Портреты людей карандашом для начинающих. Основы рисования портрета


Каждый начинающий художник рано или поздно захочет научиться рисовать портреты. Конечно, чтобы создать полноценный портрет, потребуется безграничное терпение и долгие тренировки. Для начинающих важно освоить технику рисования основных составляющих, проработать правильные пропорции. Человеческое лицо можно изобразить в произвольной форме, а потом уже работать над деталями и компонентами.

Для такой сложной работы, как рисование человеческого лица, запаситесь качественными материалами. Вам понадобится лист бумаги, ластик и несколько карандашей. Карандаши стоит выбирать различной твердости, которую можно отличить по маркировке. Твердый карандаш помечается меткой “Н” или “Т”, мягкий – “В” или “М”. Используя твердый карандаш, вы получаете тонкую светлую линию. При рисовании мягким карандашом линии будут темнее и толще. Приступим к рисованию. Внимательно посмотрите на себя в зеркало или рассмотрите любые изображения человеческого лица. Посмотрите на пропорции. Самая узкая часть лица – подбородок, более широкая – скулы и височная зона. Любое человеческое лицо можно изобразить при помощи следующих трех фигур: две трапеции и треугольник. Линия соприкосновения трапеций обозначает линию глаз и верхнюю точку ушей. Линия соприкосновения треугольника и трапеции – линия нижней губы.


Отложим на рисунке оси симметрии. Оформим овал лица, уберем острые углы. Схематично изобразим нос и отметим линию рта.


Перейдем к прорисовке глаз. Глаза располагаются чуть выше носа таким образом, что расстояние между ними примерно равно ширине глаза. Внешние края носа отмечают положение внутренних уголков глаз. Не забудьте обозначить брови. Для этого отложите от верхнего века расстояние, примерно равное ширине глаза.


Теперь обратим внимание на рот. Для правильного определения величины рта проведите две линии от внутренних уголков глаз вниз. Если вы хотите нарисовать улыбку, делайте его чуть шире. После этого вытираем все вспомогательные линии при помощи ластика.


Добавляем элементы, призванные придать лицу реалистичность. Рисуем волосы (или головной убор), прорисовываем глаза. Чтобы нарисовать глаза, начните прорисовку со зрачка, нарисуйте веки и ресницы. Добавьте теней к радужной оболочке, обозначьте светлый блик. При помощи мягкого карандаша добавьте объем рисунку, сделав затемненные участки. Не давите на карандаш слишком сильно, это прибавит ненужной грубости всей работе.


Рисовать человека – сложная задача, которая по силам тем, кто не боится усердной работы. Перед началом процесса тщательно изучите приемы наложения теней, прорисовки глаз, губ и других элементов лица. Соблюдайте пропорции, но не бойтесь экспериментировать и не переставайте совершенствовать свои навыки.

Здравствуйте! Свами Анна!

Напомню, к этому уроку мы приготовили:

  1. Бумага А4;
  2. Карандаши, гелевая ручка, «стирательная» резинка (ластик);
  3. Тонкая калька;
  4. Журнал мод.

Помните, мы говорили о старых школах Китая, и лиса Ялисс рассказывала нам о первом этапе обучения, где художник учится по образцам?

Для начала приведу примеры портретов.

Рассмотрите их внимательно. Мы к ним еще вернемся.

Худ. Татьяна Чувашева. Детский портрет:

Пьеро Ратари. Женская головка:

Посмотрели? Итак, пробуем рисовать.

Возьмем бумагу и отточенный карандаш. Нарисуем круг. Постарайтесь нарисовать его от руки. Если сложно, то можно взять маленький стаканчик и очертить его.

Проведем в круге две перекрещивающиеся линии, делящие круг на 4 равные части (горизонтальную и вертикальную). Можете воспользоваться линейкой.

Точка перекрестья - центр круга.

Продолжим вертикальную линию ниже круга.

Внизу дорисуем при помощи двух линий треугольник (не большой и не маленький). Он должен получиться почти равносторонний:

Круг и треугольник составляют лицевую часть черепа. Нижний треугольник - это будущая челюсть.

Обведем ее двумя полукруглыми линиями так, чтобы получилось такое яйцо, как бы, слегка заостренное книзу:

Теперь вернемся к кругу.

Линия, делящая круг пополам, это линия, на которой будут располагаться наши брови.

Проведем еще одну параллельную ей линию, чуть ниже. Это линия, где будут располагаться глаза:

И теперь сделаем такое не простое деление линии, на которой мы будем рисовать наши глаза.

Но перед тем как понять, какое это будет деление, подойдите на минуточку к зеркалу и посмотрите на свое лицо.

