План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект логопедического занятия "Зимующие птицы". Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи в начальной школе с презентацией


Конспект интегрированного занятия по теме: «Зимующие птицы».


Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 43, г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего и подготовительного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
- содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область: Речевое развитие.
Задачи:
-закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах;
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
- развивать внимание, мышление.
Образовательная область: Физическое развитие.
Задачи:
- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
Материалы и оборудование: разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, или канцелярский нож, ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы».
С детьми проведены: беседы, наблюдения.
В НОД использованы: методы и приемы.
Наглядный - показ иллюстраций, картинок; словесный – составление рассказа, ответы на вопросы, беседы; практические – оказание помощи детям; игровые – дидактические игры.

Ход совместной деятельности:
На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне).
Воспитатель: Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
(ответы детей).
Воспитатель: А одним словом, как назвать этих птиц?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
(ответы детей).
Воспитатель: Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
1.Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)


3. Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка…(воробей)


4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипотливая,
Известная персона,
Зовут ее…(ворона).


5. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).


6. Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).


7.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
8. Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
Воспитатель: Правильно. Для чего нужны кормушки? (ответы детей). Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? (ответы детей). Молодцы!
Воспитатель: Молодцы, умницы, вы справились очень хорошо с заданием.
Воспитатель: Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются кочующими. Сейчас я вам картинки покажу, а вы назовете, мне этих птиц?(ответы детей)
Снегирь, клест, свиристель, синица.
Воспитатель: Вы отлично справились. Обратите внимание перед вами стоит мольберт, на мольберте вывешены картинки, рассмотрите внимательно картинки и постарайтесь сказать полным предложением, что на них изображено.
- Какие птицы прилетели к кормушке?
- Что едят синички?
- Как называется домик для птичек?
- Из чего можно смастерить кормушку?
- Назовите зимующих птиц?
- Зачем нужно помогать птицам?
- Чем питаются птицы?
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы составляли предложения. Давайте поиграем в игру: «Счет птиц». Сейчас я прикреплю к мольберту плакат с изображением птичек и мы вместе с вами посчитаем птичек. (Дети считают птиц.)
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?(ответы детей).
- Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
- Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.
- Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
- Вороны – питаются очистками и остатками пищи.
Воспитатель: Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю перейти от слов к делу. Ребята, мы с вами на предыдущем занятии уже начали подготовку кормушек, но к сожалению мы сделали мало, сегодня мы с вами продолжим работу. Напомните мне, что мы делаем вначале, из чего мы с вами делаем кормушки.(ответы детей)
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Воспитатель: Садитесь на свои места и приступаем к работе, покрасим коробочки, можно украсить рисунками, ждем когда высохнут.А затем попросим родителей помочь нам, вырезать в изготовленных нами домиках окошки. Посмотрите ребята, какие красивые кормушки приготовили вы.
Воспитатель: Давайте мы повесим на прогулке наши кормушки, насыпем корм в кормушки. А еще я предлагаю вам повесить возле ваших домов приготовленные кормушки, попросите родителей вам помочь. Я думаю, что мы помогли многим птицам и спасли жизнь многих птиц.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?(ответы детей).
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Планируемый результат:
- активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе творческой деятельности.
Дальнейшая работа:
- Планируем разработать проект.

Оксана Рябченко
«Зимующие птицы». Открытое логопедическое занятие для детей старшей логогруппы

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ .

Цель : Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются ; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время .

Коррекционно - образовательные :

1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц , их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.

Коррекционно - развивающие задачи :

1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,

2. согласовывать существительные в творительном падеже,

3. образовывать сложные прилагательные,

4. формировать фразовую речь;

5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой

6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;

7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;

Коррекционно - воспитательные :

1. воспитывать бережное отношение к птицам ,

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях ,

3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц .

Методы и приемы : объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах , показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь : зимующие птицы , воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, свиристель, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.

Оборудование : презентация "Зимующие птицы ", предметные картинки зимующих птиц ; конверты с разрезными картинками птиц ; шапочки-маски зимующих птиц , угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, поднос.

