Автор теории сверхчеловека. Философские взгляды ницше учение о сверхчеловеке


Философы всего мира и разных эпох бьются в настоящих интеллектуальных войнах, отстаивая своё право воспринимать мир так, как они считают нужным.

У каждого философа всегда имеется при себе не только общий взгляд на мир, на поведение людей и их взаимодействие между собой, но и индивидуальная система восприятия этого мира.

Хотя многие теории современным людям кажутся немыслимыми и неоправданными, но всё-таки некоторые из них достойны не только уважения, но и глубокого понимания философских изысканий.

Согласно Ницше, сверхчеловек - это человек, который находит в себе мужество, чтобы избавиться от цепей среднего класса - это моральные и этические нормы, навязанные нам религией. В то время как Маркс отвергал религию как «опиум народа», он видел Ницше как рабский идеал, инструмент, используемый слабыми людьми для контроля над сильными.

Супермен, невоспитанный религиозными кодексами и изобилием, поднимается над такими искусственными сужениями - выходит за пределы добра и зла - чтобы утверждать свою власть. Только человек, который освобождается от этих заключений, может привести общество к славному будущему. Хотя было бы несправедливо назначать Ницше вину за преступления Гитлера, его теории дали тоталитарным лидерам каждого политического цвета более чем достаточное оправдание, чтобы скрыть свои несправедливые действия как инструменты цивилизационного прогресса.

Философские взгляды Ницше Учение о Сверхчеловеке

Одну из таких значимых теорий выдвинул в своё Фридрих Вильгельм Ницше, родившийся в девятнадцатом веке, конкретней, 15 октября 1844 года в городке Рекен в Саксонии. Так, например, его пылкий ум создал Сверхчеловека, описанного им в творении «Так говорил Заратустра». Этот сверхчеловек – это образ великого человека, почти Бога, настоящего гения, сильного духом, умелого, напористого, уверенного в себе, способного собрать вокруг себя настоящую армию сподвижников. Сверхчеловек способен выделиться из толпы, стать лидером, предложить человечеству новый путь развития и сдержать слово. Он – наивысшая степень морали и ответственности. Он – идол своего поколения. Это новая мысль, новый ум, сила, мощь и благодетель в одном лице. Именно к такому «виду» людей Ницше причислял Юлия Цезаря, Наполеона Бонапарта, Александра Македонского и Чезаре Борджиа.

С Раскольниковым Достоевский вводит нас к претенденту на потенциального Ницше, который не верит, что правила применимы к нему, хотя он, конечно, ожидает, что другие последуют за ними. Тот факт, что он чувствует необходимость оправдать свои дела перед собой, доказывает, что он является этическим существом, к которому привязаны требования морали. Если он видит себя выше судебного наказания, он не может избежать своего собственного внутреннего судьи: совесть, которую Бог имплантировал во всех нас. Раскольников знает, что он совершил преступление, и знание этого преступления предполагает существование сверхъестественной нормы, которая не является ни относительной, ни антропогенной.

О мире у Ницше было своё мнение. Он понимал, что мир вокруг нас именно такой, каким мы его представляем. Если объяснять эту теорию просто, то достаточно предложить посмотреть на небо. Оно голубое. Так думают все. Думают, но не знают наверняка. Все уверены в том, что небо действительно голубое, но, может быть, один-единственный человек думает, что небо зеленое. И для него оно действительно зеленое. Потому что он его так видит.

Раскольников также пронизан чувствами вины и раскаяния, когда он пытается убедить его сверхчеловечество. Современный терапевт, который является последователем фрейдистской доктрины, вероятно, скажет ему, что его чувство вины является проблемой. Реальность его вины - это тот факт, что моральный релятивизм, заблуждение о том, что человек может жить и процветать в мире за пределами добра и зла, - ложь. Для меня ясно, что романист Достоевский считал это частью своей миссии предостеречь от сатанинского искушения того, что позже стало известно как «Уберменш» Ницше.

А если мыслить глобально, то теория Ницше заключается в том, что каждый человек по-разному трактует свои и чужие поступки, ситуации, происходящие в жизни, поведение людей и прочее. Таким образом на поступок одного и того же человека у каждого формируется своё особенное мнение. И нельзя сказать, что кто-то из осуждающих или одобряющих прав, а кто-то нет. Просто каждый видит происходящее по-своему.

