Литературный и историко-архитектурный музей-заповедник. Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник Фото и описание


Фото: Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник

Фото и описание

Литературный и историко-архитектурный музей-заповедник в Таганроге – одна из городских достопримечательностей. Музей-заповедник был образован в 1981 г. из Таганрогского краеведческого музея и литературного музея А.П. Чехова. В 1992 г. он стал государственным областным культурным учреждением.

К началу 2000-х гг. в городе сложилось большое музейное объединение: семь музеев и тридцать объектов музейного показа, которые связаны с историей Таганрога, а также с жизнью и творчеством великого русского писателя А.П. Чехова. Музей-заповедник состоит из литературной и исторической части. В литературную часть входят: литературный музей А.П. Чехова, музей «Лавка Чеховых», мемориальный отдел «Домик Чехова», дом-музей И.Д. Василенко и комплекс чеховских памятных мест. Историческая часть объединяет: Таганрогский историко-краеведческий музей, музей «Градостроительство и быт города Таганрога», а также мемориальный музей А.А. Дурова. В 2010 г. на кануне 150-летней годовщины со дня рождения Чехова – на базе музея-заповедника состоялось открытие Южно-Российского научно-культурного центра А.П. Чехова.

На сегодняшний день общая площадь музея-заповедника составляет более 5000 кв. м. В его фондах насчитывается более 280 тысяч экспонатов. Фондовые коллекции таганрогского литературного и историко-архитектурного музея-заповедника во многом уникальны и достаточно разнообразны. Посетители музея могут познакомиться с археологическими и историческими памятниками, фото и документами, рукописными книгами, антикварными изданиями, предметами быта и прикладного искусства, а также нумизматической коллекцией, изделиями из драгметалла и многими другими интересными музейными экспонатами.

Все предметы, которые связаны с историей этого края, имеют историческую, художественную и научную ценность. В этом городе жил император Александр I, родился и проживал известный писатель А.П.Чехов, родилась выдающаяся актриса Ф.Г. Раневская, жили писатель И.Д. Василенко и известный артист цирка А.А. Дуров. Значительную часть коллекции таганрогского литературного и историко-архитектурного музея-заповедника представляют личные вещи знаменитых таганрожцев, документы, фотографии, мебель и произведения, формировавшиеся на протяжении многих десятилетий.

Общие сведения:

Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник.

Описание:

Фонд личных документов, книг и вещей А.П.Чехова, А.А.Дурова, И.Д.Василенко, Ф.Г.Раневской. Коллекции живописных и графических работ А.П.Чехова, С.М.Чехова, С.С.Чехова, западной гравюры 1-й пол. XIX в. и т.д.

Классификация организации : историческая
Площади организации :экспозиционно-выставочная 2273,5м2

Даты открытия и основания : открыт: 1983г.

Бюджетный статус: Субъект РФ

Организационно-правовая форма : некоммерческое учреждение

Тип организации: культурно-массовая

Филиал или подчиненная организация:

Таганрогский краеведческий музей - M852
Музей "Градостроительство и быт Таганрога" - M853
Музей А.А.Дурова - M871
Музей "Лавка Чеховых" - M1959

Организации партнеры:
Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник - M845

Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей–заповедник – одно из крупнейших музейных объединений Ростовской области. В его состав входят 7 музеев, экспозиции которых рассказывают об истории и культуре города Таганрога, о жизни и творчестве А.П. Чехова. В 2010 на базе Таганрогского музея-заповедника создан Южно-Российский научно-культурный центр А.П.Чехова.

История

В 1981 г., в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 344 «О мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры г. Таганрога Ростовской области», Таганрогский краеведческий музей и литературный музей А.П. Чехова были преобразованы в Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник (ТГЛИАМЗ). Впервые в практике музейного дела РФ, в масштабах города осуществилась централизация управления и планирования, единая система учета, хранения, научного комплектования и изучения фондовых коллекций, единая финансовая и хозяйственная деятельность. К началу 2000-х годов в Таганроге сложилось крупное музейное объединение: 7 музеев и около 30 объектов музейного показа, связанных с историей города, жизнью и творчеством А.П. Чехова. Структура музея-заповедника соответствует профильным направлениям существующих и будущих экспозиций. Литературная часть объединяет собственно Литературный музей А.П. Чехова, мемориальные отделы - "Домик Чехова" и "Лавка Чеховых", музей И.Д. Василенко, а также весь комплекс чеховских памятных мест в городе. Историческая часть - это Историко-краеведческий музей (Дворец Алфераки), музей А.А. Дурова, музей "Градостроительство и быт г. Таганрога».

Литературный музей А.П. Чехова был открыт 29 мая 1935 г. С 1975 года он расположен в здании бывшей мужской классической гимназии, которая являлась одним из старейших учебных заведений юга России. А.П.Чехов учился в гимназии с 1868 по 1879 гг.