Логопед : - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) А назовите мне признаки зимы.

Д/И "Подумай и ответь" (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке, море; люди одеваются в теплую зимнюю одежду)

Логопед : - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в сказочный зимний лес.

Логопед : - На чем мы можем туда отправиться? (на лыжах, санках, пешком) .

Упражнение "Метель".

Дети выполняют движения соответственно тексту :

Логопед : - Ух, ты, зимушка-зима , закружила, замела (дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, затем опускаются)

Все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти (дети идут, высоко поднимая колени) .

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали (дети идут быстрым шагом друг за другом) .

Вот мы и прибежали в лес. А в лесу холодно. Давайте с вами погреемся.

А в лесу мороз и ветер,

А в лесу гуляют дети.

Ручки, ручки согревают,

Ручки, ручки потирают.

Нам мороз не страшен,

Вот как мы попляшем. Пощипывание щек

Постукивающие движения пальцами

Потереть ладошки друг о друга и произнести звук [у], [с]

Указательными пальцами массировать крылья носа.

Зигзагообразные движения от середины лба к вискам

Логопед : - Ребята, послушайте. Кто-то стучит по дереву (презентация : дятел стучит по дереву, появляются картинки. Дети отгадывают по картинкам, что написано в письме)

Sos! Sos! Sos! Спасите! На помощь! Погибаем!

Логопед : - Ребята, это сигнал бедствия. Кто же ждет нашей помощи? Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.

Д/и "Сложи птичку". (Работа с разрезной картинкой)

(Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц .)

Логопед : - Кто получился у вас на картинках? (воробей, синица, сорока, ворона, голубь, дятел)

Ребята, одним словом, кто получился? (птицы )

Какие это птицы ? (зимующие )

Почему мы их называем зимующими птицами ? (Птицы , которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими ).

Логопед : - Ребята, посмотрите. К нам прилетели зимующие птицы . Давайте с ними поиграем.

Зрительная гимнастика "Птички"

Птички вправо полетели,

Птички влево полетели

Птички вверх полетели и на веточку сели.

Птички поседели и вниз полетели. дети вправо посмотрели,

дети влево посмотрели

Дети смотрят вверх

Дети смотрят вниз.

Логопед : - Ребята, а сейчас подул сильный ветер и наши птички улетели.

Упражнение на дыхание "Ветерок" (дети дуют на птичек)

Логопед : - Ребята, синица, воробей ворона, дятел, сорока, голуби - это все зимующие птицы . Но есть еще птицы , о которых вы не знаете. Я сегодня вам о них расскажу.

Чтобы помочь нашим зимующим птицам , мы должны с вами узнать : где обитают зимующие птицы , как выглядят, чем питаются. Поможем этим птицам ?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ зимующих птиц .

Ребята, посмотрите внимательно на экран?

Голубь. - Как называется эта зимующая птица ? (голубь) . Чем покрыто тело всех птиц ? (перьями) . Какого цвета перья голубя? (серовато-сизого) . Чем питается голубь? (крошками, зернами, корками хлеба, остатками пищи) .

Воробей. - Ребята, а это какая зимующая птица ? (воробей) . Какого цвета перья у воробья? (коричневато-бурого цвета сверху и белого снизу ) . Чем питаются эти птицы ? (крошками от хлеба, зернами, ягодами, остатками пищи) .

Ворона. - Ребята, а как называется эта зимующая птица ? (ворона) . Какого цвета оперенье у этих птиц ? (туловище пепельно-серое, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные). Из чего делают свои гнезда птицы ? (из веточек, соломы, палочек, перьев) . Чем питаются вороны? (остатками пищи, корками хлеба, кусочками мяса) .

Сорока. - Ребята, а кто догадался, а это какая зимующая птица ? (сорока) . Почему сороку называют "сорокой - белобокой"? (потому что у сороки брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые). А сороки, ребята, хорошо летают? (сороки не очень хорошо летают, предпочитают перепрыгивать с места на место). Чем питаются сороки? (зернами, семенами, корками, остатками пищи)

Снегирь. - А это какая зимующая птица ? (снегирь) . Какого цвета у снегиря грудка? (красного) . А если у снегиря красная грудка, то, как мы его назовем? Снегирь (какой) - красногрудый. Когда появляются у снегирей птенцы? (весной) Чем питаются снегири? (семенами, ягодами, почками растений) .

