Как раскрывается печорин в истории с контрабандистами. Какие черты личности Печорина проявились в истории с контрабандистами? (ЕГЭ по литературе)


Контрабандист не может быть честным, потому что занимается противозаконными действиями. Почему Печорин называет контрабандистов честными? Ответ можно найти в главе «Тамань».

Григорий признается, что ему становится грустно в конце описания случившейся с ним истории в Тамани. Печорин видит, как плачет оставшийся один слепой мальчик. Янко и Ундина уносятся вдаль моря. За свой труд и преданность мальчишка получил монету на пряник. Читателю жалко слепого, страшно за Ундину, обидно за Печорина.

Сам Григорий понимает, что совершил. Он сравнивает себя с камнем, брошенным в гладкий источник. Эпитет гладкий соотносится с чистым, спокойным. Контрабандисты занимаются своим делом, чтобы выжить. Их убогое жилье доказывает нищету и скудность. «Мирный круг» состоит из нескольких человек, все они вызывают только жалость.

Осуждать можно Янко, но и его судьба незавидна: темной ночью мчаться по бушующему морю сможет не каждый. Что станет со старухой и слепым, где найдут они себе пропитание?

Честные контрабандисты «Герой нашего времени», честность, в данном случае, - это забота. Янко и Ундина пытались облегчить участь обездоленных. Печорин вмешивается в их жизнь и заставляет контрабандистов покинуть выбранный для жизни город. Они справятся и смогут найти себе новое пристанище, а слепой мальчишка вряд ли встретит таких же друзей. Единственный способ быть сытым разбивается о камень человеческой души, занятой поиском развлечений для своего ума.

Тема урока: Печорин в столкновении с контрабандистами. (Анализ повести «Тамань»).
Цели урока: 1) проанализировать повесть «Тамань», сконцентрировать внимание учащихся на образе Печорина;

2) воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;

3) развивать связную речь школьников.
Вы видите человека с сильною волею,

отважного, не бледнеющего ни перед какой

опасностью, напрашивающегося на бури

и тревоги.

В. Г. Белинский.
Ход урока:
I Оргмомент.
1. Вступительное слово учителя.
Начнём урок литературы. В настоящее время мы читаем и анализируем роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это первый в русской прозе психологический роман. Его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. Роман состоит из пяти отдельных повестей, объединённых общностью героя, но самостоятельных по сюжету. Герой этот – Григорий Александрович Печорин. Сегодня на уроке мы проанализируем повесть «Тамань». Тема урока: «Печорин в столкновении с контрабандистами». Анализируя повесть «Тамань», русский критик 1-ой половины XIX века В. Г. Белинский сказал о Печорине так: (Обращение к эпиграфу урока). Эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку.
2. Запись темы, эпиграфа в тетрадь.
II. Повторение ранее пройденного.
- Повторим ранее пройденное. Из каких повестей состоит роман «Герой нашего времени»?

В чём своеобразие структуры романа?

(Два ученика на доске показывают композиционную структуру романа и хронологическую последовательность событий).


Примерный ответ ученика. (Такое нарушение хронологической последовательности сделано автором в целях осуществления главной задачи романа: дать всестороннюю обрисовку Печорина. Для этой цели автор сначала вкладывает рассказ о Печорине в уста Максима Максимыча, человека простого и не совсем понимающего своего бывшего приятеля («Бэла»), затем автор от своего лица рассказывает о Печорине, сообщая свои наблюдения над ним («Максим Максимыч»). Последние три повести являются дневником Печорина, непосредственно раскрывающим перед читателем душевную жизнь героя романа.)

Что мы узнаём о Печорине из повести «Бэла»?

Примерные ответы учеников. (Печорин странен. В дождик, в холод на охоте все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз ветер подует, а он уверяет, что простудился, ставнем стукнет – вздрогнет, побледнеет. В то же время на кабана ходил один на один. То целыми часами мог слова не вымолвить, а то мог смешить так, что живот надорвёшь.)

