Известные зарубежные композиторы 19 века. Великие композиторы классической музыки


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Вылепленная из глины и алебастра голова зороастрийского священника, носящего отличительный головной убор бактрийского стиля, Тахти-Сангин, Таджикистан, III-II вв. до н. э.

Эллинизм - период в истории Средиземноморья , в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта , во главе которого стояли Птолемеи (30 до н. э.) . Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» ( - гг.) понятие вошло в историческую науку .

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям , смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Африку и Египет .

Хронология

Эллинистическая эпоха охватывает три столетия. Однако, как отмечают, в вопросе периодизации нет единого мнения. Так, с подачи некоторых, отчёт её начала можно вести с 334 г., то есть с года начала похода Александра Македонского.
Предлагается вычленение трёх периодов:

Также иногда используется термин предэллинизм .

Эллинистические государства

Завоевания Александра Македонского распространили греческую культуру на Восток, но не привели к образованию мировой империи. На территории завоеванной Персидской империи образуются эллинистические государства во главе с диадохами и их потомками:

Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии , основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис , как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия , пользуются автономией, а их граждане - особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь , обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат , осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов , которые владели определенной автономией.

По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы, а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения, в частности, континентальная Греция , в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселённости, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).

Культура эллинистического общества

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс изживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой общественной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов .

Отмечают отход в III-II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие - с «суровой любовью к року» .

Эллинизация Востока

Историография

Традицию сосредоточения внимания исследователей на классическом периоде античности окончательно прервал видный немецкий филолог-классик Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф , расширив область изучаемого антиковедением материала включением эпохи эллинизма .

Завоевания Александра Македонского на корню перекроили образ античного мира. Греческие полисы пришли в упадок, начинает поднимать голову молодая Римская республика. Однако на фоне всеобщей политической и социальной деградации начинается парадоксальный взлет в духовной жизни - эллинизм. Что это за понятие, стоит узнать поподробнее.

Краткая характеристика эпохи

Эллинистическим периодом историки называют отрезок в истории Средиземноморья, который начался после распада империи Александра Великого и продолжался почти триста лет, до взлета влияния Древнего Рима.

Среди характерных черт эпохи:

  • Греческое культурное влияние в Европе, Северной Африке и Ближнем Востоке переживает наивысший расцвет. Термин «эллинизм» отсылает к самоназванию Древней Греции - «Эллада»;
  • Наступает вторая эпоха великих научных открытий - впервые со времен классической эры (V-IV вв. до н. э.). Благодаря Евклиду произошел переворот в математике, Архимед раскрыл тайны физической науки;
  • Распад империи Александра Македонского привел к формированию эллинистических царств на огромных просторах Юго-Западной и Южной Азии. Параллельно проходит новая волна греческой колонизации в Азии и Африки;
  • Широкое распространение античного влияния сопровождалось частичным принятием обычаев местных (африканских, азиатских) народов. Результатом такого межкультурного взаимодействия стало рождение нового языка, койне, который выступал средством коммуникации для всего Средиземноморья.

Эллинизм в Древней Греции

IV-I века до н. э. для самой Эллады имели особое значение:

  • Античные полисы полуострова Пелопоннес перестали играть сколько-нибудь значительную роль в грекоговорящем мире;
  • Постоянно страдавшие от междоусобных войн, они стали легкой добычей армии Александра Великого. Однако македонские завоевания не только не ослабили культуру эллинов, но распространили ее на огромные территории;
  • Прекращение бессмысленных конфликтов между полисами способствовало стабильной эмиграции наиболее активных и амбициозных жителей Балкан в новые колонии на востоке. В этот период начинается освоение Александрии и Антиохии;
  • Несмотря на снижение политического веса и автономии полисов, эти города-государства продолжают оставаться единственной формой социальной организации на Пелопоннесе. Боле того, Афины и Эфес переживают настоящее возрождение;
  • Среди характерных черт времени - формирование конфедеративных полисных союзов для ответа на потенциальную угрозу со стороны инородцев. Так появилась Лига свободных лакедемонян, управлявшаяся коллегиальным органом, ассамблеей, состоявшим из представителей каждого члена лиги.

