного тайного советника Бецкого было помещено на пьедестале монумента; бывший генерал-губернатор, князь Италийский, граф Суворов-Рымникский поддержал эту мысль, и ходатайство думы, 29-го мая 1863 года, удостоилось Высочайшего одобрения. Соображаясь с местностью, избранною для постановки монумента в С.-Петербурге, г. Микешин составил новый эскиз памятника, с деталями в стиле времен Людовика XVI; эскиз этот был представлен Государю императору в сентябре 1863 года, вместе с отзывом о нем ректора Академии художеств, тайного советника Тона, который нашел необходимым изменить предложенную г. Микешиным высоту памятника и бронзовый пьедестал в нижней части уменьшить на ⅓ против рисунка, чрез что фигура императрицы получила бы более величественный вид. По Высочайшему повелению, художник Микешин в ноябре 1863 года переделал рисунок, но и этот эскиз не был одобрен советом Академии художеств; наконец, в августе 1864 года изготовлен был новый проект монумента, который 19 августа Его Величество изволил осматривать и 4 февраля 1865 года проект этот удостоился Высочайшего одобрения. Вслед за тем министерством путей сообщения было предоставлено г. Микешину исполнение лишь художественной части памятника, т. е. изготовление глиняных и гипсовых моделей в настоящую величину.

Сооружение памятника предполагалось произвести в три года, начиная с 1866 г., но как до 1869 года государственным советом было отказано в ассигновании сумм для исполнения памятника, то работы ограничивались изготовлением в мастерской художника Микешина части гипсовых моделей. Затем, по ассигновании сумм, было приступлено к работам по сооружению монумента. Общее заведывание производством работ по построению памятника, за исключением скульптурных, порученных г. Микешину, возложено было, с соизволения Государя Императора, на профессора архитектуры Д. И. Гримма; со стороны же министерства путей сообщения назначен был инспектором работ инженер действительный статский советник Лесников, а по выходе его (в июне 1870 года) в отставку,— инженер статский советник Стремоухов. <…>

I. Устройство фундамента и гранитного пьедестала.

Строителю памятника препровождены были подлинные проектные чертежи и сметный по ним расчет; профессор Гримм, приступая к рассмотрению проекта с конструктивной стороны, не мог оставить без внимания нижеследующих необходимых исправлений и дополнении, имеющих весьма важное значение для монументального сооружения, а именно:

a) Под фундамент необходимо забить сваи.

b) По проекту назначено бутовую кладку фундамента ниже поверхности земли облицевать гранитом,— что не только излишне, но и вредно <…>.

е) Внутренняя кладка памятника предназначена из плитной забутки на известковом растворе; не подлежит сомнению, что внутренняя бутовая кладка, при всем желании связать ее прочно с гранитною облицовкой, не может представить той прочности, какую следует ожидать от материала совершенно однородного, и неизбежная осадка кладки из мелких камней может оказать вредное влияние на все сооружение: а потому строитель предложил весь памятник сплошь соорудить из гранитных камней, так чтобы избежать по возможности употребления скоб, пиронов и других металлических скреплений.

f) Постамент под фигурою императрицы по проекту назначено сделать из столба красного гранита, с квадратным основанием, с обкладкой его снаружи киевским лабрадором; не находя здесь достаточной гарантии в прочности лабрадоровой облицовки гранитного камня, строитель нашел более свойственным отменить вовсе употребление лабрадора, а самый столб сделать из темно-серого гранита.

g) Под тротуар вокруг памятника надлежало также заложить бутовый фундамент и самый тротуар сделать <…> из гранита.

С этими изменениями и дополнениями исчисленная первоначально на все три категории работ сумма 241,740 рублей увеличилась на 53,342 рубля.

5 июля 1869 года приступлено к работам по сооружению памятника: по уборке дерев и кустов, начата выемка земли. <…>

По достижении надлежащей глубины выемки, а именно 4½ арш., приступили к забивке свай.

Подошва фундамента под памятником и тротуаром составляет круг, <…> площадь подошвы составляет 57,3 кв. саж.; на этой поверхности забито 293 сосновых свай<…>.

По забивке свай и выравнении верхов их под ватерпас, вынут между ними разрыхленный на поверхности грунт и приступлено к уплотнению всей подошвы забивкой между сваями на ребро поставленной бутовой плиты<…>.

По проверке горизонтальности всей искусственной подошвы, начата бутовая кладка фундамента<…>.

На весь пьедестал, с включением постамента, употреблено красного, светло и темно-серого гранита 72,260 пуд, <…> все бронзовые фигуры и прочие части и украшения весят 2,815 пуд. Следовательно, вес всего памятника составляет 200,222 пуда <…>.