Физминутка :

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Нам слышны издалека! Пощипывают щеки

Показывают "фонарики"

Взмахи руками

"Чистят перышки"

"Пьют воду"

Хлопают в ладоши

Синица. - Ребята, скажите, как называется эта зимующая птица ? (синица) Какого цвета у неё перья? (окрас серо-коричневый, белые щечки по бокам головы, желтая грудка) . Если у синицы желтая грудка, то, как мы её назовем? (желтогрудой) . Чем питаются синицы? (зернами, семенами, ягодами, семечками, салом, мясом) .

Дятел пестрый. - А это какая зимующая птица ? (дятел) . Почему дятла называют "доктором леса"? (дятел поедает насекомых, различных вредителей, которые живут в коре деревьев). А что у дятла на голове? (красная шапочка) . Чем питаются дятлы? (семенами еловых и сосновых шишек, достают личинки насекомых из-под коры.

Логопед : - Ой, ребята, посмотрите, какое чудо произошло.

Д/и "Один - много".

Была одна синичка, а стало много синичек.

Один воробей - много воробьёв

Одна ворона - много ворон

Одна сорока - много сорок

Одна синица - много синиц

Один снегирь - много снегирей

Один воробышек - много воробышков

Один голубь - много голубей

Логопед : - Ребята, а сейчас я вам расскажу о других зимующих птицах (рассказ логопеда ) .

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово "свиристеть" на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Свиристели обитают в смешанных лесах. В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно перьями, а не жесткими ветками. Здесь самочка будет терпеливо высиживать будущих птенцов, а самец бережно кормить их. Питаются эти птицы плодами рябины , шиповника, барбариса, зачастую полностью снимая урожай с этих кустарников .

Клест - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена , доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда "под рукой" запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах.

Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.

Ребята, а хотите я вас сейчас превращу в зимующих птиц ? Для этого нужно произнести волшебные слова :

Раз, два, три - повернись и в зимующих птиц превратись !

Сказка "Самый красивый наряд". Инсценировка сказки детьми.

Ворон : (смотрится в зеркало) . Скучный у меня наряд, да к тому же быстро пачкается. То ли дело другие птицы : у снегиря грудка красная, у павлина хвост красивый, а попугай так и вовсе весь цветной ходит. Полечу - кА я к сове, пусть она что-нибудь придумает.

Сова : - Нитки да краски - вот мои друзья.

Прилетайте птицы

Всех раскрашу я.

Прилетает синичка. Синичка : - Здравствуйте, уважаемая сова!

Сова : - Здравствуйте, синичка!

Синичка : - Мне зимой так холодно было, так хотелось скорее увидеть солнышко. Сделай так, чтобы мой наряд всегда напоминал мне о нем!

Сова : - Где моя желтая краска? Ну-ка давай свою грудку. Сейчас я выкрашу её в желтый цвет, и она всегда будет напоминать тебе о солнышке!

Синичка : - Спасибо, уважаемая сова. До свидания!

Прилетел воробей. Воробей : - Здравствуйте, уважаемая сова.

Сова : - Здравствуйте, воробей.

Воробей : - Сегодня будет большой концерт, и я буду выступать в хоре : - Чик-чирик!

Прошу Вас очень мне помочь, костюм особый мне нужен. Но только несильно яркий и пестрый.

Сова : - Я думаю, вам подойдет коричневый костюм.

Воробей : - Я за работу вас хвалю

И от души благодарю!

Прилетел дятел. Дятел : - Добрый день вам говорю!

Сова : - Проходите, друг, прошу!

Дятел : - Я дятел много лет живу,

Везде стучу и лес лечу!

Чтоб санитара знали все -

Прошу вас, помогите мне!

Сова : - Яркая краска у меня есть для тебя,

Красная шапочка будет твоя!

