Цветы для элджернона общая идея. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Одиночество


Дэниел Киз является известным автором фантастических рассказов и романов, при этом почти все знают его как автора научно-фантастического романа «Цветы для Элджернона». Изначально, это был небольшой рассказ, который опубликовали в одном из фантастических журналов ещё в 1959 году. Позже автор доработал свой рассказ, дописав его до полноценного романа.

Впоследствии сюжет этого романа был использован для создания нескольких фильмов и театральных спектаклей. Кроме того, сюжет романа «Цветы для Элджернона» значительно пересекается с сюжетом фильма «Газонокосильщик».

Сюжет и история создания научно-фантастического романа «Цвета для Элджернона»

История создания научно-фантастического романа «Цветы для Элджернона» началась ещё в 1945 году, когда родители Киза настояли на том, чтобы он прошёл курсы для будущих студентов медицинского университета. Именно тогда сам писатель впервые задумался об увеличении интеллекта. Однако основные события, повлиявшие на создание романа «Цветы для Элджернона», произошли уже в 1957 году - тогда писатель преподавал английский язык в школе, где обучались дети с ограниченными интеллектуальными способностями, при этом один из его учеников интересовался, сможет ли он обучаться в обычной школе, если будет усердно заниматься и станет умнее.

В 1958 году писатель закончил работу над рассказом «Цветы для Элджернона». Сначала он обратился в журнал Galaxy Science Fiction, однако тамошний редактор хотел изменить финал истории. Он настаивал на том, чтобы в конце рассказа главный герой остался умным и женился на Алисе Кинниан. Однако Киз настаивал на своём варианте окончания рассказа, куда более мрачном. В итоге рассказ был опубликован в журнале Fantasy & Science Fiction.

Дорабатывать рассказ писатель начал в 1962 году, при этом завершил он работу над полноценным романом уже в 1965 году.

Как знают, наверное, все поклонники научной фантастики, главным героем романа «Цветы для Элджернона» является Чарли Гордон, умственно-отсталый уборщик. Он соглашается принять участие в эксперименте, надеясь, что в результате этого эксперимента его интеллект значительно повысится.

Эксперимент проводят доктора Штраусс и Немюр - они разработали хирургический метод, с помощью которого можно повысить интеллект. Первый эксперимент был проведён над мышью по имени Элджернон. После этого они приняли решение провести аналогичную операцию над Чарли, который уже давно хотел стать умнее.

Весь рассказ построен как отчёты, которые пишет Чарли о своём состоянии, при этом по мере развития интеллекта не только исчезают орфографические и пунктуационные ошибки, имеющиеся в этих отчётах, но и значительно усложняется стилистика.

Став умнее, Чарли понимает, что те, кого он раньше считал друзьями, постоянно над ним смеются, устраивают злые шутки, которые раньше он воспринимал нормально.

Через некоторое время интеллект Элджернона начинает стремительно падать, а потом мышь и вовсе умирает. Исследования, которые сумел провести сам Чарли, показали, что стремительное понижение интеллекта неизбежно, соответственно, рано или поздно интеллект самого Чарли опустится до прежнего уровня. До самого конца он пытается с этим бороться, однако ничего не выходит.

Рецензия на научно-фантастический роман «Цветы для Элджернона»

Говорят, что люди, интеллект которых очень низок, как и сумасшедшие, счастливы, так как они ничего не знают о реальности, они живут в своих собственных мирах, где реальности места нет. С другой стороны, каждый человек создаёт для себя собственный мир, свои иллюзии, разрушать которые никто не любит.

В самом начале книги главный герой убеждён, что у умных людей множество друзей, что они никогда не бывают одинокими. Позже он вместе с читателями понимает, что это далеко не так. Более того, сам автор неоднократно упоминает Адама и Еву - они вкусили плоды с Древа Познания, из-за чего потеряли свой рай, а ведь они всего лишь хотели познать Истину, то есть стать умнее.

По мере прочтения романа «Цветы для Элджернона» перед читателем ставится вопрос: лучше быть глупым и иметь много друзей или быть гением, не способным сойтись ни с одним человеком?

