Подлинная история леди макбет. ​Фильм «Леди Макбет»: простая и жуткая история или самый радикальный фильм года комментарии: Варвара Бабицкая


МАКБЕТ И ЛЕДИ МАКБЕТ (англ. Macbeth, lady Macbeth) - герои трагедии У.Шекспира «Макбет» (1606). Почерпнув сюжет для своей «шотландской пьесы» из «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Р.Холиншеда, Шекспир, следуя за изложенной в них биографией Макбета, соединил ее с эпизодом убийства шотландского короля Дуффа феодалом Дональдом, взятым из совсем другой части «Хроник». Шекспир сжал время развития событий: исторический Макбет царствовал значительно дольше. Эта концентрация действия способствовала укрупнению личности героя. Шекспир, как и всегда, далеко отошел от первоисточника. Однако если образ М. все же имеет хотя бы «фактологическую основу», то характер его жены полностью является плодом шекспировской фантазии: в «Хрониках» отмечено лишь непомерное честолюбие супруги короля Макбета. В отличие от иных шекспировских «злодеев» (Яго, Эдмунда, Ричарда III), для М. злодеяние не является способом преодолеть собственный «комплекс неполноценности», свою ущербность (Яго - поручик на службе у генерала-мавра; Эдмунд - бастард; Ричард - физический урод). М. - тип абсолютно полноценной и даже почти гармоничной личности, воплощение мощи, воинского таланта, удачливости в любви. Но М. убежден (и убежден справедливо), что он способен на большее. Его стремление стать королем проистекает из знания, что он этого достоин. Однако на его пути к престолу стоит старый король Дункан. И потому первый шаг - к трону, но и к собственной гибели тоже, сначала моральной, а потом и физической - убийство Дункана, происходящее в доме М., ночью, им самим совершенное. А дальше преступления следуют одно за другим: верный друг Банко, жена и сын Макдуфа. И с каждым новым злодеянием в душе самого М. тоже что-то отмирает. В финале он осознает, что обрек себя на страшное проклятие - одиночество. Но уверенность и силу вселяют в него предсказания ведьм: «Макбет для тех, кто женщиной рожден, // Неуязвим». И потому с такой отчаянной решимостью сражается он в финале, убежденный в своей неуязвимости для простого смертного. Но оказывается, «что вырезан до срока // Ножом из чрева матери Макдуф». И потому именно ему удается убить М. В характере М. отразилась не только двойственность, присущая многим ренессансным героям, - сильная, яркая личность, вынужденная идти на преступление ради воплощения себя (таковы многие герои трагедий эпохи Возрождения, скажем Тамерлан у К.Марло), - но и более высокий дуализм, носящий подлинно экзистенциальный характер. Человек во имя воплощения себя, во имя исполнения своего жизненного предназначения вынужден преступать законы, совесть, мораль, право, человечность. Поэтому М. у Шекспира не просто кровавый тиран и узурпатор трона, который в итоге получает заслуженное воздаяние, но в полном смысле трагический персонаж, разрываемый противоречием, составляющим самую суть его характера, его человеческой природы. Л.М. - личность не менее яркая. Прежде всего в шекспировской трагедии многократно подчеркивается, что она очень красива, пленительно женственна, завораживающе притягательна. Она и М. - это действительно замечательная, друг друга достойная пара. Обычно считается, что именно честолюбие Л. М. подвигло ее супруга на первое совершенное им злодеяние - убийство короля Дункана, но это не совсем верно. В честолюбии своем они тоже равноправные партнеры. Но в отличие от своего мужа Л. М. не знает ни сомнений, ни колебаний, не ведает сострадания: она в полном смысле слова «железная леди». И потому она не способна разумом постичь, что совершенные ею (или по ее наущению) преступления - грех. Раскаяние ей чуждо. Понимает она это, лишь утрачивая разум, в безумии, когда видит кровавые пятна на руках, которые смыть ничто не в силах. В финале, в самом разгаре боя, М. получает известие о ее смерти. Первым исполнителем роли М. был Ричард Бербедж (1611). В дальнейшем эта роль входила в репертуар многих знаменитых трагиков: Д.Гаррика (1744, Леди Макбет - миссис Притчард), Т.Беттертона (1745, Леди Макбет - Э.Барри), Дж.Ф.Кэмбла (1785, Леди Макбет - Сара Сиддонс - лучшая, по отзывам современников, роль самой знаменитой английской актрисы конца XVIII века); в XIX веке - Э.Кина (1817), Ч.Макреди (1819), С.Фелпса (1836), Г.Ирвинга (1888, Леди Макбет -З.Терри). Роль Леди Макбет входила в репертуар Сары Бернар (1884). Чету Макбет играли знаменитые итальянские трагики Э.Росси и А.Ристори. Роль Леди Макбет исполняла выдающаяся польская актриса Х.Моджеевская. В XX веке в роли Макбета выступили многие выдающиеся английские актеры: Л.Оливье, Лаутон, Дж.Гилгуд. Прославленным был дуэт французских актеров Жана Вилара и Марии Казарес в спектакле, поставленном Ж. Виларом (1954). На русской сцене «Макбет» был впервые сыгран в 1890 году, в бенефис Г.Н. Федотовой (1890, Макбет - А.И.Южин). В 1896 году партнершей Южина в этом спектакле стала М.Н.Ермолова. Сюжет трагедии был воплощен в опере Д.Верди (1847) и в балете К.В.Молчанова (1980), поставленном В.В.Васильевым, который был одновременно и исполнителем главной мужской роли.

Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житье её «за неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества

Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит, и остается до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невесткина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свекр грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит. В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свекра белым порошком, припасенным для крыс, и продолжает «алигорию» с Сергеем.

Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует её к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже. Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе».

Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Ляпин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем, Катерина Львовна задумывает извести богобояз­ненного мальчика. В ночь Всенощной под праздник Введения мальчик остается в доме наедине с любовниками и читает Житие святого Федора Стратилата. Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкой. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов, Сергей паникует, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щелку, что в «грешном доме» делается.

Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о страшном суде признается в убийстве Зиновия Борисовича и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и приговаривают к каторжным работам. Сергей возбуждает сочувствие, а Катерина Львовна ведет себя стойко и даже на родившегося ребенка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключенным присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадца­тилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьется, а в руки не дается».

Катерина Львовна устраивает очередное свидание с любовником, но застает в его объятиях безотказную Фиону и ссорится с Сергеем. Так и не помирившись с Катериной Львовной, Сергей начинает «чепуриться» и заигрывать с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Катерина Львовна решает оставить гордость и мириться с Сергеем, а во время свидания Сергей жалуется на боль в ногах, и Катерина Львовна отдает ему толстые шерстяные чулки. На следующий день она замечает эти чулки на Сонетке и плюет Сергею в глаза. Ночью Сергей вместе с товарищем избивает Катерину Львовну под хихиканье Сонетки. Катерина Львовна выплакивает горе на груди Фионы, вся партия во главе с Сергеем над ней издевается, но Катерина Львовна ведет себя с «деревянным спокойствием». А когда партия переправляется на пароме на другую сторону реки, Катерина Львовна хватает Сонетку за ноги, перекидывается вместе с ней за борт, и обе тонут.

Язык оригинала: Год написания: Публикация: в Викитеке

Героиня повести Лескова явственно противопоставлена автором Катерине Кабановой из «Грозы» Островского. Героиня гениальной драмы Островского не сливается с бытом, ее характер находится в резком контрасте со сложившимися житейскими навыками… По описанию поведения Катерины Измайловой никто и ни при каких обстоятельствах не определил бы, о какой именно молодой купчихе рассказывается. Рисунок ее образа - бытовой шаблон, но шаблон, прочерченный до того густой краской, что он превращается в своеобразный трагический лубок .

Обе молодые купеческие жены тяготятся «неволей», застывшим, предопределённым укладом купеческой семьи, обе - натуры страстные, идущие в своём чувстве до предела. В обоих произведениях любовная драма начинается в момент, когда героинями овладевает роковая, незаконная страсть. Но если Катерина Островского воспринимает свою любовь как страшный грех, то в Катерине Лескова просыпается что-то языческое, первобытное, «решительное» (не случайно упоминается о её физической силе: «в девках страсть сильна была… даже мужчина не всякий одолевал»). Для Катерины Измайловой не может существовать никакого противодействия, её не пугает даже каторга: «с ним (с Сергеем) ей и каторжный путь цветёт счастием». Наконец, гибель Катерины Измайловой в Волге в финале повести заставляет вспомнить самоубийство Катерины Кабановой. Критиками переосмысляется и характеристика островской героини «луч света в тёмном царстве », данная Добролюбовым :

«О Катерине Измайловой можно было бы сказать, что она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта» (В. Гебель ).