Мемориальный музей «Домик Чехова» был открыт в 1926 г., расположен в небольшом флигеле купца А.Д. Гнутова. Купец 3-й гильдии П.Е.Чехов с семьей проживал в этом доме с конца 1859 г. по март 1861 г. 29 января 1860 г. здесь родился третий сын Чеховых - Антон. В экспозиции представлены фотографии старшего поколения семьи Чеховых, купеческие документы П.Е.Чехова, реликвии чеховской семьи.

Музей «Лавка Чеховых » расположен в доме постройки 40-х годов XIX века. семья Чеховых арендовала этот дом с 1869 по 1874 год. Экспозиция музея рассказывает о жизни семьи Чеховых, о детских годах А.П. Чехова.

Историко-краеведческий музей создан по постановлению Городской Думы 22 июня 1898 г. Расположен в бывшем доме одного из крупнейших домовладельцев Таганрога Н.Д.Алфераки. Здание построено в 1848 году по проекту известного петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера в стиле эклектики. В 1927 году здание было передано музею. В течение XX века экспозиция музея, да и само здание претерпели изменения. В 1989 – 1996 гг. были проведены реставрационные работы, позволившие во многом восстановить первозданный облик дворца. В 1995 – 1996 гг. открыта ныне действующая экспозиция.

Музей «Градостроительство и быт г. Таганрога» расположен в памятнике архитектуры, в старинном особняке чиновника Е. Шаронова. Здание построено в 1912 году академиком архитектуры Ф.О. Шехтелем в стиле «модерн». В экспозиции воспроизведены уголки старого Таганрога - города, сохранившего архитектурную пластику XIX – XX веков.

Музей И.Д. Василенко расположен в доме, построенном в 70-е годы XIX века. Писатель проживал в нем с 1923 по 1966 год. Экспозиция открыта в 2004 г. Здесь представлены документы, фотографии, книги и личные вещи писателя.

Музей А.А. Дурова расположен в особняке Г.Ф. Поцелуева – миниатюрном памятнике архитектуры в стиле "модерн". Дом построен в 1900 г. В 1987 году открыта экспозиция, посвященная одному из замечательных представителей знаменитой русской цирковой династии – дрессировщику и артисту А.А. Дурову. Ссылка на группу "Вконтакте".

Южно-Российский научно-культурный центр А.П. Чехова был основан в 2010 году в год 150-летия со дня рождения писателя, с целью популяризации Чеховского наследия, памятников истории и культуры Таганрога и Ростовской области. Сегодня на базе центра проводятся научные конференции, семинары, творческие встречи. Важное место в его работе отведено культурно-образовательной деятельности. В числе ведущих форм работы Чеховского центра – организация выставок: фондовых, авторских, выставок из частных коллекций.

Коллекции

Музей-заповедник, созданный в результате слияния Литературного музея А.П.Чехова и Краеведческого музея Таганрога, объединил и музейные коллекции этих двух музеев, разнообразные и во многом уникальные.
Многие предметы, связанные с историей города и края, являющиеся свидетелями событий не одного столетия, принадлежавшие известным лицам, несомненно имеют историческую, научную и художественную ценность и составляют значительную часть основного фонда музея, насчитывающего 173229 ед.хр.
Фонды музея классифицированы по видам хранения: археологические и естественно-исторические памятники, фото и документы, предметы из драгметалла, книги, предметы прикладного и изобразительного искусства, предметы быта и этнографии, нумизматическая коллекция и др. Всего в фондах музея-заповедника 25 коллекций, размещенных в фондохранилищах, площадью 1800 кв.м.

История музейного предмета из коллекции "Драгметаллы"

Фонд «Драгметаллы» представляет группу предметов из серебра, пришедших в музей в 60-70-е годы ХХ века. Сочетание благородного металла, художественных особенностей, историко-краеведческой информации в текстах гравировок определили антикварный и историко-бытовой интерес к этим предметам.
Это спортивные призы 30-40-х годов ХХ века, и непосредственно таковым является спортивный кубок 1946-1950 годов, предметы утилитарного назначения: кружка, кофейник, стакан. Предметы также могли служить достойным подарком.
Они пересекали границы государств, проходили через руки разных людей, и только последняя их роль: роль призов за победу в спортивных состязаниях, объединила их через несколько десятилетий в музейную тематическую коллекцию. Ижевск, Саратов, Ростов-на-Дону, Таганрог: такова география событий, а время – «сороковые роковые», послевоенное строительство.

История музейного предмета из коллекции "Нумизматика"

Медаль памятная, настольная "В память 50-летия Советской власти. 1917-1967г.г." Медальер В.М.Акимушкина. Ленинградский монетный двор. Серебро, 73,67 гр. Диаметр 50 мм. Клейма на гурте: "925" и монетного двора "ЛМД". В оригинальном футляре. Медаль вручалась участникам торжественного собрания, посвященного 50-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, проводившегося в Кремлевском Дворце съездов. Медаль редкая. Точный тираж неизвестен, предположительно не более 3 тысяч штук.

