Как понять кто ты есть. Кто ты есть на самом деле


Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать - это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях - это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

И разве мы этого не хотим? Можем ли мы выразить миру, кто мы на самом деле? Возьмите ручку и бумагу и напишите описание себя. Оставьте это описание максимально подробным, определяя себя как целостный человек: физически, умственно, эмоционально и духовно.

Большинство людей могут идентифицировать по крайней мере одну хорошую вещь и одну плохую вещь о себе, независимо от того, насколько сильно их эго завышено или насколько низкая их самооценка. Напишите, что Вик считает вашими сильными и слабыми сторонами, определяя только вашу интуицию. Вспомните важные моменты в вашей жизни. Подумайте о тех историях, которые вы часто рассказываете в прошлом. Спросите себя, что эти истории говорят о вас и почему вы чувствуете себя обязанным рассказать им людям, которых вы знаете.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница - что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье - ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

Вы склонны считать их, потому что эти характеристики иллюстрируют ваше стандартное поведение, или вы рассказываете эти истории, потому что это редкие примеры характеристик, которые вы хотели бы иметь больше?

  • Обратите особое внимание на то, что эти истории говорят о вас как о человеке.
  • Рассказывают ли эти истории свою честность или мужество?
Подумайте о своем детстве. Большинство людей более верны своим желаниям и индивидуальности, когда они дети. Узнайте, что сделало его счастливым в детстве, а также то, что сделало его расстроенным.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Рассмотрим тип системы убеждений, которую вы передали в детстве. Если некоторые из этих элементов изменились, запишите их, а также укажите причины, которые вы признаете за этим изменением. Например, в детстве вам, возможно, понравились моменты, которые вы проводили независимо друг от друга и в одиночку. Если вы по-прежнему цените свое пространство человека, это стремление к свободе является очевидной частью того, кем вы на самом деле являетесь. Если вы в настоящее время застряли с несколькими обязательствами, спросите себя, почему. С другой стороны, вы можете придерживаться этих обязательств только для того, чтобы соответствовать ожиданиям других людей, и в этом случае ваше истинное я по-прежнему является независимым человеком, которого вы были ребенком. Держитесь подальше от зеркала на целую неделю и перестаньте смотреть на свое отражение. Когда вы заставляете себя перестать сосредотачиваться на физических неудачах, вы, вероятно, обнаружите, что никто другой не фиксирует их на своем месте. В результате вы, возможно, в конце концов осознаете, что отрицательные убеждения, которые вы имеете о своем внешнем виде, неверны. Остерегайтесь видеть себя в зеркале. . Тишина шума внутри вашей головы.

Это и есть фундамент самооценки - насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это - МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница - очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.

Жизнь может требовать, и ваши собственные мысли могут вытащить вас в сотне разных направлений. Упростите свою жизнь на несколько недель, чтобы свести к минимуму ваши тревожные мысли и негативные разговоры, которые часто сопровождают напряженный график.

Если у вас возникнут трудности с немедленным отключением шума вашей головы, планируйте отвести отпуск от своих внутренних забот. Позаботьтесь о максимально возможных потребностях, чтобы у вас было мало или ничего не делать во время этой недели отпуска. Организуйте свои обязательства, чтобы в течение этого времени не было внешнего беспокойства, вторгающегося в ваши мысли. Поощряйте других быть честными с вами. Вам нужно взглянуть на себя с новой точки зрения. Кто-то, кто вас хорошо знает, вероятно, будет лучше понимать, кто вы на самом деле, но сложная часть заключается в том, что немногие близкие люди готовы быть абсолютно честными в отношении ваших слабостей.

То, что я о себе думаю - это не то, что я чувствую. То, что я чувствую - это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…

Я - это мое тело

Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз - о чудо! - оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку - подняли. Захотели скорчить гримасу - запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».

Вам нужно найти друзей, которые будут честны с вами и побудят друзей, которых вы уже должны говорить честно и без страха. Вы можете сделать людей комфортными с идеей критиковать вас, научившись критиковать себя. Если вы можете продемонстрировать конструктивную самокритику, люди вокруг вас могут быть более удобными, говоря вам правду, когда они вас видят. Когда люди критикуют вас конструктивно, внимательно слушайте и принимайте то, что они должны сказать. Не реагируйте в гневе и не нажимайте, чтобы поддержать или опровергнуть их заявления.

