БГ и его "Аквариум": о самом светлом музыканте российской рок-сцены. Гребенщиков Борис Борисович: биография, личная жизнь


Советский и российский рок-музыкант, лидер легендарной группы "Аквариум" Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Борис Александрович, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать, Людмила Харитоновна, работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1971 году Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), на факультет прикладной математики и процессов управления. Во время учебы в ЛГУ он в июле 1972 года вместе со своим школьным приятелем Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум".


В 1973 году состоялся сценический дебют Гребенщикова — он выступил на фестивале в Юкках, где под акустическую гитару исполнил песни Кэта Стивенса.

В начале 1974 года, во время студенческих каникул, был записан первый альбом группы "Аквариум" под названием "Искушение Святого Аквариума". В течение последующих двух лет коллектив активно выступал и записывал свои песни.

В 1976 году Гребенщиков окончил университет, поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) младшим научным сотрудником. Он продолжал писать песни, выступал с концертами и сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ. Основал самиздатовский журнал "Рокси".

В 1978 году вышел магнитоальбом Бориса Гребенщикова и Майка Науменко "Все братья — сестры". В 1980 году "Аквариум" выступил на рок-фестивале в Тбилиси, после чего популярность группы и ее лидера значительно выросла. Однако именно после этого концерта "Аквариум" был запрещен, а Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы.

В 1981 году группа стала членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

С 1982 года началась активная концертная деятельность коллектива, поездки в Москву, Архангельск, другие города. В этом же году Гребенщиков принял участие в продюсировании первого альбома группы "Кино" "45".

В конце 1980-х годов, после начала перестройки, "Аквариум" получил возможность давать большое количество концертов, выпускать альбомы. В 1987 году фирма грамзаписи "Мелодия" впервые выпустила альбом "Аквариума" "Равноденствие" в виде виниловой пластинки — он был раскуплен всего за несколько часов.

© Фото: предоставлено Александром Липницким


© Фото: предоставлено Александром Липницким

В начале 1990-х годов группа "Аквариум" на некоторое время прекратила свою деятельность. В это время Гребенщиков возглавил другую группу — "БГ-Бэнд". В 1993 году "Аквариум" воссоединился в обновленном составе, коллектив много выступал в странах СНГ и за рубежом.

В это время появились альбомы "Аквариума" "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

22 мая 2005 года Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего: на Радио России стала еженедельно выходить его авторская музыкальная программа "Аэростат" .

В 2007 году состоялся концерт группы "Аквариум" в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова. В том же году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города "Инфра Петербург".

© Фото: из архива группы "Аквариум" Группа "Аквариум"


В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате.

На счету Бориса Гребенщикова более 30 альбомов, выпущенных в составе "Аквариума", сольные пластинки и участие в проектах друзей-музыкантов. Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как "Асса" (1987), "Город" (1989), "Дом под звездным небом" (1991), "Азазель" (2002) и многих других.

Музыкант нередко участвует в благотворительных концертах в помощь хосписам премии журнала "Русский пионер" в номинации "Стихи XXI века. Поэзия эпохи www".

Гребенщиков женат третьим браком. В 1978 году он женился в первый раз на Наталье Козловской, которая работала инженером-экономистом. У них родилась дочь Алиса, впоследствии ставшая актрисой театра и кино. Брак продлился несколько лет. С 1980 года по 1989 год музыкант состоял в браке с Людмилой Гребенщиковой (Шурыгиной), в этом браке родился сын Глеб. Затем его супругой стала Ирина Гребенщикова (Титова). У них родилась дочь Василиса, двоих сыновей Ирины от предыдущего брака Гребенщиков усыновил.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Советский и российский рок-музыкант, лидер легендарной группы "Аквариум" Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Борис Александрович, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать, Людмила Харитоновна, работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1971 году Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), на факультет прикладной математики и процессов управления. Во время учебы в ЛГУ он в июле 1972 года вместе со своим школьным приятелем Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум".


В 1973 году состоялся сценический дебют Гребенщикова — он выступил на фестивале в Юкках, где под акустическую гитару исполнил песни Кэта Стивенса.

В начале 1974 года, во время студенческих каникул, был записан первый альбом группы "Аквариум" под названием "Искушение Святого Аквариума". В течение последующих двух лет коллектив активно выступал и записывал свои песни.