Медаль принадлежала участнику торжественного собрания Льву Владимировичу Шульгину, известному советскому композитору и деятелю культуры. Л.В. Шульгин (1890 г.-1968), родился в г.Таганроге, поступил в Петербургскую консерваторию. Один из виднейших организаторов музыкальной жизни страны после революции. Работал в отделе Наркомпроса, 12 лет заведовал агитационно-просветительским отделом музсектора Госиздата, редактор журнала "Музыка и революция." Им написаны ряд пьес на народную тематику и песни: "Слава Родине" сл. М.Исаковского, "Поднимем заздравные чаши" сл. И.Неходы, "Я - испанский горняк" и др.
С начала 90 годов 20 века в течение многих лет сотрудники Таганрогского историко-краеведческого музея вели переписку с дочерью Л.В.Шульгина, Татьяной Львовной - известным советским скульптором, проживавшей в Москве. Она и передала в дар музею-заповеднику все сохранившиеся материалы о своем отце, среди которых и памятная медаль, а также нотную запись песни "Огонек" ("На позицию девушка провожала бойца"), музыка к которой долгие годы считалась народной, но как оказалось, автор ее - наш земляк Л.В.Шульгин. В Таганрогском музее-заповеднике есть фонд Л.В.Шульгина, материалы о его жизни и деятельности экспонируются в историко-краеведческом музее (Дворец Алфераки).

История музейного предмета из коллекции "Редкая книга"

Прижизненное издание книги А.Пушкина «Руслан и Людмила». СПб. Тип. Н.Греча. 1820г.

Первое издание поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», выпущенное в 1820 году при жизни великого поэта, является гордостью пушкинской коллекции, хранящейся в фонде «Редкая книга» Таганрогского музея – заповедника.

Книга в твёрдом переплёте из твёрдого картона, оклеенного коричневой мраморной бумагой, корешок и уголки из коричневой кожи, отпечатана на белой тряпичной бумаге. Объём 142 страницы. На внутренней стороне переплёта имеется экслибрис антикварного магазина №35 МоГиза, с указанием цены - 100 руб. На титульном листе - следы подчищенных надписей. Можно предположить, что таким образом уничтожены старые владельческие знаки, указывающие на прежних владельцев книги.

Это первая книга великого поэта, увидевшая свет. В период подготовки издания Пушкин был отправлен на службу в Екатеринославскую губернию. Оттуда он писал поэту Н.И.Гнедичу, который в отсутствие автора вёл наблюдение за изданием: "Платье сшитое по заказу Вашему на Руслана и Людмилу прекрасно, и вот уже четыре дни как печатные стихи... детски утешают меня".

Пушкин получил экземпляр книги 24 марта 1821 года, а вышла она летом 1820 года. Печатной обложки у первого издания знаменитой поэмы не было. Книга продавалась в цветной обёртке и стоила 10 рублей (Довольно солидная сумма по тем временам. Средняя зарплата чиновника таганрогского градоначальства в этот период составляла 25 руб.) Твердый переплёт делали владельцы по своему усмотрению и возможностям.

По свидетельству Пушкина, поэма «Руслан и Людмила» была написана им ещё в Лицее. Однако все сохранившиеся черновики написаны не ранее 1818 года. Поэма была закончена в Петербурге 26 марта 1820 года. Эпилог писался на Кавказе в июле 1820 года, а знаменитое вступление («У Лукоморья дуб зелёный») в Михайловском в 1824 - 1825 г.г.

Отрывки поэмы печатались в журналах "Невский зритель" и "Сын Отечества" в 1820 году. Когда вышло отдельное издание, поэт уже был выслан на юг. Поэма вызвала споры и многочисленные рецензии в журналах. Её успех, несмотря на неоднозначное отношение в обществе, был несомненен. Это подтверждает тот факт, что в 1822 году тираж был допечатан для продажи.

На аукционе антикварных изданий, прошедшем в Петербурге в начале 2013 года, стартовая цена лота, на котором была выставлена первая книга великого поэта, составила 100 тыс. евро. И хотя это значимая сумма, даже в валюте, для нашего музея эта книга бесценна.

Уникальное издание пушкинской поэмы попало в коллекцию музея, вероятно, благодаря выпускнику Таганрогской гимназии, известному литературоведу, члену - корреспонденту Академии Наук СССР Сергею Дмитриевичу Балухатому. В 1937 году по его инициативе в Таганроге была проведена Пушкинская выставка, посвящённая 100-летию гибели поэта, После завершения её работы значительная часть экспонировавшихся предметов была передана в только, что созданный Литературный Музей А.П.Чехова.

История музейного предмета из коллекции "Ткани"

Вышивка Северо-Восточного Приазовья из коллекции рушников

Вышивка – издревле была на Руси одним из самых любимых и распространенных видов народного творчества. Каждая женщина должна была владеть этим умением. Искусству вышивания девочек начинали обучать с раннего детства. Вышивали одежду и предметы быта (постельные принадлежности, скатерти, занавески).

