Исход. Маршрут движения из Кадеш-Барнеа. Моисей на священной горе


Вслед за Иосифом, когда он стал фактическим правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти. По приглашению Иосифа в Египет отправились его отец Иаков со всей семьёй в количестве 67 человек.

После того, как евреи поселились на богатой почве, благодаря влиянию высокоразвитой культуры и выгодному положению племени, родственного первому министру и благодетелю страны, их численность стала быстро расти.

Очевидно, что «сын» означает «преемник». Кроме того, следует помнить, как мы уже видели, - что испуганный Бальдассарр, отчаявшись от ужасающей надписи на стене, предлагает третье место в королевстве тем, кто знает, как расшифровать слова. Это предложение подразумевает, что первое и второе место были заняты: Набодедо и его сын Бальдассарр. Поэтому Библия не препятствует отношениям между родителями и детьми между Набонидом и Валтасаром.

Учитывая его административные полномочия, Дариус назначил 120 сатрапов для службы по всему королевству, а также трех старших сатириков, чтобы заботиться о своих финансовых интересах; одна из первых обязанностей сатрапов заключалась в сборе пошлины и налогов за казну государства.

Однако, после смерти Иосифа, со сменой фараона отношение египтян к поселившемуся среди них народу меняется, израильтяне попадают в рабство.

Евреев заставляли высекать огромные глыбы гранита и тащить их к месту построек; рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для возводимых построек, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей, под палочными ударами жестоких надзирателей, как это изображает Пятикнижие:

До сих пор не было найдено никакого упоминания «Дарий, сын Ахашвероша, о происхождении Мидян, который был назначен царем царства Халдеев». Рецензия критиков - это то же самое, что и всегда: воображаемый персонаж. И мы выступаем против воздержания, которое рано или поздно подтверждает себя правдой: Библия всегда правильная. Существует множество случаев, когда персонажи или даже события, упомянутые в Библии и определяемые призрачными критиками, в конечном счете являются историческими результатами, вне всяких сомнений.

Те, кто изучают Писание серьезно, теперь научились не уделять слишком много внимания критике. Они должны быть рассмотрены и обсуждены. По мнению некоторых ученых, Камбиз был сделан царем Вавилона его отцом Киром сразу же после завоевания города. Фактически, Камбиз представлял своего отца каждый год в канун Нового года в Вавилонии, но, похоже, что до конца года он жил в Сиппаре. Но они не учитывают тот факт, что «Дарио Иль Медо получил королевство в возрасте шестидесяти двух лет». Немного слишком много для наследственного принца.

«Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» (Исх.1:13,14).

Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет.

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности молодого народа, им было издано повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян.

Другие альпинисты пробуют другое стекло, на которое можно подняться: Дарио будет таким же Сиро. Но даже это стакан скользкой гипотезы. Невозможно, чтобы «Дарио» могло быть другим именем того же Сиро. Дарио, по сути, был «медо», а Сиро был персидским. Дарио был «из рода Мидян»: его отец, Ассуэро, был посредником.

Нет недостатка в другом стекле, на котором можно совершить скользкое скалолазание. Другие хотели бы идентифицировать Дария с предполагаемым дядей Кира, который был представлен греческим историком Ксенофонтом как «Сиассар, сын Астиажа». Ксенофонт сообщает, что Сиассар преуспел в престоле в «Астиаге», королеве СМИ, но затем отдал свою дочь и все средства массовой информации своему племяннику Киру. Но и Геродот, и Ктезия противоречат тезису Ксенофонта. Геродот утверждает, что Астиадж умер бездетным.

В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Подготовка к Исходу и сам Исход

Моисей был чудом спасён от гибели, благодаря тому, что младенцем он был положен в просмолённую его матерью Иохаведой (Йохевед) корзину, которая по водам Нила попадает в руки дочери фараона Батьи.

Моисей был воспитан при царском дворе и в качестве усыновлённого сына дочери фараона получил наилучшее из возможных в то время образование. Богато одарённый от природы, он не забыл своего происхождения от угнетаемого народа. Он не порвал и связи с ним, а напротив того, из роскошных палат дворца фараона ему было ясно видно унижение и рабство, в котором находился его народ.