Федор Карамазов, дегенеративный и алчный ворота, является отцом трех сыновей, которые олицетворяют физическую, интеллектуальную и духовную сторону человека: Дмитрий, страстный, импульсивный солдат; Иван, чрезмерно рациональный интеллектуал, который отвергает веру во Христа; и Алеша, святой монах, который пытается помочь своему мучительному отцу и его братьям.

В ходе романса Федя убивают, и подозрения встречаются с горячим Дмитрием. Наконец, однако, мы узнаем, что Федор не был убит одним из его супружеских сыновей, но его единственным незаконным сыном, ублюдком Смердяковым. Это откровение для всех - сюрприз, включая читателя, но ни для кого не более, чем для Ивана.

Но, казалось бы, зачем тогда нужно осуждать мнение социума, ведь именно мнение большинства является правильным? На это у Ницше есть свой ответ. Мнение большинства создаётся из одинаковых мнений индивидуумов. А остальным, «несогласным», остаётся действовать именно по этим установленным правилам. Допустим, у социума есть определенный негативный взгляд на культуру панков. Но ведь и у людей, причисляющих себя к панкам, есть определенный взгляд на правильную модель поведения. Значит, эти два мнения условно делятся на «социум» и «панков». Социум в несколько раз превосходит противоборствующую субкультуру, поэтому все предпочитают считаться именно с этим мнением. Но что, если панков будет больше социума? Тогда за основу людям придётся принять мораль этой субкультуры, которая перерастет в полноправную культуру за счет своего численного перевеса. А мнение «социума», которое раньше имело вес, обратится в субкультуру, либо вовсе перестанет существовать, так как «социум» станет меньшинством.

На протяжении многих лет гротеск Смердяков был учеником нигилиста Ивана. Иван научил его, что в мире не может быть ни справедливости, ни правды; да, так как Бог мертв, все разрешено. Для Ницше взгляд Ницше на мораль является чисто относительным, а человек - не более чем интеллектуальной игрой. Однако он чувствует беспокойство по этому поводу, но не видит необходимости применять свои академические теории на практике.

Это боготворит своего сводного брата, принимает слова Ивана как чистую истину и строит вокруг него свое собственное искривленное мировоззрение. Если Иван прав, а мораль чисто относительна, почему Смердяков не должен вести себя так же, как Раскольников, в вине и искуплении? То есть, почему он не должен совершать преступление исключительно ради преступления? Если он не связан никаким моральным или этическим кодексом, что должно помешать ему убить его ненавистного отца?

Именно поэтому не стоит идти на поводу у чужого мнения, так как единых правил его формирования не существует. И, если уж небо для какого-то человека покажется зеленым, не стоит его разубеждать. Может, именно он окажется прав?

Учение Ницше сыграло фатальную роль в истории прошлого века. Мировоззрение философа сформировалось под влиянием трагических событий жизни, тесно связанных с его воззрениями. Многие современники Ницше считали, что за свою дерзость и вольнодумство он заплатил безумием, сломившим его дух в последние годы жизни, погрузившим его в атмосферу одиночества и мучений. Мировоззрение, так возмущавшее многих современников и личная драма Ницше отразились в учении, потрясшем Европу и Россию в конце XIX - начале XX века.

При чтении «Братьев Карамазовых» современный Ницшеан, вероятно, заключит, что Смердяков исказил и извратил нигилизм Ивана и, таким образом, успокоился. Но гордое и мятежное признание Ивана Смердякова, как и почему он убил своего отца, не принимает. Иван признает, что его теории не только ошибочны, но и ложны, злы и по своей сути разрушительны.

Достоевский заставляет Ивана противостоять плодам его веры, видеть, как выглядит настоящий супермен - не красивый, трагический и благородный, но низкий, скупой и гротескный. Из-за этого самопознания Иван клянется своим атеизмом и становится последователем Бога, которого он когда-то отверг. Идеи, похоже, имеют последствия.

До сих пор все существа создавали нечто, что превосходило их, а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее снова возвратиться к зверям, чем преодолеть человека? Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека, — посмешищем или мучительным позором.
Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Не защищен от иллюзий

Наш возраст может быть радикально демократичным, но мы не застрахованы от обмана риторического мошенничества и утопических обещаний сверхчеловечества. Более того, мы также невосприимчивы к тому, чтобы стать самим собой. Итак, будьте осторожны и обратите внимание на предупреждения Достоевского, которые были достаточно ясновидны, чтобы осознать опасность теории, которую Ницше собирался выставить.