Особняком в этом ряду стоят рушники. Они имели не столько утилитарное значение, сколько являлись незаменимым атрибутом многих обрядов: свадебного, родильного, поминального, служа своеобразными оберегами, то есть сопровождали человека с рождения и до смерти. Вышивка на рушниках имела много символов и скрытого смысла, восходящего к древним славянским традициям, связанным с культом плодородия и культом предков.

Именно рушники и составляют основу нашей коллекции «Вышивка Северо-Восточного Приазовья».

Коллекция рушников в фонде «Ткани» одна из самых многочисленных - свыше 150 единиц хранения. Начало ее комплектования было положено в 20-е годы прошлого века. Большинство предметов собрано во время историко–бытовых экспедиций по окрестным селам. Хронологические рамки коллекции – первая половина XIX века – 70-е годы XX века.

Техника вышивания, сюжеты и мотивы вышивки весьма разнообразны. Это обусловлено историей нашего края.

В начале 70-х годов ХVIII века, после заключения между Россией и Турцией Кучук-Кайнарджийского мирного договора, Россия превратилась в Черноморскую державу и развернула энергичное заселение и активное освоение обширных пространств плодородных приазовских степей. В результате миграционной политики Екатерины II стал складываться определенный этнический образ города и его окрестностей: это донские казаки, украинские семьи, расселение которых было оформлено указом от 24 мая 1779 года, албанцы, греки, армяне, выходцы из средней полосы России. Компактное проживание народов с разными культурными традициями способствовало взаимопроникновению обрядов и обычаев и повлияло на развитие народного декоративно-прикладного искусства, в том числе и на вышивку. Мастерицы – вышивальщицы учились друг у друга, заимствовали техники, стили.

Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник (ТГЛИАМЗ)- один из крупнейших музейных комплексов в Ростовской области. В его составе находятся 7 различных музеев, которые посвящены истории и культуре города Таганрога, жизни и творчеству великого русского писателя А.П. Чехова.

История возникновения музея-заповедника началась в 1981 году, когда вышло постановление правительства об объединении Таганрогского краеведческого музея и Таганрогского литературного музея А.П. Чехова. Нынешний музейный комплекс сложился в начале 2000-х годов, и включает в себя 7 музеев и 30 исторических объектов, связанных с городом Таганрогом и жизнью А.П. Чехова.

В настоящее время в музее-заповедники собраны уникальные фондовые коллекции - исторические памятники, фотоматериалы и документы, рукописные книги и антикварные издания, предметы быта и многое другое. На территории заповедника проводятся научные конференции, различные семинары, российские и международные симпозиумы.

Таганрогский краеведческий музей — один из старейших музеев на юге России. Сегодня он входит в музейное объединение «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник», образованное в 1983 году и включающее семь музеев.

Прежде чем обратиться к истории создания в городе краеведческого музея, необходимо сказать о самом Таганроге. Основанная Петром I в 1698 году первая морская гавань России с первоначальным названием Троицкая крепость на Таган-Роге (с тюркского «Приметный мыс») к 1709 году уже насчитывала 10 тысяч жителей. Однако неудачные баталии с турками вынудили русского царя вернуть Турции Троицкую крепость на Таган-Роге. Петр I повелел «город разорить как можно шире, но не портя фундамента его, ибо Бог иначе поворотит». В феврале 1712 года последний русский солдат покинул крепость. Восстанавливать возвращенную цитадель начали в середине XVIII в. При Екатерине II Таганрог, утратив статус военной крепости, обрел известность одного из крупнейших торговых портов на юге России.

История музейного строительства в городе связана с именем императора Александра I. Таинственная и неожиданная смерть царя-освободителя Европы в Таганроге 19 ноября 1825 года до сих пор привлекает живой интерес историков.

Дом, в котором скончался император, был выкуплен у города Елизаветой Алексеевной, вдовой Александра I, и с 1826 года стал первым мемориальным музеем России. Сохранял и поддерживал обстановку мемориала предусмотренный «штатным расписанием» Министерства Императорского двора смотритель Дворца в Таганроге.

Алфераки А. И.,
городской голова Таганрога
в 1880-1888 гг. 1882 г.


Чехов А. П.,
нач. 1900-х гг.

Бурно растущий и развивающийся в XIX веке город с 1827 года имеет свой театр, становится вторым городом России, в котором постоянно существовала итальянская оперная труппа. К концу века в Таганроге была сформирована целая сеть учебных заведений с бесплатным и всеобщим начальным образованием. Возникла идея о создании педагогического музея. Городской голова А. Н. Алфераки и его преемник П. Ф. Йорданов, учитывая положительное отношение горожан к этой идее и приближающееся 200-летие города, сумели (при поддержке А. П. Чехова) 22 июня 1898 года добиться нужного решения в городской Думе. Этот день принято считать датой основания Таганрогского краеведческого музея. Профиль, направление и структуру возникшего музея определил А. П. Чехов. Он же предложил разместить его в принадлежащем городу величественном здании и наименовать Петровским.