В 1976 году Гребенщиков окончил университет, поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) младшим научным сотрудником. Он продолжал писать песни, выступал с концертами и сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ. Основал самиздатовский журнал "Рокси".

В 1978 году вышел магнитоальбом Бориса Гребенщикова и Майка Науменко "Все братья — сестры". В 1980 году "Аквариум" выступил на рок-фестивале в Тбилиси, после чего популярность группы и ее лидера значительно выросла. Однако именно после этого концерта "Аквариум" был запрещен, а Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы.

В 1981 году группа стала членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

С 1982 года началась активная концертная деятельность коллектива, поездки в Москву, Архангельск, другие города. В этом же году Гребенщиков принял участие в продюсировании первого альбома группы "Кино" "45".

В конце 1980-х годов, после начала перестройки, "Аквариум" получил возможность давать большое количество концертов, выпускать альбомы. В 1987 году фирма грамзаписи "Мелодия" впервые выпустила альбом "Аквариума" "Равноденствие" в виде виниловой пластинки — он был раскуплен всего за несколько часов.

© Фото: предоставлено Александром Липницким


© Фото: предоставлено Александром Липницким

В начале 1990-х годов группа "Аквариум" на некоторое время прекратила свою деятельность. В это время Гребенщиков возглавил другую группу — "БГ-Бэнд". В 1993 году "Аквариум" воссоединился в обновленном составе, коллектив много выступал в странах СНГ и за рубежом.

В это время появились альбомы "Аквариума" "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

22 мая 2005 года Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего: на Радио России стала еженедельно выходить его авторская музыкальная программа "Аэростат" .

В 2007 году состоялся концерт группы "Аквариум" в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова. В том же году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города "Инфра Петербург".

© Фото: из архива группы "Аквариум" Группа "Аквариум"


В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате.

На счету Бориса Гребенщикова более 30 альбомов, выпущенных в составе "Аквариума", сольные пластинки и участие в проектах друзей-музыкантов. Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как "Асса" (1987), "Город" (1989), "Дом под звездным небом" (1991), "Азазель" (2002) и многих других.

Музыкант нередко участвует в благотворительных концертах в помощь хосписам премии журнала "Русский пионер" в номинации "Стихи XXI века. Поэзия эпохи www".

Гребенщиков женат третьим браком. В 1978 году он женился в первый раз на Наталье Козловской, которая работала инженером-экономистом. У них родилась дочь Алиса, впоследствии ставшая актрисой театра и кино. Брак продлился несколько лет. С 1980 года по 1989 год музыкант состоял в браке с Людмилой Гребенщиковой (Шурыгиной), в этом браке родился сын Глеб. Затем его супругой стала Ирина Гребенщикова (Титова). У них родилась дочь Василиса, двоих сыновей Ирины от предыдущего брака Гребенщиков усыновил.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Борис Гребенщиков рос в семье интеллигентов, которые старались воспитывать своего сына достойным и счастливым человеком. Отец мальчика – Борис Александрович начинал с должности рядового инженера и дослужился до руководителя опытного предприятия Балтийского пароходства.

Мать – Людмила Харитоновна посвятила свою жизнь Ленинградскому дому моделей, где работала юристом.

Рассудительный математик

Сам Борис Гребенщиков окончил школу с математическим уклоном, поэтому с легкостью поступил в университет. Парень выбрал факультет прикладной математики. Здесь Гребенщиков продолжил заниматься школьным увлечением – музыкой.

Новоиспеченный студент вместе с товарищем Анатолием Гуницким проводил свободное время в актовом зале, где они окунались в творческую атмосферу. Они писали стихотворения, на которые накладывали музыку.

Первые творения Гребенщикова и Гуницкого были написаны на английском языке и напоминали песни их кумиров – Марка Болана, группы «TheBeatles», Боба Дилана.

На втором курсе университета Борис, Анатолий и еще несколько талантливых парней объединились в группу «Аквариум». Репетиции музыкального проекта проходили на подпольных квартирах при полной конспирации.

Долгий путь к успеху

Дебютный альбом Гребенщикова и компании вышел в 1973 году под названием «Искушение Святого аквариума». В следующем году в коллективе произошли перестановки, были приняты двое участников: А. Романов и М. Вайнштейн.

Музыкальные критики высоко оценили работу молодых музыкантов, охарактеризовав это так: «Попытки создать новую концептуальную музыку».

