Древнерусская утварь. Русская деревянная посуда. Деревянная посуда Руси. Сосуды для питья


Предметы старинной домашней утвари (материалы для школьного музея)

Выполнили: Акназарова Дарья и

Денисова Валентина,

МКОУ Александровская СОШ

Боготольского района

Руководитель: ,

В нашей школе есть музей, который существует несколько лет.

Впервые сюда на экскурсию мы пришли в 2006 году, в 1 классе .

Среди молочных продуктов мы находим продукты кочевников: сыр всех видов, печенье с йогуртом и айраг по желанию. Нубификация города в стране стала градом: большие зерна, такие как виноградный виноград, покрывают всю прерию! Монгольское лето действительно полон сюрпризов. Мы продолжаем в зеленой области, с грязными осадками. Кажется, это в долине Эдема, с резким контрастом между сияющим зеленым лугом и темным лесом холмов. Лошади скачут бесплатно; здесь и там мы видим цапли и странные папирусные цапли с желтым пятном на груди.

Пришло время доить; овцы и козы упакованы в заборы, готовые к операции. На дне долины есть несколько горячих источников, эксплуатируемых двумя туристическими лагерями. Мы останавливаемся в туристическом лагере «Хуульчин Ценкер». Казалось бы, смотреть на мультфильм, установленный в тирольской долине, за исключением горы туристического лагеря вместо хижин и монголов с дилем на лошадях вместо тирольского в шортах и ​​пон на жгутах.

Мы увидели здесь экспозиции, посвященные истории школы, истории села, Великой Отечественной войне. Но нас больше заинтересовала экспозиция, где были собраны старинные вещи, предметы домашнего обихода.

Тогда мы просто смотрели на них, а сейчас, в 6 классе, нам стало интересно: как эти предметы назывались, как использовались, кто их изготовил, из чего, чьи руки держали эти предметы! А ведь все эти вещи когда-то принадлежали жителям нашей Александровки и тех деревень, которые уже исчезли. Деревень и жителей нет, а вещи остались. Вот о них мы и решили узнать как можно больше и рассказать всем, кто посетит наш школьный музей.

Смешной деревянный дом с наклонными крышами и наклонными стенами напоминает нам нашу альпийскую Европу. После вчерашней бури утро солнечное и яркое. Мы используем прогулку в долине. Четыре привязки привязаны к веревке, а некоторые взрослые блокируются полюсом. Контрасты между современностью и пастырским миром продолжаются с гером, имеющим параболу и солнечную панель, а перед забором лошади трясут очереди, чтобы отбиваться от мух. Трудно поверить, что этот земной рай можно превратить в негостеприимный мир с полярными температурами; зимние полки на зиму, пустые в этом сезоне, похоже, хотят запомнить.

Итак. Начнём наше виртуальное путешествие…

В «Толковом словаре» записано: «Утварь - это совокупность предметов, необхо­димых человеку в его обиходе».

Что же было необходимо нашим предкам в их домашнем хозяйстве?

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам . Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей. В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. Наполнявшая дом утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась русскими крестьянами, естественно исходя из чисто практического ее использования. Однако в отдельные, с точки зрения крестьянина важные моменты жизни почти каждый из ее предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. По тем предметам, которые нам удалось собрать у жителей с. Александровка, утварь была из разных материалов: дерево, глина, чугун, железо. Но преобладало дерево.

Перед ними группа костей указывает на прошлый банкет. Мы сидим в тени леса на склонах холма, находим немного прохладного в жаркий день. Мир почти завершен, его беспокоят мухи, висящие досадно. Днем мы поднимаемся вверх по холму с видом на кемпинг; Сверху вид долины дополнен рулонами извилистых посередине, но мухи не дают передышки, предотвращая любые созерцательные остановки. Мы достигаем ниже источников горячей воды, теперь вымощенных цементными резервуарами и вынужденных использовать кемпинги. Мы находимся в популярной зоне для термальных вод, и настало время воспользоваться этим.

Получить полный текст

РУКОМОЙНИК (УМЫВАЛЬНИК)

В здании купальщики имеют в своем распоряжении низкие и неудобные души и ванну с теплой водой. Снаружи есть небольшой бассейн, наполненный горячей серной водой, и приятно смотреть внутрь. Только беспорядки - обычные раздражающие мухи, многие из которых плавают смертью на волосах воды. Рекомендовано Эрденом, мы посыпаем кожу айрага, и на мгновение мухи покидают нас в покое. Соображения по туристическим полям.