(Печорин в повести «Бэла» напомнил мне Онегина. В молодости он бешено наслаждался всеми удовольствиями, скоро они ему опостылели. Потом пустился в большой свет, он также ему надоел. Стал влюбляться в светских красавиц, но сердце оставалось пусто. Стал читать, учиться – науки вскоре надоели. Печорин испытывал скуку. Когда его перевели на Кавказ, в первое время он был счастлив. Через месяц он привык к жужжанию пуль и к близости смерти. Увидев Бэлу, Печорин влюбился, но вновь ошибся. Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни.)

(Печорин, соприкоснувшись с Бэлой, приносит ей несчастье. Сначала она мучается, страдает, а потом погибает. Сам Печорин искренне переживает смерть Бэлы. Он не может понять. Кто он, глупец или злодей, но твёрдо знает, что душа его испорчена светом, т. е. светским обществом.)

Примерные ответы учеников. (Автор даёт психологический портрет героя. Через противоречия внешности он показывает сложность душевной организации героя. Небрежная и ленивая походка – верный признак некоторой скрытности характера. С первого взгляда – вроде бы, не более 23 лет, а после можно было дать 30. Светлый цвет волос и чёрные усы – признак породы. Глаза не смеялись, когда он смеялся. Такие противоречия свидетельствуют об усталости и холодности Печорина.)

(Герой изменился после отъезда из крепости. Возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не может рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневник всё случившееся с ним, теперь он даже не интересуется судьбой бумаг.)

Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление: «Бэла» или «Максим Максимыч»?

Примерные ответы учеников. («Максим Максимыч». В «Бэле», несмотря на гибель героини, есть смягчающие трагичность и вселяющие в читателя оптимизм описания природы.)

(«Максим Максимыч». От Печорина требовалась лишь самая малость – задержаться на несколько часов, а торопиться герою некуда. Ему необходимо было разделить со стариком скромный ужин и хоть немного рассказать о себе, но даже этого Печорин не сделал.)

Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?

Примерный ответ ученика. (Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает сочувствие, потому что несчастлив.)

III. Работа над темой урока.
- Какое место занимает повесть «Тамань» в композиции романа?

Примерный ответ ученика. (Она открывает журнал Печорина.)

Обратимся к повести «Тамань». Как сам Печорин в начале повести говорит о происшедшем в Тамани? (Чтение).

Что в обстановке хаты, а также в поведении и характере героев показалось Печорину странным и загадочным?

Чтобы лучше понять Печорина, заглянуть в самые сокровенные уголки его души, давайте сначала проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?

Примерный ответ ученика. (Мужество, отвага, смелость).

Каким вы представляете себе человека, плывущего в бурю через пролив?

(Чтение сцены «Янко переплывает пролив» со слов «Признаюсь… до слов «Казак мой был очень удивлён».)

(Янко не только смел и храбр, он и волен как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует.)

Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену в лодке со слов «Войдём в лодку…» до слов «На дне лодки…»

Как ведёт себя девушка в лодке?

Примерный ответ ученика. (Во время борьбы она уступает Печорину только в силе, но не в ловкости и смелости.)

Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика со слов «Между тем луна…» до слов «Что, слепой…».

Прокомментируйте эту сцену.

Примерный ответ ученика. (Слепой мальчик не менее отважен, чем его зрячие хозяева-сообщники.)

Но главными героями повести являются не контрабандисты. А Печорин. Какие черты характера Печорина проявляются в повести «Тамань»?

Примерный ответ ученика. (Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)

В каких сценах они проявляются особенно ярко?

Примерные ответы учеников. (Первая встреча Печорина со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.)

(Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляет его сделать вывод: «Странное существо! Никогда подобной женщины не видывал!»)

(Сцена очаровывания Печорина Ундиной выдаёт в нём юношескую страсть. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. Активное начало заставляет Печорина идти на свидание, назначенное девушкой ночью.)

(Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать герою).

В какой роли выступает герой в повести «Тамань»: наблюдателя или участника?

Примерный ответ ученика. (Вообще-то он наблюдатель, случайно оказавшийся свидетелем действий контрабандистов. Но он постоянно выходит из роли наблюдателя и становится участником событий.)

Как, по вашему мнению, герой относится к природе? Докажите примерами из текста.

