" Литературная игра-викторина «Путешествие по сказкам К. И
Литературная викторина по сказкам К . Чуковского в старшей группе
Составила: воспитатель МКДОУ д/с №2 «Улыбка» Данилова Ольга Михайловна
Цель:
Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;
Развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание.
Развивать умение у детей эмоционально и активно воспринимать сказку;
Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам К. Чуковского;
Сказки К. Чуковского «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе».
Портрет К. Чуковского.
Атрибуты к сказкам.
Ход занятия.
Ведущий:
Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы проведем викторину на лучшего знатока сказок К. Чуковского.
У нас две команды. Первая команда - «Солнышко». Вторая команда - «Ручеек»
Приветствие.
Девиз первой команды:
«Мы едины, мы непобедимы
Книжки мы читаем,
Сказок много знаем.»
Девиз второй команды:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Ведущий:
А оценивать наши конкурсы будет жюри.
1. Разминка - Для начала давайте вместе вспомним какие сказки Корнея Чуковского мы знаем? («Путаница», «Краденое солнце», «Телефон», «Муха – Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Федорино горе».)
2 . - Что такое? Что за шум? Что случилось? Не беда ли приключилась?.. Не волнуйтесь, все в порядке – едут к нам в гости книжки и загадки. Угадайте, кто там:
Из какой сказки герой?
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет-
Она знать дает. (Собака «Айболит»)
Маленький, беленький
По лесочку прыг, прыг.
По снежочку тык, тык. (Заяц «Путаница»)
Осенью в щель заберется
А весной проснется. (Муха «Муха-Цокотуха»)
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это? (Слон «Телефон»)
3.Ведущий:
– Поиграем с вами мы в игру «Кто есть кто?» Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?
Айболит (доктор).
Бармалей (разбойник).
Федора (бабушка).
Каракула (акула).
Мойдодыр (умывальник).
Цокотуха (муха).
Рыжий, усатый великан (таракан).
Тотошка, Кокошка (крокодильчики).
4 . Ведущий :
Вспомните ребята, кто в сказках К. Чуковского это сказал:
Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами. (Раки)
Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)
Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (Котята)
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой! (Федора)
5. Ведущий:
Предлагаю поиграть вам в игру «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем сейчас угадаете. (Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат предметы):
Мочалка («Мойдодыр»)
Фонарик («Муха- цокотуха»)
Коробок («Путаница»)
Телефон («Телефон»)
Градусник («Айболит»)
Спички («Путаница»)
5. - Вспомните сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами («Путаница»)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня. («Мойдодыр»)
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
Неужели, в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели! («Телефон»)
А рядом прикорнула
Зубастая акула.
Зубастая акула
На солнышке лежит («Айболит»)
6. - А сейчас я предлагаю вам прослушать записи, а вы отгадайте про кого в ней рассказывается. (Звучат аудиозаписи.)
Бармалей
Муха –Цокотуха
Крокодил
Айболит
Федорино горе
Мойдодыр
Тараканище
Телефон
7. Подведение итогов.
Ведущий:
- Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. Чуковского. Мы увидели, что дети любят и знают сказки К. Чуковского. Обе команды сегодня молодцы!
Награждение команд памятными подарками.
Татьяна Изотова
Литературная викторина по сказкам К. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
Литературная викторина по сказкам К . Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
Цель :
1. Познакомить воспитанников с жизнью и творчеством К. И. Чуковского ,
выявить читательский интерес.
Задачи :
1. Развивать у детей мышление ,
1. Формировать у детей чувства любви к русским писателям поэтам.
3. Способствовать развитию у детей чувства юмора на основе сказок К . И. Чуковского .
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к книгам.
Ход викторины.
1. Организационный момент
Воспитатель :
Знаете, ребята, вот что вам скажу,
литературную викторину сегодня проведу ,
будете , вы сказки сегодня узнавать ,
и тот, кто сказку знает , нужно отвечать.
Но кто же сказки эти детям написал ? (ответы детей )
2. Вступительное слово
Воспитатель :
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев : Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский . (появляется портрет К. И. Чуковского )
Сейчас ему было бы 133года.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского .
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя . Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков .
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок .
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского .
3. Сюрпризный момент (зазвонил телефон) . Воспитатель подходит к телефону,отвечает.
Воспитатель :
Ребята, это звонила бабушка Федора. Она говорит, что все сказки перепутались , и просит нас приехать на поезде и помочь. Но, чтобы попасть на поезд, нам нужны билеты. Для этого вам нужно подойти к столу, взять билет с номером и найти место в поезде с таким же номером. Под музыку дети разбирают билеты. Итак, в путь! (звучит мелодия «Весёлый поезд» )
Остановка(1)
Задание называется «Кто есть кто?» Я задаю вам вопрос, а правильный ответ вы можете проверить на слайдах.
