Методическая разработка плана-конспекта урока изо. Презентации по изо (урок изобразительное искусство, рисование) на темы по фгос, скачать бесплатно


1 класс, ИЗО, 1 четверть, учитель Третьякова Е.М., ШГ №95

Цель: создание условий для знакомства учащихся с видом изобразительного искусства – графика.

Проблема: можно ли в графике передать красоту окружающего мира? Каким образом?

Задачи :

- повторить жанры изобразительного искусства – натюрморт, пейзаж при путешествии в музей; познакомить учащихся в ходе беседы, игровых ситуаций, анализа произведений искусств с графикой, а также с выразительными средствами графики; выявить отличия между живописными и графическими изображениями; выполнить образы деревьев различными линиями, используя графические средства изображения;

- развивать внимание, познавательный интерес, фантазию, графические навыки; умение работать в паре, в группе;

- воспитывать эстетический вкус, стремление к красоте, коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат – первичные знания о графике, графический рисунок деревьев.

1. Орг. момент.

2. Психологический настрой.

Приветствие.

Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.

Будем изобразительное искусство изучать

Творчество и фантазию развивать.

3. Ход урока.

Повторение , закрепление пройденного материала.

Мы с вами ребята живём в удивительном мире, мире добра и счастья, в мире ярких, различных цветов и оттенков, в мире красоты. Человеческое сердце и душа воспринимают эту красоту и отображают е в произведениях искусства – в музыке, литературе, живописи и тд. Вот сейчас мы с Художником – Живописцем отправимся в небольшой музей, для того, чтобы проверить наши знания. В нашем музее небольшая коллекция произведений художников. Внимательно посмотрите и найдите среди картин:

-Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется _______________ (пейзаж)

Найдите картины, изображающие пейзаж и прикрепите карточку с буквой «П». (репродукции картин художников разных жанров на доске)

Так что же такое пейзаж?

Какой может быть пейзаж? (ответы уч-ся)

Задание №2

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе.

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это _____________________ (натюрморт)

Давайте в нашем музее найдём картины художников, изображающие натюрморт. (работа учащихся у доски, прикрепить к репродукции карточку с буквой «Н»)

А кто помнит из вас, как называли художники давным-давно натюрморты? (завтраки)

Какой натюрморт мы рисовали на прошлом уроке? Что разместили мы на плоскости стола? (ответы уч-ся и показ работ)

4. Новая тема. Вводная беседа.

Сегодня к нам на урок пришёл ещё один художник. Посмотрите и поприветствуйте его. Чем, на ваш взгляд, он отличается от Художника – Живописца? (работа в группах, ответы спикеров)

Это Художник- График. Сегодня мы познакомимся, как он работает, какие изобразительные средства использует, и увидим результат его и вашего творчества.

А пока послушайте маленькую историю.

«Как-то раз вышел спор между красками, кто из них красивее и ярче всех. Стали они наперебой себя расхваливать. Рядом стоял и молчал Простой Карандаш. – А, что это ты молчишь? Нечем похвалиться? – стали посмеиваться над ним краски. Он обиделся и молча, отошёл от них.

- Неужели я такой не красивый, загрустил карандаш. Неужели я никому не нужен и никто не захочет рисовать мной?»

Ребята, а как вы считаете? Какой простой карандаш, если какая-то польза от него? (работа в группах, обсуждение в парах, выступление спикеров)

Вы хотели бы узнать, что же случилось дальше?

«Пришел Художник. И вдруг на глазах у ярких красок он взял простой карандаш. Он начал рисовать удивительные рисунки – портреты, пейзажи, животных, натюрморты. Окружили Художника краски и стали ахать: " Какая красота! Какие линии, какие интересные переходы и формы! Как мы раньше этого не замечали» А художник рисовал до самого вечера. Много замечательных работ создал он, используя только простой карандаш. (Показать детям на доске графические рисунки различных жанров)

Перестали больше хвастаться и зазнаваться краски. Они стали с уважением смотреть на своего скромного, простого друга.»

А рисунки, которые создал Художник, называются – Графикой.. Вот чем занимается наш Художник – График..

5. И тема сегодняшнего нашего урока «Графика. Волшебная линия».

Так, что же такое графика?

Графика – это произведение искусства (рисунки), выполненные

графическими средствами.

Показ графических средств учащимся – простой карандаш, цвет. карандаши, восковые мелки, уголь, сангина, соус, сепия, тушь, перо, фломастеры и тд.

Посмотрите на доску, так чем же отличаются живописные картины от графических рисунков? Что может быть главным в живописи и в графике?