Кладка фундамента производилась настолько успешно, что к 23 октября 1869 года, т. е. ко дню, первоначально назначенному для торжественной закладки памятника, все было приготовлено и для самой закладки в фундаменте оставлено было незабученным место, необходимое для устройства церемонии; назначенный, однако ж, день отложен был почти на месяц, т. е. на 24 ноября [в этот день по церковному календарю отмечается День Святой Екатерины, кроме того, в 1869 году исполнилось 140 лет со дня рождения Екатерины Великой]. На закладочный камень употреблен гранит, в котором выдолблено гнездо для помещения бронзового ковчега с медалями и монетами: ковчег этот сделан на заводе г. Кохуна, по рисункам профессора Д. И. Гримма. В него были вложены, кроме золотых, серебряных и медных монет, следующие 8 медалей: царствования императрицы Екатерины,— на вступление на престол Екатерины II золотая, и бронзовые: на присоединение к России Крыма и Тамани, на вступление Грузии в подданство России и на возвращение русских областей от Польши; царствования Императора Александра II,— на коронование Государя Императора золотая, и бронзовые: на открытие памятника тысячелетия, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и в награду войскам за покорение Западного Кавказа. Государь Император, замкнув ковчег, передал ключ от него графу Бобринскому и собственноручно опустил ящик в приготовленное для него место, которое было прикрыто бронзовою доскою, прикрепленною к мраморной плите. На доске этой надпись:

«В лето от Рождества Христова 1869, царствования Императора Всероссийского Александра II в пятнадцатое, положен Его Величеством сей основной камень памятника Императрице Екатерине II в 24 день месяца ноября.

В бытность исправляющим должность министра путей сообщения, свиты Его Величества генерал-майора графа Бобринского, и составителя проекта художника Микешина».

Сверх этой доски положены в один ряд 32 кирпича, нарочно приготовленные на этот предмет из песчаника; по укладке их Государем Императором, членами Августейшей Фамилии и прочими лицами, был надвинут покрывочный гранитный камень, поставлен на пироны и залит свинцом,— это единственный камень во всем памятнике, укрепленный пиронами.

Употребленные при закладке серебряное византийское блюдо, с рельефным вензелем Императрицы Екатерины II, серебряная лопатка и молоток с выгравированными вензелями были взяты у Сазикова; из орехового дерева каменщичий ящик (верстак) и шайки, с бронзовыми обручами и рельефными бронзовыми же вензелями, сделаны столярным мастером Шютц; все вообще предметы, употребленные при закладке, как железный заступ, железная шпага, дубовый ушат, полотенце и проч., были украшены вензелевым изображением Императрицы.

С наступлением зимы, над всем фундаментом возведена была временная крыша. <…>

Весь пьедестал сложен из сплошной массы гранитных камней, доставленных из Финляндии, Выборгской губернии, Сердобольскаго уезда, с островов Ладожского озера, а именно: красный гранит, употребленный на нижнюю часть, с ломок на острове Путсала [сейчас Путсаари], принадлежащем Валаамскому монастырю, серый гранит, употребленный на среднюю часть памятника, т. е. на базу и карниз над ней, доставлен с острова Яницарь [Янисари], принадлежащего местным жителям, и наконец для столба доставлен темно-серый гранит, с острова Сюскесаломи [Снескесальми], составляющего собственность Валаамского же монастыря.

Доставка камней к Петербургу производилась с Ладожского озера водою, на судах особо приспособленных для перевозки больших камней. Главная выгрузка производилась на Дворцовой набережной, между домом Его Императорского Высочества Принца Петра Георгиевича Ольденбургского и Летним садом, а оттуда камни перетаскивались вдоль Лебяжьего канала, по Царицыну лугу, чрез Инженерный мост и по Большой Садовой улице до места работ, при помощи особо устроенной переносной железной дороги. <…>Другая пристань для выгрузки находилась близ монумента Петра I, на набережной около водокачальни: тут предназначено было выгружать мелкие камни, весом каждый не более 500 пуд., так как перевозка камней к месту работ чрез Полицейский мост могла быть допущена с тем только условием, чтобы перевозимый груз не превышал 500 пуд. <…>

Из употребленных при сооружении памятника гранитных камней, красный гранит с ломок Путсала представляет совершенно другую структуру, нежели гранит питерлакский, обыкновенно и почти исключительно употребляемый в С. Петербурге; правда, обделка путсальского гранита немного труднее, но зато поверхность его выдерживает самую высокую полировку. <…>

Светло-серый камень представляет совершенно однородную массу, и хотя мы здесь, в Петербурге, привыкли видеть сердобольский гранит не иначе, как серым, тем не менее, место ломки иногда придает камню отличительный признак, так например: камень с ломки Яницарь по структуре своей имеет как бы волокнистое строение, в нем есть, если можно так выразиться, торец, что ясно усматривается из обделанного образчика, где видны и долевые волокна и торцы их<…>.

Темно-серый гранит с ломки Сюскесаломи по однородности своей во всех отношениях, т. е. как в цвете, так и в массе, заслуживает внимание, и хотя он по своей структуре уступает в прочности красному граниту, тем не менее, твердость его не много уступает яницарьскому. <…>

Как уже было сказано, пьедестал памятника сделан из трех цветов гранитных камней: из красного путсальского гранита основание, состоящее из 4 тетив, расположенных крестообразно под прямым углом, и между ними по высоте 4 ступени, на верхней площадке лестницы цоколь, над ним из светло-серого гранита с ломок Яницарь база с выкружкою и над нею карниз. Переход от этого карниза к постаменту на высоте до скамейки, как совершенно облицованный снаружи бронзою, сделан из красного гранита: затем постамент над скамейкой и подножие статуи императрицы из темно-серого гранита с ломок Сюскесаломи. <…>

Вся гранитная кладка памятника, в том числе гранитный тротуар вокруг него, с 26 тумбами, производилась в шатре, устроенном в начале весны 1870 года<…>.

