Барокко в белорусской культуре (на примере памятников архитектуры). Становление художественного стиля барокко в архитектуре беларуси


Виленское барокко - стиль господствовавший в середине 18 столетия на территории Великого Княжества Литовского. Разные исследователи давали этому стилю разные названия - это и позднее белорусское барокко, и базилианское барокко. Некоторые польские исследователи для храмов этого стиля стали использовать термин «рококо»

Одним из самых первых и самых ярких объектов виленского барокко стал фасад костела Кармелитов в Глубоком (сейчас используется как православная церковь).

Основное здание храма было построено в 17 веке и представляет собой очень интересный образец сарматского барокко, о котором шла речь в позапрошлый раз. Главная особенность храма - наличие не двух или одной а четырех башен, двух на фасаде и двух у алтарной части. Башни у алтарной части сохранили первоначальный сарматский декор.

Главный фасад был переделан примерно в 1735 году под руководством архитектора Иосифа Фонтана III.
Его отец Доминик Фонтана был итальянцем, имел звание королевского архитектора, и капитана королевских войск. Он был женат на гродненской дворянке, и их дом находился в Гродно на улице Замковой. Иосиф Фонтана унаследовал и звания отца, и недюжиный талант.

Фасад кармелитского костела является не только одним из первых, но и одним из лучших образцов виленского барокко. В нем прослеживаются практически все характерные черты стиля.
Во-первых, хотя в этом стиле строились самые разные храмы, но этот силуэт с двумя рвущимися в высь башнями стал, можно сказать, визитной карточкой стиля. Другая характерная черта виленского барокко - плавные изогнутые линии. Даже здесь, несмотря на ограничения накладывавшиеся угловатой и прямолинейной архитектурой первоначального храма, архитектору удалось максимально смягчить контуры фасада.

Этот храм, построенный в 1843 году отличался внушительными размерами и очень редкой для Беларуси планировкой - пятинефовая базилика. В 19 веке храм был перестроен, в результате чего его стиль стал смешанным барочно- классическим.

В 30-е годы храм взорвали.

Сейчас храм восстанавливается в виде, который получил в 19 веке.

Витебск был городом, в котором виленское барокко было главенствующим стилем. Это случилось «благодаря» северной войне и лично Петру первому. Он как известно поддерживал саксонского претендента на трон Речи Посполитой, а мещане города собрали значительную сумму для его конкурента
Станислава Лещинского. В результате по приказу Петра город был полностью сожжен, и в этом пожаре были разрушены или сильно пострадали большинство храмов города. Период восстановления как раз совпал с периодом виленского барокко.

Недалеко от Успенского собора, на рыночной площади была возведена воскресенская церковь, также разрушенная в советские времена, и восстанавливаемая сейчас (к счастью, этот великолепный образец виленского барокко востанавливается в первоначальном виде):

Там же находился Бернардинский костел святого Антония:

В том же пожаре пострадала и была перестроена в барочном стиле Благовещенская церковь 12 века:

В 19 веке ее вновь перестроили уже в псевдо-русском стиле, и в совесткое время уничтожили на три четверти. После падения СССР храм был восстановлен, в виде максимально приближенном к первоначальному:

К сожалению, из всего барочного Витебска до нас дошла в виде близком к первоначальному только ратуша. Остальное либо было сильно перестроено, либо разрушено.

Самым известным архитектором виленского барокко стал Ян (Иоганн) Христофор Глаубиц. Немец из силезии он был приглашен протестантской общиной Вильно, для восстановления протестантского храма после пожара 1837 года. Храм, с которого начиналась карьера Глаубица в ВКЛ сохранился и по сей день, хотя его достаточно трудно отыскать:

Снаружи храм весьма скромен, но внутри сохранились великолепные интерьеры

Работа архитектора очень понравилась многим, и после этого, Глаубиц стал очень активно работать над строительством новых храмов, и перестройкой старых, пострадавших в нескольких крупных пожарах.

Ярким образцом виленского барокко стал костел святой Екатерины:

Хрестоматийным памятником виленского барокко стали ворота Базилианского монастыря в Вильне:

И яркой демонстрацией того, что храмы виленского барокко не обязательно имеют две башни на фасаде стал новый фасад костела св. Яна:


(этот храм изначально был готическим и даже на барочном фасаде видны высокие готические окна первоначальной постройки)

Еще одним хрестоматийным храмом данного стиля стал Софийский собор в Полоцке. Этот храм получил свой барочный вид также «благодаря» Петру первому. Как известно, первоначальный Софийский собор был построен в 11 веке в византийском стиле. После пожара середины 15 века храм был перестроен в готический храм оборонного типа, и с тех пор еще несколько раз перестраивался. Во время Северной войны, Петр первый перебил находившихся в храме униатских священников и монахов и устроил там пороховой склад. При отходе русских войск из города склад взорвался, и от храма остались только фрагменты.