Они уютные и приятные, охарактеризованные удобными жерралами. Уникальный в больших полях эффект туризма и кулинарии, часто результат трагической монгольской западной комбинации, которая всегда ест мясо, приготовленное для «современных» вкусов. Оставьте курорты, перейдете через страны Ценкер и Хотон. Пара мотоциклов находит пространство для ношения овец с их лапами. В полдень мы находимся в Харакоруме, где есть город лачуг с большой японской фабрикой.

Три ноги, два уха, а шестое брюхо – такую загадку придумал русский народ об этом предмете.

Рукомойник – небольшой висячий умывальник. Рукомойник – висячий сосуд для умывания с носиком, как у чайника, нагибаемый при умывании. Сами слова, рукомойник, умывальник, уже говорят о предназначении данных предметов домашнего обихода: для умывания и мытья рук.

Харакорум был столицей монгольской империи, но сегодня ничто не запоминается в те времена, так как город был прорван на землю китайцами; На его руинах был построен монастырь Эрден Зуу, самый важный из Монголии, состоящий из 65 храмов, но маньчжу прибыл и принес новые разрушения. В девятнадцатом веке часть комплекса была восстановлена, но прошла еще один век и коснулась сталинских чисток. Сегодня пространство внутри огромных стен, перемещенных 108 ступами, почти пусто: только ограда с тремя храмами была спасена, потому что ей суждено стать «феодальным музеем».

Рядом с печью обязательно висели полотенце (рукотёрник или рушник) и умывальник (рукомойник). Рукомойником раньше был глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам, и лишь потом появился медный рукомойник с одним носиком. Под ним стояла деревянная лохань (шайка) куда стекала грязная вода. Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки – в кадке с водой, так называемой кадце. Одна из поговорок о ней гласит: «Где девки гладки, нет воды в кадке», то есть если хозяйки были ленивы, то и кадка была пуста. А по поверью она всегда должна быть полной.

Гигантский гегер, состоявшийся на собраниях, оставался единственным следом на земле, а главный храм был разрушен коммунистами в 40-х годах, и его реконструкция запланирована. Герх предназначен для сбора средств: внутри, а четыре монаха-салмодика продают сувениры и принимают заявки.

Монастырь Лавин Сум был реконструирован в тибетском стиле, возведен в квадрат без крыш китайской архитектуры. По прибытии час молитвы прошел, и у послушников, сидящих на скамейках, был монгольский чай; перед их белыми раковинами и листьями, оставленными с молитвами на тибетском языке. Из кессонного потолка висят цветные баннеры, а внизу, среди множества статуй стоит Будда, одетый в золотое пальто с черно-белой фотографией какого-то известного клинка в его руках. Молитвенные книги, завернутые в желтую ткань, помещаются на вращающемся колесе, которое верующие берут, чтобы двигаться.

Рукомойник - это небольшой сосуд, расширяющийся или сужающийся кверху. Две клепки делают несколько длиннее, чем все остальные. На их концах вырезают ушки, в которых сверлят сквозные отверстия для подвешивания рукомойника. Две другие специальные клепки вырезают из ствола дерева с отходящим от него сучком. Клепки вытесывают и строгают, а затем отфуговывают кромки. В сучках вдоль сердцевины сверлят сквозные отверстия. Полые сучки будут служить в качестве сливных носиков рукомойника. Рукомойник, как и лохань, над которой его подвешивают, украшают резьбой или выжиганием.

Стены покрыты типичными монгольскими тканевыми полотнами, тангха, в которых мистические лезвия ножа доминируют над маленькими чудовищными фигурами на ногах. В одном углу статуя представляет Махакалу, чудовищное божество с синей кожей, четыре руки, корону черепов и человеческий пояс для лица.

Под ногами он разбивает человеческую фигуру. В огороженной области есть здания, пережившие прошлые поражения, три храма рядом с китайскими крышами, покрытыми эмалированной зеленой плиткой. Внутри леса статуи смешивают идеи, но эффект очень красив. Исторический Будда, настоящий Будда и Будущий Будда представлены вместе с другими чудовищными божествами и лезвием, сопровождаемыми объектами мистического значения как восьмью символами хорошего желания. Драконы завертывают свои шипы вокруг колонн. В частности, меня впечатляют предложения украшенных десертов из масла, жира и порошка.