Инсценировки

  • пьесы:
    • - инсценировка Лазаря Петрейко
    • 1970-е - инсценировка А. Винера
  • - опера «Леди Макбет Мценского уезда » (в поздней редакции - «Катерина Измайлова») Д. Д. Шостаковича
  • 1970-е - музыкальная драма «Свет мой, Катерина» Г. Бодыкина

Постановки в театре

  • - Студия Дикого, Москва, режиссёр Алексей Дикий
  • 1970-е - чтецкий спектакль А. Верновой и А. Федоринова (Москонцерт)
  • - пражский молодёжный театр «Рубин», режиссёр Зденек Потужил
  • - Московский академический театр им. Вл. Маяковского , в роли Катерины - Наталья Гундарева
  • - Екатеринбургский государственный академический театр драмы , инсценировка О. Богаева , режиссёр Валерий Пашнин, в роли Катерины - Ирина Ермолова
  • - Московский театр под руководством О. Табакова, режиссёр А. Мохов

Экранизации

Литература

  • Аннинский Л. А. Мировая знаменитость из Мценского уезда // Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1986
  • Гуминский В. Органическое взаимодействие (от «Леди Макбет…» к «Соборянам») // В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983

Примечания

Ссылки

Год издания книги: 1864

Книга Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» впервые увидела свет в 1864 году в одном из петербургских периодических изданий. Произведение подписано автором как очерк и состоит из пятнадцати глав. Сюжет книги стал основой для многих театральных постановок. По мотивам произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» было снято несколько художественных фильмов, последний из которых вышел в 2016 году.

Книги «Леди Макбет Мценского уезда» краткое содержание

Молодая девушка из бедной семьи по имени Катерина жила со своим мужем Зиновием Борисычем в небольшом уезде. Мужчина был намного старше своей жены и состоятельнее. Несмотря на то, что Измайловы были в браке уже несколько лет, детей у них до сих пор не было. Книга Лескова «Леди Макбет» рассказывает, что двадцатичетырехлетняя Катерина Львовна очень сильно переживала по этому поводу. Ее муж так часто был на работе, что ей одной дома было скучно.

Как-то раз весной вышла из строя мельничная плотина, которая принадлежала Зиновию Борисычу. Мужчина в срочном порядке должен был отбыть для починки, оставив свою супругу одну в уезде. Однажды утром, прогуливаясь, девушка увидела молодого человека по имени Сергей, который совсем недавно стал у них работать. Сергей в шутку предложил Катерине Львовне побороться. Как только она подняла руки, он тут же схватил ее и сильно обнял. Замужняя девушка немного разволновалась и, покраснев, выбежала из амбара. Немного позже кухарка Аксинья рассказала Катерине, что ходят слухи, якобы Сергей во время службы у их соседей соблазнил жену хозяина.

Из произведения Н. Лескова «Леди Макбет» узнаем, что тем временем муж Катерины Львовны все также отсутствует. Как-то раз к ней входит Сергей. В ходе разговора он признается, что влюбился в Катерину. От таких слов у девушки закружилась голова, и Сергей отнес барышню в ее комнату. С тех пор каждую ночь Катерина проводила время с Сергеем. Неожиданно в дом приезжает свекор Катерины Борис Тимофеич. Вечером мужчина замечает, что из спальни его невестки через окно выходит некий молодой человек. Он тут же схватил Сергея за ноги и потащил его в кладовку, где нанес несколько ударов нагайкой. Разозлившись, Борис Тимофеевич тут же послал прислугу за своим сыном.

Утром, когда Катерина проснулась, она тут же поняла, что произошло. Девушка стала требовать у свекра, чтобы тот отпустил Сергея на свободу. Мужчина же сильно кричал на свою невестку, пытаясь опозорить ее на весь дом. Однако тем же вечером свекор главной героини сильно отравился грибами. Целую ночь у него была ужасная рвота, а наутро старик скончался. Все симптомы совпадали с тем, как умирают крысы в амбаре у Катерины Львовны. Девушка уже давно изготавливала один и тот же яд, чтобы избавиться от грызунов.

