Исследуй состав почвы опыты. I. Организационный момент. V. Деление детей на группы


  • Развивающие :
    • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
    • развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
  • Воспитательные :
    • прививать интерес к учебному предмету;
    • воспитывать организованность;
    • прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;
    • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер,
    ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений, карточки с планом описания полезного ископаемого, презентация «Почва».

    Чтобы проверить, подходит ли данный вид растений для выполнения такой функции, стоит выполнить эксперимент. Эксперимент: биомаркеров материалы, необходимые для проведения эксперимента с двумя различными типами семян, например, сосны и ели, восемь косметических прокладок, восемь плоских контейнеров, соответственно, четыре приготовленных растворов водопроводной воды, 1, 5 - и 10-процентный раствор хлористого натрия.

    Материалы, подготовленные для эксперимента. Вырежьте каждый из хлопьев подходящим раствором, согласно этикетке, и распределите по каждому из них 10 семян в соответствии с описанием. Положите все свои отношения в солнечном месте и начните несколько дней, наблюдая за подсчетом семян, которые прорастут. Дополнить уровень индивидуальных решений, размещенных на планшетах.

    Литература:

    1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир" Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во «Астрель»
    2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику "Окружающий мир", 3 класс, изд-во «Астрель»
    3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во «ВАКО»

    1. Организационный момент

    Блюда с семенами, расположенными на косметических хлопьях, пропитанных различными растворами. Результат эксперимента Семена обоих растений прорастают с другой скоростью. Некоторые концентрации соли замедляют или даже предотвращают прорастание семян. Большинство семян прорастало на хлопьях, пропитанных обычной водопроводной водой. Остальные растворы в разной степени препятствуют прорастанию семян. Растения, чувствительные к конкретным веществам, содержащимся в воде, почве или воздухе, могут использоваться в качестве биологических наук.

    – Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

    2. Проверка домашнего задания

    План:

    1. Название.
    2. Свойства.
    3. Способ добычи.
    4. Значение, применение.
    5. Добывается ли в нашем крае.

    3. Объявление темы урока. Введение в тему

    1) – Посмотрите внимательно и скажите:
    – Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)
    – Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
    Приложение 1 , слайд 5
    2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
    – О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)
    Приложение 1 , слайд 6
    3) Это моя родная земля! (Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.)
    Приложение 1 , слайд 7
    4) – Вспомните сказку “Репка”
    – Где выросла репка? (В земле)
    – Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное.
    – Земля, на которой растут растения, называется – почва.
    – Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
    – Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы)
    – А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы детей)
    Приложение 1
    , слайд 8
    Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
    – Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
    Приложение 1 , слайд 9
    – В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
    – Это объекты какой природы? (неживой природы)
    Приложение 1 , слайд 10
    – Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
    – Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
    – Сделайте вывод :
    – Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.
    – Но что такое почва? Из чего состоит?

    На установках водоснабжения для оценки качества воды используется пресноводный мидийный обод. Он очень чувствителен к увеличению концентрации токсичных и опасных веществ для организмов. Когда такие вещества находятся в воде, моллюск закрывает оболочку. Это регистрируется специальными датчиками, расположенными на корпусах, и срабатывает сигнализация. Эта вода должна быть тщательно исследована до того, как она достигнет наших кранов.

    Наиболее известными индексами являются лишайники. Возникновение или отсутствие данной области, часто можно оценить степень чистоты воздуха с использованием лишайниковой шкалы. Примеры биосайдеров. Мхи: сфагнум сфагнум, широколистная метла, общий вердигр. Высшие растения: табак, крапива.

    4. Изучение нового материала

    1. Названия предмета исследования …
    2. Цвет …
    3. Слой земли …
    4. Состав …

    почва

    5. Свойство …

    – Заполните 1 строку листа наблюдений
    Приложение 1 , слайд 15
    – Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
    – Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
    – Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?
    – Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный)
    Приложение 1 , слайд 16
    – Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
    – Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?
    – Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)
    Приложение 1 , слайд 17

    Беспозвоночные: дафния, копеподы. Лесная метеостанция. Прогуливаясь по лесам, можно увидеть, что конусы, растущие на хвойных деревьях или лежащие на земле, иногда открыты и иногда закрыты. Может ли обычный сосновый конус быть индикатором влажности? Опыт может помочь в объяснении.

