Презентация "6 июня – Международный день русского языка". Сценарий школьного мероприятия ко дню русского языка и литературы Сценка «Вот так списков»
МБОУ-Кокинская СОШ
Выгоничского района
Брянской области
«ДЕНЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА»
Разработала учитель
русского языка и литературы
Лямзина Ирина Павловна
2013 год
Сценарий праздника «День русского языка»
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Здравствуйте, ребята! В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Александра Сергеевича Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом. Сегодня у нас необычный праздник, мы открываем Музей русского языка. Залы музея хранят уникальные экспонаты.
Не тратя времени, я приглашаю вас на экскурсию. И вот перед нами первый зал.
Зал истории письменности.
- Приглашаем Вас в зал «Истории письменности».
Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А, как это можно узнать? Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:
Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне . Письмо рисунками – называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки на дорожных знаках? Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.
Затем появились иероглифы . Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам? (33)
Третий этап развития письменности – звуко-буквенный . Когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуется большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке). Знаете ли вы алфавит? Отвечайте, только быстро – какое слово стоит в словаре раньше: понедельник или вторник ? Математика или литература ? Осень или зима ?
Молодцы! Я приглашаю вас в следующий зал…
Зал пунктуации.
- Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации!
- Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку:
Эко диво: поглядишь - чистёхонько, поглядишь - гладёхонько, а станешь читать - везде задевается.
- Правильно, это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков?
- Подсчёты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, но на самом деле их больше.
- Сейчас мы проверим, хорошо ли вам знакомы знаки препинания.
Загадки
У ребят в руках перевернутые таблички со знаками препинания. После отгадывания загадки они показывают свою табличку.
Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! (! )
Ляжет палочкой на строчку: - Проходите по мосточку… (-)
Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (? )
Словам раскрывают объятья: - Ждем в гости вас, милые братья! ()
Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (, )
Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (. )
- Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них. Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам все исправлю!» - заявил парикмахер и действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы, моют».
- Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Правильный вариант…
- Иногда, постановка одной запятой, может стоить человеку жизни.
Сценка «В королевстве пунктуации»
Придворный (вбегая): Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева : Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный)
Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева : (Поправляет корону) - Как смеешь говорить ты так со мною, с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя : Ну, Федя.
Королева: Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя: Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат слуги.)
Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…
Королева: Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
Королева : Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и тащат его в сторону)
Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно
(предложение написано на экране)
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.
Королева : Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо… послушайте песенку (Звучит песня о реформе).
Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи.
Зал частей речи
- Мы рады пригласить вас в зал частей речи.
- Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.
- Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.
- Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Сколько частей речи вы знаете? Перечислите…
Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.
Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.
Королева : Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.
Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.
Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!
Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте:
1-ый
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой
В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый
Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2-ой
Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Придворный : Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди вас немного.
Придворный: Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они и другие языки с успехом изучают.
Королева : Ай да молодцы! Вот это таланты! Вот утешили.
- Ребята, назовите правильно все падежи русского языка.
Спасибо, что посетили наш зал частей речи и показали хорошие знания.
Следующий зал, который мы посетим называется
«Зал современного русского языка»
Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…
Сценка «Иностранные слова»
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова
Саша: Привет, Вова!
Вова (небрежно). Салют, дерево!
Саша (недоуменно). Ой, где дерево?
Вова (объясняет). Это же ты, кореш.
Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?
Вова. Отпад!
Саша. Что???
Вова. Ну, ништяк!
Саша. Ой, а что это?
Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!
Саша. Что она прикидывает и кого клюет?
Вова. Ну, убойная чувиха.
Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша. Это что – в карты поиграть?
Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.
Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?
Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.
Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.
Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?
Вова. Ты лох, что ли?
Саша. Нет, я не оглох.
Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?
Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…
Саша. Я колбасу утром ел, это верно.
Вова. Ты что – упертый?
Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.
Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.
(Входит Света).
Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Света (удивленно). Здравствуй, Вова.
Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?
Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.
Света (непонимающе) Кто – потный?
Вова. Нет, вообще ты классная.
Света. А из класса я давно уже ушла.
Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?
Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!
Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)
Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.
Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
Саша. Больше не будешь так разговаривать?
Вова. Больше не буду.
2 ведущий. Узнали? Это мы! Мы постепенно превращаемся в Эллочку - Людоедочку из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой составлял около 30 слов: «хо-хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».
