Художники по алфавиту от а до я. Самые известные русские художники Все художники по алфавиту и годы жизни


Среди всех наиболее известных художников хотелось бы особо отметить творчество художника Мифтяхова Марата Хайдаровича .
Пейзажи Марата удивительны и неповторимы.
Картины бывают разные реалистичные и нереалистичные, понятные и непонятные.
Если вы видите что на картине нарисован стакан, то это совершенно очевидно и над чем тут думать? Вы посмотрели на картину и поняли что это стакан, завтра вы опять посмотрели и опять и поняли что это стакан... Вероятнее всего, что один раз посмотрев на подобную картину, вы уже не захотите снова на неё смотреть, поскольку она очевидна и не нуждается в объяснении. Картины Марата являются полной противоположностью подобных картин. Они притягивают и завораживают тем, что на них изображены совершенно незнакомые и непонятные предметы и пейзажи создавая в сочетании друг другом фантастические виды.
Картины содержат множество разных мелких деталей.
Очень трудно рассмотреть детально сразу всю картину, подобные картины нуждаются в многоразовом просмотре. И каждый раз, подойдя к картине, зритель может открыть для себя что-то новое, то, что раньше не заметил. Это качество присуще всем картинам Марата и оно ещё более притягивает к их просмотру. Картины являются информационно ёмкими и несут в себе глубокий философский смысл.

«Я считаю Ренато Гуттузо самым значительным художником современной Западной Европы», - писал Дж. Берджер.

А вот слова Карло Леви «Гуттузо - великий художник: и не только Сицилии и Италии. Сейчас он один из крупнейших художников в мире. В этом я глубоко убежден и счастлив, что могу заявить об этом без ограничений и оговорок, с полной ответственностью».

Ренато Гуттузо родился на Сицилии в Багерии близ Палермо 26 декабря 1911 года (по другим данным - 2 января 1912 года), в семье землемера. Свои первые профессиональные навыки он получил от народного мастера Эмилио Мурдоло, расписывавшего кареты. Учась в лицее, Гуттузо одновременно занимается живописью: знакомится с книгами по искусству, посещает мастерские художников. В конце двадцатых годов появляются его первые картины.

На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех - на две его картины обратила внимание критика.

Уже при жизни имя Дали было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним в известности.

Известный кинорежиссер Альфред Хичкок писал: «Я ценил Дали за режущие контуры его картин - конечно, во многом схожих с картинами де Кирико - за его длинные тени, бесконечное остранение, ускользающую линию, которая уходит в бесконечность, за лица без формы. Естественно, он изобрел еще много очень странных вещей, которые не могли быть реализованы».

Дали говорил о своей живописи: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».

Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали-и-Доменек родился 11 мая 1904 года в маленьком городке Фигерас (провинция Херона), в семье адвоката. Его окрестили тем же именем, что и его брата, умершего в семь лет от менингита. В своей автобиографии художник пишет: «Родившись, я встал на место обожаемого покойника, которого продолжали любить через меня… Все мои последующие эксцентричные поступки, все мои непоследовательные выходки были трагической константой моей жизни: я должен был доказать самому себе, что я являюсь не моим умершим братом, но собой - живым. Именно так я столкнулся с мифом о Касторе и Поллуксе: убивая внутри меня самого своего брата, я завоевал свое собственное бессмертие».

«Реализм - это не раз навсегда установленная формула, не догма, не неизменный закон. Реализм, как форма отражения действительности, должен находиться в постоянном движении», - говорит Сикейрос. И еще одно его высказывание: «Зритель - не статуя, которая включается в линейную перспективу картины… он тот, кто движется по всей ее поверхности… человек, обозревая роспись, своим движением дополняет творчество художника».

29 декабря 1896 года в мексиканском местечке Чиуауа у дона Сиприано Альфаро и Терезы Сикейрос родился сын Хосе Давид Альфаро Сикейрос. К одиннадцати годам у него проявился дар живописца, поэтому в 1907 году мальчика отдают учиться в Национальную подготовительную школу в Мехико. Вскоре после этого Альфаро начинает обучаться в классах художественной Академии «Сан-Карлос».

Здесь Сикейрос становится одним из студенческих вожаков и поднимает академию на протест и забастовку. Художник вспоминает: «Какие цели преследовала наша забастовка? Чего мы требовали? Требования наши касались как вопросов учебных, так и политических. Мы хотели покончить с затхлой академической рутиной, безраздельно господствовавшей у нас в школе. Вместе с тем мы предъявляли и некоторые требования экономического характера… Мы требовали национализации железных дорог. Над нами хохотала вся Мексика… Откровенно говоря, я глубоко убежден, что именно в тот день и родился в душе каждого из нас художник-гражданин, художник, живущий общественными интересами…»

Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».

Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Весной того же 1908 года он близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. «Когда начали ставить леса, - пишет художник в своей автобиографии, - тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».

Понять Шагала можно путем «вчувствования», а не «уразумения». «Небо, полет - главное состояние кисти Шагала», - отмечал Андрей Вознесенский.

«Я ходил по Луне, - говорил художник, - когда еще не существовали космонавты. В моих картинах персонажи были в небе и в воздухе…»

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 года в городе Витебске. Он был старшим из десяти детей мелкого торговца. Его отец служил рабочим у купца-селедочника, а мать, Фейга, содержала мелочную лавочку. В 1905 году Марк окончил четырехклассное городское ремесленное училище.

Первым учителем Марка стал в 1906 году Ю.М. Пэн. В автобиографии, озаглавленной «Моя жизнь», Шагал посвящает Юрию Моисеевичу следующие строки: «Пэн мне мил. Так и стоит перед глазами его трепещущая фигурка. В моей памяти он живет рядом с отцом. Часто, мысленно гуляя по пустынным улочкам моего города, я то и дело натыкаюсь на него. Сколько раз я готов был умолять его, стоя на пороге школы: не надо мне славы, только бы стать таким, как вы, скромным мастером, или висеть бы, вместо ваших картин, на вашей улице, в вашем доме, рядом с вами. Позвольте!»

Известный критик Поль Юссон писал в 1922 году о Модильяни:

«После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и обычно лишенным какой-либо исключительности.

…Этот художник носит в себе все невысказанные стремления к новой выразительности, свойственные эпохе, жаждущей абсолютного и не знающей к нему путей».

Амедео Клементе Модильяни родился 12 июля 1884 года в семье итальянских евреев. Его отец, Фламинио Модильяни, после банкротства своей конторы «Дрова, уголь», возглавил контору посредника. Мать, Евгения Гарсен, происходила из купеческой семьи.

Пикассо говорил: «Искусство - это ложь, которая помогает нам понять правду».

Пабло Руис Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанской Малаге в семье художника дона Хосе Руиса и Марии Пикассо-и-Лопес. Со временем художник взял фамилию матери. Отец был скромным преподавателем рисования, иногда выполнявшим заказы по росписи интерьеров. Рисовать мальчик начал очень рано. Самые первые наброски поражают артистизмом, профессиональным умением. Первая картина юного художника называлась «Пикадор».

Когда Пабло исполняется десять лет, он вместе с родными переезжает в Ла-Корунью. В 1892 году он поступает в местную Художественную школу, где его отец ведет класс рисунка и орнамента.

Г.С. Оганов пишет: «…Художник стремился к выявлению жизни образа посредством выразительности формы, отсюда поиск динамического напряжения, ритмики и цвета. Конечно же, зрителя поражают не сами эти поиски, а прежде всего результат. А результат этот у Петрова-Водкина все же всегда выходит за пределы чисто композиционно-декоративных, живописных исканий - всегда здесь присутствует жизнь духа в конкретно-психологическом и одновременно философско-обобщенном выражении. Это и дает масштаб его произведениям и делает их при всех внешних, формальных параллелях с древнерусским или современным западноевропейским искусством произведениями оригинальными, своеобразными, глубоко самостоятельными».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился на Волге в небольшом городке Хвалынске 5 ноября 1878 года. Он был первенцем в семье сапожника Сергея Федоровича Водкина и его жены Анны Пантелеевны, урожденной Петровой. Когда мальчику шел третий год, отца забрали в солдаты и послали служить в Петербург, на Охту. Вскоре туда же перебралась и Анна Пантелеевна вместе с маленьким сыном. Через два с половиной года произошло возвращение в Хвалынск, где мать поступила в услужение в дом местных богачей. Кузьма жил при ней во флигеле.

И.Е. Репин назвал Кустодиева «богатырем русской живописи». «Большой русский художник - и с русской душой», - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: «Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Превосходный рисовальщик и график, Кустодиев работал в линогравюре и ксилографии, исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы. Он выработал свою оригинальную художественную систему, сумел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни».

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Как вспоминает Борис Михайлович: «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони… Это были живые типы Островского…» Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева.

Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: «Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь детства, были таковы: отец мой работал на свекло-сахарных заводах, которые по обыкновению строятся в глубокой глуши, в отдалении от больших и малых городов».

Около 1890 года отец переводится на завод, который находился в селе Пархомовка, около Белополья. Здесь Казимир оканчивает пятиклассное сельскохозяйственное училище: «Деревня… занималась искусством (такого слова я не знал тогда)… Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке… Вся жизнь крестьян меня увлекала сильно… Вот на этом фоне во мне развивались чувства к искусству, к художеству». Спустя четыре года семья перебирается на завод в Волчке, а затем переезжает в Конотоп.

    Включает живописцев и мастеров графики Российской Федерации, Советского Союза и Российской империи, чьим приоритетным жанром был пейзаж. Содержание 1 Список 2 См. также 3 Примечания … Википедия

    Здесь представлен список художников живописцев Российской Федерации, Советского Союза и Российской империи 20 века. Имена даются в алфавитном порядке. Основанием для включения в список является признание художественным сообществом, подтвержденное … Википедия

    Коллекция открыток русских художников на выставке «PostCardExpo 2008» в Москве … Википедия

    Борис Кустодиев. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“». Список художников Серебряного века включает живописцев и график … Википедия

    Здесь представлен список женщин живописцев Российской Федерации, Советского Союза и Российской империи. Имена художниц даются в алфавитном порядке. Основанием для включения в список является признание художественным сообществом, подтвержденное… … Википедия

    Здесь представлен список живописцев членов Ленинградского Союза художников (основан 2 августа 1932 года как Ленинградский Областной Союз советских художников; с 1959 года Ленинградское отделение Союза художников РСФСР; с… … Википедия

    Владимир Путин вручает митрополиту Кириллу орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Москва, Кремль, 21 декабря 2006 года Основная статья … Википедия

    16 июля 1943 г. было установлено почётное звание «Народный художник РСФСР». Звание присваивалось Указами Президиума Верховного Совета РСФСР, после вступления в должность 10 июля 1991 г. Президента РСФСР Указами Президента РСФСР. После изменения… … Википедия

    Основная статья: Орден Франциска Скорины Орден Франциска Скорины Орден Франциска Скорины один из орденов Белоруссии. Учреждён Верховным Советом Республики Беларусь в 1995 году. Присуждается либо за развитие белор … Википедия

    Это список кавалеров ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (после даты стоит номер указа Президента Российской Федерации, которым произведено награждение) Кавалеры ордена III степени, награжденные по опубликованным указам # … Википедия

Книги

  • Город Серебряного века , Володина Т. И.. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века. Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы…
  • Про наряды и обряды , Кириллов Иван Борисович. Народные праздники - наследие наших предков. Когда-то люди верили, что с помощью обрядов можно решить хозяйственные проблемы, привлечь удачу. Возрождение традиций проведения праздников…

После победы Октябрьской революции живопись, впрочем, как и все другие направления искусства, претерпели существенные изменения. Если раньше художники руководствовались своим внутренним мировоззрением, то после прихода к власти «народного» правительства, на первый план вышла идеологическая составляющая.

Художники 1917 - 1921 годов

Сразу же, после победы революции, советская власть занялась вопросами искусства, пытаясь установить здесь монополию. Свою деятельность советская власть начала с национализации коллекций картин и произведений искусства.

В первые дни революции громогласно заявил о себе политический плакат. Плакат рисуется легко и быстро. Необходимо было мобилизовать солдат на фронт, с этой целью революционные художники и использовали этот жанр живописи. Среди художников-плакатистов наиболее прославились: Малютин, Алсит, Моор, Дени. Их творения были небольшими, использовалось несколько красок. Часто использовались аллегории. Особенно заметно творчество Моора - «Ты записался добровольцем?», «Один с сошкой, семеро с ложкой», эти плакаты известны по сей день. Стиль Дени В. Н. более лаконичен. Одной из самых известных его работ является «Деникинская банда», написанная в 1919 году.

В это время появляется новый художественный жанр - оформление городов. Художников привлекают к праздничному оформлению городов, площадей. Появляется потребность в плакатах, панно. К праздничному оформлению городов привлекали таких известных художников как Петров-Водкин, Лансере и др.

