Машиностроительный комплекс и отрасли машиностроения. Машиностроительный комплекс российской федерации


Основные металлургические базы России

Черная и цветная металлургия.

Металлургический комплекс включает в свой состав черную и цветную металлургию. Черная металлургия является одной из основных отраслей промышленности, так как металл остается основным конструкционным материалом и находит широкое применение во многих отраслях экономики.

1.Уральская база - дает примерно половину всего российского металла. Крупнейшие предприятия находятся в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Новотроицке. На Урале есть также множество предприятий значительно меньших размеров, специализирующихся на выпуске качественных сталей.

2. Центральная металлургическая база - старейший район развития черной метал- лургии в России. Новолипецкий, Новотульский, Старооскольский комбинаты.

3. Сибирская - черная металлургия начала здесь развиваться в 30-х годах 20 века со строительством Урало-Кузнецкого комбината. Основой формирования этой базы являются угли Кузбасса и железные руды Сибири (Горная Шория, Хакасия, Ангаро-Илимский бассейн). Сейчас здесь работают два крупных комбината - Кузнецкий и Западно-Сибирский в городе Новокузнецке, они дают около 10% всего металла страны.

Россия является вторым после Японии экспортером стального проката. Отрасль является экологически очень грязной.

Цветная металлургия - это производство алюминия, цинка, меди, никеля, титана и других металлов. В России производится свыше 70 разнообразных металлов и элементов. Во многом отрасль работает на экспорт, поэтому падения производства не испытала.

Алюминиевая промышленность .

Центры выплавки алюминия - Волгоград, Новокузнецк, Братск, Красноярск, Надвоицы, Кандалакша.

Россия обладает двумя главными конкурентными преимуществами: наличием крупных производств (таких гигантов как Братск и Красноярск нет ни в одной стране мира) и огромным количеством самой дешевой в мире электроэнергии ГЭС. Строится алюминиевый завод в г. Тайшет Иркутской области.

Медная промышленность в основном сконцентрирована на Урале - Ревда, Красноуральск, Медногорск. Наиболее крупными являются медно-никелевые комбинаты в Норильске и Мончегорске.

Свинцово-цинковая промышленность развита в районах распространения полиметаллических руд - Владикавказ, Челябинск, Дальнегорск.

Таким образом, наибольшее развитие цветная металлургия получила в Красноярском крае, Челябинской и Мурманской областях.

Продукция машиностроения - машины, оборудование, приборы, инструменты, транспортные средства - обеспечивают техническое перевооружения всех остальных отраслей производства, комплексную механизацию и автоматизацию производства. Поэтому машиностроение играет роль ускорителя НТП в различных отраслях экономики. Низкий удельный вес машиностроения связан с высокой долей добывающих отраслей в структуре промышленности России и низкой конкурентоспособностью продукции машиностроения на мировых рынках.



Машиностроение имеет очень разветвленную отраслевую структуру. По особенностям размещения выделяется несколько групп отраслей.

1. Тяжелое машиностроение - производство горного и металлургического оборудования, оборудование для энергетической, химической, строительной индустрии. Факторами размещения тяжелого машиностроения являются потребительский и сырьевой. Наиболее крупные заводы тяжелого машиностроения размещены в металлургических районах России - на Урале, в Кузбассе. Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск.

Энергетическое машиностроение – производство турбин, генераторов, электродвигателей - ориентируется кроме металла на высококвалифицированные кадры и размещено в крупных городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Волгодонске.

2. Общее машиностроение.

Сельскохозяйственное машиностроение - ориентируется явно на районы потребления, в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства района. В России практически выпускается весь перечень с/х машин, в которых нуждается сельское хозяйство. Не производятся только узкоспециальные, например свекло- и виноградоуборочные комбайны.

Зерновые комбайны выпускают на Северном Кавказе - Ростов, Таганрог, Красноярск, Орел, Биробиджан. Льноуборочные комбайны производят в Бежецке Тверской области, картофелеуборочные в Рязани. Очень крупные центры по выпуску разнообразной сельскохозяйственной техники находятся в Воронеже (зерноочистительная), Грязях Липецкой области (противоэрозионная техника), Люберцах, Рязани.

3. Среднее машиностроение.