(работа в группах, ответы спикеров)

В переводе слово «графика» означает «пишу, черчу, рисую». Но почему именно это слово? Посмотрите на простой карандаш. Внутри деревянной оболочки – камень – графит, вот поэтому рисунки, выполненные графитом стали называть графикой. Но не всегда графика бывает черно-белой, она бывает цветной. Такой рисунок можно получить благодаря цветным мелкам, цветным карандашам и фломастерам. (показать цветные графические рисунки)

6. Закрепление.

А вот теперь попробуем среди произведений искусства на листке найти графические работы художников и отметить их линией. Сам. работа учащихся. (карточка с репродукциями художников живописи и графики)

Проверка хлопками.

А что дало нам выполнение этого задания? (ответы уч-ся)

7. Физминутка. Представим, что мы начинаем рисовать. Давайте рукой в воздухе нарисуем круг, квадрат, горы, озеро… Что мы проводили в воздухе?

Как выдумаете, с чего мы начинали рисовать? С линии.

8. Практическое задание.

Когда мы только начинаем рисовать, то мы проводим линию. Открыли альбомы и начинаем работать. Линия может быть разной, она словно волшебница, мгновенно может изменить свой облик, настроение. Посмотрите, что она умеет и какая бывает. Учитель рисует на доске, а ученики за ним.

Может быть: спокойной, плавной, вялой, ленивой, робкой, испуганной, ершистой, сердитой, игривой, весёлой.


Она любит путешествовать: по земле, поднимать в горы, нырять в море, загорать на песочке, свернуться в клубочек и покатиться по дорожке.

Линия может очертить форму любого предмета и это будет контур. (контурный рисунок показать) Она справиться с любым заданием, она может

4 –

всё! Недаром она волшебная. А вот художники называют её «живой». Как вы думаете, почему? (ответы уч-ся)

В графике линия живёт не одна. У неё есть друг – Штрих. С ним мы познакомимся на следующем уроке.

9. А сейчас нас приглашает в гости Художник – График. Посмотрите, в каком необычном доме он живёт. Какой он дом? Дайте ему характеристику.

(линейный, графический). Вот, что может линия, как она постаралась. Но как, то странно вокруг, пусто и одиноко во дворе у Художника-Графика. Чего здесь не хватает, как вы думаете ребята? (ответы учащихся)

Сада, деревьев, цветов.

Говорят, что каждый человек в своей жизни должен выполнить три дела: построить дом, посадить дерево и воспитать ребёнка. Вы пока ещё маленькие, но обязательно у каждого из вас будем свой дом, семья, дети. А вот посадить дерево вы можете и сейчас. Тогда во дворе Художника сразу всё изменится. Только скажите, а для чего люди сажают деревья, с какой целью? (ответы учащихся)

А теперь за работу. Каждый из вас сейчас получит саженцы. (бумажный, контурный макет дерева) Вам необходимо, используя различные графические линии, выполнить образ дерева, красивого, роскошного и посадить во дворе Художника.(прикрепить к доске рисунок)

Самостоятельна работа учащихся.

10. Подведение итога работы на уроке.

Какой сад великолепный появился у Художника–Графика. Благодаря чему он получился? Что вы узнали на уроке?

11. Рефлексия.

Посмотрите, появилось на небе солнышко. Оно улыбается вам. Вы хорошо постарались. Только как–то странно оно выглядит. Чего не хватает у нашего солнышка? – лучей. Они есть у меня. И сейчас наше солнышко засияет ещё краше. Пусть каждый из вас возьмёт лучик и проведёт внутри него цветную линию. Если вам сегодня на уроке было интересно, всё понятно, комфортно, то проведите красную линию. Если вам было немножко неуютно, что-то не получалось, но сердечко ваше пылало и рвалось вперед, то жёлтую линию. А если вы не получили для себя никаких знаний, вам было не интересно, то проведите линию простым карандашом для того, чтобы потом можно было подумать и что-то изменить. Если ваше настроение измениться, то вы всегда сможете превратить эту линию в цветную.

(прикрепить готовые лучики на доску к солнышку)

Солнышко готово, сад посажен, настроение у всех отличное, художник-График улыбается.

Волшебный графический мир.

Теперь знакомы мы с тобой!

В нём чувство радости живёт

И нас с тобой туда зовёт.

12. Возврат к проблеме. (ответы учащихся)

13 Пожелания учителя и ребят друг другу.

ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №95

РАЗРАБОТКА

урока изобразительного искусства

1 класс

Тема: «Графика. Волшебная линия».

Подготовила: Третьякова Е.М.

учитель ИЗО

Караганда

План – конспект урока

по изобразительному искусству

Преподаватель МБУ ДО « ДШИ»

п.Восток,Красноармейского р-на

Приморского края.

Гордеева

Анжелика Владимировна.

Дата___18.01.2016год .____

Вид занятий Рисование с натуры в третьем классе.