РУШНИКИ (РУКОТЁРНИКИ)


На стене висит, болтается,

За него всякий хватается.

Предназначался рушник прежде всего для вытирания рук во время стряпни.

Неотъемлемой частью «бабьего кута», то есть женской части деревенской избы, был рушник или рукотёрник. Доказательство этому – любовь, искусство, с которыми вышивали рушники. А столовое полотенце, которым вытирали посуду, называлось чашечник.

Монастырский магазин не пропускает интересные предметы, и они в конечном итоге покупают старомодную ткань Макакала. Это одна из самых диких рек Польши. Он брызгает своей водой среди болот и болот, заросших тростником, водно-болотными угодьями, согнутыми под ногами лугов, где беззаботный странник может легко найти смерть в предательском плавлении. Невозможно описать все прелести реки и окружающие ее среды. Если вам повезет больше, ваше воображение вызовет группу языческих богов, в том числе и самого Олимпа, Гефеста и его жены Афродиты.

Вы, вероятно, спросите: А как насчет этого хромого Гефеста - бога огня и кузнеца с этой прекрасной и развращенной богиней Афродитой в такой дикой бесконечной пустыне, где после наступления темноты, чтобы сказать, что дьявол все еще говорит с народом сегодня? Выйдя замуж за Афродиту, он провел здесь свой медовый месяц? Если мы решим посетить и отправиться на мост, то на большой тарелке мы увидим герб, деревянные фигуры и прочитаем слова: «Добро пожаловать в Зтабин». Возможно ли, что мы попали в знаменитый один раз в мире Республики Штабиен?

РУБЕЛЬ И ВАЛЁК

Скорей всего, первым «утю­гом» был плоский, очень тяжелый камень. Одежду расстилали на ка­кой-нибудь ровной поверхности, придавливали этим камнем, ос­тавляли до тех пор, пока она не разглаживалась.

За мостом мы восхищаемся чистыми, аккуратными, хорошо известными горожанами. Мы останавливаемся на автостоянке в центре. Самое красивое здание - красивая готическая церковь, построенная из красного кирпича. Перед церковными воротами на пьедестале вы видите бюст человека, лицо которого избито благородством и правдой. На доске, поставленной на пьедестал, была надпись.

Интересно: несмотря на то, что со временем это очень популярная фигура не только в Зтабине, но и в этом районе. Некоторые говорят «наш счет», другие «красная графиня Брзостовски», другие: «наша милость, которую дала нам божественное провидение». Есть также те, кто говорит: «Святой граф Чарльз». Что сделал этот человек, что он получил благодарность окружающей среде, которая не исчезла, несмотря на годы, и люди поклоняются своей памяти, как святой?

Позже утюги представляли со­бой жаровни, наполненные горя­чими углями. Их придумали в Ки­тае в VIII веке, чтобы гладить шелк.

Наши предки, несмотря на тяжёлый крестьянский труд, где пот, а порой и кровь, старались быть чистыми и опрятными. Помощниками в этом сельской жительнице были рубель и валёк. Это предки нашего утюга.

Рубель – деревянная доска с вырубленными желобками для катания белья.

Прямо за воротами, ведущими в церковный двор, с правой стороны, уже на церковной земле, стоит на пьедестале второй бюст. Как в таких маленьких городских памятниках, как два выдающихся польских реформатора социально-экономической жизни, национальных героев и что раньше связывало их? Обширные многолетние луга всегда были в изобилии в дерновой руде. Раньше они плавали в металлических жалюзи, а затем закручивали мечи, пики и ножи. Легенда рассказывает о богах Олимпа, который окунул в него пальцы. Это произошло во времена правления Зевса и Геры.

Их сын Гефест, дикий и ревновать свой бог прав - кузнец, он хотел скрыть от назойливых любителей, его красивой молодой жены, но беспутного Афродиты. Определена до самых высоких пределов бога огня и кузнечного когда-нибудь висевшей на его спине огромный мешок руды, он схватил руку Афродиты, и они оба начали бежать на север, в диком и пустынном странице. Трудно было бегать с мячом, кроме тяжелого мешка на затылке и опираясь на женщину.