Все лица разные, но художники придумали «каноны», такие образцы, для удобства обучения рисованию и для удобства сравнения. Вспоминаем, ведь, чтобы научиться рисовать, надо много наблюдать. Быть просто внимательным мало, надо научиться сравнивать.

Для облегчения сравнения художники выбрали образцы. Сейчас мы с вами и работаем по такому образцу.

Поняв и научившись рисовать образец, мы легко можем сравнивать его с другими лицами.

Как понять, какой нос назвать длинным, а какой коротким?

Для того чтобы это определить, нужно для сравнения иметь средний нос, т.е. нос среднего размера. Образцы для обучения все имеют средние размеры. По образцу легко можно научиться рисовать «образцовое» лицо.

Сейчас мы посмотрим, как по этому образцу рисовать глаза.

По правилу образца, между глазами должен помещаться «один глаз», т.е. расстояние между глазами должно соответствовать размеру одного глаза.

Принято выделять у глаза внутренний край, тот, что ближе к носу, (где находится «слезнячок», место, где скапливаются наши слезы, если мы плачем) и внешний край, тот, который ближе к уху. Расстояние между «слезнячками» и составляет размер одного глаза.

А расстояние от внешнего края каждого глаза до виска составляет по половинке глаза.

Посмотрите на свои глаза или на мамины. У всех людей между глазами будет расстояние примерно в один глаз. Но у кого-то оно больше, у кого-то меньше. У кого-то глаза поставлены близко, у кого-то широко.

Но мы, сейчас изучаем образец, который берем за основу. С ним мы будем сравнивать все другие лица, не для того, чтобы посчитать их несовершенными, а чтобы иметь точку отсчета, то, с чем можно сравнивать. Образец помогает замечать больше.

Посмотрите на рисунок, где показано это деление:

В итоге, мы должны отметить на нашей нижней горизонтальной линии тонкими штрихами размеры трех глаз и их две половинки с боков. Обещаю, что это самое сложное место в рисовании человека анфас. Больше такого не будет.

Еще раз посмотрите на рисунок. И попробуйте сделать такое деление, сравнивая свой рисунок с тем, что вы видите.

Теперь сотрем вспомогательные линии между глаз и с боков глаз, чтобы осталась только наметка наших будущих реальных глаз. Не делайте их очень черными. Пока только определилось место наших глаз.

Теперь отрезок линии от точки из цента круга до конца подбородка делим пополам. Эта точка деления будет самым нижним краем нашего носа. Это точка называется «корень» носа. Место, где нос переходит в верхнюю губу.

Когда у людей болит голова, они часто массируют именно эту точку и это помогает боли уйти. Вы можете попробовать это сделать сами. Довольно болезненное место, но от давления на него, в голове как будто проясняется. Такая вот «волшебная» точка.

Проводим через нее на нашем рисунке тонкую горизонтальную линию:

А теперь делим отрезок линии от точки корня носа до конца подбородка тоже пополам. Проводим горизонтальную линию. Это будет край нижний губы.

И проводим еще одну горизонтальную линию чуть выше этой линии. Как показано на рисунке. Это есть основная линия губ. Запомните ее:

Что ж, мы наметили основные точки.

Теперь можно приступать к деталям.

Начнем с глаз. Глаза у людей бывают разные и не только по цвету, а еще и по форме. Бывают большие, маленькие глаза, выпуклые или впалые, с большими или маленькими веками.

Но сейчас нас интересует только, так называемая, «линия глаз».

Если мы сравним глаза двух человек, то увидим, что они разняться в первую очередь «линией глаз». Что это за линия такая?

Это мысленно проведенная линия от внутреннего края глаза («слезнячка») до внешнего его края. Она у всех людей находиться под разным углом. Или бывает прямая, когда «слезнячок» и внешний угол глаза находится на одной линии:

Сравните эту «линию глаз» на рисунке. Глаза бывают сильно раскосые, где внешний край глаза идет резко вверх. Бываю слегка раскосые или наоборот, внешний край глаза может быть опущен, по сравнению с внутренним. Такие грустные глаза.

Мы нарисуем наши глаза слегка раскосыми. Совсем чуточку, какие они бывают у большинства людей.

Для этого из внешнего края намеченных нами полосок для глаз, проводим слегка опущенную вниз линию (на рисунке она красного цвета).

Стираем прежние полоски. И рисуем вот такой глаз. Рисуем «слезнячок» и верхнее веко. На верхней намеченной ранее горизонтальной линии намечаем брови:

Чтобы нарисовать нос, нужно определить место крыльев носа.