Тракторостроение. Крупные гусеничные тракторы сельскохозяйственного назначения выпускают в Волгограде, Рубцовске (Алтайский). Колесные тракторы - в районах возделывания пропашных культур – в Липецке, во Владимире -тракторы малой мощности.

Трелевочные тракторы - Петрозаводске, Санкт-Петербурге. Крупные промышленные тракторы – в Санкт-Петербурге, Чебоксарах. Челябинске

Петербургский тракторный – мощные «кировцы»

Доля российских тракторов составляет на рынке не более ¼.

Автомобилестроение – для этой отрасли характерен высокий уровень кооперирования, поэтому оно ориентируется на районы развитого машиностроения.

Основные центрами производства легковых автомобилей являются:

Тольятти –здесь расположен Волжский автозавод, самый крупный в России, производящий легковые машины «Жигули» . В городе Набережные Челны выпускают наиболее популярные грузовые машины «КАМАЗы». Крупные автомобильные заводы расположены в Ульяновске, Нижнем Новгороде (ГАЗ). Ижевск – «Иж-авто».

В Москве находятся два крупных завода – «ЗИЛ». Автобусы выпускают в Ликино-Дулево (Московская область), Павлово и Кургане. В Энгельсе находится крупнейший в Европе и единственный в нашей стране троллейбусный завод.

Грузовые автомобили выпускают 4 предприятия: Зил, Газ, Камаз и Урал (Миасс).

В последние годы появились заводы по сборке иномарок (Калининград, Санкт-Петербург и др.)

4. Точное машиностроение и приборостроение - выпускает приборы, инструменты, средства автоматизации, теле- и радиоаппаратуру, вычислительную технику.

Поэтому, именно эта отрасль играет роль ускорителя НТП. В своем размещении предприятия точного машиностроения ориентируется на районы с высокой технической культурой производства, размещаются в наиболее крупных городах и развитых центрах машиностроения: Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Воронеже.

Литература:

1. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. - М., 2006.

2. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России – М., -2004.

3. Экономическая география России (под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова).- М., 2005.

4. Экономическая география России (под ред. Т.Г. Морозовой).- М., 2004.


Введение

Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения

Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ и краткая экономическая характеристика его развития

1 Тяжёлое машиностроение

2 Общее машиностроение

3 Среднее машиностроение

4 Приборостроение

Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ


Машиностроительный комплекс - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности.

Этот комплекс играет большую роль в жизни общества. Вся история человечества неразрывно связана с использованием различных машин. В настоящее время нет такой отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы машины и механизмы самых широких масштабов. Они являются важнейшими компонентами в нашей жизни. С использованием машин и механизмов человек облегчает свой труд, меньше тратит на него времени.

Благодаря машиностроительному комплексу мы экономим свое время и получаем наиболее эффективные товары, с помощью которых осуществляем различные потребности.

Машиностроительный комплекс влияет на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общего производства. Только в результате насыщения всех отраслей народного хозяйства высокопроизводительными машинами, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства можно добиться повышения производительности труда и расширения выпуска различной продукции.

Важность машиностроительного комплекса в жизни людей обуславливает необходимость совершенствования приборов и механизмов, инструментов и машин.

В данной контрольной работе будет отражена не только территориальная структура, факторы и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ, но и охарактеризовано его современное состояние, перспективы развития и размещения.


1. МЕСТО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ХОЗЯЙСТВЕ РФ. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ


Машиностроительный комплекс - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

-создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

-является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

-обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

-выступает как районообразующий фактор;

-является отражением степени развития производительных сил в регионе;

-дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится примерно 25% стоимости произведенной продукции и примерно 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондовой ёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения. Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.


Рис. 1. Компоненты машиностроительного комплекса


Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг, а также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Малая металлургия представлена литьем узлов, деталей, заготовок для производства машин, металлургическим производством для машиностроительных заводов.

Машиностроительный комплекс делится на четыре группы:

-тяжелое машиностроение - эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горнорудного, подъёмно-транспортного оборудования, энергоблоков, других крупногабаритных, металлоёмких изделий.

-общее машиностроение - характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Общее машиностроение включает транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без лёгкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

-среднее машиностроение - отличается малой металлоемкостью, но повышенной энергоемкостью и трудоемкостью. Среднее машиностроение включает производство автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.