Тема урока Рисование с натуры предметов быта (вазы) комбинированной формы.

Цель урока Развитие пространственного мышления и образного воображения. Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры.

Оборудование урока

а) Для учителя. Натурная постановка. Наглядные пособия в виде учебного материала, показывающих последовательность построения изображения. Доска, мел.

б) Для учащихся. Мольберт, бумага А-3, карандаши, резинка

Оформление классной доски

Схема последовательности построения изображения.

План урока

    Организационная часть- 2-3 мин.

    Сообщение новых знаний -08-10 мин.

    Практическая работа учащихся – 20-27 мин.

    Сообщение задания на дом –2-3 мин.

Ход урока

    Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания.

    Изложение учебного материала.

Прежде всего обратить внимание учащихся на характер и особенности конструктивного строения формы вазы.

Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов.

Форма нашей вазы заключает в себе ряд простейших форм, которые конструктивно связаны между собой. Какую форму напоминает горлышко вазы? Определите форму основного объема вазы. На что похожа форма вазы?

Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком, как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение. Задаю ученикам вопросы: как надо положить лист бумаги – по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали?

Объясняю общий характер формы и основные пропорции – отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напоминаю, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке.

Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия.

Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.

Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней.

Учащиеся приступают к работе.

    Самостоятельная работа учащихся.

Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.

    Подведение итогов.

Выбираю хорошую и плохую работы, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.

    Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщаю учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем уроке. Чтобы им было легче справиться с заданием, предлагаю дома выполнить тональный рисунок предмета домашнего обихода, аналогичною по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов,) Давая задание на дом, показываю на классной доске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объем формы. После урока учащиеся приводят класс в порядок.

Список использованной литературы

1.Анциферов Л.Г., Анциферова Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ изобразительных отделений ДШИ. М.,2003.

2.Барышников А.П. Перспектива –М.,1955

3.Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта.М.,Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

Рисунок 1,2,3,4

МЕТОДИКА УРОКА

Методика урока состоится в зависимости от задач и тематики, заявленных в программе, и основывается на разработке тематических положений, как:

Триединство задач

Каждый урок включает в себя воспитательные, образовательные и творческие задачи.

Опорные понятия

Включают то, на чем строится понимание нового материала. Все, что дети наблюдали, читали, слышали от учителя, от родителей, узнали друг от друга, увидели по телевизору.

Основные понятия

Это понятия, которые формируются на данном уроке многообразными формами и методами. Основные понятия учитель не даёт в готовом виде, а подводит детей к ним исподволь, включая их в активную беседу, работая с иллюстративным материалом. Включение в структуру урока музыки и литературного материала дают детям возможность более образно, на эмоциональном уровне воспринимать основные понятия.

Планирование времени на уроке

Распределение времени на уроке зависит от его целей и содержания. Сколько времени отвести на беседы и на практическую работу решает сам учитель. Если урок – беседа, то время урока распределяется следующим образом:

Изложение нового материала – 25-30 мин.

Самостоятельная работа учащихся – 10-15 мин.

Если урок носит практическую направленность, то на беседу отводится 10-15 мин., а на практическую деятельность 25-30 мин.

Активность учителя на уроке

Уроки изобразительного искусства требуют от учителя постоянной активной работы: во время бесед, показа произведений искусства, самостоятельной работы учащихся, анализа детских работ, на протяжении всего урока. От активности учителя зависит формирование творческой активности учащихся.

Психологическая сторона урока

Развитие внимания учащихся, мышления, речи, воображения, творческих способностей.

Эмоциональная сторона урока

Развитие умения радоваться,смеяться, грустить, волноваться, сопереживать, Развитие доброжелательности в оценочных суждениях.

Х од урока

В урок включают беседу с детьми, носящую всегда проблемный характер, работу с учебником, учебно-дидактические игры, практическую работу, ее оценку. Урок строится по усмотрению учителя исходя из его творческих возможностей, опыта, с использованием нетрадиционных форм и разнообразных средств обучения при разработке драматургии урока.

Слайд-фильм

Использование на уроке слайдов с произведениями искусства и музыки можно объединить в слайд-фильм – подборку из 10-12 произведений на одну тему, выстроенную созвучно по настроению с музыкальным произведением. Слайд-фильм показывают детям без пояснения учителя. Во время его демонстрации учитель может сфокусировать изображение или размыть его, использовать цветной фильтр для усиления эмоционального воздействия отдельных кадров. Желательно иметь кроме целого изображения еще и фрагменты произведения, чтобы можно было рассмотреть детали, обратить внимание на главное.

Для того чтобы после просмотра слайд-фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составить так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.