1. От кого, ребята, посуда убежала, потому что
грязною быть не пожелала?
2. Она по полю шла, шла и вдруг денежку нашла?
3. Он поехал в Африку и вылечил зверей, кто же
это был, ответь нам поскорей?
4. Кто же таракана злого победил и просто
его сразу он и проглотил?
5. Кто первый в этой сказке на телефон звонил
и с кем по телефону он долго говорил?
6. Нелёгкая эта работа, когда тащили его из болота?
7. Муху кто спасёт из сказки , кто ответит без подсказки ?
Остановка(2)
Ребята, а ваши родители помнят сказки Чуковского ?
Игра «Чудесный мешочек» .
В этом мешочке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Давайте, поможем найти их владельцев. Родители достают предметы и называют персонажа из сказки .
1. Телефон – «У меня зазвонил телефон» .
2. Воздушный шарик – «Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд
А за ним комарики на воздушном шарике» (Тараканище) .
3. Мыло – «Вот и мыло подскочило, и вцепилось в волоса» (Мойдодыр) .
4. Блюдце – «А за ними блюдца…» . (Федорино горе) .
5. Калоша – «Пришли мне дюжину новых калош» (Телефон) .
6. Термометр – «И ставим и ставим им градусники» (Айболит) .
Остановка(3)
Игра-соревнование.
Деление на команды.
На столе лежат атрибуты из разных сказок К . Чуковского . Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке .
1 команда-сказка «Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста)
2 команда - сказка «Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)
1 команда - сказка «Муха-Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мед)
2 команда - сказка «Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц)
Остановка (4)
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
1. А с ним и зайчиха-мать,
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит :
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит!»
2. А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки,
Скачут по … (дорожке)
3. Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько :
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко … (скорей!»
4. Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит Маленький … (фонарик) .
5. А потом позвонили зайчатки :
Нельзя ли прислать … (перчатки?
6. А потом позвонили мартышки :
– Пришлите , пожалуйста, … (книжки!
7. Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает … (головой) .
8. Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча :
«Разве это великан?
Это просто … (таракан!
Остановка (5)
«Собери пазл»
Воспитатель :
А теперь задания для всех вас другое
и совсем, конечно, очень не простое,
нужно пазлывам собрать, чтоб героя угадать.
На столах лежат пазлы для двух команд по сказкам : «Мойдодыр» и «Муха – Цокотуха» .
По команде дети должны собрать картинку и вспомнить отрывок из этой сказки .
Остановка (6)
«Чтение сказки »
Воспитатель :
А теперь садитесь на стульчики и слушайте внимательно сказку .
Чтение сказки «Чудо-дерево» .
Ребята, так что же висело на этом дерево? (ботинки и т. д.) Давайте мы с вами найдём эти предметы на столе (дети выбирают заранее вырезанные картинки) и украсим ими наше дерево. Аппликация «Чудо – дерево» .
Воспитатель :
Да, ребята, вас хвалю и всех- всех благодарю,а теперь вы все садитесь и друг другу улыбнитесь.
Под музыку выходит Федора – Егоровна.
Ой, ребятушки, спасибо! Какие вы умные, начитанные. Помогли вы нам, и теперь все сказки встали на свои места. Я за это принесла вам сладкое угощение. Кушайте на здоровье и не забывайте наши сказки !.
Публикации по теме:
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам в средней группе.» Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок Задачи:.
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.
Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского МАДОУ ДСКВ №14 «Умка» ,подготовила воспитатель Гарнатка А. А Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского Задачи: 1. Продолжать знакомить.
Литературная викторина «В гостях у сказки» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста и их родителей Цель: Способствовать развитию речи детей путем создания эмоционально комфортного образовательного пространства на материале сказок. Задачи:.
- Вступительное слово учителя.
- I тур – «Вспомни сказку».
- II тур - « Кто есть кто».
- III тур. «Конкурс знатоков».
- Вопросы болельщикам.
- IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
- V тур. «Отгадай загадку»
- VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Игра со зрителями.
- Театрализация сказок.
- Подведение итогов и награждение победителей.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2007 г. , если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».
Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит )
«Айболит»Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан )
«Тараканище»Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр )
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )
«Путаница»
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей )
«Бармалей»Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара )
«Муха – Цокотуха»Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно ).
«Краденое солнце».Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону )
«Телефон»А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу ).
«Федорино горе»Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей )
«Тараканище»А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище ).
«Крокодил»И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей )
«Бармалей»
II тур. «Кто есть кто».