Хроника Набонида указывает, что Кир захватил Среднее Королевство после захвата Астиажа. Гипотеза, основанная на других гипотезах, слишком слаба: на самом деле это не подтверждает. В конце концов, кто был Дарио Медо? Этот Губару стал правителем Вавилона после того, как Мидийцы и персы победили его.

Можно использовать несколько тестов. В «Хронике Набонида», описывающей падение Вавилона, говорится, что Угбару «губернатор Гутия и армия Кира вошел в Вавилон без боя». Однако между Угбару и Губару нет путаницы. Имена Угбару и Губару, как бы то ни было, не совпадают. В клинописи знак, соответствующий первому слогу Угбару, сильно отличается от знака Губару. Более того, в той же Хронике Набонида говорится, что Угбару, губернатор Гутиума, умер через несколько недель после победы. Другие клинописные тексты указывают на то, что Губару остался жив, и в течение 14 лет он был губернатором не только города Вавилона, но и всего региона, а также «региона над рекой».

Однажды, в порыве негодования, Моисей убивает египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал раба-израильтянина. Моисей зарыл египтянина в песке, стараясь скрыть следы своего невольного преступления, однако слух об этом успел распространиться, и ему грозила смертная казнь. Вследствие этого он вынужден был бежать из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров , в Мидьян, где он в течение 40 лет вёл тихую пастушескую жизнь.

Таким образом, Губару управлял регионом, который протянул всю длину так называемого Плодородного Полумесяца, примерно как вавилонская империя. Следует отметить, что Дарио Иль Медо «был королем царства Халдеев», но не был царем Персии. Чтобы быть «царем Персии», это был Кир: «Кир, царь Персии».

Почему же тогда Губару никогда не называл «Дарио»? Можно возразить, что в клинописных текстах Губару не упоминается как «царь». Однако следует отметить, что название «царь» даже не относится к Валтасару, а в персидском клинописном тексте четко сказано, что Набонид «доверил царство» своему сыну.

Когда приходит время, Моисей получает от Бога повеление вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ из плена рабства и поставить их на служение Богу, назвавшему Себя именем «Иегова», что значит «Сущий».

Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его требования.

Библейский «Дарий» был, безусловно, наместником. На самом деле, о нем говорится, что «он получил царство» и что «он был царём царства Халдейских». «Совершено Царь» является доказательством того, что он был подчинен другому монарху. Тот, кто получает Царство, становится царем, хотя Бог остается верховным царем.

Может ли такое отождествление считать окончательным? Исторические документы не указывают на национальность Губару или его рода: мы не можем быть уверены, что это «медо», и что это «сын Ахашвероша». Но противоположное тоже не доказано. Но даже здесь они не говорят нам об обратном. Это правда, что Библия, похоже, указывает на то, что правило Дария над Вавилоном недолго; кажется, что Кир взял власть. Губару, безусловно, сохранил свою позицию в течение 14 лет.

Эти чудеса получили название десяти казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. В честь последнего из этих чудес получил своё название еврейский праздник Песах (от פסח - миновал).

Согласно Пятикнижию, ангел смерти казнил всех египетских первенцев и «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Ожидая новых исторических открытий, нам кажется, что гипотеза более чем законна. На Ближнем Востоке обнаружены сотни тысяч таблеток с клинописными надписями, которые все еще представляют собой очень неполную и неполную картину. Следует также сказать, что древние историки, которых мы получили, малочисленны, почти все греческие и жили через один или несколько веков после событий, описанных в книге Даниила. Мы должны в любом случае помнить, что достоверность Писания не нуждается в подтверждении из других источников.

Не пренебрегайте другим элементом, далеко не вторичным. Древние неевреи вовсе не хотели описывать поражения и негативные вещи, которые касались их. Исключением является только Библия, откровенно описывающая ошибки и проступки самих евреев. Именно по этой причине в египетских документах нет никаких следов унижений, причиненных Египтянами богом евреев. Та же самая причина, весьма обоснованная, может быть приведена в связи с отсутствием исторической информации о Дарии в вавилонских документах. Та же книга Даниила дает нам основание верить в это.

Спасение еврейских первенцев ознаменовало начало Исхода из Египта. Всего через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у , или Красного, моря, где совершается ещё одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.