Из каждого из нас пытается вырваться самодовольный, мелкий, уходящий в отставку Раскольников или Смердяков. Луи Маркос - профессор английского языка и ученый в резиденции в Хьюстонском баптистском университете. Статья впервые появилась в Коалиции Евангелия. Перевод и воспроизведение с любезного разрешения.

Пламя - вот моя душа

Упоминание имени Ницше вызывает неоднозначную реакцию: кто-то думает, что он гений и провидец, предсказавший катаклизмы ХХ века, другие считают его чудовищем, создавшим философскую идеологию, оправдавшую фашизм. Кто же Ницше на самом деле?

Фридрих Ницше родился в 1844 году в Саксонии в семье пастора. В детстве он обладал болезненным восприятием и остро переживал даже незначительные свои ошибки и несовершенства, поэтому стремился к саморазвитию и внутренней дисциплине. Еще в детстве он говорил сестре: «Когда умеешь владеть собой, то начинаешь владеть всем миром». Ницше был самолюбив, медленно сходился с незнакомыми людьми, потребность в стабильности лежит в основе его привязанности к месту. Он трепетно дорожил как счастливыми воспоминаниями, так и грустными.

В этом доме автор хотел бы попытаться определить концепцию сверхчеловечности и ее происхождения, что является основным моментом в работе Ницше «Заратустра». Предмет представляется особенно интересным для автора на фоне общества, которое подвержено постоянным изменениям и которое спустя более 120 лет после провозглашения сверхъестественного Ницше и выживания острых миров, происходящих в мире, вполне могло быть таким человеком в отдельных случаях, но в растущем большинстве.

Таким образом, цель этого тезиса - Первичная работа, а также подходящая вторичная литература и классификация антропологической точки зрения Ницше, разработка характеристик такого сверхчеловека и показать возможный путь к нему. В начале исследования автор упоминает некоторые основные определения работы и объясняет основы философии и интеллектуального происхождения Ницше, а также современных достижений. В следующей главе критика общества Ницше, предпосылки и путь к реальному образу ницшеанского сверхчеловека должны быть сделаны для того, чтобы разъяснить то же самое в главе 4 со стороны его критиков.

Ницше окончил Пфортскую школу, которая давала прекрасное образование в области классических языков, и поступил в Боннский Университет, где изучал античную литературу, историю и искусство. Затем обучение в Лейпцигском Университете. Вскоре он получает степень доктора наук. Среди других студентов Фридрих Ницше выделялся способностями к языкам, глубоким интересом к филологии, к поэзии. В будущем филологическое, литературное начало наложит отпечаток на неповторимый стиль Ницше - философа. Ницше приглашают на кафедру Университета Базеля, где он проработает вплоть до 1879 года. Однако позже по состоянию здоровья ученый уходит из университета и посвящает себя философии.

Следующие подразделы предназначены для дальнейшего определения центральных понятий, лежащих в основе этого тезиса, и служат основой для общего понимания, необходимого для объяснения сверхъестественности Ницше на основе этих данных. Кроме того, как современный дух, так и философские корни Ницше должны быть понятны. Только принятие этих основных предположений или условий дает возможность ясной и контурной картины сверхчеловеческого происхождения Ницше.

«Без Дарвина, без Заратустры», - утверждает Эрнст Бенц в своем эссе. Образ сверхчеловека в европейской интеллектуальной истории. Только возникновение теории отбора и дарвинистская идея эволюции заложили основу пророчества Ницше. Таким образом, человек также испытал эволюционный процесс, начало которого можно решить в примате, то есть в обезьянах, но которое никоим образом не должно заключаться, чтобы даже недавнее человеческое существо не могло представлять конца развития. Супермен как человек, который в своем разуме и интеллекте занимает более высокую степень развития, чем сегодняшняя и человек, живущий в жизни Ницше, является не слишком далеким философским заключением, к которому может быть приложена антропология Ницше.

Жизнь Ницше кажется настоящим подвигом - постоянным преодолением слабости и физических и нравственных страданий. Ему приходилось бороться с мучительными головными болями, спазмами желудка, а позднее он практически ослеп. В это время Ницше пишет свои самые известные произведения: «Человеческое, чересчур человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист».