Талантливые ребята решили попробовать свои силы в актерстве. Так они начали ставить небольшие постановки в актовом зале, которые на удивление понравились студентам. У этого увлечения оказалась обратная сторона, участники группы «Аквариум» один за другим покидали проект, с головой уходя в мир перевоплощений. В конечном итоге, Борис остался один, но опускать руки не спешил.

Постепенно Гребенщиков набрал новый состав, с которым плодотворно работал более 15 лет. Первым к нему присоединился Всеволод Геккель, играющий на виолончели. Борис тем временем был занят написанием песен, которые в последствие, стали хитами.

В 1976 году группа «Аквариум» презентует альбом «С той стороны зеркального стекла». Через несколько лет Гребенщиков совместно с Майком Науменко записал пластинку «Все братья-сестры».

Интересные заметки:

Сотрудничество со звукозаписывающей студией Андрея Тропило подарило фанатам «Аквариума» новые пластинки: «Синий альбом», «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День серебра», «Дети декабря».

Ошеломительный успех принес Гребенщикову немало проблем. Его исключили из комсомола, уволили с официальной работы, запретили выступать на публике, что для музыканта было страшней всего.

Несломленный Борис Гребенщиков продолжал уверенно идти к своей цели. Он устроился дворником, чтобы не попасть в число, так называемых бездельников. Теперь он тайно выступает на квартирниках, где собираются такие же талантливые, но не угодные властям люди. Здесь судьба свела его с авангардистом С. Курехиным, который помог Гребенщикову попасть на телевизионную передачу «Веселые ребята».

В жизни Бориса наступает белая полоса, его приняли в Ленинградский рок-клуб. В 1982 году Гребенщиков выступил продюсером популярного проекта «Кино». В 1989 году музыкант отправился в США, где записал два англоязычных альбома.

В Америке БГ познакомился с некоторыми известными рок-исполнителями. В 1990 году прозвучало неожиданное заявление лидера группы «Аквариум» о прекращении существования проекта с таким названием.

Борис Гребенщиков основал новое детище «БГ-бэнд», которые через несколько лет с треском провалился. В результате пришлось вернуть «Аквариум», который продолжил радовать преданных поклонников.

В середине 90-х годов Борис стал активно выступать на больших площадках, клубах, стадионах. Музыкант стал записывать саундтреки ко многим отечественным картинам.

В 1994 году Борис презентовал два сольных альбома: «Задушевные песни» и «Песни Александра Вертинского». Накануне большого концерта во Франции состоялась презентация сборника «BorisGrebenchikov&Aquarium».

К тому времени на счету талантливого музыканта было множество престижных наград, включая премию «Люди нашего города», «За вклад в развитие рок-музыки», а также звание лауреата Царскосельской художественной премии.

В 2006 году Борис Гребенщиков с головой ушел в неоиндуизм , а его наставником стал известный гуру Шри Ченмоем. Индус дал российскому музыканту новое имя Пурушоттама. Шри помог Борису организовать сольный концерт в Лондоне, который состоялся Альберт-холле. В следующем году певец выступил с большим концертом в ассамблее ООН.

Периодически в газетах и журналах появлялась информация о распаде легендарного коллектива «Аквариум». Но это были утки, которые не стоили выеденного яйца.

Последние изменения в группе коснулись лишь ее названия, которое сменилось на «AquariumInternational». К сплоченному коллективу присоединился Брайан Финниган, играющий на флейте.

Работа в удовольствие

Гребенщиков успевал не только писать тексты для будущих хитов, а также их исполнять, но и сниматься в кино. Дебютировал Борис в короткометражной ленте «Иванов…», где сыграл ключевую роль , перевоплотился в музыканта Борю. Затем были эпизодические роли в таких разноплановых лентах, как: «Город» и «Над темной водой».

В 1993 году Борис Гребенщиков получил главную роль в романтической комедии «Город». Здесь его персонажа зовут Володя, он без ума влюблен в красивую девушку Алевтину.

Но неопытный парень не знает с чего начать знакомство, поэтому пускает все на самотек. В итоге, герой Гребенщикова становится успешным, а вот гордая и неприступная девушка осваивает профессию проститутки.