Примерный ответ ученика. (Рассказывая о себе, Печорин описывает природу: месяц, освещавший камышовую крышу, тёмно-синие волны, плескавшиеся с беспрерывным ропотом, луну, одевающуюся тучами, туман, сгущающийся над морем. Две звёздочки, сверкавшие на тёмно-синем своде, он сравнивает с двумя спасительными маяками. Он наблюдает за тяжёлыми волнами, которые мерно и ровно катятся одна за другой. Всё это говорит о том, что Печорин любит природу, наслаждается её красотой, она придаёт ему силы и уверенности.)

Какие же черты характера мы видим у Печорина в этой повести?

Примерный ответ ученика. (Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, мечтательность.)

Всё, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды. Просто он не может не действовать, потому что такова его натура. В трудные минуты он умеет не терять присутствия духа. Так оценил поведение Печорина и критик Белинский. Прочитайте ещё раз слова критика, взятые эпиграфом к уроку.

Но счастлив ли Печорин?

Примерный ответ ученика. (Нет. Он ощущает свою вину.)

Давайте разберёмся, почему. Какой можно представить жизнь контрабандистов и слепого после разлуки?

Как передано горе слепого мальчика?

Почему ещё Печорин несчастлив?

Примерный ответ ученика. (Ни одно из действий Печорина не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна. Печорин несчастлив. Он жалеет, что нарушил жизнь честных контрабандистов и взволнованно восклицает: (чтение из текста)

IY. Подведение итогов урока.
1. Беседа с учащимися..
- Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»?

Примерные ответы учеников. (В повести «Тамань» Печорин не кажется скучающим и безразличным. Герой далёк здесь от апатии и скуки. Безразличный ко всему человек не замечает окружающего, а Печорин мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает и запоминает интонации голоса, манеру речи Янко, девушки, слепого.)

(Эта повесть позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Печорин не только описывает её, но и любуется её.)

В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?

Примерные ответы учеников. (Рассказывая о себе, он ничего не скрывает. Он не умеет плавать, сам рассказывает, что уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему Ундиной.)

(Он оказался даже жертвой: у него украли шкатулку и шашку. Печорин относится к себе с иронией.)

Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?

Примерный ответ ученика. (Скорее, он вызывает сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения.)


2. Слово учителя.

Печорин в столкновении с контрабандистами – человек действия. Это не комнатный романтик-мечтатель и не Гамлет, чья воля парализована сомнениями. Он решителен и смел, но активность его беспредметна. У него нет возможности предаваться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье. Таким был современник Лермонтова. Поэта это сильно беспокоило. Тема недовольства современным поколением звучит во многих произведениях поэта. В стихотворении «Дума» он писал:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом.

И жизнь уж не томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Разговор о Печорине на этом не закончился. Мы его продолжим, прочитав повесть «Княжна Мери».
Y. Домашнее задание.
Прочитайте повесть «Княжна Мери». В тексте карандашом подчеркните фразы, характеризующие интересы и занятия «водяного общества». Выпишите в тетрадь слова и замечания, показывающие отношение Печорина к дворянскому обществу и его представителям.

Подробности

Анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Александрович Печорин - одна из самых загадочных фигур русской классической литературы. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сохраняет лучшие черты его романтических произведений и стоит у истоков русского психологического реализма. Поставив своей задачей изображение героя времени с сильной волей и могучей душой, но с трагической судьбой, исследование отрицательных и положительных сторон своего поколения, автор создает удивительное произведение. «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»,- пишет Лермонтов. Логике психологического анализа подчинена композиция произведения, построенная на нарушении хронологии. О Печорине мы узнаем из уст простого и наивного Максима Максимыча, знакомимся с его психологическим портретом, который создает сам автор-рассказчик, но ведущим способом организации повествования о герое времени становится самоанализ, представленный в журнале Печорина.

Журнал Печорина открывает новелла «Тамань», с нее начинается «самораскрытие» героя. Начало новеллы, на первый взгляд, не предвещает того романтического мира, который будет создан потом: «Тамань - самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Однако пейзаж уже первых страниц новеллы отличается своим романтизмом: «Полный месяц светил на камышовую крышу… Берег обрывом спускался к морю… Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…» С помощью олицетворения автор создает лиричную картину. Поэтика новеллы контрастна: романтические пейзажи сменяются точным воссозданием быта, изображение экзотического мира «честных контрабандистов» - выражением авторской позиции.