Работа с учебником

Впервые для уроков изобразительного искусства по программе Б.М.Йеменского для начальной школы выпущены учебники, рассчитанные на каждого ученика. Они построены так, что каждая глава соответствует программе одной учебной четверти, а каждый разворот его имеет доступный возрасту текстовый и зрительный материал для уроков. Учебник богато иллюстрирован как репродукциями картин выдающихся художников, так и детскими рисунками для внимательного рассматривания, погружения ребенка в мир искусства, отражающего эстетический аспект жизни. Практические задания расширяют возможности детского творчества, дают повод к самостоятельной работе на уроке и дома.

Учебник ни в коем случае не должен заменять учителя на уроке! Он является только подспорьем в работе и может быть использован по усмотрению учителя во время беседы, объяснения темы или практического задания.

Практическая работа учеников

Практическая работа детей связана с конкретной задачей и заданием для выполнения в классе. Это могут быть упражнения, наброски, зарисовки, эскизы и длительная работа с материалом. Живопись, графика, лепка, бумажная пластика дают возможность попробовать свои силы в разных видах искусства, освоить элементарные приемы работы, выявить свои возможности и способности.

Коллективные и групповые работы

Этот метод возник из практики работы, когда понадобилось не только активизировать деятельность детей, но и научить их видеть работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. Так, от самого простого – работы вдвоем на одном листе возник метод выполнения групповых работ. Сначала каждый ребенок рисовал только на своей половине листа. Сразу стало видно, что нет единства изображения. Надо было научить видеть работу другого, соподчинять свою часть работы с работой товарища.

Некоторые работы, такие, как конструирование, итоговые работы за четверть в виде панно, вообще невозможно сделать в одиночку, например, «Два флота», «Гармония жилья с природой», «Художественный образ средневекового города» и др. Такие работы требуют совместного труда всех мастеров (Изображения, Украшения, Постройки). Это работа индивидуально-коллективная, когда одну часть (постройку, зарисовки) дети делают индивидуально, а потом из них монтируются большие панно, макеты (наклеиваются на большой лист с подрисовкой и т.д.).

Есть еще один вид групповой и коллективной работы, когда сразу целая группа детей делает одну большую работу (декоративные панно, декорации к спектаклю). Это самый трудный вид деятельности. Здесь нужно уметь видеть работу не только соседа, а всей группы, согласовывать свою работу с другими, находить единое композиционное решение коллективного замысла. Такой работой дети захвачены, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех. Здесь и игра, и творчество, и труд – все сразу. Так исподволь формируется чувство коллективизма, ответственности не только за свой участок работы, но и за общий труд – качество, необходимое человеку в дальнейшей жизни.

Оценка деятельности детей. Устные ответы

При оценке устных ответов учитываются:

–активное участие в беседе;

–умение найти нужное, выразительное слово;

–умение высказывать свое суждение;

–умение делать выводы;

–использование в беседе домашних наблюдений.

Оценка практической работы

Обязательные упражнения можно не оценивать, некоторые упражнения, зарисовки, наброски, выполненные оригинально, имеющие художественную ценность, оцениваются. Практическая работа более крупного плана оценивается по нескольким показателям:

а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность;

б) графические выразительные особенности, композиционное решение, живописное решение (можно поставить две оценки).

Творчество детей надо поощрять, при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу. Некоторые неудачные работы можно вообще не оценивать. Плохая оценка по искусству приведет только к отказу от работы. Из лучших работ детей можно организовать выставку. Часть работ (самые выразительные) можно использовать в качестве дидактического материала. Школа не готовит художников. Оценивается включение в творческий процесс, а не продукт его, и все-таки качество детских работ может быть показателем работы учителя.

Отдельно оценивается трудолюбие – это добросовестное отношение к домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений (дежурство, работа лаборанта, роль главного художника и т.п.).

Задание на дом

Это задания по поиску материала и домашние наблюдения. Их можно давать в любое время на уроке, записать очень кратко на доске и в дневнике. Все практические работы дети выполняют в классе. Дома они могут сделать творческую работу по своему желанию. Этому чрезвычайно способствует наличие рабочей тетради – приложения к учебнику.

Методы работы на уроке

    Словесные:

слово учителя; беседа, сравнение; деловые игры, создание ситуаций уподобления действиями, мимикой.

    Наглядные:

коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра; многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов; самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства; использование домашних наблюдений.

    Интегрированные:

сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.

    Практические:

показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом; групповая работа 2-4 человек с выбором лидера; коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника.

    Творческие:

исследование, поиск, творческая работа.

6. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.

Расширение видов деятельности на уроках

1. Активная беседа во время восприятия искусства и освоения нового материала.

2. Работа с учебником.

3. Графические и живописные зарисовки, лепка, моделирование с натуры, по непосредственному впечатлению после просмотра, по памяти, по фантазии.