  • Некоторым людям, естественно, удобнее быть честными.
  • Другие учатся быть честными, когда им становится удобно с кем-то.
  • У вас должен быть один или оба этих типа людей в вашей жизни.
Полюбуйтесь людьми.

Взрослый человек так и говорит - «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует - «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…

Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.

Люди ненавидят чувствовать себя незначительными, поэтому обычно человек, который плохо себя чувствует, будет реагировать, найдя кого-то, кого они могут критиковать и подвести. Но это искажает ваше самовосприятие. Лучше всего искать людей. Любуясь другим людям и рассматривая их как примеры, вы также можете достичь цели. Никто не идеален, но, как правило, вы склонны восхищаться людьми, обладающими положительными качествами, которые, как вы, карлик, обладают. Любуясь этими людьми, вы можете больше узнать о тех качествах, которыми вы не обладаете, и когда вы осознаете эти качества, вы можете попытаться имитировать их позже в своей собственной жизни. Предоставив вам отпуск из вашего первоначального набора восприятий, возьмите список и поработайте над каждым из пунктов. Спросите себя, имеет ли каждая точка какое-либо действие и какое-то время анализирует каждую точку в списке один за другим. Проанализируйте каждое восприятие, которое вы изначально использовали. . Побег из зоны комфорта.

На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто - нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго - ничего сложного тут нет.

Проверьте свое восприятие, заставив себя снова стать новичком во что-то новое. Во времена неопределенности чьи-то сильные и слабые стороны чаще появляются. Обратите внимание на свои собственные реакции во время эксперимента, чтобы лучше понять, каковы ваши положительные и отрицательные атрибуты.

Идея здесь состоит в том, чтобы найти что-то, о чем вы ничего не знаете, и заставить себя узнать об этом.

  • Например, если вы ничего не знаете о приготовлении пищи, узнайте, как готовить.
  • В это время вам нужно обратить пристальное внимание на ваши ответы и реакции.
  • Этот процесс также необходимо выполнить самостоятельно.
  • Не опирайтесь на других людей, чтобы достичь этого.
Примите свои неудачи. Люди ненавидят быть неправыми, но никто не совершенен. Вместо того, чтобы пытаться отрицать свои недостатки и недостатки, перестаньте давать оправдания и быть честными в том, с чем вы ошибаетесь.

Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?

Это включает в себя то, что вы считаете неправильным, и те, которые вы отрицали ранее. Поймите, что принятие ваших недостатков обязательно является частью того, чтобы видеть себя так, как вы есть на самом деле. Кроме того, просто узнав и приняв свои ошибки, вы в конечном итоге сможете их улучшить. Например, если вы обычно откладываете, не пытайтесь оправдываться, говоря, что вы можете закончить работу в любом случае, и это не имеет большого значения.

  • Вам также нужно избавиться от своих оправданий.
  • Вместо этого просто признайте себя, что вы затягиваете.
Создайте себя внутри.

Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт - это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.

Когда вы сталкиваетесь с проблемой, ищите причину внутри. Это может быть чрезвычайно легко возложить вину на другого человека, но, чтобы не стимулировать ваше эго несправедливо, вам нужно серьезно спросить себя, есть ли у вас какая-либо вина в текущей ситуации.

Точно так же вы должны проецировать себя каждый раз, когда у вас возникает соблазн жаловаться на других людей. Когда это произойдет, остановитесь и спросите себя, есть ли другие люди, делающие те же жалобы о вас. Просмотр снаружи. Подумайте о своих целях, идеях и желаниях. Вы можете обосновать и рационализировать каждого в своей собственной голове, но спросите себя, как вы увидите эти атрибуты, если бы видели их у другого человека, а не на себе. Если ожидаемая реакция меняется, определите, почему это так.

Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» - это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять - они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.

Например, если вы желаете отношения с определенным человеком и чувствуете себя оправданным в своем желании, подумайте о том, что может видеть незнакомый человек, который не участвует. Если объективное представление будет считать вас наивным или безрассудным, вы должны попытаться принять этот атрибут себя за то, что вы на самом деле. Сделайте дневник. Напишите о своих новых открытиях и сомнениях в течение всего процесса обновления вашего образа. Вы можете писать о своих чувствах, разочарованиях или чем-либо еще, связанных с этим предметом.

Важно просто писать последовательно и честно. Подумайте о себе здоровым способом. Хотя вам нужно быть честным в своих собственных недостатках, вам также нужно принять себя за того, кто вы на самом деле, и научиться честно оценивать свои хорошие моменты. Наличие плохого самоизображения может быть столь же разрушительным, как наличие чрезмерно завышенного самооценки.