Войдем вместе с героем в хату. «…две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель». Эту бытовую зарисовку прерывает совершенно романтическая фраза: «В разбитое окно стекло врывался морской ветер». На самом деле в этой фразе - затаенное желание героя окунуться в романтику приключений, и он будет удовлетворен.

Все в жизни людей, у которых остановился Печорин, настораживает его. Он имеет «предубеждение» против калек, а здесь живет слепой мальчик. В хате «на стене ни одного образа - дурной знак». Однако Печорин будто бы действует вопреки. Он уже готов окунуться в таинственную жизнь контрабандистов, вместо того чтобы отстраниться от чуждого ему мира, и даже рад случаю, предоставленному ему судьбой. Да и мир «честных контрабандистов» оказывается вовсе не чуждым для героя. Не случайно, спускаясь по тропинке за слепым, Печорину на ум приходит вдруг фраза Евангелия: «В тот день немые возопиют и слепые прозрят». Ситуация в новелле романтическая, и у героя появляется некоторая приподнятость настроения. Его душа, мятежная, страстная, родственна морской стихии, он готов к опасности и жаждет житейских бурь.

В новелле Печорин (ведь именно он - автор текста, по мысли Лермонтова) создает удивительный образ ундины, русалки. В действительности героиня новеллы - простая бедная девушка. Но Печорин, постоянно ищущий за явлениями мира скрытый смысл, видит в ней образ, навеянный романтической немецкой поэзией. «Необыкновенная гибкость стана», «длинные русые волосы», «что-то дикое и подозрительное» в ее взглядах, «загадочные речи», «странные песни» - вот составляющие образа печоринской ундины. Он запоминает песню русалки «от слова до слова», потому что она - о людях вольных, людях риска, людях действия. Такие люди и близки нашему герою!

Правда, во время их поединка в лодке, ундина превращается в совершенно реального и опасного противника: «она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море». Печорин осознает даже, что уступает ей в ловкости, однако благодарен за радость поединка. В этом поединке обращает на себя внимание деталь, которая вроде бы дискредитирует сильного Печорина - он не умеет плавать! Но мы уже подготовлены предыдущим повествованием к странностям и противоречиям натуры героя.

Символические образы главы «Тамань»: море, парус - продолжают романтическую тему произведения. Эти поэтические образы воплощают в себе идею свободы, вольности, к которой стремится герой. Ему чужды игра, притворство, позерство, царящие в светском обществе, он ищет возвышенный идеал. Потому и близок ему мятежный Янко, которому, по его собственным словам, «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Янко живет вольной жизнью в гармонии с миром, а ее-то и недостает Печорину. Но свободолюбивый Янко уходит под белым парусом вместе с прекрасной ундиной. Символична финальная сцена «Тамани»: идеал, к которому так стремится душа Печорина, неуловим и недостижим. Действительность вновь разрушает романтический мир. Вернувшись в хату, Печорин обнаруживает, что «честные контрабандисты» его банально обокрали. Возможно, поэтому разочарованно и иронично звучит последняя фраза «Тамани»: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

Первая часть журнала Печорина раскрывает перед читателем именно романтическую сторону его натуры. Перед нами предстает герой мятежный, личность незаурядная, жаждущая бурь и тревог, человек безрассудной храбрости, ищущий свой идеал. В то же время мы видим, как действительность, обыденность жизни разрушает романтический мир, создаваемый героем в его воображении. Этот вечный конфликт романтической поэзии!

В художественном отношении «Тамань» представляет собой образец высокого искусства. Лаконичность, точность и простота повествования, сочность языка делают новеллу непревзойденным образцом романтической прозы. В.Г. Белинским сравнивал повесть с лирическим стихотворением. А.П. Чехов признавался, что влюблен в эти лермонтовские страницы. Да и как не восхититься поэтическим мастерством, с которым написано прозаическое произведение Лермонтова! «Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся…» Забудемся и мы, читая прелестные строки Лермонтова и наслаждаясь Словом…

