Деревянная жар птица. Щепная птица


губернии. Одно из первоначальных её названий - «Поморский голубок».

В 1960-х годах искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возродителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области.

Sasha Krotov , CC BY-SA 3.0

В деревне открыт небольшой музей, посвящённый его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Традиция

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси.


, CC BY-SA 3.0

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

«Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения».

В путевых записках по северу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так:

«Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок».

В рассказе М. Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора:

«А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в „чистой“ комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка - вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубёночек - «вроде как бы Святой дух»».

Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа. В связи с этим современное превращение сакрального символа поморов в обычный сувенир не совсем корректно, так как разрушает исконную суть и духовное назначение артефакта. Образ голубя - это глубокий символ надежды, а не просто украшение или деревянная игрушка, как пытаются представить некоторые исследователи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу:

«Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья».

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий голубок» - артефакт этнических и религиозных верований поморского народа.

Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.


Андрей Полежаев , CC BY-SA 3.0

Изготовление

Изготавливается щепная птичка из двух цельных брусочков, щепки без применения клея и крепежных элементов. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики могут быть вырезаны фигурно.

На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого - продольные разрезы для хвоста.

В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяют их так, что они образуют крест.

Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. Получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитками.

Изготавливается птица обычно из древесины карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Древесина должна хорошо расщепляться и не ломаться на изгибах. Поначалу изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок.

Считается, что раньше голубков не раскрашивали. Сейчас популярны раскрашенные птички. По желанию их можно раскрасить самостоятельно.

Если посмотреть на готовую птичку сверху, то можно заметить, что она напоминает «крест в круге», что всегда читалось сильным знаком и оберегом. По разным версиям это - знак мира, Солнца, вечности, солнечный знак, солнечное колесо.

Фотогалерея



Полезная информация

Птица счастья
Поморский голубок

Где купить

Интернет-магазин «Русские ремесла » - здесь вы купите настоящую птицу счастья, и не только!

Изделия народных мастеров

Птичка счастья-глухарка Мартына Филипповича Фатьянова была изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на её деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения.

В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит.

В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приёмами резьбы, превратился в настоящую скульптуру - массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове. Работы А. Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.

Популярность

За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии.

Современные традиции

В наше время щепную птицу любят и чаще всего используют как сувенир. Время от времени появляются всякие легенды, связанные с ней.

Например рассказывают, что птичку подвешивали в доме с наступлением нового года, а через год сжигали. Считалось, что птица вбирает в себя всякий негатив, охраняя владельцев дома.

Но этой легенде нет официальных подтверждений.

Теперь принято птицу счастья дарить на рождение ребёнка, подвешивать над кроваткой или на новоселье, чтобы подвесить как оберег при входе в новый дом.

Её привозят как сувенир-символ России иностранные туристы.

Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души. В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь.
Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя.
Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток). Архангельск и Воронеж оспаривают первенство «колыбели» русского флота. Однако именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль «Святой Павел». Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль «Божье провидение». Хотя разница по времени небольшая, но, по всей видимости, рачительный Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска. Они уже успели пройти Амстердамскую школу. Первое, что делали переселенцы на новом месте - вешали в избе оберег - птицу счастья. Они-то и научили местных жителей секретам изготовления чудо-птиц.
Церковь также благосклонно относится к деревянной птице. Ее вешают в храмах над «вратами рая»: ведь само тело птицы напоминает крест - библейский символ. Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья.
Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.
Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.
Теперь не надо пытаться ловить свою птицу счастья - достаточно ее взять у мастера, принести в дом и приручить.
Туристский портал Архангельской области /

«Кириллов и Ферапонтово. Звёзды Русского Севера»

На территории Кирилло-Белозерского монастыря продаётся очень много сувениров. К примеру, вдоль стен в направлении Вологодской башни тянутся ряды лоточников. Но обсуждать продаваемые на лотках коммерческие поделки а-ля-рюс-хохлома-береста - несерьёзно. В Архимандричьих палатах есть небольшой магазин сувениров. В нём мы увидели шахматы и шкатулки - вологодского производства.
Шахматы всех размеров, из разных пород деревьев (кленовые, липовые и др.) и с очень интересными резными фигурками. Особенно понравились шахматные фигуры в виде пушкинских 33 богатырей и медведей. От 700р. до 5т.р. и выше. Шкатулки тоже очень симпатичные, с красивым орнаментом из мелкой-мелкой соломки. Здесь большой выбор.
А я искала птицу счастья. Деревянную. Вологодскую. С распахнутыми крыльями. Искала по всей Вологде, но нашла здесь в Кириллове. Улетели из Вологды все птицы счастья, приземлились в Кириллове.