1 ведущий. Сквернословие, к сожалению, также становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!
2 ведущий . Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь?! До сих пор не куришь?! Не ругаешься?! Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества.
Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность. Я надеюсь, что после посещения Музея русского языка вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов», чтобы не было такого…
(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)
Королева Пунктуация : Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография : Да, письмо-то меня и озадачило.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
"Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Королева Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь - ка правила учить…
Королева Орфография : Да-да, пойду его лечить.
Заставлю правила учить!
Выходят чтецы .
1-й : «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
2-й : Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
3-й : Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
4-й : Язык национальной гордости и достоинства!
1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
1 ведущий.
«Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Друзья, ребята нашего отряда хотят показать вам, что они знают и любят русский язык.
Ребенок:
Пересохла глина,
Рассердилась Нина.
Не мук а , а м у ка-
Поварам наука.
Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения, называются… омографами. В русском языке существуют нормы ударения. Проверим, как вы хорошо владеете данными нормами.
Задание 1. Кто быстрее и правильно расставит ударение в следующих словах:
ЗВАЛ А , ЗВОН И ШЬ, СВ Е КЛА, ЭКСП Е РТ, БАЛОВ А ТЬСЯ, ЖАЛЮЗ И , КАТАЛ О Г, Т О РТЫ, ДАЛ А , КРАС И ВЕЕ, П О НЯЛ, ПОНЯЛ А , ЗАНЯЛ А , НАЧАЛ А , ПОСЛ А ЛА, ОБЕСП Е ЧЕНИЕ, ЩАВ Е ЛЬ.
Давайте все вместе повторим, как произносятся эти слова.
Задание 2. Кто быстрее и правильно распределит слова по родам (слова на проекторе)
ПОВИДЛО(ср), ИНТЕРВЬЮ(ср), АВЕНЮ(ж), ПОНИ(м), КАКАДУ(м), МИССИСИПИ(ж), ТЮЛЬ(м), КОФЕ(м), КЕНГУРУ(м), РОЯЛЬ(м), ШАМПУНЬ(м), ШИМПАНЗЕ(м).
СОНЯ, НЕРЯХА, НЕВЕЖДА, НЕВЕЖА(общего рода). Повторить
Задание 3. Кто быстрее и правильно исправит ошибки в словах (слова на проекторе)
ЛЯЖЬ (ляг), ПАРА ПОМИДОР(ов), ПОВАРЫ(а), ЛОЖИТЬ(класть), СКОЛЬКО ВРЕМЯ?(который час), ПАРА НОСОК (носков), ИХ НИЙ, ТЕКЁТ(течет), ХОЧУТ(хотят), ИГРАТЬ СЯ.
Задание 4. Выбери правильную форму слова:
КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИН – КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИНОВ
ДОКТОРА, ПРОФЕССОРА - ДОКТОРЫ, ПРОФЕССОРЫ
ВАЛЕНОК, БОТИНОК, САПОГ - ВАЛЕНКОВ, БОТИНКОВ, САПОГОВ
Ведущий. Какие ошибки часто допускают одноклассники, друзья, взрослые?
(ЧЁ(что), ИХ НИЙ, ЕСЛИ В, ТАМ А, ТУТ А, ЗДЕС Я, ЗВ О Н И ШЬ, СТЕРИ С Д О СКИ(сотри с доскИ), СО ШКОЛЫ(из школы), ПОШЛИТЕ(пойдемте), НЕТ У, БЕГИТ(бежит) – правильный вариант
Задание 5. Представьте себя ред А кторами. Исправьте речевые ошибки.
1 В двухтысяча третьем году Вова поехал учиться в город. Взял с собой пару носок, несколько полотенцев. В городе у него появились знакомые шофера, а его больше всего интересовали трактора и трое связисток, совсем юных девушек.
2. Всем очень нравятся булочки с повидлой, которые пекет Клавдия Михайловна. Когда они свежие, более красивее на вид. На конкурсе – лучшие п о вары- она заняла 1 место и ее наградили парой сапогов и одной парой чулков.
Федя: Ребята, вы заметили, сколько в русском языке иностранных слов:
Я не знаю, что они значат. Помогите еще раз: я буду называть нерусские слова, а вы русские синонимы:
Валюта-деньги
Карцер-тюрьма
Менеджмент-управление
Наркоз-обезболивание
Шоу-зрелище
Шоп –магазин
Коммерция-торговля
Триумф-успех
Рэкет-шантаж
Задание 6.