В первые годы советской власти продолжается развитие школы станковой живописи, зародившейся до революции. Происходит ломка сложившихся стереотипов. Среди мастеров изобразительного жанра формируются две школы. Одна из них продолжала придерживаться традиционного канона, согласно с которым художник должен как можно точно отображать увиденное, вторые, наоборот, отдавали предпочтение образам. К этой группе относятся такие корифеи того времени, как Юон, Петров-Водкин, Рылов. Эпохальной стала работа Петрова-Водкина «Петроградская мадонна». Выделяется также работа Рылова «В голубом просторе» - хоть картина и не несет революционного смысла, но выделяется спокойствием, вызывает ощущение умиротворенности.

В это время развивается и графическое искусство. Одним из наиболее ярких представителей графики того времени является Купреянов.

После победы гражданской войны появилась работа для скульпторов. В первую очередь это были памятники павшим героям гражданской войны. Одной из наиболее ярких работ того времени является башня Татлина, символизировавшая смелость, решительность.

Интересным направлением в искусстве того времени является агитационный фарфор, являющийся одной из визиток той эпохи. Руководил его производством художник Чехонин С. В. Работы проводились на Государственном фарфоровом заводе. Со старых времен в кладовках оставалось много изделий. Художники расписывали их советской символикой, меняли клейма на коммунистическую маркировку, наносили на него революционные лозунги.

Художники 20-х годов

После окончания Гражданской войны начинается новый период в развитии живописи. Хотя внутренний враг был уже побежден, но государство находилось в кольце врагов, да и в СССР не все были довольны сложившейся ситуацией. Советскому государству в этот период нужно было закрепить свое господство в умах людей. Одним из применяемых методов стало искусство.

В эти годы живопись активно развивалось. Возникали различные художественные кружки и школы. Это время поиска, новых начинаний, юношеского энтузиазма, порожденного революцией.

Одной из самых известных художественных школ того времени стала АХРР. Аббревиатура расшифровывалась как ассоциация художников революционной России. Возникла она в 1922 году. Ее ядро составили передвижники. Эта школа продолжила традиции реализма. Основная тематика работ художников из этой группы - описание жизни и быта рабочих и бойцов Красной Армии. Наиболее известные художники АХРР: Бродский, Малютин, Чепцов, Греков, Ряжский, Архипов, Яковлев. Наиболее известная работа - Бродского «Ленин в Смольном». Эту картину видели, пожалуй, все, кто жил в ту эпоху. Она стала основой «Лениниады». Другая картина, на которую хотелось бы обратить внимание, это работа Грекова «Тачанка». Автор великолепно передает динамику, удаль, степной простор.

ОСТ - общество станкистов - эта группа ориентировалась на творческий поиск, подражала импрессионистам, этому направлению присущи темы спорта, промышленности. Корифеи этой школы: Вильямс, Лабас, Пименов, Штеренберг, Дейнека. Характеризует эту школу работа Дейнеки «Оборона Петрограда»

Четыре искусства - группа, для работ которой характерна философская подоплека. К ней относятся: Кузнецов, Петров-Водкин, Фаворский и др.

Существовали и другие художественные группы. В это время развиваются национальные виды искусства. Возникают художественные школы в регионах царской России, где живопись до этого отсутствовала вообще - регион Средней Азии.

Представители национальных школ живописи, творившие в этот период: Азимзаде, Тансыкбаев, Абильхан, Григорян, Коджоян и др.

В Украине наиболее известные мастера этого периода - Столяр, Петрицкий, Бойчук, Павленко.

Начиная с 20-х годов, происходят изменения и в графическом искусстве. Если раньше это было искусство иллюстрации книг, то теперь оно становится полноценным направление живописи. Графика той эпохи - преимущественно небольшие картины на тему классической литературы. Переживает вторую жизнь и школа ксилографии. Среди художников этого стиля выделяются работы Добужинского, Конашевича, Фаворского, Кравченко, Касияна, Тычины, Андреева.

Андреев был не только превосходный рисовальщик, но и отменный скульптор, прославившийся рядом скульптур, воспроизводящих Ленина. Для скульптуры того периода основной тематикой является тема революции, героев и вождей. В это время, кроме Андреева, был еще ряд замечательных скульпторов, это: Шадр, прославившийся скульптурой «Булыжник - оружие пролетариата», известен он и скульптурами вождя. Среди других скульпторов отметим: Лебедеву, Мухину, Матвеева.

Среди мастеров прикладного искусства этого периода на первом месте стоит школа Палеха. К традиционным для этого направления сказочным образам, добавляются революционные сюжеты, тесно переплетаясь в одно целое. В это время вообще происходит расцвет народных ремесел, массово появляются различные артели мастеров.