Сухое белье или одежду нама­тывали на ровно обструганную палку (валёк) и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. На­зывался такой «утюг» рубель. Семь потов сойдёт с той чистюли, которая хочет выглядеть аккуратной. А ведь

Река Бебжа называлась «Бобра» огромным количеством авистов-бобров, построенных там. Вслед за бегущей парой, Расстояние между беженцами и преследователями постоянно снижалось, и, возможно, из-за того, что Гефесту не хотелось, чтобы он продолжал красть его из сумки на руке. В конце концов, этого было очень мало. Искатели в погоне за болотами и болотами были огромны, пока они, наконец, не решили остановиться, отдохнуть и поговорить: что делать дальше. Когда они спросили об этой остановке, они ответили: «Где-то вдоль реки Бобры, где гонятся Гефест и Афродита, у нас недостаточно духа».

ткань, в основном, была льняная, она очень легко мялась и разгладить её было трудно.

Использовали вальки и рубели и при стирке. На реке таким вальком женщины, как будто выбивали грязь из мокрого белья и одежды.

Рубель использовался часто и в домашней медицине при лечении позвоночника, поясницы, то есть в качестве массажёра.

Позже он был сокращен до фонетического «погони», и он по-прежнему остается даже именем города Гонейдз. Таким образом, случай куркумированной руды произошел на Надарвских лугах и над Бебжей. Они не развлекали длинного Гефеста с женой на лугу. Хотя они постоянно пытались поселиться здесь, обнаружив, что преследование прекратилось, темпераменты обоих были настолько разными, что конфликты случались каждый день. Гефест, города смотреть молодую жену, ласкать и баловать в постели, в каждой свободной минуте она выскользнула в кузницу, где огнь и наблюдала за раскаленный утюг на наковальне лежала большой молот стучит теряет силу и мужественность целое.

УТЮГ

Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,

И можете гладить,
Но гладить не стоит.

И только в XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чу­гунные утюги. Их желательно бы­ло иметь два: пока одним гладили, другой нагревался.

Такое унижение не могло нести Афродиту. По своей природе и с любящими щеками охотно с великими слезами она сбежала в одну ночь на расстоянии, и Гефест пошел искать ее и никогда не возвращался. Был кузнец и кузнец. Осина была покрыта осиной, в ветвях которой вылупились ястребиные ястребы.

Много лет спустя деревню назвали Соколовом, а деревня была просто Осинки. Он был огорчен нищетой и часто задавался вопросом, как с этим справиться. Однажды, когда он шел по бледному рассвету над Бебрзой, отрицая утренние утра, внезапно белый туман и как-то почувствовал, как будто ступил на землю уже в небе. Как человек с привидениями, он начал повторять: На земле, как на небесах. На земле, как на небесах. Когда он немного оправился, он начал думать о том, что могут означать эти мысли. Наконец, он пришел к выводу, что Бог ожидает его в момент восстановления независимости конкретных действий по улучшению крестьянства.

Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горя­щие угли и начинали гладить.

Слово «утюг» считается заимствованным из тюркского языка ещё в XVIII веке.

Но есть и ещё версии происхождения этого слова: от исчезнувшего сова «утолакивать».

КРИНКА (КРЫНКА)

Плотники без топоров срубили горенку без углов.

Но нашим предкам нужно было думать не только о красоте, но и о хлебе насущном, кормить и себя, и многочисленных членов семьи. Поэтому в крестьянском хозяйстве было много предметов, помогающих в приготовлении пищи, в основном они были принадлежностью «бабьего кута». Так, одной из необходимых вещей была кринка (крынка) расширяющийся

книзу удлинённый глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол.

Слово «кринка» (кувшин) произошло от слова «кривой».

Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горло, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

ЧУГУН (ЧУГУНОК)

Книзу узок, верх широк, не кастрюля … Был на базаре, очутился на пожаре. Огня не боится, в нём каша томится. Много загадок придумано о такой необходимой вещи как чугун.

Чугу́н - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Это слово тоже было заимствовано в XVIII веке из тюркского языка. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента - ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.

Получить полный текст

Объем разный - от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX - начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны. В первой трети XX века начали производиться чугунки с эмалевыми покрытиями. Чугуны, производимые после Октябрьской революции, как правило, имели клеймо завода-производителя с указанием объёма в литрах

ТУЕС (ТУЕСОК)

Стоит Фока, подперев бока,

Всем квас раздаёт –

Себе ни капли не берёт!