Только спустя несколько десятилетий по указу униатского митрополита Гребницкого, Глаубиц выстроил новый храм на месте старого. Надо отдать должное, зодчий с уважением отнесся к первоначальному соброру. Сохранившаяся алтарная часть была встроена в новое здание и стала одной из часовен нового собора.

Частично сохранились позднебарочные интерьеры:

Характерный момент: если в католических храмах алтарная перегородка отсутствует совсем, или является чисто символической, в православных храмах имеется сплошной иконостас, то алтарная перегородка в униатских храмах часто представляла собой нечто среднее, так и на последнем снимке видно, что перегородка не является сплошной, а имеет крупные проемы.

Как уже было сказано, далеко не все храмы в стиле виленского барокко имели на фасаде две высокие башни, часто башни были невысокими или фасад не имел башен вообще.

Так одним из ярких представителей виленского барокко является костел святого Андрея в Слониме:

Очень интересным элементом данного храма являются башни, развернутые относительно фасада на 45 градусов.

В униатской церкви в Борунах, башни не только развернуты, но и еще разнесены в стороны:

К сожалению сохранилась только одна из двух башен храма. В Борунском храме также сохранились алтари в 18 века:

Сейчас Борунская церковь действует как римо-католический костел.

Еще один яркий образец виленского барокко - униатская церковь в деревне Вольно:


(к сожалению, фото не слишком удачное)

Храм полностью сохранил архитектуру фасадов, но это еще не все, это один из редчайших случаев, когда в каменном храме полностью сохранился униатский интерьер:

Только в 19 веке был добавлен невысокий иконостас.

Еще один интересный храм построенный Глаубицем, Троицкий костел в Глубоком:

Изначально это был маленький однонефный костел. Но после того, как Кармелитский костел был передан православным, встал вопрос о расширении Троицкого костела. И в начале 20 века храм был расширен, при сохранении первоначального стиля. Следует сказать, что это один из самых удачных примеров стилизации под виленское барокко.

Многие сарматские храмы не были перестроены в 18 веке, но получили новые интерьеры в стиле виленского барокко. Одним из самых ярких примеров стали упомянутые ранее Бернардинские костелы в Слониме. Вот как выглядят сегодня итерьеры костела Бернардинок, сделаные по эскизам Глаубица:

На мой взгляд это один из самых изящных интерьеров белорусских храмов.

Не меньшее впечатление производит главный алтарь Доминиканского костела в Новогрудке:

Виленское барокко затронуло не только римо-католические и униатские храмы, этот стиль использовался и при строительстве православных храмов (правда в середине 18 века они были очень немногочисленны)

По проекту Глаубица в Могилеве в 1740 году закладывается Спасо-Преображенский собор:

Храм возводился при российской финансовой поддержке, поэтому в композиции появился заимствованый у русского зодчества элемент: вокруг купола разместили еще четыре «главки» образовав характерное для русских храмов пятиглавие. Но в целом постройка представляет собой вполне типичный позднебарочный храм с двумя башнями на фасаде.
К сожалению храм не сохранился. Он был снсесен еще до войны.

Если внешний вид храма известен по рисункам и старым фотографиям, то получить представление о его позднебарочных интерьерах можно, пожалуй только увидев интерьеры виленского собора Святого Духа, интерьеры которого содавались Глаубицем в то же время:

Еще один православный храм, Троицкий собор в Слуцке также получил черты виленского барокко при перестройке в 18 веке:

Но не зря Виленское барокко иногда называют «Базилианским». Именно униатские храмы стали вершиной этого стиля. С Софийским собором в Полоцке мы уже познакомились, но одним из ярчайших образцов стала церковь в Березвечье, предместье Глубокого, к сожалению не дошедшая до нас.

Иосиф Корсак в 1643 году основал на берегу озера Березвечье униатский монастырь, который изначально был деревянным, а в середине 18 века на месте деревянных построек был возведен комплекс церкви и монастыря.

Вот как выглядел храм в первой половине 20 в.

После ликвидации унии, церковь и монастырь перешли православным. В 1919 году поляки передали церковь католикам, а в монастыре разместились польские пограничники (Глубокой находится в непосредственной близости от бывшей советско-польской границы).

Интерьер храма, в 30-х годах:


На фото видна первоначальная униатская алтарная перегородка.

Во время второй мировой немцы организовали в монастырском комплексе концлагерь. С приходом советских войск в его судьбе ничего не изменилось, только гестаповцев сменили сотрудники НКВД. Монастырь и по сей день используется как тюрьма, для особо опасных заключенных. Поэтому, фотографировать его опасно. Остается смотреть на старые фото:

В целом монастырский корпус сохранился, но его все-таки изуродовали, в частности, сильно повреждены барочные фронтоны на здании. А изумительной красоты церковь была уничтожена в 60-70-е годы.