Следует отметить, что концепция эволюции, которая не происходит от Дарвина, является более чем неудачным термином для продвижения филогенеза. Однако это уже подразумевает наличие всех возможных характеристик и форм, которые присутствуют в процессе их эволюции, с самого начала, но это не так в соответствии с текущими знаниями. Напротив, появляются новые и уникальные функции.

Он предполагает, что человеческое существование имеет смысл и цель - как уже сделали все другие существа - создать что-то вне себя. Это пророческое существо, которое он вкладывает в сверхъестественное, что является значением земли. В этом направлении Эрнст Бенц также понимает разницу между Ницше и Дарвином.

Не просто в это поверить, но Ницше был скорее спокойным, мягким и сострадательным человеком, чем воплощением того холодного надчеловеческого начала, о котором столько писал. Распиная в себе человеческое, гуманистическое, подвергая его критике, противопоставляя восхищающему его антигуманизму, образ которого притягивает внимание читателей его книг, Ницше погружается в пучину глубочайших внутренних конфликтов. Что, возможно, было одной из причин его безумия. Выражаясь метафорически, Ницше сгорел в огне своих идей, воплощая в себе ненасытное искание невозможного и страстное стремление к совершенству.

Однако он заменяет концепцию антропологии от гегельянского и современного философского понимания, поднимая ее в «бесконечно более высокий и более общий смысл». Поэтому богословие он понимает как тайны человеческой природы, которые возникают из-за того, что сам человек является создателем своей собственной религии и проектирует свое собственное существо, которому он должен сначала найти, в трансцендентальную сферу. С его религиозной критикой Фейербах, таким образом, только проводит демистификацию христианского богословия, чтобы окончательно преобразовать его в свою истинную форму, антропологию и проявить ее там.

Да, я знаю, знаю, кто я:
Я, как пламя, чужд покоя.
Жгу, сгорая и спеша.
Охвачу - сверканье чуда,
Отпущу - и пепла груда.
Пламя - вот моя душа.

Что мы ищем?

Серьезное влияние на мировоззрение Ф. Ницше оказали творчество А. Шопенгауэра, ставшего его учителем и вдохновителем, и теория эволюции Ч. Дарвина, упрощенное толкование которой стало основой для философии Ницше.

Таким образом, Карл Лёвит завершает в эпилоге работы Фейербаха, что последний не стремится к критическому разрушению христианского богословия, а скорее пытается сохранить сущность христианства через понимание богословия в форме религиозной антропологии и пишет ему таким образом, консервативное отношение. Фейербах рассматривает религию как примирение первоначальных основных потребностей человека и, таким образом, переносит знание Бога в самопознание человека, резюмирует Лёвит.

Эрнст Бенц несколько раз напоминает о фейербахских тезисах. Согласно Фейербаху, религия не основана на подлинной трансцендентальной реальности, но религия и ее вера в Бога и богов - это не что иное, как мифологическое самоотречение и самоинтерпретация человека, который создает незаменимый, фантастический мир на другой стороне мира что этот мир сам является его собственным творением и, таким образом, участвует в рабской зависимости от своих мифологических творений, к которым он ошибочно приписывает объективную реальность.

Чего мы ищем? Покоя, счастья? Нет, только одну истину, как бы ужасна и отвратительна она ни была .

Идеи борьбы видов были некритически поняты, перенесены на социальные отношения и вдохновили на создание образа идеального человека (Сверхчеловека). Ницше отрицает отождествление разума и жизни и критикует картезианское «Мыслю, следовательно существую». На первый план в его философии выходит воля, которая играет ведущую роль в борьбе противоборствующих сил. Сущностью жизни является воля к власти - это заложенное природой в человека творческое начало, активная деятельность, энергия, подчиняющая себе весь мир. Мироздание представляет собой беспорядок и череду случайностей, а воля (не разум) вносит смысл и порядок в этот хаос.

Смерть Бога есть не что иное, как раскрытие фиктивного характера религии, т.е. развязка того факта, что содержание религии - это не что иное, а может быть и сам человек. Бывший человек, который еще не просмотрел обмана религии, является верующим человеком, слабым человеком, рабом, который зависит от трансцендентной власти и еще не осознал, что он сам создал оковы своего рабства.