Если чугун долго сохранял приготовленную пищу горячей, то туес был предназначен для сохранения жидкости холодной. Поэтому готовили туеса настоящие мастера. Ведь этот предмет не должен был ни капли жидкости потерять, долго её хранить.

Прямой перевод этого слова» - коробка из берёсты».

Туес – цилиндрический берестяной короб, коробок с плотно прилегающей крышкой.

Туес - бурак, бурачок, берестяная кубышка с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней. Самое простое определение: это сосуд, как правило, цилиндрической формы, изготовленный из коры берёзы (берёсты).

Туеса можно разделить по назначению для жидкости и для сыпучих предметов. Для жидкости туеса делают из сколотней, то есть берёста снимается с дерева целиком без разреза. Под сыпучие предметы туеса делают из пластовой берёсты.

Так же можно разделить туеса по форме изготовления. Тут уж как подскажет фантазия, можно сделать круглые, овальные, квадратные, треугольные ну и дальше можно добавить любое количество углов.

Можно разделить туеса по способу оформления: расписные, тисненные, прорезные, прорезные в половину слоя, скобленые и просто с природной текстурой.

Кроме того туеса можно и оплести. Существует огромное количество способов плетения из берёсты.

Туеса большие и поменьше, и совсем маленькие, высокие и пониже, у каждого из них было своё особое предназначение. В одних туесах хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. Берестяной туесок обладал удивительным свойством - предохранял ее от попадания влаги.

В туесах хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко, и творог не кисли - в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надёжно защищены от воздействия тепла.

В туеса наливали мёд, подсолнечное, конопляное, льняное масло, можно было испить из

берестяного туеса водицы. А то и квасу. В берестяном туеске и водица колодезная студёна,

и квас, будто только из погреба достали. И так научились мастера донышки туесов подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.

С берестяными туесами ходили в лес по ягоды – за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой , черникой. В лес по ягоды часто ходила детвора – у взрослых летом и других работ хватало. Для них и мастерили туеса – не очень большие, с удобными ручками. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду – морошку.

Так было раньше, в наше время из сугубо утилитарного назначения берестяные туеса перешили в разряд сувениров, хотя и не утратили своего прежнего назначения, что можно проверить на собственном опыте.

УХВАТ

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

Из русской печи

Кашу поскорей тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил …

Мишка Попов сел на коня,

Поехал в огонь,

Ржет и хохочет,

Выскочить хочет.

Самым близким помощником чугуна был ухват. Слово образовалось бессуффиксным способом от глагола «ухватить», так как прямое назначение этого предмета – ухватить, взять. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут».

Ухват - устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в русской печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься.

КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

Огонь помогал не только в приготовлении пищи, но и давал свет в тёмное время суток, особенно это было ценно зимой, когда светало поздно, а темнело рано. Очень рано появились свечи, но пламя свечи было открыто, что было не безопасно, да и свечу на улице мог задуть ветер. Эти проблемы решились с появлением керосина, так появились керосиновые лампы.

Керосиновое освещение стало распространяться в русской де­ревне с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского ке­росина. С керосиновой лампой можно было уже смело передви­гаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

Главным продуктом на столе был, конечно, хлеб. Поэтому много предметов домашнего обихода было в хозяйстве для выпечки хлеба.

Получить полный текст

Новая посудина - вся в дырках.

В лесу снято, в дому гнуто, посередке заплетено.

Сито – предмет утвари – обруч с натянутой на него частой мелкой сеткой для процеживания, просеивания. Это слово образовалось от глагола «сеять».

Си́то - устройство для разделения сыпучих масс по величине их составляющих (зёрен, круп, песка и т. п.). Но, в основном, сито использовали для просеивания муки перед замесом теста. Так мука насыщалась кислородом, и тесто получалось пышное.

ЛАВКА И СКАМЬЯ


Для нас, современных людей, нет разницы между скамьёй и лавкой. Но это не одно и то же. Лавка – длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. Лавка образовалось от слова «лава» - «скамья» .

Лавка неподвижно укрепля­лась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее пе­редвигали.

Место на лавке считалось бо­лее почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали: на лавку или скамью. На лавках спа­ли, под ними хранили различные предметы - инструменты, обувь и прочее.

Безмен не попова душа, не обманет, - так в народе говорили об этом предмете.

Интересна история происхождения этого слова: безме́н – древнерусское заимствование из тюркского языка (от тюрк. batman - мера веса около 10 кг или «везне» - «весы») - простейшие рычажные весы. Тюркское слово переоформилось в «безмен» под влиянием сочетания «без мены» - «без изменения» .

