Карты проппа для детей раннего возраста. Материал к семинару методика работы с картами проппа материал на тему


Что такое карты Проппа ? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

При помощи карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

План действий

1 этап: познакомить детей со , как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
— присказка, зачин (приглашение в сказку);
— повествование;
— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Как применять технику креативности

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Пример использования

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста - Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Вы можете бесплатно скачать полный архив карт Проппа. В архиве в одной папке находятся картинки по отдельности, и в другой два подготовленных листа, чтобы вы могли их распечатать на принтере и использовать для игры.

Трифанова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство детей с картами Проппа"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СКАЗОЧНИКОВ

Сказка-это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это

«золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию.

К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке

человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям

другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и

гуманизирует детскую психику, т.к слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным

участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро

и свободу.

Но вместе с тем ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и

действовать, творить, опираясь на них.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей,

позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Карты Проппа или сказочные ситуации, как называл их известный ученый-фольклорист В.Я.Пропп,

тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, он выделил 31 постоянную функцию.

В своей работе «Грамматика Фантазии» Д.Родари сократил их количество до 20.

Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в

полном объеме. Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта - целый

срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа,

как конструктор , из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

Нарушение запрета

Вредительство

Отъезд героя

Встреча с дарителем

Волшебные дары или волшебное средство

Появление героя

Вредитель или антигерой

Возвращение домой

Прибытие домой

Ложный герой

Трудные испытания

Ликвидация беды

Узнавание героя

Изобличение ложного героя

Наказание ложного героя

Свадьба или счастливый конец.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди».(запрет, нарушение запрета,

вредительство, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя,

борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец.)

Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.

На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее

отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад,

переносит в сказочный мир. Ее цель- подготовить аудиторию к слушанию сказки,

заинтересовать. (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в

небесном государстве жили-были…)

Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами:

речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и

описания персонажей(Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером

описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д).

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к

реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам

текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).

На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

«Чудеса в решете»-выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется

превращение, волшебство.

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

« Что в дороге пригодится»-основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка,

аленький цветочек)

«Узнай героя»-выявление позитивных и негативных черт характера героев.

«Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между

« Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.

«Решение сказочных задач»

«Бюро находок»-найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая

кольчуга и.т.д

«Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните

его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

На третьем этапе- непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем

сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими

изображениями).По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

Выставить карты по ходу сюжета

Найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

Найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

Определить отсутствие знакомой карты

Отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно

выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать

по картам Проппа.

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт,

заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие

волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка,какие сказочные слова будут в

сказке и.т.д. Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова»,»

«Добавление», « Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), «

Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с

другой стороны(Баба Яга как даритель) и.т.д. В конце концов, дети приходят к сочинению своей

неповторимой волшебной сказки.

Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл

звуков, слов и фраз, научится играть со словами,станет сочинять.

Карта Проппа

Цель урока: знакомство детей с картами Проппа; обучение детей использованию карт для

сочинения новых сказок.

Цель урока: Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для

сочинения новых сказок.

Задачи урока:

Учить образовывать существительные в родительном и творительном падежах

множественного числа.

Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность:

способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.

Ход занятия

1. Игра “Что в дороге пригодится?”

Дети входят под музыку “В гостях у сказки”.

Воспитатель предлагает отправиться за тридевять земель в тридесятое царство. Давайте

подумаем, что нам в дороге пригодиться?

На чем можно быстро отправиться к месту поисков?

На ковре-самолете

В сапогах-скороходах

На крылатом коне

На сивке-бурке

На коньке-горбунке

На сером волке

На летучем корабле и т.д.

Кто нам может указать дорогу?

Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?

Скатерть-самобранка

То, не знаю что и т.д.

Вспомните помощников, выполняющие любое приказание героя:

Двое из сумы

Джин из бутылки

Волшебная лампа Алладина

Молодцы из ларца

Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

Живая и мертвая вода

Молодильные яблоки

Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.

Назовите музыкальные инструменты:

Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)

Гребешок – лес

Полотенце – речка

Щетка, зуб – горы

Другие средства:

Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

2 . Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (волшебное средство “то – не знаю

Отгадайте волшебное средство, с помощью которого мы совершим путешествие в волшебную

страну? – “Только позвал, откуда не возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски,

заедки, вина и меды”?