После революции все музеи города неоднократно пытались объединить. Был уничтожен мемориальный музей Александра I, часть экспонатов которого удалось сохранить в фондах краеведческого музея. В музеи в начале 20-х годов поступали предметы искусства из усадеб и особняков, позднее - из Государственного музейного фонда, Русского музея и Государственного музея керамики. В 1930 году Городской музей был переименован в Таганрогский краеведческий музей. К концу 30-х годов его коллекции, в комплектовании которых принимали участие выдающиеся деятели литературы, искусства и науки (А. П. Чехов, К. А. Савицкий, братья Миллеры, И. Я. Павловский и многие другие), насчитывали девятнадцать с половиной тысяч единиц хранения с учетом книжного фонда.


Центральная улица Таганрога
в дни немецкой оккупации,
лето 1942 г.


Скамья в городском саду
с надписью "Только для немцев",
1942-1943 гг.


Фрагмент экспозиции краеведческого
музея в годы оккупации,
1942-1943 гг.


Приказ бургомистра г. Таганрога
о предоставлении картин из музея
в распоряжение генерала,
26 ноября 1941 г.


Худ. Н. П. Богданов-Белъский.
Умирающий крестьянин. 1893

Начавшаяся 22 июня 1941 года война с первых дней затронула жизнь приморского города, экономика которого с конца 30-х годов была, в основном, сориентирована на оборонные заказы. Город варил сталь, строил самолеты, выпускал тяжелые мотоциклы, шил обмундирование. А с первых дней войны и мирные предприятия перешли на выпуск военной продукции. Когда фронт стал стремительно приближаться к городу, местное руководство, естественно, было озабочено скорейшей эвакуацией промышленных предприятий. Из Таганрога к 15 октября 1941 года было вывезено до 75 % оборудования, продукции, заводов и ценностей, эвакуировано большинство рабочих. Отправить на восток музеи у городских властей никаких возможностей не осталось.

Отчаянную попытку по спасению предметов из драгметаллов предпринял директор музея К. И. Чистосердов. За неделю до прихода оккупантов он вывез с собой в эвакуацию коллекцию ценных предметов и официально передал их в Кабардино-Балкарский историко-краеведческий музей г. Нальчика. Через год Нальчик был занят немцами, музей подвергся жесточайшему разграблению. (На запрос Таганрогского музея о судьбе своих экспонатов из Нальчика в июне 1944 года сообщили о том, что они похищены во время немецкой оккупации.)

17 октября 1941 года немецкие танки ворвались в Таганрог. Его оккупация продолжалась 683 дня.

«Новый порядок» немецких властей на оккупированных «восточных» территориях широко известен. Бургомистрат организует управление городским хозяйством, Ортскомендатура осуществляет контроль за всеми мероприятиями, специальные структуры взимают налоги (на собак, велосипеды, лыжи, ручные тачки и зрелища). Сотрудники Бургомистрата тщательно проверяют учебники для школ, книги библиотек и магазинов. Цензурной проверке подвергается и библиотека музея, откуда была изъята «большевистская» литература. Городу вернули памятник Петру I работы М. Антокольского, снятый в 1924 году и спасенный от переплавки работниками музея. По имеющимся документам, в первые дни оккупации музеи грабили местные жители и немецкие солдаты. Вместе с картинами, иконами, фарфором, археологической коллекцией и нумизматикой были похищены вещи с выставки ширпотреба.

Исполняющий обязанности директора музея В. М. Базилевич докладывал новым властям: «...в дни бегства большевиков и занятия города германской армией в течение нескольких дней музей оставался без официальной охраны. Пользуясь этим, посторонние музею лица неоднократно, путем взлома замков, проникали в музей, разбросали и повредили его экспонаты и похитили ряд предметов». В этот период особенно пострадала коллекция живописи: «было сорвано с подрамников до 30 картин, из них 25 похищено». Среди похищенных работ установлены картины И. Н. Крамского, Е. Ф. Крендовского, И. А. Пелевина, А. П. Боголюбова, Я. Я. Вебера и др.

20 ноября 1941 года немецкие власти в целях предотвращения воровства выдали музею охранную грамоту. Немцы знали, что профессор Базилевич плодотворно занимался научной деятельностью, опубликовал 45 книг, в т. ч. широко известные работы «Грибоедов на Украине» и «Оноре де Бальзак на Украине», что в 1927 году подвергся репрессиям. В 1939 году, после вторичного пятилетнего пребывания в дальневосточных лагерях, он поселился по указанию властей в Таганроге.

С большим трудом ему, ученому с мировым именем, удалось получить место сотрудника краеведческого музея. За один только год службы в музее он подготовил двадцать работ. Среди них: «Пушкин и Таганрог», «Декабристы и Таганрог».