Для этого из точек глаз обозначающих внутренний их край («слезнячок»), опускаем вниз две вертикальные линии. А из точки, которая обозначает корень носа, наоборот, проводим две линии чуть вверх.

Рисуем такую «птичку»:

Посмотрите, как корень носа в профиле соответствует точке, обозначающей его же анфас:

Рисуем нос очень просто. Чуть выше корня носа рисуем ноздри, такими темными треугольничками, слегка раскосыми. Крылья носа тоже слегка подправляем, направляя линию глубже внутрь, чтобы нос был не таким широким.

Мягкой линией в центе носа намечаем самую выступающую вперед часть носа - «пипочку». На «пипочку» маленькие дети любят показывать пальцем или трогать ее друг у друга, как будто они звонят в кнопку звонка: «Дзинь-ь-дзинь!!»

У кого-то эта «пипочка» находится очень высоко, и смотрит вверх - это курносый нос. У кого-то она находиться строго между ноздрями. Если смотреть в анфас. У кого-то она находится низко - висячий нос.

К старости эта самая высокая, самая выпуклая точка на лице слегка опускается. Потому что в ней нет костей, которые держали бы форму. И поэтому носы у старых людей слегка обвисают, по сравнению с молодыми носами.

Мы рисуем средний нос (не курносый и не висячий):

Сотрем вспомогательные линии. И перейдем к губам.

Рот делится на верхнюю губу, нижнюю. Самая главная линия рта - это средняя линия губ. Она образуется, когда губы сомкнуты. Она тоже, как нос и глаза у людей, бывает разной.

Крайние точки, края губ могут быть на одной линии с ее серединой. Но, если края губ опускаются, то получается грустное лицо или плачущее. Если края губ подняты, тогда лицо выглядит улыбающимся и жизнерадостным. Это зависит и от возраста и от настроения, и от природного строения лица.

Сравните:

Теперь рисуем наши губы.

Нам надо их наметить. Вспомогательную, горизонтальную линию средины рта мы уже нашли раньше. Наметим на середине этой линии овал верхней губы. Отметим этот овал темнее.

Теперь намечаем края губ. Края нашего рта. Рот тоже бывает разный. Большой, маленький, средний. Мы нарисуем рот среднего размера.

Определим его размер так: от внутреннего уголка глаз, надо немного отступить по направлению к внешнему уголку глаз.

Теперь найдем точку, делающую глаз примерно на 3 части. Опустим линии вниз из этой точки. В месте, где они пересекутся с центральной линией наших губ и будут края губ.

От середины линии губ, от нашего овала, рисуем линию губ, уголками чуть верх. И ставим на краях уголков, жирные точки (такие треугольнички, как на рисунке). Нижняя линия губы уже у нас найдена. Намечаем ее тверже.

Намечаем верхнюю губу небольшим овалом. Губы готовы:

Теперь стираем все вспомогательные линии.

Рисуем волосы. И рисуем их много и выше нашего круга-черепа, в зависимости от пышности прически.

Рассмотрите и обратите еще раз внимание на портреты, которые представлены были в начале нашего урока.

Когда художники рисовали лицо человека, они ярко, глубоким тоном (чернотой или насыщенностью краски), выделяли на лице не все подряд, а только самые важные места. Самое важное в портрете - это глаза и еще несколько линий и точек. Остальное рисовали очень мягко и тонко. Просто «растворяли».

На самом деле, на портрете самыми главными, самыми яркими и самыми-самыми тёмными, должны стать зрачки глаз .

Художники выделяли глаза на портрете всегда, во все времена. Это самый главный секрет портретиста.

Попробуйте очень хорошо, выделить на вашем рисунке зрачки глаз и вы увидите, как ваши глаза сразу станут смотреть, как живые.

Кроме зрачков глаз нужно выделить еще немного: по сути, это только три линии и три точки.

Первые две линии, которые мы черним сильнее (но не сильнее зрачков глаз) - это две линии верхней части глаза, над зрачками , там, где ресницы. Но, обратите внимание, не всю линию верхнего века , а строго в середине глаза .

Потом черним так же хорошо срединную линию губ.

Вычерняем точки ноздрей и точки краев губ. Это все.

Но в процессе следим, чтобы наши зрачки глаз оставались все равно темнее всего. Если надо мы снова добавим в них черноты .

Напоследок, утемняем немного внутренние края бровей, но слега. Наш портрет-образец готов:

Мы можем сделать из нашего образца и мальчика.

Для этого поменяем прическу. Но в этом случае сначала еще нарисуем уши, потому что у мальчиков причёски часто не скрыты волосами.