Искусство и культура

Ряд исследователей полагают эллинистическое искусство периодом декаданса, противопоставляя его «золотому веку» V века до н. э. Греки стали больше обращать внимание на сохранение своего культурного наследия, нежели чем на создание нового.

Однако даже тогда оставалось место для новых открытий:

  • Архитектура переживала настоящую революцию. Впервые появляется практика планирования градостроительства, вместо прежней хаотической и беспорядочной застройки;
  • Здания возводили в стиле гигантизм. Так, храм Аполлона в Дидиме является одной из самых значительных античных построек (22 на 53 метра) со 108 ионическими колоннами высотой почти 20 метров;
  • Скульптура стала более натуралистичной и более в выразительной, особенно в отражении крайних эмоциональных проявлений. Среди популярных тем ваятелей: страдание, страх, сон. В камне стали отражать реальную человеческую фигуру, а не идеально-фантастические пропорции;
  • По свидетельствам современников, выше всего ценилась в эти годы мозаика - однако до наших ней не дошло ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения. Известна лишь римская копия портрета Александра Македонского из Дома Фавна в Помпеях (100 г. до н. э.)

Философия эпохи эллинизма: кратко

В эту эпоху, как и раньше, Афины оставались центром духовной жизни всего Средиземноморья. Однако потеря политической свободы этим полисом привела к формированию специфической философской мысли:

  1. Поиски древнегреческих мыслителей привели их к формированию концепции атараксии, или буквально «невозмутимости». Это особое состояние может быть достигнуто умудренным опытом мужем, который прислушивается лишь к голосу разума, а не крику сиюминутных чувств и эмоций;
  2. Стоики и скептики выдвинули похожее понятие «апатия», что означало осознанный отказ от всех мимолетных веяний бренного мира. Стоики понимали это едва ли не высшей добродетелью, на которую способен гражданин полиса;
  3. Провал греческих государств в борьбе с Римом привел низвержению идеи государства как способа сосуществования людей. Эпикурейцы и киники отвергали саму идею государственной службы. Рождаются понятия: автаркия (политическая самодостаточность), атомизм (обособление) и аскетизм (отрешение от материальных благ и социальных условностей).

Научная мысль

Развитию точных наук способствовал быстрый обмен знаниями между всеми греческими колониями и серьезная поддержка со стороны меценатов. В III веке до н. э. к традиционным центрам исследований на Балканах прибавляется Александрия в Египте.

Наиболее важные научные достижения данной эпохи:

  1. Евклид суммировал весь многовековой опыт работы пифагорейцев и написал фундаментальный труд «Начала», который оставался основным учебником по математике в Европе вплоть до XIX века;
  2. Выдающийся геометр Эратосфен с удивительной точностью рассчитал длину окружности Земли. Он также первым вычислил расстояние от нашей планеты до Солнца и предложил добавлять високосный день раз в четыре года;
  3. Астроном Гиппарх систематизировал античные знания о небесных светилах и составил подробный звездный каталог. Его коллега, Аристарх Самосский, разработал гелиоцентрическую систему;
  4. Медицина тоже не стояла на месте. Праксагор выдвину революционное предположение о том, что кровь может течь по венам. Герофил на основе серии вскрытий представил точное описание нервной системы и печени;
  5. Среди значимых инженерных открытий: зубчатые шестерни, простейшие геодезические приборы, поршневой насос, винт Архимеда и др.

Если римляне не имели равных в античном мире по военной силе и политической организации, то греки правили бал в культуре. Эта балканская цивилизация подарила миру потрясающие образцы в скульптуре, архитектуре, философии и науке даже в период своего заката (т. н. эллинизм). Что это был один из ярчайших периодов в мировой истории, только подтверждают дальнейшие темные времена.

