Психологические игры для детей младшего школьного возраста. Сборник психологических игр и упражнений


для детей младшего школьного возраста

Это период позитивных изменений и преобразований. И если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания , не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, не научится дружить, не приобретет умения учиться, то сделать это в дальнейшем, за рамками сензитивного периода, будет значительно труднее.

Освоение новой ведущей деятельности - учебной - в младшем школьном возрасте только начинается. Этот процесс происходит как дома, так и в школе. Школа предъявляет к ребенку особые требования, для усвоения которых требуются определенное время и усилия. Дети адаптируются к школе постепенно. Процесс адаптации затрагивает различные сферы личности ребенка и носит индивидуальный характер. Легче адаптируются дети с высоким уровнем физической и психологической готовности к школе, однако те или иные проблемы, связанные с адаптацией к новым условиям жизни, возникают у каждого ребенка. У некоторых детей период адаптации затягивается.

Как правило, трудности, возникающие у детей младшего школьного возраста, вызывают потребность в уже освоенной и любимой игровой деятельности. Специальные занятия с использованием развивающих игр особенно полезны детям с заниженной самооценкой, тревожным, недостаточно внимательным, медлительным, некоторым детям с повышенной активностью или, наоборот, с «заторможенным» восприятием окружающей действительности, а также школьникам, которые испытывают сложности в умении выстраивать и сохранять гармоничные межличностные отношения. «Присоединяясь» к ребенку в этой деятельности, работая с ним в процессе обучения на доступном ему уровне, мы тем самым обеспечиваем ему благоприятный переход к решению учебных задач. В случае же отставания ребенка в психическом развитии игра является единственно возможной формой адаптации ребенка к учебной деятельности, поскольку обеспечивает соответствие обучающих приемов психологическому возрасту.

Игра для детей - это не только и не столько развлечение. Для ребенка игра - это основной вид деятельности. Она помогает ему развиваться и познавать окружающий мир. Психологические игры для детей могут быть направлены на развитие памяти, реакции, смекалки, внимания, воображения, музыкального слуха. Они помогут выявить лидеров в детском коллективе, сдружить и сплотить коллектив, побороть застенчивость и развить уверенность в себе. Плюс психологических игр для детей в том, что ребенок будет с удовольствием играть, даже не подозревая, что в этот момент его воспитывают.

Психологические игры для детей.

Развитие памяти

«Забавные рисунки». На листах бумаги нужно нарисовать забавные несуществующие предметы - фрукты, овощи, животных и т.п. Каждому предмету придумывается необычное название. Затем детям показывают рисунки и говорят названия каждого из них, предварительно предупредив, что их нужно запомнить. Потом рисунки убирают, а через несколько секунд показывают снова, а дети вспоминают их названия. Если вы играете с одним ребенком, то он просто должен будет назвать как можно больше предметов. Если с несколькими - устройте соревнования, начисляя за каждый угаданный предмет один балл или выдавая поощрение.

Развитие мышления и воображения

«Как связать два слова?» Эта игра развивает воображение и умение устанавливать ассоциативные (смысловые) связи. Ведущим в этой игре выступает взрослый. Он называет два любых слова, например, "петрушка" и "бабушка". Дети должны объяснить, как эти слова связаны между собой. Варианты могут быть самыми разными: бабушка выращивает петрушку на подоконнике; у бабушки кучерявые, как петрушка, волосы и т.д.

Развитие ответственности при принятии решения

«Кто во что горазд» Эта игра учит серьезно и ответственно относиться к роли лидера. Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

Развитие переключения внимания и произвольности выполнения движений

«Летает – не летает» Ведущий называет предметы. Если предмет летает – надо поднять руки, если не летает – руки опущены. Ведущий сознательно ошибается, показывая неправильное движение. У многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживать и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Развитие умения сдерживать свои эмоции

«Сюрприз» К игре необходимо подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложить, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво завернуть.

Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой подарок – чудесная вещь… Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире…». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.

Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно высоко. На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку.

Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.

Развитие умения находить позитивные моменты в любой ситуации

«Таланты и поклонники» Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса и учить детей уметь находить позитивные моменты в любой ситуации. Ведущий предлагает ребятам что-то нарисовать. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д.


Психологический классный час в 3 классе

Игры на доверие

Задачи

1. Развивать умения понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию.