Конечно, уши можно спрятать под прическу, но нам же, надо научиться их рисовать.

Размер уха соответствует размеру от брови до корня носа. Рисуем в этой области сбоку ухо, вот такими тремя линиями. Сам овал уха две линии внутри.

Делаем прическу, так же рисуя их выше нашего круга-черепа.

Теперь наметим шею.

Делим наш глаз пополам и опускаем от этой точки линии вниз. Это и будет размер шеи:

Мы можем смягчить все линии ластиком, и сделать темными, только то, что нам необходимо для портрета. Повторю. Самое темное - это сам зрачок, верхняя линия глаза, линия губ, ноздри и крайние точки губ.

Можем немного растушевать, очень мягко, боковой частью карандаша, выделить губы и румянец на щеках. Наш мальчик готов:

Круг, который мы рисовали в начале (основой нашего черепа), мы намечаем всегда, когда начинаем рисовать голову человека в анфас или профиль.

Круг есть круг. Но треугольник нижней скулы может быть разный. Может быть большой, острый или совсем маленький, в зависимости от формы лица и возраста, худобы или полноты.

Посмотрите два примера. Чем меньше треугольник внизу, тем лицо становится либо детским, либо более полным:

Чем острее и длиннее наш треугольник скулы, тем худее или старше будет лицо человека:

Теперь мы перейдем к работе с калькой.

Возьмем наш журнал мод, листок кальки, карандаш.

Не надо брать большой лист кальки. Достаточно такого, на котором поместится только лицо.

Выберем из журнала любое лицо анфас. Журнал мод хорош для изучения рисования головы человека тем, что в нем почти нет фотографий с глубокими тенями, которые скрывают форму. А нам нужно сейчас очень хорошо научиться видеть форму лица, чтобы его изучить.

Выберем лицо в анфас, достаточно большое лицо на странице, чтобы черты его были хорошо видны и кладем сверху кальку.

Внимание! Рисуем не бездумно! Помните про умное срисовывание.

Обводим так, чтобы выявить основные важные места в лице человека. Утемним их хорошо. Мы их запомнили.

Первое: самое темное, прямо черное – зрачки.

Второе: верхняя линия глаз.

Третье: точки ноздрей и уголков губ.

Четвертое: срединная линия губ.

Старайтесь, рисуя, помнить о форме головы и лица. В каждой из них есть круг и треугольник. Обращайте внимание на соотношение их размеров друг к другу.

Не рисуйте пока лишних теней и ничего нового, кроме того, что мы изучили.

Просто сейчас немножко разные будут носы, глаза и губы. На разной высоте будут самые выпуклые части носов - «пипочки».

Нарисуйте через кальку несколько разных лиц и сравните их друг с другом. Представьте, по возможности, как выглядело бы то, или иное лицо в профиль.

Если у вас есть возможность найти фотографию портрета или фото старика, старушки или ребенка анфас, то обрисуйте их под калькой тоже по тому же принципу.

Изучение основ живописи поможет стать вам хорошим художником или дизайнером. Зачастую сложности вызывает вопрос, как нарисовать лицо человека карандашом - рисование человеческого тела сопряжено не только с умением рисовать вообще, но и с тонким знанием анатомии человека и особенностей мимики и проявления эмоций. Одними из самых сложных называют прорисовку лица и кистей рук. Давайте разберемся пошагово как же рисовать человеческое лицо анфас.

Содержание:

Шаг 1 - делаем заготовку

Форма лица у большинства людей разная, но, в основном, все типажи хорошо вписываются в овал. Поэтому, большинство типов лиц, прекрасно вписывается в него и с его прорисовки можно начинать любой портрет анфас. Для наброска используем остро отточенный карандаш (HB или 2B, если у вас лучше получается другими – напишите об этом в комментариях), но линии делаем очень легкими – их потом надо будет стереть. Если вы будете нажимать на карандаш в момент формирования наброска – деформируете бумагу и эти вмятины испортят портрет.

Рисуем вертикальный овал, который разделяем одной вертикальной и двумя горизонтальными линиями. Вертикальная проходит точно посредине, а конкретное расположение горизонтальных в каждом случае будет разным, так как намечает для нас расположение носа, глаз и губ (нижняя горизонталь).

Шаг 2 – набросок носа

Теперь необходимо обозначить расположение носа и губ ориентировочными штрихами. Намечаем границы носа несколькими вертикальными линиями. Место расположения губ горизонтальными штрихами, нижнюю границу нижней губы делаем немного длиннее.


Шаг 3 – рисуем глаза

Вертикальные линии, которые мы набросали при обозначении границ носа помогут нам понять месторасположение внутренних уголков глаз. Расстояние между глазами должно быть примерно равно еще одному глазу.