-приборостроение - характеризуется наименьшей металлоемкостью, наибольшей трудоемкостью, потребностью в высококвалифицированных кадрах. Приборостроение - группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности. Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса.

Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса:

-природные условия, география природных и сырьевых ресурсов;

-объемы капитальных вложений, источники финансирования;

-специализация и уровень развития хозяйств экономических районов;

-базовый уровень развития науки и техники;

-пути сообщения и транспортная сеть;

-трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации;

-формы организации производства;

-масштабы, структура и география потребления продукции;

-транспортабельность сырья и готовой продукции;

-экологическая обстановка в регионе.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшими является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд факторов таких как:

-Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

-Металлоёмкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

-Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

-Близость потребителя. Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

-Военно-стратегический аспект - можно вынести как отдельный фактор географического размещения машиностроения. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Машиностроение - составная часть машиностроительного комплекса, объединяющая ряд отраслей и подотраслей, выпускающих разнородную продукцию для производственной и непроизводственной сфер и населения; характеризуется свойственной ей отраслевой структурой.

Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:

-уровень развития науки и техники в стране;

-темпы развития отраслей народного хозяйства;

-материальный и культурный уровень населения страны;

-место страны в системе международного разделения труда;

-уровень специализации и кооперирования.

Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:

-разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;

-использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;

-более дешёвая перевозка металла для машиностроительных заводов, чем перевозка готовых изделий;

-широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;

-возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование);

-необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;

-тяготение заготовительных предприятий к источникам сырья; сборочных - к потребителю; механических - к комплексу факторов;

-меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;

-широкое использование различных форм специализации;

-более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.

По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы:


Таблица 1

Группы предприятий машиностроения

ГруппаПринцип размещения группыХарактеристикаГруппа 1Отрасли, размещающиеся в районах металлургических базПодъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая.Группа 2Отрасли, размещающиеся в районах потребления продукцииОборудование для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна.Группа 3Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадровАвтомобиле и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Производство продукции массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью.Группа 4Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз)Радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Машиностроение является отраслью тяжелой промышленности, которая производит машины самой разнообразной конструкции и назначения, от предметов общего потребления для населения до оборонной техники.

Применение продукции машиностроительной отрасли возможно повсеместно.
Создание продукции машиностроения имеет цель - повысить производительность труда и облегчить его в абсолютно всех отраслях народного хозяйства посредством производства необходимого для этого оборудования.

Машиностроительный комплекс однозначно можно назвать ведущим среди всех межотраслевых комплексов и крупнейшим из всех промышленных комплексов, работающих в России, так как 20 % производимой продукции приходятся именно на его долю. Уровень развития машиностроительной отрасли прямо пропорционален уровню экономического развития страны. Развитие научно-технического прогресса страны непосредственно влияет на развитие машиностроения.

Что касается географического размещения машиностроительных предприятий, то оно обусловлено следующими факторами:

1.Наукоемкость - необходимость использования научной базы, а именно - научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и т.п. Исходя из этого, предприятия по производству современной сложной техники размещаются в крупных городах и районах.

2.Металлоемкость - необходимость потребления большого количества цветных и черных металлов. Относится к отраслям машиностроения, производящим металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование. Следовательно, соответствующие заводы размещаются близко от металлургических баз для сокращения затрат на доставку сырья. Большая часть заводов России, занимающихся тяжелым машиностроением, расположена на Урале.

3.Трудоемкость - необходимость в наличии большого количества рабочей силы с высокой квалификации труда. Предприятия по производству машин и оборудования расположены преимущественно в районах страны с высокой плотностью населения. Самыми трудоемкими отраслями машиностроительного комплекса являются: авиационная промышленность, станкостроение, производство точных приборов.

Отдельно фактором географического размещения можно назвать военно-стратегический аспект. Предприятия оборонного назначения расположены на оптимальном расстоянии от государственной границы, некоторые - в закрытых городах.

Что касается разделения машиностроительной отрасли по металлоемкости и затраченному труду, можно выделить несколько групп отраслей: тяжелое, общее, среднее и точное машиностроение, производство заготовок и изделий из металла, ремонт машинного оборудования.