Найди и объясни ошибку МАТЬ ОДЕЛА НА РЕБЕНКА НОВЫЙ КОСТЮМ
1 Ведущий: Одеть- надеть - слова- паронимы, слова, сходные по своему звучанию.
«Одеть», «Надеть»… Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
«Одеть», «Надеть»…Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть.
Задание 7. Укажите возможные сочетания, сопоставляя попарно слова из двух колонок.
ЦЕЛЫЙ ЦЕЛЬНЫЙ | ХАРАКТЕР |
РАСКРЫТЬ | ПИСЬМО |
УПРАЗДНИТЬ | ПРЕПЯТСТВИЯ |
МАНОВЕНИЕ | ОКА |
- ведущий: К нам приехала в гости Радио-няня. (Звучит песня о нарушении норм произношения несклоняемых существительных)
Задание 8. Составьте словосочетания со словами-паронимами.
ЭФФЕКТНЫЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙ
ГУМАННЫЙ - ГУММАНИТАРНЫЙ
ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛЬНЫЙ
ТИТУЛЬНЫЙ – ТИТУЛОВАННЫЙ (клуб)
САМОЛЮБИЕ - СЕБЯЛЮБИЕ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ - ДОВЕРЧИВЫЙ.
НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА
СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ
Федя: Друзья, а вы знаете фразеологизмы?. Сейчас проверим: я называю словосочетание, а вы синонимичный (во, какое слово знаю!) ему фразеологизм:
Дальний родственник- седьмая вода на киселе
Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло
Все нипочем, ничего не страшно - море по колено
Очень умный - семи пядей во лбу
Очень мало - кот наплакал
Работать плохо - работать спустя рукава.
Всем очевидно - на лбу написано.
1 Ведущий : «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени» (В.А. Сухомлинский).
2 ведущий . А все-таки хорошо, что ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга.
1 ведущий. Я предлагаю вместе произнести слова- заклинания о том, что мы будем трудиться над собой, чтобы и мы, и наша речь стала чище.
Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не позволяй ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
Звучит песня о русском языке
1 ведущий . На этом мы заканчиваем наш праздник. Пусть наша речь будет всегда легкой, веселой, красочной.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
День русского языка c 2011 года отмечает весь русскоговорящий мир. Теперь 6 июня не только вспоминают годовщину рождения А. С. Пушкина, но и делятся знаниями о том средстве общения, которое он создал, - литературном русском языке. Как не превратить это начинание в формальность?
Кто отмечает Всероссийский день русского языка
Прежде всего, это праздник учителей словесности. Так сейчас уже перестали называть преподавателей русского языка и литературы, а жаль. Это вся пишущая братия, дружащая и враждующая с "Главредом", "Адвего" и "Орфограммкой" (онлайн-программы, редактирующие текст). Это работники библиотек, тихие борцы с узколобостью. Это писатели, инженеры человеческих душ. Это журналисты, солдаты пера. Это поэты, Божьи дудки.
В этот день у них немало хлопот: множество мероприятий, на которые хочется успеть. Это и выступления студенческих театров, и авторские песни бардов у костра, и игры со словами в библиотеке. Да еще нужно принять участие в диспуте после выступления исследователя-филолога о современном понимании слова «нелицеприятность».
Но не только их привлекает День русского языка. Еще не исчезли, как мастодонты, читатели - те, кто не представляет свою жизнь без книги. Кто пишет родным письма, а не СМС-сообщения. Кто сочиняет поздравительные стихи сам, а не покупает в магазине подходящую открытку.
Кто любит русский язык
Однажды в телепередаче А. Розенбаум употребил редкое слово, почти не встречающееся уже, сохраненное лишь в диалекте немногих местностей, которые принято считать глубинкой. Ведущий сразу отреагировал: «Почему вы так сказали?». Ответ маэстро: «Я люблю русский язык».
Да, слово в неправильном падеже может резать слух. Склонение несклоняемых глаголов взрывает мозг. Мат убивает наповал. Но редкий фразеологизм, изящный оборот, удачный каламбур вызывают восторг у настоящего ценителя языка.