Чтобы правильно отрисовать брови необходимо представить себе на рисунке еще один мнимый глаз, по линии которого и будет проходить бровь. Это легкий прием, для того, чтобы представить себе точную высоту брови над глазом.


Шаг 4 – рисуем рот

Предваряя вопросы – рот должен по величине вписываться в границы вертикальных вспомогательных линий, которые проводятся от уголков глаз. Если человек улыбается – рот может быть немного шире. Чтобы прорисовать губы линии необходимо класть довольно легко, чтобы он не получился слишком жестким и грубым. Для формирования верхней губы наносим три овала, очень легким, набросочным штрихом. Помним, что верхняя губа всегда немного затемнена, в зависимости от того как падает свет, с уклоном в какую-то из сторон. Передаем это затемнение нанесением теней. Важно также не забыть впадинку между верхней губой и носом, у мужчин (из-за роста волос) она, обычно, затемнена больше.

Нижняя губа всегда слегка бликует, для реализации этого эффекта есть 2 способа: оставить губу незаштрихованной, либо нанести очень легкие тени и осветлить их ластиком.

Границы между губами набрасываем очень легкими штрихами, практически не нажимая на бумагу. Сами границы губ тоже не нужно выделять резко. На черно-белом портрете это делает их слишком «злыми».


Шаг 5 – очищаем рисунок

Ластиком аккуратно убираем вспомогательные линии и получаем уже готовый к работе эскиз. Кое-где можно дополнительно смягчить линии легким, едва ощутимым прикосновением ластика – это еще больше добавит воздуха линиям.


Шаг 6 – прорисовка деталей

Обратите внимание на внешние черты лица модели, скулы, щеки, прорисуйте эти отклонения от идеального овала, стараясь придать линиям мягкость и плавность. Тщательно прорисовываем глаза, кладем тени, помним о том, что суженные зрачки в состоянии покоя, а расширенные при возбуждении или болезненной реакции на что-либо – это позволит нам частично передать необходимую эмоцию. Затемняйте зрачок без особого фанатизма, лишь чтобы придать ему нужную глубину. В последнюю очередь выделяем блики на зеницах и рисуем ресницы.


Шаг 7 – объем и тени

Когда все остальное готово, остается лишь придать лицу объем с помощью теней. Добавляем их очень легко, следя за тем, чтобы на рисунке не возникало участков, где свет «падает по-разному».


Все, портрет готов.

В нашей школе живописи Вы можете научиться рисовать лицо человека посетив специальные мастер-классы или пройдя полный курс обучения. Звоните, по телефонам на сайте, чтобы узнать подробнее!

Для того чтобы научиться рисовать человеческую голову карандашом, необходимо выучить необходимые пропорции.

Мужская голова: определение пропорций

Использование сетки для правильного построения головы и уточнения пропорций особенно полезно для начинающих. Несмотря на разнообразие лиц основные пропорции применимы практически для любой расы.

Голова анфас - 5 клеток по горизонтали на 7 клеток по вертикали. Центральная вертикальная линия симметрии.

Горизонтальная шкала

1.Ширина глаза составляет 1/5 всей ширины головы и равняется 1 клетке.
2.Расстояние между глазами равняется 1 клетке
3.Расстояние от края головы до внешнего уголка глаза равняется 1 клетке.
4.Ширина глаза равняется 1 клетке
5.Расстояние от внешнего уголка правого глаза до абриса лица составляет 1 клетку.
6.В одну центральную клетку во вертикали вписывается нос, а также линия основания подбородка

Вертикальная шкала: анфас

1.Глаза: располагаются посередине всей высоты головы.
2.Линия волос: 1 клетка от верхней границы головы.
3.Нос: 1,5 клетки вниз от уровня глаз.

4.Граница нижней губы: 1 клетка вверх от нижней точки подбородка
5.Уши: от кончика носа до бровей - 2 клетки.

Горизонтальная шкала: профиль

1.Голова в профиль: длина 7 клеток и ширина 7 клеток
2. Расстояние между передней границей глаза и кончиком носа составляет 1 клетку.
3. Ширина уха составляет 1 клетку. Его фронтальная часть расположена на 5 клеток дальше от кончика носа и на 2 клетки от границы головы.
4. Нос выступает на полклетки от основной формы черепа, размер которого приблизительно составляет 6,5 клеток.

Женские пропорции такие же как и у мужчин.