Кроме того, Борис Борисович Гребенщиков за многие годы выпустил несколько книг:

  • Сочинения в 2 томах: т. 1 «Песни», т. 2 «Непесни».
  • Книга Песен
  • Два стиха о квартире номер шесть.
  • Аэростат. Течения и земли.
  • Аэростат. Воздухоплаватели и артефакты.
  • Аэростат. Параллели и Меридианы.
  • Аэростат. Вариации на тему Адама и Евы
  • Гребенщиков Б. Б. Трамонтана: Авторский сборник
  • Гребенщиков Б. Б. Серебро Господа моего
  • Гребенщиков Б. Б. Песни БГ

Помимо публицистики, Борис Гребенщиков выступил автором прозаических произведений, а именно: повести «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказа «Иван и Данило».

Отличный музыкальный вкус Гребенщикова и его знания в области музыки позволили БГ зарекомендовать себя в качестве радиоведущего . С 2005 года Борис Борисович ведёт часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».

Любимые женщины музыканта

С первой супругой Натальей Козловской Гребенщиков прожил четыре года. В браке у них родилась дочь , которая стала востребованной артисткой. Следующие отношения Бориса были с художницей Людмилой Шульгиной. Стоит отметить, что до БГ девушка жила с Всеволодом Геккелем.

Вскоре Борис Гребенщиков стал отцом во второй раз, на свет появился мальчик Глеб. В 1991 году Гребенщиков узаконил отношения с Ириной Титовой , у которой уже было двое собственных детей: Василиса и Марк. Борис удочерил Василису, чтобы стать еще ближе к ней и внутреннему миру ребенка. Сейчас девушка все также занимается написанием картин.

Борис Гребенщиков имеет много громких эпитетов - учитель, гуру, легенда… Знающие люди утверждают, что выступления Б. Гребенщикова надо посещать хотя бы один раз в год. Знатокам конечно виднее, но одно с уверенностью можно утверждать, этот человек обладает многим, чему можно научиться каждому из нас. При этом, не подражая, а находя свою дорогу

Борис Борисович Гребенщиков родился в семье известных ученных и деятелей культуры. Яркое событие произошло в их жизни, когда 1953 году на свет появился будущий рок-исполнитель. Самым близким человеком для мальчика была бабушка, так как он проводил с ней невероятно большое количество времени. Как полагали родители, их сын станет тоже научным сотрудником одного из крупных научно-исследовательских центров.

После окончания школы, молодой парень все-таки решился, на то, что он будет ученным. Поступил на факультет математики. Вот именно там, в небольшой комнатке за сценой, проходили репетиции рок-группы, которую Борис создал вместе со своим школьным другом А. Гуницким, у которого было прозвище Джорж, так его звали приятели за то, что он был очень похож на Джорджа Харрисона. Начиная с 1969 г. Борис сочиняет и поет песни на английском языке, но позже он всё больше убеждается, что его песни должны исполняться на русском языке.

Обучение в институте давалось очень легко, поэтому он находил время и чтобы заниматься музыкой. С каждым днем он все больше и больше вовлекался в сам процесс. Молодой парень достиг невероятных результатов в своем творчестве. Понятно, то, что он делал, не было в соответствии с устоями коммунистической партии. Это были зарубежные тенденции, которые категорически запрещались на территории СССР. Запись песен проводилась в небольших комнатах, именно поэтому и появилось название «Аквариум».

Нельзя не отметить, что Борис Борисович Гребенщиков был одним из тех, у кого были пластинки с записью музыки западных исполнителей. На то время достать такой товар просто было невозможным. Поэтому многие часы, он вместе со своими друзьями проводил за прослушиванием этих песен.

Карьера

Благодаря тому, что лидер группы хорошо знал английский язык, он отлично разбирался в иностранных течениях в музыке, и рубежи, которые он ставил перед собой, были всегда мирового уровня. Впереди его ждали невероятные перспективы и популярность. Конечно же, всего добиться с первого раза не удается, помимо всего советская власть всячески препятствовала распространению такой музыки. Гребенщиков был смелым парнем, который нес в массы свое видение мира.

В 1973 году слушатели смогли ознакомиться с творением Бориса Борисович Гребенщикова. Вышел первый альбом, который назывался «Искушение святого аквариума». Это было совершенно другое музыкальное направление, которое не было присуще исполнителям того времени. Собратья по сцене в большинстве исполняли узконаправленные советские песни. Группа органично вошла в мировую рок-культуру. После появления «Аквариума» мнение о советской рок-музыке существенно изменилось. Одновременно с группой «Кино» в 80-е годы они стали самыми популярными находками в СССР. Их концерты собирали стадионы поклонников.