Идея Ницше о сверхчеловечестве в значительной степени обусловлена ​​фейербаховским пониманием религии, на котором он также основывает свой атеизм. Это не в последнюю очередь создает основу для его желания, или, скорее, желания и спроса на сверхъестественное, которое он вызывает. Это должно быть в центре нового мира и создавать новые ценности само по себе.

Воля к власти у истоков образа Сверхчеловека, занимающего главное место в трудах Ницше. Сверхчеловек - ключевой концепт, мифологема, вокруг которой и строится учение философа. Сверхчеловек - воплощенное отрицание. Он отрицает социально предустановленное, религию и этику, нормы и правила. Это воплощенный бунт против христианства, обвиняемого в ханжестве, насаждении рабской морали и замещении слабостью и состраданием истинно важного - силы и мужества одиночек, которым история обязана своим развитием. Сверхчеловек Ницше не признает стереотипов и отвергает идею бога, который придуман для слабых и трусливых. Он пришел для того чтобы уничтожить ложь, в все, что враждебно истинной жизни: «Бог умер, да здравствует сверхчеловек!»

Философ отходит от ценности образа смиренного, страдающего, влачащего жизнь в молитвах человека, созданного религией, как он считает, для управления людьми, и возвращается к идеалам античности и возрождения (интерпретируя эти идеалы в русле своих идей), в которых человек воспевается во всей силе и красоте. Позднее идея о сверхчеловеке, нашедшая множество последователей, привлекла внимание и сторонников германского фашизма, тоже в своей идеологии обращавшегося «к корням», минуя гуманистические идеалы христианства с его идеей всечеловечности и равенства, и провозглашавшего «право силы».

Сверхчеловек бросает вызов Богу

На смену Богу в новом учении Ницше может прийти только Сверхчеловек, так как человек обычный, по Ницше, не может взять на себя всю меру страданий и ответственности, которые раньше возлагались на Бога. Сущность Сверхчеловека описана в книге «Так говорил Заратустра». Именно в этом произведении Ницше раскрыл идею о Сверхчеловеке. Это существо, умеющее управлять своей волей и разумом и презирающее человеческий мир. Для совершенствования мыслей и поступков Сверхчеловек уходит в горы, где в одиночестве постигает суть жизни.

Предтечей Сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма Заратустру, который и становится главным героем книги. Ницше верит, что каждый, кто хочет приблизиться к идеалу, должен изменить мировоззрение и понять, что мир людей достоин только презрения «И многие, кто отвернулись от жизни, отвернулись только от отребья: они не хотели делить с отребьем ни источника, ни пламени, ни плода» («Так говорил Заратустра», глава «О людском отребье»). Отдалившись от мира, он сосредоточивается на своих мыслях и стремлении к совершенству. Дух человека, стремящегося к идеалу, по мнению Ницше, проходит этапы трансформации :

  • «верблюд», тянущий за собой груз традиций, правил, культурных штампов;
  • «лев», отрицающий в себе «верблюда» и отказывающийся от всего, что не позволяет ему возвыситься над толпой;
  • «ребенок» - чистый лист, открытый для нового и готовый самостоятельно управлять своей жизнью и создавать законы бытия;

Ницше убежден, что человек - это «болезнь Земли», в нем заложено нечто ошибочное и неправильное. Поэтому рождается Сверхчеловек, который воплощает человеческий идеал, дает смысл жизни и побеждает бытие. Честность перед собой - одна из основных характеристик Сверхчеловека. Главная проблема человека заключается в слабости духа (это отвага, свобода, выносливость и утверждение своей воли). Человек должен стремиться к жизни, а не к удовольствиям или утешению в религии. Жизнь, в свою очередь, является волей к власти, а борьба проявляется в битве за превосходство, становление нового, идеального человека. «Человек — это канат, протянутый между животными и Сверхчеловеком» . Воля к власти формирует стремление стать выше и лучше других, возвыситься за счет ума и таланта, и властвовать над ничтожной толпой. Воля к власти заставляет в борьбе доказывать превосходство, однако - это не естественный отбор , во время которого выживают приспособленцы (хитрые и подлые), а триумф железной воли и разума.

В «Антихристе» Ницше убеждает читателя в том, что нужно воспитывать силу воли и перестать сострадать слабым. Пытаясь противопоставить эту идею религиозной проповеди жалости и слабости.