Рисуем голову и черты лица — упражнения

Вид в профиль:
Нос выступает сильнее по сравнению с другими чертами лица
Челюсть выступает не более чем лоб
Ухо расположено значительно дальше срединной линии профиля
В этом ракурсе линия рта довольно короткая
Изучите форму глаза

Вид в три четверти оборота
Дальний глаз имеет укороченную форму по сравнению с ближним, потому что мы не видим его внутренний уголок.
Дальняя половина рта короче, чем ближняя
Эти же наблюдения относятся к бровям.

Вид анфас
Глаза расположены относительно друг друга на расстоянии длины одного глаза.
Одна сторона головы является зеркальным отображением другой.
Наиболее широкая часть головы - выше ушей.
Наиболее широкая часть лица - на уровне скул.
При таком ракурсе форма ушей менее выразительна.

Черты лица «крупным планом»

1.Вид в профиль
Веки должны быть чуть больше глазного яблока - иначе глаз не смог бы закрыться.
2.Вид в три четверти оборота
Обратите внимание на значительную разницу форм. Форма дальнего глаза напоминает вид в профиль, а ближнего представляется более завершенной благодаря тому, что хорошо виден внутренний уголок. Дальняя бровная дуга кажется короче ближней.
3.Вид анфас
При данном виде глаза являются зеркальным отражением друг друга. Расстояние между ними равняется длине одного глаза. Обратите внимание на то, что, как правило, приблизительно на 1/8 или ¼ радужная оболочка глаза оказывается скрыта под верхним веком, а нижняя граница оболочки почти касается нижнего века.

В различных ракурсах, нос имеет разные формы.
1. Вид в профиль
Обратите внимание на форму ноздри и определите ее расстояние по отношению к кончику носа.
2. Вид в три четверти оборота.
По-прежнему остается очевидным профильный абрис носа; однако обратите внимание, как меняется расстояние от ноздри до кончика носа.
3.Вид анфас
Выраженными здесь являются лишь длина носа и его кончик. Ноздри также очерчены и акцентированы - не забывайте прорабатывать тоновые соотношения.

1.Вид в профиль
В данном ракурсе линия смыкания губ - наиболее короткая.
2. Вид в три четверти оборота
Ближайшая к нам сторона губ напоминает вид рта анфас, в то время как удаленная сторона оказывается укороченной из-за перспективного сокращения.
3.Вид анфас
Нам хорошо знаком именно этот ракурс. Очень важно точно и правильно нарисовать линию смыкания губ, в противном случае, вы не добьетесь точного воспроизведения формы рта.

Уши - существуют различные конфигурации, здесь представлены только некоторые из них.

Определение черт лица.
Глаза имеют первостепенное значение, поскольку очень часто именно они определяют выражение лица человека и делают его столь узнаваемым для нас. Следующими по значимости элементами являются рот и нос.

Линия смыкания губ - строго прямая.
Улыбка: изгиб линии вверх.
Печаль: изгиб линии вниз

Губы - тонкие или полные?
Веки - узкие или широкие?
Бровные дуги - изогнутые или прямые?

Пропорции без сетки

1.Уровень глаз.
2.Центральная ось и линия уровня глаз под прямым углом к центральной оси.
3.Кончик носа находится чуть ближе к глазам, на расстоянии чуть большем третьей части, но меньшем половины.
4.Центральная линия рта. Приблизительно на одной трети расстояния от кончика носа до подбородка.
5.Расстояние между глазами - равно ширине одного глаза.
6.Опустив прямые линии от внутренних уголков глаз они соприкоснутся с краями ноздрей.
7.Опустив прямые линии из центра глазных зрачков - они соприкоснутся с внешними уголками рта.
8.Переместив карандаш по горизонтальной линии на уровне глаз - определите верхние кончики ушей.
9.Проведя линию от нижних кончиков ушей - вы попадете в пространство между носом и ртом. Уши больше чем вы думаете.
10.Ширина шеи.
Расстояние от уровня глаз до подбородка равняется расстоянию от внешнего уголка глаза до заднего края уха.

Упражнения

Ну что же, теперь попробуем нарисовать портрет на основе полученных знаний. Для начала сделаем женский портрет — все таки дамы)

Сперва обозначьте общую форму головы и убедитесь в том, что она правильно соотносится с формой шеи. Форма головы может быть округлой, вытянутой и суженной. Но какой бы она ни была, вы должны определить ее в самом начале работы.

Представьте и решите, каким образом волосы покрывают голову и как они соотносятся с ее общей формой. Обозначьте только их положение.

Теперь разметьте основную форму головы, начиная с линии глаз. Их уровень и размер должны быть выверены, как и расположение бровей.