Дятел : - За старанье и за добро

Ворон : - Здравствуйте, госпожа сова!

Сова : - Здравствуй, ворон!

Ворон : - Выкрасите мной наряд в самый красивый цвет. Хочу всех поразить своей красотой!

Сова : - Хорошо!

Хочешь голубое платье, как у цапли? - Нет!

Хочешь красную шапочку, как у дятла?

Нет! Выбери для меня цвет совсем невиданный, какого ни у одной птицы не было .

Автор : - Оставил ворон сове свое белое оперенье, а сам улетел. Долго выбирала сова невиданный цвет и, в конце - концов, выкрасила перья ворона в черный - пречерный цвет, чернее тучи. Прилетел ворон, надел новое платье, посмотрел в зеркало, да и ахнул.

Ворон : - Ах, какой красивый цвет! Мне очень нравиться! Спасибо тебе, сова! Теперь у меня самый красивый наряд.

Логопед : - Ребята, вам понравилась сказка? Как называется эта сказка? ("Самый красивый наряд") . Каких зимующих птиц вы запомнили ? (ворон, сова, синица, дятел, воробей) . Чем закончилась сказка? (сова выкрасила перья ворона в черный цвет. Ворону понравился наряд) .

Логопед : - Ребята, а как человек зимой помогает птицам ? (строит кормушки, подкармливает птиц )

Логопед : - Ребята, посмотрите, какую кормушку сделали ваши родители! Давайте пригласим сюда зимующих птиц .

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть клестов и голубей

Дятел в пестрых перышках -

Всем хватило зернышек. Сжимать и разжимать кулачки

Загибать по одному пальчику

Ритмично сжимать и разжимать кулачки

Логопед : - Ребята, а теперь давайте угостим наших зимующих птиц .

Посмотрите на этот поднос. Что вы видите на нем? (хлеб, сало, семена, рябина, семечки, зерна) . А теперь давайте накормим наших птиц .

Пальчиковый театр "Чем угостишь зимующих птиц ?" (дети надевают на пальцы птиц и выбирают еду )

Логопед : - Ребята, а теперь расскажите, в каких зимующих птиц вы превратились , и какую еду вы себе выбрали.

- Я, воробей : чик-чирик. Я люблю есть зерна.

- Я, сорока : стр-стр. Я люблю есть крошки хлеба.

- Я, голубь : гул-гул. Я люблю есть семечки.

Логопед : - Ребята, какие вы молодцы. Всех накормили зимующих птиц . Мы эту кормушку повесим на дерево, и к нам прилетят настоящие зимующие птицы .

III Итог занятия .

Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в зимнем лесу)

О ком мы беседовали? зимующих птицах ) .

Каких новых зимующих птиц вы запомнили ? (клест, свиристель) .

Логопед : - Ребята, зима продолжается. На улице холодно. И мы с вами не должны забывать о зимующих птицах : строить кормушки, подкармливать птиц .

Логопед : - Ну вот, и все. Наше путешествие в зимний лес закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной волшебные слова : - Раз, два, три повернись и в детский сад возвратись!

Татьяна
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое», «Художественно- эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, художественная.

Программное содержание

Коррекционно-образовательные задачи

Закрепить и уточнить названия зимующих птиц.

Учить согласовывать существительные с числительными.

Упражнять в подборе существительного по предложенным прилагательным.

Учить употреблять существительные в творительном падеже.

Учить составлять предложения с предлогоми на,за, в, перед.

Учить составлять предложения с заданным словом.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать словарь детей по теме зимующие птицы.

Развивать логическое мышление.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.

Коррекционно-воспитательные задачи

Формирование способности сопереживать птицам.

Воспитание любви к природе, умению любоваться природой.

Воспитание заботливого отношение к тем, кто в этом нуждается.

Методические приемы

Чтение стихотворения.

Сюрпризный момент.

Демонстрация дидактического материала.

Материалы и оборудование:

демонстрационный - картинки с изображением зимующих птиц; кубик с цифрами; кормушка; игрушка совы;

раздаточный - разрезные картинки.

