Личностью человек становиться в процессе. Личность, уровень развития в социальной среде. Социализация личности, основные этапы развития
Высказывание советского психолога связано с многоаспектной идеей формирования личности человека и этапах ее становления. Рассмотрение данной темы также сопряжено с биосоциальной природой человека. Значимость этих вопросов обусловлена важностью процессов развития человека, становления его как полноценного участника общественных отношений.
Быть человеком всегда является звеном в цепочке; это не совсем отдельная ситуация, замкнутая сама по себе, лишенная связей с внешним миром. Вы понимаете, насколько вы близки к другим людям, как мало вы можете существовать без отношений, без обязанностей и обязанностей и без того, чтобы другие люди были связаны с вами. И пока вы не думаете об этом, все, что остается полностью в темноте участия в мистике.
Поиск возможен только среди людей, через людей. Вы должны понимать, что вы являетесь кольцом в цепочке, а не электроном, находящимся где-то в космосе или плавающим в космосе без цели. Вы являетесь частью атомной структуры, и эта атомная структура является частью молекулы, которая вместе с другими образует тело.
По мнению автора, момент рождения человека, обладающего лишь набором биологических качеств, и момент становления личности отделены друг от друга длительным процессом развития и взаимодействия с обществом, в результате которого человек приобретает социальные качества и впоследствии становится личностью.
С позицией Ананьева трудно не согласится.
Жизнь - это континуум, и в живом континууме нет ничего, что полностью отделено от человека: если бы оно существовало, оно мгновенно исчезло бы и было бы сметено. Как живые существа, мы погружаемся в континуум жизни. Каждый человек собирает вокруг себя свою «семью души», группу людей, не созданных случайно или чисто эгоистичными мотивами, но через более глубокий, более существенный интерес или участие: «взаимная индивидуация».
В то время как чисто проекционные отношения характеризуются увлечением и магической зависимостью, этот тип отношений, через Я, имеет в себе нечто строго объективное, странно трансперсональное. Это порождает ощущение «быть вместе» сразу и вне времени. В этом мире, созданном Я, мы встречаем все, к кому мы принадлежим, из которых мы касаемся сердца; здесь «нет расстояния, но непосредственного присутствия».
Бесспорно, должно пройти очень много времени, включающего в себя длительный процесс социализации, прежде чем человек сформируются в полноценную личность.
Рассмотрим теоретическое обоснование. Родившийся человек выступает лишь индивидом, т.е. совокупностью биологических и врожденных качеств. Человек в то же время неповторим, он является индивидуальностью, так как обладает уникальными качествами, отличающими его от других людей. Это, например, внешние признаки, такие как цвет глаз, или же отпечатки пальцев. Но в понятие индивидуальность включаются и социальные качества, умения и навыки, которые приобретаются в ходе социализации, т.е. процессе усвоения человеком накопленных в обществе знаний, норм, ценностей, опыта. Именно в ходе данного процесса человек становится личностью, которую можно определить как совокупность исключительно социально значимых, важных и полезных для общества.
Не существует процесса индивидуации у человека, который не дает в то же время этой ссылки со своими ближними. Никто не может понять индивидуацию рациональным образом, только изображения могут выразить это. Идентификация сегодня - наша мифология. Но что такое индивидуация?
Это великая тайна, предельная концепция: мы не знаем, что это такое. Мы называем это уникальностью определенного состава или комбинации, и кроме этого мы ничего не можем сказать об этом. Формирование человеческой личности является фундаментальной задачей педагогики во все времена. Именно по этой причине литературные исследования должны включать работы, в которых основной проблемой является рождение человека с теми положительными качествами, которые необходимы для социального прогресса соответствующего возраста.