2. Создавать адекватный эмоциональный фон общения, учить доброжелательности отношений.

3. Способствовать сплочению коллектива.

Оборудование : карточки для игры «Эмпатия»; листки бумаги для игры «Прогноз»; бумага, карандаши, фломастеры для игры «Групповой рисунок»; бумага, чернила и кисточки для игры «Кляксы»; фломастер или карандаш, чистый лист бумаги для игры «Психологический портрет»; цветные карточки для игры «Ваш любимый цвет».

Ход классного часа

Учитель. Ребята, вы любите играть? Назовите свои самые любимые игры. (Дети отвечают.)

Вы знаете, есть такие игры, которые помогают лучше узнать самого себя и своих одноклассников. Играть в такие игры могут люди, между которыми установились доверительные и дружеские отношения.

«Эмпатия»

(Эмпатия - это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого.)

Из всех учеников класса выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные дети получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту детям нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.

(Карточки: гнев, радость, задумчивость, ирония, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, подозрение.)

«Прогноз»

Класс делится на две команды. Каждая получает 4 листка бумаги с надписями: ссора, грусть, дружба, счастье. На обратной стороне каждого из них игроки должны сделать небольшой рисунок, изображающий это слово. Члены другой команды, видя лишь слово, но не рисунки, должны предположить (сделать прогноз), что же изображено.

«Групповой рисунок»

Дети садятся в круг. Один начинает рисовать что-то важное для себя. Затем передает рисунок соседу справа. Одновременно он получает другой рисунок от соседа слева. Дети рисуют до тех пор, пока рисунок не вернется к своему хозяину. Затем можно организовать выставку групповых рисунков.

«С завязанными глазами» («Интересный эксперимент»)

Каждому участнику игры на глаза надевается повязка. Сначала все хаотично двигаются по комнате, стараясь не толкать друг друга. Затем предлагается мальчикам организовать свой круг в одной части помещения, а девочкам - в другой. Тут потребуются интуиция, чутье, так как разговаривать и вообще издавать какие-либо звуки запрещено. За соблюдением этого правила строго следит ведущий. Правда, можно прикасаться друг к другу.

«В тесноте, да не в обиде»

Класс делится на две равноценные команды примерно с одинаковым количеством мальчиков и девочек в каждой. Можно учесть взаимные интересы и симпатии. Ведущий рисует напротив каждой команды квадрат, разделенный на восемь клеток. Каждой команде предлагается занять как можно меньше клеток.

«Рука к руке»

В игре принимают участие нечетное количество игроков. Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке! Все меняются местами», и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе пару, становится водящим. Новый водящий говорит, например: «Спина к спине! Все меняются местами». Все игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе партнера и встать с ним спина к спине. Продолжать игру можно с самыми разнообразными командами: «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т. д.

«Как в зеркале»

Играющие разбиваются на пары, желательно противоположного пола. Партнеры по паре встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. В каждой паре один участник будет играть роль зеркала. Ему нужно как можно точнее копировать все движения партнера. Тот, кто якобы стоит перед зеркалом, будет как бы разглядывать в этом зеркале свое лицо, изменяя при этом его выражение: хмуриться или улыбаться, выказывать удивление, подмигивать и т. д. Партнер должен точно и бесстрастно изобразить все. А если игроки засмеялись, то они получают штрафное очко. Потом партнеры меняются местами.

«Кляксы»

Игроки берут маленькие листочки бумаги. С помощью кисточек наносят на них небольшую капельку чернил, затем складывают листок пополам и проводят по нему рукой. После этого на листке появляется удивительный узор. Листки с кляксами пускают по кругу. Задача каждого игрока - внимательно изучить все кляксы и написать под ними или на обратной стороне листка, что они ему больше всего напоминают, какие ассоциации вызывают. На каждом листке появятся ответы, отражающие ассоциации явного большинства. Те из участников, кто оказался в этой группе, относятся к числу людей, наиболее чутко улавливающих запросы и требования общества, они хорошо адаптируются к окружающей среде, они реалисты. Те, кто стал автором самых необычных, нестандартных, уникальных ответов, в какой-то мере гениальны и талантливы.