Отъезжавший в эвакуацию директор музея Чистосердов именно Базилевича рекомендовал на роль ответственного за сохранение фондов. В ноябре 1941 года германские власти назначили его директором музея. Бургомистр Таганрога Кулик выдал новому руководителю суровые рекомендации: «Вы обязаны в точности выполнять все распоряжения городского управления или его отделов и не допускать никаких мероприятий, каковые шли бы вразрез с интересами городского населения и германских вооруженных сил».

На посту директора Базилевич находился восемь месяцев, до июня 1942 года. В своем отчете на имя бургомистра он сообщал, что помещения музея приведены в порядок и установлены главные утраты экспонатов. Подверглись коренной реорганизации картинная галерея, мемориальная комната императора Александра I и отдел «Старый Таганрог». Проводилась подробная проверка наличия и состояния экспонатов, начата научная инвентаризация. Музей пополнился рядом художественных экспонатов, в т. ч. произведениями местных художников. В отчете отмечается, что музей остается закрытым для общего обозрения согласно указаниям бургомистра и комендатуры. Его ежедневно посещали военнослужащие германской и румынской армий.

В зимнее время помещения музея не отапливались, поэтому часть экспонатов пришлось переместить в фондохранилище. Но 22 июня 1942 года, в годовщину начала войны с Россией, оккупанты провели в музее прием для офицеров. В Двухсветном зале музея, славящемся своей великолепной акустикой, давали концерты актеры театра и немецкий духовой оркестр. На дворовой террасе было открыто кафе «только для немцев». Позднее допускались и прочие жители. Все чаще немецкое командование стало использовать залы музея для торжественных увеселений. В городе находились штабы расквартированных немецких частей и разведывательных служб, госпитали, дома отдыха солдатского и офицерского состава. Германское командование обязало городские власти организовать для доблестных воинов вермахта соответствующий досуг.

Музею приказали организовать ряд выставок, в т. ч. и местных художников. Об одной из таких выставок писала газета «Новое слово»: «Одиннадцать таганрогских художников откликнулись на призыв отдела пропаганды германской армии и городского управления участвовать в выставке, открывшейся в залах городского музея... Выставка встретила теплый прием у публики. В первый день ее посетили до 700 человек. Ряд картин были приобретены лицами германского командования и управления города для помещения в залах музея. Лица германского командования посетили выставку и дали о ней весьма лестные отзывы и заказали ряд портретов художникам Скорчилетти и Ряснянскому. Посетившая выставку в день ее открытия маститая художница г-жа Блонская-Леонтовская поднесла городу в дар два лучших своих полотна: „Девочки" („Вербное воскресенье") и портрет нотариуса Блонского - отца художницы работы ее мужа Леонтовского - известного портретиста аристократических кругов Петербурга периода 1900-1914 гг.». Если на этой выставке были представлены работы разных жанров, то в экспозиции, открывшейся 1 августа 1943 года, исключительное место занимали портреты Гитлера. Музей постепенно превращался в дармовую «лавку древностей» для высокопоставленных оккупантов. Все чаще руководство музея начинает получать циничные распоряжения и указания бургомистра: - предоставить несколько картин для украшения квартиры генерала (предоставили семь картин); - передать четыре картины для помещения штаба гестапо; - две картины для полиции безопасности и СД; - две картины для Особой команды № 10... В числе ушедших, таким образом, из музея картин - работы Боголюбова, Васильковского, Крылова, Маковского, копии неизвестных художников XIX века с картин Корреджо, Рафаэля Санти. В середине июня 1942 года при чествовании генерала Рекнагеля юбиляру в качестве сувенира вручен старинный пистолет из коллекции музея. Страсть к «коллекционированию» старинного оружия из фондов музея проявил начальник полиции Кирсанов. В течение 1942 года личную коллекцию стража «нового порядка» пополнили: «пистолет № 137 (кремневый, ветхий); клинок № 118, (рукоять с костью); клинок № 114 (кованый, серебро)».

Изымались из фондов музея предметы и для разрешенного в пропагандистских целях отправления православной обрядности. В частности, в январе 1942 года для Никольской церкви были изъяты семь икон, хоругви, другие церковные принадлежности. Позднее в этот же храм отправлены иконы, паникадило, киоты, хоругви и др. церковная утварь. Для обустройства православного дома по ул. Чехова, 101 священник Сусленков получил из музея: «1. Подсвечники два медных парные на две свечи каждый (инв. № 277, 278). 2. Кадильница медная, сохранилась от нее только крышка и часть цепочки, поврежденная (инв. № 339). 3. Рюмочки металлические, фраже, 2 шт. (инв. № 134,135). 4. Рамка со стеклом от иконы. 5. Кусок красной материи сатина с позолоченной бахромой (№ 569)». Факт получения удостоверен соответствующей распиской священника Сусленкова.