Общая характеристика эллинизма.

Эллинизм - это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык - койне ("общая"), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык - арамейский.

В эллинистическую эпоху рождалось новое мировоззрение, получившее широкое распространение и философское оформление, - космополитизм, осознание себя "гражданином мира". Продолжалось разрушение гражданского мышления людей, но на чужбине греки даже из враждебных городов сознавали духовное единство перед лицом иной культуры; рассеянные по всей ойкумене, они ощущали свою принадлежность эллинскому миру.

Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма. Переживания, чувства, мысли отдельного человека оказались в центре религии, литературы и искусства.

Неустойчивость жизни, социальная нестабильность, войны, перевороты имели результатом широкое распространение фатализма, отраженного в философских и религиозных системах. Космополитизм, индивидуализм и фатализм ярко характеризовали эллинистическую эпоху в плане серьезных духовных изменений.

Греция в эллинистический период.

В Греции началось обезлюдивание: греки отправлялись на Восток, привлеченные неожиданно открывшимся богатством и роскошью этих областей, свою роль сыграли роль и регулярные войны с Македонией. В Балканской Греции после смерти Александра постоянно вспыхивали восстания, особую активность проявляли города Северного Пелопоннеса, в частности Сикион и Аргос, поэтому македонцам становилось все труднее удерживать отдельные области.

В Греции усилились этнические союзы, среди которых выдвинулся Этолийский союз, занимавший запад Средней Греции и, в отличие от Афинского и Пелопоннесского, являвшийся федерацией на основе суверенитета входивших в него областей, то есть был вполне демократичен. На севере Пелопоннеса на антимакедонской основе возродился Ахейский союз, имевший олигархическую направленность и подчинивший почти весь полуостров. Он фактически взял на себя функции гегемона, которые ранее выполнял Пелопоннесский союз.

В III в. до н. э. имели место попытки реформировать государственный строй Спарты. Молодой спартанский царь Агис IV (245-241) выступил за возрождение Ликургова строя. Герусия высказалась против нововведений, сводившихся к переделу земли, уравнению в собственности, гражданских правах и т. д. Агис выступил в народном собрании с предложением разделить земли ста наиболее богатых спартиатов, его самого в том числе, с целью наделить участками неимущих. Аристократия добилась отмены реформ, а Агис был казнен.

Спарта еще сохраняла относительную независимость, когда на смену Агису пришел царь Клеомен III (235-221), вдохновленный теми же идеями. Он действовал более агрессивно, произведя с помощью наемников политический переворот и упразднив институт эфоров. Поддержанный народным собранием, Клеомен разогнал герусию и наделил граждан землей, отменив крупные долги. Его действия вызвали широкое демократическое движение на Пелопоннесе, поскольку в других областях люди захотели повторить реформы царя. Ахейский союз с помощью недавнего врага, Македонии, разгромил войска Клеомена, претендовавшего на объединение Спарты и восстановление ее могущества на полуострове. Клеомен бежал в Египет и там покончил жизнь самоубийством, а Спарта вошла в состав Ахейского союза, и все реформы были отменены.

Таким образом, в Греции в эллинистическую эпоху продолжались внутренние междоусобицы и борьба союзов, постоянно и разрушительно истощавшие силы греков.

Города.

В период эллинизма развернулось широкое строительство городов, в которых большую роль играли постройки утилитарного гражданского назначения. При возведении городов применялась правильная регулярная планировка, и жилые кварталы создавались за счет перекрещивания улиц под прямым углом: город делился на прямоугольные или квадратные сектора, которые в Александрии, например, обозначались по первым буквам греческого алфавита. Это так называемая система Гипподама, архитектора V в. до н. э. Вводя регулярную планировку, он исходил из идеи особенного деления земель между гражданами, когда каждый сектор предназначался для участков различного юридического статуса - такая система привлекала своей практичностью и рациональностью. В городах существовали водопроводы, канализации, в домах - ванны, в центрах создавались особые парковые ансамбли (например, Мусейон в Александрии), искусственные ландшафты, гроты, небольшие насыпные холмы. В Антиохии Сирийской было введено ночное освещение улиц.