БЕЗМЕ́Н – ручные весы с неравным рычагом и подвижною опорною точкой. Метки на безмене показывают сперва доли фунта (четверти, а иногда и осьмушки), потом целые фунты, до 10; затем по два фунта, до 20; по пяти фунтов, до 40; далее, где идет еще счет, десятками. Вес на безмене неточен, почему он у нас в торговле запрещен. Большой подвесной безмен, контарь. На севере у нас и в Сибири: вес в 2 1/2 фунта, при купле некоторых товаров: масла, икры, рыбы, хмелю и пр. Русский безмен - металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом. Уравновешивают безмен перемещением вдоль стержня второго крючка обоймы или петли, служащих опорой стержня безмена.

ЛЮЛЬКА (ЗЫБКА, КОЛЫБЕЛЬ, БАЮКОЛКА)

Одно из почётных мест в доме занимала люлька, зыбка, колыбель, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка. Подвешивали её или к кольцу, приделанному к матице (верхнему брусу избы), или к очепу (длинной гибкой палке). Люлька – подвесная колыбель. Люлька – детская колыбель, зыбка.

Слово «люлька» произошло от слов «люли-люли», которые напевали, качая ребёнка, а зыбка от глагола «зыбать» (колебать).

А слово «колыбель» от «колыбать» - «качать». Это слово известно уже с XV века.

В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было – спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года.

ПРЯЛКА (САМОПРЯХА)

На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзу трясу…

Пря́лка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Прялка – приспособление для ручного прядения, которое приводили в движение ножной педалью.

Первичным значением было – «вытягивать».

На донце, сделанное из осины, пряха садилась, на кленовом гребне укрепляла кудель, а на веретено из берёзы наматывала напряденные нити. Прялка - особый предмет, в ней скрестились разные стороны народной жизни: это и орудие труда, служившее женщине с детства до старости: и украшение деревенских посиделок.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочерей учились прясть, шить, вышивать матери.

МАСЛОБОЙКА (МАСЛОБОЙНЯ)

Глядя на эти массивные деревянные предметы, которые с трудом передвигаешь, трудно представить себе, что в них сбивали воздушное душистое масло.

Маслобойка, применявшаяся в домашнем хозяйстве, была предметом особой гордости, потому что говорила о достатке в доме, о сытости. Не зря о хорошем хозяине говорили: у него борода масленая…

СТУПА И ПЕСТ

Сту́па (сту́пка) - сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи тяжёлого песта.

Пест – это короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-либо в ступе. Пест – закруглённая внизу палка для размельчения какого-нибудь вещества в ступе (путём толчения или растирания). Образовалось это слово от глагола «пихать».

Слово «ступа» образовано от слова «ступать». Но менее вероятна ещё одна версия – из германских языков: «то, в чём толкут».

Наши бабушки использовали ступу для измельчения мака, пшена, даже сушёную черёмуху толкли на пироги.

Надо для стирки,
Может, и купания.
Посудина старинное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Названье открыто,
Но эта посудина

Просто …

Необходимой вещью в хозяйстве было корыто. Делал его сам хозяин из цельного куска дерева, были корыта и для стирки, и для рубки капусты.

Это слово образовано от той же основы, что и кора, то есть изделие из дерева.

Работая над этимологией названий предметов домашней утвари, мы пришли к следующему выводу:

Называя предметы, необходимые в быту, наши предки думали не о благозвучии и «красивости». А думали, чтобы всем было понятно предназначение данных предметов. Хорошо бы и нам, современным людям, принять к сведению эту особенность.

А завершить нашу работу мы хотим словами нашего поэта-самородка:

Но память так и сохраняет

В душе тепло тех давних дней

И забывать не позволяет

Истории страны моей...

ЛИТЕРАТУРА:

1. Даль словарь. М, -1971.

2. Краткий этимологический словарь под редакцией М., Просвещение, 1975.

3. толковый словарь русского языка. М., 2001.

4. Ушаков словарь русского языка. В 4 т. т. - М., 1938.

Мой двор – моя крепость

Так, перефразируя известное английское выражение, можно охарактеризовать двор любого горожанина, будь то ремесленник, купец или боярин. Именно двор был основой его владения. Обнесенный частоколом из бревен, двор защищал хозяина и его имущество от "лихих людей" и завистливых глаз. Усадьба с прочной оградой могла выдержать настоящую осаду. Известно, что князь Дмитрий Пожарский в 1611 г. успешно оборонялся от польских интервентов "в своем дворе" около Лубянки. Для въезда во двор строили крепкие ворота, которые никогда не держали открытыми, а на ночь надежно запирали.

На своем дворе рядовой горожанин ставил деревянный дом в три окошка по фасаду, мало чем отличавшийся от крестьянского. Те, кто побогаче, могли позволить себе двух- и трехэтажные каменные палаты. Некоторые из них до сих пор стоят в Москве.

По, пожалуй, самые знаменитые палаты сохранились в Пскове. В XVII в. их построили богатые местные купцы Поганкины. Огромные, эти палаты занимали целый квартал города и состояли из трех корпусов в один-три этажа, поставленных буквой "П". На нижнем этаже купцы хранили товары и домашние припасы. Выше находились торговые помещения и две кухни. На третьем этаже размещались жилые комнаты хозяев (мужская и женская половины) и прислуги. Лестница, соединявшая этажи, была устроена в двухметровой толще стен здания. Исследователи считают, что над палатами находился еще один, деревянный, жилой этаж, не сохранившийся до наших дней.

Обычно городской дом ставили в глубине двора. За ним располагались постройки для скота – хлев, конюшня, еще дальше – сад и огород. Горожане в средние века обязательно содержали хозяйство – скот, огород, сад. Они отличались от крестьян лишь тем, что не выращивали хлеб. Кстати, по свидетельствам иностранцев, в XVII в. на московских огородах выращивали даже дыни и арбузы.

Помимо хлева и конюшни, во дворах находились и другие разнообразные хозяйственные постройки – амбары, сараи, сеновалы, погреба, ледники, колодцы. Ледники были необходимы для хранения летом скоропортящихся продуктов. Ледники были устроены так. Глубокую яму ранней весной набивали льдом. Поверх настилали солому и складывали мясо, рыбу, напитки и другие припасы. Сверху ледник прикрывали досками, а иногда присыпали землей. На богатом дворе имелась и своя баня (мыльня). Во дворе ремесленника стояла его мастерская. Вот как, к примеру, выглядел двор московских бояр, судя по описанию XVII в.: "Горница с комнатою на жилых подклетях, горница и комната белые, сени передние с переходы, у тех сеней два крыльца... погреб дубовый, да мыльня с сеньми, да конюшня, да сенник, да амбар в огороде... четыре чулана людских, ворота створчаты с калиткою покрыты тесом да круг двора городьбы двадцать пять прясел забору, в саду половина пруда".

Крестьянское жилище и утварь

Веками крестьяне приспосабливали жилище к своему образу жизни. В "Повести временных лет" много слов, имеющих отношение к русскому народному жилищу XII в. – "изба", "печь", "клеть", "сени", "полати". Прошли столетия, а слова эти по-прежнему живы и знакомы не только сельским жителям.

Росло хозяйство, и жилище крестьянина становилось больше. В IX-X вв. хватало семье избы да сеней. В XVI-XVII столетиях обычной стала "изба, да клеть, да меж ими сени".

Сени – своеобразный тамбур между улицей и жилой частью дома, защищающий его от холодного воздуха. Летом в сенях спали. Кроме того, сени соединяли жилую и хозяйственную части дома. Через них можно было выйти в сарай, на скотный двор, на чердак, в подпол. Не случайно сени в деревнях по сей день называют мостом. В другой части крестьянского дома – клети – хранилась разнообразная крестьянская "рухлядь": одежда, обувь, домашняя утварь. Но нередко в клети жили молодые семейные пары. Главной же частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – "изба".

"Профессии" русской печи

"Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Сложить хорошую печь – дело непростое. Лишь специалист-печник брался за эту ответственную работу. Сначала прямо на земле устанавливали опечье – небольшой деревянный сруб, служивший фундаментом печи. На него настилали доски и выкладывали на них днище печи – под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над подом сооружали из камня и глины свод печи.

Мастер-печник до тонкостей знал свое дело. Опасно было обидеть его, не накормить как следует или недоплатить при расчете. Возьмет да и вставит из мести в кладку трубы гусиное перо или замурует горшок отверстием наружу. Как затопят печь, так начнет она стонать или свистеть, хоть из дома беги. А то кирпичом еще трубу заложит, и пойдет печь дымить, хозяев морить.