Скитание евреев по пустыне

Скитаясь по пустыне вслед за Духом Божиим, воплотившемся в огненном столпе (колонне), израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к горе Синай. У подошвы этой горы (отождествляемой большинством исследователей с горой Сас-Сафсафех, а другими с Сербалом) при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности.

Когда Дарий доверил Даниилу высокий пост в правительстве, многие высокопоставленные чиновники, движимые ревностью и завистью, замышляли против него. Сюжет был сорван, и Дарий поставил обвинителей Даниила на смерть со своими семьями. Это было не что-то, что можно было бы сообщить в вавилонских летописях. Более того, указом Дария приказал всем субъектам его королевства бояться и уважать «Бога Даниила, потому что он - живой Бог, который длится вечно; его царство никогда не будет уничтожено, и его правление продлится до конца».

Представьте себе, могли ли сильные вавилонские священники признать, что Бог иностранного населения и впал в немилость, могут скрыть их великих и великих богов. Книжники, которые действовали под руководством этого языческого священнического класса, не испытывали никаких сомнений в том, чтобы вмешиваться в записи, чтобы устранить эти постыдные факты. Известно, что это происходило регулярно в истории того времени.

Основу Завета составили знаменитые (Десятисловие или Декалог), высеченные Моисеем на двух Скрижалях Завета после сорокадневного уединения на горе Синай. Эти заповеди содержат основные начала данной Богом религии и нравственности.

Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны - потомки Аарона, брата Моисея, призванные осуществлять само священнослужение.

Совершенно очевидно, что история должна приписывать подавляющее превосходство Киру и Персам. Библия, вне политических игр, вместо этого показывает дуализм медоперсидского владычества: «Ваше царство разделено и дано мидянам и персам»; «Овен с двумя рогами, которые вы видели, представляет царей СМИ и Персии».

В этой статье мы рассмотрим основные и противоречивые аспекты Исхода евреев. Исход, по-видимому, является самым важным событием, описанным в книге с одноименным названием Святой Библии. Согласно этому рассказу, евреи, находившиеся в состоянии материального и психологического порабощения на Земле двух земель, покинули его, идя в сторону Израиля через Синайский полуостров во главе с Моисеем, посланным Адонаем. Это освобождение по-прежнему отмечается сегодня на религиозном празднике Песах, Пасха.

После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 тыс. человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 млн. человек), отправился в дальнейший путь к , то есть к Ханаану.

Несмотря на то, что цель странствий - земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещанную) землю.

Единственный текст, который непосредственно говорит о происшествии исхода, - это библейская книга Исхода. Напротив, были рабочие, которые не были подчинены хозяевам или какой-либо форме господства, которые получали зарплату в обмен на выполнение работы и, согласно положениям египетского закона, могли воздерживаться от работы для защиты своих собственных интересов.

Книга Исхода не дает ясных и определенных исторических ссылок. В нем говорится о двух разных фараонах, имя которых не упоминается. С далекого века выдвигались некоторые гипотезы о личности фараонов, и внимание было обращено прежде всего на фараона Исхода, соперника Моисея. В Геродоте, Иосифе и в Отцах Церкви ранних веков эпохи, начавшейся с рождения Христа, кроме Евсевия Кесарийского, было установлено мнение, согласно которому израильтяне были только теми, изгоняемыми из Египет от фараона Ахмоса.

Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной, появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от , где сделало последнюю остановку на берегу .

Фактически, жилые поселения, упомянутые в Книге Исхода, воздвигнутые евреями, когда они были рабами, - это, вероятно, Питом и Пи-Рамсес. Однако число 480 не следует рассматривать как исторический элемент, но как вычисленный и поздний расчет, основанный на количестве официальных служителей богослужения, при осуществлении своих функций от Аронны до Задока умножается на 40 лет.

Проход Красного моря - Лука Джордано. К этому рисунку мы должны добавить огромную массу беспорядочных людей, которые, вероятно, считаются египтянами и иммигрантами на Земле двух земель. Вышеупомянутое библейское число указывает на численность населения в несколько миллионов человек, что маловероятно, учитывая глобальное население Египта и следующее пребывание в почти совершенно необитаемых местах, характеризующееся большой засушливостью и нищетой растительности. Если информация, приведенная в библейском тексте, считается правильной, можно представить такую ​​интерпретацию.