У высших слоев общества возникла неудержимая тяга к роскоши и комфорту, отразившаяся и в одежде: горожане, особенно женщины, одевались пестро - именно в эту эпоху появилась бахрома как элемент платья. В некоторых случаях правители даже вводили законы против роскоши. В восточных городах по греческим образцам устраивались гимнасии и палестры. Гимнасии являлись своего рода интеллектуальными центрами, где проходили занятия риторикой, литературой, философией и другими науками, - палестры же предназначались для физических упражнений, но также были местом свободного времяпрепровождения.

Великие композиторы, чьи имена широко известны во всем мире, создали огромное количество ценных произведений. Их творения поистине уникальны. Каждому из них присущ индивидуальный и неповторимый стиль.

Великие композиторы мира (зарубежные). Список

Ниже представлены зарубежные композиторы разных веков, чьи имена известны на весь мир. Это:

  • А. Вивальди.
  • И. С. Бах.
  • В. А. Моцарт.
  • И. Брамс.
  • Й. Гайдн.
  • Р. Шуман.
  • Ф. Шуберт.
  • Л. Бетховен.
  • И. Штраус.
  • Р. Вагнер.
  • Дж. Верди.
  • А. Берг.
  • А. Шенберг.
  • Дж. Гершвин.
  • О. Мессиан.
  • Ч. Айвз.
  • Б. Бриттен.

Великие композиторы мира (русские). Список

Он создал большое количество оперетт, работал с легкими музыкальными формами танцевального характера, в которых очень преуспел. Благодаря Штраусу вальс стал чрезвычайно популярным танцем в Вене. Кстати, там до сих пор проводятся балы. В наследии композитора - польки, балеты и кадрили.

И Дж. Верди - великие которые создали огромное количество опер, завоевавших искреннюю любовь зрителей.

Немец Рихард Вагнер был виднейшим представителем модернизма в музыке этого столетия. Богато его оперное наследие. «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец» и другие оперы до сих пор актуальны, популярны и ставятся на сцене.

Итальянский композитор Джузеппе Верди - весьма величественная фигура. Он придал итальянской опере новое дыхание, при этом он остался верным оперным традициям.

Русские композиторы 19-го века

М. И. Глинка, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский - великие композиторы классической музыки 19-го века, которые жили и создавали свои произведения в России.

Произведения Михаила Ивановича Глинки определили общенациональное и мировое значение в истории русской музыки. Его творчество, выросшее на русской народной песенности, глубоко национально. Его по праву считают новатором, родоначальником русской музыкальной классики. Глинка плодотворно работал во всех Его оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» открыли путь двум ведущим направлениям. Большое значение в развитии музыкального искусства имели и его симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия» и многие другие.

Александр Порфирьевич Бородин - великий русский композитор. Его творчество невелико по объему, но значительно по содержанию. Центральное место занимают богатырские исторические образы. У него тесно переплетаются глубокий лиризм с эпической широтой. В опере «Князь Игорь» объединены черты народно-музыкальной драмы и эпической оперы. Его первая и вторая симфонии знаменуют собой новое направление в русском симфонизме - героико-эпическое. В области камерно-вокальной лирики он стал настоящим новатором. Его романсы: «Море», «Для берегов отчизны дальней», «Песнь темного леса» и многие другие. Бородин оказал значительное влияние на своих последователей.

Модест Петрович Мусоргский - еще один великий русский композитор 19-го века. Входил в Балакиревский кружок, который назывался «Могучая кучка». Он плодотворно работал в разнообразных жанрах. Прекрасны его оперы: «Хованщина», «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка». В его произведениях проявились черты творческой индивидуальности. Ему принадлежит ряд романсов: «Калистрат», «Семинарист», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Светик Савишна». В них запечатлены неповторимые национальные характеры.