В книге Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» краткое содержание рассказывает, что тем временем Катерина Львовна выпустила Сергея из заточения и отвела в комнату мужа. В тот же день слуги быстро организовали похороны Бориса Тимофеича, даже не дождавшись прибытия его сына. Катерина поняла, что теперь в отсутствие мужа она является главной хозяйкой дома. Девушка ходила очень гордо и везде брала с собой Сергея. Когда молодые люди пили чай, Катерина Львовна спросила у своего любовника, испытывает ли он к ней какие-то чувства. Сергей признался девушке в искренней любви и высказал опасения по поводу того, что скоро вернется Зиновий Борисыч. Катерина же сказала, что она имеет план, по которому Сергей станет купцом, и они заживут долго и счастливо. Той же ночью, когда Катерина и Сергей легли спать, девушке приснился огромный серый кот. Его голова напоминала лицо покойного свекра. Проснувшись, она увидела, что кто-то входит в ворота. В ужасе Катерина Львовна поняла, что вернулся ее муж. Она тут же разбудила Сергея и приказала ему вылезать в окно. Зиновий Борисович стал спрашивать у своей жены о том, как прошли похороны его отца, и что она делала все это время, пока он ремонтировал мельницу. Вдруг мужчина увидел пояс, который принадлежал Сергею. Он тут же сказал жене, что уже наслышан о ее измене, но Катерина и не стала все отрицать. Она завела в комнату Сергея и при муже поцеловала его. Зиновий Борисыч ужасно разозлился от такого дерзкого поступка своей супруги и ударил ее по щеке.

Если очерк Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» читать, то узнаем, что в комнате тут же началась драка. Катерина Львовна бросилась на своего мужа и повалила его на пол. В то время подбежал Сергей и пытался держать своими коленями руки хозяина. Катерина Львовна подошла сзади и ударила мужа по голове огромным драгоценным подсвечником. Мужчина стал постепенно терять сознание и просил свою супругу, чтобы та привела попа, и он смог исповедаться. Сергей же, желая ускорить кончину своего врага, со всей силы задушил Зиновия Борисыча, после чего отнес его тело в погреб и надежно спрятал там. Позже он вырыл глубокую яму в погребе и закопал там Зиновия Борисыча. Теперь никто не мог найти покойного мужа Катерины, а о его приезде знали только она и Сергей.

Прошло немного времени и все во дворе удивлялись, почему хозяин все еще не вернулся домой. Весь капитал покойного мужчины теперь принадлежал Катерине Львовне, которая уже даже не скрывала свою связь с Сергеем. Через некоторое время она узнала, что беременна. Неожиданно выяснилось, что большая часть наследства Зиновия принадлежит маленькому племяннику Федору. В дом к Измайловым заявилась двоюродная сестра покойного Бориса Тимофеича и привезла с собой своего внука. Сергей пришел в замешательство, увидев во дворе маленького Федю. Тогда Катерина Львовна и задумалась, что она должна быть единственной наследницей всего владения Измайловых. Женщина поняла, что она убила нескольких человек ради богатства, которого может лишиться в любую минуту.

Однажды маленькому Феде стало плохо, и он слег с высокой температурой. Его бабушка отправилась в церковь, чтобы поставить там свечку за его здоровье, попросив Катерину временно присмотреть за внуком. Весь вечер Катерина провела вместе с Сергеем в соседней комнате от мальчика. Вдруг она решила посмотреть, как там себя чувствует Федя. Она сказала своему возлюбленному, что мальчик там один и по его взгляду поняла, что пора переходить к более решительным действиям.