Однако все эти байки о печных трубах более позднего происхождения. В старину избы топились по-черному – печь не имела трубы. Конечно, дым в доме – не самое приятное, но старая пословица учит: "Горечи дымной не претерпев, тепла не видать". Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же дым хорошо дезинфицировал жилище, в нем не заводились насекомые. Если же крестьянин занимался рыболовством и под потолком в курной избе развешивали сети, то служили они, прокоптившиеся, в несколько раз дольше.

Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.

Русская печь – удивительное изобретение. Каких только профессий она не знает! Главная из них – давать людям тепло. Ведь мороз в тридцать градусов не был редкостью на Руси. Печь, занимавшая почти четверть площади жилища, несколько часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось удивительно вкусным и питательным. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На печи, на самом теплом местечке, обычно спали старики, а на пристроенных сбоку полатях – дети. И наконец, самое неожиданное применение русской печи – парная. Если у крестьянина не было бани, печь в какой-то степени могла заменить ее. После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось в сенях.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто неотъемлемо связана с главным персонажем: Бмеля, например, разъезжал на печи по городу, а богатырь Илья Муромец много лет просидел на печи беспомощным, пока не обрел силу.

"Красный" и другие углы

Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался "бабий кут" (кут – старинное название угла) или "середа". Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.

Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него будущий каравай.

Все эти нехитрые приспособления для выпечки хлеба – ступа, пест, помело и лопата известны нам из русских народных сказок. Баба Яга в ступе летает, "пестом погоняя, помелом след заметая". Задумала она поджарить в печи Иванушку, хочет посадить его на лопату, да только молодец хитрее оказался – саму старуху в печь отправил.

Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. В бабьем кугу на полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

Всем знакомо выражение "бить баклуши". А ведь его происхождение связано с изготовлением деревянных ложек. Баклушами называли грубые заготовки для ложек. Их производство не требовало особого усердия и мастерства. Отсюда и пошло – "бить баклуши", т. е. заниматься безделицей.

Хоть и проста была крестьянская деревянная посуда, а все же старался мастер сделать ее нарядной, украсить живописью да резьбой. Обычный ковш в руках талантливого резчика приобретал форму плывущей птицы – уточки.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари – корзин, лукошек, коробов. Берестяные туеса служили даже емкостями для воды. Крестьянин брал их с собой в поле. Вода не протекала и сохранялась холодной и вкусной на протяжении всего дня.

Почетное место в избе – "красный угол" – находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово "крестьянин" произошло от "христианин". Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своем углу занимался поделками и мелким ремонтом: плел лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в XIX в.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская, семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место, придвигать к столу, когда приходили гости.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

На севере России, да и в других ее краях, где зимы были особенно суровыми и снежными, основные хозяйственные постройки собирали под одной крышей с жильем. По сей день в деревнях хозяйственная часть дома называется двором. Строили его и двухъярусным: в нижнем ярусе находилось несколько хлевов (для коровы, овец, свиней), конюшня, птичник, а в верхнем – огромный сенник, забитый душистым сеном, кладовые для разнообразной утвари.

Значительную часть хозяйственного двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря – сохи, бороны, косы, вил, грабель, а также телеги и саней. Здесь же крестьянин с помощью специального приспособления гнул полозья для саней и дуги для лошадей, ремонтировал орудия труда. Чем зажиточней был крестьянин, тем больше был его хозяйственный двор.

Отдельно от дома обычно ставили баню, колодец да амбар. Баню – поближе к воде, амбар – поодаль от жилья, чтобы в случае пожара в избе сохранить годовой запас зерна. Не дай Бог, случись беда, некоторое время, пока будет восстанавливаться изба, можно пожить и в землянке. Когда-то в них жила вся крестьянская Русь. А вот без хлеба не обойтись. Ставили амбар напротив окон, чтобы виден был. На двери замок вешали – пожалуй, единственный во всем хозяйстве. В амбаре в огромных ящиках – сусеках – хранилось главное богатство земледельца – зерно (рожь, пшеница, овес, ячмень). Недаром на селе говаривали: "Каково в амбаре, таково и в кармане". Единственным желанным гостем в амбаре была кошка – гроза мышей. Для нее в двери даже проделывали специальный лаз.







2024 © mgp3.ru.