Вообще, в Беларуси сохранилось достаточно большое количество храмов в стиле Виленского барокко, если в крупных городах значительная часть была разрушена, то деревнях и небольших местечках сохранилось весьма приличное количество небольших но весьма интересных барочных храмов, особенно в западных районах, попавших в СССР только после 1939 года:

Дятлово:

Ворняны:

Лужки:

Германовичи:

Отдельного упоминания заслуживает дискуссия, ведущаяся среди исследователей (в основном польских) о корнях виленского барокко, на какие образцы ориентировались зодчие, создававшие белорусские и литовские храмы. Две основные версии - Италия (район Пьемонта) и Германия. Разумеется, учитывая происхождение Глаубица - самого известного автора данного стиля, а также то, что в этот период в Речи Посполитой правила саксонская династия, вполне можно говорить о германских влияниях. Тем более, что характерный для виленского барокко «средневековый» силуэт с двумя высокими башнями на фасаде весьма распространен именно в Германии, хотя встречается и в других странах. Происхождение же Иосифа Фонтана, дает пищу для размышлений о итальянских корнях стиля.

Виленское барокко оказало огромное влияние и на деревянное зодчество, но это тема для отдельного рассказа как-нибудь в следующий раз. :-)

P.S. И снова хочу выразить ОГРОМНУЮ благодарность замечательным девушкам Елене и Ольге за предоставленные снимки.

Барокко пошло от итальянского «Barocco» - вычурный, странный, один из основных стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы конца 16 - середины 18 века. Возник этот стиль, в конце 16 века в Италии. Искусству в стиле Борокко присущи великолепие и динамика, стремление к величественности, поэтичная приподнятость. Для архитектуры Барокко присущи вычурная пластика фасадов, сложные планы и очертания, украшение построек великолепной скульптурой, лепкой, резьбой, широкое использование росписей, зеркал. В изобразительном искусстве, прежде всего живописи, Барокко органично сочетает реальность и воображение.

Барокко было ведущим художественным стилем в искусстве Беларуси конца 16-18 века. Белорусское барокко определялось сочетанием западноевропейских влияний с византийскими и местными традициями. Выделяется 3 периода:
- Раннее Барокко - конец 16 - первая половина 17 века.
- Постоянное Барокко - вторая половина 17 - первая половина 18 века.
- Позднее Барокко - с середины 18 века.

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске(*) (1716 г.). Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (*) (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства.
В графике этот стиль наиболее проявился в жанре книжной гравюры. Местные мастера книги 17-18 века выработали особенный стиль белорусского барокко, для которого были свойственны сдержанность форм и связь с народным искусством. Черты барокко проявились во всех видах декоративно-прикладного искусства: ткачестве, изделиях из стекла, глазурованной керамике, резьбе по дереву, ювелирном искусству. Литературное барокко, как новый художественный стиль, сначала возник в Италии и Испании. Затем он распространился на земли Польши и Чехии, а через эти страны пришел на территорию современных Беларуси и Украины. И только позже, приблизительно в середине 17 века, традиции барокко начали расширяться, прежде всего благодаря творческой деятельности Симеона Полоцкого, и на Россию. Для произведений белорусского барокко присущ синтез средневековых и ренессансный традиций, сюжетов и формы, парадоксальность, сочетание реального с ирреальным, стремление как можно больше удивить читателя, повлиять на его эмоции и чувства.


23. Формы межкультурной коммуникации: сегрэтацыя, аккультурацыя, амальгирование, ассимиляция.

Англо-американская наука (культурная и социальная антропология) предлагает следующие идеальные модели социокультурного взаимодействия.Сегрегация - изолированное, «параллельное» существование в одном обществе нескольких культур, которые практически не взаимодействуют между собой. Сегрегация может выступать в двух формах: де-юре и де-факто. Первый вариант практически не встречается в современном мире. Сегрегация де-факто - достаточно часто встречающаяся форма межкультурного взаимодействия, особенно на Балканах и в Средней Азии. Аккомодация - сосуществование в одном обществе нескольких культур, которые при несомненных различиях разделяют некоторые общие ценности и нормы. Аккультурация (часто отождествляется с инкультурацией как индивидуальным аспектом) - усвоение этносоциальным меньшинством норм и ценностей доминирующей группы, но с сохранением своей специфики на частном, повседневном уровне. Амальгирование - смешение двух или более культур с появлением принципиально нового культурного типа. Ассимиляция - поглощение одной культурой другой. Западные ученые предпочитают говорить об ассимиляции как о «превращении» одной культуры в другую и отождествлять ее с интеграцией. Отечественная наука, в частности, академик Е.М.Бабосов предлагает несколько иную типологию моделей межкультурного взаимодействия:а) кооперация - сосуществование, взаимообогащение культур;б) соперничество ;в) конфликт (различия отношений соперничества и конфликта не совсем понятны);г) аккомодация - определяется как приспособление к другой социокультурной среде;д) доминация - господство в обществе одной культуры, как правило, связанной с титульным этносом;е) ассимиляция - поглощение одной культуры другой.Англо-американская модель явно ориентирована на культурные и социальные отличия взаимодействующих групп. Белорусский вариант акцентирует внимание на социально-политических и государственных критериях, хотя и облекает их в культурную форму.