Там с вершины горы Нево Моисей окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина Иисуса Навина, умирает, так и не вступив в Ханаан.

Библейский сюжет не ограничивается, однако, только описанием событийной истории. Он изобилует как Божественными наставлениями, так и часто тщательным описанием их исполнения. Способы принесения жертв, формы божественной службы приводятся в книгах Второзаконие и Левит в тесной связи с моральными нормами и эстетическими воззрениями, которые формируют основной корпус заповедей.

Сцена из фильма «Десять заповедей». История тысячелетней империи, Эйнауди, Турин. . Они заключаются в следующем: смена воды в крови, вторжение лягушек, вторжение москитов, вторжение летучих мышей, болезнь домашних животных, язвы на животных и людей, град, вторжение в саранчу, полную темноту и смерть первенца.

С Исходом, второй частью Пятикнижия, мы находимся в другом мире от того, который сопровождал нас в Книге Бытия. Иудеи теперь в Египте: Иаков вошел со всей семьей, чтобы добраться до своего сына Иосифа, который стал, так сказать, наместником фараона. Здесь интересно, что племя Иакова стало народом тем временем, конечно, довольно большим населением, хотя фигура в шестьсот тысяч человек, которую Библия в какой-то момент дает нам, может, безусловно, оказаться чрезмерной. Однако люди сохранили свои традиции и свои особенности; которая также сохранила свое фундаментальное строение с разделением на двенадцать колен двенадцати сыновей Иакова; народ, наконец, и прежде всего, который не потерял память и представление о том, что Авраам и другие патриархи передали, и это тоже причина, которая будет повторяться бесконечно в течение более трех тысяч лет истории: еврейскому народу всегда удастся остаться даже в самых сложных условиях.

Хронология Исхода

Традиционная религиозная точка зрения опирается на «430 лет», которое евреи, согласно Исх.12:40, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова, а с другой стороны, согласно 3Цар.6:1, это событие случилось за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме.

Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода.

Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как , так и царствование его отца - . Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250—1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо - ок. 1145 г. до н. э.;

Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, ), так и некоторые современные исследователи-египтологи.

Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.

Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древнеегипетской хронологии).

Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.

Фотогалерея






Исход евреев из Египта

Когда же произошел исход евреев из Египта?

Ученым хорошо известно следующее:

«Примерно в середине II тысячелетия до н. э. (1500-1400 г. до н. э.) семитские племена, известные окружающим народам под именем хапиру, начали вторгаться в Палестину. Палестина была заселена уже в древнейшие времена. Коренное население страны издавна составляли хананеи или ханаанеяне, от названия которых страна и называлась Ханааном. Палестиной она стала называться впоследствии от названия одного из народов - филистимлян, вселившихся в страну примерно в одно время с евреями… Ко времени вторжения еврейских племен в Ханаане уже существовали города с довольно многочисленным оседлым населением, занимавшимся преимущественно земледелием. Вторгшиеся… беспощадно уничтожали местное население и захватывали его достояние. Однако полностью истребить ханаанеян или вытеснить их из Палестины евреям не удалось, а с частью их они в дальнейшем смешались…

В конце прошлого века археологи нашли в египетской деревне Тель-Амарна большую коллекцию глиняных табличек с клинописными надписями. Это оказался архив фараонов… живших во второй половине 15-го века и, может быть, в начале 14-го века. Находка оказалась исключительно важной для историографии Древнего Востока. По интересующему нас здесь вопросу она также дает интересный материал.

На многих табличках оказались письма и донесения… фараонам их наместниками в различных подвластных им местностях. Некоторые из этих наместников… жалуются на то, что им приходится выносить постоянный военный натиск со стороны народа хапиру… Историки пришли к выводу о том, что, по всей вероятности, хапиру - это предки древних евреев. Таким образом, оказывается, что уже в 15 в. до н. э. предки евреев находились в Палестине».