В книге Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» краткое содержание описывает, как главная героиня вошла в комнату к больному мальчику. Любовник Катерины при первой же возможности схватил больного малыша за ноги, а девушка в свою очередь задушила его подушкой. Главная героиня уже хотела выйти из комнаты, как тут услышала громкие удары в дверь. Сергей испугался и убежал. Он подумал, что это покойный Зиновий Борисыч пришел отомстить. Катерина же собрала всю свою волю в кулак и открыла дверь. Там она увидела разъяренную толпу. Как оказалось, народ возвращался из церкви и обсуждал Катерину Львовну и ее интрижку. Несколько людей заметили свет в окне и решили посмотреть, что же там происходит. Так они увидели, как Катерина Львовна душила маленького Федю. Толпа, откинув Катерину, ворвалась в дом и заметила мертвого мальчика. Как в за все злодейства последовало наказание, главную героиню вместе с Сергеем тут же арестовали.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, девушка вела себя достаточно спокойно и полностью отрицала свою вину. Однако в Сергее самообладания было намного меньше. Мужчина тут же признался во всех убийствах, которые они соверши вместе с Катериной и заплакал. Он рассказал о месте, где было закопано тело хозяина дома. По решению суда оба преступника должны были отправиться на каторгу. Через несколько дней Катерина Львовна родила. Но, посмотрев на своего ребенка, она решила полностью от него отказаться. Пока партия, в которой направлялись Сергей и Екатерина, передвигалась до Нижнего, девушка пыталась подкупить всех унтеров и просила, чтобы те позволили ей как можно чаще видеться со своим возлюбленным. Если очерк «Леди Макбет» Лескова читать, то узнаем, что Сергею такое действие главной героини пришлось не по нраву. Он вел себя довольно холодно и неласково, обвиняя девушку, что та тратит деньги налево и направо.

Немного позже к партии Сергея и Екатерины попали еще две девушки: молодая блондинка Сонетка, которая очень избирательно оценивала окружающих мужчин, и Фиона, которая заигрывала со всеми присутствующими. Спустя некоторое время Катерина увидела, как Сергей лежит в коридоре вместе с Фионой. Она со всей силы ударила своего возлюбленного по лицу и, расплакавшись, убежала прочь. На следующий день Сергей сказал, что он не хочет больше видеться с Катериной, поскольку та уже не обладает таким богатством, как раньше. На глазах у Катерины Львовны молодой человек стал заигрывать с Сонеткой. Как-то раз Сергей пришел к главной героине и заявил, что жалеет о том, что предал ее. Мужчина жаловался на то, что у него уже несколько дней болят ноги, из-за чего он вынужден будет сойти в Казани, чтобы лечь в больницу. Женщина тут же принесла ему свои шерстяные чулки, чтобы тот мог согреться. Однако на следующий день она увидела молодую белокурую Сонетку, которая стояла в ее же чулках. Разозлившись, Катерина Львовна подошла и плюнула в лицо Сергею. Уже следующей ночью как в в казарму главной героини вошли двое мужчин. По голосу она узнала, что один из них – Сергей. Они избили ее пятьдесят раз плеткой и поспешно вышли. В ту же секунду женщина услышала, как неподалеку от нее смеется Сонетка. С тех пор Сергей даже не скрывал своей связи с белокурой девушкой.

В произведении «Леди Макбет» Лескова краткое содержание рассказывает, что, когда преступники подошли к Волге, их стали поднимать на огромный паром. Во время очередной шуточки Сергея, Катерина Львовна не выдержала, и схватила Сонетку за платье. Вместе женщины кубарем покатились и упали за борт. Унтеры пытались помочь им выбраться, однако Катерина и Сонетка навсегда скрылись под водой.

Книга «Леди Макбет Мценского уезда» не сайте Топ книг

Книгу «Леди Макбет» Лескова читать настолько популярно, что произведение попало в наш . И учитывая наличие произведения в школьной программе можно уверенно прогнозировать попадание очерка Лескова «Леди Макбет» в наши последующие рейтинги .

Книгу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» читать полностью на сайте Топ книг вы можете .

Фильм: «Леди Макбет»

Режиссер: Уильям Олдройд

В 1864 году Николай Лесков написал очерк «Леди Макбет Мценского уезда», в котором перенес шекспировские мотивы на русскую почву. В XXI веке английские киношники как бы вернули произведение Лескова на историческую родину их персонажей – действие происходит в викторианской Англии, однако суть разворачивающейся драмы остается прежней.

Кэтрин, девушка из бедной семьи, вступает в неравный брак с богатым фабрикантом. Кэтрин проживает скучную однообразную жизнь, постоянно выслушивая упреки своего свекра в том, что она до сих пор не соизволила произвести на свет наследника. Привычный уклад нарушается в тот момент, когда Кэтрин знакомится с молодым рабочим на ферме своего супруга и между ними вспыхивает бурный роман. Угроза разоблачения со стороны свекра приводит к серии убийств – Кэтрин готова пойти на все, чтобы сохранить отношения со своим любовником.