Эпоха Барока – гэта ХVII стагоддзе.

1. У XVII ст. Еўропа перажывала бурлівыя, драматычныя падзеі. Усё XVII ст. можна назваць прамежкавай эпохай паміж Адраджэннем і Асветай. Роля яе крытычная, таму што падзеі менавіта гэтага стагоддзя (англійская буржуазная рэвалюцыя, Фронда і ўстанаўленне абсалютызму ў Францыі, 30-гадовая вайна ў Еўропе, так званая Смута ў Масковіі) вызначылі тэмпы далейшага сусветнага развіцця.

2. У XVIІ ст. зноў актывізуецца царква, бярэ, на шчасце, своеасаблівы рэванш пасля Рэфармацыі – надыходзіць эпоха каталіцкай контррэфармацыі.

3. У той жа час XVII ст. – прынцыпова новая эра ў развіцці сучасных навук – фізікі, біялогіі, матэматыкі, праўда са сваімі, ужо навуковымі, забабонамі, не меншымі, чым, скажам, язычніцкія.

4. XVII ст. – час фармавання і так званага ʼʼвышэйшага свету ʼʼ, (ʼʼсвецкага грамадстваʼʼ. “бамонда”), а таксама прафесійнага літаратурнага асяроддзя – праслойкі людзей, якія жывуць выключна сваім пяром. Іх з’яўленне, безумоўна, было падрыхтавана Адраджэннем з яго ўніверсітэтамі, кнігадрукаваннем і культам адукаванасці.

5. У плане эстэтычным XVII ст. – эпоха двух магутных стыляў – класіцызму і барока . Класіцызм у чыстым выглядзе ў XVII ст. усталяваўся толькі ў Францыі, адкуль ужо ў XVIII ст. распаўсюдзіўся ў іншыя краіны Еўропы. Больш правільна лічыць XVII ст. векам барока. Некаторыя даследчыкі гавораць нават пра эпоху Барока (калі гаворка пра эпоху, то неабходна яе назву пісаць з вялікай літары; калі пра эстэтычную сістэму, стыль – то з малой літары). У славянскіх краінах Барока ахоплівае і XVIII ст.

Барока(ад італ. ʼʼдзіўныʼʼ, ʼʼмудрагелістыʼʼ, ʼʼвычварныʼʼ) – адна зважнейшых эстэтычныхсістэм, менавіта цэлая эпоха, якая ахапіла ўсе віды мастацтва, наклала адбітак на навуковую і філасофскую думку, на розныя бакі культурнага жыцця і побыту.

Барока асабліва развілося ў тых краінах, дзе феадалізм не пакідаў свае пазіцыі, дзе пераважаў арыстакратычны і вясковы элемент, а буржуазія была слабая: у Італіі, Іспаніі, Германіі, Цэнтральнай і Усходняй Еўропе.

Барока звязана з крызісам гуманізму Адраджэння. А крызіс гэты быў выкліканы якраз умацаваннем буржуазіі, якое адразу выклікала магутнае супраціўленне з боку дваранства, духавенства, ды і шырокіх народных мас. Барока – рэакцыя на працэс умацавання буржуазіі і тых тэндэнцый, якія яна насаджала ў быце і культуры: рацыяналізму, прагматызму, ʼʼздаровага эгаізмуʼʼ . У тых краінах, дзе буржуазія не паспела ўмацавацца і якія асталіся (дзякуй Богу!) у асноўным каталіцкімі, перамаглі іншыя настроі, якія можна назваць рамантычнымі, хоць афіцыйная навука лічыць кансерватыўнымі.