Естественно, что становление личности занимает долгое время, так как социализация длится на протяжении всей жизни человека. Выделяют первичную социализацию, происходящую в рамках детства, и вторичную, когда человек самостоятельно сталкивается с формальными группами и уже критически и оценочно относится к усваиваемой информации. Наиболее важными социальными институтами на обоих этапах социализации является семья и государство, в виде различных учреждений, в первую очередь в виде школы. Именно они позволяют человеку развить заложенные в нем природой задатки в способности, талант и даже гений и тем самым стать личностью.
Способы понимания человеческого существования различны. В эпоху Возрождения люди, чье предпринимательство и свободолюбивый дух расходятся с основными постулатами церкви как института, выходят на первый план. Смирение и жестокость больше не являются добродетелями, потому что они останавливают общественный прогресс. Подобные процессы в общественном отношении наблюдаются и во времена нашего Возрождения.
В этой статье рассматриваются работы Каравелова «Ребенок-мамочка», Ботев «Хайдути» и Вапцаров «Песня для человека». Актуальность такого сравнения возникает из-за того, что во всех трех работах существует общая тематическая направленность, хотя подход к предмету и решение проблем различны, что соответствует творчеству каждого из художников. Конечно, во всех трех текстах есть чувство связи с общечеловеческими ценностями, поэтому они остались в болгарской литературной казне и учились в классах литературы в школе.
В качестве фактической аргументации можно привести личность Людвига Ван Бетховена – одного из известных композиторов. Родился и жил он в обычной австрийской семье, мало чем отличался от сверстников, одним словом индивид, типичный представитель человеческого рода. Отец же хотел сделать из сына второго Моцарта и принялся обучать его игре на скрипке, но, однако, сын не подавал особых надежд. И все-таки он стал настоящим гением в музыке, просто необходимо было больше времени, хорошие учителя и желание учиться. Естественно становление личности не происходит в результате резкого скачка. Это длительный постепенный процесс, зависящий от множества факторов.
Ботеистический текст является самым ранним в момент возникновения. Известно, что стихотворение имело больший объем, но создатель так и не смог его записать. То, что дошло до нас, имеет свою относительную завершенность и с большой остротой ставит проблему выбора жизни. В обществе, где преобладали вековые строгие законы, герой Ботева выступал против содружества, чтобы встать на непревзойденный путь борьбы за справедливость. Не случайно, что сразу после хора есть часть, посвященная общей репутации Чавдара, которую болгарские дети учатся наизусть в начальной школе, но над которой мы едва ли углубились.
Другим не менее ярким примером служит император Иван VI Антонович, который был свергнут в младенческом возрасте Елизаветой Петровной, а затем почти всю жизнь провел в одиночном заключении. Находясь в полной изоляции от родителей, он превратился в болезненного, психически неполноценного человека, можно сказать остался индивидом, потому что процесс становления личности был прерван. Данный пример иллюстрирует зависимость социализации и длительности становления личности от окружения, пережитых обстоятельств, ситуации в стране.
Риторические вопросы направлены на то, чтобы показать эту известность, разместить ее во времени и пространстве тогдашних болгар. По-видимому, в то время для молодежи было важно быть богатым и знаменитым сегодня. Но у Ботева Чавдара есть богатство, которое он не может потерять, потому что он неизмеримо по материальным ценностям. Конечно, текст подчинен общему диалогу о поэзии Боте и подразумевает, что славная воевода через его дела заслужила народную благодарность и осталась навсегда в памяти болгар.
Таковы ценности, которые, по мнению Ботева, важны не только для конкретного человека, но и для общества. Оставшись в памяти людей, активно выступая против несправедливости, защищая угнетенных и униженных, является важным доказательством того, что Чавдар стал настоящим человеком, достойным уважения благодаря своей значимой жизни во имя других.
Таким образом, можно сказать, что становления личности человека отдалено во времени длительным процессом социализации, а на скорость ее протекания влияет множество факторов.
Употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия.
Человек - это существо биологического вида Homo sapiens.