По мере прочтения книги также приходит понимание, что, пожалуй, быть слишком умным не очень-то хорошо. Так, главный герой в самом начале романа и в самом конце был очень добрым, спокойным, хоть и глупым человеком. А вот после повышения интеллекта он потерял свою веру в людей, что убило в нём доброту, даже человечность. В итоге гений-Чарли предстаёт перед читателями как эгоистичный, озлобленный, нетерпимый мужчина, который практически постоянно думает о том, как ему хочется кому-нибудь врезать. Если сравнивать Чарли-гения и Чарли-дурачка, то создаётся впечатление, что Человеком был именно Чарли-дурачок.

Дневниковые записи Чарли написаны очень правдоподобно. Более того, при прочтении записей Чарли-дурачка возникает непреодолимое желание с ним познакомиться - он видится невероятно светлым, чистым и добрым человеком, искренне любящим окружающих его людей.

Стоит также отметить, что, несмотря на то, что изначально роман задумывался как рассказ, а только после публикации вырос до полноценного романа, в сюжете не чувствуется каких-либо пустот - он цельный.

Роман «Цветы для Элджернона» очень грустный и реалистичный. И его нельзя относить исключительно к научной фантастике, так как в гораздо большей степени это психологичный роман, раскрывающий человеческую психологию, показывающий без прикрас все слабости людей, раскрывающий внезапно возникающие комплексы. И этот роман, помимо прочего, заставляет читателей задумываться над тем, до какой степени можно вмешиваться в дела природы, где находится та самая черта, переступать которую нельзя.


Научно-фантастический рассказ «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза поразил меня своей тематикой и актуальностью, а кроме того, необычным способом автора вести повествование от лица главного героя, следя за записями его дневника. В центре сюжета умственно-отсталый мужчина тридцати лет, желающий путем экспериментов избавиться от своего недуга. И для того, чтобы следить за собственным развитием, он ведет записи. В начале книги его речь просто безобразна, а кроме точки в тексте нет ни одного знака препинания.

Что же подвигло Чарли Гордона к подобным экспериментам? «Если ты умный то у тебя много друзей с ними можно разгаваривать и ты ни когда не будеш один», - считал главный герой и упорно шел к цели. Естественно, эксперимент проходит относительно удачно: в любом случае эффект, которого пытались добиться ученые и сам Чарли, был достигнут. Но стоило ли оно того? Как изменилась жизнь Гордона после ошеломляющего успеха науки? «Поумнев», Чарли переосмыслил очень многое в своей жизни, вполне очевидно, что он стал смотреть на вещи совершенно иначе: анализируя, строя свою систему мировоззрения, оценивая и сопоставляя свою жизнь «до» и «после».

«Я достиг нового уровня развития. Но гнев и подозрительность стали первыми чувствами, которые я испытал к окружающему меня миру.»

Что же стало для главного героя шокирующем в его новом мире? Во-первых, он узнал, что его друзья ему вовсе не друзья, что он жил, не подозревая о том, что его используют, над ним издеваются, совершенно не считая за человека («Вот так. Все было прекрасно, пока они могли смеяться надо мной и чувствовать себя умниками за мой счет»). И правда. Видя человека, не обладающего должным умственным развитием, люди пытаются выглядеть выше на их фоне, поднимаясь за счет этого. Во-вторых, Чарли увидел новую сторону эксперимента, желание профессора погнаться за «успехом» в своем деле было выше, чем его искреннее человеческое чувство, призывающее помочь. И в-третьих, Гордон остался совсем один. Произведения многих классиков повествуют нам о «лишнем человеке», образованном, начитанном, но почему-то не нашедшем понимая в обществе. Разум, мысли таких людей совершенно не соотносятся с образом мышления других, поэтому их не понимают, не принимают. Герой превращается в одиночку и вынужден все свои проблемы решать сам, смотреть на мир без приятной освещающей пелены, видеть пороки и начинать ненавидеть.

«Я горел желанием знать правду, но вместе с тем боялся ее.