Многие знают, что Борис Борисов Гребенщиков также занимался публикациям и выпускал собственный музыкальный журнал. Ценители его искусства с радостью раскупали каждый выпуск. С официальной властью группа особо не конфликтовала, но иногда всё-таки происходили небольшие инциденты. Так музыканты однажды собрались возле инженерного замка, чтобы дать небольшой концерт. Милиция, которая разбиралась по делу разбитых статуй в парке по соседству, задержала исполнителей. После этого по радио BBC было передано сообщение, что в СССР милиция разогнала первый советский рок фестиваль, и арестовала полторы тысячи человек. Именно таким образом складывалась биография и личная жизнь Бориса Гребенщикова на тот момент. Конечно же, его ждал колоссальный успех.

На одном из фестивалей, который проходил на Кавказе, группа молодых исполнителей «Аквариум», получили свою известность. На тот момент о них начали многие говорить и писать. Это смелое, для того времени, исполнение своей музыки буквально взорвало музыкальный мир Советского Союза, после чего официальные власти стали по-другому относиться к исполнителям.

В те времена стиль «панк» не был известен даже среди подпольных музыкантов и, конечно же, никто не понимал, как он повлияет на музыку, живопись, литературу.

Б. Гребенщиков и его соратники одними из первых обратили внимание на это новшество в музыкальном течение того времени. Они познакомились с В. Цоем и группой «Кино», в то время ещё «панками в законе». В то время им поступило предложение выступить на одном из фестивалей, проходящих в Грузии. Заранее была заготовлена программа, по которой они должны были выступать. В процессе Борис поменял песни на те, которые ему хотелось исполнить. Это был очень сложный инцидент, который привел к тому, что биография и жизнь исполнителя серьезно изменилась.

Переломный момент в биографии Бориса Гребенщикова произошел во время выступления на одном из конкурсов. Он вместе с группой начал исполнять свою композицию, в свою очередь жюри покинуло помещение. В последствие Борис был уволен из института, ему запретили репетировать, и исключили из коммунистической партии. Таким образом, он удостоился самых серьезных для себя наказаний. Несмотря на это, появилось очень много свободного времени, чтобы заниматься искусством. Именно этим и воспользовался Гребенщиков. Он понимал, что зацепил власть и правильно движется к своей цели.

После этих событий до середины 80-х годов Гребенщиков работает в различных местах, приходилось, как и остальным участникам «Аквариума», работать сторожем. Когда же ему посчастливилось стать членом профкома драматургов (это непонятная организация, принимающая под свое крыло, тружеников культуры, которые по разным обстоятельствам не могли официально состоять в Творческом союзе, и при этом появлялась возможность нигде не работать, считаясь творческим работником), мог на законных основаниях находиться в свободном плавании. На сегодняшний день личная жизнь и биография Бориса Гребенщикова интересует невероятно огромное количество поклонников.

Этот этап в жизни ознаменовался тем, что никаких выступлений не проводилось. Борис в свободное от работы время занимался записыванием музыки, созданием стихов. В последствие весь материал использовался при создании новых альбомов.

Новые проекты

Далее были созданы блестящие проекты Б. Гребенщикова и «Аквариума», которые появились в совместном творчестве с известным авангардным музыкантом С. Курехиным. Яркий пианист, Сергей стал периодически выступать вместе с группой, при этом оказывая огромное влияние на работу группы. После выхода «Треугольника» коллектив впервые появился на телевидении в шоу-программе «Весёлые ребята». Во время выступления струны на гитаре Гребенщикова были специально зафиксированы, чтобы было видно, что песни исполняются не вживую. Сам Гребенщиков отличается довольно сложным характером, поэтому любые выяснения отношений с ним ни к чему хорошему не приводили.

Самостоятельно с 1981 года начал заниматься записью песен и их продажей. Огромного спроса на них не было, но песне живут в сердцах до сих пор. Говоря о таланте Бориса Борисовича Гребенщикова, можно долгое время перечислять его успехи. Он достоин того, чтобы войти в зал лучших исполнителей рока за всю историю СССР и Российской Федерации. Конечно же, нельзя не отметить и талантливых музыкантов, которые круглые сутки работали вместе с ним.