«Талисман»

Талисманом считают предмет, который приносит удачу и счастье. Поэтому его всегда стараются носить с собой. Талисманом может быть любой предмет - важно только, чтобы он попал к вам при счастливых обстоятельствах и из хороших рук. Возможно, талисман несет какую-то положительную, добрую энергию. Пусть каждый подумает и найдет у себя какой-то предмет, который сопровождал бы его в счастливые дни. Это может быть простая авторучка, расческа, значок и т. д. Потом выберите человека, который вам чем-то симпатичен. Обменяйтесь с ним талисманами, сопровождая это добрыми пожеланиями и напутствиями. Продумайте, что вы будете говорить своему партнеру при вручении талисмана: от чего талисман будет хранить своего нового владельца, какую удачу приносить, что символизировать.

«Походка»

То, как человек ходит, - одна из наиболее постоянных и выразительных характеристик индивидуума. Походка может очень многое рассказать о душевном состоянии человека, его характере, темпераменте, стиле жизни.

Предлагаем поиграть в игру, которая поможет научиться анализировать походку друг друга, а также узнать, о чем говорит окружающим ваша походка. Желающий выступить первым выходит на середину круга. Ему нужно несколько раз пройтись перед одноклассниками, стараться при этом держать себя свободно - например, вообразить, что он утром идет на работу, в школу, в магазин и думает по дороге о чем-то своем. Остальные участники игры должны придумать название, емкую характеристику данной походки. Например: «Лодочка без весел», «Штурм Зимнего дворца» и т. д. Самое главное, чтобы названия были точными, но ни в коей мере не обидными.

«Психологический портрет»

Приготовьте фломастеры или карандаши и чистые листы бумаги. Играющие должны заменить слова, которым нужно дать ассоциативное толкование, на рисунок. Слова могут быть любыми: дом, возмездие, работа, дружба, любовь, ужас, абракадабра, семья. На каждый рисунок отводится 1 минута. Детям надо постараться в рисунке выразить смысл, который заключен в каждом из слов.

После этого можно предложить детям составить психологический портрет своего соседа по его рисункам. Конечно, трудно дать их однозначное толкование, но жизненный опыт, интуиция и здравый смысл помогут.

Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у рисовавшего их натура практичная, надежная, основательная, но без фантазии, без оригинальности. Рисунки в виде символов, аллегорий принадлежат человеку с хорошей логикой и ясным умом. Он хозяин своих эмоций, но, может быть, несколько суховат и педантичен. Если в рисунках много фантазии и оригинальности, то это говорит о творческих способностях, но также и о трудностях, с которыми автор сталкивается в обыденной жизни.

Можно взять и другие слова, например: учеба, развлечение, преступление, творчество, Бог, отдых, мечта.

«Быстрая рифма»

Каждому участнику нужно написать на листке бумаги 7-8 коротких отрывочных фраз. Темы фраз ничем не ограничены, но они Должны быть короткими, например: «Я пошел в кино», «Хочу вкусный апельсин». Словом, любые фразы, не обязательно имеющие глубокий смысл. Потом участники игры должны разойтись по комнате и медленно, хаотично двигаться по ней, натыкаясь на других игроков. Каждый раз, когда участник натыкается на очередного партнера, тот зачитывает ему одну из фраз, а первый должен

с ходу ответить какой-либо рифмовкой, стараясь по возможности завершить начатую тему. Затем он читает свою фразу, и над рифмой мучается его партнер. Обменявшись таким образом рифмовками, они расходятся и продолжают двигаться по комнате, пока не наткнутся на другого участника, с которым повторяют эту же процедуру. В конце все игроки обмениваются впечатлениями, зачитывают наиболее понравившиеся рифмовки, называют их авторов.

«Самый-самый»

Каждый человек - уникальная личность, в чем-то он совершенно неподражаем. Однако именно из-за того, что не все это замечают, у человека возникает неудовлетворенность отношением окружающих к его персоне. Попробуйте поправить это.

Класс делится на несколько команд. Внутри каждой из них все игроки рассказывают о своих достоинствах. А затем уже команды рассказывают о своих самых-самых веселых, находчивых, умных товарищах.

На основе этой игры можно провести конкурсы на выявление «самых-самых».