II. Художественные модели.

По Высочайше утвержденному, 4 февраля 1865 года, проекту, памятник Екатерине II должен был состоять из колоссальной фигуры императрицы и фигур сподвижников ее: князя Потемкина, графа Румянцева, князя Суворова, княгини Дашковой, Державина, князя Безбородко и Бецкого, четырех кронштейнов, карниза, переднего щита с вензелем и короною и с задней стороны картуши с надписью; впоследствии, а именно в 1869 году, назначено было с боковых сторон постамента, где имеются два свободных места, поместить два небольших медальона: Орлова-Чесменского и Чичагова, в бронзовых рамках.

Художнику Микешину предоставлено было исполнение моделей в глине и гипсе. К 1869 году изготовлены им были статуи императрицы, Державина и Дашковой; по мере их изготовления, таковые свидетельствовались светом Академии художеств. В марте месяце того же года им вновь изготовлены модели статуй: фельдмаршалов князя Суворова и графа Румянцева; в феврале 1870 года была готова в глине модель князя Потемкина.

Его Высочество, товарищ президента Академии, доложил Его Величеству об освидетельствовании светом Академии художеств в глине изготовленной статуи Потемкина, на что Государь Император Изволил отозваться, что, при представлении еще бронзовой модели этого памятника, Его Величество обратил внимание на позу Потемкина и тогда же, найдя ее слишком фамильярною, велел лично Микешину ее изменить и затем Его Величество повелел немедленно приступить к переделке означенной фигуры. Остальные фигуры — Безбородко и Бецкого — были окончены гораздо позже. Из мастерской художника все модели перевозились на завод фирмы «Никольс и Плинке» <…>. Готово установленную гипсовую модель Государь Император осмотрел 15 февраля 1871 года и, согласно с мнением совета Академии и в дополнение к нему, Высочайше Повелеть соизволил:

1) надпись, проектированную для памятника, поместить с переднего фаса на цоколе, ниже статуи графа Румянцева и князя Потемкина;

2) с заднего фаса, вместо большого медальона, в котором предположено было сделать надпись, поместить две статуи — графа Орлова-Чесменского и Чичагова, боковые же медальоны с изображениями последних снять совершенно;

3) складки порфиры набросить более гармонично и соответственно упругости материи, употребляемой обыкновенно для порфир;

4) орнаментную отделку памятника привести более в один характер, приличный памятнику;

5) расширить, насколько возможно, основание памятника и соответственно этому раздвинуть несколько все нижние фигуры;

6) тщательно проверить пропорции каждой статуи относительно других и исправить все погрешности в этом отношении, причем особенно обратить внимание на корпус князя Суворова;

7) подушку под ногою князя Потемкина заменить каким-нибудь военным атрибутом;

8) шляпу у графа Румянцева убавить соразмерно его голове;

9) статую Державина, слишком выгнутую назад, немного выпрямить, в соответствии с двумя новыми статуями.

Для исполнения 4-го пункта Высочайшего повеления, Его Высочество, товарищ президента Академии художеств, поручил профессорам: А. И. Резанову, Д. И. Гримму, А. И. Кракау, Р. А. Гедике и К. К. Рахау рассмотреть это дело и представить свое мнение.

Гг. профессоры, рассмотрев Высочайше утвержденный чертеж и малую модель памятника, пришли к тому заключению: что карнизы, кронштейны, картуши и т. п. исполнены на чертеже и в малой модели с полным знанием дела и могут быть признаны вполне удовлетворительными, при следующих незначительных исправлениях:

1) верхнему карнизу над главною фигурою придать более высоты и украшения обделать в стиле Людовика XVI;

2) нижней части картуши с вензелем Императрицы дать более строгую форму, соответствующую времени Людовика XVI;

3) верхнюю часть кронштейнов, разделяющих группы фигур, несколько уширить, сообразно с верхней раскреповкой;

4) обратить внимание на более плавный переход при стыках кронштейнов с карнизами, сохраняя при этом вышеозначенный стиль.

При сравнении всех этих частей с исполненною в настоящую величину моделью оказалось:

1) что архитектурные части ни по характеру, ни по формам, ни по орнаментации, ни по размерам не согласны с Высочайше утвержденным проектом и малой моделью;

2) что все части, как-то: карнизы, кронштейны, картуши,— исполнены не с должною тщательностью.

Вследствие вышеизложенного следует: переделать все упомянутые части большой модели, согласно Высочайше утвержденной малой модели и сделанным на оную замечаниям.

Художник Микешин занялся исключительно исправлениями гипсовых статуй, исполнение же архитектурных и орнаментных частей памятника министром путей сообщения поручено было академику Шретеру, согласно эскизу, изготовленному им по указаниям совета Академии художеств. По окончании всех этих работ, 12 мая 1872 г., они вновь были осмотрены Его Высочеством товарищем президента и членами совета Академии, и 14 июня 1872 г. модели памятника осмотрены Государем Императором, после чего приступлено к формовке модели для бронзовой отливки.

III. Отливка и установка бронз.

Отливку и установку бронзовых частей памятника Екатерине II принял на себя, согласно заключенному контракту, Р. Я. Кохун, фирма «Никольс и Плинке».

Приняв от казны установленные у него на заводе гипсовые модели памятника, г. Кохун принялся было за формовку, но осмотрев модели с точки зрения заводчика, он не мог оставить без внимания некоторых, по-видимому, незначительных, неловкостей в моделях, которые, однако ж, придали бы бронзе вид неоконченности; так напр. меховая опушка порфиры была до того эскизно сделана, что при взгляде на часть опушки, снятой для формования, нужно было догадываться, что это должно изображать мех, единственным признаком которого были хвостики, свойственные горностаю. Парики и волосы на всех фигурах тоже не были окончательно отделаны, а равно шитье на мундирах, орлы на порфире и вообще мелочи, которые с первого взгляда не бросятся в глаза<…>. И вот работа закипела: в несколько дней модели были очищены надлежащим образом, все маленькие погрешности исправлены и приступлено к разрезке их для формования, которое начато с главной фигуры.