4. Композиционные поиски, зарисовки, эскизы: иллюстрации, рассказы в рисунках, тематические композиции, предметные композиции.

5. Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических панно.

6. Конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами.

7. Освоение техники живописи – акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики – углем, карандашом, тушью, в гравюре, в монотипии; скульптуры – из пластилина, глины, пластика; конструирования – из бумаги, картона, коробок.

8. Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись по дереву и папье-маше, роспись по ткани (батик). [Резьба по дереву, вышивка, макраме – в дополнительном образовании.]

9. Поисковые работы по искусству: коллекции открыток, марок, сбор репродукций в альбомы и для изготовления классных наглядных пособий, рассказы о художниках или видах искусства (возможна их краткая запись для создания классной рукописной библиотеки).

10. Ролевые игры: путешествия, художники и зрители, экскурсоводы и прите ли, уподобление образам и др.

Конспект урока по ИЗО.

Тема: Палитра художника.

Цель: познакомить уч-ся с теплыми и холодными цветами, их ассоциациями в природе, познакомить с понятием «палитра», материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства; выполнить палитру в форме бабочки; формировать навыки и умения организации рабочего места; развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусству; прививать интерес к предмету;

ОБОРУДОВАНИЕ : картинки «Палитра художника», образец бабочки.

ХОД УРОКА.

1.ОРГ. МОМЕНТ.

Прозвенел звонок, Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать, Творчество и фантазию развивать.

Ребята, какое сегодня число?

Какой день недели?

Какой по счету день?

Какое сейчас время года? Молодцы.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Ребята, сегодня у нас будет урок на тему «Палитра художника». Я принесла иллюстрации, давайте их рассмотрим.

Конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.

Вы хотите научиться рисовать? (ответ уч-ся). Я вам в этом помогу.

Для того, чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:

    Я в руке своей держу радуги кусочек. Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

    Как толь в акварель уткнусь я хвостиком Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)

    Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

    Чёрный Ивашка, деревянная рубашка Где носом проведёт, Там заметку кладёт. (карандаш)

Молодцы! Всё отгадали. Давайте их приготовим.

Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, ещё живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на её стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Прошло много лет, и художники стали использовать самые разные материалы: дерево, металл, глину, кость, камень, бумагу, стекло и даже болотную траву. Если вы были в музеях, то, наверное, видели там различные произведения художников, скульптуры, керамическую посуду и многие другие экспонаты.

Живописью называют произведения, созданные красками.

Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создаёт образы героев, изображает действие, пишет картины природы.

Чтобы создать множество оттенков (разновидность цвета) художник пользуется палитрой (небольшой кусочек бумаги или картона, доски или стекла на которых смешивают краски)

Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.

Сейчас мы этим и займёмся.

Чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.

Кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Сейчас давайте с вами на листочке смешаем краски. У нас получились необычные цвета, теперь будем их наносить на бумагу, так чтобы получилась бабочка. Создание палитры в виде бабочки, путем смешивания красок.

Теперь возьмем новый чистый листочек и сложим его попалам, разогнем и на одной стороне нанесем разные цвета красок, чистую половину наложим на окрашенную. Разогнем, и у нас получилась необыкновенная палитра!!!

4. ИТОГ УРОКА.

Посмотрите, как сразу поднялось настроение! Как в нашем классе стало светло от ваших работ! Молодцы!

Какая тема была на нашем уроке?

Что вы сегодня рисовали?

Ребята, вы сегодня на уроке старались, трудились. Мне понравились ваши рисунки. Вы все молодцы.

Урок рисования для младших школьников. Снегири.

Автор : Хатипова Гульнара Кабировна преподаватель.
Место работы: МОУДОД ДХШ№2

Конспект урока по рисованию.

Цель: формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения; развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии.
Задачи:
Образовательные: научить изображать снегиря;
знакомить с жанром анималистики;
передача в рисунках красоты линий, форм, окраски,их цветовой гармонии; определение пропорций.
Развивающие: научить видеть красоту птиц,
развивать у детей потребность в творчестве.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; бережное отношение к природе, воспитать умения видеть, понимать и замечать прекрасное в повседневной жизни, красоту природы;
формирование эстетических чувств;
формирование аккуратности в процессе работы.
Зрительный ряд: слайдовая презентация «Снегири», репродукции с изображением снегирей, образец работы, сделанный учителем, поэтапное изображение снегиря.

Материалы и принадлежности: гуашь, альбом, баночки для воды, кисточки, палитра, простой карандаш, резинка, цветной картон формата А4.

