Фотоотчёт по рисованию «Городецкая роспись» (старшая-подготовительная группа). Занятие в старшей группе «Декоративная тарелочка


Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Городецкая роспись»

Цель:

Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.

Задачи:

Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Материалы: гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды, образец с поэтапным выполнение цветка "ромашка".

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Кто знает, как называется эта роспись?

Воспитатель:

Это городецкая роспись.

как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца.

Чудо роспись Городца.

Ребята, а вы знаете, почему она так называется?

Основная часть.

Изложение новой темы.

Воспитатель: На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город - крепость. Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Это могли быть сцены застолья, гуляний, изображались поездки и выезды на охоту. Так же рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, с мотивами птиц и кошек. Изображались сцены сражения – это были целые картины. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы, конь – качалка, шкатулки, чашки, разделочные доски, блюда, хлебницы.

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.

Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.

Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы). Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен.

Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займем свои рабочие места.

Практическая работа

На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется подмалевок (изображение голубого круга в центре листа, 2-ой оттеневка Синей краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3-ий оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки).

У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет (можно предложить детям на выбор разные формы посуды: вазы, разделочные доски и т. д.) Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Синим цветом выполняем оттеневку: рисуем синий круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Проводим физ минутку или гимнастику для глаз.

Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Итог

Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями и высказывают свои пожелания о том, какой элемент росписи они бы хотели научиться выполнять на следующих занятиях. Читают выученные заранее стихи.

Выставка детских работ стихи:

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

***

Кто рисует Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

***

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Цель:

1). Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.

2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.

3). Учить рисовать «цветок».

Вводная часть

Воспитатель:

Дети, проходите, поздоровайтесь с гостями.

– Ребята, а вы любите сказки?

Закройте глаза.

Раз, два, три, сказку слушать ты начни.

А сейчас откройте глаза, и добро пожаловать в сказку.

Основная часть.

Послушайте сказку

На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец. В этом жил-был могучий, красивый народ. Всем сердцем любили эти люди свою землю. Любовались ею воспевали в своих песнях и сказках. Умели они, и создавать красоту. Украшали яркой, нарядной росписью. Которая стала называться Городецкой.

Самой лучшей мастерицей была одна царевна. Простые предметы ее кисточка превращала в сказочные. Слава о ней разнеслась по всей земле. Но случилась в этом городе беда. После которой не смеялась она, не улыбалась она, сердце ее перестало радоваться и стали ее называть царевна Несмеяна.

Раздается, плачь

Ребята вы слышите, кто то плачет?

Давайте посмотрим, кто же там плачет? (выходит царевна и плачет)

Ребята это же царевна Несмеяна. Что случилось, почему ты плачешь?

Царевна: Кощей - Бессмертный стёр все узоры с цветов и захотел, чтобы люди не знали городецкой росписи.

Ребята давайте поможем цареве Несмеяне

Царевна

Ребята, Кощей – Бессмертный не только стер все узоры с цветов, а еще он перепутал их, теперь чтобы понять где и какой цветок должен быть нужно их собрать, а у меня не получается (плачет)

Воспитатель: царевна ты не плачь, мы постараемся тебе помочь, собрать цветы.

Ребята мы ведь постараемся помочь царевне?

Ответы детей.

Царевна достает из сундука перепутанные цветы.

Дети собирают цветы.

Воспитатель:

Вот царевна мы и собрали цветы. Только эти цветы оказались не простые, а какие ребята?

Дети: городецкие.

Воспитатель:

Ребята, а давайте посмотрим какие это городецкие цветы.

Поочередно называют цветы (розан, купавка, бутон, ромашка)

Воспитатель:

Ребята, а скажите, пожалуйста, сколько всего цветов в городецкой росписи?

Ответы детей.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, какие краски используются при росписи городецких цветов?

Ответы детей.(красный, розовый, голубой, синий, белый, черный)

Воспитатель: Скажите, а чем отличается розан от купавки и чем отличается ромашка от купавки и розана?

Ответы детей

(Розан: центр ровно в середине, вокруг лепестки.

Купавка: центр сдвинут вверх, а вокруг лепестки.

Ромашка: от центра к краю нарисованы тонкие лепестки.

Бутон: центр сдвинут вверх, лепестков нет, ведь бутон – это нераспустившийся цветок.)

Воспитатель: А скажите, а как же народные умельцы расписывают такие цветы? Что они делают вначале, чтобы приступить к росписи?

Ответы детей (подмалевок)

Воспитатель:

Правильно, сначала готовят цветной фон. Этот этап называют «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой кистью. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной;

Воспитатель: А что они делают потом?

Ответы детей (теневка)

Воспитатель:

Правильно, здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить опять тонкой линией

Воспитатель: А после?

Ответы детей (оживка)

Воспитатель: Молодцы, мы с вами вспомнили не только какие цветы есть в городецкой росписи, но и какие цвета используют народные умельцы при росписи этих цветов. А теперь прежде чем помочь нашей царевне вернуть узоры на цветы, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Динамическая пауза:

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Дети присаживаются за столы.

Практическая часть

Воспитатель: Посмотрите внимательно перед вами лежат цветовые пятна, которые вы будете расписывать, подумайте, кто какой цветок будет расписывать.

Но прежде чем вы приступите к росписи, давайте вспомним правила рисования.