Художники 30-х годов

Это эпоха соцреализма. Начало ему дало постановление ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Оно положило конец культурному разнообразию. Все союзы художников распускались, вместо них возникала одна организация Союз советских художников.

Принципы нового течения соцреализма лучше всего озвучил Максим Горький. Это:

Принцип народности. Основными героями произведений становятся простые трудящиеся.

Принцип идейности. Все работы должны нести определенную идейную нагрузку.

Принцип конкретности. Показывается процесс развития, отвечающий материалистическому пониманию окружающей действительности.

Это период расцвета живописи, творческие работники, творящие в правильном идейном русле, получали массу заказов. Характеризуется эпоха тягой к монументализму.

Кроме монументализма, живопись этой эпохи наполняется героизмом. Одним из наиболее запоминающихся мастеров того периода является Б. Иогансон. Его картины подражают технике, используемой русскими художниками, такими, как Суриков. Но сюжет наполнен героическим содержанием, согласно с требованиями эпохи. Манеру Иогансона хорошо отображает картина «Допрос коммуниста».

Другим известным мастером был С. Герасимов - главное внимание он уделял теме крестьянства. Его картина «Колхозный праздник» считается эпохальной картиной этой эпохи.

А. Пластов - в своих работах воспевал крестьянство, его картины отображают быт простых людей, часто на фоне природы. Его произведения носят некоторый лирический оттенок. Другие известные живописцы 30-х годов - Пименов, Дейнека, Крымов.

Согласно с требованиями соцреализма меняется пейзаж 30-х годов. В это время пейзажи часто совмещались с отображением исторических персонажей. Наиболее яркой картиной этой тематики является произведение А. Рылова - «Ленин в Разливе».

Портретный жанр в это время наиболее активно развивали мастера старшего поколения - Кончаловский, Нестеров, Серова. Ценились портреты Нестерова, он умел точно подметить и передать характерные особенности человека. В стиле Нестерова работал и Корин, его полотна монументальны, отличаются четкими формами. Кроме партийных вождей интерес портретисты проявляли и к творческим личностям.

Монументальная живопись этой эпохи стала почти обязательным элементом архитектуры. Здесь можно выделить роспись ресторана Казанского вокзала и станции метро «Маяковского».

Выдающимися скульпторами 30-х годов были Мухина, Шадр, Манизер. Здесь также царила монументальность. Пожалуй, самое значимое творение той эпохи - это статуя «Рабочий и колхозница».

В графическом жанре продолжали работать мастера, снискавшие себе славу в предыдущее десятилетие. Популярной являлась гравюра на дереве. В основном это были иллюстрации к классическим произведениям. Выдвигается жанр листовой гравюры, наиболее яркий мастер здесь был Нивинский, его излюбленная тема «Лениниада», индустриальное развитие.

В 30-е годы гравюра уходит из книжной иллюстрации. Ее вытесняет литография. Рисунок черной акварелью, иногда углем. Такая технология была предпочтительнее для массового производства. В этом жанре работали Кукрыниксы, Герасимов, Кибрик и др.

Советские художники в годы Второй Мировой войны

Не удивительно, что в этот период военная тематика становится основной темой произведений художников. Многие художники той эпохи являлись непосредственными участниками военных действий, некоторые погибли.

Задача художников того периода - вдохновить людей на ратный и трудовой подвиг. В эту эпоху расцветает плакатный жанр. Так знаменитый плакат Кукрыниксов «Уничтожим врага» появился уже 23 июня 1941 года. Другие плакаты «Родина-мать зовет» художника Тоидзе, «Воин Красной Армии, спаси» и др.

Станковая живопись эпохи Войны характеризуется серийностью. Художник Л. Сойфертис, к примеру, написал 2 серии «Севастополь» и «Крым». Его работы вдвойне ценнее благодаря тому, что он являлся непосредственным участником боевых действий, делая зарисовки между боями.

Другой художник Шмаринов написал ряд серий углем и черной акварелью, подчеркивая трагизм. Его знаменитая картина «Мать над телом убитого». Пахомов жил и творил в блокадном Ленинграде, написал графическую серию «Ленинград в дни блокады».

Художники периода войны: Пластов, Дейнека, Герасимов, Юон, Корин, Бубнов и многие другие оставили эпические картины, передающие трагизм эпохи.

Хотя скульпторам во время войны было работать труднее, но мы видим работы, посвященные тематике войны. Преимущественно это скульптурные портреты фронтовых героев, военачальников. Во время войны творили: Мухина, Томский, Николадзе, Першудчев.