«Ваш любимый цвет»

У каждого человека во всем свой вкус. Общность вкусов часто объединяет людей - проявляется единство отношения к жизни. Психологи могут составить весьма точный портрет личности, опираясь исключительно на знание ее цветовых предпочтений. Предложите участникам игры на выбор цвета: оранжевый, темно-синий, сине- зеленый и светло-желтый (например, цветные карточки). Какой цвет человек предпочтет?

Как правило, любители оранжевого цвета - люди активные, с оживленным, радостным, деятельным и воодушевленным самоощущением. Любители темно-синего цвета - люди спокойные, удовлетворенные собственным положением. Любители сине- зеленого цвета - обычно люди настойчивые, строгие и серьезные. Любители светло-желтого цвета, как правило, люди веселые и общительные. Можно предположить поведение человека в трудной, неприятной или стрессовой ситуации. Если в такой ситуации предложить выбрать цвет, то человек, предпочитающий оранжевый, может перевозбудиться и даже выйти из себя. Люди, выбирающие синий цвет, перед лицом трудностей почувствуют скуку и отчуждение. Предпочитающие сине-зеленый цвет при появлении проблем почувствуют затруднения, а отдающие предпочтение желтому будут растеряны и озабочены, как при большой утрате.

"Запрещенное слово".

Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра".

"Секретное письмо"

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ребенок попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать ребенку.

«Наблюдатель»

Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".

«Архитектор»

Вы - архитектор, ребенок - строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

«Волшебное слово»

Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

Упражнение «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

Упражнение «Селектор»

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение «Мой день Рождения»

Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

Упражнение «Ладошки»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

Упражнение «Муха»

Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.

Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды "мухам" подаются отдельно.

Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

"Где что было" 1

Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

"Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) 2

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Ласковые лапки" (Шевцова И.В.) 2

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

"Морские волны" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.) 3

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".

"Ищем буквы" 5

Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.

Теперь сама инструкция: В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация.

Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.

"Найди слова - 1"

На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, "спрятавшееся" в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.

"Найди слова - 2"

Ребенку предъявляется буквенный текст, в котором вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова:

Бсолнцеитранвстолорюджиметокноггщищщашатмашинаро

"Перепутанные линии" 5

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

"Сделай, как я!" (со спичками)

Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

"Обезьянки" (1,5-7 лет)

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

"Ладошки"

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.

"Навуходоносор"

На доске записывается слово. Задание: составить из букв записанного слова как можно больше слов. Каждую букву можно использовать в каждом слове не больше, чем она встречается в заданном слове. Игра на время или на заданное количество слов (кто первым напишет). По окончании участники зачитывают по очереди составленные ими слова. Остальные зачеркивают у себя прочитанные слова. Выигрывает тот, кто составил больше слов.

Например: потолок (пол, ток, около и т.д.), ярмарка (яр, марка, карма, кара и т.д.)

"Угадай животное"

Можно играть вдвоем и больше. Каждый участник по очереди загадывает животное и описывает его: "Я знаю животное, которое..." (например: сумчатое, живет на дереве, обитает в Австралии; самое большое морское животное; домашнее животное, которое ловит мышей). Следующий участник должен отгадать. Если он затрудняется, загадавший животное участник может дополнить его описание.

Эта игра удобна тем, что играть в нее можно где угодно и когда угодно: дома, на улице, в гостях и т.д.

По этому же принципу можно играть в "транспортные средства", "одежду", "кухонные принадлежности" и т.д.

"Третий лишний"

В эту игру можно играть после того, как ребенок усвоил классификацию предметов по группам и подгруппам: животные (дикие/домашние, морские/птицы и т.д.), транспортные средства (наземные, воздушные, морские), мебель, кухонные принадлежности, игрушки, одежда и т.д. Первый (начальный) вариант. Взрослый показывает ребенку карточки, на каждой из которых изображены три предмета: два относятся к одной группе, а третий - лишний. Например: дерево-цветок-дом. Ребенок должен определить и объяснить, что дом - лишний предмет, т.к. не является растением.

Второй (усложненный) вариант. Та же игра - только на слух: взрослый называет три предмета. Задача ребенка - определить, какой из названных предметов лишний и почему.

Ребенок обязательно должен объяснить, почему он считает предмет лишним. По желанию родителей и ребенка можно также чередоваться: пусть ребенок тоже загадывает вам такие загадки.