У той жа час навуковыя адкрыцці, геаграфічныя даследаванні і падарожжы паказалі, што свет намнога больш складаны, чым думалі гуманісты. Іх светапогляд быў гарманічны, таму што яны яшчэ не бачылі ўсіх супярэчнасцей і нюансаў надыходзячага этапу гісторыі. Бадай, толькі М . Гусоўскі інтуітыўна ўлоўліваў яго драматычнасць – таму што яго жыццеадчуванне было больш абвостраным з-за палажэння яго народа. Неверагодна заблытаная палітычная сітуацыя ў Еўропе, войны, рэвалюцыі, контррэфармацыя, інквізіцыя, эпідэміі чумы паказалі, што ад чалавека далёка не ўсё залежыць (насуперак думцы гуманістаў), што чалавек слабы перад нейкімі магутнымі стыхійнымі сіламі. Ды і ў пазнанні прыроды: адкрываючы адну таямніцу, сутыкаліся з дзесяццю іншымі.У гэтым – крызіс Адраджэння. Аптымізм Рэнесансу замяніўся скепсісам, сумненнямі ў разумнасці свету і чалавечага існавання.Ужо пастаноўка пытання шэкспіраўскім Гамлетам ʼʼБыць ці не быць?ʼʼ супярэчыць духу Адраджэння.

Аднак інтэлігенцыя ўсё ж была выхавана ў духу гуманізму і не жадала адмаўляцца ад надзеі. Хоць мыслярам таго часу і здавалася, што свет –лабірынт, поўны таямніц, яны ўпарта шукалі ключы ад яго – у кабалістыцы, алхіміі, нумералогіі, містыцы. Узніклі новыя (тыпу разэнкрэйцараў, масонаў) ці актывізаваліся пад іншымі назвамі ранейшыя, арганізаваныя яшчэ ў эпоху Сярэднявечча, сакрэтныя ордэны (скажам, Ф. Скарына ўваходзіў у ордэн паўпераў, а гэта – тыя ж тампліеры, пра сапраўдную сутнасць якіх да нашага часу спрачаюцца вучоныя).

Мастацкая творчасць у стылі барока абсалютна не адпавядала імкненням буржуазіі. Калі пераважаебуржуазнасць з яе меркантылізмам і прагматызмам – не ў тэндэнцыі, як у эпоху Адраджэння, а ўжо яўна,то мастацтва ў сваім вызначальным пафасе і стылі абавязкова будзе блізкім да класіцызму ціў ім будзе пераважаць рэалізм (як у ХІХ ст.). Калі ж ідзе пошук новых шляхоў, калі перамешваюцца самыя розныя тэндэнцыі, калі грамадства ў бурленні, мастацтва будзе падобным да барока, напрамку,які можна лічыць тыпалагічным.

Мэтай новага стылю быў эфект ашаламлення – уразіць гледача і чытача, таму тэатралізацыя, наяўнасць нечаканых дэталей сталі неад’емнымі рысамі барока. Галоўнай прыкметай яго лічылася складанасць, злучэнне нечаканасцей, супастаўленне кантрастаў. Напружанне, грандыёзнасць, мудрагелістыя камбінацыі форм, а таксама перавага крывалінейных, а не правільных і сіметрычных, як у Адраджэнні, абрысаў, было ўласціва творам архітэктуры і выяўленчых мастацтваў.

У ідэйным плане барока выявіла стомленасць народаў ад войнаў і агульнай няўстойлівасці жыцця. Адсюль ідэя яго марнасці і нікчэмнасці. Але падобныя настроі парадаксальна злучаюццаз прагай зведаць усе зямныя радасці, з прагай асалоды.

Барока ўключала ў сабе розныя ідэйныя плыніі мастацкія тэндэнцыі. Каталіцкая царква, каб зноў набыць аўтарытэт у вернікаў, прыстасавала барока для пышнага храмавага дойлідства, для містэрый, працэсій, святаў. Гэта было імкненне ўвесці ў межы стыхійную і па сваёй сутнасці язычніцкую карнавальную культуру, але на больш высокім эстэтычным узроўні.

Барокаімкнулася дасінтэзу мастацтваў ,што зноў-такі сведчыць пра яго замаскіраваную сувязь з абрадам. Ні ў адным стагоддзі, ні ў адной мастацкай сістэме не было такой блізкасці паміж паэзіяй, музыкай і выяўленчымі мастацтвамі, як у эпоху Барока. Усе мастацкія віды і формы прасякнуты метафарызмам, сімволікай, якая вядзе сваё паходжанне ад містыкі Сярэднявечча і містэрый Антычнасці. Гэта стагоддзе новых музычных форм, увогуле новай музыкі , якая атрымала сваё найбольш яркае ўвасабленне ў творчасці I.С. Баха . Барока стварыла оперу, балет і камічную оперу – будучую аперэту.