По окончанию боевых действий начинается эпоха монументальных памятников, призванных увековечить подвиг советских людей.

Прикладная живопись также была посвящена военной теме. В творчестве мастеров Палеха мы видим сюжеты сказочных битв.

Художники послевоенного периода

В первые послевоенные годы все усилия были направлены на восстановление экономики и воспевания подвига советского народа во время войны. Среди картин батального характера выделим такие великие полотна, как «Отдых после боя» художника Непринцева. «Письмо с фронта» - Лактионова. Это картины с налетом лирики, исследующие войну, как историческое явление.

В это время много работ также было посвящено истории революции. Среди значительных полотен того времени выделим произведение группы авторов «Выступление Ленина на 3-м съезде комсомола». Картину Серова «Ходоки у Ленина», которая стала второй классической картиной из серии лениниады. Обращает на себя внимание картина Мелихова «Молодой Тарас Шевченко у Брюллова», в этом полотне тщательно проработаны исторические детали.

Появляются картины сугубо мирные произведения. Уставшие от военных лихолетий художники пишут произведения, посвященные мирному труду, например картина «Хлеб», написанная Яблонской. Она отображает простой сельский труд. Сходной по содержанию является картина Пластова «На колхозном току». Другой советский художник - Чуйков, описывает природу Киргизии в картинах «Утро», «Дочь чабана» и др. Обращают внимание картины латвийских художников Калыныша и Осиса, посвященные рыбацкому труду.

Переход от военной к мирной тематике вызвал рост картин в жанре пейзаж, преимущественно это были картины лирического направления. Художником Герасимовым был написан цикл картин, посвященных подмосковному пейзажу. Мешков написал серию картин о красотах Урала. В них показана величественная красота сибирской природы. Если предыдущие авторы показывали красоту дикой природы, то Г. Нисский, наоборот, в своих работах отображал относительно новое направление жанра, природу, преображенную человеком. Его картинам присуща динамика, монументализм, контрастность. Творивший в это время Корин продолжал свой любимый жанр - портрет, он написал целый ряд портретов творческих людей.

В послевоенные годы развивается сатирическая графика. Известнейшим художником этой эпохи был Б. Пророков. В это время он написал целый ряд работ, критикующих американский капитализм. В этой же теме работают Кукрыниксы, Сойфертис и др.

Скульптура послевоенных лет посвящена тематике войны. Это монументальные скульптуры, появляющиеся в каждом городе и селе, посвящаются погибшим героям. В это время работали: Томский, Черняховский, Вучетич, Микенас.

Советские художники 1960 - 1980 годов

В 1960-х годах, во времена «оттепели», художники делают попытку освободиться от штампов, отображать действительность ближе к реальности. Новые ростки в искусстве старались опереться на художественные школы, 20-х годов. Художественная школа этого периода получила название «суровый стиль» за прямоту, бескомпромиссность, подчеркнутый драматизм. Этот стиль был не единственный, оставался соцреализм, некоторые художники пытались подражать импрессионизму.

Яркими представителями «сурового стиля» были братья Смолины. Известнейшие их картины «Стачка», «Полярники». В них трудовой подвиг изображается без помпезности, как повседневная обыденность. Другой известный художник, придерживавшийся «сурового стиля» П. Никонов. Его известнейшие картины - «Наши будни», «Геологи» описывают обыденную жизнь советских рабочих. Другие известные художники «сурового стиля»: Коржев, Андронов, Попков, В. Иванов, Гаврилов, Ткачевы, Моисеенко, Жилинский.

Среди национальных художников в то время наиболее заметны: Салахов, Нариманбеков, Клычев, Тордия, Греку, Заринь, Илтнер, Берзинь, Субби, Савицкас и другие.

В УССР заметно творчество Т. Яблонской, которая отходит от импрессионизма и обращается к народным мотивам.

1960-1980 годы эпоха грандиозного строительства. Восстанавливались города после войны, расстраивались новые районы, так что жанр монументальной живописи в это время был чрезвычайно распространен.

Основная тема скульптуры - память о героях и жертвах ВОВ. Здесь «царили» памятник-ансамбль и мемориал. Самые яркие творения в этом жанре «Мамаев курган», «Невский пятачок», «Хатынь».

Известные скульпторы этого времени: Соколова, Пологова, Шаховской, Жилинская, Митлянский, Комов, Чернов.