Статуя императрицы разделена и формована для отливки следующим образом: голова, верхняя часть туловища, обе руки почти от локтей; потом средняя часть туловища, ноги с подножием и, наконец, шлейф. Разрезкой всех прочих фигур произведено отделение их на такие части, которые упрощали бы формование и не затрудняли бы впоследствии сборку и постановку статуй. <…>

… бронзовые работы шли до того успешно, что в течение 9-ти месяцев, а именно: к июню 1873 г., все части были не только отлиты, но собраны и установлены в сборной мастерской, где они, до отправки на место сооружения, были осмотрены Государем Императором.

Разобранные для отвозки на место сооружения памятника бронзы взвешивались. <…>

Всего [вес бронзовых частей составил] 2650 пуд. 33 фунта.<…>

С установкой статуи императрицы, высота всего памятника составляет 6 саж. 2 арш.

<…> На установку всех бронзовых частей памятника и на окончательную очистку их от пыли употреблено с небольшим два с половиной месяца.

При памятнике, против четырех тетив, по проекту профессора Д. И. Гримма, устроены на гранитных цоколях четыре бронзовых канделябра, о четырех фонарях каждый, в стиле времен Людовика XVI. Основание этих канделябр состоит из бутовой кладки, в которую вделаны чугунные пирамидальной формы подножия; высота гранитных цоколей 10 вершк., высота канделябра с фонарем 9 арш. 12 вершк.; вес бронзы каждого канделябра 111 пуд. 16 фунт.

Стоимость сооружения памятника равняется 456,896 руб.<…>

По высочайше утвержденному церемониалу, торжественное открытие памятника назначено было на 24 ноября 1873 года.<…>

В память торжественного открытия монумента Екатерине II выбиты медаль и жетон. Рисунок медали составлял академик М. О. Микешин, лицевую сторону резал медальер А. Семенов, оборотную — П. Мещеряков.

Н. М. Бихеле.

«Зодчий», 1874, Вып. 7, С. 83—90

24 ноября в Петербурге последовало открытие монумента, сооруженного в память деяний Екатерины Великой.

Торжество открытия совершилось с обычными, в случаях, обрядами, в присутствии Государя Императора и лиц Августейшей фамилии. Хорошая погода благоприятствовала торжеству; вечером город был роскошно иллюминован и украшен транспарантами и флагами; Невский проспект и Большая Морская улица, залитые светом газа и бенгальских огней, представляли обширное гульбище, занятое массами пешеходов и экипажей.

Перед зданием городской думы обращала на себя внимание, поставленная на фонарном столбе массивная корона, унизанная цветными стеклами по проволочному скелету; скрытый внутри короны горящий газ разливал свет по стеклу; световые лучи, преломляясь в граненых бусах, производили тысячи блестящих искорок, эффектно мерцавших на короне, вследствие колебания пламени газа.

Горевший на здании Исаакиевского собора, по углам, газ не производил ожидаемого эффекта.

Монумент Екатерины II освещался посредством четырех приборов (в виде труб), отражавших на поверхность памятника свет пламени особого горючего состава. Много было копоти и дыма, но эффекта не было. Свет оказался слабым, не достигал вершины центральной фигуры, а постамент очутился в полумраке.

Кстати заметим, что железная решетка, которой обнесены газоны вокруг памятника, была совершенно изломана — видно, где тонко, там и рвется....

«Зодчий», 1873, Вып. 10—11, С. 126

<…> При виде памятника первое впечатление довольно приятно, и было бы еще более приятно, если бы нижняя часть его, занимающая половину всей вышины, представляла более интереса. Общая форма напоминает памятник тысячелетия России, того же автора. Та же круглая форма в основании, то же деление, только вместо Веры и России — фигура Екатерины II, а эпохи русской истории заменены девятью фигурами, изображающими знаменитых деятелей того времени.

Императрица изображена в порфире, ниспадающей широкими богатыми складками, покрывающими позади часть пьедестала: в правую руку, несколько выдвинутую вперед и согнутую, вложен скипетр, в левую, спокойно опущенную, — лавровый венок, полускрытый складками порфиры. Движение фигуры неопределенно, так сказать, двойственно. Если рассматривать статую en face — она стоит; со стороны — она не то летит, не то падает, так как движение ног скрыто под складками одежды. Эта двойственность вредит характеру статуи: нет того спокойного величия, которое зритель ожидает увидеть в изображении великой Императрицы. Идея лаврового венка в руке тоже непонятна; он имел бы значение на челе великой Государыни, в руке же не имеет никакого.

На лицевой стороне памятника, ниже статуи Екатерины II, зритель видит группу трех знаменитых фельдмаршалов: князь Потемкин посередине, с правой стороны его граф Румянцев, с левой — Суворов Рымникский. Князь Таврический изображен сидящим в парадном придворном костюме того времени, с откинутой назад головой, обращенной к князю Суворову. Румянцев-Задунайский, тоже в сидячем положении, нагнулся вперед и видимо слушает, разговор Потемкина с Суворовым, который стоит, правым коленом прислонившись к кронштейну, левой рукой опирается на обнаженную шпагу. Поза графа Суворова очень неудобна, и зрителя удивляет обнаженная шпага в группе мирно беседующих фельдмаршалов. Несравненно лучше задумана группа из двух фигур: Безбородко и Бецкого, поставленных в памятнике со стороны Публичной Библиотеки. Мотив заключается в обоюдном обсуждении плана воспитательного дома, одного из благодетельных учреждений Екатерины II. В группе много жизни: Бецкой держит на коленях план и объясняет графу Безбородко расположение его.