Найбольш яскравы прыклад барока ў архітэктуры – увесь горад Рым (плошча Святога Пятра, фантан Трэві). У дойлідстве барока –гэта надзвычай багатая аздобленасць будынкаў мазаікай, скульптурай, элементамі класічных ордэраў, сувязь з навакольным ландшафтам (узбагачаецца эстэтыка садоў), з дэкаратыўнымі мастацтвамі. У інтэр’ерах – дарагія тканіны, дываны, шпалеры, люстры, шмат золата і каштоўных матэрыялаў, мудрагелістыя формы мэблі. 3 таго часу пышнасць, раскоша заўсёды асацыіруюцца з мастацтвам барока. Напрыклад, Версаль у Францыі пабудаваны ў стылі класіцызму (калі браць вонкава), але інтэр’еры палацаў – поўнасцю ў стылі барока, таму што стыль найбольш адпавядаў жыццю каралёў. Ва ўсіх рэзідэнцыях сучасных прэзідэнтаў ёсць пакоі ў стылі барока, дзе адбываюцца сустрэчы з найбольш ганаровымі гасцямі.

У жывапісе буйнейшыя прадстаўнікі барока – Караваджа (Італія), Эль Грэка (Іспанія), Рубенс (Нідэрланды).

На Беларусі барока выявілася ўжо ў касцёлеезуітаў у Нясвіжы (канец XVI ст.). УсёXVII ст. і да 80 гᴦ. XVIIIст. пануе барока ва ўсіх відах мастацтва, прычым на Беларусі, як, скажам, і ў Іспаніі, Італіі, стыль барока меў надзвычай шырокае распаўсюджанне, можна сказаць, з таго часу зрабіўся нацыянальным стылем. Так, у выяўленчых мастацтвах ён выявіўся ў кніжнай ілюстрацыі, арнаментах, аздобах кніᴦ. Мастацкія прынцыпы барока надзвычай моцна адчуваюцца ў формах мэблі (нават народнай), у ткацтве (слуцкія паясы, шпалеры), вырабах са шкла, кераміцы (кафля), разьбе па дрэве.Ні адзін стыльтак моцна не ўсталяваўся на Беларусі, як барока.

У літаратуры барока такі ж дынамічны, патэтычны стыль, як і ў іншыхвідах мастацтва. Для ягоў літаратурыхарактэрны:

1. Павышаная экспрэсіўнасць і эмацыянальнасць.

2. Пышная вобразнасць, метафарычнасць.

3. Перавага формы надзместам.

4. Іррацыяналізм, элементы фантастыкі,містыка.

5. Тэатралізаванасць.

6. Экзотыка, усё небывалае і сенсацыйнае; імкненне асляпіць, уразіць, ашаламіць чытача.

7. Незвычайныя тэмы, ускладненысюжэт, заблытаная інтрыга,

8. Змешванне трагічнага і камічнага, драматычнага і сатырычнага.

9. Шырокае выкарыстанне і таксама змешваннесімволікі антычнай, біблейскай, сярэднявечнай.

10. Дынаміка, дысанансы, кантрасты,гіпербалы, антытэзы, рэзкія эфекты.

Увогуле ж барока шырока выкарыстоўвае вобразныя сродкі перш за ўсё Антычнасці і Сярэднявечча, але яны ўсе разам перапрацаваны ў бок большай глыбіні і экспрэсіі.

Барокамастацкая сістэма, намнога шырэйшая за класіцызм і нават за сістэму Рэнесансу. Барока рассунула рамкі, якія скоўвалі літаратуру. Яно абвастрыла цікавасць да чалавечай асобы, якая мітусіцца ва ўмовах складаных, часам нявырашаных рэлігійных, маральна-этычных і сацыяльных канфліктаў. Такімчынам, для барока характэрны трагічны гуманізм .

Вельмі важна адзначыць, што ў тых краінах, дзе з’явы Рэнесансу былі неразвіты ці прыглушаны, барока прыняло на сябе яго функцыі. Так было ва ўсходняй Еўропе, асабліва ў Расіі.

На розных этапах развіцця і ў розных жанрах стыль барока быў розны. І ўсюды, ва ўсім – кантрасты. Напрыклад, нізкая гарадская мяшчанская лірыка цягнулася да кніжнасці і выкарыстанняформулаў куртуазнай паэзіі. А прыдворна-арыстакратычнае барока, наадварот, у камедыях, маскарадах звярталася да народнага гратэску і фальклору.

Найбольш значных аўтараў устылі барока далі Іспанія ды Італія. Барочныя героі зменлівыя і непастаянныя, як Дон Жуан у каханні. Дон Жуан – якраз тыповы герой эпохі Барока (першы, хто напісаў пра Дон-Жуана, быў іспанец Цірса дэ Маліна , а геніяльна– Мальер ; усяго ж да гэтага вобраза звярталася 35 аўтараў). [Барока, я лічу, далёкі папярэднік літаратуры постмадэрнізму.]

Барока, заключанае ў польскія і лацінскія формы, з’явілася на Беларусі ўжо ў пачатку XVII ст. разам з палемічнай рэлігійнай літаратурай. Далей барока пачало пашырацца на ўсход, прыйшло ў рускую літаратуру. Парадаксальна тое, што менавіта ў XVII ст., у час свайго адноснага ўпадку, беларуская літаратура аказала наймацнейшы ўплыў на рускую – перш за ўсё праз асобу і творчасць выдатнага царкоўнага і грамадскага дзеяча, паэта Сімяона Полацкага .