Петр Ильич Чайковский - композитор, дирижер, педагог.

В его творчестве были ведущими оперный и симфонический жанры. Содержание его музыки универсально. Его оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин» - шедевры русской классической музыки. Симфония также занимает главное место в его творчестве. Его произведения стали известны на весь мир еще при жизни.

Представители новой венской школы

А. Берг, А. Веберн, А. Шенберг - это великие композиторы, которые жили и создавали свои произведения на протяжении 20-го века.

Альбан Берг стал всемирно известен благодаря своей удивительной опере «Воццек», которая произвела сильнейшее впечатление на слушателей. Он писал ее в течение нескольких лет. Ее премьера состоялась 14 декабря 1925 года. В настоящий момент «Воццек» - это классический пример оперы 20-го века.

Антон Веберн - австрийский композитор, один из ярчайших представителей новой венской школы. В своих произведениях он использовал серийную и додекафонную технику. Ему присущи сжатость и лаконизм мысли, концентрация музыкально-выразительных средств. Его творчество оказало сильнейшее воздействие на Стравинского, Булеза, Губайдулину и многих других русских и зарубежных композиторов.

Арнольд Шенберг - яркий представитель такого музыкального стиля, как экспрессионизм. Автор серийной и додекафонной техники. Его сочинения: Второй струнный квартет (фа-диез минор), "Драма с музыкой для хора и оркестра", опера «Моисей и Аарон» и многие другие.

Дж. Гершвин, О. Мессиан, Ч. Айвз

Это великие композиторы 20-го века, которые известны во всем мире.

Джордж Гершвин - американский композитор, пианист. Стал чрезвычайно популярен благодаря своей масштабной работе «Порги и Бесс». Это «фольклорная» опера. Она поставлена по роману Дюбоса Хейворда. Не менее известны его инструментальные произведения: «Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром», «Американец в Париже», «Вторая рапсодия» и многие другие.

Оливье Мессиан - французский композитор, органист, педагог, музыкальный теоретик. В своих замечательных теоретических трудах он изложил новые и достаточно сложные принципы музыкальной композиции. В его произведениях нашли отражение теологические идеи. Его очень увлекали голоса птиц. Поэтому он создал «Каталог птиц» для фортепиано.

Чарльз Айвз - американский композитор. На его творчество оказала влияние народная музыка. Поэтому его стиль чрезвычайно уникальный. Он создал пять симфоний, пять скрипичных сонат, две фортепианные сонаты, кантату «Небесная страна» и многие другие произведения.

Русские композиторы 20-го века

С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович - великие композиторы 20-го века.

Сергей Сергеевич Прокофьев - композитор, дирижер, пианист.

Его музыка разнообразна по содержанию. В ней содержится лирика и эпос, юмор и драма, психологизм и характеристичность. Оперное и балетное творчество заложило новые принципы и приемы музыкальной драматургии. Его оперы - «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир». Работал Прокофьев в жанре киномузыки. Широко известна его кантата «Александр Невский», создаваемая в содружестве с режиссером С. Эйзенштейном.

Игорь Федорович Стравинский - композитор-эмигрант, дирижер.

Его творчество делится на русский и зарубежный периоды. Его ярчайшие балеты: «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица». Большой вклад Стравинский внес и в симфонический жанр.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - композитор, педагог, пианист. Его творчество многопланово по жанрам и образному содержанию. Особо его значение как композитора-симфониста. В его пятнадцати симфониях отражен сложный мир человеческих чувств с переживаниями, борьбой, трагическими конфликтами. Его опера «Катерина Измайлова» - прекрасное сочинение данного жанра.

Заключение

Музыка великих композиторов написана в разных жанрах, содержит многоплановые сюжеты, постоянно обновляемые техники, соответствующие той или иной эпохе. Некоторые композиторы достигли высот в немногих жанрах, другие же успешно охватили практически все области. Из всей плеяды великих композиторов сложно выделить лучших. Все они внесли значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры.







2024 © mgp3.ru.