Причём, как водится, увидела совершенно случайно. На выходе из монастыря, направляясь к стоянке, увидела лоток просто весь заставленный деревянными птичками.

А рядом сидит мастер и выстругивает очередную.

Подошли, разговорились, познакомились. Я выбрала самую большую и красивую, хотя мне ещё понравилась и другая - с длинной вытянутой шеей, её мастер называл лебёдушкой.

Такие птицы широко распространены именно здесь на Севере: в Вологодской, а ещё Архангельской области. Их делают из сосновой (или любой другой деревянной) дранки-щепы. Называют голубями или петушками. Их подвешивают на нитке под потолок, и там они тихо и плавно раскачивается, как будто парят или плавают.

Иногда их немного раскрашивают золотом, красным или голубым. Но почему именно птицы? Да потому, что Петушок - это древний славянский символ Солнца, а Голубь - это всегда Дух, Душа.

Такая птичка , совершающая круговые вращательные движения под действием восходящих потоков воздуха исстари считается на Руси воплощённым принципом свастики или солнечного коловрата .

«…По приданию, именно эта птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими «полетами» она оберегает домашний очаг. Говорят, что по тому, как к человеку повернётся птица - хвостом или головой, можно определить плохой он или хороший …»

«…Деревянная птичка-оберег — источник позитивной энергии.
«…Говорят, что птица должна обязательно попасть в руки хорошего человека. И ее ни в коем случае нельзя выбрасывать, если она поломалась - только сжигать. Птицу дарят близким людям, друзьям, молодым на свадьбу, новоселам...»


Н.Салистая, «Птица Счастья»

«…Раньше секреты изготовления оберегов передавались из поколения в поколение, и считалось за честь заниматься подобным ремеслом.
Для изготовления птицы нужны простые инструменты, которые есть в каждом доме: рубанок, нож, напильник (плоский и круглый), картон, ножницы, линейка, карандаш, а также материал (сосновые брусочки), из которого делают птицу.
Размеры птицы, а также форму головы, туловища и перьев могут быть любыми, что зависит от вкуса мастера.
Изготовить «птицу счастья» не очень сложно, хотя и необходимы большое терпение и аккуратность
…»

Посмотрите это прекрасное теплое мини-видео , если вас заинтресовала тема.
Посмотрите как работает Мастер, как движутся его руки, как он рассказывает о своём Пути…

Вообще тема Птицы в русском фольклоре неисчерпаема…

Иллюстрации к русским сказкам Niroot Puttapipat

Жар-птицы

Пока муж разворачивался и выезжал со стоянки, я успела забежать в магазин «Сувениры», который находится на дороге к монастырю, за белыми зданиями местной администрации. Это резная избушка. Оказалось, что сувениры здесь сильно отличаются от всех увиденных и очень интересные. Здесь продаются изделия из керамики местной художницы Нины Мишинцевой из деревни Куракино (kurakino.com ). а ещё плетеные длинные пояса с орнаментами, вязаные вручную круглые коврики , а ещё местные печатные плоские разноцветные прянички в виде зайцев, домов и кораблей, которые можно хранить до года.

В этом магазинчике я купила коврики (~200р., которые заметила ещё в невероятно уютной крохотной надвратной церквушке в Ферапонтово), пряники и буклет художницы. Мы хотели заехать в эту деревню по дороге в Петрозаводск, но у нас не получилось (об этом я расскажу чуть ниже). Ещё очень запомнились в этом магазинчике керамические козы. Да-да, Козы с Козлятушками. Там целая серия этих забавнейших фигурок в разных сюжетах. У Коз в ушах вставлены бубенчики. Фигурки похожи на дулёвские. Очень симпатичные, особенно для тех, кто, например, собирает. Я смотрела там и на длинные тканые дорожки-половики , но выглядели они хуже икейных, а стоили ~2.т.р..:)

* Фото Птицы счастья на главном коллаже взято из замечательного интернет-магазина

Архангельская щепная игрушка

ПТИЦА СЧАСТЬЯ



Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения.

Технология изготовления сохранилась до наших дней.

Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки.
Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом.
Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.
Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.

Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, в которую до ХХ века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, беломорские районы республики Карелии и Ненецкого автономного округа (Поморье, Поморская сторона). Одно из оригинальных названий игрушки "Поморский голубок". В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возрадителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище (Лешуконского района, Архангельской области). В деревне сейчас открыт небольшой музей посвященный его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения».

В путевых записках по cеверу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди нее свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». В рассказе Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора: “А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка - вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек - «вроде как бы Святой дух». Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа.

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья».

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий „голубок“ - артефакт этнических и религиозных верований поморского народа».

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси…

В руках народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приемами резьбы, превратился в настоящую скульптуру. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове.Работы Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.








2024 © mgp3.ru.