Со стороны Аничкова дворца, подле графа Румянцева видна кокетливо сидящая молодая дама, с опущенной головой и с книгой на коленях. Статуя эта очень привлекательна, но едва ли возможно узнать в ней характер энергической президентши Академии наук, графини Дашковой. Подле нее стоит в геройской, отчасти театральной, позе — знаменитый поэт Державин, с листом стихотворений в руке. По нашему мнению, обе статуи были бы ближе к истине, если бы художник изобразил поэта Державина скромнее и изображению графини Дашковой придал более энергии. Со стороны Александринского театра, около шлейфа порфиры, помещены две фигуры, изображающие знаменитых адмиралов: графа Орлова-Чесменского и Чичагова. Обе фигуры в сидячем положении; Орлов — с обнаженной шпагой в руке, Чичагов — с морскою зрительною трубой. Статуи сподвижников Екатерины II непропорциональны, по крайней мере, статуя стоящего графа Суворова чуть-чуть выше сидящего князя Потемкина. Если такая разница в росте исторически верна, то художнику, олицетворяющему их в памятнике, следовало избегнуть подобной дисгармонии. Мы находим также неблагодарным место, отведенное для девяти фигур. По свойству места, фигуры пришлось изобразить с согнутыми под сиденье ногами, что может быть натурально, но неизящно. Возможно ли было этого избегнуть и как — мы не будем об этом говорить.

Памятник сочинен академиком М. О. Микешиным; недостатки, указанные нами, доказывают, что автор памятника, при всем его таланте, небезупречен в своих сочинениях. Он, до сих пор сочиняет памятники, как бытовые сцены. Рисунки его очень хороши, изящны, полны вкуса; но для памятника на площади всего этого недостаточно. Тут необходимо строго обдумать каждое движение, выразить характер исторических лиц, и г. Микешин, при его таланте, в силах выполнить это, если бы серьезно развил свои способности и не увлекся успехом.

Модели статуй выполнены с большим вкусом и знанием, по рисункам М. О. Микешина, академиками скульптуры М. Л. Чижовым и А. М. Опекушиным.

Во всяком случае, памятник Екатерине все-таки один из лучших памятников у нас в Петербурге, и местность около Александринского театра и по Невскому проспекту, от устройства памятника, разбивки сквера, постановки канделябр и проч., чрезвычайно выиграла. Решительно не узнать того, что было здесь прежде, и как прекрасно выделились здания Александринского театра и Публичной библиотеки. Теперь остается ждать застройки на этой же площади пустопорожних мест.

«Зодчий», 1873, Вып. 12, С. 143

Позднее, уже в 1879 году, Д. И. [Гриммом]предложена новая разбивка плана местности, т. е. сектора, около самого памятника, распределяя в нем целый ряд статуй и бюстов сподвижников императрицы; но, в силу неблагоприятно сложившихся по этому делу обстоятельств, пришлось отказаться от этой благодарной идеи.

«Зодчий», 1898, Вып. 11, С. 83

В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин, адмирал Г. А. Спиридов, писатель Д. И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский, фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н. И. Новиков, путешественник П. С. Паллас, драматург А. П. Сумароков, историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, архитектор А. Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов, адмиралы Ф. Ф. Ушаков, С. К. Грейг, А. И. Круз, военачальники: граф З. Г. Чернышёв, князь В. М. Долгоруков-Крымский, граф И. Е. Ферзен, граф В. А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс, дипломат Я. И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский.

Державин.

  • Чичагов - Орлов.

  • Все фото - 02.11.2013 г.

    Памятник Екатерине II внесен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, как памятник монументального искусства. (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

    Легенды Екатерининского сквера

    Всеми любимый Екатерининский сквер в Санкт Петербурге расположен в центре города на Невском проспекте. Парк окружен архитектурным ансамблем Аничкова дворца. Екатерининский сквер также соседствует с Российской национальной библиотекой и Александринским театром.

    Екатерининский сквер был заложен и открыт в 1820-32 годах архитектором К. И. Росси и садовым мастером Я. Федоровым. Перепланирован был в 1873-80 архитектором Д. И. Гриммом и ботаником Э и Л. Регелем.
    Размеры Екатерининского сквера 160 X 80 м. Последняя реконструкция Екатерининского парка осуществлена в кон. 20 в. Среди сравнительно немногочисленных деревьев - обширные цветники.

    В 1873 в центре парка установлен памятник Екатерине II (отсюда и название). О создании памятника Екатерине Второй задумались еще при ее правлении, но сама великая императрица была против его возведения. В 1860-м году Академия художеств объявила конкурс на модель памятника Екатерине II для Царского села. Этот конкурс выиграл проект художника Михаил Осипович Микешина .

    Позже, в 1862 году Александр II сделал заказ на создание памятника по этой модели. Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге решили установить к 100-летию ее восшествия на престол. А генерал-губернатор князь А. А. Суворов, внук знаменитого полководца, выступил с предложением установить этот памятник в сквере напротив «Александрийского театра в Санкт-Петербурге, в виду Публичной библиотеки, учреждение которой принадлежит мудрой императрице».