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор
)
Бармалей - (разбойник
)
Федора - (бабушка
)
Каракула - (акула
)
Мойдодыр - (умывальник
)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики
)
Цокотуха - (муха
)
Барабек - (обжора
)
Рыжий, усатый великан - (таракан
)
III тур. «Конкурс знатоков».
Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
- Имя акулы в сказках Чуковского.
- Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
- Имя мухи – именинницы.
- Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
- Умывальников начальник и мочалок командир.
- Кто вернул краденое солнце?
- Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
- Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
По вертикали :
- Первая сказка Чуковского.
Вопросы болельщикам. (пока команды заполняют кроссворд).
Аукцион.
- В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )
- Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).
- Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )
- Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков )
- В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище» )
- Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе» )
- Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад , Газели – карусели, Мартышки – книжки , Крокодил – калоши )
- На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы )
- Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку )
- В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил» )
Проверка кроссворда.
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
- Телефон (У меня зазвонил телефон )
- Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике )
- Мыло (Вот и мыло подскочило )
- Блюдце (А за ними блюдца )
- Калоша (Пришли мне дюжину новых калош )
- Термометр (И ставит им градусник )
- Сито (Скачет сито по полям )
- Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» )
- Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла )
- Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку )
- Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником )
- Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил )
V тур. «Отгадай загадку»
(Обращение к портрету
)
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
Отгадайте загадки К.Чуковского. (загадывают дети )
Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл -
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд )Зубастая загадка .
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ |
ЦКТХ |
МЙДДР |
|
ЙБЛТ |
ТРКНЩ |
КРКЛ |
КРКДЛ |
БРБК |
ГПППТМ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Барабек, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Гиппопотам )
Игра со зрителями (пока команды работают )
Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать.
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Давайте и мы все вместе порадуемся и посмотри инсценировку отрывков из сказок К. Чуковского.
Инсценирование сказок.
Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.
Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
Вступительное слово к викторинеЧуковский Корней Иванович – автор детских загадок, песенок, перевёртышей. Очень любил Корней Иванович сочинять и сказки. Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу ». Викторина «Сказки Чуковского» состоит из 17 вопросов. На все вопросы даны ответы.
Составитель викторины: Ирис Ревю
1. Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?
Ответ:
«Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит», «Телефон», «Краденое солнце»
2. В сказках К.Чуковского нередко героем оказывается совсем не тот персонаж, от которого можно было ожидать смелого поступка. А кто становится героем в сказке «Приключение Бибигона»: персонаж крупных габаритов или маленьких?
Ответ:
в «Приключениях Бибигона» герой «ростом, бедняга, не выше вот этакой маленькой мыши»
3. Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные. И особенно часто — Крокодил. Вспомните, в каких сказках присутствует этот персонаж?
Ответ:
в сказках «Крокодил», «Мойдодыр» (гуляющий с детьми по Таврическому саду), «Бармалей» (Крокодил глотает разбойника), «Тараканище» (Крокодил с испуга проглатывает жабу) и др.
4. Как вы считаете, Мойдодыр – враг мальчику-грязнуле или нет?
Ответ:
Мойдодыр – не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками
5. Где призывал Мойдодыр мыться, купаться?
Ответ:
« в ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане»
6. Из какой сказки этот отрывок:
«Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?»
Ответ:
из сказки «Мойдодыр»
7. Продолжите фразу:
«Ехали медведи — …на велосипеде
»
«Одеяло убежало — …улетела простыня
»
«И сейчас же щётки, щётки — …затрещали, как трещотки
»
«Скачет сито по полям -…а корыто по лугам
»
«Стыдно старому реветь – ты не заяц, а …медведь
»
8. В какой сказке Чуковского в качестве главного «персонажа» выступает устройство для передачи и приёма звука?
Ответ:
«Телефон»
9. Какими отрицательными качествами наделён Таракан из сказки «Тараканище»?
Ответ:
Таракан олицетворяет собой зло, насилие
10. Как считается в сказке Корнея Чуковского — дёшевы ли нынче рога?
Ответ:
«Мы врага бы –
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дешевы».
11. От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?
Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».
Правильный ответ:
«И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора…
»
12. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке?
Варианты ответов: 1. Новый Год. 2.Именины 3. Масленицу
Правильный ответ:
Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница
»
13. Вспомните, как веселилась метла, когда начался праздник у Федоры?
Ответ:
«А метла-то, а метла – весела –
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила».
14. Как вы считаете, какая идея лежит в основе практически каждой сказки Чуковского?
Ответ:
борьба добра со злом, победа добра над злом
15. Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке «Краденное солнце»?
Ответ:
Крокодил «солнце в небе проглотил»
16. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?
Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3.В Африку
Правильный ответ:
в Африку
17. На каком шарике передвигались комарики в сказке
«Тараканище»?