« - Ты стал циником, - сказал Немур. - Гениальность убила в тебе веру в человечество.»

А сможет ли теперь наш герой сосуществовать рядом с людьми? Научился ли он, поумнев, общаться с простым человеком? Нет. На протяжении всего жизненного пути мы накапливаем не только так называемый багаж знаний, но и опыт: опыт поведения в тех или иных ситуациях и контакта с людьми. К сожалению, герой не стал социально-адаптированным, в связи с чем и столкнулся с трудностями: «Откуда человек узнает, как ему вести себя с другим человеком? Откуда мужчина узнает, как вести себя с женщиной? От книг мало толку». Эксперимент оказывается провальным: главный герой постепенно снова становится умственно-отсталым и в конечном итоге умирает. И главной проблемой в произведении становится вопрос: можем ли мы менять ход своей судьбы? Имеем ли право вмешиваться в природу своей души, должны ли стремиться к совершенству, когда изначально жизнь решила все за нас?

Киз, конечно, дал свои ответы на этот вопрос: на протяжении всей книги, именно благодаря особенности ее написания, мы можем проследить, как герой в конечном итоге приходит к тому же, с чего начинал. Актуальным это произведение будет всегда, ведь человек во все времена остается человеком: пытающимся изменить себя и мир вокруг, развивающимся и просто существующим в мире.

Обновлено: 2018-06-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Я читал книгу про Ивана Грозного, а потом кое-что из Л.Н.Толстого, и где-то на этом пути задумался о взаимосвязи нравственности и интеллекта. В частности, почему Иван Грозный был так неоправданно жесток? И почему окружающие это терпели? Почему вообще на руководящих должностях разного уровня оказываются глупые или жестокие люди? Чем в это время занимаются умные и добрые? А добрые (на примере персонажей Л.Н.Толстого) чаще всего живут своим тихим счастьем в глубинке, и в политические дела не встревают. А умные? (под "умом" я подразумеваю исключительно интеллект). И тут мне очень удачно попалась книга Дэниеля Киза "Цветы для Элджернона" - про слабоумного от рождения парня, которому в 32 года сделали операцию на мозг, в результате чего он из дурачка превратился в гения, а потом деградировал обратно.

Это не пересказ содержания, это мои заметки на полях книги, которые преследуют одну цель: определить связь интеллекта и нравственности.

Этот парень, Чарли Гордон, был глуп и всех любил. Его коллеги по пекарне ставили подножку и смеялись, он падал и смеялся вместе с ними. В его голове ничего не держалось, он быстро забывал страхи и обиды.

Но вот он чуть поумнел и сумел работать на каком-то миксере, получил повышение, и ребята его невзлюбили. Они сказали: "Ты думаешь, что стал умнее нас, и поэтому круче?!". Хотя он вроде бы ничего такого не думал и не говорил. Просто его интеллект ударил им по самооценке. Короче, его выгнали из пекарни, и у него не осталось друзей.

"Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома".

А были ли эти люди настоящими друзьями ему? Думаю, что нет. Но слабоумный Чарли любил их, и не был одинок.
А они его любили? Нет. Они самоутверждались за его счет и веселились, сделав таким образом свой маленький мирок уютным. И ограниченным.

Способность любить зависит от интеллекта? ОТ ИНТЕЛЛЕКТА ЗАВИСИТ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБВИ: от слепой привязанности до взаимного интереса и уважения.

Далее у Чарли начинают формироваться чувства к Алисе. Любовь была и раньше, но неосознанная, и проявлял он ее лишь в стремлении порадовать учительницу своими успехами в учебе. Теперь ему хочется проводить время с Алисой и заниматься любовью. Причем секс с Алисой он ценит выше, чем секс с Фэй. Он говорит, что это "больше, чем секс".

Адам и Ева вкусили плод с дерева ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, и были выгнаны из рая (как Чарли из пекарни?). Дэниел Киз не случайно обращает на это внимание. Означает ли это, рай противоположен интеллекту? а познание добра и зла - наоборот, связано с интеллектом?