Воспитатель: Сват Наум, ты здесь? Покажись нам.

Воспитатель: Сват Наум, доставь нас в тридевятое царство.

(Звучит сильный ветер, буйный ветер, в конце ослабевает)

Дети держась за руки, “сворачиваются” в клубок.

Подхватил детей буйный ветер и понес – горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают.

Ослабевает ветер и мы спустились в тридесятое царство.

Воспитатель: Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне надпись:

“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)

“Налево пойдешь – игрушку найдешь”

3. “Налево пойдешь – игру найдешь”

(на пеньке игра, ее охраняет змея Скарапея) – Игра “Конструктор сказок”

В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко

сочинять сказки.

Задания: Отгадайте, кто я? Из какой сказки

4. “Путешествие по прямой дорожке ”. “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

Цель: Воспроизведение сказки “Красная шапочка” (старая сказка по – новому), дифференциация

на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение

запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром,

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка,

И сразу откроет дверь

Старушка приветливо скажет:

– Входи, не стесняйся, дружок! –

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна,

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Давайте позвоним в колокольчик.

– Никто не открывает.

В дверях записка: “Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать

книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку”.

Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Кот в сапогах”,

“Маша и медведь”, “Маленький Мук”, “Доктор Айболит”.

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку

каждый день и прозвали ее Красной шапочкой. Однажды Красная шапочка пошла к

бабушке отнести горшочек масла и пирожок.

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. Ни с кем не

разговаривай по дороге, это очень опасно.

Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она

рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Бежит, а навстречу ему... Наф – Наф.

Обрадовался волк, хотел его съесть, а поросенок предложил ему отправиться нему в гости,

где ждут его два братца Ниф – Ниф и Нуф -Нуф.

Волк решил съесть поросят и отправился в гости к Наф -Нафу. Но Наф – Наф быстро

захлопнул дверь перед самым носом волка. Волк потерял время

И когда пришел к бабушке, Красная Шапочка была уже там.

Стали они жить – поживать, горя не знать

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был

Доктор Айболит, который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки.

А тут и Красная шапочка подошла.

Волк побежал к бабушке, а Красная шапочка встретила Карлсона, который предложил ей

прокатиться до бабушки и пили чай с вареньем. А волка угостили сосисками и он остался

сторожить дом у бабушки.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось.

Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно,получились новые и интересные

сказки.. Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.

5. Возвращаемся к перекрестку. “Направо пойдешь – пропадешь”

Избушка Бабы-Яги.

Б.-Я.: “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух

на ложку садится, сам в рот катится.”

Вос-ль: Ты, бабусенька не бранись, слезь-ка с печи, да на лавочку садись. Успеешь на наших

косточках покататься. Лучше поиграй-ка с нами. Угадай, из какой сказки сыновья Маланьи.

Отгадаешь – мы останемся у тебя. Не отгадаешь – нас с миром отпускаешь.

Физминутка Игра “У Маланьи, у старушки”

Цель: Формирование грамматического строя речи. Образование слов в творительном и

родительном падежах единственного и множественного числа, образование новых слов с

помощью суффиксов (объедало, воевало, холодило, убегайло, стреляло, слухало, опивало)

У Маланьи, у старушки,

В тесной маленькой избушке,

Было пять сыновей

И все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами

Вот с такой головой

Вот такой бородой

Ничего не ели

Целый день глядели

И делали все вот так!

Вос-ль:– Кто нам помог Б.-Я. победить. Верно смекалка – уму добавка. На волшебство надейся, а

сам не плошай.

6. Скорей, сват Наум, возвращай нас в детский сад.

Звучит “сильный вихрь” – Подхватил буйный ветер и понес детей: горы и леса, города и деревни

так внизу и мелькают. Ослаб ветер и мы спустились. В гостях хорошо, а дома лучше.

7. Игра “Репортер”

Сочинение сказок по картам Проппа по опорным таблицам.

Давайте назовем карты Проппа. Перечисление: отлучка (отъезд героя из дома),

запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания,

Цель: Воспроизведение новых, придуманных детьми сказок, по порядку функций (по картам

Проппа), (использование карт из игры “Конструктор сказок”, “опорные” карты).

Сказка “Про добрую девочку Машу”.

Сказка “Заколдованная царевна”.