Тяжелое машиностроение характеризуется большим потреблением металла и заготовок, большой трудоемкостью и большими энергетическими затратами для выпуска продукции. Произведенная продукция, как правило, является средствами для производства в металлургической, горной промышленности, судостроении, авиа и ракетостроении. Продукция тяжелого машиностроения также применяется в строительстве: краны, экскаваторы, подъемники, лифты, конвейеры.

Общее и среднее машиностроение характеризуется средним потреблением металла и энергии, а также относительно невысокими затратами человеко-часов. Выпускаемой продукцией является оборудование, необходимое в таких отраслях промышленности, как станкостроение, инструментальная промышленность, автомобилестроение, тракторостроение. Общее машиностроение осуществляет производство всевозможного технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Определение точного машиностроения говорит само за себя - это производство приборов, радио, электронной и электротехнической техники, то есть техники, которая должна работать точно. Это персональные компьютеры, волоконная оптика, часы, оптические приборы, радиоэлектронная аппаратура. Точное машиностроение имеет низкую материало и энергоемкость, но при этом самые высокие показатели затраченных человеко-часов на тонну готовой продукции.

Производство заготовок и изделий из металла представляет собой производство замков и скобяных изделий, ножей, столовых приборов, а также метизов - гвоздей, канатов, крепежей, канатов, проволоки.

Машиностроение является одной из основ экономики. Развитие этой отрасли подразумевает внедрение новых технологий, возможность импорта оборудования, накопление опыта производства, развитие отечественных технологий. Основываясь на этих принципах, можно определить направление развития российского машиностроения:

1. выпуск нового оборудования для предприятий с функционирующими, но устаревшими технологиями;

2. производство продукции с привлечением иностранного капитала на импортном оборудовании;

3. участие в проектах, позволяющих включить российские технологии в международную систему технологического сотрудничества;

4. развитие производств по выпуску оборудования, необходимого для совершенствования отечественных высоких технологий.

Развитие машиностроительного комплекса характеризует уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей экономики. Структура комплекса очень сложна. Выделяют следующие крупные отрасли:

  1. Энергетическое машиностроение.
  2. Металлургическое машиностроение.
  3. Горно-шахтное и горно-рудное машиностроение.
  4. Производство подъемно-транспортного оборудования.
  5. Электротехническое машиностроение.
  6. Химическое машиностроение.
  7. Производство нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования.
  8. Производство нефтегазодобывающего оборудования.
  9. Станкостроительная и инструментальная промышленность.
  10. Радиоэлектронная и приборостроительная промышленность.
  11. Транспортное машиностроение.
  12. Тракторостроение.
  13. Сельскохозяйственное машиностроение.
  14. Машиностроение для и кормопроизводства.
  15. Строительно-дорожное машиностроение.
  16. Производство оборудования для легкой и .
  17. Производство сантехнического и газового оборудования.

Промышленность межотраслевых производств

Каждая из этих отраслей, в свою очередь, подразделяется на подотрасли (более 130). Европейский регион производит 94,6% всей продукции машиностроения России, азиатский — 5,4%.

В зависимости от особенностей производства в выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому относят производство металлургического, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских судов, локомотивов, вагонов. Предприятия этой группы тяготеют к металлургическим базам (сырьевой фактор) и районам потребления (потребительский фактор). Крупнейшие районы — ( , Нижний Тагил, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, и других районах.

Общее машиностроение — группа отраслей со средней металло- и энергоемкостью, невысокой трудоемкостью. Основной фактор размещения — потребительский. Ряд предприятий тяготеют к металлургическим базам.
Предприятия общего машиностроения производят оборудование для нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и , сельскохозяйственные машины.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости и повышенной трудоемкости. Это приборостроение, производство вычислительной техники, автомобилестроение, производство оборудования для полиграфической и и т.д. Главные факторы размещения — трудовой и потребительский.

Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие производители грузовых автомобилей — заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (). Основной центр производства легковых автомобилей — Волжский автозавод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия отрасли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе и т.д.

Объемы производства в в 90-е годы значительно сократились и в 1999 г. составили: легковых автомобилей 956 тыс.; грузовых 174 тыс.; тракторов 13 тыс.; вагонов грузовых 4 тыс.; металлорежущих станков 7,3 тыс.; телевизоров 276 тыс.; холодильников 1168 тыс.