Так или иначе, но "одновременно с движением разума вперед мельчали мои чувства к Алисе - от преклонения - к любви, к признательности, и, наконец, к простой благодарности". Чарли выучил двадцать иностранных языков, изучал научные труды по физике и микробиологии, а Алиса по-прежнему оставалось учительницей в школе для умственно отсталых. Она не успевала за ходом его мыслей и не знала всех этих сложным терминов. Их разделила, как говорят, не пропасть, а разница уровней. Чарли приходит к одиночеству.

"Одиночество позволяет мне спокойно думать, читать и копаться в воспоминаниях...". Ему становится трудно общаться с людьми (а людям трудно общаться с ним), но это не пугает его. Он поглощен работой.

"Я на самом верху и сознаю это. Всем вокруг кажется, что я убиваю себя работой, но они не понимают, что сейчас я живу на самой вершине ясности и красоты, о существовании которой и не подозревал. Все мои составляющие настроены на работу. Днем я впитываю, а вечерами - в моменты, прежде чем провалиться в сон, - идеи фейерверком взрываются в голове. Нет в мире большего наслаждения."

Ученые-доктора из его лаборатории называют его "высокомерным, эгоистичным, антисоциальным сукиным сыном", но я склонен думать, что в них говорит зависть и задетая самооценка. Точно так же, как ребята в пекарне не смогли принять поумневшего Чарли, так же и профессора агрессируют, когда он их перерастает и находит ошибки в их научных работах.

Находясь на пике своего разума и отдалившись от всех в одиночество, Чарли говорит... о любви! и превозносит ее до небес. И это крайне важно.

"Предлагаю рабочую гипотезу: человек, обладающий разумом, но лишенный способности любить и быть любимым, обречен на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжелое психологическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие".

"Вселенная расширяется - каждая частичка удаляется от другой, швыряя нас в темное и полное одиночества пространство, отрывая нас: ребенка от матери, друга от друга, направляя каждого по собственной тропе к единственной цели - смерти в одиночестве. Любовь - противовес этому ужасу, любовь - акт единения и сохранения. Как люди во время шторма держатся за руки, чтобы их не оторвало друг от друга и смыло в море."

Вот что говорит Чарли на пике своего интеллекта, поглощенный работой и находясь в одиночестве, когда его чувства к Алисе превратились в "простую благодарность". Он называет любовь единственным спасением, но с ним самим любви не случилось. Почему?

Начинается деградация, и Чарли становится раздражительным. Мне это вполне понятно: его мозг еще помнит наслаждение от "самой вершине красоты и ясности", но уже не может испытать его вновь. Ломка, как от нехватки наркотика, никотина, секса...а вовсе не от того, что он стал злым. Мы все становимся злыми, когда у нас ломка.

И в этот период у Чарли снова есть Алиса. Они приходит его кормить и наводить порядок, терпит его истерики. Она его любит. Любила тогда, и любит сейчас. И ей не потребовалось подниматься на "самую вершину красоты и ясности", чтобы любить. Любовь не связана с интеллектом, она доступна и слабоумному. Но повторю: с интеллектом связаны проявления любви: "от преклонения - к любви, к признательности, и, наконец, к простой благодарности".

Он вернулся в пекарню, и парни снова приняли его. И даже принялись защищать от других плохих парней. Так они видели себя героями. Но мотив их поступка - не нравственность, а жалость и тщеславие.

Нравственной была Алиса.

Но Чарли не принял жалости ни от кого и свалил в дом для слабоумных.

"Очень легко иметь друзей, если разрешаешь смеяться над собой".

На этом заканчивается книга. И поразмыслив еще пару дней, вот что я понял: интеллект и нравственность не связаны напрямую и имеют разные корни в нашем мозгу (как я понял из документального фильма, вообще всё в нашей жизни имеет корни в мозгу: и наши способности, таланты, физическая сила, решимость, математические навыки, музыкальный слух и т.д. - всё от мозга).

С самого первого класса школы и следующие 15 лет в нас прокачивают интеллект: знать, запоминать, считать, учить... Нравственность ближе к чувствам и эмоциональности. К правому полушарию. Творчеству, художественное и музыкальное образование. Рискну предположить, что и спорт тоже.