Литературный ряд: - стихи, (см. в конспекте «Ход урока»); - пословицы

Музыкальный ряд: голоса разных птиц.
План урока:
1.Оргмомент – 2мин.
2.Сообщение темы – 20 мин.
3.самостоятельная работа – 50 мин.
4.Подведение итогов – 10 мин.
5.Домашнее задание – 5мин.
Ход урока:
I.Оргмомент:
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.
Правильно зимой. Зимой в природе происходят разные изменения.
Какие изменения происходят в природе?
(Деревья сбрасывают свою листву, некоторые животные впадают в спячку, выпадает снег, приходят морозы).
Зимой к нам заглядывают гости…Кто?
(Птицы).
Узнаем, если нам помогут ребята. У некоторых на партах лежат буквы, возьмите их и выйдите к доске. Буквы перепутались, что ж за слово? Отгадаем его, если найдём ответ на загадку:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Правильно, это снегирь. Именно его мы сегодня будем рисовать на уроке.
Тема нашего сегодняшнего урока «Снегири».

Ближайший родственник снегиря- воробей. Живёт снегирь в хвойных таёжных лесах. На зиму значительная часть птиц перебирается к югу, именно поэтому мы можем его видеть в наших садах и лесах.
Длина тела (около 18 см, весит около 35 г.)
Какого цвета оперение?
Верх головы, крылья и хвост чёрные.
Задняя часть шеи и спина светло-серые.
Надхвостье и подхвостье чисто-белые.
Нижняя часть тела красная.
Вот парочка птиц - это снегири. Самец и самочка.


Как вы думаете кто из них – кто?
(У самки красный цвет замещён буровато-серым.)
Представьте себе 100- 150 лет назад в России была традиция обучать снегирей пению. Птенцов, вынимали из гнезд, выкармливали и обучали различным мелодиям. Обученные птицы были довольно дороги, но радости от такого питомца – тоже немало. Сейчас традиция обучения снегирей пению, а также секреты этого мастерства утеряны. Может быть, это и к лучшему. Птицы должны жить на воле, а не в клетке. У русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок посвящённых этой птице. Например по старинной солдатской примете снегирь поет к победе.
У вас на парте в конверте лежит пословица, разрезанная на части, составьте её и объясните её смысл. КРАСНА ПТИЦА ОПЕРЕНЬЕМ, А ЧЕЛОВЕК – УМЕНЬЕМ . Если птицу расхваливают за её красоту. То человека судят по его делам, умениям. И вы сегодня увеличите свои умения, научившись рисовать птиц.
Снегиря очень любят в России. В подмосковье находится единственный в мире «Музей снегиря». В нем собраны все виды снегирей, картины, скульптуры и другие произведения искусства посвященные снегирю. Туда приходят люди посмотреть на птиц, и узнать об их жизни.
Художники очень любят изображать снегиря. Посмотрите на картины где изображена эта птица.



А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных?
Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами.)Потому что «animal» - по – английски «животное».) А жанр - анималистическим.
Как вы думаете, на что художники обращают внимание при рисовании птиц?
Прежде чем рисовать птицу, нужно обратить внимание на её внешний вид. Это:
1) размер самой птицы и ее туловища; кто это? (Пингвин- это птица ребята!)
2)длинные или короткие ноги; Посмотрите как отличаются ноги у цапли и снегиря
3)длинная или короткая шея; По сравнению с лебедем шея снегиря почти не видна
4)форма, размер хвоста и крыльев; Это тоже самец. Видите, они выделяются не только окраской, но и шикарным хвостом.
5) форма клюва, лапок и когтей;
6) вид оперения и его окраска;
Я предлагаю каждому из вас выполнить рисунок снегиря. Посмотрите на мою работу здесь показано как нужно правильно, построить птицу. Основа туловища любой птицы – это овал (яйцо), голова – окружность, крылья – треугольник, хвост – трапеция. После построения всех геометрических форм нужно плавно соединить по построенным линиям. Построив снегиря в карандаше нужно его выполнить в цвете. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная.
Последовательность выполнения работы:
1. Выбрать формат
2. Наметить размер снегиря.
3. Нарисовать детали птицы.
4. Выполнить в цвете.
Ваша работа должна получиться - найти характер снегиря, аккуратно выполнена.

III.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся приступают к выполнению задания. В процессе практической работы учитель помогает ученикам.

IV.Подведение итогов:
15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В этом году суровая зима. Птицам страшнее голод, чем холод. Мы можем им помочь.
А как нам расскажут ребята.
МОРОЗЫ
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших всех снегирей, воробьёв и синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Отлично каждый запомнит, что вы пообещали птицам.
Итак, чему вы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали сегодня?
Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

V.Домашнее задание:
Рассказать родителям и друзьям о том, что вы узнали на уроке. Принести материал для следующего урока.
Спасибо за урок!

Медведева Надежда Васильевна

Преподаватель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ с.Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»

Урок изобразительного искусства в пятом классе.