90-летний юбилей отметит в июле этого года некогда флагман отечественного машиностроения — Сталинградский тракторный завод. Хороший повод поговорить о том, что происходит сегодня с россий-ским машиностроением.

Прошлое. В 1944 году сталинградцы с энтузиазмом взялись за восстановление своего тракторного завода Фото ИТАР-ТАСС

ПОЛЕ БИТВЫ ОСТАЕТСЯ ИНОСТРАНЦАМ

К началу перестройки советское машиностроение и его российская часть занимали ведущее место в мире и по объемам продукции, и по ее достаточно высокому качеству, даже если не учитывать достиже­ний оборонной промышленности, которая лидировала на междуна­родном рынке оружия и космиче­ских услуг, принося в казну до 20 миллиардов долларов валютной выручки.

В целом же продукция маши­ностроителей составляла около 40 процентов валового внутреннего продукта, в отрасли было занято примерно 30 процентов трудоспо­собного населения с удельной про­изводительностью труда в 70 про­центов от уровня США, а доля в экс­порте составляла 32-37 процентов.

За считаные годы начиная с 1991-го передовой машинострои­тельный комплекс был фактически разрушен. Государство отказалось от обязательств по управлению и планированию производства, про­ведя приватизацию, в результате которой были сохранены в сильно урезанном виде только те пред­приятия (не считая оборонных), которые были ориентированы на поддержание экспортных и стра­тегических отраслей экономики: топливно-сырьевой, горнодобы­вающей, транспорта, сельского хозяйства. Остальные были либо скуплены и обанкрочены запад­ными конкурентами, либо пере­ориентированы совсем на дру­гие задачи, выведены из городов (как фактически все предприятия черной металлургии, радиопро­мышленности и станкостроения из Москвы, Петербурга и других крупных городов), а высвободив­шиеся площади отданы под спеку­лятивное жилищное строительство. В той или иной степени контроль за предприятиями гражданского ма­шиностроения и части оборонной промышленности перешел к международным корпорациям с европей­скими и американскими корнями, а значимые позиции в электронном машиностроении и радиоприборо­строении заняли южнокорейские и японские фирмы, упростив до сбо­рочных некогда сложные и много­целевые производственные линии.

По сравнению с 2013 годом годовой объем станкостроительной продукции на новых производственных мощностях возрос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года»

МАШИНОСТРОЕНИЕ ЕДВА ВИДНО

Что осталось после катастрофиче­ских либеральных реформ 90-х от советского машиностроения? Из 18 отраслей, которыми при СССР руко­водили соответствующие министер­ства, поддерживали в сколь-нибудь удовлетворительном состоянии хо­зяйственную деятельность заводы и фабрики едва ли семидесяти на­правлений. К 2000 году практически перестали выпускать продукцию предприятия сельхозмашинострое­ния, электронной промышленности, тяжелого машиностроения, турбин и авиационных двигателей, на 50 и более процентов свернули деятель­ность энергомашиностроители, стан­костроители, производители станков и оборудования для легкой и пище­вой промышлености, двигателей внутреннего сгорания и так далее.

Удивительно ли, что в экономи­ке сформировался так называемый сырьевой курс развития, беспер­спективный для индустриальной державы? По мнению ведущих ми­ровых экспертов, подтвержденному многолетней статистикой и расче­тами, если на машиностроение при­ходится менее 25 процентов всей произведенной промышленной про­дукции, то невозможно обеспечить сбалансированное развитие эконо­мики в целом. Это и произошло в течение 2000-х годов как следствие провала в предыдущем десятилетии. Если в 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, то в 2005-м - 8,2, а в 2010-м - 7,8 про­цента ВВП! А в общем объёме обра­батывающих отраслей машинострое­ние едва ли достигало 20 процентов, причем в промышленности в целом - всего 12,8 процента. Сравните с 45 процентами промышленного про­изводства, которое приходилось натопливно-энергетический комплекс! Такое соотношение свидетельству­ет о том, что машиностроители не обеспечивали поставки продукции на отечественные высокотехноло­гичные заводы и фабрики. Особенно наглядно кризис проявился в станко­строении - ключевой отрасли маши­ностроения, без которой невозможно развитие промышленности в целом. Премьер Дмитрий Медведев в 2013 году констатировал, что россий­ский рынок по станкам на 90 процен­тов зависит от импорта. По объемам производства металлообрабатываю­щего оборудования Россия занимает 27-е место в мире, а удельный вес станкостроения в валовом внутрен­нем продукте России составляет око­ло 0,03 процента, что характерно для отсталых аграрных стран. В Китае этот показатель равен одному про­центу, чуть меньше одного процента в Японии и Германии.