Так вот, в 22 года у нас развит интеллект. И он имеет представления о "хорошо" и "плохо", полученные из морали, из СМИ, фильмов и книжек, из опыта поведения в обществе (напомню, что мораль и нравственность - разные понятия. Мораль - это характеристика общества, т.е. представления общества о "хорошо" и "плохо". Например, европейская мораль нормально относится к девушкам в коротких шортах, мораль Арабских Эмиратов - не допускает этого. Нравственность - это ваши личные представления о "хорошо" и "плохо", т.е. как лично вы относитесь к девушкам в коротких шортах, будь то в Европе или в Дубаи). Интеллект выучил эту мораль, как параграф в учебнике. И каждый раз сталкиваясь с "нравственным" выбором, человек решает тест: его интеллект ищет совпадения возможных вариантов поведения с нормами морали (отчасти в этом заключаются воспитание и вежливость).

Чем более развит интеллект, тем более хитроумный план он сможет составить, предусмотрев все возможные варианты, чтобы со всех сторон мораль не могла его упрекнуть. Изворотливый ум.

То есть интеллект ищет ходы в лабиринте.

Истинная нравственность действует чутьем, а не умозаключением. Эти люди просто знают, что хорошо, а что плохо (а чаще всего для них всё - хорошо), и не могут логически объяснить, почему.

Необразованные люди зачастую оказываются добрее (например, деревенские жители). В отсутствие интеллекта их мозг неосознанно ищет опору, "путеводную звезду", и развивают в себе это чутье - нравственность.

Высока степень развития этого "чутья" есть мудрость. Это способность смотреть на лабиринт сверху.

Подводя итог. Цивилизация и образования прокачивают в нас интеллект. Нравственность остается в зачаточном состоянии. Это как в спорте: большая и сильная мышца всегда стремится взять на себя нагрузку, а маленькая и слабая так и остается без дела. Мы теряем культуру.

Но осознав всю эту ситуацию, каждый из нас, в принципе, может создать себе условия для развития нравственности. Многие восточные практики медитации учат "отключать разум". Так можно открыть путь творчеству. Я убежден, что со временем человечество обратит внимание на правое полушарие, и для его развития будет уделяться так же много внимания, как и для левого. Наверняка, этому найдут много способов практического применения. Фантасты настойчиво пророчат людям способность к телепатии, и это, пожалуй, лишь самая малость.

Произведение «Цветы для Элджернона» можно отнести к научно-фантастической драме. Однако элемент фантастики там невелик и второстепенен, а драматическая составляющая стоит на первом плане.

Подача содержания в романе идет от лица 32-летнего мужчины по имени Чарли Гордон, являющегося умственно отсталым. Ему выпал уникальный шанс: пройти операцию на мозге, которая позволит ему поднять интеллект до нормального уровня, до него эту операцию прошла мышь по имени Элджернон, интеллектуальные способности которой возросли в разы. Чарли ведет дневник, в котором записывает свои впечатления, и самые первые записи начинаются еще с предоперационного состояния, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг. Чарли очень хочет стать умным, научиться нормально общаться с людьми. Операция проходит успешно, и интеллект главного героя начинает расти невероятными темпами. Грамматика становится идеальной, а мысли становятся глубже от записи к записи. За несколько месяцев Гордон становится гениальным ученым, интеллект которого возвышается над теми людьми, на которых он хотел быть похожим до операции. Однако, в механизме изменения мозговой деятельности, была заложена ошибка, которая делала обратную регрессию умственных способностей необратимой. Чарли осознает это, но ничего не может поделать, теряя свою гениальность с каждым днем и впадая в амнезию. Со временем слог его отчетов становится более беден, он снова забывает пунктуацию, грамматику, и становится тем же человеком, что был до операции.

Роман довольно прост в усвоении, и, на первый взгляд, ничего, кроме этой грустной истории, в нем увидеть нельзя. Но так ли это? На самом деле, здесь можно выудить множество философских идей, которые сразу бросаются в наметанный в глубоком анализе литературы глаз. Философский посыл произведения можно разделить на несколько уровней.