Тема . «Роль декоративного искусства в жизни человека» (45 мин) 1ч.

Цель урока : вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение.

Задачи:

Образовательная : различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное ; использование в собственной художественной деятельности различные художественные материалы

Воспитательная : Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные :

Предметные : Научатся использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка. Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Метапредметные:

Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека

Познавательные: Поиск информации в учебнике.Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, Синтез - составление цельного образа из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные : Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.

Коммуникативные: Принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.

Домашнее задание . Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации.

Понятийный аппарат : меандр, вазопись, амфоры, гидрии, кратеры, лекифы, герб, геральдика,

Оборудование:

Для учителя : ИКТ и средства обучения . Презентация. «Декоративное искусство разных цивилизаций»

Музыкальный ряд: греческая мелодия «Сиртаки», использование музыки из компьютерной игры «Тайны Египта»,

Литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже», мифы.

Зрительный ряд: работы учащихся по теме четверти, набор слайдов и репродукций образцов декоративного искусства разных цивилизаций.

Б. Материалы на выбор учащихся : Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти,

Бумага; белая,тонированная, в клетку

П . Материалы на выбор учащихся : Восковые мелки, акварель. гуашь, пастель, кисти, тушь, палочку, перо, клей, ножницы.

Бумага: белая, в клетку,тонированная или цветная, металлизированная бумага.

Планируемая творческая деятельность обучающихся.

Задание 2 -х уровней на выбор учащихся

Б. Выполнение кроссворда из раздела «Роль декоративного искусства в жизни человека», создание эскиза герба для своей группы.

П . Выполнение тестовых заданий по пройденным темам на сайте ZooBurst, составление цельного образа из характерных элементов

Ход урока

I. Организационный момент и введение в урок.

Вернисаж. Экспозиция из предметов декоративного искусства различных цивилизаций (Работы уч-ся, фотографии, картинки с изображением предметов)

Музыкальный момент . Звучит музыка («Сиртаки»)

Мотивация будущей темы урока

Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из предметов декоративного искусства (греческие вазы, египетские украшения, одежда)

Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу, пожать руку и тихо сесть.

Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок не в классе как обычно, а в музее декоративного искусства разных цивилизаций. Посмотрите на экспонаты окружающие нас, о чем вам говорят костюмы людей, предметы быта, украшения.

Учащиеся .(предполагаемые ответы )

Принадлежность к разным сословиям

Люди носившие эти костюмы относятся к разным древним цивилизациям(Египет, Древняя Греция, Китай, Средневековье)

Предметы быта украшены характерными орнаментами

Учитель - Молодцы ребята, наши уроки не прошли даром. Давайте подумаем, как все то о чем вы мне рассказали объединить в одно предложение - которое и будет темой нашего занятия.

Учащиеся . (предполагаемые ответы)

Человек украшал себя, предметы,

По украшенным предметам мы можем определить роль ее хозяина.

Можно сказать о роли украшетельства в жизни людей.

Учитель.

Да, ребята, вы почти во всем правы. Вы очень наблюдательны и умеете анализировать и делать правильные выводы. То есть можно сказать о роли декоративного искусства в жизни человека. Это и есть наша с вами сегодняшняя тема урока.

Учитель Как вы думаете какова цель нашего урока? Не забывайте наш урок последний в четверти.

Учащиеся (примерные ответы)

Повторить все, что изучили

Проверить и закрепить наши знания по пройденным темам

Учитель

Правильно. Повторить, закрепить и проверить уровень усвоения предметного материала, то есть одним словом : вывести вас на более высокий уровень ваших знаний о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и что знания символики особо необходимы в нашем современном мире.

Сегодня на уроке достичь поставленные цели мы сможем разбившись на группы и выполнив разнообразные задания, для проверки усвоенных вами знаний. (Деление на группы при помощи выбора пуговиц определенного цвета)

Рассаживаемся по группам (разворачиваем парты друг к другу). Ребята не забывайте, что мы находимся в музее, помните о правилах поведения.

(говорить тихо, не ругаться, относиться к экспонатам бережно и с уважением). Ну, что вы готовы отправиться в залы. Закройте глаза и представьте себе, что мы попали в зал восковых фигур. Открывайте глаза. Удивленны? (стоят несколько уч-ся одетых в костюмы разных эпох). Присмотритесь внимательно, все ли здесь соответствует духу той эпохи которую представляет экспонат?

Учащиеся по два человека от группы находят ошибки, тут-же исправляя их (меняя местами элементы, соответствующие образу). Остальные уч-ся выполняют работу на карточках. (соедини стрелками элементы с соответствующим образом)- карточки сдают экскурсоводу.