Затем приступайте к наброску общей формы носа обусловленной его анклоном и степенью выступа относительно общей поверхности лица.
Определите длину и ширину рта, убедитесь что вы правильно арсположили его по отношению к подбородку.

На данном этапе четче прорисуйте форму головы и черты лица. Затем выберите тоновый диапазон и наметьте участки теней.

Теперь проработайте над светотенью лица, исходя из положения головы относительно источника света и выбранного ракурса. При проработке обращайте внимание на плавный переход темных валеров в светлые. В конце выделите глаза.

Ваш портрет готов!

А теперь попробуем нарисовать мужской портрет.

Существует также альтернативный метод написания портрета: работу следует начинать с центральной линии, делящей лицо на две симметричные части. Затем относительно нее намечаются черты лица вплоть до внешних границ. Этот метод используют как опытные художники так и новички.
Для выполнения упражнения выберем положение в три четверти оборота. Сперва проведите на листе бумаги вертикальную линию, а затем двумя легкими засечками наметьте общую высоту головы.

Уточните пропорции.
1.Прорисуйте форму глаз и бровные дуги, следя за правильностью их соотношений. Обратите внимание что ближайший к вам глаз будет чуть больше дальнего. Определите точку пересечения дальней бровной дуги с контуром лица.
2. Теперь изобразите нос. Схематичными легкими штрихами постарайтесь как можно точнее передать тени на неосвещенных участках.
3. Уточните высоту уха - при фронтальном расположении головы оно такого же размера что и расстояние между линиями глаз и носа. Однако при рисовании портрета в три четверти оборота возникает перспективное сокращение. Поэтому не забывайте чуть укорачивать ухо и располагать его под небольшим углом. Определите положение уха относительно овала лица и уточните его форму.
4. Наметьте форму рта. Из-за того же перспективного сокращения дальняя половинка рта должна быть меньше, чем ближняя. Носогубная складка должна расширяться от ноздрей к середине рта. Покажите заостренную форму подбородка.

Обозначьте черты лица
1.Проведите горизонтальную линию расположения глаз - она должна проходить точно посередине между верхней и нижней отметками. Затем покажите на ней расположение и форму глаз.
2. Верхнюю часть головы поделите еще пополам и наметьте линию волос.
3. Также обозначьте нижнюю часть носа - она находится ровно посередине между линией глаз и нижней точки подбородка. Теперь схематично, несколькими штрихами передайте форму носа.
4.Определяем положение рта. Обратите внимание, что рот находится ближе к носу, чем к подбородку, поэтому не делайте типичную ошибку: не располагайте рот ровно посередине расстояния между ними.

Покажите участки теней
1.Несколькими легкими штрихами покажите теневые участки на обращенной к вам стороне головы. Затем наметьте легкий теневой контур, ведя карандашом ото лба вдоль скуловой кости к нижней губе и подбородку. Обозначьте участок шеи и контуры падающих теней.
2.Выделите тенями объем глаз, носа и рта. Положите мягкую тень легкой штриховкой по линии роста волос. Затем четче определите абрис лица. Завершите зигзагообразными штрихами изображение формы головы в верхней части.
3.Еще раз проработайте контур лица справа. Будьте внимательны: участок подбородка не должен слишком выступать в фронтальном направлении.

Поработайте над светотенью
1.Начните работу с углубления тонов наиболее акцентированных участков. Осторожно моделируйте формы тоновыми нюансировками: на одних участках повышайте контрастность глубиной тона, на других — смягчайте переходы, используя в случае необходимости ластик.
2. Наиболее акцентируются на рисунке, как правило, контуры глаз (иногда бровей), теневой участок между носом и глазом, а также область ноздрей. Линию смыкания губ, участок под нижней губой, а также край подбородка (в зависимости от условий освещения) выделяют достаточно резко.
3. Четче обозначьте пряди волос, проработайте форму уха. Выверите положение головы относительно плеч.
4. К конце обратите внимание, чтобы на неосвещенной стороне более темные тона зрительно отодвигали массив волос вглубь, а выделенные ластиком блики способствовали выдвижению лица на передний план.

Немалая часть людей мечтает обучиться рисованию только ради того, чтобы рисовать портреты. Вот только не все отдают себе отчет в том, что изображать на бумаге людей — это одна из самых сложных задач в рисовании. Как нарисовать лицо человека и какие тонкости нужно учитывать — читайте далее.

Прежде чем научиться рисовать человека полностью, вы должны изучить способы рисования отдельных частей тела. Если вы уже освоили техники рисования и хотите продвинуться дальше — узнать, как нарисовать лицо человека карандашом, — то вам понадобятся определенные принадлежности (бумага, набор простых карандашей, ластик, линейка) и немного терпения.