ПОДДЕРЖКА ДЛЯ ЛУЧШИХ

Рискну предположить, что в выс­ших эшелонах власти начали осоз­навать жизненную необходимость и важнейшую государственную обязанность в возрождении отече­ственного машиностроения сразу после того, как в августе 2008 года российские войска отразили гру­зинскую агрессию против Южной Осетии. Тогда вскрылась, в частно­сти, неготовность отечественного машиностроения, той же оборонки в полной степени обеспечить сво­евременное обновление и ремонт боевой техники, выбывающей в хо­де вооруженного конфликта. Была принята, к примеру, федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» - первый за двадцать постсоветских лет доку­мент такого уровня, посвященный отечественному машиностроению! А в 2013 году Правительство прове­ло совещание о мерах по развитию отечественного машиностроения в целях модернизации военно-про­мышленного комплекса. Это сове­щание стало первым звеном в цепи ключевых решений, целью которых стало возрождение отечественного машиностроения, но не всех его от­раслей.

Стратегия, как можно сделать вывод из политики Правительства, избрана следующая: начать модер­низацию и развитие оборонной про­мышленности, как наименее постра­давшей в ходе либеральных реформ, отказавшись от попыток реанимиро­вать с госпомощью те отрасли (на­пример, гражданскую электронную промышленность или оборудование для легкой промышленности), в ко­торых мы безнадежно отстали. Для этого было выделено несколько трил­лионов рублей, в том числе 1 трил­лион 670 миллиардов должны быть превращены в новые производства и технику в ближайшие три года. А оборонка, в свою очередь, должна стать тем самым инновационным ядром, которое позволит развить и смежные отрасли гражданского ма­шиностроения.

929 объектов будет построено для развития оборонной промыш­ленности, доля инновационной про­дукции в общем объеме возрастет до 40 процентов, при этом будет разработано не меньше 1,3 тысячи новых технологий, призванных вы­вести на принципиально иной уро­вень военное производство.

Параллельно намечено разви­вать и отечественное станкострое­ние, ориентируясь прежде всего на запросы ОПК. Для этого бюджетные ресурсы, на которые раньше заку­пали станки за границей, решено расходовать, чтобы создавать про­изводство аналогичных изделий. При этом соответствующими нор­мативными актами запрещено импортировать широкую, в сотни наименований, гамму машиностро­ительной продукции, что, кстати, вызвало неудовольствие США и их союзников в рамках Всемирной торговой организации.

Такое косвенное инвестирование в станкостроительную промышлен­ность может составить примерно 180 миллиардов рублей в год. Сегод­ня в рамках реализации нескольких десятков инвестиционных проектов создаются мощности по производ­ству современнейших высокотех­нологических металлообрабатыва­ющих центров повышенной дина­мической жесткости в Перми, высо­коточных прецизионных станков с ЧПУ в Рязани, станкостроительное производство по воспроизводимой зарубежной технологии в Азове, производственная линия по выпу­ску сложнорежущего инструмента с целью полностью заместить им­портные аналоги в Свердловской об­ласти и десятки других промышлен­ных объектов. Всего по сравнению с 2013 годом годовой объем станко­строительной продукции на новых производственных мощностях воз­рос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года.

Еще две стратегические отрасли машиностроения получили повы­шенное государственное внимание и финансовую опеку. Во-первых, это почти прекратившее существо­вание к середине 2000-х годов сель­скохозяйственное машиностроение, которое призвано обеспечить к 2020 году развитие агропромышленного комплекса до уровня, полностью исключающего зависимость страны от импорта продовольствия. На эти цели бюджет выделяет около трех триллионов рублей. Село должно по­лучить около 13 тысяч новых трак­торов и около 7 тысяч зерноубороч­ных и кормоуборочных комбайнов, все - отечественного производства.