Барока тыпалагічны суадносіцца з мастацтвам Сярэднявечча і рамантызам, хоць па часе яно мяжуе з Рэнесансам і класіцызмам. Менавіта мастацтва барока ў найбольшай ступені аб’яднала культуру славянскіх народаў з культурай іншых народаў Еўропы. Тэарэтыкі барока распрацавалі паняцце дасціпнасці, канцэптуальнасці, супярэчнасці, развілі ідэю характару. Найбольш цікавіла пісьменнікаў барока фабула , якую яны разумелі як значнасць у цэласнасці мастацкага твора. Фабула – ядро, з якога развівалася барочная проза (навела, раман) і барочная драма.

Якраз у драме позняе барока мела даволі значныя поспехі. Уласна з эпохі Барока (з канца ХVII ст.) пачынаецца беларуская драматургія. Напачатку гэта былі невялікія інтэрмедыі – сцэнкі-устаўкі, якія выконваліся паміж дзеяннямі ў школьнай драме. А школьная драма вядомая яшчэ з эпохі Сярэднявечча: гэта драматычны твор, які выконваўся вучнямі рэлігійных школ. Тэксты пісаліся на лацінскай, грэцкай, славянскай мовах на розныя сюжэты: біблейскія, міфалагічныя, гістарычныя. Свае вытокі школьная драма вядзе ад святочных дыялогаў, якія выконваліся шкалярамі і студэнтамі перад рознымі каляндарнымі святамі: Калядамі, Вялікаднем і інш. Такія дыялогі пісаў яшчэ Сімяон Полацкі.

Ад эпохі Барока да нас дайшло каля ста твораў школьнай драмы. Большасць з іх, як ужо сказана, суправаджаліся інтэрмедыямі: устаўнымі сцэнкамі на тэмы ў асноўным бытавыя, але часам і з сацыяльным зместам. Героі інтэрмедый – звычайныя, простыя людзі, разумныя, дасціпныя, вострыя на язык, якія заўсёды выходзяць пераможцамі са складаных сітуацый. Інтэрмедыі ў асноўным сатырычныя і гумарыстычныя. Мова іх выключна жывая, па-народнаму сакавітая.

Найбольш вядомы прадстаўнік школьнай драмы – Мануіл Базілевіч . Ён вучыўся, як і Сімяон Полацкі, у Кіева-Магілянскай акадэміі, выкладаў паэтыку ў Смаленскай духоўнай семінарыі. Для школьнага тэатра гэтай семінарыі напісаў на старажытнаславянскай мове п’есу “Дэкламацыя”, якая складаецца з пралога, пяці актаў і эпілога: такая кампазіцыя характэрна для класічных п’ес. Сярод персанажаў “Дэкламацыі” – героі міфалагічныя, напрыклад Вакх, і алегарычныя, напрыклад, Чысціня, Цнатлівасць. У п’есе сцвярджаецца думка аб неабходнасці маральнага ўдасканалення чалавека. Паміж дзеяннямі “Дэкламацыі” іграліся інтэрмедыі на беларускай мове “Селянін у касцёле” і “Селянін на споведдзі”.

Позняе барока ў канцы ХVIII ст. заканчвае сабою сярэднявечны этап у развіцці беларускай літературы.

барокко архитектура роспись скульптурный

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название «виленского барокко». В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства. К лучшим памятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спроектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.

Постепенно в архитектуре на смену раннему барокко приходит позднее, которое в Беларуси и Литве приобрело национальные черты и отчетливо проявилось в так называемом «виленском барокко». Известнейшим представителем последнего стал европейский мастер Ян Криштоф Глаубиц - автор проектов костела Иоанна Крестителя в Сталовичах (1740-1746 гг.), кармелитского костела Успения Богородицы с монастырем в Глубоком Витебской области (1735 г.) и перестройки известной полоцкой Софии -- в то время униатской церкви (1738--1750 гг.). Выдающимся памятником архитектуры барокко является также костел св. Андрея в Слониме Гродненской области, который выделяется динамизмом, живописностью, утонченностью объемов и форм. В этом же стиле построены Францисканский костел в Гольшанах, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах Гродненской области, костел в Будславе Минской области, иезуитский коллегиум и Варваринская церковь в Пинске и другие.

В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля -- рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля.

В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью.

Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.

Архитектура

Архитектура - исторический контекст эпохи. Сохранившиеся памятники зодчества с заметным национальным акцентом характеризуют искусство готики, ренессанса, барокко и классицизм.

10 - 12 века - время развития каменного зодчества на белорусских землях, представленного Полоцкой и Гродненской школами зодчества.