Лучше всего практиковать рисунок карандашом с натуры, но поскольку вы новичок, то вам лучше начать с обычного срисовывания с фото, чтобы «набить руку». На первых порах можете вообще облегчить себе задачу и срисовывать с готовых рисунков, но не увлекайтесь — ваш прогресс не должен останавливаться.

Как нарисовать овал лица

Сначала вам потребуется научиться правильно рисовать овал лица человека. Помните: у человека лицо кверху более закругленное, а книзу — более заостренное. Придется хорошенько потренироваться, чтобы соблюсти пропорции лица и его симметрию.

Считаете, что достаточно поупражнялись — отлично, теперь приступаем к рисованию овала.


После того как вы изобразите контур овала, разделите его линиями: вертикальная ось по центру овала и две параллельные горизонтальные оси, пересекающие вертикальную линию по перпендикуляру. Первая горизонтальная линия должна разделять лицо чуть ниже, чем наполовину, а вторая линия еще ниже делит пополам оставшуюся часть.

Вы можете сделать разметку для лица: где будет нос, где рот. Нос приблизительно должен располагаться по вертикальной оси, а губы — под нижней горизонтальной.


Ваш следующий шаг — черточками наметить рот и нос по линиям на рисунке. Нижнюю губу обозначьте более широким пространством между черточками. Нос может располагаться примерно между двумя горизонтальными линиями.

Как нарисовать глаза и брови

Глаза должны располагаться совсем немного выше носа, а внутренние уголки глаз должны соединяться с внешними линиями носа. Можете сначала начертить себе вспомогательные горизонтальные линии на уровне глаз.


Для классических пропорций лица человека расстояние между глазами равно длине одного глаза, поэтому пользуйтесь линейкой, дабы соблюдать точность. Следите за разрезом глаз и не рисуйте его слишком размашисто — между глазами и контуром овала еще должно быть свободное место для висков.

Старайтесь рисовать оба глаза одновременно, чтобы они получились максимально одинаковыми. Если вы будете прорисовывать полностью один глаз, а потом другой, то эта схожесть может потеряться.

Начинайте рисовать брови с внутренней стороны. Высоту бровей можно определить, если представить над глазом еще один воображаемый глаз. Конечно, брови не будут прямыми, как наши вспомогательные линии, — они всегда немного изогнуты.

Изображая гнев, брови сводят к переносице внутренними сторонами вниз. Для грустной эмоции внутренние уголки бровей мы, наоборот, поднимаем.

Как нарисовать рот

Чтобы пропорционально нарисовать рот, проведите две линии от внутренних уголков глаза (радужки) вниз. Там где эти линии пересекутся с губами, будут будущие уголки рта.


Верхнюю губу рисуют изогнутой, с небольшой ложбинкой в центре. Нижняя губа рисуется больше по размеру, приблизительно в две трети всего рта. Хотите нарисовать рот открытым — увеличьте отрезок расстояния между нижней и верхней губой, при этом нижнюю сделайте пухлее с помощью округлой кривой линии.


После этого можно стереть внутренние контуры, которые мы рисовали в самом начале. У нас получился завершенный эскиз.


Теперь нужно детализировать лицо человека. Прорисуйте глаза — они требуют особого внимания, затем хрящик носа, скулы и подбородок. Помните, самым широким лицо будет по уровню скул.

Как добавить объем

И последний шаг — это добавление объема с помощью прорисовки теней. Вы можете использовать любую технику рисования карандашом: и штриховку, и растушевку. У вас должно быть сформировано понимание того, где может находиться свет и как при этом будут вести себя тени. Затемните область под носом, очертания скул, впадинки верхних век и ложбинку под нижней губой.

Рисуя уши, не забывайте: верхний кончик уха совпадает с верхним веком, а нижний — с кончиком носа.

Учтите, что выполнять каждую линию нужно тонко, не нажимая сильно на карандаш и не вдавливая его в бумагу — вам потом будет легче стереть все вспомогательные линии.


Если же вы хотите научиться рисованию лиц в стиле аниме , то вам придется освоить совершенно другую технику.

Предлагаем посмотреть обучающее видео, с помощью которого вы узнаете, как нарисовать лицо человека карандашом поэтапно:

Имейте в виду, что представленные выше рекомендации по большей части касаются классической, идеальной формы лица и подойдут для освоения начинающими. Однако, если вы хотите в будущем овладеть искусством портрета в полной мере, вам придется научиться рисовать совершенно разные типы лиц и в совершенно разных ракурсах.







2024 © mgp3.ru.