Фильм Олдройда получил в основной массе положительные оценки критиков и публики, несмотря на довольно радикальное прочтение классического сюжета. Режиссер и сценарист не постеснялись добавить в ровный повествовательный строй эротизм и жестокость: кровавые сцены, которые учиняет Кэтрин, все больше оттеняют ее фигуру и отдаляют ее истинный образ от улыбчивой девушки, которой она предстает перед зрителем во время венчания со своим мужем.

Презрев небесные и земные законы, Кэтрин в отличие от шекспировкой леди Макбет не испытывает ни малейших угрызений совести. Она бьется за любовь, словно зверь. В финале тем не менее выясняется, что даже нечеловеческая любовь и страсть, которые подвигали ее на злодеяния, становятся лишь средством достижения другого блага – наследства мужа. Она сваливает всю вину на своего любовника, и таким образом он становится последней жертвой ее жестокости.

Простота и краткость, с которыми нам рассказывают эту жуткую историю, придают ей, как ни странно, вес и достоверность. После просмотра не возникнет вопроса, могла ли «бедная» Кэтрин решиться на то, чтобы отравить свекра, забить кочергой своего мужа, а затем задушить его малолетнего наследника. Ее мотивы предельно прозрачны: сначала это скука, затем похоть, далее жадность и, наконец, материнские чувства. Кэтрин представляется исчадием ада лишь тем, кто пострадал от ее интриг, и нам, зрителям, но как центральный персонаж она борется за женское счастье – и добивается своего, как бы предрекая эпоху феминизма и еще более жестокой борьбы, на этот раз за будущее и право женщин быть услышанными.

ПРОТИВ

«Леди Макбет» связана с одноименным произведением Николая Лескова очень условно – эта связь касается лишь названия и преступных наклонностей главной героини. Она, нужно сказать, проявляет их очень неожиданно: вместо скромной девушки перед нами внезапно оказывается дьявол во плоти, что крушит черепа арматурой, разбирается в ядах и душит ни в чем не повинных детей. Такое перевоплощение – оно бросается в глаза – является довольно спорным моментом в картине, но не только оно омрачает впечатление от фильма.

Сюжет разворачивается в Англии XIX века, но мы не увидим ни одного изящного джентльмена или благовоспитанной леди. Кэтрин – деревенская простушка с вечно скучающим видом, ее муж – пьянствующий наследник с необъяснимыми сексуальными повадками, его отец – монструозный аристократ с помятым лицом, любовник Кэтрин больше напоминает нахального бродягу, чем опытного ловеласа. Маргинальная фактура обесцвечивает повествовательную палитру – сплошь серость и мрак. В этой атмосфере зрителю предстоит провести полтора часа, будто в погребе или темнице.

И, наконец, финал. У Лескова, напомним, подзаголовок очерка «Леди Макбет Мценского уезда» был таким: «Страшные грехи и заслуженное воздаяние за них». Катерина Львовна Измайлова, повинная в смерти трех лиц, состоявших с ней в родстве, была вполне предсказуемо наказана высылкой на каторгу, где ее бывший возлюбленный у нее на глазах стал приударять за другой женщиной. Развязка истории была, пожалуй, еще более жестокой, чем ее могли вообразить наивные англичане: Катерина Львовна топит свою соперницу в речных водах и тонет вместе с ней.

В нынешней версии «Леди Макбет» ни о каком воздаянии и вовсе речи не идет. Кэтрин успешно уклоняется от обвинений, и вместо нее в кандалы заковывают ее любовника и служанку, а героиня остается владеть поместьем в гордом одиночестве. Как говорится, неплохая идея для стартапа.

Щедрые на комплименты критики называют «Леди Макбет» самым радикальным фильмом года. Уж если их так впечатляет драматургия, изобретенная русским автором, то какая-нибудь «Гроза» Островского или «Три сестры» и вовсе могут довести их до сердечного приступа. Ничего радикального, кроме переиначенной концовки, в фильме нет. Прорывом года здесь и не пахнет. Довольно чернушный сюжетец о Салтычихе европейского покроя превратили в криминально-эротическую драму, да к тому же конфисковали хэппи-энд. Дальше думайте сами.







2024 © mgp3.ru.