А вот еще одно сообщение истории:

«В древнейшие времена в прибрежной части Палестины жило одно из эгейских племен «народов моря» - филистимляне, в остальной части страны - семитское племя хананеев. В 15-14 в до н. э. в страну начинают проникать племена хапиру, т. е. еврейские племена. В процессе борьбы еврейских племен с хананеями и филистимлянами в северной части Палестины возникает Израильское царство…"

Историкам по сей день доставляет много хлопот установление даты исхода. В научных кругах и по сей день ведется горячая полемика.

О чем же свидетельствует Библейская история и хронология?

Авраам родился в 1996 г. до Р. Хр. Когда ему было 75 лет, он покинул Харан и отправился в Ханаан. Это и было началом общего странствования Авраама и его потомков, и в Ханаане и в Египте. Авраам со своей семьей находился в продолжение 215 лет в Ханаане. Общее странствование продолжалось 430 лет, а поэтому в Египте сыны Израилевы находились 215 лет.

Перевод д-ра Хэйла текста Исх. 12,40 ясно показывает, что 430 лет - это общее странствование народа Израильского как в Ханаане, так и в Египте. Мы читаем: «Теперь обитание сынов Израилевых и их отцов, которые обитали в земле Ханаанской и в земле Египетской было 430 лет».

«По прошествии 430 лет, в этот самый день, все ополчение Господне вышло из земли Египетской ночью» (Исх. 12,41).

Израильтяне вышли из Египта в ту ночь, т. е. 430 лет спустя после призвания Авраама в 1921 г. до Р. Хр. (1996 - 75).

Следовательно, дата исхода Израильтян - 15 числа месяца Авива, 1491 года до Р. Хр. (1921 - 430).

В 1451 году до Р. Хр., после 40 лет странствования, произошло «завоевание Ханаана» (Палестины). Значит евреи могли в это время уже производить «военный натиск» на другие народы, живущие в Ханаане.

Библия также дает на этот счет некоторые указания. В 3Царств 6,1, сказано: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской. В четвертый год царствования Соломонова над Израилем… начал он строить храм Господу».

Соломон вступил на престол в 1015 году до Р. Хр., значит постройка храма началась, примерно, в 1011 г. до Р. Хр. Если евреи вышли из Египта за 480 лет до этого срока, стало быть, это событие произошло в 1491 г. до Р. Хр., (1011 + 480), т. е. в 15-м веке до н. э.

В. Л. Ранцов в своей Хронологии соглашается с вышеизложенной датировкой, относя «построение храма Иерусалимского» к 1010 г. до Р. Хр.

Не принимая во внимание факт, что первые Иудейские цари правили некоторое время одновременно, некоторые ученые богословы сдвигают дату воцарения Соломона к 975 - 970 г до н. э. К таковым относятся Г. Гече, Б. Геце и др. А Сильвестр Блисс в своей Хронологии относит царствование Соломона к 1030 - 990 г. до н. э., дату же исхода обозначает 2514 г. по сотворении мира, т. е. 1491 г. до н. э.

Если относить пребывание евреев ко времени Рамсеса II, то выходит, что еще в 13-м веке до н. э. Израиль все еще находился в Египте.

В 1906 г. Флиндерс Питри нашел плиту размером 3 х 1,5 м из черного гранита, на которой упоминаются покоренные Марнептой (Марнептахом) царства в Палестине: «Ханаан разграблен. Израиль опустошен». Это первое упоминание имени Израиль на египетских памятниках. Плита эта хранится в Каирском музее. Марнепта - это четвертый фараон 19-ой династии, а третьим фараоном этой династии был Рамсес II.

«Фараон Меремпт (он же Марнептах, Марнепта) правил в Египте с 1224 г. до н. э. и был вынужден защищать свои владения с севера».