С 1 августа 1942 года здание музея было занято под штаб германского командования. Вся экспозиция в срочном порядке в течение восьми часов была свернута. После ухода штабистов сотрудники музея обнаружили, что «часть предметов из коллекции исчезла. Пострадал археологический отдел, уголок Дурова и др.».

Сотрудники музея, рискуя жизнью, пытались наиболее ценные предметы в коллекции сохранить, предоставляя по требованию властей малохудожественные произведения. К сожалению, это не всегда удавалось. Бургомистр был непреклонен в своем рвении угодить немецким властям, малоценные вещи возвращал и требовал их заменить на более «достойные». Страсть к украшательству за счет фондов музея у «отцов» города и их хозяев уже не знала границ. Комендант капитан Альберти пытался своим приказом приостановить разгул любителей «красивого» искусства. Последствия этого шага не поддаются архивной проверке. По доносу в доме В. М. Базилевича обнаружили предметы, принадлежащие музею, что послужило основанием обвинить бывшего директора в краже и приговорить его к расстрелу. Это был скорее всего показательно-устрашающий акт оккупантов. Согласно акту, подписанному директором музея, завхозом, бухгалтером и хранителем, у Базилевича были обнаружены и изъяты две серебряные иконки, 26 разных монет, рубли царствования Павла I, Николая I и Александра I, кошелек для серебряных монет, 25 библиотечных книг, 10 печатей, акт о сдаче ценностей при эвакуации, опись нумизматики, печати и другие предметы.

В феврале 1943 года фронт после победы советских войск под Сталинградом стал стремительно приближаться к Таганрогу. Отдел пропаганды VI танкового полка, опережая специальные службы Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга, приступил к «спасению» и конфискации культурных ценностей Таганрогского музея.

Старший лейтенант 691-й танковой пропагандистской роты Эрнст Мориц Арндт вывез из Таганрога «свыше сорока икон и предметов церковной утвари, около восьмидесяти изделий из фарфора, стекла и бронзы, образцы коллекционного оружия, пять картин». В Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины (ЦГАВОУ), где хранится обширный архив «деятельности» т.н. Штаба Розенберга, обнаружена официальная переписка в связи с розыском вывезенных Арндтом экспонатов Таганрогского краеведческого музея. Куратор зондеркоманды «Ростов» Штаба Розенберга Рекк, случайно получивший информацию о вывозе музейного имущества силами вермахта, проявил крайнюю озабоченность по этому поводу. По мнению Рекка, была якобы нарушена субординация. Правом вывоза должны заниматься службы Штаба, а не вермахта. Более того, в Штабе ничего не знают о том, где находится груз, вывезенный из Таганрога старшим лейтенантом Арндтом. Дотошный Рекк проверил цепочку продвижения танковой пропагандистской роты с ценностями музея. Проверка первичной информации о том, что часть груза могла находиться на Берлинском сборном пункте Верховного командования вермахта, успеха не имела. В конце концов удалось получить список 125 предметов. Однако в Штабе к этой информации отнеслись с недоверием. В списке вермахта имелись предметы сомнительного, по мнению сотрудников Штаба, происхождения. Как свидетельствует сотрудница музея С. Маликова, в годы оккупации на выделенные бургомистратом средства музей приобретал некоторые экспонаты. Этот же бургомистрат изымал из фондов наиболее ценные вещи для своего руководства и для подарков немецкому командованию. Сотрудники музея, учитывая «поборы» местной власти, не стремились оперативно регистрировать новые поступления и не спешили сыграть роль прикрытия для выявления и изъятия властями антиквариата у населения. Напористые сотрудники главной рабочей группы «Украина» из Штаба Розенберга отыскали-таки старшего лейтенанта Арндта в Бреслау (нынешний польский Вроцлав). Арндт с ведома своего руководства сообщил в Штаб Розенберга, что предметы искусства из музея Таганрога находятся в команде «Бреслау» 691-й пропагандистской танковой роты среди другого трофейного имущества. По предварительному согласованию с руководством вермахта Арндт получает четкое указание: ящики с предметами Таганрогского музея замаркировать шифром «RMOZ» и отправить по адресу: «Государственный вокзал Буксхейм под Меммингеном/ Швабия, получатель Отто Летнер, Залезианский монастырь». Таким был путь первой очереди вывоза за пределы страны культурных ценностей нашего музея.


Базилевич В. М.,
директор краеведческого музея
во дворе музея,
зима 1941 г.

А в Таганроге в это время немецкие штабы и части готовились ко второй эвакуации. 27 августа 1943 года оккупанты произвели очередной масштабный рейд по музейным фондам. В числе изъятых экспонатов полотна Айвазовского, Богданова-Вельского, Поленова, Леонтовского, Шишкина и др.

С. Маликова в своей «Справке» от 1943 года пишет: «Из музея немцы увезли и брали для личного пользования преимущественно старинные русские вещи».