Другой объект господдержки -транспортное машиностроение. Программа по этому направлению в кризисном 2016 году предусматри­вает дополнительные ассигнования в размере минимум 10 миллиардов рублей; продолжится сооружение мощностей на Брянском локомотивостроительном заводе по выпуску тепловозов нового типа; операто­рам будут возмещены затраты в 7 миллиардов рублей на приобрете­ние новых вагонов; 60 миллиардов рублей пошли на приобретение но­вых локомотивов для ОАО «РЖД». Транспортное машиностроение - одна из немногих высокотехноло­гичных отраслей, которая экспорти­рует свою продукцию, в частности, в Египет, Венгрию, Казахстан, Иран, Латвию, Азербайджан. На Тверском вагоностроительном заводе начали выпускать новые инновационные вагоны, а в Энгельсе Саратовской области успешно реализован про­ект в рамках частно-государствен­ного партнерства стоимостью 8 миллиардов рублей: с нуля постро­ены новые цеха, которые будут выпускать новейший двухсистемный электровоз повышенной тяги. Транспортное машиностроение с 200 000 работников стало, пожалуй, единственной отраслью, которая со­хранила независимость от импорт­ных поставок, обеспечив устойчи­вое функционирование отечествен­ных железных дорог. Современные вагоны, локомотивы, оборудование для путевого хозяйства - всего на 180-200 миллиардов рублей в год - ее вклад в создание современного логистическо-транспортного ком­плекса страны, который позволит комплексно и пропорционально развиваться всем регионам России.

В 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, в 2005-м - 8,2, а в 2010-м - 7,8 процента ВВП»

РЕФОРМЫ БЕСПЛАТНЫМИ НЕ БЫВАЮТ

Разумеется, современное россий­ское машиностроение не исчерпы­вается названными тремя отрас­лями. Сохранили благополучие и успешно развивались машиностро­ители, продукция которых была востребована экспортно-ориенти­рованными отраслями. Однако при­шло понимание, что в современном мире надо по возможности сохра­нять базовые машиностроительные производства, а те направления, на­пример, в легкой промышленности или производстве товаров народ­ного потребления, развивать, ори­ентируясь на стратегических пар­тнеров в Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС или ЕАЭС в рамках рыночной конкуренции. Средств федерального бюджета, увы, не хватит, чтобы достичь пол­ного самообеспечения машиностро­ительной продукции. Но известно и другое: для того чтобы перейти к новому технологическому укла­ду, на пороге которого стоят США, Китай, Япония и другие развитые страны, надо менять финансово-управленческую модель эконо­мики. Речь не только о том, что в Минпромторге всего три департа­мента курируют все направления машиностроения (в СССР, напомню, было 18 профильных министерств; в современном Китае, уверен, не меньше), но и об осмысленной кре­дитной политике, за которую от­вечает Центробанк России. Без до­ступных инвестиций, на энтузиазме современную промышленность не создашь, что подтверждает опыт, например, сельхозмашиностроения. Предоставили дешевые кредиты - и сразу взрывной рост, до 40 процен­тов! А ведь на рубль вложений в аграрный сектор приходится от­дача продуктами на полтора, а по отдельным видам и на три рубля, которые связывают инфляционный спрос на потребительском рынке! Появились продукты - снизилась инфляция.

Аналогично и в других отраслях: развитие транспортного машино­строения удешевляет перевозки и оптимизирует цены на стоимость, допустим, разрабатываемого в гор­норудной промышленности сырья, что тоже приводит к уменьшению инфляции в конечном итоге. Эти известные любому экономисту на Западе и Востоке истины почему-то игнорируют и в Центробанке, и в Минфине, подчиняя промышлен­ную политику политике финансо­вой и предпочитая получать доход в валюте, а не в единицах реальной продукции. Если хотя бы половину финансовых резервов страны через вновь сформированные центры раз­вития вложить в машиностроение, страна вернет себе позиции миро­вого лидера. Пока же эти ресурсы работают на экономику США.

929 объектов будет построено для развития оборонной промышленности, доля инновационной продукции в общем объеме возрастет до 40 процентов»

Настоящее. А вот во что превратили Волгоградский тракторный завод их потомки…
Фото информационного портала Волгограда «V1.ru»







2024 © mgp3.ru.