О фараоне Рамсесе II известно, что он был «плагиатор, приписывающий себе достижения своих предшественников». Он «заявляет, что построил Питом (Пифом) и Раамсес израильскими рабами. В 1883 г. Навиль обнаружил Питом, в котором он нашел надпись Рамсеса II, на которой было написано: «Я построил Питом в устье востока». Здесь он также обнаружил прямоугольное здание с весьма необыкновенно толстыми стенами, на кирпичах которого были оттиски с именем Рамсеса II. В 1905 г. Питри определил местонахождение Раамсеса. В 1922 г. Фишер, археолог Пенсильванского Университетского Музея, нашел в Бетшане, в Палестине, надгробный обелиск Рамсеса II, высотой в 2,5 м и шириной в 25 см., на котором он написал: «Раамсес построен азиатскими, семитскими (еврейскими) рабами». Эти две надписи свидетельствуют о том, что Рамсес II был фараоном, для которого были построены эти города. Он был угнетателем Израиля, и таковым был его преемник Мернепта, фараон времени исхода. Всем хорошо известно и то, что Рамсес II был великим плагиатором, приписывающим себе успехи своих предшественников и дописывая свое имя на их памятниках. Археологи, придерживающиеся взгляда ранней даты Исхода при Тутмосе III и строителе этих двух городов, объясняют эти надписи следующим образом, именно, что Рамсес II произвел починку этих городов евреями, которые не вышли с Моисеем. В общем, мы думаем, что существуют более убедительные доказательства того, что Аменхотеп II был фараоном во время выхода евреев из Египта».

Вопрос проясняется, когда узнаем у К. Керама следующее: «… всякая датировка тем сложнее, чем более отдалены от нашей эпохи те или иные события».

На этой же странице Керам приводит мнения разных ученых: «… когда произошло объединение Египта под властью царя Менеса (Мины), то есть, год, с которого, собственно, и начинается история Египта: Шампольон - 5867 г. до н. э., Лесюер - 5770, Бек - 5702, Унгер - 5623, Мариэтт - 5004, Бругш - 4455, Лаут - 4157, Шаба - 4000, Лепсиус - 3892, Бунзен - 3623, Эд-Мейер - 3180, Вилькинсон - 2320, Пальмер - 2224. В наше время, однако, дату начала истории Египта снова отодвигают в более далекое прошлое: Брэстед относит ее к 3400 году, немец Георг Штейндорф - к 3200 году. По самым новейшим данным, это событие относят к 2900 году».

Дата, принятая советской историографией - «около 3200 года до н. э». Во «Всемирной истории», т.1, М,1955, указывается более общая дата - вторая половина 4 тысячелетия до н. э. Так или иначе мы имеем целый ряд доказательств того, что пребывание Израиля в Египте и его исход - события, исторически имевшие место и не являющиеся мифом.

Почему же нет прямых и полных исторических свидетельств, которые бы называли евреев по их именам? Почему не встречаем этого в найденных египетских записях?

Лопухин отвечает:

«Причина такого молчания египетских памятников о евреях объясняется особенностями египетского отношения к тем или другим фактам исторической жизни страны. Египтяне были чрезвычайно чутки к чести и славе своей страны, и поэтому, если они всеми силами старались увековечить на памятниках те исторические факты и события, которые могли служить к прославлению Египта, то с другой стороны, всячески старались изгладить все, что могло служить напоминанием о фактах и событиях противоположного свойства. Этим, между прочим, объясняется и тот замечательный факт, что несмотря на несомненное и долголетнее владычество гиксосов в Египте, египтологам приходится с трудом отыскивать случайно уцелевшие следы этого периода, неприятная память о котором стерта с памятников фараонами туземных династий. Нередко бывали случаи, когда новый фараон разрушал все памятники, воздвигнутые почему-либо ненавистным ему предшественником, и изглаживал память о нем с лица земли».

Вот что описывает Геллей о подобных действиях фараона Тутмоса III: «Выражая к ней (Хатшепсут) свою ненависть Тутмос III, после ее смерти, прежде всего повелел уничтожить все ее статуи и снять ее имя с памятников. Статуи в Бари были разбиты в куски, выброшены в каменоломню и остались там покрытыми сыпучими песками. Лишь недавно они были обнаружены Метрополитанским музеем».

«Потому-то так трудно бывает провести последовательную линию царствования династий и фараонов, и с особенной трудностью сопряжено исследование того периода, который относится к владычеству гиксосов. Так как с пребыванием израильтян в Египте и, особенно, с исходом их связаны факты и события, которые могли считаться весьма унизительными для гордой страны и ее надменных фараонов, то последние и уничтожили все памятники, которые могли служить напоминанием об этих неприятных событиях.