Ответ:
На воздушном
Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для детей 5-7 лет
Цель:1. Расширить знания детей о прочитанных произведениях К. И. Чуковского;
2. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде;
3. Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
4. Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
Воспитатель: Добрый день, ребята! Вы любите путешествовать? Я тоже очень люблю путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, в страну сказок К. И. Чуковского. На пути нам встретятся много различных заданий, но я думаю вы их с легкостью выполните. Итак, отправляемся в путешествие.
1 ТУР: «Угадай сказку».
1.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор Айболит. ("Айболит").
2. Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый Таракан. ("Тараканище")
3. Я – Великий Умывальник
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир. ("Мойдодыр")
4. Свинки замяукали «Мяу-мяу»
Кошечки захрюкали «Хрю-хрю». ("Путаница")
5. Веселится народ -
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Молодого Комара ("Муха-Цокотуха")
6.А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти (не могу). ("Федорино горе")
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с загадками! Ребята, посмотрите, какая – то коробочка. Что же в ней лежит?
2 ТУР: «Назови персонажа сказки»
В коробочке лежат свернутые в трубочку листочки, на которых написаны имена сказочных героев Чуковского. Ребенок подходит к коробке, достает листочек, воспитатель читает. Предложить назвать сказочного героя:
Айболит - …, Бармалей - …, Федора - …, Каракула - …, Мойдодыр - … ,Тотоша и Кокоша - …, Цокотуха - … ,Рыжий, усатый великан - …, Барбос - …
Воспитатель: Отлично, и с этим заданием справились! А теперь следующее задание.
3. ТУР: «Кто так сказал?»
1. Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (раки)
2. Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (котята)
3. Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)
4. Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час (Муха Цокотуха)
5. Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой. (Федора)
6. Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью
И вырастет дерево,
Чудесное дерево! (Девочка Мура)
7. … Если только захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)
8. Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Героев сказок нашли, но они оказались немного рассеянными и потеряли предметы из своих сказок. Посмотрите, какой мешок! Что же в нем находится? Ой, да здесь собраны предметы, которые потеряли сказочные герои. Давайте узнаем, кому принадлежат эти предметы (дети достают по одному предмету и рассказывают кому они принадлежат, из какой сказки).
4 ТУР: «Чудо-мешок»
телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)
воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)
мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)
блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)
калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)
термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)
перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» (“Айболит”)
монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла («Муха-Цокотуха»)
сито - Скачет сито по полям (“Федорино горе”)
шоколадка - И всем по порядку даёт шоколадку (“Айболит”)
мочалка - И мочалку словно галку, словно галку, проглотил “Мойдодыр”)
Воспитатель: Ребята, вы немного устали, давайте отдохнем. (Предложить встать в круг).
Физминутка
(по сказке К. И. Чуковского)
Мама по саду пойдёт, Пальчиками идут по столу
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки. Шлёпают попеременно ладошками
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт, Пальчиками идут по столу
Папа с дерева сорвёт Обеими руками словно срывают с дерева.
Маше - гамаши, Шлёпают попеременно ладошками по
столу
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки
А для Мурочки такие Показывают кистями рук на себя
Крохотные голубые Показывают какие маленькие
Вязаные башмачки Имитируют движение вязания
на спицах.
И с помпончиками! Словно лепят комочек
снежный ладошками.
Воспитатель:
А сейчас следующий тур.
5 ТУР «Докажи словечко»
Воспитатель читает отрывок из сказки. Задача игроков узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.
Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа. » (из болота тащить бегемота) «Телефон»
2. «Всех излечит, исцелит. » (Добрый доктор Айболит) «Айболит»
3. «Ехали медведи на велосипеде. » (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»
4. «И сейчас же брюки, брюки. » (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»
5 «Только заинька был паинька. » (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»
6. «Скачет сито по полям. » (а корыто по лугам) «Федорино горе»
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Как хорошо вы знаете произведения Чуковского! Посмотрите, ребята, какой чудесный цветок расцвел в нашей группе! Это не простой цветок, а цветок с загадками. Это следующее задание.
6 ТУР «Ромашка»
Каждый участник по очереди походит к ромашке, берёт лепесток и передает воспитателю. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»,
6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
Итог:
- Ребята, вас порадовала встреча с героями сказок Корнея Чуковского?
- Сегодня мы вспомнили писателя, которого знаем с детства. Всё, что написал и подарил нам Корней Иванович Чуковский, мы будем помнить долго и ещё не раз встретимся с его героями. Его сказки и стихи мы будем читать и в школе, рассказывать своим младшим сестренкам и братишкам, ведь они такие забавные, смешные и очень - очень добрые!