    К 1864 году художник Микешин разработал модель памятника , которая несколько отличалась от того монумента, что установлен в Царском Селе. Эта модель и получила Высочайшее утверждение.

    Торжественное открытие памятника было приурочено ко дню святой Екатерины — именинам императрицы — 24 ноября (6 декабря) 1873 года.

    Композиция памятника Екатерине Второй в Санкт-Петербурге

    Величавая бронзовая фигура великой императрицы Екатерины Второй с легкой улыбкой взирает на Северную столицу. В ее руках символ императорской власти - скипетр и лавровый венок , у ног возлегает корона Российской Империи . С плеча Императрицы ниспадает горностаевая мантия, а на груди мы видим орден святого Андрея Первозванного.

    Вокруг «пьедестала» расположены фигуры видных деятелей эпохи правления императрицы.


    Фигуры на памятнике Екатерины Второй в Санкт-Петербурге обращены в четыре направления:

    К :
    фельдмаршал Румянцев-Задунайский Пётр Александрович,
    государственный деятель Потёмкин Григорий Александрович,
    полководец Суворов, Александр Васильевич.

    К Аничкову дворцу :
    поэт Державин, Гавриил Романович,
    президент Российской академии Дашкова Екатерина Романовна.

    К Публичной библиотеке :
    князь Безбородко, Александр Андреевич,
    президент Российской Академии художеств Бецкой Иван Иванович.

    К фронтону Александринского театра :
    полярный исследователь Чичагов Василий Яковлевич,
    государственный деятель Орлов Алексей Григорьевич.


    По проекту, утвержденному за год до смерти Александра II, в ансамбле памятника Екатерине II должны были участвовать еще 29 фигур деятелей времен царствования императрицы. В Екатерининском саду предусматривалось место для размещения еще шести бронзовых скульптур и двадцати трех бюстов на гранитных постаментах. Однако в эти планы вмешалась Русско-турецкая война (1877 - 1878).

    На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».


    Легенды и факты памятника Екатерине II

    Одна из многочисленных легенд, возникнувших вокруг памятника Екатерине II, гласит, будто под памятником хранятся сокровища. Говорили, что закладка памятника произвела на одну из зрительниц такое сильное впечатление, что она, не зная, как лучше выразить свои эмоции, сорвала с пальца бриллиантовый перстень и бросила его в котлован, в знак признательности великой императрице за ее деяния. Знатные дамы и кавалеры, присутствующие на церемонии, последовали ее примеру, и вскоре на дне котлована лежало множество серег, колец, брошей, браслетов и колье. Церемония закладки памятника продлилась сверх запланированного времени, поскольку нашлось очень много желающих "принести в дар" Екатерине II свои драгоценные украшения. Ходят слухи, будто сокровища до сих пор лежат под памятником в Екатерининском саду.

    Интересным фактом, связанным с памятником Екатерине Второй, является то, что во времена «царствования» Всесоюзной коммунистической партии большевиков (1930-е годы) партийные органы Ленинграда признали монумент старорежимным и планировали вместо фигуры императрицы установить фигуру В. И. Ленина , а вместо фигур усадить представителей Политбюро ЦК КПСС.

    Начиная с 1960-х годов шпага в руке А. В.Суворова периодически пропадает и ее приходится восстанавливать. Но это не все пропажи. У памятника Екатерине II часто пропадают различные скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена). А как-то императрица была замечена в тельняшке. Вероятней всего, петербургские моряки хорошо повеселились.

    Существует легенда о том, что фигуры деятелей екатерининской эпохи жестами намекают на размеры своих собственных достоинств . Вот только Державин разводит руками.


    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    Описание

    Памятник императрице Екатерине Второй воздвигнут в центре площади Островского в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Специально для ландшафтного оформления монументально-скульптурной композиции, вокруг нее разбит Александринский сквер.

    Площадь Островского обрамляют шедевры русской архитектуры разных эпох, в глубине площади по центральной оси расположен Александринский театр, главным своим фронтоном с изображением конной квадриги, которой управляет древнегреческий бог Аполлон, покровитель искусств, здание театра являет собой образец искусства русского классицизма. С правой стороны площади находится Санкт-Петербургская Публичная библиотека, основанная императрицей Екатериной II, памятник архитектуры 18 – 19 веков, вместилище исторических артифактов, выражающих идеи мировой человеческой мысли. С левой стороны на площадь боковым фасадом выходит Аничков дворец, бывшая дворянская усадьба 18 века, которой в разные исторические периоды владели сановные особы. Для устройства новой площади, центром которой должен был стать монумент Екатерине II, часть строений усадьбы Аничкова дворца были снесены.

    Идея воздвигнуть монумент императрице Екатерине II возникла еще при ее жизни, но царица отвергла эту затею, решение увековечить образ великой Екатерины Второй пришло во время юбилейной даты – 100-летия со дня восшествия на престол всемилостивейшей государыни.

    На открывшемся пространстве по указу императора Александра II 24 ноября 1869 года была произведена закладка памятника, дата была выбрана не случайно, 24 ноября – день Святой Екатерины. Фундамент под памятник соорудили сложно, вначале забили дубовые сваи, сверху уложили бутовый слой, потом гранитный.