"Игра с геометрическими фигурами

Вырежьте из цветной бумаги 3 треугольника, 3 прямоугольника, 3 квадрата, 3 ромба, 3 круга, 3 эллипсы и 3 трапеции. В каждой тройке все фигуры должны быть разных цветов, 2 фигуры – одного размера, третья – другого (например: красный и синий треугольники одного размера и зеленый треугольник другого размера – больше или меньше предыдущих; желтый и красный прямоугольники одного размера и синий другого; и т.д.).

Все фигуры выкладываются на стол в произвольном порядке. Взрослый берет одну фигуру и предлагает ребенку найти другую по одному из указаний:

1) измени только форму (т.е. оставь цвет и размер)

2) измени только цвет

3) измени только размер

4) измени только форму и цвет

5) измени только форму и размер

6)измени форму, цвет, размер

Ребенок должен взять другую фигуру в соответствии с указаниями и объяснить свой выбор. Если к указаниям подходят несколько фигур, ребенок должен выбрать любую из них. В таком случае можно также попросить его показать дополнительные фигуры, отвечающие требованиям.

Усложнить игру можно также, попросив ребенка выбрать фигуру, НЕ соответствующую указаниям, и обязательно объяснить, в чем это несоответствие выражается.

Взрослый может чередоваться с ребенком в ролях ведущего и исполнителя: ребенку будет интересно почувствовать себя "экзаменатором". При этом ему потребуется самостоятельно выбрать фигуру и придумать указание, а также оценить ответ взрослого.

Организация: МБУ ДО МО ЦППМСП «Доверие»

Населенный пункт: Тульская область область, г. Плавск

Цели и задачи :

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • помочь детям осознать качества настоящего друга;
  • подвести младших школьников к осознанию собственного умения дружить.
  • Приветствие ведущего. Вводные слова психолога.
  • Разминка. Знакомство участников игры с друг другом.
  1. Упражнение «Попугай»

Участники стоят в кругу. Задание: начиная с ведущего, каждому, по очереди, необходимо выходить в круг, демонстрируя любое движение и выражение лица и называя свое имя. Задача остальных участников: после этого сразу выйти в круг, точь-в-точь повторяя движения, слова и интонацию участника.

  1. Упражнение «Здравствуйте».

Участники становятся в два круга (один круг - внутренний, второй- внешний). По команде ведущего игрокам необходимо поздороваться в течение одной минуты – за руку, затем здороваемся коленками, ушами, носами и т.д.

  1. Упражнение «Электрический заряд» .

Игроки становятся в круг. По команде ведущего участники передают рукопожатие по кругу в течение 20 сек., затем 15 сек. и т.д.

  • Игры и упражнения для акивизации ресурсов и настроения.
  1. Игра «Поменяйтесь те, кто…».

Все участники игры сидят на стульях в кругу. Стульев на один меньше, чем участников игры. Слова ведущего: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня утром умывался». Задача ведущего придумать такую фразу, чтобы ка можно больше детей поменялись своими местами, напротив в круге. Тот участник, который не успел занять свободное место, становится ведущим.

Примерные фразы для ведущего: «Поменяйтесь местами те, кто…

В одежде у которого есть белый цвет;

Кто хотя бы раз получал пятерку;

Кто любит мороженное;

У кого есть домашние питомцы;

Кто умеет играть в компьютерные игры;

Кто любит своих родителей;

Кто обожает летние каникулы;

Кто умеет кататься на велосипеде.

  1. Упражнение «Пусть выйдут в круг те, кто…»

Участникам, стоящим в кругу, предлагается выйти в круг по определенному признаку, придуманному ведущим. Например, «Выйдите, пожалуйста в круг те, кто любит подольше поспать», «кто имеет домашних животных», «кто имеет одного настоящего друга» и т.д.После каждого «выхода», участники становятся снова в круг.

  1. Упражнение «Построиться по…»

Участникам предлагается без слов быстро построиться в колонну:

Вариант 1: по росту от самого низкого до самого высокого,

Вариант 2: по месяцам рождения, начиная с января (без слов, но с жестами),

Вариант 3: по цвету волос, начиная от самого светлого;

Вариант 4: по ширине улыбки и т.д.