Сначала необходимо выделить некоторые иррационалистические нотки. По мере роста разумности Чарли начинает все сильнее отчуждаться от людей. Ему постоянно говорят, что во времена своего умственного отставания он был добродушным, улыбчивым, имел множество друзей. Но он прекрасно понимает, какова была цена этой “дружбы”. Если человек вечно улыбающийся дегенерат, то, конечно, он постоянно будет находиться в компании других людей. Но какова цена такой социальности? Она состоит в том, что Чарли притягивал к себе людей лишь потому, что был вечным мальчиком для битья и клоуном, являлся легкой целью для постоянных издевок окружающих. По сути, эта “социальность” является все тем же отчуждением, только не осознаваемым умственно отсталым человеком. Став разумным, Чарли его осознал и отчуждение всего-навсего стало более непосредственным. Человек снимает отчуждение в совместной умственной и практической деятельности, но особенность современного общества такова, что ни односторонний глупец, ни гениальный ученый не могут заниматься оной просто потому, что не соответствуют усредненному уровню одностороннего развития остальных людей.

Глупость - искренна и понятна. Гениальность - сложна, недоступна, а потому страшна. Глупость притягивает. Гениальность отталкивает. Первое направлена на счастливое неведение любящего идиота. Второе - в бесконечность познания в ужасе одиночества. Сделай выбор!

Другой иррационалистический посыл является более верным. В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного. Интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами. Но чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция резко форсировала рост интеллектуальных способностей, но навыки межличностных отношений так и остались на уровня развития ребенка, причем форсировать их рост никакая операция не могла. Чарли постоянно страдает от этого, и особо это видно в его опыте общения с женщинами, в том, как он не может поначалу строить с ними нормальные отношения. “Чистый” разум сам по себе мало на что способен без развития остальных сторон человека. Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная, когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений, но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека.

Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие. В бытность слабоумным я имел много друзей. Теперь их у меня нет. О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я.

Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи. Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак.

Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью.

Хоть Чарли и считал себя неразумного такой же полноценной личностью, но это было не так. Да, у него и тогда были свои переживания, чувства, осознание каких-то вещей. Но в человеке определяющей стороной является его разум, и только при полноценной интеллектуальной деятельности, при наличии достаточной рефлексии и социализации человек становится полноценной личностью. Да и сама социализация по-настоящему у Чарли началась только после обретения разумности. Интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Эмоциональность тоже жестко привязана к развитию интеллекта, в случае с Чарли разум как бы наполнял незаполненный сосуд чувственных переживаний. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание.

Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если Чарли-идиот не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а все его внимание было сосредоточено на научных проблемах. Интересна сцена в пекарне, где женщина убеждала Гордона в том, что перестав быть умственно отсталым, он нарушил свое божественное предназначение, которое записано в его судьбе. Религиозность всегда надевает на человека кандалы, не дающие ему возвыситься над его текущим уровнем развития, метафизически отрицает необходимость самосовершенствования.

В заключение можно сказать, что этот роман, показывающий взлет и падение человеческого духа, заставляет задуматься о том, насколько велика роль разума в человеке, насколько уровень его интеллектуального развития преображает человека и кардинально меняет отношения с людьми. Рационалистическая направленность данного произведения становится понятной при его философском анализе, но при этом автор хорошо показывает ограниченность “чистого” рационализма и дает понять, что остальные стороны человека относительно самостоятельны и не сводятся лишь к одной разумной деятельности.

Максимилиан Сергеев

Честно говоря, я с сомнением отношусь к топ-спискам литературных произведений, составленных по мнению обыкновенных читателей. Обычно в первые десятки попадают компромиссные варианты, которые представляются точкой пересечения вкусов широкой аудитории. И в таком выборе присутствует доля универсальности, безликости, условности. Как человек, пытающийся быть для всех хорошим, становится бесхарактерным, так и книга, попадающая в топ-списки, теряет для меня свое очарование.