Но все-таки «Я» - это не мои инстинкты и «Я» - это не мое тело. Физическая оболочка - это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.

Я - это мой ум

Следующий и самый проблемный уровень непонимания - это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия - «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.

Вам нужно осознать, что вы драгоценны, даже со всеми вашими ошибками и неудачами. Когда вы чувствуете, что ваше восприятие склоняется в отрицательном направлении, бросайте вызов этой вине. Если что-то пошло не так, и вы говорите себе: «Я ничего не делаю правильно», быстро исправьте себя, перечисляя примеры того, что вы сделали правильно. Спросите себя, кем вы хотите быть. Подумайте, как вы себя видите и спросите себя, кем вы в конечном итоге хотите быть. Возможно, человек, которого вы хотите быть, похож на человека, которого вы когда-то считали.

Узнайте, что вам нужно сделать, чтобы преобразовать себя и сделать это желание реальностью. Иногда вы оказываетесь в делах, и вы не знаете, почему. Почему вы поговорили с вашими родителями о чем-то, о чем вы даже не беспокоитесь? Наше бессознательное контролирует значительную часть нашего поведения, и поэтому мысль о многих наших решениях в жизни может быть завернута в тайну. Однако, если вы хотите обратить внимание, вы можете добиться большего понимания себя: потому что вы принимаете определенные решения, что делает вас счастливыми и как вы можете лучше его изменить.

В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго - это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго - это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.

Первое, что нужно сделать, чтобы лучше понять себя, - это провести объективные оценки. Конечно, вы можете обратиться к людям, которых знаете, но опыт, который созрел с вами, заставит вас сформулировать те же предрассудки, которые у вас есть. Наличие объективного мнения даст вам более точную картину, заставив вещи выглядеть так, как вы раньше не думали. Есть несколько тестов, которые вы можете сделать, чтобы узнать разные аспекты себя: Сделайте упражнения для написания, чтобы понять своего персонажа. Когда писатели пишут книгу, они часто делают письменные упражнения, которые помогают им лучше понимать персонажей, которые они излагают. Вы можете сделать эти же упражнения, чтобы лучше понять себя, загрузив их онлайн бесплатно. Конечно, вы ничего не можете сказать о себе, потому что они в основном полагаются на то, как вы даете ответы, но они могут заставить вас думать о вещах, о которых вы никогда не думали. Попробуйте ответить на следующие вопросы, чтобы понять, как этот тест может быть: как бы вы описали его в одном предложении, какова цель вашей жизни, что самое главное, что когда-либо случилось с вами? изменилось ли это? Как вы чувствуете себя иначе, чем люди вокруг вас? Сделать объективную оценку. . Оцените сильные и слабые стороны.

Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я - это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он - это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?

То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли - это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго - это узаконенная форма сумасшествия.

На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, - нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.

Психологи даже придумали специальный термин такой - рационализация, только используют его обычно в более узком значении - например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.

То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит - «Я это сделал, потому что…» - и дальше начинает врать. Это и есть рационализация - самообман через логическое обоснование своих поступков.

В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции - «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть - и это самая несусветная глупость какая только может быть.

Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе - «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить» .

И сказав это, он считает дело сделанным: понял - значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии - сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается - внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.

Вот вам и внутренний конфликт - на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе - реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?

Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто - его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда - их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.

Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными - их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.

Итак, «Я» - это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, - это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» - это нечто другое, что находится гораздо глубже.

Я - это моя память

Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.

Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос - а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?

Для этого у человека есть память - копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек - последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.

Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения - успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.

Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.

Иметь характер - хорошо, не иметь его - плохо. «Я» - это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» - это мой характер, а мой характер - это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.

Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели - заслужить признание и уважение. Потому что характер - это хорошо, а хороший характер - еще лучше.

Помните ? Так вот, характер - это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и - что гораздо опаснее! - самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?

С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? - Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.

Я - это мои чувства

Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару - иррациональными.

Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?» , а чувства - на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства - нравственную.

И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.

А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств - иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.

Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость - обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать - они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.

Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни - это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация - чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.

Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.

Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.

Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения - то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.

Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное - либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.

Так вот, утверждение, что «Я» - это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека - то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.

Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, - это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств - это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.

У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации - это отделение себя от своей Персоны («Я» - это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» - это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ - это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.

Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.

И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.