    Эксперимент: Когда открывается сосновый конус? Материалы, необходимые для эксперимента: конус или конусы любых хвойных пород, такие как шотландская сосна, умывальник в электрическом помещении или миска с водой. Выполнение эксперимента Устройте конусы на балконе или в окне в защищенном от дождя месте. Зимой отложите их от радиатора. Следите за тем, что происходит с конусами в зависимости от влажности воздуха. Если изменения погоды малы, и вы не видите изменений внешнего вида конусов, вы можете использовать увлажнитель или миску с водой.

    Опыт 1.

    – Выполняем по очереди!
    – Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
    – Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
    – Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
    Приложение 1 , слайд 18
    – Запишите в таблице (воздух)
    Приложение 1 , слайд 19
    – Воздух помогает корням растений дышать.
    – Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

    Результат эксперимента Перед дождем, когда он мокрый, конусы закрываются, когда он теплый, а воздух сух - они открываются. Конус может действовать как датчик естественной влажности. Наружный слой шелухи конуса поглощает влагу, которая находится в воздухе, а затем набухает, обеспечивая закрытие всего конуса.

    Перед тем как выпадет дождь, чешуйки конусов закрываются, чтобы защитить семена внутри. В ясный день, когда сосновая ветка открыта, ветер может посеять семена от нее, распространив ее вокруг. Осмос - мощь растений Часто можно увидеть асфальт или асфальт, разрастающийся через растения. Это явление связано с прохождением воды из раствора с более низкой концентрацией в раствор с более высокой концентрацией, которая содержит меньше воды. Осмоз уравновешивает концентрации различных растворов. Прорастающие растения берут воду, которая достигает их через осмос через трещины в земле.

    Опыт 2.

    – Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
    – Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
    – Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)
    – Сделайте вывод . (В почве есть вода)
    Приложение 1 , слайд 20
    – Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
    Приложение 1 , слайд 21

    Затем давление в отдельных ячейках растения увеличивается, и в результате повреждается асфальт или тротуар. Эксперимент: Семена, попавшие в литой. Выполняя эксперимент, вы можете проверить, раздует ли семена набухания штукатурку. Материалы, необходимые для эксперимента: семена и плоды деревьев и кустарников, например клен, или семена, удаленные из конусов, диск, вырезанный из бумажной трубки, штукатурка, пластиковый сосуд для подготовки штукатурки, шпатель, одноразовые перчатки, посуда с водой, небольшое сосуд для который вы можете вставить диск, вырезанный из бумажной трубки.

    Опыт 3.

    – А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
    – Какая стала вода? (Мутная).
    – Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
    – Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
    – Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
    Приложение 1 , слайд 22
    – Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
    – Глина хорошо удерживает воду.
    Приложение 1 , слайд 23

    Наденьте одноразовые перчатки, а затем в пластиковый контейнер, соедините штукатурку с небольшим количеством воды и хорошо перемешайте. Вырезать половину массы в бумажный диск, помещенный на листе бумаги. Попытайтесь получить слой с той же толщиной. Поместите готовые семена на штукатурку на диск. Вставьте семена с остальной массой.

    Подождите, пока гипс не сконцентрируется, а затем вставьте гипс в контейнер для воды. 36. Опыт может длиться до 10 дней. В течение всего этого времени необходимо контролировать количество воды в сосуде, в которое вставлен бумажный диск, заполненный гипсом и семенами, помещенными в него.

    Опыт 4.

    – Следующий опыт вам продемонстрирую я.
    – Нагреем немного почвы над огнем.
    – Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
    – Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
    – Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
    – Что доказал этот опыт?
    – Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
    Вывод: в почве содержится перегной.
    Приложение 1 , слайд 24
    – Запишите в таблицу.
    Приложение 1 , слайд 25
    Круговорот веществ
    Приложение 1 , слайд 26
    – Илья получил задание, узнать, что такое круговорот веществ в природе.

    Результат эксперимента Через некоторое время без вашего участия гипс сломается, и появятся всходы семян растений. Повышенное давление в набухающих семенах прорастающих растений возникает из-за явления осмоса. Рост опухолей увеличивает их объем. Поэтому через некоторое время на гипсе образуются трещины, а затем прорываются растения. Эта ситуация приводит к постоянному повреждению штукатурки. Растения могут пробивать даже очень твердый материал. С другой стороны, на бесполезной земле, такой как металлургические кучи и шахтные кучи, благодаря феномену осмоса начинает расти растительность.

    Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

    Доступ к воде В лесах животные используют водные залы на берегах рек и каналов, а также в многочисленных естественных лесных прудах и болотах. Кроме того, строятся искусственные резервуары, которые также служат источником воды, например, во время пожара. Районы вокруг естественных и искусственных источников воды в основном болотистые и грязные. Животные имеют ограниченную мобильность в этой области. С одной стороны, это дает хищникам шанс для легкой добычи, с другой стороны, это ограничивает их маневренность и возможность быстрой атаки.

    Чтобы продемонстрировать это явление, вы должны найти болотистую местность в лесу, предпочтительно мутную. Эксперимент: рядом с водостоком. Материалы, необходимые для эксперимента: деревянная палочка. Выполнение эксперимента Вставьте деревянную палочку в мутную землю. Затем быстро вытащите его.

    – Какой вывод сделаем?
    – Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
    Приложение 1 , слайд 27
    – Запишите в таблицу. слайд 28

    Физминутка (под музыку – Приложение 5 )

    (Дети представляют и изображают, что происходило с растением)

    1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной)
    2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)
    3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок)
    4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
    5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
    6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
    7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)

    Результат эксперимента Деревянная палочка легко разрушается в мутной почве, но ее быстрое извлечение требует больших усилий. В месте, откуда мы тянем палку, вода медленно проникает очень медленно, также доступ воздуха ограничен. Подобный эффект можно наблюдать, когда мы хотим вытащить плунжер в шприц с забитым кончиком.

    Благодаря следам на грязной земле вы можете получить представление о том, какие виды животных присутствуют в этом районе, и оценить их количество. Лось, благодаря своим длинным и тонким ногам и широким копытам, они могут легко перемещаться по водно-болотным угодьям. Это самый простой способ наблюдать за животными вокруг водяных отверстий. Вы просто должны помнить, чтобы не пугать животных или ограничивать их доступ к воде.

    – Какое слово у нас образовалось?
    – Да, плодородие. Запишите.
    Это главное свойство почвы.

    8. Итог урока

    – Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)
    – Из чего состоит почва?
    – Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).

    Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой.
    Приложение 1 , слайд 33
    – Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
    – Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

    Теплый песок, холодная вода Различные вещества нагреваются по-разному. Вы можете узнать, прикоснувшись к руке куском листового металла и куском дерева, подверженным воздействию солнечных лучей. Другим примером является песок, нагретый на пляже и в воде. Описанный опыт объясняет, откуда такие различия. Они могут быть сделаны независимо от погоды. Эксперимент: нагрев воды и песка. Материалы, необходимые для эксперимента: сосуд с водой, сосуд с песком, инфракрасная лампа. Выполняйте эксперимент. Установите воду и песок бок о бок.

    Осветите обе поверхности лампой. Через некоторое время, например, через дюжину секунд выключите лампу. Проверьте температуру воды и песка руками. 40. Одновременно освещайте как песок, так и воду, если позволяет размер сосудов. Если это невозможно, сначала осветить песок, затем проверить его температуру ладонью, затем осветить воду и проверить ее температуру. Время экспозиции должно зависеть от мощности лампы. В представленном эксперименте было около трех минут.

    Оценки за урок.

    9. Домашнее задание

    Приложение 1 , слайд 34

    Уч. с 68-69, Т. с.27 № 64-69

    Приложение 1 , слайд 35. Список электронных ресурсов.

    Земледелием люди занимаются с давних пор. И в наше время многие имеют собственные огороды и сады.
    Каждую весну мы с родителями вскапываем свой огород, сеем семена, высаживаем рассаду, картофель и цветы. По осени собираем урожай.
    Оказывается при равных погодных условиях, одни огородники получают богатый урожай со своего приусадебного участка, а другие скудный. Почему так происходит? Мы заинтересовалась, как растут растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?
    Ответы на поставленные вопросы мы получим с помощью наблюдения и опытов, которые проведем в ходе исследовательского проекта.

    Результат эксперимента Песок нагревается намного сильнее воды. Чтобы увеличить температуру тела, дайте ему энергию. Различные материалы характеризуются разной теплоемкостью, то есть количеством энергии, которое должно подаваться для повышения их температуры на единицу. По этой причине вода прогревается медленнее, чем земля, и когда она уже горячая, она остывает медленнее. Более 70% поверхности Земли покрыто океанами.