В 1960-е и последующие годы широко был распространен эстамп, графика, линогравюра. В этих жанрах творили художники: Захаров, Голицын, Бородин, Ильина, Макунайте, Рзакулиев.

Как видите, это была великая эпоха, подарившая нам многих непревзойденных мастеров. Картины советского периода заняли достойное место во многих коллекциях.

Среди русских художников есть множество талантливых личностей. Их творчество высоко ценится во всём мире и составляет достойную конкуренцию таким мировым мастерам как Рубенс, Микеланджело, Ван Гог и Пикассо. В этой статье мы собрали 10 самых известных русских художников.

1. Иван Айвазовский

Иван Айвазовский – один из самых знаменитых русских художников. Родился он в Феодосии. С детских лет Айвазовский проявлял свои невероятные творческие способности: он обожал рисовать и сам научился игре на скрипке.

В 12 лет юный талант начал учиться в Симферополе в академии живописи. Здесь он учился копировать гравюры и писать картины с натуры. Спустя год он сумел поступить в петербургскую Императорскую академию, хотя и не достиг ещё возраста 14 лет.

Долгое время художник ездил по Европе и жил в Италии, где его картины также были признаны по достоинству. Так молодой художник из Феодосии стал довольно известным и богатым человеком.

Позже Айвазовский вернулся на родину, где получил мундир Морского министерства и звание академика. Также художник побывал в Египте и присутствовал при открытии нового Суэцкого канала. Все свои впечатления художник описывал в картинах. К этому времени у него уже выработался свой неповторимый стиль и способность писать по памяти. Сложные элементы Айвазовский бегло зарисовывал в блокнот, чтобы позже перенести их на полотно. Всемирно известность ему принесли картины «Одесса», «Девятый вал» и «Чёрное море».

Последние годы жизни художник провёл в Феодосии, где построил себе дом в итальянском стиле. Чуть позже Айвазовский пристроил ещё к нему небольшую галерею, чтобы все могли свободно насладиться его удивительными картинами и утонуть в океане красок. Сегодня этот особняк всё также служит музеем и множество посетителей ежедневно приходит сюда, чтобы собственными глазами увидеть мастерство мариниста, который прожил долгую и счастливую жизнь.

2. Виктор Васнецов

Продолжает список самых известных русских художников Виктор Васнецов. Родился он весной 1848 года в семье священника в небольшой деревне Лопьял. Тяга к живописи проснулась у него в очень раннем возрасте, но родители не могли дать ему должного образования из-за нехватки денег. Поэтому в возрасте 10 лет Виктор начал учиться в бесплатной духовной семинарии.

В 1866 году практически без денег он уехал в Петербург. Васнецов легко справился с вступительным экзаменом и поступил в Академию художеств. Здесь началась его дружба с известным художником Репиным, с которым он позже направился в Париж. После возвращения в Петербург Васнецов начинает писать свои самые известные картины: «Три богатыря», «Снегурочка» и «Бог Саваоф».

Художник смог полностью раскрыть свой талант только после переезда в Москву. Здесь ему уютно и комфортно, а каждая последующая картина получается лучше предыдущей. Именно в Москве Васнецов написал такие картины, как «Алёнушка», «Иван Царевич и серый волк» и «Нестор Летописец».

3. Карл Брюллов

Этот известный русский художник родился в 1799 году. Отец Карла был известным живописцем и профессором Петербургской Академии художеств. Поэтому судьба мальчика была предрешена заранее. К счастью, Карлу Брюллову удалось унаследовать от отца талант художника.

Учёба давалась молодому художнику очень легко. Он во много раз превосходил остальных учеников в своём классе и окончил Академию художеств с отличием. После этого Карл отправился путешествовать по Европе, надолго остановившись только в Италии. Именно здесь он создал свой шедевр — «Последний день Помпеи», потратив на его написание около шести лет.

По возвращению в Петербург Карла Брюллова ждала известность и слава. Его были рады видеть везде и непременно восхищались его новыми картинами. В этот период художник создаёт несколько своих бессмертных полотен: «Всадница», «Осада Пскова», «Нарцисс» и другие.

4. Иван Шишкин

Иван Шишкин – один из самых известных российских художников-пейзажистов, который в своих картинах мог представить любой неприметный пейзаж в самом выгодном свете. Кажется, что сама природа играет на полотнах этого художника живыми красками.

Родился Иван Шишкин в 1832 году в Елабуге, который сегодня относится к Татарстану. Отец хотел, чтобы сын со временем занял пост городского чиновника, но Иван тяготел к рисованию. В возрасте 20 лет он уехал в Москву обучаться живописи. После успешного окончания Московской школы художеств, Шишкин поступил в Императорскую Академию в Петербурге.