Но историю невозможно было уничтожить даже и неограниченному самовластию фараонов. Если были стерты и уничтожены частные памятники, касавшиеся этого несчастного и позорного для Египта периода, то все-таки общий уклад жизни и социально-государственные отношения дают картину, настолько поразительно верную библейскому повествованию, что достаточно одной этой общей картины, чтобы увидеть сокрытую тайну египетской истории. Но, кроме этого, сохранились и частные памятники, которые своим содержанием поразительно напоминают события, связанные с историей пребывания израильтян в Египте и с их угнетением со стороны фараонского правительства. Один папирус, относящийся к рассматриваемому времени, живо воспроизводит перед нами картину делания кирпичей (плинфоделания), составлявшего часть работы, наложенной на израильтян. «Двенадцать каменщиков, - говорит автор папируса, - кроме людей, занимающихся выделкой кирпичей в своих городах, приведены были сюда работать над построением домов. Пусть каждый из них выделывает положенное число кирпичей каждый день. Они не должны ослаблять труд в новом доме. В этом я повинуюсь приказанию, данному мне моим господином». Эти каменщики и их чернорабочие кирпичники, приведенные из своих городов для построения каких-то домов и обязательно работающие «урочное число», если не отождествлять их с израильтянами, все-таки указывают на то социальное положение, в котором и находились последние во время рабства египетского. На месте бывшего города Раамсес, построенного израильтянами, можно видеть огромные кирпичи из нильского ила, высушенного на солнце и смешанного с соломой, и даже по мнению такого осторожного исследователя, как Эберс, не будет смелостью думать, что эти кирпичи были приготовлены руками израильтян. Но наиболее замечательный памятник египетского плинфоделания открыт в гробнице на холме Абд-эль-Курнах, относящейся ко времени Тотмеса-III. Этот памятник представляет картину, изображающую каторжный труд выделки кирпичей и построения какого-то здания. Рабочие заняты различным родом труда: одни таскают в ведрах воду из пруда, другие ломают глыбы глинистой земли, иные выделывают кирпичи, переносят их на особых коромыслах к месту кладки и, наконец, некоторые заняты самою кладкой здания. Среди этой работающей толпы ясно выделяются надзиратели, из которых один заносит свою палку на спину ленивого рабочего, а другой спокойно сидит на близлежащем камне, держа однако же свою палку довольно угрожающим способом. Сопровождающая эту картину надпись объясняет, что это пленники, которых привел Тотмес-III для построения храма богу Аммону, и тут же описывается роль надзирателей. «Главный надзиратель говорит строителям: палка в руке моей. Работайте живо руками. Не лениться. Не отставать!» Некоторые из этих пленников носят довольно ясные черты еврейского типа и имеют бороды, отличающие их от египтян. На кирпичах обычно клались печати фараонов, при которых производились те или другие постройки, и Вилькинсон замечает, что «кирпичей, носящих имя Тотмеса-III, найдено гораздо более, чем кирпичей всякого другого фараона», а Росселини прибавляет, что «кирпичи, найденные в Египте и относящиеся к этому царствованию, всегда имеют в себе примесь соломы, хотя в некоторых, получше выделанных, она оказывается в очень небольшом количестве». В этом нельзя не видеть поразительного подтверждения Библейского повествования о том, что израильтяне должны были доставать солому для выделки урочного числа наложенных на них кирпичей.

Для удобства заведования работами они избирали из самих израильтян подручных себе надзирателей, на которых и возлагалась ответственность за исправность тех или других непосредственно вверенных работ».

И еще более ясным это станет, если принять во внимание следующее:

Мудрых людей из евреев, которые занимали высокие посты в Египте, египтяне называли своими египетскими именами: «И нарек фараон Иосифу имя Цафнаф-Панеах» (Быт. 41,45).

Братья Иосифа представились фараону как пастухи, чтобы поселиться отдельно от египтян в земле Гесем. «Ибо мерзость для египтян всякий пастух овец» (Быт. 46,34). Значит, если с ними (пастухами) для египтян было мерзостью встречаться, тем более писать о них в своих летописях.

Окрестные же народы считали евреев, живших в Египте, за египтян: «И видели жители земли той, хананеи, плач в Горенгаатаде, и сказали: велик плач этот у египтян!» (Быт. 50,11).