Карта проппа для дошкольников

Собственные сказки по методу Проппа

Если вы занимаетесь с детьми, то детям карты Проппа помогут хорошо запомнить сказку и облегчат её пересказ.

А ВАМ САМИМ,МАМОЧКИ,ИСПОЛЬЗУЮ ДАННУЮ СХЕМУ МОЖНО СОЧИНИТЬ СКАЗКУ ПРО СВОЕГО МАЛЫША!!!

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж - волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

где и как я могу использовать этот метод?

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой - персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Методика работы с картами В.Я. Проппа

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

Формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

Карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию , без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Дж. Родари сократил число этих функций до 20 :

  1. запрет или предписание; 2. нарушение; 3. вредительство; 4. отъезд героя; 5. задача; 6. встреча с дарителем; 7. волшебные дары; 8. появление героя; 9. сверхъестественные свойства антигероя; 10. борьба; 11. победа; 12. возвращение домой; 13. прибытие домой; 14. ложный герой; 15. трудные испытания; 16. ликвидация беды; 17. узнавание героя; 18. изобличение ложного героя; 19. наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый конец.

Вот некоторые примеры : запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с существующим авторитетом. В сказке «Крошечка - Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет. А в «Гуси-лебеди» - родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение правил . Вредительство совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар-птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

Кстати, все детективы (фильмы и книги) можно разложить по данным функциям достаточно легко.

Методика

Перечисленные 20 функций необходимо нарисовать и изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов , персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).

Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).

Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Цель - подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Воспитатель может начать так:

  1. Вы хотите сказочку? Сказочка - это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
  2. За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
  3. В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…

Концовка

Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок:

  1. Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
  2. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  3. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование .

Сказка обычно насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.:

  1. Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
  2. Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила - к лесу задом, ко мне передом.
  3. Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.
  4. Конь бежит, земля дрожит, из ушей пламя пышет.
  5. Меч-кладенец, Василиса-прекрасная, скатерть-самобранка и т.д.

Необходимо объяснить детям, что сказка начинается с какого-то необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой, как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.

Когда у детей будет в запасе знание многих волшебных сказок, можно провести несколько тематических занятий или игр-заданий, викторин на тему: «Сказочные герои (героини)», Сказочные чудовища», «Волшебные помощники», «Волшебные превращения». «Путешествие по тридевятому царству (определяется место действия в сказках)», «Сказочная цифра 3 (прием троекратных повторений)», «В гостях у сестер-присказок, братьев-зачинов, подружек-концовок» желательно с использованием произведений живописи, музыки как дополнительных средств воздействия на ребенка.

Подготовительные игры-задания , которые можно включить в образовательную деятельность:

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

Заветные слова . В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Что в дороге пригодиться ? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции - котелок как гнездо, сумка, зеркало.

Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)

Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:

1 этап - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.

Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети сами находят обозначенную функцию словесно, выкладывают карточки с функциями.

По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:

  • найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
  • самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
  • выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
  • найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.

На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

Например, Баба Яга - скажи по-другому . Или: Как говорили раньше ? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу .

На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

Например, задание - сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт - отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить.

Или - придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие : они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец)?

С детьми оговариваются следующие положения:

  • кто будет главным героем;
  • кто будет мешать герою;
  • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
  • придумать название к сказке;
  • какие зачины и концовки будут использованы;
  • придумывание сказочных слов и выражений;
  • присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Можно предложить игровые приемы :

«Карты Проппа»

Владимир Яковлевич Пропп (17 (29) апреля 1895, Санкт-Петербург - 22 августа 1970, Ленинград) - русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста.

Карты Проппа: конструктор сказок

Позднее эти три десятка функций были урезаны различными ученными до 28

Методика обучения: 1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей? Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его). Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену

Спасибо за внимание!


Что такое карты Проппа ? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

При помощи карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

План действий

1 этап: познакомить детей со , как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
— присказка, зачин (приглашение в сказку);
— повествование;
— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Как применять технику креативности

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Пример использования

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста - Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Вы можете бесплатно скачать полный архив карт Проппа. В архиве в одной папке находятся картинки по отдельности, и в другой два подготовленных листа, чтобы вы могли их распечатать на принтере и использовать для игры.







2024 © mgp3.ru.