Самой значительной постройкой Полоцкой школы принято считать построенный в 50-е годы 11 века Софийский собор. Основой полоцкого зодчества был своеобразный башнеобразный храм с постепенным усилением вертикальности композиции, что можно объяснить отходом от византийских и киевских традиций. Отдельные формы полоцкой архитектуры не имеют аналогов в других восточнославянских землях.

Для гродненской архитектурной школы, единственным памятником которой, частично сохранившимся до наших дней, является Коложская (Борисоглебская) церковь, характерным было украшение стен храма шлифованными валунами и разноцветными майоликовыми плитками, которые выкладывались в виде крестиков. В стены вмуровывалась большие глиняные горшки-голосники. Они улучшали акустику в храме и одновременно делали более легкими его стены. Еще одной важной особенностью гродненской школы было то, что пол в храмах также выкладывался майоликовой плиткой, причем из плитки создавался разноцветный сложный узор.

15 век - время европейского Ренессанса. Безусловно, что ренессансные образцы доходили до просторов Великого княжества литовского с некоторым опозданием. Кроме того, здесь они сочетались с местными художественными образцами и традициями. Влияния Ренессанса отчетливо ощущаются в белорусской архитектуре, где они переплетаются с элементами готики.

Готические замки и храмы той эпохи, сохранившиеся до сегодняшнего дня, являются золотым фондом культурного наследия страны. Самым ярким образцом белорусской замковой готики стал знаменитый Мирский замок с отчетливыми ренессансными элементами внешнего декора.

Уникальные памятники архитектуры - храмы-крепости (церкви оборонительного типа в Сынковичах и Мурованке). В готическом стиле строились первые католические костелы в деревнях Вселюб, Ишколдь и Гнезно.

В 1587-1593 годах в Несвиже был возведен костел иезуитов - первый на территории всей Речи Посполитой памятник архитектуры барокко. Его архитектором был итальянец Ян Мария Бернардони, которого иезуиты прислали в Беларусь по просьбе Радзивилла Сиротки. Впервые на белорусских землях храм возводился по проектному чертежу. Бернандони научил профессии зодчего белоруса Яна Франкевича, который построил позже барочный костел св.Казимира в Вильнюсе.

Определяющим моментом в выработке характерного для белорусского барокко типа является формирование двухбашенных фасадов. В отличие от оборонительных храмов белорусской готики в барочной архитектуре башни утратили свое функциональное назначение и стали важными композиционными элементами. Барочная двухбашенность вытекала из стремления усилить эмоциональное воздействие главного фасада, который трактовался как кулисы для всей композиции сооружения, завершал общую динамику архитектурных масс. Образцами подобного типа храмов можно назвать костел августинцев в Михалишках и фарный костёл в Новогрудке. Внешний облик этих храмов имеет суровый, почти средневековый вид.

Сдержанное, массивное, полное внутренней экспрессии белорусское барокко в завершающей фазе становится динамичным, легким и свободным. Для позднего, или виленского барокко присущи чрезвычайные красочность и пластичность форм, отвесность и легкость, которые придавали сооружениям изысканные пропорции, причудливые сквозные проемы, криволинейные очертания башен и фронтонов. Становление этого стиля связано с именем виленского архитектора немецкого происхождения Иоганна Кристофа Глаубица. Образцом виленского барокко можно назвать Софийский собор в Полоцке. Украшение интерьеров памятников виленского барокко обогащалась живописной пластикой лепных алтарей, амвонов, обрамления порталов. Большое значение имели монументальные фресковые росписи, которые создавали иллюзию незамкнутого, безграничного пространства.

Художественной целостностью и богатством декора определяются костёлы иезуитов в Гродно и Несвиже. Среди белорусских городов обилием барочной архитектуры выделяется Гродно. Одним из первых был построен костел бернардинцев. В его облике сочетаются черты готики, ренессанса и барокко. В 1788 году церковная башня-колокольня была перестроена в стиле позднего или виленского барокко. Два ее верхних ярусы имеют сложное фигурное построение и живописный силуэт. В том же году украшение интерьера было дополнено живописью, деревянной резьбой и скульптурой. К костелу примыкает жилой корпус бывшего монастыря.

В 19 веке в архитектуре и художественной жизни Беларуси доминирует классицизм, переходя в эклектику к концу века, чему способствует интенсивное развитие градостроительства. Культовые постройки приобретают более светский характер (Петропавловский костел в деревне Изабелин, Троицкий костел в Индуре, костел Святой Терезы в Щучине, церковь Рождества Богородицы в Массолянах). Очень ярко классический стиль проявиляется в дворцово-усадебной архитектуре: дворец Тизенгауза в Поставах, усадьба Альбертин в Слониме.







2024 © mgp3.ru.