На мой взгляд, Печорин – это человек с очень глубокими душевными качествами, но в то же время не лишенный самых серьезных пороков человека. Его умение анализировать свои поступки и окружающий мир; его зрелый ум, его способ жизни, совершенно не присущий молодому человеку в его годах, раскрываются на протяжении всего произведения и заставляют чувствовать к нему уважение и даже, в некотором роде, восхищение.
Но при встрече с контрабандистами мы можем увидеть в Печорине чрезмерное, на мой взгляд, любопытство и тягу к приключениям. Ему все интересно, важно, нужно все “потрогать”. Особенно это его качество удивило меня в тот момент, когда Печорин, заметив силуэт слепого мальчика, поплелся за ним разведать: что же могло заинтересовать такого обделенного природой ребенка ночью на берегу моря. И это любопытство в конце концов обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. Но в это же время его смелость – не испугаться странных событий, чего-то незаконного и пойти по незнакомым местам вслед за приключениями – тоже является не самым дурным его качеством.
Печорин полон предрассудков и предубеждений его мнение о слепом мальчике заранее было предопределено; он говорит: “Всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство”. Мне кажется, это его мнение очень неправильно, но Печорин, заранее предопределив для себя характер слепого, относится к нему сразу с неким пренебрежением.
В обстоятельствах опасных, когда девушка (или как ее называл Печорин “ундина”) пыталась его утопить, опять же проявляются такие качества, как смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли. По отношению к той девушке в нем возникла даже страсть, влечение, вследствие чего он и оказался обманутым.
Может быть, именно в этом и заключается вся противоречивость характера героя. Ведь несмотря на свой глубокий здравый ум, он никогда не подчиняется ему целиком. Посмеиваясь и иронизируя над собой, Печорин все же не может не откликнуться на зов такой манящей, свободной и тревожной жизни.

Сочинение по литературе на тему: Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами?

Другие сочинения:

  1. Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография “героя времени” приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому Read More ......
  2. Как хитро в деве простодушной Я грезы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она… Что ж грудь теперь моя полна Тоской и скукой ненавистной?… А. С. Пушкин В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед собой задачу описать характер Read More ......
  3. Печорин – образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. В романе он называется “странным человеком”, так о нем говорят почти все персонажи. Печорин жесток и эгоистичен. Мы видим это уже в Read More ......
  4. Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, Read More ......
  5. Главным героем является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя, указывая некоторые ее признаки с характером. Впервые Печорин предстает в романе перед Максимом Максимычем в крепости за Тереком (“Бэла”):”Он явился Read More ......
  6. Критики писали: “Тайна у Лермонтова – антитеза всеведению, которое ведет к отрицанию смысла жизни”. Мне кажется, к такому отрицанию движется Печорин. Он любит разгадывать чужие тайны, но никакой отрадной для себя цели не достигает. Для Печорина исчезают тайны, их нет Read More ......
  7. Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. Белинский отмечал духовное родство Онегина и Печорина: “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин – это Онегин нашего времени”. Романы “Евгений Онегин” и “Герой Read More ......
  8. “Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитие. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает все свои действия и поступки”. Read More ......
Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами?

Глава «Тамань» вошла в «Журнал Печорина». Восстанавливая хронологическую последовательность событий из жизни Печорина, следует начинать чтение романа «Герой нашего времени» с повести «Тамань», где Печорин рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он впервые приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери», где Печорин рассказывает о событиях, в которых он участвовал, приехав на воды в Пятигорск. Затем повесть «Бэла», события которой происходят в крепости, куда Печорин был сослан за дуэль с Грушницким. Из крепости Печорин уезжал на некоторое время в казачью станицу и был свидетелем истории с офицером Byличем, описанной в новелле «Фаталист». Затем проходит пять лет. Печорин, выйдя в отставку, живет в Петербурге и, снова заскучав, едет в Персию. По пути он встречается с Максимом Максимычем. Их встреча описана в рассказе «Максим Максимыч». Из краткого предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов отступил от такой хронологии и построил композицию романа таким образом, что сначала мы узнаем о Печорине из рассказов о нем Максима Максимыча и проезжего офицера, а потом уж из дневника «Журнал Печорина». Таким образом характер Печорина раскрывается в различных ситуациях, в столкновении с другими персонажами романа. И каждый раз открывается какая-то новая грань сложной и богатой натуры Печорина.