  • Игры и упражнения для снижения психоэмоционального напряжения детей
  1. Упражнение «Ладошки»

Участникам игры показываются ладошки разных цветов (красной, желтой, зеленой). Когда ведущий показывает зеленую ладошку все могут бегать прыгать и кричать при этом не мешая друг другу, желтая ладошка означает все дети должны двигаться по территории как мышки тихо-тихо, когда показывают красную ладошку все должны встать и не шевелиться.

  1. Упражнение «Дотронься до…»

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

  1. Упражнение «Немой разведчик» .

Пантомимой изображает для своей команды, что он увидел на картинке (прочитал в телеграмме). Команда постепенно угадывает. Правильно - он кивает, нет отрицает.

  1. Упражнение «Портрет по телефону

Первый видит картинку и шепотом описывает ее второму. Затем передают третьему, четвертому… Последний должен нарисовать по описанию.

  1. Упражнение «ДРАКОН»

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

  1. Упражнение «Гусеница»

Подростки встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

Подняться и сойти со стула;

Проползти под столом;

Обогнуть озеро;

Перепрыгнуть канаву;

Идти тихонько через дремучий лес, чтобы не разбудить спящего медведя.

  1. Игра «Рыжая лиса и зайцы»

Игра на развитие умения определять и чувствовать замыслы человека по лицу. Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Вне круга рисуют дом лисы. Затем все играющие закрывают глаза, а ведущий обходит круг и дотрагивается до одного из игроков – он и становится лисой, остальные – зайцами. После этого все открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, стараясь определить, кто же является лисой. Лиса старается себя не выдавать. Затем три раза хлопают в ладоши и хором спрашивают: «Рыжая лиса, где ты?» и смотрят друг на друга. После третьего повторения лиса откликается: «Вот я», и начинает всех ловить. Пойманных она помещает в свой дом. Выигрывает тот, кого лиса поймать не сможет.

  1. Упражнение «Атомы и молекулы»

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов.

Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена». Если ребята еще не знают, что такое «атом», «молекула», «реакция»,- взрослый человек должен популярно им объяснить. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идёт по одному».

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т. п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

На занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

  1. Упражнение «Путаница»

Все стоят в кругу.

Задание 1: вытянуть в середину круга только правую руку и взять одну руку любого участника игры, но не людей, стоящих справа и слева от тебя.

Задание 2: оставаясь в связке с правой рукой участника, выбранного в прошлом задании, каждому необходимо вытянуть в круг теперь левую руку и взять за одну руку любого, но не того же, что и правой рукой и не своих «соседей» справа и слева.

Задание 3: получилась путаница. Необходимо, не разжимая рук, распутаться до формы круга, спиной или лицом в круг.

  1. Упражнение «Громкость телевизора»

Участники по сигналу ведущего произносят звук «А» в зависимости от положения его руки, о котором они договариваются заранее: «тихо – очень громко» и промежуточные. Задание: регулировать «громкость своего телевизора».

  1. Упражнение «КРУГ»

Инструкция педагога : «Отлично, вы хорошо умеете слушать и выполнять мои инструкции. А теперь давайте возьмемся за руки, в замок и начнем сближаться к центру круга. Наша задача, стать как можно плотнее, при этом создать внутри идеальный круг. Давайте попробуем. Как вы считаете, получился у нас круг? Сейчас мы проверим. Если по моей команде: «Наклоните свое туловище вправо/влево», круг не разъединится - он действительно идеален, в противном случае, нам все придется повторить заново. Ноги от земли отрывать нельзя. При правильном построении вы не должны испытывать никакого напряжения». Дается команда. Упражнение повторяется 2-4 раза в разные стороны. Это упражнение направлено на формирование способов взаимодействия.

  1. Упражнение «Тропинка»

Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;

«Тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;

«Копна» - дети поднимают руки над головой;

«Кочки!» - все приседают.

Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?

  • Игры для релаксации
  1. Упражнение «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

  1. Упражнение «Связующая нить»

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, передает его другому ребенку с пожеланием, оставляя ниточку у себя. Тот, к кому попал клубок, передает пожелание следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире…».

Использованная литература:

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005. – 208 с., илл.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3 изд. – М.: Генезис, 2009. – 344 с.

Учитель начальных классов очень часто сталкивается со многими проблемами. Одна из них – это невнимательные дети. Перед учителем встаёт вопрос: что делать?, как помочь ребёнку? С таким и же вопросами обращаются к педагогу и родители. И зачастую учитель не может что-то посоветовать родителям, т.к. он сам не знает, что делать.