Теперь обобщим основные черты Сверхчеловека:

  1. Личность, самостоятельно управляющая своей судьбой. «Аристократ духа», человек, возвышающийся над серой массой. «Жизнь - это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены».
  2. Он стоит над понятиями добра и зла, самостоятельно определяя моральные правила. Сверхчеловек преодолевает все мелочное и прорывается к вершине человеческого духа: «навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде». Жизнь проходит в постоянной борьбе и надо с мужеством смотреть в лицо смерти.
  3. Цель жизни - в поиске истины, творческом и созидательном труде, преодолении себя . На это способны только избранные, те, кто наделен «волей к мощи». Ницше призывает истребить «тварь внутри человека» и созидать в себе творца.

Не следует забывать также, что Заратустра не просто воплощение ницшеанского идеала, он - образ трагический.

Несмотря на то, что сама философия Ницше кажется органичной и словно отлитой из бронзы, на самом деле, это результат «работы» его почитателей и критиков. Случалось, что его труды противоречили один другому. Создавая восхищающий образ Человеко-Бога, он одновременно открывает перед читателем не только бездны его ума и понимания низости человеческой природы, но и бездны его одиночества.

Многие считают, что именно пламенная вера в собственные идеи привела к тому, что Ницше умер в одиночестве, бедности и болезни, без друзей и близких.

Герой Ницше, как и его создатель, оказывается противопоставлен не только общественной морали, насколько бы она, действительно, не была лжива и несправедлива в сущности своей, но и собственно социальному началу.

По мнению Ницше, люди делятся на слабых и сильных . Сильные ценят достоинство, несгибаемую волю и энергию в достижении целей. Слабые стремятся к состраданию, альтруизму, мягкосердечию. Было время, когда Хозяева правили миром, но потом их победили рабы, которых было намного больше, и навязали свою мораль. Ницше верил, что признанные ценности таковыми не являются, он ставил себя «по ту сторону добра и зла», стремился создать новую мораль.

Хозяева не отягощены моральными, бытовыми, религиозными ограничениями, они идут по жизни гордо и независимо. Объективной морали нет, каждый принимает ту, которая ему подходит, а правильная - только мораль хозяев. Господствующая мораль, навязанная рабами, основывается на принципах равенства и свободы, а Ницше оспаривает данные тезисы. Свобода должна принадлежать сильному . Равенства тоже не существует: в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в людях они могут быть лучше или хуже. Поэтому навязанная нам справедливость - это ложь.

Ницше настаивает на том, что истинная справедливость заключается в том, что каждый имеет столько, сколько заслуживает. Изменяя качество самого понятия, которое исключается из системы ценностей, автор вступает в логические игры с читателем и, возможно, с сами собой. Ложным, по Ницше, является и понятие альтруизма, понятие полезности. Уважения и поклонения достойны только лучшие , а альтруизм - это эгоизм слабого, милосердие - пустая трата времени и сил. Господствующая мораль не учитывает природных инстинктов человека и заставляет его идти против природы, культивируя посредственность, разрушает единственную ценность бытия - жизнь: «Вокруг творцов новых ценностей вертится мир; он вращается неслышно».

Борьба и бессмертие

Жизнь Ницше состояла из болезненных ощущений и сомнений, депрессий и одиночества, взлетов и падений, постоянного стремления к идеалу, борьбы с существующими догмами, которым он противопоставлял свои, и утверждения высокого предназначения человека. Борьба с собственными демонами привела к безумию, а за бессмертие он заплатил жизнью. В тот момент, когда он решил, что приблизился к совершенству, его разум одолела болезнь. Перед тем как безумие поглотило философа, он видел себя спасителем Человечества, приравнивая себя к Христу, который терпел физические и моральные муки во имя людей.

К концу жизни Ницше лишился всякой поддержки: веры, друзей, семьи. Умер Фридрих Ницше в 1900 году.

Литература:
  1. Галеви Д. Жизнь Фр. Ницше.
  2. Сумерки богов /Под ред. А. Яколева: перевод. М.,1989.
  3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; к генеалогии морали. М., 1988.
  4. Ницше Ф. Сочинение в 2 т. /Пер. с нем; Под ред. К. Сваскян. М.,1990.
  5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.,1990.






2024 © mgp3.ru.