    Пьедестал, круглый в плане, изготовленный из различных пород карельских гранитов, широк в своем основании, составлен из четырех частей от большей к меньшей по восходящей, завершает композицию бронзовая фигура императрицы. Она расположена на бронзовом круглом постаменте, который несет на себе основной гранитный пьедестал.

    Каменный постамент завершается широкой полкой, на которой вокруг главной фигуры располагаются скульптуры сподвижников. Она стоит всевластная, величественная, полная достоинства и покоя, ее окружают сподвижники – люди, воплотившие в жизнь идеи великолепного екатерининского века. Своим талантом, трудом на воинском и общегосударственном поприще они создавали величие и независимость Российской империи.

    Над памятником Екатерине II работал творческий коллектив архитекторов, художников, скульпторов, мастеров-литейщиков. Руководство проектом было поручено архитектору Д. И. Гримму, скульптурные композиции выполнили художник и скульптор М. О. Микешин, скульптор А. М. Опекушин, мастер-литейщик М. А. Чижов (выполнил скульптуру Екатерины), архитектор В. А. Шретер работал над бронзовым обрамлением монумента.

    На лицевой стороне пьедестала расположена бронзовая доска с посвятительной надписью "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год". Доска обрамлена предметами, символизирующими направления деятельности императрицы и ее сподвижников, это военные сухопутно-морские подвиги полководцев, выдающиеся открытия новых земель русскими мореплавателями, развитие наук, искусства, совершенствование государственного устройства и закона Российской империи.


    Фигура императрицы гармонично воспринимается со всех ракурсов, с лицевой стороны она в своем точном портретном сходстве, одетая в ниспадающие одежды, предстает перед нами всевластной царицей. В правой руке она спокойно, но твердо держит жезл императорской власти, в левой руке покоится лавровый венок – символ величия и силы государственных деятелей всех времен и народов. Фигура ее одновременно торжественна и грациозна, она спокойна, но хочет идти вперед. Это движение усиливает ниспадающая мантия, зримое изображение которой говорит нам о том, какой неподъемный груз ответственности за свою страну несет матушка-императрица. Как истинная женщина, Екатерина предстает перед нами в изящном венце, у ног ее расположена императорская корона, под которой изображен свиток с именным вензелем.

    Скульптурная композиция памятника Екатерине II состоит из двух частей, на нижней гранитной круговой полке расположены фигуры сподвижников, венчает памятник сама фигура императрицы, расположенная на бронзовом постаменте.

    Кто же были эти люди, своим умом, трудом, подвигами, талантом, преданностью своей родине, которые создавали величие России.


    На лицевой стороне постамента расположены фигуры П. А. Румянцева-Задунайского, Г. А. Потёмкина и В. А. Суворова, поражает портретное сходство великих полководцев разных периодов времени эпохи правления Екатерины. Между героями происходит живой диалог о судьбах народов и отечества.

    Группа скульптурных изображений А. А. Безбородко и И. И. Бецкого повествуют языком искусства о развитии государственного строительства.


    О расцвете просветительских мыслей и становления русского поэтического направления ведут беседу поэт и выдающийся государственный деятель Г. Р. Державин и президент Российской академии, одна из самых образованных женщин Европы Е. Р. Дашкова.

    Отдельную группу представляют собой В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. Эти люди жили в разное время. Орлов-Чесменский защищал свободу своей отчизны и исторически близких православных христианских народов. Чичагов был выдающимся исследователем и мореплавателем, всю свою жизнь положившим на благо служения России.


    Памятник Екатерине Второй был торжественно открыт 24 ноября 1873 года в присутствии государя. Событие сопровождалось военным парадом и салютом. Весь архитектурно - скульптурный комплекс сооружался в течение 12 лет, силы создателей, их воля, упорство и вера в победу увенчались блистательным результатом. Памятник, высотой в 15 метров, искусно вписан в относительно небольшое пространство площади Островского перед Невским проспектом. Императрица Екатерина Вторая взором, исполненным величия, всматривается в грядущее, ее сподвижники также думают о главном – о будущем родной страны.
  • Скульптор

    М. О. Микешин, М. А. Чижов, А. М. Опекушин

  • Контакты

    • Адрес

      Санкт-Петербург, площадь Островского, Екатериненский сквер

    Как добраться?

    • Метро

      Гостиный двор

    • Как добраться

      До станции метро "Гостиный Двор", выйдя, направо по Невскому проспекту, через 2 минуты вы окажетесь перед памятником Екатерине II

    Мрамор. 198 x 114 x 88

    Русский музей

    Статуя представляет собой аллегорический парадный портрет императрицы Екатерины II. В творчестве Ф.И. Шубина ее образ занимает значительное место. Статуя "Екатерина II - законодательница" создавалась для праздника, устроенного Г.А. Потемкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. Для фигуры была сооружена специальная ротонда в Зимнем саду. Беломраморная статуя возвышалась на порфировом пьедестале, утопая в зелени, поблескивая в мерцании свечей. В облике императрицы, изображенной в диадеме с лавровым венком на голове, орденской цепью на груди, царским скипетром, торжественная парадность сочетается с индивидуальными чертами конкретной личности. Свободный хитон и горностаевая мантия не скрывают пропорций фигуры стареющей женщины. В трактовке парадного облика императрицы Шубин остался верен своему кредо - реалистической трактовке образа. За эту работу в 1794 году скульптор был удостоен звания профессора.
    София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, немецкая принцесса (1729–1796), великая княгиня Екатерина Алексеевна, с 1762 – российская императрица Екатерина II.