Я - это пустота

Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше - это не «Я», то где же все-таки его искать?

Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные - в них и скрывается предмет наших поисков.

Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.

Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом - вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» - «Вы» уже там были.

Самые ранние и зыбкие воспоминания - эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие - «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» - уже есть!

Посмотрите на это «Я» повнимательнее - не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?

Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?

Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.

Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция - осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.

Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок - оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.

Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну - существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между своего Эго.

Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.

Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации - к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».

От слов к делу

Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя - это процесс творческий , в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.

Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия - как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.

Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я - это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире - это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя - изучайте свои поступки.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:






| Ответить Спрятать ответы ∧


Здесь вы не узнаете ответ на вопрос, кто я есть. На вопрос кто я есть можете ответить только вы заглянув во внутрь себя. Но вы узнаете кем вы не являетесь.

Ниже представлена техника, которая поможет вам ответить на ваш вопрос кто я есть, точнее кем вы не являетесь. Почаще к ней возвращайтесь, когда вам кажется, что в вашей жизни не всё в порядке

Техника я «никто»:

Оглянитесь вокруг или просто подумайте обо всем, что вы имеете, снимаете, арендуете и покупаете в рассрочку или кредит, - короче, обо всем своем «имуществе». Если хотите, сделайте подробную опись всего, что у вас есть, а после скажите себе: «Мое имущество - это отнюдь не я» - в том смысле, что «мой дом, мой компьютер, сухарик, который я держу в руке, и далее по списку - все это отнюдь не я».

А теперь подумайте обо всем, к чему вы стремитесь и чего хотите, и скажите себе: «Мои желания и стремления - это отнюдь не я» - в том смысле, что «квартира улучшенной планировки, новый мобильный телефон со встроенным модемом, факсом и видеокамерой, аппетитный шоколадный батончик в броской упаковке - все это отнюдь не я».

Далее представьте себе всех обитателей своего симпатичного мирка, в особенности тех, кто вам реально дорог. Подумайте обо всех этих людях (только это нужно делать абстрактно, чтобы не увязнуть в деталях и не сбиться смысли) и скажите себе: «Все эти люди - это отнюдь не я» - в том смысле, что «Мария - прекрасная женщина, но это отнюдь не я. Саня - отличный парень, но тоже не я. Моя мать - это не я, мой сын-это не я. Никто из всех, кого я знаю, - это отнюдь не я».

Теперь припомните все свои слабости и привычки: еженедельный визит к массажисту или иглоукалывателю, то, как вы бросаете себе под ноги полотенце, чтобы не стоять после душа на холодном полу, сигареты, которые вы курите не в затяжку, и скажите себе:«Все мои слабости и привычки - это отнюдь не я».

Мысленно пробегитесь по всем своим фобиям, неприязням и антипатиям и скажите себе: «Мои фобии, неприязни и антипатии - это отнюдь не я» - в том смысле, что «страх оказаться в одном чулане с трехпалым, ленивцем-это отнюдь не я, моя неприязнь к гаишнику - это отнюдь не я» и так далее.

Наконец подумайте о своем теле со всеми его органами, нервами, внутренними жидкостями, костями, плотью, кровью, энергией, болями, недомоганиями и внешним видом и скажите себе: «Мое тело - это отнюдь не я».

Почувствуйте все, что вы сказали. Ваше имущество, ваши близкие, ваши страхи, привычки и желания - это отнюдь не вы. Даже ваше собственное тело-это тоже не вы. Но кто же тогда вы? А никто. Просто никто, и всё тут.

Насладитесь свободой этого состояния, а после выйдите на улицу-желательно в каком-нибудь шумном, грязном и суетном месте-и побудьте никем, полным никем Когда вы никто, вам абсолютно нечего терять; вы просто скопление атомов, движущихся туда-сюда внутри всего, - дитя Вселенной, и все вокруг принадлежит вам.

Это упражнение учит тому, как все потерять, чтобы все обрести. Если говорить о вложениях, то это - самое выгодное из всех, какие только можно себе вообразить. Практикуйте его, когда история вашей жизни становится слишком запутанной, чтобы течь в благоприятном для вас русле, и вы испытаете чувство великого облегчения и свободы.

Почаще обращайтесь к данной технике, она поможет вам трезвее смотреть на реальность, и отвечать на вопрос, кто я есть или вернее кем мы не являемся, ибо, если мы можем быть никем, то мы тогда можем быть всем.







2024 © mgp3.ru.