Лексический материал:

слова: синица, воробей, снегирь, сорока, ворона, дятел, сова, клест;

предложения: Воробьёв можно покормить пшеном. Синиц можно покормить несоленым салом. Голубей можно покормить перловой крупой. Снегирей можно покормить ягодами рябины. Клестов можно покормить семенами шишек. Сова сидит в кормушке. Сова сидит на кормушке. Сова сидит за кормушкой. Сова сидит перед кормушкой. Снегири сидят на кормушке. Синицы клюют хлебные крошки. Воробьи улетели от кошки.

Предварительная работа

Чтение художественной литературы о зимующих птицах, рисование птиц, беседа о зимующих птицах.

Планируемые результаты

Дети с удовольствием включаются в игры. Проявляют интерес к предложенной деятельности. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Придумывают предложения о зимующих птицах.

Организационный момент

Учитель-логопед: «Послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Основная часть

1.Игра “Покормим птиц”

Учитель-логопед: «Ребята, а чем можно покормить птиц зимой?»

Ответы детей: «Воробьёв можно покормить пшеном. Синиц можно покормить несоленым салом. Голубей можно покормить перловой крупой. Снегирей можно покормить ягодами рябины. Клестов можно покормить семенами шишек».

2. Игра “Узнай по описанию”

Учитель-логопед: «К нам в гости сейчас прилетят птицы. А вот кто прилетит, вам нужно угадать.

Драчливый, весёлый, удалой, шустрый».

Ответы детей: «Воробей». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Желтогрудая, весёлая, юркая».

Ответы детей: «Синица». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Красногрудый, ленивый, малоподвижный».

Ответы детей: «Снегирь». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Белобокая стрекотунья и воровка».

Ответы детей: «Сорока». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Красноголовый, в чёрном фраке, лекарь деревьев».

Ответы детей: «Дятел». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Чёрная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает».

Ответы детей: «Ворона». (Выставляется картинка).

3. Игра «Кормушка»

Учитель-логопед: «К нам в гости прилетела сова. Она будет прыгать по кормушке, а вам нужно рассказать где сидит сова».

Ответы детей: «Сова сидит в кормушке. Сова сидит на кормушке. Сова сидит за кормушкой. Сова сидит перед кормушкой».

4. Физкультурная минутка “Синичка”.

Учитель-логопед: «Ребята давайте немного отдохнем и поиграем».

Скачет шустрая синица, Прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок. Кружатся.

Вот присела на минутку, Приседают.

Почесала клювом грудку, Почёсывают пальчиками грудь.

И с дорожки – на плетень, Убегают с места.

Тири-тири, тень-тень-тень. Сидя, взмахивают кистями рук.

5. Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

По кормушке клювом бей,

Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

6. Игра “Сосчитай птиц”

(Дети сидят кружком на ковре).

Учитель-логопед: «Я называю зимующую птицу и качу кубик. Тот, к кому прикатился кубик, должен назвать столько птиц какая цифра написана на кубике».

Ответы детей: «Пять синиц, два воробья, три вороны, четыре совы.».

7. Игра “Собери картинку”(разрезные картинки).

Учитель-логопед: «Ребята, давайте разделемся на три команды. Первая команда будет собирать картинку со снегирями. Вторая-картинку с синицами. Третья - картинку с воробьями.»

(Дети собирают картинки).

8. Игра «Придумай предложения.»

Учитель-логопед: «Молодцы, ребята. А теперь каждая команда должна придумать предложения. Первая команда со словом снегири. Вторая со словом синицы. Третья со словом воробьи.»

Ответы детей: «Снегири сидят на кормушке. Синицы клюют хлебные крошки. Воробьи улетели от кошки.».

Рефлексия

Учитель-логопед: «Ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились? Какие игры вам понравились?»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы. Задачи: Обобщить знания детей о птицах, их многообразии, особенности внешнего вида, строения, питания, размножения.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: Формирование представлений о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» (интеграция ОО: познават., худож-эстет., соц-коммун.) Цель: уточнить представления.