В 84-86 гг. группа мелькает в разных телевизионных программах (Музыкальный ринг и др.). Постепенно газетных интервью и телевизионных съемок становится всё больше. Когда в Ленинграде открыли рок-клуб, в его деятельности, Борис стал самым активным участником. Когда наступила эпоха «гласности и перестройки» группа наконец-то смогла выйти из подполья, имея за плечами огромную популярность не только среди музыкальных поклонников. Подъезд Гребенщикова постоянно был заполнен любителями творчества артиста. Группа много времени проводила на гастролях.

Главная цель молодого рок-исполнителя – это было поменять сознание советского народа. Конечно же, это приводило к тому, что он не раз оказывался в отделах милиции. На то время уже потихоньку нарастал хаос в обществе, который и привел к развалу СССР. За небольшой период времени, Борис Борисович Гребенщиков вместе со своей командой выпустил несколько альбомов. Каждая песня несла в себе какую-нибудь историю. Именно поэтому он был и популярен.

В 1993 году начинается новая волна популярности группы Аквариум. Целеустремлённые мужчины собираются, чтобы вновь начать популяризировать собственную музыку. Таким образом, появились альбомы «Снежный лев» и многие другие. Было немалое количество совместных песен, которые выпускались с различными новичками в рок-культуре и с довольно известными личностями. С каждым днем популярность только увеличивалась.

Гребенщиков как музыкант удивляет своих поклонников не только своими песнями, в 94-м г. он выпускает диск с песнями А. Вертинского в своём исполнении, в 99-м - песни Б. Окуджавы. Эти два диска удивляют оригинальным духом авторов песен, но в исполнении Гребенщикова чувствуется его индивидуальность. В это же время выходит альбом «Прибежище», это тибетские мантры. Каждый этап в карьере олицетворялся чем-то новым и интересным. Музыканты на то время были уже не молодыми и понимали, что нужно внести в музыку, чтобы она понравилась.

В настоящий момент записано более 40 альбомов группы, каждый из которых получил признательность со стороны слушателей. Всем известны такие супер хиты как: «Город золотой», «Дети декабря», «Дубровский». Невероятно большое количество хитов полюбились слушателям. Даже сегодня он собирает целые стадионы, где многие приходят услышать творчество Бориса Борисовича Гребенщикова. В последнее время интерес к такой музыке постепенно угас, но все же есть преданные фанаты, которые продолжают поддерживать Аквариум.

Б. Гребенщиков живет и трудится на радость своих поклонников в Санкт-Петербурге. Вплотную интересуется буддизмом и занимается переводом письменных трудов восточных гуру на русский язык. Конечно же, нельзя не отметить его целеустремлённость. Несмотря на все сложности, он достиг своей цели.

Личная жизнь

Как и у любого творческого человека, личная жизнь Бориса Гребенщикова не всегда складывалась гладко. В 1976 году он вступил в первый брак с Натальей Козловской. Эти отношения длительное время не продолжались и спустя четыре года они приняли решение о расставании. Алиса Гребенщикова — это их совместная дочь, которая стала также не менее известной актрисой. Творческая личность Бориса Гребенщикова помогала ему продвигаться вперед и в первую очередь за счет своего невольного мышления.

После непродолжительного времени, уже в 1980 году личная жизнь Бориса Гребенщикова снова запылала страстью. На этот раз он женился на Людмиле Шульгиной. На тот момент она была известной художницей. Через четыре года у них родился сын, но и эти отношения разрушились. Всему причиной была особенная влюбчивость Бориса. Отношения с другими женщинами были причиной разрушения всех браков. Он очень мало времени проводил дома, помимо всего в биографии было очень много сложных этапов, вследствие которых не было денег.

В 1991 году Борис женился на Ирине Титовой. Что примечательно, она была женой одного из участников группы «Аквариум», что сразу же вызвало большое негодование среди поклонников их творчества. Сегодня у них есть двое детей. На самом деле личная жизнь Бориса Гребенщикова никогда не мешала детям.

Он очень ответственный отец, который всячески помогает своим детям в карьере. Что касается музыкальной карьеры, то Борис Борисович иногда выступает на разнообразных рок-фестивалях.







2024 © mgp3.ru.