Что определяет выбор жизни Чавдара? Прежде всего, соединение крови с ревностным защитником правосудия, таким как Петко Страсницкая. Свободный дух, резкое чувство справедливости, неспособность примириться с судьбой раба порождают гнев героя. Его эмоциональная и жизненная зрелость поражает в то время, когда человек думает только как часть сообщества, и каждая разница является дорогостоящей и дорогостоящей с отказом, презрением и забвением. Причиной раннего выздоровления малыша является столкновение с ужасом негатива и издевательства.
Причина, возможно, также несет ответственность за духовное наследие ожидания того, что сын возьмет на себя путь отца. Презрение Чуддарского народа и открытое презрение ощущали их судьбу. Необходимо было понять, что значимая жизнь не проходит через слепое послушание и неустанное наблюдение за волей пожилых людей или кровных родственников, которые не могут выбирать. Гневный взрыв мальчика в побеге из дома чорбаджи дяди содержит причины его выбора. Мать действовала в соответствии с традицией, отправляя сына своему брату, потому что известно, что когда отца нет дома, ответственность за детей несет брат матери.
Индивид - это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами. Индивидом является любой из нас.
Каждый человек от рождения наделен особой внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, выделяющие человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только своеобразие внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств, присущих тому или иному человеку.
Дома и в деревне дяди Чавдар он изучает свой первый жизненный урок - по общему мнению не всегда является необходимым условием успеха в мире. Наследник Петко Страсницки не равен в семье дяди, где применяются другие правила. Чорбаджи предсказывает мрачное будущее для своего племянника. Очевидно, что успех жизни и значимая жизнь в соответствии с дядей имеют другие измерения, и они хорошо вписываются в тогдашний патриархальный мир. Согласно чорбаджии, любой, кто не стремится к богатству и войне с турками, является преступником, и его конец ошибочен и суждено - умереть в тюрьме и публичное унижение, совершив смертный приговор - пробивая ставку.
Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся ? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения личность - это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, характеризующее человека в социальном аспекте.
Стихотворение не говорит о том, что вызвало пророчество дяди, но непослушание Чавдара очевидно и, вероятно, ясно выражено, и имя Петко Страсницки было известно как имя хайдутина, а не богатого человека. Глаголы в этом отрывке говорят о силе и силе, кроме чиновника - «испуганы», «побеждают». Мальчик быстро понимает, что ему следует следовать за своим сердцем, и это ускоряет его решение пойти к отцу, следуя позыву крови. Текст крещения показывает, как достойный человек выбирает в условиях рабства. Путь жизни предопределен унаследованными духовными установками и обстоятельствами полного давления и насилия именно против духа.
Личность - это совокупность социальных свойств человека, включенного в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание - это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.
Чтобы не стесняться выбирать, бостонский герой должен избавиться от принятого стандарта жизни и следовать своему сердцу, несмотря на смех и отказ от сообщества. Поэма Ботева подтверждает активность, человеческую любовь и самоотверженность как меру достоинств человеческой личности - черты, характерные для личности эпохи Возрождения, не только на болгарской земле. Это еще один способ взглянуть на рождение человека, «Сладкого ребенка». Концептуальные позиции Ботева и Каравелова похожи, хотя во время публикации истории между ними произошел разрыв.
Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве . Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в определенных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие социальный субъект - человек, способный к активной социальной деятельности.
С помощью смеха Каравелов сумел поставить проблему человеческого существования и воспитания детей с особой остротой. Мастер сатирического упрека показывает сквозь кривое зеркало мультфильма и гротеска, что, в то время как болгарское общество уважает таких людей, как Чорбаджи Нено и его жену, он никогда не откажется от рабства, потому что чорбаджийцы грабят свои пороки и не заинтересованы в общественном благополучии. Писатель убедительно демонстрирует разрушительную силу лени, жадности, тщеславия, доверчивости, неспособности таких пороков построить полную человеческую личность.