После того, как забыли Иосифа и его заслуги перед Египтом, - а это было легко, если учесть, что Иосиф носил египетское имя, - евреев, как презираемый народ, легко поработили и они стали как прочие рабы, характеристику которых не было нужды описывать в египетских летописях и хрониках.

События, связанные с исходом, происходили в короткий срок. Чудесам, которые творили Моисей и Аарон перед фараоном, не придавали никакого значения из-за жестокости фараона, а также из-за того, что некоторые из чудес, смогли сделать «своими чарами» и египетские волхвы (Исх. 7,11). «И призвал фараон мудрецов и чародеев: и эти волхвы египетские сделали то же своими чарами» (Исх. 7,22; 8,7). Из-за последовавших затем бурных трагических событий, это легко могло уйти из памяти, если еще учесть то обстоятельство, что это служило бы к позору, а не к славе фараона.

Наконец, критики Библии говорят, что если исход был при фараоне Меренптахе, то не было бы его мумии в гробницах, ведь по Библии, он утонул в Чермном море.

Это вопрос затрагивает в своей книге З. Косидовский, говоря:

«В подземной галерее не нашли мумии фараона Мернепта (Меренптаха). Это обрадовало тех, кто считал Библию достоверным историческим источником. Мернепта был тем фараоном, который бросился в погоню за бежавшими из Египта евреями и утонул в Красном море. Отсутствие его мумии в гробнице якобы подтверждало эту библейскую легенду.

Однако 12 лет спустя было сделано новое большое открытие. В Долине царей была найдена гробница Аменхотепа-II с тринадцатью другими мумиями. Среди них находилась и мумия библейского Мернепта. Из этого следовало, что он не утонул в море, а умер естественной смертью. Существовало, правда, предположение, что останки его были выброшены морскими волнами на берег, и только после этого набальзамированы. Однако, анатомические исследования не обнаружили следов разложения тела, какие должны были наступить под действием морской воды».

Действительно, когда читаем книгу Исход 14,27-28, находим: «И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место: а египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море: не осталось ни одного из них».

Однако, ниже, уже через стих, Библия открывает нам другую картину - море потопило войско фараоново и выбросило тела на берег: «И увидели израильтяне египтян мертвыми на берегу моря» (ст. 30).

Отсюда становится ясно, что тела египтян, потонувших в Чермном море, не остались в его водах, а были выброшены волнами на берег еще до утра. Следовательно, подобраны и похоронены, по обычаям египтян. А что «анатомические исследования не обнаружили следов разложения тел, какие должны были наступить под воздействием морской воды», - как замечает Косидовский, то это естественно, ибо египтяне были потоплены «в утреннюю стражу» (Исх. 14,24) «и к утру вода возвратилась в свое место, а египтяне бежали навстречу воде» (ст.27). «И увидели израильтяне египтян мертвыми на берегу моря… в день тот» (ст.30). Так что за такой короткий срок вода не могла разложить тела. Кроме того, здесь нужно учесть и сложный процесс бальзамирования, который использовали египетские врачи.

Но вот, что отвечает на это сам Косидовский:

«Я получил несколько писем от читателей, обративших внимание на расхождение между вышеприведенным утверждением и отчетом, содержащимся в книге В. Боултона «Вечность пирамид и трагедия Помпеи». Автор приводит письмо, которое в 1929 году опубликовал в лондонской газете «Таймс» археолог Э. Смит. Там написано, что мумия фараона Мернепта (изрубленная, впрочем, могильными грабителями) носила «симптомы инкрустации кристаллами соли», что должно было служить доказательством, будто фараон действительно утонул в море.

Прежде всего следует обратить внимание на странный факт: такая важная подробность была опубликована только спустя 30 лет после открытия мумии.

Кроме того, новейшая наука отвергла это доказательство по следующим причинам. Останки фараона были набальзамированы, а длительный и сложный процесс бальзамирования, наверное, должен был устранить всякие, даже мельчайшие следы морской соли. Если на мумии действительно найдены кристаллы соли, то они могли происходить из других источников. Следует помнить, что Мернепта вместе с другими фараонами был перенесен из первоначальной гробницы в коллективный склеп».


| |






2024 © mgp3.ru.