    Шубин Ф.И.

    Шубин Федот Иванович (1740, д. Тючковская Архангелогородской губ. – 1805, Санкт-Петербург)
    Скульптор.
    Выдающийся скульптор русского классицизма, работал в жанре портрета. Родился в Архангельской губернии, в семье поморского резчика по кости. С помощью М.В. Ломоносова поступил в Академию художеств (ИАХ), где учился у Н.Ф. Жиле (1761 – 1766). С 1767 учился в Париже у Ж.Б. Пигалля, с 1770 – в Риме у Дж. Ноллекенса. За свое мастерство пользовался благоволением императрицы Екатерины II. Произведения Шубина, статуи, портретные бюсты, рельефы характерны пластическим чувством, «живой теплотой» мрамора. Его неповторимый стиль – сочетание психологизма, живописности и классицистической идеализации. В его портретах запечатлен весь высший свет Петербурга екатерининской эпохи.

    И зданием Публичной библиотеки . Идея установить памятник Екатерине II впервые возникла ещё в первые годы её правления. Однако сама императрица оказалась против этого.

    Поводом для реализации такой идеи стало 100-летие со дня восшествия на престол императрицы, в 1862 году. Тогда объявили конкурс на проект памятника, который первоначально хотели установить в Царском Селе, во дворе Царскосельского дворца. Победителем конкурса стал скульптор Михаил Микешин. Он изготовил модель памятника Екатерине II в стиле рококо, которая получила почётную медаль на Всемирной выставке в Лондоне.

    В апреле 1863 года "Соединённые комиссии о пользах и нуждах общественных", все сословные отделения Городской думы и лично барон Фредерикс подняли вопрос об установке памятника Екатерине Великой на Александринской площади, рядом со зданием Публичной библиотеки, "учреждение которой принадлежит покойной императрице" .

    Для нового места пришлось переделывать проект. По новому рисунку Микешина мастер Соколов отлил его макет в масштабе 1/16. Этот макет позже находился в павильоне "Грот" в Царском Селе. Общая идея в новом проекте осталась прежней. Императрица расположена на высоком пьедестале, вокруг которого разместились её приближённые. Личным пожеланием барона Фредерикса было:

    "чтобы на пьедестале было помещено изображение действительного тайного советника Бецкого, как главного сотрудника Великой Екатерины по устройству учреждений учебных и человеколюбивых заведений и по проекту коего... последовала неоценённая по своим благодетельным последствиям Всемилостивейшая Грамота на права и выгоды городам Российской Империи" [Цит. по: 1, с. 141].

    В результате рядом с императрицей скульптор разместил девять персон, которые находятся в своих тематических группах: П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потёмкин и В. А. Суворов, Г. Р. Державин и Е. Р. Дашкова, А. А. Безбородко и И. И. Бецкой, В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. На переднем фасаде памятника Екатерине II помещена доска с атрибутами наук, художеств, земледелия, военного, сухопутного и морского дела. На книге, находящейся среди этих атрибутов, написаны слово "закон" и фраза "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год".

    Руководителем всех работ по созданию памятника Екатерине II был назначен архитектор Д. И. Гримм. Кроме него и скульптора Микешина в работе принимали участие скульпторы А. М. Опекушин и М. А. Чижов, архитектор В. А. Шретер .

    Ломка гранита в Финляндии и устройство фундамента памятника начались в 1869 году. Все соединения были выполнены при помощи выступов и гнёзд, без применения гвоздей, винтов или железных полос.

    "На нижнюю часть пьедестала постамента употреблён гранит с ломок Путсало, база и карниз из серого гранита с ломок Янисари и на постамент - тёмно-серый гранит с ломок Снескесальми..." [Цит. по: 1, с. 142].

    При подготовке фундамента в землю вбили 1 200 восьмиметровых свай. На них был положен закладной камень с вставленным в него ковчегом, созданным по рисунку Гримма, с образцами золотых и серебряных монет, медалями времён царствования Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Под фундамент также положили доску с именем В. А. Бобринского, который тогда являлся главным управляющим путей сообщения и присутствовал при закладке.

    Гранит для памятника Екатерине II доставляли из Карельского перешейка в Петербург по воде, выгружали на набережной около Летнего сада . Дальше камень перевозили по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли. Фигуры для постамента отлиты на литейном заводе Кохуна (фирма "Никольс и Плинке"). Пьедестал состоит из более 600 кусков гранита. Стоимость сооружения монумента составила 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией торжественной церемонии открытия и переустройством Александринского сквера - 456 896 рублей.

    Открытие памятника состоялось 24 ноября 1873 года. Оно сопровождалось военным парадом и салютом. После церемонии открытия в Публичной библиотеке накрыли столы для чествования авторов памятника.

    Спустя почти 20 лет после установки монумента обнаружились повреждения в его основании. О необходимости реставрации заговорили в начале 1890 годов, но она не была проведена даже к 200-летию основания Санкт-Петербурга (к 1903 году). Только в июне 1904 года Городская управа поручила ремонт памятника некоему Баринову. Окружающие памятник фонари ремонтировала фирма Верфеля, завершившая работы 3 ноября. К 1 июля 1905 года памятник Екатерине II был окружён низкой железной оградой, о чём рапортовал архитектор Бобров.

    По памятнику Екатерине сквер перед театром в обиходе называют "Екатерининский", или просто "Катькин садик".





    

    2024 © mgp3.ru.