В социологии выделяются такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность - это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеал, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения . Для любой социальной группы можно выделить личность, характеристики которой наиболее полно будут выражать условия, цели и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии - военнослужащий, на заводе - рабочий и т.д.
История следует не только за жизнь обманутого ребенка Никольчо, но и за создание славного и прославленного Чорбадзи Нено. Ретроспективное отслеживание накопления богатства нации известно из-за случайных обстоятельств. Фигуративный параллелизм подчеркивает правду о том, что невозможно быть полноправным владельцем огромного денежного ресурса, если у вас нет активности и предпринимательства. Духовное благородство чорбаджии раскрывается как на внешнем, так и на уровне психики. Выбор слов и выражений в изображении героя показывает, что Нено по своей отвратительной внешности на самом деле ближе к предмету, живому и растительному миру, чем к человеку.
Модальная (от слова «модус» - способ, мера, правило) личность - это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип успешного в торговых делах человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.
Художественная задача Каравелова через образ отца Николича заключается в том, чтобы показать, что родитель, ограниченный духовно, не может воспитывать и воспитывать полноценного человека. Смешная и отталкивающая - это сердитая Ненова тирада против слуги Ивана в первой главе повествования. Хорбаджия раздражает, что Иван осмелился выразить свое собственное мнение, используя глагол «думать» и не используя чорбаджи, знак уважения. Глубоко в себе, Нено знает, что он не полный человек, и его сложность неполноценности выражается в силе и в обедненном сокрушении слуги.
Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя некоторые совпадения все же встречаются. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, наталкиваются на противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная - более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личности. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического - тип, подчиняющийся руководящим указаниям. В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности (от лат. margo - край), т.е. личности пограничного типа. Человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.
Ирония в этом случае - это разделение человека от его наиболее характерной черты - мышления. Ты думаешь! В двух текстах эпохи Возрождения создается двойное представление об успехе жизни. Вообще говоря, ограниченное восприятие связано с накоплением материальных благ. Общественное мнение также уважает людей, которые рискуют своей жизнью, защищают справедливость и обычных людей.
Текст Вапцара является плодом другого времени, но это яркое доказательство медленного изменения мышления людей. Вот близость к тексту Каравелова, где кража денег приводит к смерти его отца. Оказывается, спор о «человеке в наше время» - это полемика над проявлениями человечества вообще - территория философов на протяжении веков, а территория, в которой изменения сложны. Характер Вапцарова из «Песни о человеке» воспитывается традицией поклонения материалу. Поэт воскрешает, как если бы он был одноименным сюжетом с кратким описанием декаданса.
На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства, которые в большинстве случаев играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать только тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.
Другим, более важным фактором выступает воспитание - процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств . Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.
Немаловажный фактор формирования личности - социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых ориентируется он сам или которые ориентируются на него. Говоря о социальной среде, выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, школа, семья). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.
Социальные отношения - это устойчивая система связей индивидов , сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы.
Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с руководителями, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень (непосредственно межличностные отношения).
Возможна ситуация, когда процесс развития личности, несмотря на благоприятные условия, приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться, только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.
Не последнюю роль в становлении личности играют способности человека. Способностями называют индивидуально-психические качества, позволяющие успешно приобретать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности.
Ярко выраженные способности позволяют говорить о талан те. Способности и талант - врожденные качества . Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Но развитие таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.
Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность - это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.
Становление личности происходит в ходе социализации.
Социализация - это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости - продолженную социализацию. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).
Не последнюю роль в социализации играет воспитание - привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором - ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.
Целенаправленное и стихийное в воспитании могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.
Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.
Самовоспитание - это свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска - признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.
В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?
Охарактеризуйте понятия «нормативная личность» и «модальная личность». В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.
Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?
Какую роль в развитии личности играют способности и талант?
Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?
Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем состоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?
Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы самовоспитанием?
Прочитайте высказывание Г. В. Плеханова.
Великий человек велик <...> тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд.