Что относится к материальной и духовной культуре. Духовная и материальная культура


Структура культуры (материальная и духовная)

Такое большое количество определений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу, искусство, религию и т.д.

Культурный процесс - это накопление обществом материальных и духовных ценностей, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Это человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Культуру можно поделить на два основных вида - материальную и духовную, которые тесно взаимосвязаны.

К материальной культуре относятся: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую. Не стоит забывать и о том, что к духовной культуре относится еще и поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего - религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: встречался с ними в поле и в роще, в зелени дерев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан.

Материальная культура удовлетворяет потребности людей своим вещественным наполнением, а духовная не только удовлетворяет плоть, но и развивает способности. Из этого следует, что чем больше человек развивается духовно, тем больше он изменяет материальную культуру.

Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашему организму, но, и радуют душу. Например, можно пить воду прямо из под крана, а можно из хрустального фужера. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно. Например, в произведениях архитектуры, декоративно - прикладного искусства. И дом, и дворец служат жильем, а храм в различные исторические отрезки времени был не только местом проведения религиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей и даже учебной аудиторией.

Другой важный момент состоит в том, что предметы культуры могут в процессе существования менять свое главное назначение. К примеру, по мебели и одежде, ставшими музейными экспонатами, можно изучать быт и нравы определенной эпохи.

В свою очередь каждая составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия - католическая, православная, протестантская и т.д.; наука - гуманитарная и техническая, которые тоже можно более подробно структурировать; искусство - декоративное, пластическое, станковое и т.д.

Основные функции культуры

Культура выполняет множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют три основные функции, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век - это познавательная, информативная, коммуникативная.

Первая - познавательная функция - это познание мира, страны, общества, или какого-то явления, самопознание (образование, воспитание). Такая функция концентрирует в себе опыт множества поколений людей, способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно сказать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются знания в культурном генофонде человечества. Все типы общества, живущие сегодня на земле, различаются, прежде всего, по этому типу. Одни из них демонстрируют удивительную способность посредством культуры взять все самое лучшее, что накоплено людьми и поставить себе на службу. Например, Япония проявляет огромные способности во многих сферах науки, техники, производства. Другие же до сих пор живут племенами и не способны использовать познавательные функции культуры, обрекая себя на социальную анемию и отсталость.

Вторая - информативная - это накопление, сохранение и передача культурной информации из поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, выступая в роли социальной памяти человека. Поэтому важно не только сохранить культурные ценности, но и передать их.

Третья - коммуникативная - средства передачи культурной информации, дистанционное познание. Культура представляет собой знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Это значит, что без понимания специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять их содержания. Это же относиться и к языку физики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.

Первым структурным элементом культуры является материальная культура, которая представляет собой объективные, материальные формы выражения духовных смыслов.

Материальная культура - совокупность способов производства материальных благ и ценностей, создаваемых человеческим трудом на каждом этапе развития общества.

Ценность – это положительная значимость предметов, явлений и идей. Предметы и явления становятся благом, если они удовлетворяют положительные человеческие потребности и способствуют социальному прогрессу.Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Хозяйственная культура - это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». В нее входят, прежде всего, экономическая деятельность - средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), а также и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека.

Хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству, она характеризует его с точки зрения влияния на человека, создания условий для его жизни и развития способностей, их реализации в экономической жизни общества. Эта культура воплощается не просто в производстве, технике, а в реализации творческого начала материальной деятельности человека.

Традиционно культурологи выделяют в качестве объектов (форм) материальной культуры культуру труда - технику, сооружения и орудия труда, средства производства, системы коммуникаций - пути и средства сообщения (транспорт, связь); культуру повседневности - предметы одежды, быта, пищи.

Все эти предметы культуры – носители культурной информации, которые создают искусственную среду обитания человечества и являются процессом и результатом материальной деятельности человека. Все эти явления связаны с содержанием производительных сил или производственных отношений. Однако материальная культура, являясь стороной материального производства, не тождественна ему. Она характеризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, а также реализации способностей человека в процессе материальной деятельности.

в Духовная кул.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей человечества (идей, представлений, убеждений, верований, знаний); интеллектуальная духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности на каждом этапе развития общества.

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

К духовной культуре относятся формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей в духовной сфере - это комплекс идей, знаний, представлений, переживаний, побуждений, влечений, верований, норм, традиций человеческого существования. Духовная деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие формы культуры:

Религиозная культура (религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения);

Нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

Эстетическая культура (искусство, его виды, направления и стили);

Правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система);

Политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

Интеллектуальная культура (наука, философия).

По видам деятельности все они входят в познавательную деятельность (наука, философия), ценностно-ориентированную деятельность (мораль, искусство, религия), регулирующую деятельность (политика, право).

Познавательная деятельность основана на познании человеком природы, общества, самого себя и своего внутреннего мира. Наиболее адекватно эта деятельность представлена научной деятельностью. Наука - специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построении рациональных прогнозов; управлении исследуемыми процессами на основе эксперимента.

Передаваемые от поколения к поколению традиционные знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды – научной - перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей культуры. Таким образом, в любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

К ценностно-ориентированной деятельности человека относятся мораль (моральная культура), искусство (художественная культура) и религия (религиозная культура). Осмысленный характер познания, понимания мира предполагает не просто знания о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценностей самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей. Он наполнен для него смыслами и значениями.

Первой наиболее социально значимой сферой культуры является моральная культура, дающая нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам деятельности общества и друг к другу.

Моральная культура – это достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, отношение к человеку как к высшей цели и самоценности. Моральная культура личности проявляется как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости и достоинстве человека. В основе моральной культуры личности лежит нравственность и совесть.

Вторая форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью - это художественно-эстетическая культура. Художественная культура - это специфическая чувственно-эмоциональная сфера познания, оценка и художественное преобразование мира по законам красоты. Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека (см. искусство в системе духовной культуры).

Третья форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью, - эторелигиозная культура , основанная на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу. Воплощается религиозная культура культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный Абсолют.

В духовной культуре можно выделить еще две формы, ориентированные на регулятивную форму деятельности, - это политика (политическая культура) и право (правовая культура), связанные с государством и его институтами и правовой системой общества.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Однако при определенных условиях закрепленная в механизмах социальной памяти духовная культура выступает как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества. Она может играть на разных этапах развития общества ведущую роль.

К особенностям духовной культуры, которая ориентирована на выработку знаний и ценностей, необходимо отнести следующие:

1. Духовная культура - это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, который богаче реального, материального мира (например, искусство живописи – направление сюрреализм – художник С. Дали).

2. Духовная культура дает человеку наибольшую свободу творчества (осознанное творчество человека – это то, что отличает мир культуры от мира природы).

3. Духовная культура нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.

4. Духовная культура - самая «хрупкая» область культуры, она более чувствительна к изменениям в социокультурном пространстве, более всех других областей страдает при социальных катаклизмах и нуждается в поддержке общества.

Следует отметить, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и т.д. Любой предмет материальной культуры является воплощением определенных замыслов человека, и в реальной жизни материальное и идеальное в культуре всегда переплетается.

Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную .

Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция .

Так в ходе НТР (научно-технической революции) возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры (развитие техники средств информации - радио, телевидения, компьютерных систем и т.д.), а с другой стороны - в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны (непрерывное «онаучивание» производства, постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д.); наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде» (например, дизайн - художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека).

Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание водораздела этих систем является ценность. В самом общем определении ценность - это все, что имеет для человека то или иное значение (значимо для него), а следовательно, как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» (культивированию) самого человека.

Ценности подразделяются на природные (все, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека - это и минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д. и т.п.) и культурные (это все, что создал человек, что является результатом его деятельности). В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру .

Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования - это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек (общество) производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.

Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека - это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека - это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум (сознание) или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.

Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира (мира его сознания). И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны - дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество.

Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность как и в момент их высказывания - достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.

Понятие духовной культуры :

Содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

Показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину -- добро -- красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

Теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

Этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

Эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Таким образом, духовная культура -- это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Человек по-разному может реализовать свое творческое начало и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой. Кратко охарактеризуем подлинно всеобщие формы духовной культуры, которых насчитывает шесть и в каждой их которых по-своему выражается суть человеческого бытия }







2024 © mgp3.ru.