Такой человек считает личным праздником День русского языка. С утра включает запись песни «Мой кофе и мой договор», потом слушает миниатюру М. М. Жванецкого об учителе русского языка Б. Е. Дуккере и берет томик Тэффи.
Но такие любители - один на миллион. В основной массе - людоедки Эллочки, которые со словарем в 30 слов умудряются прожить всю жизнь. Пушкин - 20 000, а тут - 30. Круто. Что же делать?
Всероссийский урок «День русского языка»
В школах проводится несколько тематических уроков, которые сильно влияют на юные сердца. Это Всероссийский заповедный урок, экологический урок, уроки ОБЖ, доброты, мира. Теперь есть и Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка. К нему готовятся заранее.
По школе может быть объявлен турнир, включающий разные задания для ребят: лингвистические игры, шарады и подобные занятия со словами. Для каждого класса учитывается уровень полученных академических знаний, поэтому варианты усложняются для старшего школьного возраста.
В день проведения на всеобщей линейке рассказывается о создании этого праздника, награждаются победители турнира и координируются действия. Дети расходятся по классам, где учитель проводит урок «День русского языка».
Программа для проведения урока является целиком продуктом творчества учителя. В некоторых школах этот день посвящали известному литературному деятелю и рассказывали о нем. В других - проводили интересные игры со словами, где-то читали стихи русских поэтов.
Как провести урок
Урок, посвященный Дню русского языка, можно сделать комбинированным. Так ребята получат ценные знания, им не будет скучно. К тому же участие как можно большего количества учеников в заданиях только увеличит интерес к мероприятию.
Начало урока - пятиминутный просмотр подборки из кинофильмов, где звучат крылатые фразы. Затем обсуждение с учениками фраз известных писателей, которые вошли в фольклор как пословицы.
Затем учитель дает представление о салонных играх со словами, объясняет правила игры «буриме», объясняет происхождение (от французского bouts-rimés , что значит — «рифмованные концы»). Можно привести примеры творений Пушкина, который очень любил эту игру и сочинял виртуозно.
Небольшое задание - написать буриме по заданным рифмам - можно предложить ученикам, разделив класс на две-три группы. Самые удачные потом помещают в школьной стенгазете.
Рифмы можно взять из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина.
Мероприятия, посвященные празднику
В день проведения праздника вспоминают игру Ивана Клименко, который предложил «Русскую игру слов» и в которую теперь играет весь мир. Конечно, в настоящую виртуальную игру школьники вступать не будут. Но можно облегчить им задачу, создав простую версию, наподобие «Эрудита». Такой вариант игры можно предложить и младшим, и старшим школьникам.
Решается этот кроссворд на доске, а на столе учителя ребята берут недостающие карточки с буквами. После использования буквы карточка возвращается учителю и выходит из игры. В процессе составления неизбежны лингвистические споры, какое слово можно вставить в кроссворд. Это очень познавательно и расширяет кругозор.
Способные, творчески одаренные ребята могут порадовать пантомимой. Задание содержит описание известных литераторов: внешность, некоторые произведения, характер героев. Задания расписаны на карточках. Представляющий пантомиму выбирает одну из предложенных и старается, не используя речь, передать информацию отгадывающим.
Антонимы и синонимы - еще один вариант игры со словами. Схема игры: ведущий загадывает слово, например, «верность». Он говорит: «Мой антоним - предательство, мой синоним - преданность». Участники отгадывают слово. Для игры требуются карточки с заданиями.
С такими мероприятиями о Дне русского языка учащиеся будут помнить еще долго. Удачные буриме, поразившие сложностью и красотой фразеологизмы войдут в лексикон учеников. Так будет достигнута цель популяризации русского языка.
План мероприятий
Для проведения праздника следует учитывать уровень подготовки учеников. Младшие классы могут участвовать, рисуя тематические картины. Средняя школа способна выступить с исполнением стихотворений. Старшеклассники могут подготовить театральную постановку.
Начальная школа:
- Конкурс рисунка «Иллюстрация к произведению русского писателя».
- Конкурс стихотворений русских поэтов.
Средняя школа:
- Сценка «Русский каламбур» в жанре стендап.
- КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов.
Старшие классы:
- Конкурс чтецов «Живые картины» по произведениям А.П.Чехова.