30 августа 1943 года Таганрог был освобожден войсками Южного фронта под командованием генерала Толбухина. В городе стали подсчитывать потери за годы оккупации. Газета «Известия» 4 сентября 1943 года писала: «В двенадцати отделах Таганрогского музея были собраны редчайшие экспонаты, относящиеся к истории нашей Родины и русского народа. В музее хранились оригинальные полотна, написанные русскими художниками Маковским, Шишкиным, Прянишниковым и др., а также образцы древнего оружия, фарфоровой посуды и т.д. Сейчас музей пуст - все самое древнее разграблено и увезено в Германию».

К 1 октября 1944 года в музее была проведена инвентаризация по описям 13-ти фондов и библиотечного собрания. В результате удалось установить, что за время оккупации из Таганрогского музея было похищено 4624 предмета. Оставшееся в фондах собрание составило 9369 предметов и 5550 книг. То есть за время войны музей потерял более трети своего предметного фонда.

Архивные свидетельства пока не позволяют восстановить полную картину поиска и возвращения на территорию страны культурных ценностей Таганрогского музея.

8 сентября 1945 года Ростовский областной отдел культпросветработы потребовал предоставить опись музейных экспонатов, погибших или увезенных немецко-фашистскими захватчиками. Предлагалось при этом перечислить группы имущества, подлежащего возврату из Германии. Розыску и возврату похищенного имущества могли помочь имеющиеся в музее сведения о тех, кто и когда осуществлял вывоз. В декабре 1947 года в музей были возвращены 73 похищенных оккупантами экспоната, которые поступили в ящике № 21. К сожалению, ни уведомления о получении, ни описи найденных предметов в материалах городского архива, партархива и в архиве местного КГБ разыскать не удалось.

Ситуация с возвращенными в ящике № 21 предметами прояснилась уже в последнее время. Сотрудники Федерального агентства по культуре и кинематографии активно участвуют в розыске документов, касающихся «военной» судьбы культурных ценностей Таганрогского музея. Именно от них были получены материалы Государственного архива Российской Федерации, архива Штаба Розенберга, хранящегося в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины (Киев) и других центральных архивохранилищ. Сотрудники Федерального агентства, помимо содействия в подготовке к изданию этого тома, осуществили поиск «следов» упомянутого ящика. Его содержимое оказалось в конце войны на территории той части Германии, которая была оккупирована войсками США. Найденные в немецких хранилищах (их оказалось около 1,5 тысяч) награбленные нацистами культурные ценности американцы обрабатывали в организованных ими сборных пунктах и затем передавали в страны происхождения. Таганрогские предметы оказались в числе переданных на берлинском складе «Дерутра» и в ноябре 1947 года отправлены с возвращаемыми экспонатами Петергофа, Гатчины, Екатерининского, Павловского дворцов-музеев, археологией Керчи, иконами Пскова и Новгорода. Состав из 4-х железнодорожных вагонов и одной платформы прибыл в организованное специально для обработки привезенных ценностей Центральное хранилище музейных фондов в г.Пушкин под Ленинградом. Поступившие музейные предметы учитывались весьма приблизительно: не по наличию, а по сопроводительным паспортам. Отсутствие специалистов и малочисленность сотрудников хранилища позволяли только вскрывать прибывшие из Берлина ящики, выявлять общий характер упакованных ценностей и их принадлежность. Затем их отправляли адресатам. Но по ряду причин ценности не всегда попадали к своим законным владельцам.

Обнаруженный в Государственном архиве РФ «Паспорт на ящик № Р-21» указывает на принадлежность находящихся в нем музейных ценностей (иконы, картины - в их числе «Портрет мальчика» Маковского, - гипсовые маски, античные сосуды и др.) Таганрогскому городскому музею.

Уже в процессе подготовки материалов к изданию настоящего тома сотрудники Федерального агентства по культуре и кинематографии установили, что утраченная нашим музеем в период оккупации картина Н. П. Богданова-Бельского «Умирающий крестьянин» продана в 2001 году Аукционным домом «Кристи». Хочется надеяться, что картина займет свое законное место в нашем музее. Сотрудники эту находку считают добрым знаком возможного отыскания и возвращения других культурных ценностей, похищенных оккупантами 60 с лишним лет назад.

Музейная общественность Таганрога всегда сознавала необходимость установления потерь, понесенных музеем во время войны. Но власти долгое время не считали эту задачу актуальной. Поэтому инициатива Федерального агентства по культуре и кинематографии подготовить к изданию настоящий том Сводного каталога утраченных ценностей была воспринята сотрудниками музея как давно назревшее и принципиально важное дело. Музей выражает признательность специалистам Агентства, особенно Н. И. Никандрову, за оказанную существенную методическую помощь, а также за ряд любезно предоставленных архивных документов, без которых составление каталога было бы весьма затруднительным предприятием.

Галина Крупницкая,
Зав. историко-краеведческим музеем

*






2024 © mgp3.ru.