Сначала мы на цветовом пятне более тёмной красной рисуем серединку и прорисовываем лепестки: у розана по краю, у ромашки от центра к краю; затем белой краской оживляете центр и лепестки. Краску берём самым кончиком кисти (всю не макаем) и расписываем только кончиком кисточки.

Давайте повторим правила работы с кисточками.

Ответы детей

(Берем кисточку в руку немного смачиваем её в воде и аккуратно удаляем ненужное количество воды.)

В ходе занятия слежу за техникой рисования, напоминаю, если нужно, как рисовать элемент росписи. При затруднениях помогаю.

Заключительная часть.

Понравилась сегодняшняя сказка? А про кого я сказку рассказала?
Ответы детей.

О какой росписи мы узнали?
Ответы детей.



Тема: знакомство с городецкой росписью.

Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.

Раздаточный материал: кисточки; краски; листы для рисования.

Ход занятия.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с Городецкой росписью. Еще с древних времен люди расписывали свою посуду, вазы для цветов и многое другое городецкими узорами. Основные цвета в городецкой росписи это ярко-желтый или золотой, красный, зеленый, синий, белый и черный. Мастера в основном изображают разнообразные цветы (розы, купавки, ромашки), животных (петухи, лошади, павлины, фазаны и фрукты круглой формы).

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой росписью - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки и ромашки. Другой важной особенностью городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами, а также множество сцен из народного быта. Мастера раньше краски для городецкой росписи делали из яичной массы и в основном были только красные, синие, белые и черные цвета в их работах. Сейчас же мастера уже не используют яичную краску, а используют масляную. Они как и прежде расписывают всевозможные деревянные изделия. Это – ларцы, шкатулки, декоративное панно, детские игрушки и мебель, а также кухонные шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы. Люди как и прежде покупают изделия городецких мастеров и с удовольствием украшают свой дом.

Ребята, так как мы с вами сегодня только начинаем изучать городецкую роспись, я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. Сейчас я вам покажу как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, педагог читает стихотворения:

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

После завершения работы, дети аккуратно моют кисточки в стаканчиках. Предлагается физкультминутка:

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем –

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись».

Тема: знакомство с городецкой росписью.

Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.

Материал: иллюстрации городецкой росписи.

Демонстрационный материал: альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры.

Раздаточный материал: кисточки; краски; листы для рисования.

Ход занятия.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с Городецкой росписью. Еще с древних времен люди расписывали свою посуду, вазы для цветов и многое другое городецкими узорами. Основные цвета в городецкой росписи это ярко-желтый или золотой, красный, зеленый, синий, белый и черный. Мастера в основном изображают разнообразные цветы (розы, купавки, ромашки), животных (петухи, лошади, павлины, фазаны и фрукты круглой формы).

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой росписью - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки и ромашки. Другой важной особенностью городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами, а также множество сцен из народного быта. Мастера раньше краски для городецкой росписи делали из яичной массы и в основном были только красные, синие, белые и черные цвета в их работах. Сейчас же мастера уже не используют яичную краску, а используют масляную. Они как и прежде расписывают всевозможные деревянные изделия. Это – ларцы, шкатулки, декоративное панно, детские игрушки и мебель, а также кухонные шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы. Люди как и прежде покупают изделия городецких мастеров и с удовольствием украшают свой дом.

Ребята, так как мы с вами сегодня только начинаем изучать городецкую роспись, я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. Сейчас я вам покажу как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, педагог читает стихотворения:

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

После завершения работы, дети аккуратно моют кисточки в стаканчиках. Предлагается физкультминутка:

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем –

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.


Наталья Чеботова

Программное содержание : Учить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи . Учить выделять декоративные элементы росписи . Развивать чувство ритма, цвета.

Демонстрационный материал : иллюстрации городецкой росписи .

Раздаточный материал : кисточки; краски; вода; салфетки; шаблон разделочной доски.

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с городецкой росписью . А сейчас послушайте стихотворение :

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Городец – город в нижегородском Заволжье , на левом берегу Волги. Это древнейший русский город - крепость . Городец – родина самых разнообразных промыслов. Он славиться резьбой по дереву, изготовлением прялок, городецкой росписью , резными досками.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.

Особой известностью пользовались городецкие прялки , которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.

Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись . (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы ; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки - называя эти элементы.)

Какого цвета пышные розаны, ромашки, листики?

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки . Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

Давайте обратите внимание на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи . Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора) . После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русая народная музыка.

Пока высыхает основа купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа, и провести физкультурную минутку :

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый) .

Оживки рисуют кончиком кисти. Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования , обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

А теперь давайте сделаем выставку из ваших работ.

Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.



Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративному рисованию «Гжель. Роспись матрешки» (подготовительная группа) ГБОУ школа №1015 Материалы: 1. грам запись русской народной песни 2. хохломская игрушка «Чаша» 3. дымковская игрушка «Индюк» 4. Гжель керамика.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи «Уточка» Конспект интегрированной образовательной деятельности ("Художественное творчество", "Музыка", "Познание", "Коммуникация"). Тема "Уточка".

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковских игрушек» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным творчеством, закрепить представление о характере и особенностях дымковской.

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись» Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в подготовительной к школе группе Тема: «Хохломская роспись».

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись филимоновской игрушки» Конспект НОТ №3 по декоративному рисованию в подготовительной группе Тема: «Роспись филимоновской игрушки» Выполнила: Воспитатель МДОУ.

Тема: «Городецкая роспись». Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка,.







2024 © mgp3.ru.