Молодцы справились с заданием, а оценить его поможет наш экскурсовод. (оценивание фишками: красная - уч-ся группы справились без подсказок, правильно, без единой ошибки, синяя - уч-ся группы испытали затруднения, действовали с помощью подсказок).

Экскурсовод . Ребята вы отлично справились с этим заданием, поможете мне еще с одним? У нас в архиве музея есть берестяные, папирусные, глиняные таблички с зашифрованными словами, давайте попробуем их расшифровать. Да и еще поступило электронное письмо на сайт ZooBurstот археолога с какими-то криптограммами, может кто-то взяться за это дело? (Разгадывание кроссворда индивидуально в группах, самооценка правильности отгадывания путем сопоставления с эталоном. (эталон-проецирование проверенного кроссворда с сайта ZooBurst).

Экскурсовод. Ну что ж вы мне помогли навести здесь порядок, отправляемся в следующий зал.

Динамическая пауза - Звучит музыка «Сиртаки». Предлагаю исполнить греческий танец, в движении ощутить красоту греческой музыки)

Чтение стихотворения О.Тарутина «Что я видел в Эрмитаже»

(Учитель рукой случайно сбивает древнегреческую вазу.) Извините меня, мы с ребятами сейчас все восстановим, вы мне поможете, правда? Дидактическая игра. Составление орнамента вазы: амфоры, гидрии, кратеры, лекифы из характерных элементов узора для древнегреческих ваз. (по одному из группы - работают на доске, остальные в группах). Кто работал в группах - взаимоконтроль, на доске - экскурсовод.

Экскурсовод. Что- то мы задержались в этом зале, перейдемте в другой - зал Геральдики.

Учитель. Ого! Ребята да вы только посмотрите на эти гербы разных стран, городов, семейные гербы, гербовые платья. (показ слайдов, изображения гербов, рисунки уч-ся, вывешенные на доске). Какая красота! Вы согласны? Мы тоже с вами на уроках учились создавать различные гербы по-вашему желанию. Трудно было? - Да. Но интересно. Сегодня экскурсовод попросил нас выполнить эскиз герба наших групп, для размещения в их в зале Геральдики.

Эскизы гербов обсуждаются учащимися, предлагаются свои варианты, корректируются, оспариваются.

Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. (Реализация краткосрочного проекта. Проект -составление эскиза герба своей группы для музея декоративного искусства.

Учитель Итак сейчас вам предстоит самим создать образ герба вашей группы. Вы можете создать несколько вариантов и выбрать путем взаимодействия более удачный.

(детям дается 2 варианта заданий на выбор )

ПРЕДЛАГАЕТСЯ 2 УРОВНЯ ЗАДАНИЯ Б. и П.

ЗАДАНИЯ 1 Б создание эскиза герба для своей группы.

Материалы на выбор учащихся Акварель, гелевая ручка, фломастер, кисти, Бумага; белая,тонированная

ЗАДАНИЕ.2 П.

Используя любые художественные материалы (П) . составление композиции герба для своей группы из предложенных элементов.

Материалы на выбор учащихся: Восковые мелки, акварель, гуашь, кисти. Бумага: белая, тонированная или цветная.

Реализация творческой деятельности. Практическая работа учащихся. Самоконтроль. коррекция. (25-30 мин) Веду индивидуальную консультационную работу с учащимися. Помогаю спланировать коррекцию (оптимальный выбор композиции учащимся. Название своей работе), Стимулирую саморегуляцию (внушаю уверенность в собственные творческие способности отдельных учащихся, планирование процесса творчества). III. Итог урока. Рефлексия .

Обобщение, подведение итогов (защита своих эскизов гербов),

награждение победителей,

выставление гербов своих групп в зале Геральдика.

Учитель. В конце нашего урока я хотела бы услышать ваше мнение Действительно ли знание символики необходимо в нашем современном мире, приведите примеры.

Учащиеся (предполагаемые ответы)

- Да, знание символов нам помогает различать представителей разных стран. (олимпийские игры)

Помогают ориентировать в принадлежности к различным иерархиям (компьютерные игры)

Учитель. Как вы считаете нам удалось выполнить задания экскурсовода? Выставка ваших творческих работ говорит нам - ДА . Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь каждый из вас вложил частичку творческого труда в наше общее дело. Похлопайте в ладоши кому сегодня все удалось. Теперь похлопайте те, кто испытывал затруднения. Ничего страшного дома вы еще хорошенько поработаете над этими темами и в следующий раз у вас не будет никаких затруднений. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по карточке.

РЕФЛЕКСИЯ. Оценивание занятия и своего личного участия

КРИТЕРИИ ОЦЕНКА

IV. Домашнее задание. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. На каникулах присмотреться к примерам современного декоративного искусства.

Спасибо всем за урок!







2024 © mgp3.ru.