    Благодаря большой тепловой мощности, они защищают нашу планету от сильного нагрева в течение дня и быстрого охлаждения ночью, уменьшая разность температур между различными временами дня. По мере повышения температуры плотность большинства уменьшается.

    Объект исследования: почвы различного состава.

    Цель исследования: выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

    Задачи исследования:
    - собрать и изучить информацию о почве.
    - изучить состав почвы
    -провести наблюдение за ростом растений в почвах различного состава.
    -изучить условия роста растений в различных почвах.
    -проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.

    Теплая вода Водохранилище летом. Благодаря таким свойствам воды водные организмы, в частности рыба. У них есть шанс выжить в глубоководных водоемах даже в суровые зимы. Однако стоит помнить, что животные нуждаются в доступе к воздуху, поэтому вы должны регулярно льдить на льду.

    Эрозия почв Эрозия почвы - это процесс мойки, строжки или вытягивания верхнего слоя почвы. Важную роль в формировании рельефа играют вода, протекающая через долины рек и ручьев, а также от осадков: дождь, снег и град. Эрозионная активность вод отчетливо видна, особенно там, где есть большие склоны, например, в горах и нагорьях. Не все типы почв валяются водой в той же степени. Различия в деструктивных действиях воды 42.

    Гипотеза исследования: предположим, что растения в почвах различных по составу не одинаково.

    Почва - это, прежде всего, земля. Наш стратегический ресурс. Без земли нам не прокормиться.
    Почва - самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Важней-шим свойством почвы является плодородие - способность обес-печивать рост и развитие растений. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см. Главная функция почв - это обеспечение жизни на Земле. В почве нуждаются как растения, так и животные, а так же и человек.
    Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений. Таким образом, почва — условие существования жизни, но одновременно почва — следствие жизни на Земле.
    Для того чтобы узнать, действительно ли это так, нам следует изучить состав почвы.

    И влияние растительности, ограничивающей этот процесс, представляет собой опыт промывки почвы. Эксперимент: выщелачивание почвы. Материалы, необходимые для эксперимента: полив может с водой, различными типами почв. Выполнение эксперимента Возьмите несколько разных почв, например, из соснового леса, лиственного леса, болотистого луга, сада, с краю поля. Используя лейку, вылейте насыпь почвы или склонов водой. Наблюдайте, как вода течет по склоне, обнажаемому и заросшим растительностью.

    На открытых склонах вода ополаскивает почву, иногда создавая глубокие канавы и овраги. Такой процесс замедляется, если склоны заросли деревьями или кустарниками, стабилизирующими почву. В растительности также хранится проточная вода, ограничивающая процесс эрозии. Лёссовые почвы наиболее подвержены эрозии. В результате эрозии почва, богатая питательными веществами, вымывается быстрее. Эффект эрозии также снижает уровень грунтовых вод и высушивает площадь.

    Изучение состава почвы.
    В домашних условиях подобрали оборудование для проведения опытов. Подготовили образец почвы, взяли естественную природную почву.

    Опыт 1.
    Бросили комочек сухой почвы в стакан с водой. Из почвы начали появляться пузырьки.
    Спустя час стенки стакана покрылись мелкими пузырьками.
    Значит, в состав почвы входит воздух.

    Опыт 2.
    Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклом.
    Стекло запотело, а через час на нем появились капельки воды.
    Следовательно, в почве есть вода.

    Опыт 3.
    Нагрели почву над газовой плитой.
    Появился лёгкий дымок и неприятный запах, это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.
    Перегной придаёт почве тёмный цвет, влияет на плодородие почвы.

    Опыт 4.
    Слегка прокалённую почву, в которой перегной частично выгорел, насыпали в стакан с водой и размешали.
    Вода стала мутной. Когда осели частички почвы, мы рассмотрели различные её слои.
    На дне видны песчинки песка и глины.
    Сверху - перегной. Но когда часть перегноя сгорела, образовался пепел серого цвета. Он осел поверх всех слоёв.
    Можно сделать вывод, что в состав почвы входят песок и глина.

    Опыт 5.
    Несколько капель раствора поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центрального
    отопления.
    Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, это минеральные соли.
    Данный опыт показывает, что в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
    Проведенные опыты наглядно доказали, что в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральный соли. Данные составляющие необходимы для жизни растений.





    

    2024 © mgp3.ru.