- Литературно-музыкальная сценка по произведению М.А.Булгакова «Белая гвардия».
- Диспут «Русский язык в XXI веке».
- Песни бардов - стихи под музыку.
Костюмированный бал литературных персонажей закончит этот день. На балу - конкурс представления костюмов: каждый участник читает четверостишие-загадку о себе. Звучат мазурка, вальс, менуэт. Показательные выступления танцоров.
Заканчивается вечер награждением победителей, вручением грамот и ценных подарков. Фотограф фиксирует отдельные моменты, потом в школьной стенгазете все видят его фотообзор.
Награждение победителей
Без поощрения не получится достойное проведение конкурсов. Похвала для ребенка значит много, особенно в школе. Почетные грамоты «Самый умный», «Самый начитанный», «Лучший иллюстратор» - недорогое исполнение награды, но очень важное для того, кто получил его.
Для участников спектакля подойдет чаепитие как приз: торт с надписью «Актерам». Это могут организовать родители в столовой. За столом будут вспоминаться отдельные эпизоды спектакля, и ребята «выпустят пар».
Пантомима - оригинальный жанр, лучший подарок - это фото сценического процесса. Фотографом может быть увлеченный старшеклассник. С цифрового аппарата можно сделать быструю распечатку на бумаге - и получится отличная память о школьном времени.
Если приложить фантазию, то все пройдет великолепно. Детям нравится, когда с ними занимаются. Поэтому не пускайте праздник на самотек и не превращайте в скучное повторение правил русского языка. И они в будущем будут вспоминать о школе с благодарностью.
Более 250 миллионов человек в мире владеют русским языком. Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла — они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски.
Русский язык — один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, а также самым распространенным европейским языком в географическом смысле.Интересно, что разговорный русский язык в обязательном порядке изучают все космонавты, которым предстоит работать на Международной космической станции.
По последним данным, в мире более 150 миллионов русскоязычных, еще более 100 миллионов владеют русским как вторым языком.
***
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Анна Ахматова
***
Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов.
***
Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов
***
Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.
Г. Державин
***
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
А. С. Пушкин
***
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.
А. С. Пушкин
***
Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
А. С. Пушкин
***
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К. Г. Паустовский
***
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Иван Сергеевич Тургенев
***
Нравственность человека видна в его отношении к слову.
Лев Николаевич Толстой
***
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.
А.Н. Толстой
***
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.
Русский писатель Антон Павлович Чехов
***
Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны - и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.
А. П. Чехов
***
Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.
П. А. Вяземский
***
Русский язык — это язык поэзии. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков.
Французский литератор Проспер Мериме
***
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
***
Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.
А. Куприн
***
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно.
Н.А. Некрасов
***
Везде литература ценится не из-за её гнуснейших образцов, а из-за тех её выдающихся деятелей, который ведут общество вперёд.
М.Е. Салтыков-Щедрин
***
Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.
А. С. Хомяков
***
Перед Вами громада — русский язык!
Николай Васильевич Гоголь
***
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Константи Дмитриевич Бальмонт о Русском Языке
***
Пушкинский язык
Нам будет некого винить,
Когда не сможем сохранить,
К чему как к солнцу ты привык -
Великий Пушкинский язык!!!
В цене лишь деньги и товар,
И страшен лжи истошный крик…
И топчут с грязью дивный дар -
Бесценный Пушкинский язык!!!
Но это - страх временщика…
А жизни век в грядущем - миг!
Грядёт к народам на века
Бессмертный Пушкинский язык!!!
Великий и могучий, правдивый и свободный
НАШ РУССКИЙ замечательный ЯЗЫК! -
Веселый, искрометный, крутой, живой, народный,
ОН мысли выражает напрямик!
Во дни раздумий тяжких, во дни сомнений страшных,
Когда на наш порог ползет беда,
ЯЗЫК не умирает, он силу набирает
И остается РУССКИМ навсегда!
В НЕМ есть слова: «родная», «родимая», «святая»,
«Отеческая», «Русская Земля» -
От дома и до дома, от края и до края
Она для сердца русского - своя!
Английский и немецкий, китайский и турецкий
Хорошие, быть может, языки,
Но... РУССКИЙ - самый стройный, богатый, нежный, вольный
Временщикам и ворам вопреки!