Так как по второму образованию я педагог-психолог, я постаралась разработать некоторые игры и упражнения для развития внимания и памяти.

Внимание – динамическая сторона сознания, характеризующая степени его направленности на объект и сосредоточение на нём с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, необходимого для осуществления определённого акта деятельности или общения.

Характеристика внимания.

  1. Объём внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов за 30 секунд).
  2. Распределение внимания (возможность одновременного выполнения нескольких видов деятельности).
  3. Переключение внимания (скорость произвольного переноса внимания одного предмета на другой).
  4. Концентрация внимания (степень сосредоточения на объекте).
  5. Устойчивость внимания (длительность концентрации).

Упражнение № 1. "Кто быстрее?"

Цель: выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время заданий варьируется от возраста (15 мин.)

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-нибудь букву. Успешность выполнения оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем величина этих показателей меньше, тем выше успешность.

При этом необходимо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Упражнение № 2. " Корректура"

Цель: развитие концентрации внимания.

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только 1 раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем лист передаётся другому ученику, который исправляет остальные ошибки карандашом другого цвета. Возможен вариант соревнования.

Игра № 3. "Канон"

Звучит музыка Ф. Бургмюллера "Кавалькада". Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребёнок. На второй такт – второй, на третий – третий. Когда правую руку поднимут все дети, они по порядку начинают поднимать левую руку и т. д.

Игра № 4. "Зеваки"

Цель: развитие волевого внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом держась за руки. По сигналу ведущего ("Постоим!") останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 и начинают движение в обратную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок сбился, он выходит из игры.

Игра № 5. "Буквы алфавита"

Цель: развитие внимания.

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Память – высшая психическая функция. Это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Виды памяти.

  1. Двигательная (позы, жесты)
  2. Эмоциональная
  3. Образная (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая)
  4. Словесно-логическая.

От характера деятельности

  1. Произвольная (сознательно поставленная цель)
  2. Непроизвольная (бессознательно поставленная цель)

По способу запоминания

  1. Механическая
  2. Смысловая

По продолжительности запоминания и воспроизведения

  1. Кратковременная
  2. Долговременная
  3. Оперативная

Игра № 1. "Повтори за мной"

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определённый ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и чёткой. Один из детей повторяет ритм.

Затем ведущий спрашивает детей "Верно ли…?"

Если кто-то считает, что неверно, он предлагает свою версию

Игра № 2. "Слушай и исполняй"

Цель: развитие памяти и внимания.

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1 – 2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

№1. Повернуть голову направо, прямо, опустить вниз, поднять вверх.

Игра № 3." Кто что сделает?"

Цель: развитие наблюдательности, восприятия, памяти.

Из группы детей выбираются 3 – 4 ребёнка. Один из выбранных – водящий. Остальные дети зрители. 2 – 3 выбранных ребёнка поочерёдно показывают водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел. Игра поводится под весёлую музыку.

Игра № 4. "Тень"

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней раскованности и свободы.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются двое. Остальные – "зрители". Один ребёнок – "путник", а другой – его "тень".

"Путник" идёт, выполняя различные движения, а "тень" старается точно их повторить.

Внимание и память.

Упражнения для развития внимания и памяти.

Игра № 1. "Исчезнувший предмет"

На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.

Игра № 2. "Сосед, подними руку".

Цель: развитие памяти, внимания.

Играющие (стоя или сидя) образуют круг. Выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" Тот игрок ничего не делает, а оба его соседа должны поднять руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто ошибся, меняется ролями с ведущим. Играют установленное время, выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игра № 3. "Летит – не летит".

Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант. В конце игры фанты выкупаются.

Игра № 4. "Зеркало"

Цель: развитие внимания, памяти.

Двое играющих встают напротив друг друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

Игра № 5. "Разведчики"

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Из группы детей выбираются "разведчик" и "командир". Остальные – "отряд". Стулья в комнате расставлены хаотично. "Разведчик" проходит между стульями с разных сторон. "Командир" наблюдает за действиями "разведчика". Затем он проводит "отряд" по тому пути, который был ему указан "разведчиком".







2024 © mgp3.ru.