«Тамань» - третья по порядку повесть. Своей проблематикой и характером окружения героя как бы продолжает «Бэлу» и представляет собой запись об эпизоде из прошлого. Рассказ ведется от первого лица (Печорина). Описывая эпизод из жизни контрабандистов, Печорин о своих мыслях и переживаниях ничего не говорит. Внимание его сосредоточено на показе самих событий, их участников, обстановки. Создать таинственное и романтическое настроение повести помогает пейзаж. С удивительным мастерством Лермонтов описывает беспокойное море, луну, тучи. «Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, а внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля», - пишет Печорин. Вокруг него обстановка таинственности и неизвестности. Ночь, камышовая крыша и белые стены нового жилища, встреча со слепым мальчиком - все это настолько поражает воображение Печорина, что он долго не может уснуть на новом месте. Многое в поведении мальчика кажется непонятным и загадочным: как слепой так легко спускается по узкой крутой тропинке, как он чувствует взгляд человека. Неприятное впечатление на Печорина производит его едва приметная улыбка. Любопытство Печорина подстегивают и действия мальчика. Один, среди ночи, с каким-то узлом, он спускается к морю. Печорин стал наблюдать за ним, спрятавшись за выдавшеюся скалою. Он увидел, как к нему подошла белая женская фигура и заговорила с ним. Из разговора стало понятно, что они ждут Янко, который должен приплыть на лодке по бурному морю, минуя береговых сторожей. Он доставил на лодке какой-то груз. Взяв каждый по узлу, они пустились по берегу и исчезли из вида.

Что за люди живут на берегу? Какие загадки таит их необычное поведение? Эти вопросы не дают покоя Печорину, и он смело вторгается в неизведанное, смело бросается навстречу опасности. Печорин знакомится со старухой и ее дочерью. Услышав песню, Печорин поднял глаза и на кровле крыши увидел девушку в полосатом платье, с распущенными косами, настоящую русалку. Впоследствии он прозвал ее Ундиной. Она была необыкновенно хороша собой: «Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Заговорив с этой девушкой, Печорин рассказал о ночной сцене на берегу, свидетелем которой он стал, и пригрозил донести обо всем коменданту. Это была большая неосторожность с его стороны, и он скоро раскаялся. Поэтическая девушка - «ундина», «настоящая русалка» - коварно заманивает Печорина в ловушку, намекая на любовь: «Она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всей силой юношеской страсти…» Ундина назначила Печорину свидание ночью на берегу. Забыв об осторожности, Печорин садится в лодку. Отплыв от берега на некоторое расстояние, девушка обняла Печорина, отстегнула пистолет и выбросила за борт. Печорин понял, что может погибнуть, так как не умел плавать. Это придало ему силы, и непродолжительная схватка закончилась тем, что он сбросил ее в волны. Надежда на любовь оказалась обманутой, свидание кончилось яростной борьбой за жизнь. Все это вызывает гнев Печорина, пострадавшего из-за своей наивности и доверчивости. Но, несмотря ни на что, ему удалось раскрыть тайну «мирных контрабандистов». Это приносит герою разочарование: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Вернувшись, Печорин обнаруживает, что в мешке слепой отнес на берег его вещи - шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок друга. «Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Утром Печорин уезжает в Геленджик.

Печорин понимает, что совершил ошибку, вторгшись в жизнь этих людей, и винит себя за вторжение в их круг, которое нарушило жизнь. Уезжают Янко и девушка, оставляя мальчика и старуху без средств к жизни. Печорин признается: «Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

«Тамань» поражает мастерским изображением характеров героев. Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроения, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности». Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говорят о ее стремлении к буйной воле. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет. Не менее колоритен образ контрабандиста Янко, выписанный скупыми, но яркими штрихами. Он решителен и бесстрашен, не боится бури. Узнав о грозящей ему опасности, он покидает родные места, чтобы искать промысел в другом месте: «…а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!» Но в то же время Янко проявляет жестокость и скупость, оставляя слепого мальчика на берегу с несколькими монетами. Личность Печорина дополняется такими качествами, которые проявляются в минуты опасности: это смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли.

В конце повести Печорин всматривается в белый парус, который мелькал между темных волн при свете месяца. Этот символический образ напоминает об одном из самых удивительных по красоте и самых глубоких по мысли лермонтовских стихотворений - «Белеет парус одинокий…». Такой же мятежной, беспокойной была жизнь главного героя - Печорина.







2024 © mgp3.ru.