От древних лет доныне исконный дух России
Ни смутой, ни войной не разложить…
Враги и их наймиты здесь снова будут биты,
А Русь была, и есть, и будет жить!
Мы думаем по-русски, мы молимся по-русски,
Мы в бой идем под русское «Вперед!»
ЯЗЫК - душа народа, он через все невзгоды
Потомкам слово пращуров несет!
ЯЗЫК - своим отрада, с НИМ брат находит брата,
ЕГО страшится властный лицедей.
ЯЗЫК ВЕЛИКОРУССКИЙ - подобие набата!..
ГЛАГОЛ, объединяющий людей!
ЯЗЫК народу нужен, ЯЗЫК народу служит,
ЯЗЫК с народом всюду и везде.
В НЕМ - смелый русский витязь, в НЕМ - Третий Рим и Китеж,
ОН - в нашей Вере, в Правде и в Судьбе!
ОН русских окрыляет, ОН к брани призывает
За русский дух, за торжество ума.
Да здравствуют Россия и НАШ ЯЗЫК красивый! -
ДА БУДЕТ СВЕТ! ДА РАСТОЧИТСЯ ТЬМА!
Русский бард
Александр ХАРЧИКОВ
1 день – Открытие недели русского языка и литературного чтения. Посещение городской библиотеки.
2 день – Викторина “РОДНАЯ РЕЧЬ”. Подготовка к конкурсу “Есть в осени первоначальной…”.
3 день – Олимпиада знатоков русского языка и литературного чтения. Выступления приглашённых артистов, писателей или интересных людей – любителей литературы (по возможности).
4 день – Литературная встреча в библиотеке школы.
5 день – Минуты поэзии “Есть в осени первоначальной…”. Презентация иллюстраций поэтических произведений.
6 день – Закрытие недели русского языка и литературного чтения. Награждение победителей. В конце предметной недели подводятся итоги по всем мероприятиям и награждаются лучший класс и лучшие ученики.
Сценарий открытия недели русского языка и литературного чтения в школе.
В зале звучит музыка, вся школа собралась на открытие недели русского языка и литературного чтения.
В зал входят 5 чтецов, за ними – сказочник. В руках сказочник держит волшебный ларец.
Сказочник:
– Добрый день и добрый час!
Я – весёлый сказочник.
Я из сказок к вам пришёл,
Я дорогу сам нашёл!
Я скажу немного позже.
Знаю только каждый час
Полон сказочных чудес.
В кабинетах, в вашей школе
Чудес будет и поболе!
Ученик: А что у тебя в руках, сказочник?
Сказочник: Ларец волшебный, а в нём лежат разные слова, правила русского языка, интересные вопросы и захватывающие приключения.
Ученик: А можно мы заглянем в твой ларец?
Сказочник: Да, посмотрите.
Дети смотрят в ларец и достают карточку, на которой написано слово «Дождь». Далее ученики говорят по очереди.
– Кто из вас наблюдал за дождём? Что может делать дождь?
– Он может «капать» еле-еле.
– Он может «расходиться».
– «Сыпать, как из сита»,
– «Лить стеной».
– «Лить как из ведра».
– Русский язык для каждого вида дождя нашёл свой глагол. Главное – это научить их использовать.
Говорят хором: Русский язык – богат и могуч.
– На многие вопросы мы ответим на неделе русского языка и литературного чтения.
– На этой неделе мы побываем в библиотеке.
– Попробуем справиться с олимпиадными заданиями.
– Расскажем и послушаем произведения об осени.
– Побываем в осеннем поэтическом лесу.
– Всех приглашаем на неделю русского языка и литературного чтения.
Сценарий праздника «Минуты поэзии «Есть в осени первоначальной…» (закрытие недели)
Во время праздника звучит музыка на тему осени Свиридова, Чайковского и др..
Учитель: Сегодня последний день недели «Русского языка и литературного чтения » и наши минуты поэзии мы посвящаем осени. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.
Учитель: Высоко над головой начинаеть желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях.
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья, я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний Иоан Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода.
Бестрепетно осень
Пустыми очами
Глядит меж стволами
Задумчивых сосен,
Прямых, тонколистных
Берёз золотистых…
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры- листопады, не сорвут с леса весь роскошный наряд.