"Цветы для Элджернона", на мой взгляд, яркий пример подобного рода литературы. Одну часть аудитории может привлечь предсказуемый сюжет, простенькая композиция, игра на сочувствии, как принято сейчас говорить, к "людям с ограниченными возможностями", а заодно игра на эмоциях читателей и обидах родом из детства (насмешки одноклассников, непонимание родителями, одиночество и юношеское ощущение неопределенности будущего). Другую часть аудитории - философские проблемы и возможность нагромождения различных теорий и интерпретаций. На мой же взгляд, в рассказе много всего и ничего конкретно. Но оставлю личные впечатления за порогом абзаца и попробую рассмотреть темы, поднятые в "Цветах для Элджернона".

Первое, что хочется отметить, - символичность истории. Тот круг, по которому прошел Чарли Гордон, можно сравнить с:


  • жизнью человека, ее этапами - младенчество, учеба, взросление, зрелость, старость и угасание;

  • временами года; первый отчет Чарли приходится на 5 марта, намекая, видимо, на весну, на начало нового этапа жизни, последний - на 28 июля, июль ближе к осени, и символизирует увядание природы;

  • жизненный цикл растения и т.д.

Темы и проблемы в рассказе не менее банальны. Первая - о положении умственно отсталых людей и реализации их в социуме. Мы пытаемся подогнать человека под общество и рамки, которые считаем единственно правильными, но кто знает, что есть норма? Оглядываясь на свою жизнь, вспоминаю как люди могут зло подшучивать над слабоумными, но никогда не смеются над человеком без ноги или руки. И я задумалась, почему так? Возможно, они понимают: никто не застрахован от несчастного случая, разум же теряют единицы, и возможность стать умственно отсталым практически равна нулю.
Тема одиночества раскрывается в крайних проявлениях ума - в нашем случае слабоумный и гений Чарли Гордон. Такие "странности" не приносят счастья, люди не любят отклонений от нормы, не принимают в свой круг и подсмеиваются, сторонятся, раздражаются. Разница лишь в том, что гений осознает одиночество, а слабоумный считает, что все его любят. И Дэниел Киз приводит нас к выводам - простое счастье обратно пропорционально уровню интеллекта и совсем не обязательно обладать высоким IQ для того, чтобы быть личностью.
Следующая проблема - имеет ли право наука брать на себя роль вершителей судеб и вмешиваться в природу, божий замысел? Можно бесконечно рассматривать проблему с этической, религиозной, социальной точки зрения и задаваться вопросами - существует ли прогресс без жертв, и стоит ли жертвовать одной судьбой ради спасения жизни тысяч? Думаю, каждый из нас, исходя из сложившегося мировоззрения и мироощущения, ответил на эти вопросы уже давно. На мой взгляд, развитие интеллекта без развития души невозможно. Может быть, наука со временем и сможет превратить умственно неполноценного в гения, но без эволюции и воспитания души человек превращается в робота. А резкий диссонанс между новым интеллектом и прежней душой рано или поздно приведет к трагедии.

Возможно, все эти темы были новыми и злободневными в середине 50-х годов прошлого века, но, на мой взгляд, сейчас они устарели и покрылись толстым слоем пыли. С тех пор появились новые романы и фильмы об умственно отсталых людях - "Форрест Гамп", "Полет над гнездом кукушки", "Человек дождя", и каждый из них производит гораздо сильное впечатление.

До конца театрального сезона планирую сходить на постановку "Цветов" в РАМТ (Российский академический молодежный театр, режиссер - Юрий Грымов). В отзывах прочитала, что в спектакле проводятся параллели между Чарли Гордоном и библейским Адамом. Посмотрим, что по версии Грымова стало плодом познания для Чарли:) У кого какие версии?

P.S. Пока писала отзыв, поняла, почему меня не зацепил рассказ. В книгах и фильмах, которые я перечислила, показан мир глазами умственно неполноценного человека, в "Цветах" же мы видим только Чарли Гордона глазами Чарли Гордона. Если бы дневник был написан от лица нескольких персонажей, история бы получилась более объемной.







2024 © mgp3.ru.