Позже он долго путешествовал по Европе, зарисовывая удивительные пейзажи. В это время он создал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», которая принёсла ему огромную славу. После возвращения в Россию Шишкин продолжает творить с удвоенной энергией. По его словам, русская природа в несколько сот раз превосходит европейские пейзажи.

Иван Шишкин за свою жизнь написал множество потрясающих картин: «Утро в сосновом лесу», «Первый снег», «Сосновый лес» и другие. Даже смерть настигла этого живописца прямо за мольбертом.

5. Исаак Левитан

Этот великий русский мастер пейзажей родился в Литве, но всю свою жизнь прожил в России. Неоднократно его еврейское происхождение причиняло ему множество унижений, но так и не заставило покинуть эту страну, которую он боготворил и восхвалял в своих картинах.

Уже первые пейзажи Левитана получили высокие оценки Перова и Саврасова, а сам Третьяков даже купил его картину «Осенний день в Сокольниках». Но в 1879 году Исаака Левитана вместе со всеми евреями выставляют из Москвы. Только огромными усилиями друзей и учителей ему удаётся вернуться в город.

В 1880-х годах художник написал множество потрясающих картин, сделавших его весьма известным. Это были «Сосны», «Осень» и «Первый снег». Но очередные унижения заставили автора снова покинуть Москву и уехать в Крым. На полуострове художник пишет целый ряд удивительных работ и значительно улучшает своё финансовое состояние. Это позволяет ему путешествовать по Европе и знакомиться с творчеством мировых мастеров. Вершиной творчества Левитана стала его картина «Над вечным покоем».

6. Василий Тропинин

Удивительная судьба была у великого русского хужожника-портретиста Василия Тропинина. Он был рождён в семье крепостных графа Маркова в 1780 году и только в возрасте 47 лет получил право быть свободным человеком. Ещё в детстве за маленьким Василием наблюдались склонности к рисованию, но граф отдал его учиться на кондитера. Позже его всё-таки отдают в Императорскую академию, где он проявляет свой талант во всей его красоте. За свои портреты «Кружевница» и «Нищий старик» Василий Тропинин был удостоен звания академика.

7. Петров-Водкин Кузьма

Богатое наследие в мировой живописи сумел оставить после себя известный российский художник Петров-Водкин. Он родился в 1878 году в Хвалынске, а в свои юные годы собирался стать железнодорожником. Однако судьба сделала из него живописца с мировым именем.

8. Алексей Саврасов

Картины этого русского художника уже отлично продавались, едва ему исполнилось 12 лет. Чуть позже он поступил в Московское училище живописи и мгновенно стал одним из лучших учеников. Поездка на Украину помогла Саврасову досрочно окончить училище и получить звание художника.

Картины «Камень в лесу» и «Московский Кремль» сделали из этого живописца академика в 24 года! Молодым талантом интересуется царская семья, а сам Третьяков покупает множество его работ для международных выставок. Среди них были «Зима», «Грачи прилетели», «Распутица» и другие.

Смерть двух дочерей и последующий развод сильно сказываются на Саврасове. Он много пьёт и вскоре умирает в больнице для бедных.

9. Андрей Рублев

Андрей Рублев – самый знаменитый русский художник-иконописец. Он родился в XV веке и оставил после себя большое наследие в виде икон «Троица», «Благовещение», «Крещение Господне». Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным украшал фресками множество храмов, а также писал иконы для иконостасов.

10. Михаил Врубель

Завершает наш список самых известных русских художников Михаил Врубель, который за свою жизнь создал множество шедевров в различных тематиках. Он занимался росписью Киевского храма, а позже в Москве принялся за создание своего знаменитого ряда «демонических» картин. Творческие метания этого художника не нашли должного понимания у его современников. Лишь спустя несколько десятков лет после смерти Михаила Врубеля искусствоведы отдали ему должное, а Церковь согласилась с его трактовками библейских событий.

К сожалению, личная жизнь художника стала причиной развития у него тяжёлой формы психических расстройств. Звание академика настигло его в доме для сумасшедших, откуда ему уже не судилось выйти. Тем не менее Михаил Врубель успел создать немало удивительных произведений искусства, которые достойны неподдельного восхищения. Среди них особенно стоит выделить картины «Демон сидящий», «Царевна-лебедь» и «Фауст».







2024 © mgp3.ru.