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе «Зимующие птицы» Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Зимующие птицы» (по сюжету сказки.

Тема: "Зимующие птицы" Цель: Составление описательного рассказа по теме "Зимующие птицы" с опорой на план-схему. Задачи: - Расширение, уточнение.

Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

логопедический звук чтение

Программное содержание:

  • · расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • · развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • · автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  • · закрепление умения детей делить слова на слоги
  • · развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • · развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • · развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • · развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • · воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • · воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы:

  • · предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
  • · модели птиц на каждого ребенка
  • · картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
  • · магнитная доска
  • · опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • · дидактическая игра "Назови по части целое"
  • · дидактическая игра "Составь слово"
  • · губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
  • · простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

  • · Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
  • · Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
  • · Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения - ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах - названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение - отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

  • · Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
  • · Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
  • · Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
  • · Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
  • · Для чего птице клюв?
  • · Для чего птице крылья?
  • · Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?

Дети: Мы штриховали.

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

  • 3. Физминутка.
  • 1. Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Клювики почистили,

  • · И на место сели. Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
  • · Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
  • · Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
  • · Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
  • · Повороты головы вправо - влево
  • · Имитируют руками взмахи крыльев
  • · Дети садятся на стульчики.
  • 2. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

  • · Н.Нищева Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
  • · На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
  • · Опять сжимают и разжимают кулачки.
  • 4. Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

  • · Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
  • · Для кого этот корм? (Для птиц)
  • · Чей это корм? (Птичий корм)
  • · Чья это пища? (Птичья пища)
  • 5. Развитие связной речи.

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности.

Разработала учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с комбинированного вида №6 "Антошка"

г. Павлово, Нижегородской области

Пулина Нина Павловна

Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.

2. Расширять лексический запас по данной теме.

3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на -ья, -ьи.

4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.

5. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным.

6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

8. Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.

9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.

4. Развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Материал :

Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.

ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);

Мяч;

Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный: карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Ход занятия

I.Организационный момент:

Психогимнастика:

Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.

Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.

Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко

II. Сообщение цели:

Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.

1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)

(выставляется картинка синички)

Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! (снегирь)

(выставляется картина снегиря).

Угадайте, что за птица? Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)

(выставляется картинка совы).

В серой шубке перовой, и в морозы он герой!

Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!

(выставляется картинка воробья).

Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!

Кто это?

Вороны! (выставляется картинка ворон).

Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!

А это кто?

Дятел! (выставляется картинка дятла.)

Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?

Дети: - Зимующие!

Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.

Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)

Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?

Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)

Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?

Дети: - Размером, окраской, оперением.

Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?

Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.

2. Сейчас у нас игра с мячом «Один - много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов

Ворона - (вороны) сорока - (сороки)

Голубь - (голуби) сова -(совы)

Снегирь - (снегири) галка - (галки)

Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)

Перо - (перья) крало - (крылья)

Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)

3. Игра Какой? Какая? Какие? (Образование сложных прилагательных.)

Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)

У вороны длинный клюв? (длинноклювая)

А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)

У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)

4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:

Галки-галочки, галчата.

Снегири - снегирики, снегирёчки, снегирята.

Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.

Голуби, голубочки, голубята.

Логопед: А что умеют делать эти птицы?

Дети: -летать, прыгать, ходить.

6. Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ? Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?

Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно - синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).

8 . У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?

Ленивый, грустный, малоподвижный.

У какая по характеру синица?

Тонкая, умная, весёлая, юркая.

А какой воробей?

Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.

А что можно сказать про сороку? Какая она?

Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.

9. Игра «Накорми птиц»

У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.

Это семена дыни. Какие семена?

Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?

Синица.

Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?

Дынными.

А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?

Снегири.

Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. - Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)

А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.

А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)

А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)

Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)

10. Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)

11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)

Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.

III. Релаксация.

Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)

Дети: - Я слышала, как каркает ворона,

А я слышала, как чирикает воробей.

Я слышал, как свистят синицы и снегири.

А я - как трещит сорока.

IV. Итог:

Птицы - полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице, на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.







2024 © mgp3.ru.