Длиннее, чернее
Холодные ночи,
А дни всё короче,
И небо светлее…
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши:: «Скоро зима».
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Родители тоже решили принять участие в празднике поэзии.
Выступления родителей (материал подбирается учителем или родителями).
Учитель:
– Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него,
И если твой талант – крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса.
для 1–2-го класса
1. Отгадайте загадки:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота. (Айболит)
Весел он, как балалайка,
А зовут его … (Незнайка)
В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)
2. Сказочный аттракцион.
Кому принадлежат сказочные вещи?
– Золотой ключик. (Буратино)
– Хрустальная туфелька. (Золушке)
– Цветик- семицветик. (Девочке Жене)
– Разбитое корыто. (Старухе)
Какие волшебные средства были у сказочных героев?
– У солдата из сказки Андерсена. (Огниво)
– У Снежной королевы. (Волшебное зеркало)
– У Бабы Яги. (Метла, ступа)
– У Кощея Бессмертного. (Яйцо с иглой)
– У кота. (Сапоги)
Задания литературной викторины для 3-го класса
– Какой был летательный аппарат у Бабы-Яги? (Метла и ступа)
2. Сказочные объявления.
м, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)
Задания литературной викторины для 4-го класса
1. Интеллектуальная разминка.
– Кому подарил сердце Гудвин? (Железному Дровосеку)
– Что за скатерть кормит досыта? (Скатерть-самобранка)
– Назовите летательный аппарат у Бабы-Яги. (метла и ступа)
– Как звали «слепого» кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)
– «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде)
– Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
– Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев?» (Подснежники)
– Прозвище Никиты, кто спас Киев от змея. (Кожемяка)
– Кот в русских сказках. (Баюн)
– Кто назвал страну сказок «Лукоморье»? (А.С.Пушкин)
2. Сказочные объявления.
– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)
– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин)
– Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… («Сказка о попе и о работнике его Балде». А.С.Пушкин)
– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)
– Торговая фирма «Буян» предлагает фирменные товары: соболя, чёрно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! Адрес фирмы… («Сказка о царе Салтане». А.С.Пушкин)
3. Задание на смекалку.
– По хамбер-джамбер я шагал,
По хамбер-джамбер-джони.
И вдруг увидел-риг-ма-ждиг
За нею тащит бони.
Ах, будь со мной хоб-ма-гог,
Мой хоб-ма-гог-ма-гони.
Я застрелил бы ниг-ма-джиг
За кражу бедной бони. («Лиса и курица»)
Оформление:
- плакаты,
- фонограммы с русскими народными песнями,
- плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.
(И.Тургенев)
“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
(А.Куприн)
1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.
2- ведущий:
Уважаемые любители русского языка!
На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.
ЗАДАНИЯ:
1. Решите шараду.
Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.
(Ведро – ведро).
2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?
(Еше – исчо).
3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?
(Неправильно).
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.
(Вопросительный знак).
5. Разместите буквы в правильном порядке.
Весна + рок = …(русский поэт),
Лик + пен = … (птица),
Том + вата = …(оружие),
Бар + соки = …(фрукт).
(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).
6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.
(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).
7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).
8. Решите шараду.
С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.
(Моль, боль, роль, соль).
9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).
10. Решите двойную шараду.
Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.
1. | 2. |
Слева направо:
1. Сооружение для постройки и ремонта судов.
2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.
Справа налево:
2. Часть лица.
1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.
Справа налево:
1. Код. - Доктор).
11. В каких словах по сто согласных?
(Стол, стог, стон).
12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на
Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.
13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
(Суббота).
14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?
(Коля – колья).
15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).
16. Что стоит посередине земли?
(Буква М).
17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.
(Всплеск, взгляд, встреча).
18. Отгадайте метаграмму:
С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.
19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
(Твое имя?).
20. Хитрые вопросы-шутки:
Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).
Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).
21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:
Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?
Сколько глаголов в этих строчках?
22. Решите анаграмму:
Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.
(Фара – арфа).
23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.
1) МЕ (…) ОЛАД (шок)
2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)
3) УТКО (…) ОРОГ (нос)
4) КАБ (…) ОШКО (лук)
5) С (…) ОКНО (тол)
6) ГА(…) АРОНЫ (мак)
1-й ведущий.
Уважаемые знатоки русского языка!
Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.